(сведения по итогам 2021 г.)
2-летний импакт-фактор РИНЦ: 0,441
2-летний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования: 0,408
Двухлетний импакт-фактор РИНЦ с учетом цитирования из всех
источников: 0,704
5-летний импакт-фактор РИНЦ: 0,417
5-летний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования: 0,382
Суммарное число цитирований журнала в РИНЦ: 9837
Пятилетний индекс Херфиндаля по цитирующим журналам: 149
Индекс Херфиндаля по организациям авторов: 384
Десятилетний индекс Хирша: 71
Место в общем рейтинге SCIENCE INDEX за 2021 год: 196
Место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2021 год по тематике «Автоматика. Вычислительная техника»: 4
Место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2021 год по тематике «Кибернетика» 2
Источник: www.swsys.ru
История программы Кумир
занимательные факты по информатике и икт (9 класс) на тему
Учебный алгоритмический язык — формальный язык, используемый для записи, реализации и изучения алгоритмов. В отличие от большинства языков программирования, не привязан к архитектуре компьютера, не содержит деталей, связанных с устройством машины.
КуМир. Установка. Знакомство.
Примерно с1985г на уроках информатики в школах для изучения основ алгоритмизации применялся т. н. Русский алгоритмический язык (школьный алгоритмический язык), использующий понятные школьнику слова на русском языке. Алголо-подобный алгоритмический язык с русским синтаксисом был разработан и введён академиком А. П. Ершовым в середине 1980-х годов, в качестве основы для «безмашинного» курса информатики. Следует отметить, что изучение курса информатики в школах страны велось под лозунгом, провозглашенным А.П. Ершовым –«Программирование-вторая грамотность»
В 1985 г. академик А.П. Ершов с группой соавторов подготовил школьный учебник «Информатика – 9». В этом учебнике была введена алголоподобная нотация для записи алгоритмов – так называемый алгоритмический язык. Предполагалось, что алгоритмы, записанные в этой нотации, будут перекодироваться на производственные языки программирования: Бейсик, Паскаль и другие.
Алгоритм на русском алгоритмическом языке в общем виде записывается в форме:
алг название алгоритма (аргумент и результат)
дано условия применимости алгоритма
надо цель выполнения алгоритма
нач описание промежуточных величин
| последовательность команд (тело алгоритма)
В записи алгоритма ключевые слова обычно подчёркивались либо выделялись полужирным шрифтом. Для выделения логических блоков применялись отступы, а парные слова начала и конца блока соединялись вертикальной чертой.
Пример вычисления суммы квадратов:
алг Сумма квадратов (арг цел n, рез цел S)
надо | S = 1*1 + 2*2 + 3*3 + … + n*n
| нц для i от 1 до n
Летом 1985 г. на механико-математическом факультете МГУ была реализована система программирования на этом языке – «Е-практикум» (Е – в честь А.П. Ершова). После появления «Е-практикума» появилось название «язык Е». Этот язык дорабатывался в учебнике «Информатика – 10», а затем в других учебниках информатики. Попутно дорабатывалось и программное обеспечение.
Язык программирования Кумир. Урок 1
К 1987 г. Учебная система программирования «Е-практикум» и ее более поздние версии были реализованы на всех школьных ЭВМ. Эти системы позволяли учителю работать по учебникам, организуя практикум на ЭВМ по составлению программ на школьном алгоритмическом языке.
Однако все эти «Е-практикумы» были исключительно учебными – отсутствовали файловый ввод-вывод и графика, а длина программы была ограничена тремя десятками строк. Школьники, интересующиеся информатикой и программированием, быстро выполняли в «Е-практикуме» учебные задания и переключались на Бейсик (реже Паскаль), чтобы написать свои собственные программы, выгодно отличающиеся от учебных.
К этому моменту в МГУ уже была разработана и эксплуатировалась учебно-производственная система программирования ФортранМир на основе языка Фортран 77 для некоторых ЭВМ. Эта система унаследовала и улучшила интерфейс «Е-практикума» и на ЭВМ с памятью 125К выигрывала у Бейсика по производственным показателям.
Было решено разработать новую систему программирования для новых моделей ЭВМ, которая унаследовала бы преимущества «Е-практикума» и ФортранМира, избавившись от их недостатков.
Вначале новая система называлась «Гамма-практикум». Затем новую систему стали называть «Мега-Е», чтобы подчеркнуть преемственность с «Е-практикумом». Потом директор объединения «ИнфоМир» А.И. Левенчук предложил распространить название «КуМир» (Комплект Учебных Миров) не только на набор исполнителей (Робот, Двуног, Водолей и пр.), но и на саму систему программирования.
В 1995 году «КуМир» был рекомендован Министерством образования РФ в качестве основного учебного материала по курсу «Основы информатики и вычислительной техники» на основе учебника А. Г. Кушниренко, Г. В. Лебедева и Р. А. Свореня.
В настоящий момент язык переживает свое второе рождение, в связи с разработкой пакета «КуМир» для Windows и Linux. В системе используется несколько исполнителей — основные — это классические Робот и Чертёжник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие «Исполнитель Робот в программе КуМир «
Знакомство с программой Кумир осваение азов программирования. В ней учащиеся могут получить практические навыки при создании и отладке алгоритма, работая с такими исполнителями, как Робот, Чертёж.
Урок. Знакомство с интерфейсом программы Кумир. Программирование на Алгоритмическом языке.
Введение в программирование на Алгоритмическом языке с помощью программы Кумир.
Учебно-методическое пособие «Исполнитель Робот в программе КуМир «
Знакомство с программой Кумир осваение азов программирования. В ней учащиеся могут получить практические навыки при создании и отладке алгоритма, работая с такими исполнителями, как Робот, Чертёж.
Практические работы в программе «Кумир»
Практические работы в программе «Кумир».
Практическое пособие Знакомство с программой Кумир
Практическое пособие Знакомство с программой Кумир разделено на 2 главы: 1) примеры решения экзаменационных заданий по информатике формата ОГЭ (типа №20.1); 2) примеры решения экза.
Методическое пособие для работы в программе Кумир
Методическое пособие «Основы работы в программе Кумир». Эти материалы могут быть полезны при подготовке к основному и единому государственному экзамену по информатике.
Урок 1-2. «Как работать в программе Кумир»
Урок 1-2. «Как работать в программе Кумирhttps://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2017/01/13/istoriya-programmy-kumir» target=»_blank»]nsportal.ru[/mask_link]
Алгоритмический язык КуМир
13. Общая структура программы (без параметров) в системе КуМир
14. Типы величин
15. Арифметические действия и стандартные функции
16. Арифметические действия и стандартные функции
17.
18. Операции сравнения
19. Логические операции
20. Приоритеты логических операций
1)выражения в скобках
2) =,, >=, <>
3) не
4) и
5) или
21. Операции ввода-вывода
22. Этапы решения задач
Условие задачи
Постановка задачи
Математическая формализация
Алгоритм
Блок-схема
Программа
Компьютерный эксперимент
К содержанию
23.
Простейшая программа
(линейный алгоритм)
24. (ГИА задание №10 и №12)
В алгоритме, записанном ниже, используются
действительные переменные a и b.
Определите значение переменной b после
выполнения следующего фрагмента алгоритма:
a:=-5;
b:=5+7*a;
b:=b/2*a;
Порядок действий соответствует правилам
арифметики. В ответе укажите одно число –
значение переменной b.
25. Линейный алгоритм (блок-схема)
начало
Ввод a
b:= 5+7*a
b:=b/2*a
Вывод b
конец
26. Простейшая программа (линейный алгоритм) (ГИА задание №10)
Шаги выполнения
Текст программы
Результат выполнения
программы
27. Структура «ветвление»
28. Команда если – то — все или неполное ветвление
Общий вид команды:
если условие
то действия
все
29. Пример 1 (неполное ветвление)
Даны два числа; выбрать
большее из них.
30. Команда если – то – иначе — все или полное ветвление
Общий вид команды:
если условие
то действия 1
иначе действия 2
все
31. Пример 2 (полное ветвление)
Даны два числа; выбрать
большее из них.
32.
Условные
выражения
Простые
Сложные
33. Условные выражения
Простое условие включает в себя два
числа, две переменных или два
арифметических выражения, которые
сравниваются между собой с
использованием операций сравнения
(=, >, <).
Например: 7>5, 2*8=4*4 и т.д.
34. Условные выражения
Сложное условие — это
последовательность простых условий,
объединенных между собой знаками
логических операций (и, или и др.).
Например: (7>5) и (2*8=4*4)
35. Сложные ветвления
если условие 1
то действие1
иначе
если условие 2
то действие 2
иначе действие 3
все
все
если условие 1
то
если условие 2
то действие 2
иначе действие 3
все
все
Оператор ИНАЧЕ всегда относится к ближайшему ЕСЛИ
36. Команда выбор (неполная форма)
Общий вид команды:
выбор
· при условие 1: действия 1
· при условие 2: действия 2
· .
· при условие n: действия n
все
37. Команда выбор (полная форма)
Общий вид команды:
выбор
· при условие 1: действия 1
· при условие 2: действия 2
· .
· при условие n: действия n
· иначе действия n+1
все
38. Одномерный массив. Циклические конструкции
39. Описание одномерного массива
цел таб а[1:50] – массив целых чисел из 50 элементов;
вещ таб а[1:50] – массив вещественных чисел из 50 элементов.
нач
. цел N=20
. цел таб a[1:N], b[1:N]
.
40.
41. Циклические конструкции
42. Цикл «для»
Общий вид:
нц для i от i1 до i2
тело цикла
(последовательность
команд)
кц
Где i, i1, i2 — переменные целого типа.
Параметр цикла i изменяется от i1 до i2 с шагом 1. Должно
выполняться неравенство i1 выполнится один раз, если i1>i2, то тело цикла не выполнится ни разу.
43. Цикл «для» (общий вид с шагом)
нц для i от i1 до i2 шаг i3
тело цикла
(последовательность
команд)
кц
Если шаг i3>0 , то тело
цикла выполняется до
тех пор, пока i≤i2 с
условием, что i1≤i2.
Если шаг i3 цикла выполняется до
тех пор, пока i≥i1, с
условием, что i1≥i2.
44. Цикл «пока»
Общий вид:
нц пока условие
тело цикла
(последовательность
команд)
кц
Тело цикла выполняется до тех пор, пока выполняется
условие
45. Блок-схема для цикла «пока»
a:=1, s:=0, p:=0
a>10
нет
a:=a+2
p:=p+a
s:=s+p
да
Определите значение
переменной s после
выполнения
фрагмента
алгоритма,
записанного в виде
блок-схемы
46. Цикл «кц_при»
Общий вид:
нц
тело цикла
(последовательность
команд)
кц при условие
Тело цикла выполняется при
выполнении условия
47. Блок-схема для цикла «кц_ при»
n:=10, k:=0
k:=k+n
n:=n-2
нет
да
n=0
Определите значение
переменной k после
выполнения
фрагмента
алгоритма,
записанного в виде
блок-схемы
Источник: ppt-online.org