Основная педагогическая задача изучения линии компьютера — привести учеников к пониманию того факта, что современный компьютер представляет собой двуединую систему, состоящую из аппаратной части (технических устройств) и информационной части (программного обеспечения). Полезно познакомить учащихся с терминами hardware и software — твердая компонента и мягкая компонента компьютера, поскольку в последнее время они употребляются довольно часто:
КОМПЬЮТЕР = АППАРАТУРА (hardware) + ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (software).
Логика раскрытия этой темы учителем может быть отражена в следующих рассуждениях. Если компьютер выполняет любую работу только под управлением программы, то значит ли это, что человек, желающий воспользоваться компьютером, должен уметь программировать? Если бы компьютер представлял собой только «голую» аппаратуру, то это было бы так. Причем программировать пришлось бы на языке процессора. Так было на самых первых ЭВМ, на которых могли работать только профессиональные программисты.
Клавиатура компьютера. Назначение клавиш.
Современный компьютер доступен практически каждому. Эта доступность обеспечена тем, что компьютер оснащен богатым программным обеспечением. Программное обеспечение — это совокупность программ, хранящихся на устройствах долговременной памяти компьютера и предназначенных для массового использования. И если пользователю требуется выполнить какую-то работу на компьютере, то он должен выбрать подходящую для этих целей программу из ПО и инициализировать ее выполнение. Таким образом, использование компьютера человеком происходит по такой схеме:
задача —> выбор и инициализация программы -» работа.
Здесь термин «задача» обозначает любую информационную потребность пользователя, которую можно удовлетворить с помощью компьютера: создать текстовый документ, нарисовать иллюстрацию, выполнить вычисления, получить справку, принять и отправить электронную почту и т. д.
В дальнейшем учителю необходимо будет обращать внимание на то, чтобы ученики отчетливо понимали, с помощью каких программных средств какие информационные задачи можно решать. При этом они должны научиться отделять задачи системного характера от задач прикладного характера. Например, понимать, что копирование или удаление файлов осуществляется с помощью операционной системы, а редактирование текстового документа — с помощью текстового редактора, т. е. прикладной программы.
Классификация программного обеспечения. В учебниках [21], [36], [43] рассматривается классификация ПО, согласно которой все программы делятся на системные, прикладные и системы программирования (рис. 10.3). В [22] последняя названа инструментарием программирования или средой программирования.
Надо сказать, что это не единственный вариант классификации ПО, который встречается в литературе. Подобные классификации носят в некотором смысле субъективный характер. Однако данный вариант является одним из наиболее распространенных, и в него хорошо вписываются все те программные продукты, с которыми будут знакомиться ученики в процессе изучения информатики. Между программами, относящимися к этим трем группам, есть достаточно четкое различие по их назначению.
Полезные программы для пк
Структура программного обеспечения ЭВМ
Что такое прикладное ПО. Проще всего ученикам понять назначение прикладных программ.
Это те программы, которые непосредственно удовлетворяют информационные потребности пользователя: поиграть в компьютерную игру, напечатать рассказ, нарисовать рисунок на экране и распечатать его на бумаге, найти в компьютерном словаре перевод английского слова; выполнить вычисления с помощью калькулятора, изображенного на экране; изучить с помощью компьютера правила дорожного движения и многое другое. Задача учителя — рассказать ученикам, а еще лучше — продемонстрировать разнообразные прикладные возможности современных компьютеров. То, что принято называть современными информационными технологиями, прежде всего состоит из множества прикладных программ. На первом же уроке по данной теме приведите примеры некоторых прикладных программ, имеющихся на школьных компьютерах. Например, если в вашем классе используются ПК с операционной системой Windows, представьте программы из группы «Стандартные»: «Калькулятор», «Блокнот», «Paint», объяснив их назначение.
Подробное изучение средств прикладного программного обеспечения происходит при изучении тем, относящихся к содержательной линии «Информационные технологии». В рамках основного курса ученики знакомятся лишь с прикладными программами общего назначения: текстовыми и графическими редакторами, системами управления базами данных, табличными процессорами, сетевыми программами: браузерами, клиентами электронной почты.
Назначение систем программирования. Первоначальное представление о системах программирования должно быть дано в самом общем виде. Ученикам необходимо получить представление о том, что:
- • программы для компьютера составляют программисты,
- • программисты пишут программы на языках программирования;
- • существует множество различных языков программирования (Паскаль, Бейсик, Си, Java, Фортран и др.);
- • системы программирования позволяют программисту вводить программы в компьютер, редактировать, отлаживать, тестировать, исполнять программы.
Полезно сообщить ученикам, с каким из языков программирования им предстоит познакомиться в школе.
В разделе курса «Программирование» ученики получают начальные представления и навыки работы с одной из систем программирования на языке высокого уровня. Чаще всего в школе изучаются языки Бейсик или Паскаль.
Основные функции операционной системы. Более сложной задачей является объяснение назначения системного ПО. Нужно дать понять ученикам, что системное ПО предназначено, прежде всего, для обслуживания самого компьютера, для управления работой его устройств. Главной частью системного ПО является операционная система (ОС). ОС — это очень сложная программная система.
В рамках данного курса невозможно и не нужно детально объяснять ее состав и функции. Но общее назначение, роль ОС в работе компьютера ученики должны представлять.
В начале нужно сообщить ученикам название ОС, используемой в школьных компьютерах. Например: «Наши компьютеры работают под управлением операционной системы Windows ХР (или Windows-7, или Linux)». Фразу ну ясно построить именно так, для того чтобы подчеркнуть, что ОС управляет работой компьютера.
Сообщите, что при включении компьютера происходит загрузка операционной системы в оперативную память ЭВМ. Точнее говоря, в ОЗУ загруясается с жесткого диска ядро ОС, т. е. та часть системы, которая должна постоянно находиться в оперативной памяти, пока работает компьютер. Диск, на котором хранится ОС и с которого происходит ее загрузка, называется системным диском.
Любые операционные системы, независимо от типа, выполняют три основные функции:
- • управление устройствами компьютера;
- • взаимодействие с пользователем;
- • работа с файлами.
Не вдаваясь в излишние подробности, учитель должен дать представление ученикам о функциях операционной системы на примере конкретной ОС, используемой в классе. Эти представления должны оставаться в рамках сведений, необходимых для работы пользователя с ПК.
Научиться работать на компьютере — значит прежде всего научиться взаимодействовать с операционной системой. В компьютерной терминологии для обозначения способа взаимодействия программы с пользователем принят термин пользовательский интерфейс. Очень удобно, когда пользовательский интерфейс унифицирован.
Исторически первым унифицированным интерфейсом к операционной системе стала среда диалоговой оболочки Norton Commander (NC). Ее аналоги реализованы в различных ОС (например, FAR, Windows Commander). Примером другого унифицированного системного интерфейса является «Рабочий стол» Windows. Это объектно-ориентированная графическая среда.
С появлением новых версий ОС Windows она совершенствуется, но основные принципы сохраняются для соблюдения преемственности, для удобства пользователя. То же правило соблюдается и для операционных систем линии Linux.
Основные пользовательские навыки работы с операционной системой сводятся к следующему:
- • уметь находить нужную программу и инициализировать ее выполнение;
- • уметь выполнять основные операции с файлами: копировать, переносить, удалять, переименовывать, просматривать содержимое файлов;
- • получать справочную информацию о состоянии компьютера, о заполнении дисков, о размерах и типах файлов. Общение операционной системы с пользователем происходит в диалоговом (интерактивном) режиме в форме:
В ранее использовавшихся на ПК операционных системах (СР/М, MS DOS) пользователь должен был знать язык команд со всеми подробностями его синтаксиса. В современных ОС диалог с пользователем происходит через диалоговые оболочки. Но, независимо от того, используется диалоговая оболочка или нет, у любой ОС существует свой язык команд.
Приемы работы в объектно-ориентированных средах системных и прикладных программ достаточно унифицированы. Ученики должны научиться выделять объект, осуществлять действия над объектом, определять свойства объекта. Следует обратить внимание, что одни и те же действия можно инициировать разными способами: через главное меню, через контекстное меню, через нажатие функциональных или «горячих» клавиш, через панель инструментов. Имея выбор, пусть ученики в каждом случае сами определяют наиболее удобный для них способ.
Начальные сведения об организации файлов. Третья функция операционной системы — работа с файлами. Эта работа осуществляется с помощью раздела ОС, который называется файловой системой. Первоначальные понятия, которые должны быть даны ученикам по данной теме, это имя файла, тип файла, файловая структура, логический диск, каталог (папка), путь к файлу, дерево каталогов.
В результате изучения темы «Программное обеспечение компьютера» учащиеся должны:
- 1) знать: назначение программного обеспечения и его состав; принципы организации информации на дисках: что такое файл, каталог (папка), файловая структура; назначение операционной системы;
- 2) уметь: ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами и другими объектами; инициализировать выполнение программ из программных файлов; просматривать на экране директорию диска; выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск; работать с сервисными программами: архиваторами, антивирусниками и др.;
- 3) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для организации собственной информационной деятельности с помощью компьютера.
Источник: ozlib.com
Виды обучающих программ, которые используются при изучении информатики
Последователи второй точки зрения при составлении образовательных программ по информатике для младшего школьника стараются так или иначе не только учитывать его индивидуальные психологические особенности, но и содержательные аспекты формирования элементов информационной культуры. В настоящее время в начальной школе господствуют экспериментальные программы, опирающиеся на особенности конкретной школы, контингента ее учащихся, а чаще всего — на личность и профессиональную компетентность учителя.
Пропедевтический образовательный курс информатики предусматривает формирование элементарных умений по работе на компьютере, формирование навыков конструирования и управления объектами (преимущественно в игровой форме),создание образовательно-развивающей среды для детей. На данном этапе формируются первые элементы информационной культуры. В этом направлении уже накоплен значительный опыт. Перечислим отдельные программы, завоевавшие популярность в последнее время.
Курс «Школа Беббиджа», автором которого является Г.Ф. Коробейникова, — это интегрированный, многожанровый урок-игра, где рассказываются сказки, предлагаются смешные и поучительные истории. Задача курса: развивать любознательность учащихся, увлечь их самим процессом познания, способствовать творческому развитию, разбудить фантазию и воображение.
Особенность курса — интеграция информатики с математикой, английским и русским языками. Курс содержит четыре направления — информационное, компьютерное, алгоритмическое и творческое. Обучение проводится под девизом школы Чарльза Беббиджа: «Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил. Я сделал и понял».
Характеристика курса: независимость от типа вычислительной техники, установленной в школе и педагогических программных средств, имеющихся в конкретной школе; органическое переплетение всех направлений обучения в содержании и методике обучения; формирование у учащихся совокупности функциональных умений и общеобразовательных знаний; включение в урок обязательных упражнений по снятию утомления; оценка психофизического здоровья учащихся на уроке по тетради-раскраске. Материал каждого урока разбивается на несколько логически законченных блоков учебной информации, являющихся для учащегося предметами в «Школе Беббиджа»: ОЖИВЛЯЛКА (комплекс упражнений, позволяющих снять усталость от предыдущих уроков; ШКОЛОВЕДЕНИЕ (вопросы, расширяющие кругозор ребенка); КОМПЬЮТЕРОВЕДЕНИЕ (устройство компьютера); ЦИФРИСТИКА (история развития методов счета и ВТ); БУКВОГРАФИЯ (кодирование информации, правописание компонентов компьютера); РАСКРАШКА (работа с графическим редактором или в тетради-раскрашке); АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ. Методическая поддержка: программа курса информатики начальной школы; пособие для учащихся (тетрадь-раскраска, учебник-справочник); методические пособия для учителя (поурочные разработки, тесты успешности обучения).
Курс информатики гуманитарной ориентации, предложенный С.А. Бешенковым, А.Л. Давыдовым, Н.В. Матвеевой, позволяющий познать общие закономерности строения и функционирования самоуправляемых систем (биологических, социальных, автоматизированных, технических и др.). Компьютер рассматривается как инструмент познания закономерностей внешнего мира.
Здесь рассматривается аспект нравственного воспитания на уроках информатики через освоение содержания курса, а также через формирование понимания каждым школьником себя неотъемлемой составляющей мира, элементом единой системы.
Курс «Информационная культура» для младших школьников, разработанный Ю.А. Первиным при поддержке Самарского областного управления образования. Являясь частью непрерывного курса формирования мышления молодого человека современного информационного общества, начиная с первого класса. Модуль первого класса «Компьютер — твой друг» открывает этот курс. Главная цель данного модуля — привить детям интерес к компьютеру, помочь освоить его.
Курс «Уроки развития», предложенный рядом специалистов под руководством В.В. Дубининой, представляет собой вариант интерактивной дисциплины, синтезирующей на системно-логической основе фрагмент классических научных дисциплин — психологии, педагогики, эргономики, логики, физиологии, теории управления и информатики как науки «о способах получения, хранения, обработки и передачи информации». Курс задуман и сконструирован как рефлексивный, т.е. знания, информация и процедуры, заключенные в нем, направлены непосредственно на познающего субъекта и дают ему возможность объективизировать представление о себе и своих индивидуально-психологических особенностях, способностях, качествах мышления, формировать индивидуальный стиль деятельности, основанный на научных принципах. Курс предоставляет учителю (или родителю) шанс остаться для ребенка не менее увлекательным собеседником, чем компьютер, и продемонстрировать, что компьютер может только усилить интеллект, но не заменить его. «Уроки развития» содержат все то, что учит получать удовольствие от размышления. Компьютерная поддержка курса (5-10 минут) может быть при желании создана учителем на основе имеющихся оболочек, или в качестве таковой можно использовать многое из того, что уже создано для младших школьников.
Источник: studwood.net
Урок 2. Виды компьютерной техники
В прошлом уроке мы разобрались с тем, что такое IT. В этом уроке узнаем, что такое компьютер, чем отличается ПК от других компьютеров, и разберемся, какие вообще бывают виды компьютерной техники (нетбук, планшет, ультрабук, ноутбук, КПК, смартфон).
Что такое компьютер
В первом IT-уроке мы пришли к выводу, что под ИТ подразумевают в основном компьютерные технологии. Давайте определимся и с тем, что же такое «компьютер»:
Компьютер — это устройство, предназначенное для обработки, хранения и передачи информации.
Кстати, напомню, что само слово «Компьютер» произошло от английского «Computer», что в переводе означает «вычислитель». В русском языке изначально применяли аббревиатуру «ЭВМ» — электронная вычислительная машина. На сегодняшний день «Компьютер» и «ЭВМ» можно считать синонимами.
Когда говорят о компьютере, часто подразумевают персональный компьютер:
ПК или персональный компьютер (PC, personal computer) — компьютер, предназначенный для индивидуальной работы
В основном на IT-уроках мы будем рассматривать именно ПК или его подвиды.
Персональный компьютер и его виды
Понятие ПК в последние годы разрослось: всё время появляются новые устройства и разновидности старых, которым дают похожие названия. Конечно же, если не следить постоянно за новостями, то всё это только запутывает при выборе нового компьютерного устройства.
Наверняка Вы задавались вопросом «чем отличается нетбук от ноутбука?» или «смартфон и КПК – в чем разница?» еще и «ультрабуки» появились.
Сегодня мы разберемся со всеми «непонятными словами» :), которыми называются устройства, являющиеся подвидами персонального компьютера (ПК).
1. Настольный ПК
Настольный ПК (англ. Desktop computer) — стационарный компьютер, тот самый, который стоит на столе (или под столом) к нему подключены монитор, клавиатура и мышь.
До недавнего времени именно настольные ПК были самыми распространенными и популярными. В некоторых задачах им пока что нет замены (профессиональная работа с графикой, мощные трехмерные игры и многое другое).
Преимущества настольных ПК:
- Низкая стоимость (относительно конкурентов с такими же характеристиками);
- Широкий выбор возможных конфигураций (с учетом потребностей для разных задач);
- Возможность самостоятельно подобрать комплектующие;
- Легкая замена комплектующих;
- Минимум проблем при апгрейде (модернизации);
- Значительно более низкая стоимость ремонта.
Недостатки настольных ПК:
- Большие размеры и вес, что приводит к:
- сложностям при транспортировании (в командировку не возьмешь с собой :)) и
- не очень привлекательный вид;
- Потребляют немало электроэнергии (особенно производительные системы).
Как видим достоинств больше, чем недостатков, но первые два недостатка перевешивают многие преимущества.
2. Ноутбук
Ноутбук (англ. Notebook — блокнот, второе название Laptop – «на коленях») — портативный переносной компьютер, содержит в одном корпусе все необходимые компоненты. В последнее время успешно конкурирует с настольным ПК.
Когда стоимость ноутбуков опустилась ниже отметки в 600$, популярность их начала резко расти. Сейчас можно найти довольно хороший по характеристикам ноутбук всего за 400 зелёных эквивалентов родной валюты.
Преимущества ноутбуков:
- Небольшие размеры и вес (1,5 – 4 кг), благодаря чему:
- Можно брать с собой в дорогу (на работу, на отдых);
- Более привлекательный вид (по сравнению с настольным ПК);
- Все устройства в одном корпусе (монитор, клавиатура, тач-пад, web-камера, сетевой адаптер, Wi-Fi, кардридер, динамики…);
- Низкое потребление электроэнергии;
- Наличие аккумуляторной батареи, что позволяет использовать ноутбук вдали от розетки (от двух до шести часов).
Недостатки ноутбуков:
- Более высокая стоимость при тех же характеристиках (в последнее время разница всё меньше);
- Ограниченный выбор возможных конфигураций;
- Более сложная замена комплектующих (особенно некоторых деталей);
- Практически невозможна модернизация (апгрейд);
- Высокая стоимость ремонта.
Количество достоинств приблизительно равно количеству недостатков, но небольшие размеры, вес, и легкая транспортировка дают о себе знать.
Исходя из всего перечисленного не удивительно, что у многих сейчас есть и настольный компьютер и ноутбук одновременно (первый для работы дома или игр, второй – в дорогу).
Как выбрать ноутбук мы узнаем в одной из будущих статей на сайте IT-уроки, подписывайтесь на новости сайта, чтобы не пропустить.
3. Ультрабук
Ультрабук (англ. Ultrabook) – это разновидность ноутбука, которая ориентирована на малые размеры и вес, а также длительное время работы от аккумулятора.
Другими словами – это небольшой производительный ноутбук, который может долго проработать без подключения к розетке.