2) методы социального исследования должны быть такими же, как им методы естествознания, т.е. точными и объективными.
3) Истинность понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических проверок.
4) социолог должен воздерживаться от ценностных суждений.
Позитивная социология целиком базируется на данных науки, а не на воображении и догадках.
Конт отрицательно относился ко всему разрушительному, провопоставляя духу отрицания созидательный, позитивный дух. Категория позитивного становится наиболее главной и общей в его мировоззрении.
Конт указывает 5 значений позитивного:
1. реальное в противовес химерическому
2. полезное в противовес негодному
3. достоверное в противовес сомнительному
4. точное в противовес смутному
5. организующее в противовес разрушительному
- Онтологические допущения социологии О. Конта: определение общества, его структура и динамика.
- Становление позитивного знания, условия его развития
Источник: studfile.net
2.19 Позитивизм — часть 1 — Философия для бакалавров
Термин «коэволюция» означает
Перед лицом смерти жизнь человека приобретает абсолютную ценность. Для представителей какого направления современной западной философии данное суждение является лейтмотивом творчества?
d. экзистенциализм |
Определение, соответствующее понятию «секуляризация», это:
c. высвобождение всех сфер жизнедеятельности общества и личности от религиозного влияния |
Искусство – это:
c. неотъемлемая составная часть духовной культуры, специфический род духовного освоения человеком действительности, формирующий и развивающий его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты |
Представителем русского экзистенциализма являлся
a. Шестов |
Функция философии, состоящая в определении общих правил и принципов познавательной деятельности:
b. методологическая |
Способы деятельности, достижения в материальных и духовной сферах, характерные для всех людей, всех стран и народов на Земле:
d. общечеловеческая культура |
Основные идеи и принципы позитивизма как методологии социально-гуманитарного познания
Позитивизм (лат. рozitivus – положительный) — интеллектуальное течение, возникшее в Европе XIX века в связи с успехами науки и пониманием важности ее философского осмысления. Развитие данного направления связано с деятельностью мыслителей, сосредоточивших свое внимание на феномене науки и позиционирующих ту или иную модель роста научного знания. Понятие «позитивизм» содержит представление о том, что подлинное, положительное знание может быть получено лишь специальными науками, метафизические построения не имеют предмета, следовательно, должны быть отброшены. Наука, в видении позитивистов, призвана не объяснять, а лишь описывать феномены.
ПОЗИТИВИЗМ. Огюст Конт и классический позитивизм.
Позитивизм — методология, направленная на изучение, обобщение фактов и артикуляцию всеобщих законов, выявляющихся в результате суммирования регулярностей и установления последовательностей фактов. Выделяют две исторические разновидности позитивизма – первый и второй позитивизм.
Исходным положением первого позитивизма является утверждение: сущностные — ноуменальные основания мира непознаваемы, поэтому необходимо сосредоточить внимание на явлениях – феноменах, данных в опыте познающему субъекту. Окружающий мир позиционируется позитивизмом как мир фактов – такого рода фактологический подход именуется принципом феноменализма. Главная задача, которую ставят позитивисты – задача привести научно-познавательную деятельность в соответствие с методологическим идеалом феноменализма. Важнейшим требованием феноменализма является отказ от любого рода не подкрепленных фактами умозрительных идей, отказ от обсуждения онтологической проблематики, отказ от постановки вопроса о сущности культуры, общества. Неверифицируемые опытом идеи квалифицируются позитивистами как хлам метафизический.
Ключевой принцип первого позитивизма — принцип опоры на опытное знание, т.е. эмпиризм. Наблюдение квалифицируется позитивизмом как универсальный метод получения знаний, способ освобождения от догматических напластований, удержания на твердой почве фактов.
Важнейший тезис, выдвигаемый позитивизмом: поскольку наблюдаются только явления, а не причины и сущности, научное знание по своему характеру является описательным и феноменальным. Задача науки заключается в том, чтобы не объяснять, но описывать феномены. Таким образом, объяснение вытесняется описанием.
Важнейший принцип первого позитивизма — принцип отказа от дедуктивных построений и абсолютизации обобщения как единственного подлинно-научного метода исследования, т.е. индуктивизм. Позитивистский метод ориентирует исследователя на изучение и обобщение фактов. Важную роль играют также статистика и сравнение, которые восполняют в гуманитарных и социальных науках анализ и эксперимент. Основные процедуры позитивистского метода можно представить в виде исследовательской цепочки: наблюдение – описание – обобщение – закономерность.
Первый позитивизм базируется на идее антикаузализма – убеждении, что нет причин и следствий, лишь повторяющиеся последовательности, регулярности явлений. Отсюда вытекает необходимость заменить слово «почему» словом «как».
Первый позитивизм выдвигает также принцип номинализма – признания первичности вещей и вторичности идей, представление об общих понятиях как мыслительных конструкциях, образованных в результате отвлечения от конкретных представлений о предметах важных существенных признаков. В позитивистском представлении постоянные сходства, связывающие явления между собой и постоянная последовательность, объединяющая их в виде предшествующих и последующих – есть законы этих явлений. Всеобщие законы, таким образом, выявляются при помощи суммирования регулярностей и установления последовательностей. Детерминизм не конструируется метафизически, но принимается как практическая очевидность.
Позитивизму свойственно нивелирование специфики социальных, гуманитарных наук, утверждение в качестве идеала научного знания естественнонаучное знание.
Позитивизм неотделим от сциентизма – абсолютизации научно-технологического способа решения проблем, определения науки как единственно действенного орудия социальных, культурных преобразований. Позитивизм включает в свое смысловое пространство идею прогрессизма – уверенности в неизменности научного прогресса, понятого как продукт человеческой изобретательности, вера в бесконечный рост науки.
Второй позитивизм опирается на принципы эмпириокритицизма и конвенционализма.
Термин «эмпириокритицизм» был введен для обозначения позиции, критически рассматривающей все проверенные истины. Эмпириокритики провозгласили возвращение к опыту. Эмпириокритицизм как методологическая концепция, выдвигает две ключевые идеи — идею «экономии мышления» и идею «описательной науки».
Основное требование принципов «экономии мышления» и «описательной науки» заключается в необходимости отыскания наименьшего числа наипростейших независимых суждений, из которых все остальные могут быть получены как логические следствия. Принцип экономии мышления вырастает из общего представления о науке как форме приспособления человека к окружающей среде. В целях экономии мышления не следует тратить силы на объяснения, достаточно описания. Описание вытесняет объяснение, понимаемое как паразитический элемент науки.
Конвенционализм как методологическая концепция истолкования науки, определяющая генерализующую теорию как конвенцию — соглашение между учеными, обусловленное соображениями удобства и простоты и не связанное непосредственно с критерием истинности. Сторонники конвенционализма утверждают, что научные теории не являются обобщениями опытных данных, они суть конвенции.
В рамках конвенционализма выдвигается идея гипотез ad hoc – гипотез для каждого отдельного случая. Посредством гипотез ad hoc конвенционалисты стремились примирить противоречащие факты с существующей теорией. Конвенционализм выдвигает тезис о несоизмеримости, логической несвязанности и несопоставимости теорий.
Выбор теорий осуществляется на основе мировоззренческих или социокультурных предпочтений. Развитие науки истолковывается как дискретный процесс, а научное сообщество представает в виде разобщенных, исповедующих разные принципы группировок. Философия науки превращается в историю науки. Конвенционализм продемонстрировал зависимость научного исследования от антропологического фактора – мнения, интуиции ученого как важнейшего инструмента открытия.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru