К какой функции относится разработка новых рабочих программ теоретического и практического обучения

– всемерно способствовать цивилизованной самореализации каждого человека в жизни и развитию общества на основе научного познания педагогической действительности, разработки и реализации эффективных мер по ее совершенствованию.

Следует различать теоретические и практические задачи педагогики. Педагогика как наука – решает несколько важных теоретических задач:

• выяснение закономерностей процесса воспитания, образования;

• изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;

• разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;

• внедрение результатов исследований в практику преподавания;

• планирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.

Функции педагогики – аналитическая, прогностическая, проективно – конструктивная.

Аналитическая функция характеризует решение следующих задач педагогической науки:

1) теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно–следственных связей процесса воспитания;

Управление персоналом

2) анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта.

Прогностическая функция:

1) обеспечение научно – обоснованного целеполагания, планирования и развития системы воспитания;

2) обеспечение эффективного управления образовательной политикой.

Проективно – конструктивная функция:

1) разработка новых педагогических технологий (содержания, форм, методов, средств воспитания и обучения), педагогических систем, основ инновационной педагогической деятельности;

2) внедрение результатов педагогических исследований в практику;

3) научно – методическое обеспечение управления образовательными структурами.

Проанализировав функции педагогики легко выделить и задачи этой науки. Таким образом, можно выявить определенную классификацию задач педагогики:

– Научное обоснование развития системы образования, содержания образовательного процесса.

– Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.

– Выявление закономерностей и формирование принципов процесса обучения и воспитания людей.

– Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.

– Разработка содержания и методик самообразования и самовоспитания людей.

– Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования и развития его профессионального мастерства.

– Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

Основные задачи педагогики связаны с конкретизацией путей создания отвечающей основной цели педагогики эффективной педагогической системы работы в обществе, на местах и с каждым человеком.

Решая эти задачи для достижения главной цели, педагогика реализует свои основные функции социальные, научные и практические, в числе которых:

Как оценивать и планировать ресурсы функции обучения

1) социальная – служение людям и обществу передачей опыта старших поколений, содействие им в решении текущих жизненных проблем педагогическими средствами;

2) научно-развивающая – способствование утверждению научного подхода к решению педагогических проблем в государстве и обществе, деятельности педагогических учреждений и педагогов, консолидации научно-педагогических сил; повышение методологического, теоретического и прикладного уровня педагогических исследований, осмысление педагогического опыта в стране и за рубежом; организация взаимодействия со смежными науками;

3) познавательная – исследование педагогической действительности во всех ее составляющих и зависимостях, вскрытие педагогических закономерностей объяснение педагогических явлений и их зависимостей, разработка общей и частных педагогических теорий;

4) диагностическая – изучение и оценка состояния педагогической действительности результатов целенаправленной педагогической деятельности и неуправляемых влияний иных сфер общества;

5) прогностическая – научно обоснованное предвидение потребного педагогического будущего, тенденций педагогических процессов, эффективности предпринимаемых мер по совершенствованию практики, определение перспектив ее совершенствования в связи с социальными изменениями в стране;

6) проективно-конструктивная – разработка научно обоснованных целей и путей совершенствования педагогической практики;

7) организационно-методическая – разработка и совершенствование способов организации и методов построения педагогических систем и процессов, обеспечивающих достижение поставленных целей;

8) практически преобразовательная – участие во внедрении в практику научно-педагогических знаний, разработанных предложений, интенсивных педагогических технологий и эффективного (передового) педагогического опыта; повышение уровня и эффективности педагогической работы, а с ее помощью и содействие развитию общества;

9) интегрирующая – организация взаимодействия различных лиц и структур общества для единства действий в достижении педагогических целей, а также использования в педагогической практике положений и рекомендаций других наук, могущих повысить ее эффективность;

10) профессионально-педагогическая – формирование и повышение педагогического мастерства и культуры субъектов педагогической деятельности, а также необходимой педагогической компетентности других лиц, чья деятельность в иных сферах влияет на достижение оптимальных педагогических результатов;

Читайте также:
Алгоритм приема на работу в программе 1с

11) воспитательно-просветительская – повышение уровня педагогической подготовленности населения, развенчание научно некорректных подходов к решению задач воспитания, образования, обучения, развития и самосовершенствования; оказание помощи гражданам в понимании педагогической действительности причин ее состояния, овладении умением лучше понимать себя, других и свое Влияние на них; побуждение к активной и цивилизованной самореализации, разумному поведению, здоровому, безопасному, граждански активному образу в жизни, участию в профилактике педагогической запущенности детей и преодоления допущенных ранее ошибок;

12) педагогически-организующая – содействие развитию педагогического движения и педагогического всеобщего обучения в стране, их форм, свойственных гражданскому обществу; подъем общего уровня культуры и научности решения педагогических задач, приличествующих и потребных цивилизованному государству и обществу; пропаганда научно-педагогических знаний.

Педагогика – социальная наука, имеющая социальное предназначение. Потребности жизни определяют ее интересы, усилия и организацию. Она представляет собой производство новых и улучшение имеющихся педагогических знаний, технологий и более совершенных образцов педагогической действительности во имя интересов человека и общества. Главная социальная миссия педагогики – преобразующая, прогрессивно-производительная, совершенствования жизни и будущего, а передача опыта поколений лишь база для этого. Ее поддержка обществом и государством обладает ничем не заменимыми и высокими социальной ценностью, результативностью и рентабельностью.

Источник: www.infobraz.ru

Функции учебных программ

Тема урока: Учебная литература.

Учебник — это учебное издание, адресованное учащимся и содержащее систематизированное изложение учебного предмета. По своему содержанию и структуре учебник полностью соответствует учебной программе того или иного учебного предмета.

Учебник – книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры; это основной и ведущий вид учебной литературы. Учебник отвечает основным целям и задачам обучения, воспитания и развития определенных возрастных и социальных групп.

Учебник является для учащихся важным источником знаний, одним из главных средств обучения. Через учебник осуществляется организация процесса усвоения содержания образования, он призван формировать способность учащегося к накоплению личного социального опыта, формированию у него умения оценивать явления и события окружающей действительности, определять свое место в обществе.

Учебник должен удовлетворять основным педагогическим требованиям:

1) сообщать научно достоверные данные по рассматриваемому предмету, науке в пределах обозначенной программы;

2) обеспечивать подготовку и навык к самостоятельному приобретению знаний в будущем;

3) развивать мышление учащихся и формировать приемы умственной деятельности.

Теория учебника развивается на стыке педагогики, психологии, базовых наук, искусств, книговедения. Существуют различные подходы к обоснованию оптимальной структуры учебника: с точки зрения содержательных компонентов (И. Я. Лернер), учебник как комплексная информационная модель учебно-воспитательного процесса (В. П. Беспалько) и др. Окончательное суждение о качестве учебника позволяет сделать только его экспериментальная апробация в процессе обучения.

Существуют методические требования к учебнику:

1) соответствие возрастным особенностям учащихся по содержанию и форме преподнесения учебного материала;

2) четкое структурное деление и графическое выделение выводов;

3) наличие иллюстраций, способствующих усвоению и запоминанию изучаемого материала;

4) наличие заданий, развивающих творческие способности учащихся, прививающие навыки самостоятельности в изучении нового материала;

Учебник является носителем содержания образования и основным книжным средством обучения в школе.

Структура и функции учебника. Д.Д. Зуев выделяет следующие структурные компоненты учебника:

1. Тексты как главный компонент:

2. Внетекстовые вспомогательные компоненты:

1) организация усвоения (вопросы и задания, памятки, инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстрациям и упражнения);

2) собственно иллюстративный материал;

3) аппарат ориентировки (предисловие, примечания, приложения, оглавление, указатели).

Материал в учебниках может размещаться по:

А) линейному принципу (материал излагается последовательно на основе уже знакомого, без возвращения к нему на следующих этапах изучения);

Б) концентрическому принципу (когда часть учебного материала повторно изучается на нескольких ступенях обучения, но с различной степенью глубины).

Читайте также:
Как называется специальная программа которая обеспечивает работу клавиатуры

Функции школьного учебника (по Д.Д. Зуеву):

1. Информационная. Учебник обеспечивает учащихся необходимой и достаточной информацией по тому или иному предмету.

2. Систематизирующая. Учебник реализует требование систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета.

3. Трансформационная — связана с педагогической переработкой научных знаний, подлежащих усвоению. Материал в учебнике педагогически адаптирован в соответствии с дидактическими принципами научности, доступности, учета возрастных особенностей, связи изучаемого материала с жизнью, с практикой. Одним из важнейших направлений адаптации учебного материала является введение проблемности, эмоциональной выразительности.

4. Функция закрепления и самоконтроля. Учебник предоставляет возможности повторного изучения материала, формирования у учащихся прочных знаний может служить фундаментом при их дальнейшем углублении в процессе самообразования.

5. Интегрирующая — учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук.

6. Координирующая — привлечение в процессе работы над учебным материалом разнообразных средств обучения (справочники, задачники, карты, иллюстрации, фильмы, учебные пособия и т.п.).

7. Воспитательно-развивающая функция предполагает духовно-ценностное влияние содержания учебника на учащихся.

8. Обучающая функция: работа с учебником развивает такие умения и навыки, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое запоминание, необходимые для самообразования.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Системный подход к проектированию рабочих программ и результатов обучения (ФГОС)

Ученик становится активным субъектом педагогического процесса. Педагогу важно самоопределение учащегося в процессе обучения.

Главная задача при этом, пробудить у ученика интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования в результате чего должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией в обучении и жизни.

Чтобы всё это осуществить, необходимо каждому педагогу изменить всю систему своей учебной деятельности подготовки:

а)изучить нормативные документы по( Фгос); б) составить рабочую программу по предмету (на основе примерной программы); в)составить КТП(желательно графической формы); г)поурочный план (также графической формы) и это тот минимум, на мой взгляд, с чего стоит начинать.

2-Знать, что результаты системно – деятельного подхода делятся на 3 группы: а)личностные; б)метапредметные; в)предметные.

Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности;

Выражение желания учиться и трудиться на производ­стве для удовлетворения текущих и перспективных потреб­ностей;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

Овладение установками, нормами и правилами науч­ной организации умственного и физического труда;

Самооценка своих умственных и физических способ­ностей для труда в различных сферах с позиций будущей со­циализации;

Планирование образовательной и профессиональной карьеры;

Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

Готовность к рациональному ведению домашнего хо­зяйства;

Проявление технико-технологического и экономиче­ского мышления при организации своей деятельности.

1.Планирование процесса познавательной деятельности;

2.Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алго­ритмов;

3. Проявление нестандартного подхода к решению учеб­ных и практических задач в процессе моделирования изде­лия или технологического процесса;

4. Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий декоративно-при­кладного искусства;

Виртуальное и натурное моделирование художествен­ных и технологических процессов и объектов;

Аргументированная защита в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную или социальную значи­мость;

Выбор различных источников информации для реше­ния познавательных и коммуникативных задач, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

Использование дополнительной информации при про­ектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

Согласование и координация совместной познаватель­но-трудовой деятельности с другими ее участниками;

Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива;

1.рациональное использование учебной и дополнитель­ной технической и технологической информации для проек­тирования и создания объектов труда;

Читайте также:
Составьте программу которая из слова фотокопирование

2.оценка технологических свойств материалов и областей их применения;

3.ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;

4.владение алгоритмами и методами решения техниче­ских и технологических задач;

5.распознавание видов инструментов, приспособлений и оборудования и их технологических возможностей;

6.планирование технологического процесса и процесса труда;

7. организация рабочего места с учетом требований эрго­номики и научной организации труда;

8. подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

9. проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;

10. подбор инструментов и оборудования с учетом требова­ний технологии и материально-энергетических ресурсов;

11. планирование последовательности операций и состав­ление технологической карты;

12. выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений

Системный подход к проектированию рабочих программ и результатов обучения

Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме ЗУНов приходит Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход к развитию универсальных учебных действий.

Содержание, формы и методы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и мышления учащегося. Усвоение ребенком системы научных понятий является базой для формирования теоретического отношения к действительности, развития теоретического мышления и основ теоретического сознания. Центральной линией развития выступает интеллектуализация и формирование произвольности всех психических процессов. Центральными новообразованиями являются: преобразование восприятия в наблюдение; словесно-логическое мышление, вербальное дискурсивное мышление; развитие логической произвольной смысловой памяти; произвольное внимание; письменная речь; произвольная речь с учетом цели и условий коммуникации, а также анализ, рефлексия, планирование (реализация внутреннего плана действий), способность к генерализации отношений в образной форме в восприятии.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века.

В результате у обучающихся должны быть сформированы: желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности; математическая грамотность и грамотность в области чтения как основа всего последующего обучения. Таким образом, особенностью содержания современного начального общего образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Кроме этого, определение в программах содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, т.е. формируются средствами каждого учебного предмета, дает возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения, приблизиться к реализации «идеальных» целей образования. В то же время такой подход позволит предупредить узкопредметность в отборе содержания образования, обеспечить интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира.

Рабочая программа служит ориентиром для учителя общеобразовательной школы и позволяет определять акценты в освещении отдельных вопросов, , включать дополнительные доступные учащимся технико-технологические приемы и виды работ. Программа предмета должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии со статьей 9 п. 6 Закона Российской Федерации «Об образовании» основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочую программу обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

В соответствии со статьей 32 п. 2.7 Закона Российской Федерации «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится разработка и утверждение рабочих программ.

В соответствии с разделом 19.5 ФГОС НОО разработка рабочих программ по учебным предметам начальной школы основана на требованиях к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программе формирования универсальных учебных действий.

Таким образом, рабочая программа обеспечивает:

Источник: videouroki.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru