Модернизация российского образования имеет своей целью повышение его качества, достижение новых образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Она в значительной мере обусловлена тем, что образовательный процесс стал все в меньшей степени соответствовать социальным ожиданиям. Прежняя система образования, многие десятилетия успешно готовившая для страны высококвалифицированные кадры, сегодня уже в значительной мере не способна обеспечить достижение необходимого образовательного уровня. Ориентация на новые образовательные результаты влечет за собой существенные изменения. Но, и это логично, одним из главных объектов – участников модернизации образовательной среды, остается обучающийся.
В образовательных стандартах нового поколения обращается особое внимание на необходимость формирования у обучающихся метаумений (общих умений, востребованных в разных предметных областях), на повышение доли самостоятельной работы, на формирование у них оценочной самостоятельности. Прежде всего, актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых. Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала учащихся. Достижение личностных результатов обучения, развитие мотивационных ресурсов обучаемых требует осуществления личностно — ориентированного образовательного процесса, построения индивидуальных образовательных программ и траекторий для каждого обучающегося. В этих условиях широкое использование дистанционных образовательных технологий в школьном образовании становится требованием времени.
Дистанционное обучение
Как известно, «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника». Основу образовательного процесса при дистанционном образовании составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем.
Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему образования состоит в обеспечении доступности качественного образования для обучающихся, независимо от места проживания, социального положения и состояния здоровья.
Какое применение могут получить дистанционные образовательные технологии в модернизации школьного образования?
С их помощью можно значительно разнообразить направления профильного обучения, давая обучающимся возможность более четкой профессиональной ориентации. У них появляется достаточно широкий выбор профильного направления обучения в старших классах.
В последнее время все более широко в школах, и в нашей школе в том числе, в 10-11 классах получает распространение обучение по индивидуальным программам. Становится все более очевидным тот факт, что классно-урочная система, существующая так давно, тормозит интеллектуальное развитие ученика старших классов. Проведение 6-7 уроков по 40 минут, в течение которых ученик должен вникнуть в суть нового знания, а затем выполнение домашних заданий не оставляют никаких шансов для углубленного изучения предмета, более серьезного исследования проблемы, самостоятельного поиска информации для решения этой проблемы. А ведь формирование умений работать с информацией — это одна из главных целей современного образования.
Обзор программы дистанционного обучения.
Медики бьют тревогу о здоровье подрастающего поколения, загруженность учащихся старших классов даёт печальные результаты. А ведь совершенно спокойно можно большую часть информационного материала, не требующего значительных интеллектуальных усилий для его осмысления, перенести на дистанционные формы, включая и возможные формы тестирования, контроля и необходимых консультаций. Частичная замена классно-урочной деятельности на самостоятельные виды деятельности не только значительно разгружает столь драгоценное дневное время ученика, но и создает условия для продуктивной самостоятельной творческой деятельности, а учителю дает возможность дополнительных консультаций тем учащихся, которые в этом нуждаются.
Дистанционное обучение решает проблемы, когда возникают трудности с качественным обеспечением учащихся очными формами обучения. Это дети-инвалиды, для которых посещение очной системы обучения вызывает затруднения, а также одаренные дети сельской местности, желающие повысить свой уровень знаний.
Как уже отмечалось выше, дистанционные технологии — это инструмент для реализации основных принципов личностно — ориентированного подхода обучения. Система предусматривает постоянное общение обучающихся как между собой, так и с преподавателем. Но это должно быть сотрудничеством, а не передачей знаний.
В этой ситуации система образования переходит от авторитарных отношений учитель – ученик к отношениям сотрудничества партнер-учитель – партнер-ученик. При этом важно научиться осуществлять дифференциацию обучения.
Данный подход предполагает интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование, развитие критического и творческого мышления, умение работать с информацией. Дистанционное обучение обеспечивает максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь, и, таким образом, индивидуализацию обучения.
Одной из особенностей дистанционного образования является возможность доработки выполненных индивидуальных заданий. Если обучающийся недостаточно хорошо выполнил задание, то преподаватель может вернуть его на доработку, указав на ошибки, которые необходимо исправить. Это способствует развитию у обучающегося критического, продуктивного мышления. Однако здесь могут быть проблемы, когда обучающиеся начнут сталкиваться с различными рода трудностями, техническими и психологическими, такими как низкоскоростной Интернет, сбои в сети, неумение осуществлять самостоятельную учебную деятельность и другими. В этом случае необходимо создание благоприятного психологического климата, который в свою очередь зависит от профессиональной компетентности педагога, учета им психологических особенностей обучающихся, построения учебного процесса на принципах сотрудничества и взаимоуважения.
Таким образом, как показывает практика преподавателей, которые используют в своей деятельности дистанционные образовательные технологии, эта форма работы очень удобная и полезная. К плюсам дистанционных образовательных технологий можно отнести:
- Обучение в индивидуальном темпе — скорость изучения устанавливается самим обучающимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.
- Свобода и гибкость — обучающийся может выбрать любой из многочисленных курсов обучения, а также самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.
- Доступность — независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.
- Мобильность — эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.
- Технологичность — использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
- Социальное равноправие — равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
- Творчество — комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.
- Объективность — в результате использования интерактивных практикумов, различных форм тестирования оценка знаний может проходить в автоматическом режиме, без участия преподавателя. Это исключает предвзятость.
Можно назвать ещё множество плюсов дистанционного обучения, но оно не должно полностью заменить обычные занятия в классе, хотя может очень эффективно дополнить их.
Несмотря на многочисленные положительные моменты применения ДОТ в школе, оно ограничено рядом факторов. Например:
- недостаточная мотивация школьников к учебе, следовательно, необходимость более жесткого контроля, чем в других случаях;
- неумение в связи с возрастом и соответствующим уровнем развития организовать свою работу, что требует от преподавателя разработки плана обучения в деталях;
- необходимость проверки знаний зачастую в очном режиме;
- учащимся с ослабленным здоровьем визит учителя требуется не только как элемент собственно образовательного процесса, но как один из каналов связи с внешним миром, от которого они часто оторваны.
Да, время не стоит на месте. С развитием новых технологий развивается мир. Прогресс приходит во все сферы нашей жизни, в том числе и в образование.
Но пока еще все только начинается, на пути возникает множество вопросов и проблем в использование дистанционных образовательных технологий, которые всем нам предстоит решать.
Источник: nsportal.ru
4. Дистанционные образовательные технологии: описание
ДОТ позволяют обучающимся приобретать новые цифровые навыки:
- создавать с помощью новых технологий и размещать в открытом доступе свои работы (эссе, сочинения, доклады, рефераты, истории, отзывы, комментарии);
- обсуждать работы друг друга с использованием современных цифровых инструментов и сервисов;
- совместно работать над сетевыми проектами.
Формы обучения с использованием ДОТ
- Общение и обмен мнениями в текстовом формате, включая участие в форумах и чатах, или с использованием аудио- и видеосвязи.
- Создание и представление рефератов и контрольных работ, эссе и творческих работ, в том числе фото, видео, аудио и прочих материалов.
- Совместная работа над документами и учебными и исследовательскими проектами.
- Консультации и оказание помощи со стороны педагогов и других учащихся.
Источник: www.yaklass.ru
Организация образовательной деятельности с использованием ЭО и ДОТ
2.1. Основной целью использования ЭО и ДОТ является предоставление учащимся возможности освоения образовательных программ, непосредственно по месту жительства учащегося или его временного пребывания (нахождения). Целью использования ЭО и ДОТ в образовательной деятельности образовательной организации является обеспечение доступности образования, повышение качества подготовки учащихся, развитие инновационных образовательных технологий.
2.2. Использование ЭО и ДОТ способствует решению следующих задач:
повышению эффективности учебной деятельности ученика;
повышению эффективности организации образовательных отношений;
повышение доступа к качественному образованию;
повышение эффективности деятельности образовательной организации за счет возможности организации сетевой модели взаимодействия с другими образовательными организациями;
повышение качества образования в соответствии с интересами, способностями и потребностями обучающихся.
Основными принципами применения ЭО и ДОТ являются:
1) принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников учебного процесса с помощью специализированной информационнообразовательной среды (в том числе, форумы, электронная почта, Интернет-конференции, он-лайн уроки и др.);
2) принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса;
3) принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время, а также в дни возможности непосещения занятий обучающимися по неблагоприятным погодным условиям и дни, пропущенные по болезни или в период карантина;
4) принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений учащихся.
5) принцип информационной и психологической безопасности. Определяет необходимость формирования критического мышления у участников педагогического процесса для преодоления возможных трудностей и опасностей в информационном и психологическом плане при взаимодействии преподавателя с группой обучаемых и обучаемых между собой.
Организация образовательной деятельности с использованием ЭО и ДОТ
3.1. Участниками образовательных отношений при реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ являются:
сотрудники образовательной организации (административные, педагогические, иные работники);
родители (законные представители).
3.2. Формы ДОТ: e-mail; дистанционные конкурсы, олимпиады; дистанционное самообучение обучение в Интернете; видеоконференции; ой-line тестирование; Интернет- уроки; сервисы Дневника.ру; надомное обучение с дистанционной поддержкой; вебинары; skype-общение; облачные сервисы, платформы УЧИ.РУ, РОССИЙСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА, ЯКЛАСС и т.д.
3.3. Самостоятельная работа учащихся может включать следующие организационные формы (элементы) дистанционного обучения:
-работа с электронным учебником;
-изучение печатных и других учебных и методических материалов.
3.4. Обучение с применением ЭО и ДОТ осуществляется как
по отдельным учебным предметам и курсам, включенным в учебный план образовательной организации, так по всему комплексу предметов учебного плана.
3.5. При использовании ЭО и ДОТ осуществляются следующие виды учебной деятельности:
самостоятельное изучение учебного материала;
учебные занятия (лекционные и практические);
3.6. В ходе реализации образовательной деятельности
с использованием ЭО и ДОТ обучающийся и учитель могут взаимодействовать следующим образом:
Синхронно, используя средства коммуникации и одновременно взаимодействуя друг с другом (онлайн);
Асинхронно, когда обучающийся выполняет какую-либо самостоятельную работу (офлайн), а учитель оценивает правильность ее выполнения и дает рекомендации по результатам учебной деятельности.
3.7. Выбор порядка взаимодействия определяется конкретными видами занятий, объемом курса и техническими возможностями образовательной организации и обучающегося.
3.8. Регламент организации электронного обучения:
3.8.1. Реализация образовательных программ с применением ЭО и ДОТ осуществляется на основании приказа директора образовательной организации об организации обучения с применением указанных форм в соответствии с направлениями, указанными в пункте 1.4. настоящего Положения.
3.8.2. Образовательная организация формирует расписание занятий
с использованием ЭО и ДОТ, отвечающее совокупному объему учебной нагрузки и внеурочной деятельности с учетом требований СанПин.
3.8.3. Образовательная организация доводит до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО и ДОТ.
3.8.4. При реализации образовательных программ с применением ЭО
и ДОТ образовательная организация ведёт учет и осуществляет хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот
в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями законодательства РФ.
3.9. При организации образовательной деятельности с применением ЭО и ДОТ в образовательной организации используются специализированные ресурсы Интернет, предназначенные для дистанционного обучения, и иные информационные источники Сети (электронные библиотеки, банки данных, базы знаний и т.д.) –
в соответствии с целями и задачами изучаемой образовательной программы и возрастными особенностями учащихся.
3.10. Образовательная организация:
3.10.1. устанавливает порядок и формы доступа к используемым образовательной организацией информационным ресурсам при реализации образовательных программ с использованием ЭО и ДОТ.
3.10.2. организует повышение квалификации руководящих, педагогических работников для обеспечения использования ЭО и ДОТ
при реализации образовательных программ.
3.11. Заместители директора по учебно-воспитательной работе:
3.11.1. обеспечивают подготовку педагогического состава
для организации обучения с использованием ДОТ и ЭО;
3.11.2. осуществляют контроль организации ознакомления всех участников образовательных отношений с документами, регламентирующими организацию обучения с использованием ЭО и ДОТ.
3.11.3. осуществляют контроль полноты выполнения образовательных программ, качество ведения учебно-педагогической документации и качества обучения с использованием ДОТ и ЭО.
3.12. Функцию технического сопровождения обучения
с использованием ДОТ и ЭО может осуществлять технический специалист (настройка, наладка и ремонт технического электронного, сетевого оборудования ОО, администрирование СДО).
3.13.1. Определяет соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением ЭО и ДОТ, в случае необходимости, вносят изменения
в рабочие программы. Внесение изменений в рабочие программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами;
3.13.2. Осуществляет формирование материалов для организации и проведения образовательной деятельности с использованием ЭО и ДОТ (интернет-уроки, вебинары, онлайн-задания, задания для отправки по электронной почте, облачные сервисы, СДО);
3.13.3. Составляет индивидуальный образовательный маршрут учащегося, планируют и оказывают обучающимся учебно-методическую помощь;
3.13.4. Осуществляет текущий контроль освоения обучающимися образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, и проводят промежуточную аттестацию обучающихся в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном локальным нормативным актом. Результаты текущего контроля успеваемости и (или) промежуточной аттестации фиксируют в электронном журнале;
3.13.5. Заполняет электронный журнал в соответствии с рабочими программами.
4. Права участников образовательной деятельности
с использованием ЭО и ДОТ
4.1. Образовательная организация имеет право:
4.1.1. Организовать образовательную деятельность с использованием ЭО и ДОТ для группы (класса) обучающихся или для всех учащихся
в случаях, если образовательную деятельность невозможно организовать
в образовательной организации по причине аварийной ситуации, карантина
в связи с высокой заболеваемостью обучающихся и др.
4.2. Педагогические работники имеют право:
4.2.1. На свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
4.2.2. На выбор учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;
4.2.3. На творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
4.2.4. На защиту профессиональной чести и достоинства,
на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников;
4.3. Родители (законные представители) имеют право:
4.3.1. Знакомиться с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности с использованием ЭО и ДОТ;
4.3.3. Защищать права и законные интересы обучающихся:
обращаться для разрешения конфликтных ситуаций
к администрации образовательной организации;
вносить предложения по составлению расписания занятий,
по составлению индивидуального учебного плана с учетом способностей
и интересов ребенка, выполнять требования образовательной организации; поддерживать интерес ребенка к образованию и школе;
ставить учителя в известность о рекомендациях врача, особенностях режима;
4.4. Обучающиеся имеют право:
4.4.1. На уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни
и здоровья;
4.4.2. На развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах.
5. Обязанности участников образовательной деятельности
с использованием ЭО и ДОТ
5.1. Образовательная организация обязана:
5.1.1. Осуществлять свою деятельность в соответствии
с законодательством об образовании;
5.1.2. Создать условия для функционирования электронной информационно образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся;
5.1.3. Обеспечить уровень подготовки педагогических работников, соответствующий применяемым технологиям;
5.2. Педагогические работники обязаны:
5.2.1. Осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
5.2.2. Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
5.2.3. Уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
5.2.4. Применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
5.2.5. Учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.
5.3. Родители (законные представители) обязаны обеспечить получение их детьми общего образования.
5.4. Обучающиеся обязаны:
5.4.1. Выполнять требования Устава образовательной организации
и локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
5.4.2. Добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы
5.4.3. Уважать честь и достоинство других участников образовательных отношений.
6. Техническое обеспечение использования ЭО и ДОТ
в образовательной организации
6.1. Образовательные отношения с использованием ЭО и ДОТ обеспечивается следующими техническими средствами:
рабочее место учителя в каждом учебном кабинете, мобильный компьютерный класс;
программным обеспечением для доступа к локальным и удаленным серверам с учебной информацией и рабочими материалами для участников учебного процесса;
локальной сетью с выходом в Интернет, с пропускной способностью, достаточной для организации учебного процесса и обеспечения оперативного доступа к учебно-методическим ресурсам.
6.2. Техническое обеспечение учащегося с использованием ЭО
и ДОТ в период длительной болезни или при обучении на дому. Учащиеся дома должны иметь:
персональный компьютер с возможностью воспроизведения звука
и видео;
стабильный канал подключения к Интернет;
программное обеспечение для доступа к удаленным серверам
с учебной информацией и рабочими материалами.
Источник: poisk-ru.ru