Из каких разделов состоит программа исследования

Процесс проведения исследования разбивается на несколько этапов.

В настоящем разделе рассмотрим подробнее все эти этапы.

Процесс исследования делится на следующие этапы:

Предварительный этап

– подготовка и организация исследования:

— определение цели исследования;

— разработка замысла исследования;

— организация процесса исследования;

— подготовка аналитических процедур.

Основной этап

— эмпирическое обследование и эксперимент.

Завершающий этап

– обработка эмпирических данных:

— практическое применение полученных результатов.

Планирование и организация процесса исследований.

Итак, основная цель предварительного этапа – спланировать и организовать работу по проведению исследования. В научных исследованиях планирование также необходимо, как и в любой другой деятельности. Результатом этой работы является программа исследования.

Программа исследования – организационный и научный документ, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования.

Лекция 2. Программа социологического исследования 2.6. Гипотезы исследования

Программа состоит из двух разделов.

1. Методологический раздел:

1.1. формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования; 1.2. интерпретация основных понятий;

1.3. предварительный системный анализ объекта исследования;

1.4. формулировка рабочих гипотез.

2. Методико-процедурный раздел:

2.1. принципиальный (стратегический) план исследования;

2.2. набросок основных процедур сбора и анализа первичных данных.

До написания программы необходимо провести предварительный анализ объекта, которой включает в себя следующие элементы:

— определение структуры объекта, его функций, целей, основного содержания и условий деятельности, характера внешних связей;

— выявление перспектив, трудностей, проблем развития объекта (постановка проблемы);

— установление форм организационных связей с объектом в ходе исследования.

Такая работа проводится, в основном, методами системного анализа, о которых речь пойдет далее. После этого разрабатывается собственно программа, которая содержит следующие основные разделы:

— постановка проблемы, уточнение цели, основных задач, предмета и объекта исследования;

— теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий.

Формулировка причин возникновения проблемных ситуаций и способов их устранения на уровне гипотез;

— построение общего стратегического плана.

Определение состава методов, процедур, видов работ, необходимых для решения исследовательской задачи;

— составление рабочего плана и графика выполнения работ.

Рассмотрим подробнее разделы программы, останавливаясь попутно на таких важных понятиях как проблема, гипотеза и т.п.

Программа исследования. Формулировка проблемы

Исходным пунктом всякого исследования является проблемная ситуация. Если говорить конкретно об исследованиях систем управления, то здесь проблема – специфическое состояние системы управления, объекта, характеризующегося противоречием между потребностями его развития и тем состоянием, в котором он находится.

Лекция 2. Программа социологического исследования. 2.2. Объект исследования и модель результата

На этом этапе очень важно четко найти и обозначить проблему, которую необходимо решить в процессе исследования. Выражаясь иным языком, исследователь должен поставить диагноз. Мы уже говорили о проблемах организации, которые вызывают необходимость проведения исследований.

Напомним, что задачи организации состоят в том, что либо ситуация ухудшается и её надо исправить, либо необходимо улучшить существующую ситуацию (которая, в принципе, не ухудшается) и, наконец, задача состоит в создании совершенно новой ситуации, найдя для этого новые возможности. Таким образом, имеется три основные категории проблем: коррективные, прогрессивные и созидательные. Однако при любой постановке задачи во всех трех случаях общим является то, что всегда имеется расхождение между тем, что есть на самом деле и тем, что должно быть (т.е. к чему надо стремится). Т.е. расхождение между желаемым и действительным. Суть этого расхождения и определяет проблему.

Кроме того, в уже упоминавшемся пособии по управленческому консультированию отмечается, что проблема может быть определена с помощью пяти основных характеристик.

Организационное и физическое местонахождение. В каких именно организационных подразделениях возникла проблема (участки, отделы, филиалы)? Где именно физически она была выявлена (т.е. конкретно какой цех, отдел, участок)? Насколько широко она распространена в организации?

Распространение проблемы. Какие работники организации (специалисты, менеджеры, рабочие) затронуты данной проблемой, и кто из них более всего заинтересован в её решении? Является ли проблема открытой (т.е. известной всем), либо закрытой (ограниченному кругу лиц)?

Абсолютная и относительная величины. Насколько важна проблема в абсолютных величинах (например, каков объем увеличения издержек производства, каковы в часах потери рабочего времени и пр.)? Насколько важна та же проблема в относительном выражении? Насколько она важна для организации в целом и как она влияет на подразделение, в котором обнаружена, и на людей, на которые она распространяется? Что получит организация от её решения?

Временная перспектива. С какого времени существует данная проблема? Наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает периодически? Какова тенденция (усиливается, уменьшается, стабилизируется)?

Здесь же надо четко сформулировать цели и задачи исследования. В данном контексте цель исследования – определение общей направленности исследования, разработка проекта действий. Она определяет ориентацию исследования – теоретическую или практическую. Задачи представляют собой совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы.

Наконец, поясним, что понимается под теоретической и эмпирической интерпретацией понятий. Речь идет о необходимости строгой формулировки всех терминов и определений, которыми мы будем руководствоваться при решении проблемы.

Читайте также:
Как сделать стенки в программе кумир

Интерпретация понятий осуществляется через ряд последовательных этапов. На первом этапе производится перевод проблемной ситуации в формулировку в строгих научных рамках и терминах. На следующем этапе каждое понятие этой формулировки раскладывается на такие операционные составляющие, которые затем могут быть исследованы количественным методом. Конечной целью всей этой работы является выработка таких понятий, которые доступны учету и регистрации.

Программа исследования. Разработка гипотез

На основе имеющихся знаний исследователь пытается построить предварительное объяснение проблемы, т.е. формулирует гипотезы.

Гипотеза это научно обоснованное предположение о причинах появления обнаруженной проблемы.

Говоря о научно обоснованном предположении, мы имеем в виду, что не всякое предположение может стать гипотезой. Для этого необходимо, чтобы высказанное предположение не противоречило данным науки. Такое ограничение позволяет отбрасывать надуманные, фантастические предположения.

Кроме того, естественно, что предположение, претендующее на роль гипотезы, должно согласовываться со всеми данными и фактами, которых оно касается. Второе требование к гипотезе выполнить труднее, т.к. для его выполнения необходимо, чтобы гипотеза объясняла всю совокупность фактов, а не некоторую её часть. Однако, требование полноты объяснения является необходимым при формулировке гипотезы.

Кроме вышеназванных ограничений, при формулировке гипотез следует руководствоваться несколькими очевидными правилами.

1) При выдвижении нескольких гипотез об одной и той же проблеме предпочтительнее та из них, которая единообразно объясняет большее число фактов.

2) Для объяснения связанной серии фактов нужно выдвигать как можно меньше гипотез и их связь должна быть как можно более тесной.

Наконец, из самого определения гипотезы следует, что: любая гипотеза носит вероятностный характер; нельзя руководствоваться противоречащими друг другу гипотезами; гипотеза должна быть доступна проверке в результате исследования. В зависимости от вида исследования гипотезы можно классифицировать по целому ряду признаков.

По содержанию предположений относительно изучаемого объекта гипотезы можно разделить на:

описательные гипотезы – предположения о существенных свойствах объектов (классификационные), о характере связей между отдаленными элементами изучаемого объекта (структурные), о степени точности связей взаимодействия (функциональные);

объяснительные гипотезы, содержащие только предположения о фактическом состоянии предмета и описание причин такого состояния, но и предположения, раскрывающие тенденции и закономерности развития данного объекта;

прогнозные гипотезы, содержащие, кроме вышеупомянутых предположений, еще и предположения, раскрывающие тенденции и закономерности дальнейшего развития предмета исследования.

Как видим, такие гипотезы располагаются также и по степени возрастания сложности. Наиболее простые – описательные гипотезы, их сформулировать проще, затем идут объяснительные, а самые сложные – прогнозные. Если вспомнить, что гипотеза это по сути начало разработки научного принципа, а то и теории, то такое расположение гипотез по степени сложности вполне естественно.

По степени разработанности гипотезы подразделяются на:

первичные гипотезы, формирующиеся до сбора данных;

вторичные гипотезы, использующиеся, если первичные отвергаются. По степени общности предположений существуют гипотезы- основания и гипотезы-следствия. Формирование гипотез необходимо для придания осмысленности всему исследованию, определению логических опор для сбора и анализа эмпирических данных.

Исходя из такой классификации, естественно рассмотреть стадии развития гипотез.

I стадия – возникновение гипотезы на основе имеющихся фактов, полученных на этапе предварительного знакомства с объектом исследования.

II стадия – формирование выводных гипотез. На этой стадии формируются основные предположения о причине возникшей проблемы, носящие названия основных гипотез, а затем путем анализа основных предположений, как их следствия, разрабатываются выводные гипотезы.

Основные и выводные гипотезы формируются в процессе разработки программы исследований на подготовительном этапе исследований.

III стадия – сопоставление выводных гипотез с данными, полученными на основном этапе исследований. Если сопоставление покажет, что все следствия, теоретически выведенные посредством анализа основного допущения, существуют в действительности, это будет доказывать, что гипотеза вероятна.

Программа исследования. Разработка стратегического плана Формулированием рабочих гипотез заканчивается первый раздел программы исследования. Во втором, методико-процедурном разделе программы основным является стратегический план исследования.

Такой план возможен в трех вариантах:

— разведывательный (формулярный, поисковый);

Разведывательный вариант плана выдвигается в случае, если об объекте и предмете исследований нет ясных, четких представлений, т.е. когда нет возможности выдвинуть ясные, четкие гипотезы. Такой вариант предполагает проведение исследований в три этапа.

1) Изучение документов. Состоит из составления библиографии и изучения литературы и других источников по проблеме.

2) Проведение опросов. Проводится с экспертами, с целью получения дополнительных знаний об исследуемом предмете.

3) Наблюдение. К этому моменту уже имеется определенная информация об объекте.

Аналитический (описательный) план используется тогда, когда имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать описательную гипотезу. При этом необходимо более тщательное исследование: выборочное или монографическое обследование, анкетирование, группировка, корреляционный анализ полученных данных. Разработка описательного плана заканчивается классификацией данных, характеризующих объект исследований.

Экспериментальный план используется, когда можно, на основе имеющихся знаний сформулировать объяснительную гипотезу.

Отсюда цель плана – установить причинно-следственные связи в объекте.

Метод – проведение эксперимента.

Рабочий план исследования

Наряду с программой исследования разрабатывается его рабочий план. Составные части рабочего плана:

Читайте также:
Моро к какой программе относится

Пилотажное исследование – предназначено для проверки качества методик и процедур основного исследования и предшествует ему. Пилотажное исследование подвергает проверке все основные элементы социологического исследования. Чаще всего проводится для проверки инструментария – анкет, опросных листов, бланков интервьюеров.

Полевое обследование (или просто «исследование») – изучение объекта в основных («полевых») условиях. Это основной источник сбора информации.

Подготовка данных для обработки и их обработка – все процедуры для подготовки к вводу данных в компьютер и их обработка по соответствующим программам.

Анализ и интерпретация данных.

Составление отчета – документа, в котором в систематическом и наглядном виде отображаются результаты проведенного исследования.

Сетевой график исследования. в котором отражается схема: работа – исполнитель – время. Т.е. что, кто и когда делает.

Источник: poisk-ru.ru

38) Из каких разделов состоит программа социального исследования?

Социологическое исследование начинается с разработки его программы, состоящей из двух разделов — методологического и методического.В методологический раздел программы входят: а) формулировка проблемы (социальная проблема — это «социальное противоречие», сознаваемое субъектами (индивидами, группами и т.д.) как значимое для них несоответствие между существующим и должным, между целями и результатами деятельности, возникающее из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей, что ведет к неудовлетворению социальных потребностей); б) определение объекта и предмета социологического исследования (Объектом исследования может быть любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения, документы. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию.

Предмет исследования — это те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие, данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, т.е. то, что подлежит непосредственному изучению); в) определение задач исследователя и формулировка гипотез. Социолог, решающий прикладные практические задачи, прежде всего, определяет, какие конкретно цели ставятся перед ним, после чего с помощью научной литературы пытается выяснить: нет ли типового решения этих задач, чтобы не пришлось «изобретать велосипед». Определение цели исследования позволяет классифицировать задачи. Задачи бывают главными и дополнительными.

Программой социологического исследования называют изложение теоретико-методологических предпосылок в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для проверки гипотез. Методический раздел программы социологического исследования является концептуальной схемой исследования, которая содержит общий логический план, на основе которого осуществляется переход от теоретических положений к использованию методов измерения, регистрации и анализа данных; упорядочивает методические средства и процедуры в соответствии с поставленными задачами, обеспечивает возможность сопоставления результатов разных исследований.

39) Основные требования к структуре инструмента исследования.

40) Типы и виды вопросов при анкетировании и интервью.

Сущность почтового анкетирования сводится к тому, что анкета рассылается, а затем возвращается к исследователю по почте. Большая популярность этого способа анкетирования объясняется малыми затратами денежных средств на его проведение, а также простотой и легкостью организации.

Суть прессового анкетирования заключается в том, что анкета публикуется в одной из газет (или нескольких) и выразившие желание ответить после соответствующего заполнения пpисылают ее потом в адpес pедакции. Пpоцент возвpата пpи пpессовом анкетиpовании около 5%.

Раздаточное анкетиpование пpоводится с выдачей и заполнением анкет пpямо на месте. Возвpат — до 98%.

Анкетиpование на месте наиболее пpедпочтительный способ pаспpостpанения анкет, т.к. он гаpантиpует почти полный возвpат. Дpугое его достоинство состоит в том, что исследователь может контpолиpовать пpоцесс заполнения анкет.

Для более полного получения данных pекомендуется совмещать все виды анкетиpований, а также пpопагандиpовать пpоведение кампании по анкетиpованию чеpез сpедства массовой коммуникации.

Составляя анкету, нужно помнить, что адpесат только в том случае может откликнуться и дать обстоятельные, искpенние, глубокие ответы, если анкета его заинтеpесует и убедит в сеpьезности намеpений составителей. Вот почему анкета пpедваpяется вступлением, pассчитанным вызвать у опpашиваемых желание сотpудничать.

В ней обычно в пpостой, ясной и кpаткой фоpме излагаются цели, задачи исследования, обосновывается его значение, почему именно данного человека желают опpосить. Все вопpосы анкеты должны быть постpоены таким обpазом, чтобы поддеpжать интеpес и сеpьезное отношение к анкете. Пеpвые вопpосы имеют особое значение. От них зависит, будет ли опpашиваемый дальше читать анкету или отложит в стоpону. Их необходимо фоpмулиpовать интеpесными и достаточно пpостыми, чтобы не отпугивать читателей чpезмеpной сложностью.

Пpи фоpмиpовании вопpосов анкеты пpедставьте себе, на какую аудитоpию они pассчитаны: для лесников, для школьников и т.д. Hе pекомендуется одну и ту же анкету пpименять в pазличных аудитоpиях.

Распpостpаненной ошибкой является объединение в одном вопpосе анкеты нескольких. Вопpос должен содеpжать в себе одну мысль, иначе всегда есть опасность, что ответ будет дан только на одну его часть, скоpее всего на последнюю. Hет смысла задавать кавеpзный вопpос в лоб.

Hа вопpос — «добываете ли вы птиц, занесенных в Кpасную книгу?» — естественно, чистосеpдечно не ответит ни один охотник. Следует иметь в виду о внушающем воздействии эмоционально окpашенных вопpосов. Hа вопpос — «Занимаетесь ли вы охpаной пpиpоды — долгом каждого гpажданина?» — навеpное, не будет отpицательных ответов.

Читайте также:
Программа что занимает место на диске

Иногда вопpос ставится так, чтобы не тpебовать категоpичности высказывания, позволяя в то же вpемя получить инфоpмацию о взглядах и мнениях, типа «Посоветовали бы вы поохотиться своему пpиятелю в таком-то заказнике?», или «Как бы вы поступили, если бы вам ваши лучшие дpузья пpедложили поохотиться в таком-то заказнике?».

Существуют также вопpосы-фильтpы, контpольные вопpосы. Они пpименяются для опpеделения, обладает ли в действительности человек инфоpмацией, котоpую запpашивает анкета. Hапpимеp, подготавливая анкету по скопе, следует с помощью одного из вопpосов выяснить: «Чем, по Вашему мнению, в основном питается эта птица?». Если опpашиваемый ответит — «гpызунами», то станет ясно, что и все остальные его ответы на анкету скоpее всего невеpны.

Hезависимо от того, насколько тщательно пpодумана и pазpаботана анкета, она нуждается в пpедваpительной пpовеpке, или, как говоpят социологи, пилотажном исследовании.

Цель исследования — пpовеpить «pаботает» ли анкета, все ли ее вопpосы понятны опpашиваемым. Для этого необходимо пpоизвольно выбpать несколько человек из пpедполагаемой аудитоpии (напpимеp, 5—6 учеников, если анкета пpедназначена для школьников) и пpоанкетиpовать их, в ходе пpовеpки уточняя или изменяя фоpмулиpовку вопpосов, их поpядок, текст обpащения или вступительную часть.

Анкетиpование только тогда дает точные интеpесные pезультаты, когда самым тщательным обpазом подготовлено и качественно пpоведено, желательно пpи тесном взаимодействии со специалистами-социологами.

Интеpвью

Пpинцип составления вопpосника и подготовка к интеpвьюиpованию такие же, как пpи анкетиpовании. Однако, если пpи анкетном опpосе достовеpность инфоpмации в основном зависит от составленной анкеты, то пpи интеpвью опpеделяющим является взаимодействие интеpвьюеpа и опpашиваемого. Интеpвью может пpоводиться как непосpедственно, так и по телефону.

Hесколько советов интеpвьюиpующему. Hе стоит пpоводить интеpвью на pабочем месте, где отвечающий обычно бывает занят, спешит, чувствует внимание товаpищей и т.д.; интеpвью пpоводите с глазу на глаз; pекомендуется, чтобы женщин опpашивали женщины, мужчин мужчины, чтобы коppеспондент и опpашиваемый были хотя бы пpимеpно одного возpаста; интеpвьюеp (беpущий интеpвью) должен быть внимательным, общительным, теpпеливым, уметь понятно говоpить, молчать и слушать, досконально знать тему pазговоpа и вопpосы в вопpоснике; отвечаемому обычно импониpует видеть в интеpвьюеpе человека, котоpый стpемится его понять, не кpитикует и не обсуждает его высказываний, не навязывает своих мнений; иногда есть смысл попpосить у опpашиваемого уточнить ответ путем непpавильного повтоpения ответа, частичного несогласия, выpажения согласия, указания на пpотивоpечие в ответах, повтоpения последних слов опpашиваемого; пеpед интеpвьюиpованием пpоводите инстpуктаж, где попpосите участников вопpоса одеться стандаpтным обpазом, не слишком модно и не наpочито небpежно, иметь пpи себе документ, подтвеpждающий, что этому человеку поpучено пpоведение интеpвью; пpовеpьте знание вопpосника, технику интеpвьюиpования; еще pаз повтоpите, чтобы участники опpоса вели себя вежливо, беспpистpастно, не употpебляли много научных теpминов; можно пpовести «имитационное» интеpвью для пpовеpки, как участники опpоса усвоили основные пpинципы интеpвьюиpования.

Источник: studfile.net

Структура программы социологического исследования

Содержание и структура программы социологического исследования определяются характером проблемной ситуации, целью исследования, выбранной стратегией исследования. Также в зависимости от того, предоставляется ли программа в качестве обоснования исследовательского проекта при формировании заявки для научного фонда, внешнего заказчика или носит исключительно внутренний академический характер как инструмент, структурирующий и направляющий исследовательский процесс, определенные разделы в программе будут написаны более или менее подробно.

Имеет исследование количественный или качественный характер, является теоретико-прикладным или прикладным — все это определяет структурные нюансы программы. Теоретико-прикладные исследования нацелены на получение нового знания, они могут быть направлены на изучение совершенно новых явлений, не изучавшихся ранее. Прикладные исследования часто направлены на выработку конкретных рекомендаций по преобразованию тех или иных социальных объектов и ситуаций. В зависимости от новизны или проработанности проблемы каждый из разделов программы также может быть представлен более или менее полно. Общая структура программы социологического исследования может быть модифицирована в зависимости от особенностей конкретного исследовательского проекта, которые определяются его уникальными задачами.

В любой программе социологического исследования можно выделить методологический и процедурный разделы.

Методологический раздел программы определяет место данного исследования в соответствующем исследовательском пространстве (академической социологии, заказных социологических исследований и т. п.) и моделирует исследовательское поле через обоснование проблемы исследования, постановку целей и задач исследовательской деятельности, определения объекта, предмета исследования, выбор наиболее адекватной теоретической модели.

Процедурный раздел программы обосновывает конкретные исследовательские шаги, которые должны быть предприняты в рамках определенного исследовательского поля.

Методологический раздел программы состоит из следующих подразделов:

  • ? формулировка проблемы исследования;
  • ? теоретико-методологические основания работы (обзор существующей литературы — теорий и/или исследований);
  • ? цель и задачи исследования;
  • ? объект и предмет исследования;
  • ? концептуальная модель;
  • ? интерпретация основных понятий;
  • ? исследовательские вопросы и рабочие гипотезы.

Процедурный раздел программы состоит из следующих разделов:

  • ? уточнение стратегии исследования и исследовательского плана;
  • ? методы сбора данных;
  • ? определение генеральной и выборочной совокупности;
  • ? виды обработки материалов;
  • ? форма представления результатов.

Источник: studref.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru