К материальной культуре относятся картины научные открытия компьютеры учебные программы

3) материальная культура служит для обеспечения потребностей духовной культуры.

А12 Верны ли следующие суждения?

А. «Духовная культура призвана обеспечить потребности материальной культуры».

Б. «Духовная и материальные культуры существуют независимо друг от друга».

1) Верно только а;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А13 Верны ли следующие суждения?

А. «Духовная и материальная культуры полностью совпадают».

Б. «Духовная и материальные культуры существуют независимо друг от друга».

1) Верно только а;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А14 Существование культуры совершено невозможно без:

1) государственных учреждений, ведающих делами культуры;

2) демократического государственного устройства;

3) достаточного финансирования культурных мероприятий;

4) преемственности культурных традиций.

А15 Культурное многообразие человечества проявляется в:

Мастер-класс «Как использовать игровые образовательные ресурсы в обучении»

1) имущественном неравенстве людей;

2) различиях между странами по объему производства;

3) различию людей по темпераменту и психологическому складу личности;

4) специфике системы ценностей и норм жизни у разных народов.

А16 Верны ли следующие суждения?

А. К духовной сфере общественной жизни можно отнести религию, искусство, философию.

Б. К духовной сфере общественной жизни можно отнести деятельность научных и образовательных организаций и учреждений

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А17 К элементам духовной сферы общества можно отнести:

1) политические партии, государство;

2) классы, социальные группы;

3) мораль, искусство;

4) рабочая сила, средства производства.

А18 Верны ли следующие суждения?

А. Характерными элементами духовной сферы жизни общества являются искусство, учреждения культуры.

Б. Характерным элементом духовной сферы жизни общества является отношение людей к власти.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А19 Массовая культура характеризуется тем, что:

A. Способна приносить коммерческую прибыль;

Б. Нравится людям;

B. Часто рекламируется;

Г. Ее потребителями является только молодежь.

4) все перечисленное.

А20 Массовая культура:

1) появилась с развитием средств массовой информации;

2) сопровождает всю историю человечества;

3)является продуктом тоталитарных обществ с их стремлением к контролю, в том числе и средств культуры;

4) зародилась в Древнем Риме как зрелище для народа.

А21 Массовая культура включает в себя:

Б, Популярную и эстрадную музыку.

B. Научные знания.

4) Все перечисленное.

А22 Термин «поп-культура» является синонимом:

1) национальной культуры;

2) массовой культуры;

▽ Технический прогресс человечества. Документальный фильм

3) элитарной культуры;

4) народной культуры.

А23 Культура, произведения которой рассчитаны на круг знатоков, называется:

А24 Отличительной особенностью элитарной культуры является:

1) сложность содержания;

2) ограниченность национальными рамками;

3) способность приносить прибыль;

4) ориентация на широкую публику.

А25 Элитарная культура характеризуется тем, что:

A. Всегда приносит очень высокие коммерческие прибыли.

Б. Коммерческая выгода не является главной целью ее создателей.

B. Рассчитана на узкий круг людей, тонко разбирающихся в искусстве.

Г. Рассчитана только на богатых людей.

А26 Верны ли следующие суждения?

А. «Поп-культура» и «элитарная культура» враждебны друг другу.

Б. Достижения, художественные приемы «элитарной культуры» перенимаются «массовой культурой».

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А27 Произведения науки и искусства, моральные теории, религиозные учения вместе составляют:

1) массовую культуру;

2) духовную культуру;

3) народную культуру;

4) элитарную культуру.

А28 Формирование восприимчивости каждого человека к лучшим художественным произведениям и открытиям науки — это одна из задач:

1) элитарной культуры;

3) массовой культуры;

4) духовной культуры.

А29 Одна из сфер человеческой деятельности, направленной на производство новых знаний о природе, обществе и самом человеке — это:

А30 Верны ли следующие суждения ?

А. Развитие науки не возможно без опоры на достижение предшественников,

Б. Научные революции опровергают все ранее существующие теории.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А31 Положение, противоречащее этическим принципам и нормам науки — это:

Читайте также:
Лучшие языки программирования для создания программ

1) отстаивание своих научных идей в любой научной среде;

2) научная объективность при сборе экспериментальных данных;

3) отказ от присвоения чужих идей и результатов исследований;

4) игнорирование социальных последствий научных открытий.

А32 Регулировать человеческие отношения сточки зрения добра и зла — задача:

А33 Верны ли следующие суждения?

А. Задача морали — оценивать человеческие поступки с точки зрения добра и зла.

Б. Задача морали — регулировать человеческие отношения

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А34 Какая пара слов пропущена в следующей фразе;

«Мораль есть не что иное, как представление о том, что такое . в поступках и человеческом обществе»?

2) борьба и уступки;

4) закон и порядок

А35 Нормы поведения людей, отражающие представления людей о добре и зле, реализуемые внутренним убеждением людей, либо силой общественного мнения — это нормы:

1) религиозные нормы;

2) традиций и обычаев;

4) правовые нормы.

А36 Верны ли следующие суждения?

А. Моральные нормы: «Не убей, не укради, не лги, уважай старших, не развратничай», — являются общечеловеческими.

Б. Выше перечисленные моральные нормы признаются как образцы для поведения только в обществах, в которых установлена демократия.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А37 Для норм морали характерен признак:

1) поддерживаются силой общественного воздействия;

2) существуют в письменных источниках;

3) санкционированы силой сверхъестественного;

4) их соблюдение обеспечивается государством.

А38 «Золотое правило» нравственности провозглашает принцип:

1) действуй, руководствуясь не личными интересами, а интересами общества;

2) живи сам — давай жить другим;

3) поступай по отношению к другому так, как он поступает по отношению к тебе;

4) не делай другому того, чего не хочешь себе.

А39 «Золотое правило» нравственности утверждает принцип:

1) разумного эгоизма;

2) живи сам — давай жить другим;

3) твои поступки не должны противоречить интересам большинства;

4) поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.

А40 Укажите правильное сочетание.

Высказывания, полностью соответствующие общечеловеческим нормам нравственности:

A. Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы сони поступали с тобой.

Б. Нравственные качества человека проявляются в связи с его намерениями.

B. Нравственные качества человека проявляются в связи с его поступками, действиями.

Г. Поступай по отношению к другому так, как он поступает по отношению к тебе.

Источник: studfile.net

Раздел: «Духовная жизнь общества». 1. К материальной культуре относится:

1) картины; 2) компьютеры; 3) научные открытия; 4) учебные программы.

2. Верны ли следующие суждения?

А. «Духовная культура призвана обеспечить потребности материальной культуры».

Б. «Духовная и материальные культуры существуют независимо друг от друга».

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

3. Верны ли следующие суждения?

А. Характерными элементами духовной сферы жизни общества являют­ся искусство, учреждения культуры.

Б. Характерным элементом духовной сферы жизни общества является от­ношение людей к власти.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

4. Отличительной особенностью элитарной культуры является:

1) сложность содержания; 2) ограниченность национальными рамками;

3) способность приносить прибыль; 4) ориентация на широкую публику.

5. Верны ли следующие суждения?

А. Развитие науки не возможно без опоры на достижение предшествен­ников.

Б. Научные революции опровергают все ранее существующие теории.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

6. Верны ли следующие суждения?

А. Моральные нормы: «Не убей, не укради, не лги, уважай старших, не развратничай», — являются общечеловеческими.

Б. Выше перечисленные моральные нормы признаются как образцы для поведения только в обществах, в которых установлена демократия.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

7. Совесть можно интерпретировать как:

1) совокупность общечеловеческих ценностей;

2) ценности и идеалы, усвоенные индивидом;

3) способность ориентироваться в моральных принципах и поступать в соот­ветствии сними;

4) осознание личностью своих прав и свобод.

8. Укажите правильное сочетание. Любую религию характеризуют черты:

A. Символы и действия, которые связывают с потусторонним миром.

Б. Созданная на основе рационального изучения природы.

Читайте также:
Forscan как работать с программой на компьютере

B. Вера в сверхъестественную возможность предметов, явлений природы.

Г. Упование на загробную жизнь.

1) АБВ; 2) БВГ; 3) АВГ; 4) все перечисленное.

9. Ранняя форма религии, связанная с поклонением каким-либо реальным предметам и наделением их сверхъестественными силами 1) анимизм; 2) магия; 3) тотемизм; 4) фетишизм.

10. Запишите слово, пропущенное в предложении:

«Общепризнанное понятие о том, что хорошо и что плохо, определен­ные правила поведения человека среди людей — это _____________».

11. В каждой сфере жизни, указанной в первом столбце, подберите подходя­щее выражение из второго столбца.

А. Экономическая сфера Д. Взаимодействие классов, социальных слоев и групп
Б. Социальная сфера Е. Деятельность государственных организаций, партий
В. Политическая сфера Ж. Мораль, религия, искусство, философия, деятельность научных, религиозных, образовательных организаций
Г. Духовная сфера 3. Отношение в процессе материального производств

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 1241 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.net

Материальная культура: понятие, примеры из жизни, значение

Египет

Культура – это всё, что создано человеком. В этом смысле она противопоставляется природе. Если к природе относится всё естественное, то культура объединяет в себе всё искусственное: исторические памятники и современные научные достижения, народное творчество и авторские произведения, духовные ценности и материальные предметы, которые мы используем в повседневной жизни.

Несложно заметить, что все существующие культурные ценности могут иметь физическое воплощение или быть чисто духовными. В связи с этим культуру принято разделять на две большие части: материальную и нематериальную. Сегодня мы поговорим о материальной культуре, разберёмся, что она собой представляет, рассмотрим несколько примеров и выясним, где именно проходит грань между материальными и нематериальными ценностями.

Что такое материальная культура?

Материальная культура – это совокупность всех материальных ценностей, созданных человечеством или отдельным народом. Это очень широкое понятие, включающее в себя все предметы, созданные людьми (здания, памятники, одежда, посуда, украшения, оружие, техника) или возникшие в результате их деятельности (сельскохозяйственная продукция, сады).

Суть материальной культуры сводится к тому, что человек берёт природные материалы и делает из них предметы, необходимые для удовлетворения его потребностей.

К материальной культуре могут относиться как обладающие, так и не обладающие духовной ценностью предметы. Тем не менее, для создающего их человека в них всегда заключён какой-то смысл, они помогают ему адаптироваться к природным или социальным условиям. Поэтому для учёных, изучающих древние культуры, любой найденный предмет имеет большую научную ценность.

Материальная культура отражает образ жизни людей, их интересы, ценности, нравы, желания и стремления. А значит, любой предмет, будь то наконечник стрелы, глиняный кувшин или детская игрушка, является ценным артефактом, позволяющим современным исследователям реконструировать образ жизни представителей древней цивилизации.

Примеры материальной культуры

В качестве примеров рассмотрим несколько основных проявлений материальной культуры из повседневной жизни:

  • Сельское хозяйство. Это обширная сфера деятельности, включающая большое количество материальных ценностей, некоторые из которых создавались на протяжении тысячелетий. Сюда входят выведенные породы животных и сорта растений, возделанные почвы, техника, инструменты, растения на полях и деревья во фруктовых садах.
  • Строительство. Людям необходимы здания для жизни, развлечений, работы, производства и хранения продукции. Поэтому основная часть материальной культуры человечества на всех этапах его развития была представлена именно сооружениями.
  • Инструменты. Способность создавать и использовать инструменты – основное отличие человека от других животных. Для учёных, исследующих древние культуры, инструменты являются ценнейшим источником информации.
  • Транспорт и инфраструктура. Как только люди научились создавать транспортные средства, им понадобились дороги, мосты и другие сооружения. По мере развития технологий появлялись новые виды транспорта, и вместе с этим усложнялась инфраструктура, пополняясь такими сооружениями как эстакады, железнодорожные пути и станции, порты, аэропорты и прочее.
  • Связь. Значительную часть современной материальной культуры составляют инфраструктуры для почтовой, телефонной и прочих форм связи, позволяющих людям обмениваться информацией на больших расстояниях. Раньше связь была тесно связана с транспортной инфраструктурой, но по мере развития современных технологий зависит от неё всё меньше.
  • Трубопроводы. В современном мире существует обширная инфраструктура для транспортировки воды, газа, нефтепродуктов и прочих субстанций. Она также тесно связана с транспортной инфраструктурой.
  • Технологии. Уровень развития человечества определяется уровнем актуальных технологий, доступных обычным людям. В современной материальной культуре это компьютеры, смартфоны и прочие электронные устройства, которые делают нашу жизнь проще и расширяют наши возможности.

Вещи, создаваемые людьми для удовлетворения своих потребностей, являются основной формой существования материальной культуры. Стоит отметить, что со временем они могут приобретать историческую ценность, причём не только для историков, но и для простых людей, которым нравится обладать чем-то необычным.

Читайте также:
В каких случаях применяют специализированные программы защиты от компьютерных вирусов

Значение материальной культуры

Культура развивалась вместе с человечеством и всегда сохраняла тесную взаимосвязь с техническим прогрессом и наукой. Именно материальные потребности человека всегда были основной движущей силой прогресса. В современном мире социализация во многом зависит от материальной культуры, ведь взросление человека и формирование его личности тесно связаны с его жизнью, окружающими его предметами и доступными ему средствами коммуникации.

В психологии известен такой феномен как «дети-маугли». Это дети, которые по тем или иным причинам выросли вне человеческой культуры. Из-за этого они навсегда теряют способность к социализации. Они не могут не только стать частью общества, но даже освоить человеческую речь и прямохождение.

Современный человек – это продукт материальной культуры. Конечно, на нас оказывают влияние различные нематериальные ценности, в частности, литературные произведения, изучаемые в школе. И всё же основное влияние на формирование нашей личности оказывает именно материальная среда в которой прошло наше детство: наш дом, детская одежда и игрушки, школа и различный инвентарь. Мы учимся ценить и использовать окружающие нас предметы, и именно это позволяет нам приобщиться к современной культуре и стать частью общества.

Взаимосвязь с духовной культурой

Материальная и духовная культура – две части одного целого. Они тесно сплетены между собой, и грань между ними не всегда различима. Духовная культура – это совокупность всех духовных ценностей, созданных человечеством. Главное отличие духовной культуры от материальной состоит в том, что её ценности не разрушаются со временем – их можно передавать и хранить вечно.

Духовные ценности могут приобретать материальное воплощение, и именно это делает границу между духовной и материальной культурой размытой. К примеру, картина, написанная великим художником, является в первую очередь духовной ценностью. Однако на аукционах продаётся материальный предмет, собственноручно созданный этим художником. Тогда как само изображение, благодаря интернету, обычно доступно всем желающим.

Практически любая духовная ценность может быть воплощена в материальной форме. И нередко это является важным условием, делающим возможным сохранение, распространение и потребление этой ценности. К примеру, литературные произведения раньше могли полноценно храниться только в материальной форме (при устной передаче они обычно сильно искажались). Сегодня книга вполне может храниться в электронном виде, и всё же для её хранения необходим материальный накопитель.

Отдельно можно рассматривать такой элемент духовной культуры как нравственные ценности. Это особая группа, в которую входят такие ценности как любовь, дружба, честь, достоинство, добро, верность, патриотизм и прочее. Эти ценности не имеют материального воплощения, но для нас они крайне важны.

Таким образом, большинство ценностей духовной культуры может иметь материальное воплощение, а иногда даже нуждается в нём. Это относится не только к стихам, прозе, картинам или музыке. Научные идеи воплощаются в виде инструментов, машин, самолётов, компьютеров, космических аппаратов и других предметов, необходимых человечеству. Поэтому материальная и духовная культура тесно связаны между собой и не могут существовать по отдельности.

Как появилась материальная культура?

Современные исследователи полагают, что материальная культура возникла приблизительно 2,5 миллиона лет назад. Именно тогда возник такой биологический вид как человек умелый (homo habilis). Это первое известное современной науке существо, которое могло не только использовать, но и самостоятельно изготавливать инструменты. К слову, именно это считается переломным моментом в нашей эволюции.

Представители вида homo habilis научились обрабатывать камень, изготавливая из него различные орудия труда и оружие. Даже примитивные каменные инструменты давали им серьёзные преимущества, позволяя обустраивать в пещерах более комфортные жилища, легче добывать пропитание и лучше готовить пищу. И всё же они сильно зависели от окружающей среды и климата.

На протяжении миллионов лет климат постоянно менялся, а вместе с ним менялись ландшафт, флора и фауна. Чтобы выжить, людям приходилось подстраиваться под условия, совершенствовать способы добычи, учиться утеплять и защищать свои жилища. Именно борьба за существование была тогда основным стимулом развития человека и человеческой культуры.

Примерно 10 тысяч лет назад произошла неолитическая революция, в процессе которой люди перешли от кочевого образа жизни к оседлому и возникло аграрное общество. Благодаря оседлости материальная культура стала развиваться значительно быстрее, позволив нам всего за 10 тысячелетий стать теми, кем мы являемся сегодня.

Источник: dnevnik-znaniy.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru