– всемерно способствовать цивилизованной самореализации каждого человека в жизни и развитию общества на основе научного познания педагогической действительности, разработки и реализации эффективных мер по ее совершенствованию.
Следует различать теоретические и практические задачи педагогики. Педагогика как наука – решает несколько важных теоретических задач:
• выяснение закономерностей процесса воспитания, образования;
• изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;
• разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;
• внедрение результатов исследований в практику преподавания;
• планирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.
Функции педагогики – аналитическая, прогностическая, проективно – конструктивная.
Аналитическая функция характеризует решение следующих задач педагогической науки:
1) теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно–следственных связей процесса воспитания;
Управление персоналом
2) анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта.
Прогностическая функция:
1) обеспечение научно – обоснованного целеполагания, планирования и развития системы воспитания;
2) обеспечение эффективного управления образовательной политикой.
Проективно – конструктивная функция:
1) разработка новых педагогических технологий (содержания, форм, методов, средств воспитания и обучения), педагогических систем, основ инновационной педагогической деятельности;
2) внедрение результатов педагогических исследований в практику;
3) научно – методическое обеспечение управления образовательными структурами.
Проанализировав функции педагогики легко выделить и задачи этой науки. Таким образом, можно выявить определенную классификацию задач педагогики:
– Научное обоснование развития системы образования, содержания образовательного процесса.
– Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.
– Выявление закономерностей и формирование принципов процесса обучения и воспитания людей.
– Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.
– Разработка содержания и методик самообразования и самовоспитания людей.
– Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования и развития его профессионального мастерства.
– Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.
Основные задачи педагогики связаны с конкретизацией путей создания отвечающей основной цели педагогики эффективной педагогической системы работы в обществе, на местах и с каждым человеком.
Решая эти задачи для достижения главной цели, педагогика реализует свои основные функции социальные, научные и практические, в числе которых:
Как оценивать и планировать ресурсы функции обучения
1) социальная – служение людям и обществу передачей опыта старших поколений, содействие им в решении текущих жизненных проблем педагогическими средствами;
2) научно-развивающая – способствование утверждению научного подхода к решению педагогических проблем в государстве и обществе, деятельности педагогических учреждений и педагогов, консолидации научно-педагогических сил; повышение методологического, теоретического и прикладного уровня педагогических исследований, осмысление педагогического опыта в стране и за рубежом; организация взаимодействия со смежными науками;
3) познавательная – исследование педагогической действительности во всех ее составляющих и зависимостях, вскрытие педагогических закономерностей объяснение педагогических явлений и их зависимостей, разработка общей и частных педагогических теорий;
4) диагностическая – изучение и оценка состояния педагогической действительности результатов целенаправленной педагогической деятельности и неуправляемых влияний иных сфер общества;
5) прогностическая – научно обоснованное предвидение потребного педагогического будущего, тенденций педагогических процессов, эффективности предпринимаемых мер по совершенствованию практики, определение перспектив ее совершенствования в связи с социальными изменениями в стране;
6) проективно-конструктивная – разработка научно обоснованных целей и путей совершенствования педагогической практики;
7) организационно-методическая – разработка и совершенствование способов организации и методов построения педагогических систем и процессов, обеспечивающих достижение поставленных целей;
8) практически преобразовательная – участие во внедрении в практику научно-педагогических знаний, разработанных предложений, интенсивных педагогических технологий и эффективного (передового) педагогического опыта; повышение уровня и эффективности педагогической работы, а с ее помощью и содействие развитию общества;
9) интегрирующая – организация взаимодействия различных лиц и структур общества для единства действий в достижении педагогических целей, а также использования в педагогической практике положений и рекомендаций других наук, могущих повысить ее эффективность;
10) профессионально-педагогическая – формирование и повышение педагогического мастерства и культуры субъектов педагогической деятельности, а также необходимой педагогической компетентности других лиц, чья деятельность в иных сферах влияет на достижение оптимальных педагогических результатов;
11) воспитательно-просветительская – повышение уровня педагогической подготовленности населения, развенчание научно некорректных подходов к решению задач воспитания, образования, обучения, развития и самосовершенствования; оказание помощи гражданам в понимании педагогической действительности причин ее состояния, овладении умением лучше понимать себя, других и свое Влияние на них; побуждение к активной и цивилизованной самореализации, разумному поведению, здоровому, безопасному, граждански активному образу в жизни, участию в профилактике педагогической запущенности детей и преодоления допущенных ранее ошибок;
12) педагогически-организующая – содействие развитию педагогического движения и педагогического всеобщего обучения в стране, их форм, свойственных гражданскому обществу; подъем общего уровня культуры и научности решения педагогических задач, приличествующих и потребных цивилизованному государству и обществу; пропаганда научно-педагогических знаний.
Педагогика – социальная наука, имеющая социальное предназначение. Потребности жизни определяют ее интересы, усилия и организацию. Она представляет собой производство новых и улучшение имеющихся педагогических знаний, технологий и более совершенных образцов педагогической действительности во имя интересов человека и общества. Главная социальная миссия педагогики – преобразующая, прогрессивно-производительная, совершенствования жизни и будущего, а передача опыта поколений лишь база для этого. Ее поддержка обществом и государством обладает ничем не заменимыми и высокими социальной ценностью, результативностью и рентабельностью.
Источник: www.infobraz.ru
Функции учебных программ
Тема урока: Учебная литература.
Учебник — это учебное издание, адресованное учащимся и содержащее систематизированное изложение учебного предмета. По своему содержанию и структуре учебник полностью соответствует учебной программе того или иного учебного предмета.
Учебник – книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры; это основной и ведущий вид учебной литературы. Учебник отвечает основным целям и задачам обучения, воспитания и развития определенных возрастных и социальных групп.
Учебник является для учащихся важным источником знаний, одним из главных средств обучения. Через учебник осуществляется организация процесса усвоения содержания образования, он призван формировать способность учащегося к накоплению личного социального опыта, формированию у него умения оценивать явления и события окружающей действительности, определять свое место в обществе.
Учебник должен удовлетворять основным педагогическим требованиям:
1) сообщать научно достоверные данные по рассматриваемому предмету, науке в пределах обозначенной программы;
2) обеспечивать подготовку и навык к самостоятельному приобретению знаний в будущем;
3) развивать мышление учащихся и формировать приемы умственной деятельности.
Теория учебника развивается на стыке педагогики, психологии, базовых наук, искусств, книговедения. Существуют различные подходы к обоснованию оптимальной структуры учебника: с точки зрения содержательных компонентов (И. Я. Лернер), учебник как комплексная информационная модель учебно-воспитательного процесса (В. П. Беспалько) и др. Окончательное суждение о качестве учебника позволяет сделать только его экспериментальная апробация в процессе обучения.
Существуют методические требования к учебнику:
1) соответствие возрастным особенностям учащихся по содержанию и форме преподнесения учебного материала;
2) четкое структурное деление и графическое выделение выводов;
3) наличие иллюстраций, способствующих усвоению и запоминанию изучаемого материала;
4) наличие заданий, развивающих творческие способности учащихся, прививающие навыки самостоятельности в изучении нового материала;
Учебник является носителем содержания образования и основным книжным средством обучения в школе.
Структура и функции учебника. Д.Д. Зуев выделяет следующие структурные компоненты учебника:
1. Тексты как главный компонент:
2. Внетекстовые вспомогательные компоненты:
1) организация усвоения (вопросы и задания, памятки, инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстрациям и упражнения);
2) собственно иллюстративный материал;
3) аппарат ориентировки (предисловие, примечания, приложения, оглавление, указатели).
Материал в учебниках может размещаться по:
А) линейному принципу (материал излагается последовательно на основе уже знакомого, без возвращения к нему на следующих этапах изучения);
Б) концентрическому принципу (когда часть учебного материала повторно изучается на нескольких ступенях обучения, но с различной степенью глубины).
Функции школьного учебника (по Д.Д. Зуеву):
1. Информационная. Учебник обеспечивает учащихся необходимой и достаточной информацией по тому или иному предмету.
2. Систематизирующая. Учебник реализует требование систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета.
3. Трансформационная — связана с педагогической переработкой научных знаний, подлежащих усвоению. Материал в учебнике педагогически адаптирован в соответствии с дидактическими принципами научности, доступности, учета возрастных особенностей, связи изучаемого материала с жизнью, с практикой. Одним из важнейших направлений адаптации учебного материала является введение проблемности, эмоциональной выразительности.
4. Функция закрепления и самоконтроля. Учебник предоставляет возможности повторного изучения материала, формирования у учащихся прочных знаний может служить фундаментом при их дальнейшем углублении в процессе самообразования.
5. Интегрирующая — учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук.
6. Координирующая — привлечение в процессе работы над учебным материалом разнообразных средств обучения (справочники, задачники, карты, иллюстрации, фильмы, учебные пособия и т.п.).
7. Воспитательно-развивающая функция предполагает духовно-ценностное влияние содержания учебника на учащихся.
8. Обучающая функция: работа с учебником развивает такие умения и навыки, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое запоминание, необходимые для самообразования.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Системный подход к проектированию рабочих программ и результатов обучения (ФГОС)

Ученик становится активным субъектом педагогического процесса. Педагогу важно самоопределение учащегося в процессе обучения.
Главная задача при этом, пробудить у ученика интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования в результате чего должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией в обучении и жизни.
Чтобы всё это осуществить, необходимо каждому педагогу изменить всю систему своей учебной деятельности подготовки:
а)изучить нормативные документы по( Фгос); б) составить рабочую программу по предмету (на основе примерной программы); в)составить КТП(желательно графической формы); г)поурочный план (также графической формы) и это тот минимум, на мой взгляд, с чего стоит начинать.
2-Знать, что результаты системно – деятельного подхода делятся на 3 группы: а)личностные; б)метапредметные; в)предметные.
Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности;
Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
Планирование образовательной и профессиональной карьеры;
Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
1.Планирование процесса познавательной деятельности;
2.Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
3. Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
4. Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий декоративно-прикладного искусства;
Виртуальное и натурное моделирование художественных и технологических процессов и объектов;
Аргументированная защита в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную или социальную значимость;
Выбор различных источников информации для решения познавательных и коммуникативных задач, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива;
1.рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
2.оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
3.ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
4.владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
5.распознавание видов инструментов, приспособлений и оборудования и их технологических возможностей;
6.планирование технологического процесса и процесса труда;
7. организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
8. подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
9. проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
10. подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
11. планирование последовательности операций и составление технологической карты;
12. выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений




Системный подход к проектированию рабочих программ и результатов обучения
Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме ЗУНов приходит Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход к развитию универсальных учебных действий.
Содержание, формы и методы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и мышления учащегося. Усвоение ребенком системы научных понятий является базой для формирования теоретического отношения к действительности, развития теоретического мышления и основ теоретического сознания. Центральной линией развития выступает интеллектуализация и формирование произвольности всех психических процессов. Центральными новообразованиями являются: преобразование восприятия в наблюдение; словесно-логическое мышление, вербальное дискурсивное мышление; развитие логической произвольной смысловой памяти; произвольное внимание; письменная речь; произвольная речь с учетом цели и условий коммуникации, а также анализ, рефлексия, планирование (реализация внутреннего плана действий), способность к генерализации отношений в образной форме в восприятии.
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века.
В результате у обучающихся должны быть сформированы: желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности; математическая грамотность и грамотность в области чтения как основа всего последующего обучения. Таким образом, особенностью содержания современного начального общего образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Кроме этого, определение в программах содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, т.е. формируются средствами каждого учебного предмета, дает возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения, приблизиться к реализации «идеальных» целей образования. В то же время такой подход позволит предупредить узкопредметность в отборе содержания образования, обеспечить интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира.
Рабочая программа служит ориентиром для учителя общеобразовательной школы и позволяет определять акценты в освещении отдельных вопросов, , включать дополнительные доступные учащимся технико-технологические приемы и виды работ. Программа предмета должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
В соответствии со статьей 9 п. 6 Закона Российской Федерации «Об образовании» основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочую программу обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.
В соответствии со статьей 32 п. 2.7 Закона Российской Федерации «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится разработка и утверждение рабочих программ.
В соответствии с разделом 19.5 ФГОС НОО разработка рабочих программ по учебным предметам начальной школы основана на требованиях к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программе формирования универсальных учебных действий.
Таким образом, рабочая программа обеспечивает:
Источник: videouroki.net