Из каких разделов может состоять программа на языке паскаль

Содержание

Язык Паскаль был разработан в 1970 г. Никлаусом Виртом как язык, обеспечивающий строгую типизацию и интуитивно понятный синтаксис. Он был назван в честь французского математика, физика и философа Блеза Паскаля.

Одной из целей создания языка Паскаль Никлаус Вирт считал обучение студентов структурному программированию. До сих пор Паскаль заслуженно считается одним из лучших языков для начального обучения программированию. Его современные модификации, такие как Object Pascal, широко используются в промышленном программировании (среда Delphi).

Среда Turbo Pascal стала наиболее популярным решением для персональных компьютеров в 80-е — начале 90 годов стал компилятор и интегрированная среда разработки Turbo Pascal фирмы Borland. Встроенный компилятор обеспечивал высокую скорость компиляции и высокое качество кода (отсюда приставка Turbo). Среда Turbo Pascal обеспечивала также отладку кода, содержала богатый набор примеров. Все эти качества позволили Turbo Pascal стать стандартом Паскаля де-факто.

Структура программы на языке Pascal

Выпущенная в 1995 г. как продолжение среды Turbo Pascal система программирования Delphi стала одной из лучших сред для быстрого создания приложений. Delphi ввела в язык Паскаль ряд удачных объектно-ориентированных расширений; обновленный язык получил название Object Pascal. Начиная с версии Delphi 7.0, язык Delphi Object Pascal стал называться просто Delphi, однако, старое название используется часто. Последняя версия среды — Delphi XE. Объект исследования: Язык программирования Pascal.

Предмет исследования: Использование циклов в языке программирования Pascal.

Цель: Выявить Основы программирования на языке Pascal.

  1. Изучить и проанализировать методическую, специальную литературу по теме исследования.
  2. Охарактеризовать язык программирования Pascal.
  3. Раскрыть Основы программирования на языке Pascal.
  4. Разработать сборник задач с использованием циклов в языке программирования Pascal

Методы исследования: анализ, синтез, изучение литературы, абстрагирование, обобщение.

Практическая значимость. Материалы курсовой работы помогут студентам и преподавателям в изучении темы «Работа с циклическими процессами в среде Pascal». Разработанный сборник задач поможет организовать практические и лабораторные работы по данной теме.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА ЯЗЫКЕ PASCAL»

1.1. Характеристики системы программирования в Pascal

Первая версия языка Паскаль была разработана в 1968 году. Ее разработчиком является швейцарский ученый Никлаус Вирт. Свое название язык получил в честь создателя первой механической вычислительной машины француза Блеза Паскаля. На основе языка Паскаль в 1985 г. фирма Borland выпустила версию Turbo Pascal версии 3.0. С этого времени язык Паскаль используется во всем мире в учебных заведениях в качестве первого изучаемого языка программирования [1] .

Система Pascal предназначена для обучения программированию на языке Паскаль и ориентирована на школьников и студентов младших курсов.

Структура программы на языке Паскаль

Система Pascal основана на языке Delphi Pascal и призвана осуществить постепенный переход от простейших программ к модульному, объектно-ориентированному, событийному и компонентному программированию. Некоторые языковые конструкции в Pascal допускают, наряду с основным, упрощенное использование, что позволяет использовать их на ранних этапах обучения.

Читайте также:
Программа чтобы не отключался экран на Андроид

Компилятор Pascal является компилятором переднего плана (front-end). Это означает, что он не генерирует исполняемый код в виде .exe-файла, а создает в результате компиляции дерево программы в памяти, которое затем выполняется с помощью встроенного интерпретатора.

В системе Pascal ученик может выполнять так называемые проверяемые задания, обеспечивающие постановку задачи со случайными исходными данными, контроль операций ввода-вывода, проверку правильности решения, а также ведение протокола решения задач.

Проверяемые задания реализованы в виде электронного задачника по программированию Programming Taskbook, содержащего 1000 задач по программированию разного уровня сложности (от простейших задач до задач на файлы, указатели и рекурсию) а также в виде исполнителей Робот

Чертежник, предназначенных для быстрого обучения основам программирования школьников младших и средних классов.

В свободно распространяемую версию Pascal Programming Taskbook Complete Edition содержит полный комплект задач [2] .

Все авторские права программного комплекса Pascal 3.0 < >= := (* *) (..)

В программе эти пары символов нельзя разделять пробелами, если они используются как знаки операций отношения или ограничители комментария [4] .

Особое место в алфавите языка занимают пробелы, к которым относятся любые символы ASCII в диапазоне кодов от 0 до 32. Эти символы рассматриваются как ограничители идентификаторов, констант, чисел, зарезервированных слов. Несколько следующих друг за другом пробелов считаются одним пробелом (последнее не относится к строковым константам).

В математике ведётся знакомство с понятием величина. С этим же понятием работают и в языке программирования ABC Паскаль. Величина имеет следующие характеристики:

1. Имя (идентификатор).

Идентификаторы в ABC Паскале — это имена констант, переменных, меток, типов, объектов, процедур, функций, модулей, программ, полей в записях, файлов. Идентификаторы могут иметь произвольную длину, не значащими (уникальными в области определения) являются только первые 63 символа.

Идентификатор всегда начинается буквой или знаком подчеркивания, за которым могут следовать буквы, цифры и знак подчеркивания (код; 95 в ASCII). Пробелы, буквы русского алфавита и специальные символы алфавита не могут входить в идентификатор.

Таблица 1

Арифметические операции и стандартные функции, используемые в ABC Паскаль

Математическая запись

В языке программирования ТР

Сложение

Вычитание

Источник: www.evkova.org

Из каких разделов может состоять программа на языке паскаль

Все, что необходимо начинающему и опытному программисту

Структура Паскаль-программы

Имя программы должно быть уникальным в программе, т.е. не совпадать с именами ее объектов.
Рекомендуется всегда предварять программу заголовком, так как он служит для идентификации этой программы.

Блок программы в общем случае состоит:

— из раздела, в котором перечисляются имена модулей, программные объекты которых используются в этой программе;
— разделов, содержащих описания программных объектов разных видов, определяемых и используемых в этой программе;
— раздела операторов, задающего действия над этими объектами.

Допустимы разделы описания меток, констант, типов, переменных, функций и процедур.

Любой раздел блока программы (кроме раздела операторов) может отсутствовать, если в программе нет соответствующих объектов.
Блок программы называют глобальным блоком, а определенные в нем объекты — глобальными объектами, т.е. объектами, которые можно использовать (в допустимых конструкциях) во всей программе.

Порядок взаимного расположения разделов описания объектов в версии Турбо Паскаль 7.0 жестко не фиксируется. Кроме того, любой из разделов может встречаться неоднократно (с описаниями разных объектов). Однако должно быть соблюдено общее требование: если в описании некоторого программного объекта используется другой программный объект, то последний должен быть описан ранее.

Возможность написания нескольких «описательных» разделов одного и того же вида позволяет группировать объекты по их назначению, добавлять разделы по мере расширения программы.

Рассмотрим простейшую программу, вычисляющую по стороне квадрата его площадь и периметр. Как и любая пользовательская программа, она начинает свою работу с выдачи формулировки задачи, в которой указывается область допустимых значений входных данных. Программа выдаст результаты вычислений и сообщение о своем завершении.

program d_3_l;

var
Length: integer;
Begin
WriteLn (‘_ПО СТОРОНЕ КВАДРАТА ВЫЧИСЛИТЬ ЕГО ПЛОЩАДЬ И ПЕРИМЕТР’);
WriteLn (‘длина стороны квадрата — целое число из [0, 100]’);
Write(‘Задайте длину стороны квадрата = ‘);
ReadLn(Length); длины>
WriteLn (‘Площадь равна ‘, Length*Length);
WrileLn(‘Периметр равен’, 4*Length);
WriteLn (‘_Программа завершена’);
ReadLn;
end.

Мнемонические имена и комментарии

Читайте также:
Программа использует только одно ядро процессора

Наглядность текста программы обеспечивается в значительной мере мнемоническими (содержательными, поясняющими смысл) именами объектов — именованных констант, переменных, типов, процедур и функций. Рекомендуется применять достаточно длинные, составные имена, состоящие из нескольких слов, разделяя их символом «_» или начиная каждое из слов с заглавной буквы. Например, InputName, ErrorCode, Put Stack.
Общей рекомендацией по отношению к объектам разных видов является придание им мнемонического (содержательного) имени, что дает возможность при изучении программы быстро идентифицировать объект и алгоритм его обработки.

Важную роль в понимании содержания и структуры программы играют комментарии. В удачно прокомментированной программе легко найти ошибку, сравнивая комментарии (словесное описание алгоритма, замысел автора) и программную реализацию. Хорошо прокомментированная программа является самодокументируемой, в ней легко разобраться не только ее разработчику (по прошествии какого-то времени), но и новичку, желающему изучить ее, модифицировать, использовать в своей программе. Другими словами, хорошо комментируемая программа является прекрасным средством обучения программированию.

В частности, описания типов, переменных и констант должны сопровождаться комментарием, указывающим их назначение и использование в программе.
Каждый шаг алгоритма, реализуемый некоторым набором операторов, должен предваряться комментарием, сообщающим назначение и особенности этого шага и его реализации.

Кратким комментарием рекомендуется снабжать также каждый оператор. Очень полезен короткий комментарий, поставленный после ключевого слова end для указания, какая именно составная конструкция завершается — оператор case или for, какая конкретно процедура или функция и т.п.

Завершитель составных языковых конструкций end, таких как записи, описания функций и процедур, операторы выбора и составные операторы, должен сопровождаться комментарием об этой языковой конструкции, например, именами подпрограмм, ключевыми словами (case, for, while).

Комментарий представляет собой пояснительный текст, заключенный в скобки , либо в скобки вида (* *). Текст комментария не должен содержать внутри себя те скобки, которыми он ограничивается, но другие скобки может содержать.
Например: (*это пример использования скобок < и >*).

Скобки комментария рекомендуется активно использовать при отладке программы для временного исключения выполнения какой-либо части программы. Вместо того, чтобы выбрасывать такие части из программы или «обходить» их исполнение, нужно просто превратить их в комментарии с помощью соответствующих скобок, которые затем по мере необходимости можно удалять.

Комментарий может ставиться практически в любом месте программы, но не внутри имени некоторого объекта или числового значения.

Комментарий, в котором за открывающей скобкой следует знак $, является специальным средством, называемым директивой компилятора. Комментарий может занимать в программе любое число строк. Во время компиляции все комментарии, за исключением директив компилятора, игнорируются и во внутреннем представлении программы никак не представлены.

03.09.2013 ответил сергей

Источник: www.programmer-lib.ru

Начала программирования — презентация

  • Начала программирования

Слайд 2: Общие сведения о языке программирования Паскаль

Языки программирования — это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. Записи алгоритмов на языках программирования называются программами.

Общие сведения о языке программирования Паскаль

Изображение слайда

Слайд 3: Общие сведения о языке программирования Паскаль

Паскаль был разработан в 70-х годах прошлого века Никлаусом Виртом (Швейцария). Своё название этот язык получил в честь французского ученого Блеза Паскаля, известного не только своими достижениями в математике, физике и философии, но и созданием первой в мире механической машины, выполнявшей сложение двух чисел. Никлаус Вирт Блез Паскаль

Читайте также:
Программа определяющая характеристики компьютера

Общие сведения о языке программирования Паскаль

Изображение слайда

Слайд 4: Общие сведения о языке программирования Паскаль

Никлаус Вирт (15 февраля 1934 г.) Является разработчиком языка программирования Паскаль.

Общие сведения о языке программирования Паскаль

Изображение слайда

Слайд 5: Общие сведения о языке программирования Паскаль

язык Паскаль считается универсальным языком программирования, так как он может применяться для записи алгоритмов решения самых разных задач (вычислительных, обработки текстов, построения графических изображений, поиска информации и т.д.). Он поддерживает процедурный стиль программирования, в соответствии с которым программа представляет собой последовательность операторов (команд), задающих те или иные действия.

Общие сведения о языке программирования Паскаль

Изображение слайда

Слайд 6: Общие сведения о языке программирования Паскаль

Основой языка программирования Паскаль, как и любого другого языка, является алфавит — набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы. Это: • латинские прописные буквы (А, В, С. X, У, Z ); • латинские строчные буквы (а, b, с. х, у, z ); • арабские цифры (0, 1, 2. 7, 8, 9); • специальные символы ( _., : ; < >[ ] ( ) — + / *.). В качестве неделимых элементов (составных символов) рассматриваются следующие последовательности символов: := (знак операции присваивания); >= и ); (* и *) (начало и конец комментария).

Общие сведения о языке программирования Паскаль

Изображение слайда

Слайд 7: Общие сведения о языке программирования Паскаль

Слова, используемые в Паскале, можно разделить на три группы: служебные слова стандартные идентификаторы идентификаторы пользователя. Идентификатор – имя, используемое для обозначения программ, переменных и постоянных величин, различных процедур, функций, объектов ( identification – установление соответствия объекта некоторому набору символов).

Общие сведения о языке программирования Паскаль

Изображение слайда

Слайд 8: Общие сведения о языке программирования Паскаль

Служебные слова являются составной частью языка, имеют фиксированное начертание и определенный смысл. Они не могут изменяться программистом. Для обозначения констант, переменных, программ и других объектов используются имена (стандартные иден-тификаторы ) — любые отличные от служебных слов последовательности букв, цифр и символа подчер-кивания, начинающиеся с буквы или символа подчеркивания.

Общие сведения о языке программирования Паскаль

Изображение слайда

Слайд 9: Общие сведения о языке программирования Паскаль

Идентификаторы пользователя применяются для обозначения меток, констант, переменных, процедур и функций, определенных самим программистом. При этом идентификаторы в программе должны быть уникальными. Правила написания идентификаторов: — Можно использовать как прописные, так и строчные буквы латинского алфавита. — Идентификатор может начинаться только с буквы или знака подчеркивания. — Идентификатор может состоять из букв, цифр и знака подчеркивания (пробелы, точки и другие специальные символы запрещены). Правильно выбранные идентификаторы значительно облегчают чтение и понимание программы. — Русские буквы в программе должны заключаться в ‘апострофы’ ! — Прописные и строчные буквы в именах не различаются. Длина имени может быть любой.

Общие сведения о языке программирования Паскаль

Изображение слайда

Слайд 10: Общие сведения о языке программирования Паскаль

Упражнение: Укажите правильные и неправильные пользовательские идентификаторы, объясните, почему они не верны: Rezultat _ 1 rezultat 1 1_Rezultat rezultat1

Общие сведения о языке программирования Паскаль

Изображение слайда

Слайд 11: Общие сведения о языке программирования Паскаль

Типы данных, используемых в языке Паскаль В языке Паскаль используются различные типы данных. Простые типы данных: В вещественном числе целая часть от дробной отделяется точкой, при этом перед точкой и после неё должно быть, по крайней мере, по одной цифре. Пробелы внутри числа недопустимы.

Общие сведения о языке программирования Паскаль

Изображение слайда

Слайд 12: Общие сведения о языке программирования Паскаль

Общие сведения о языке программирования Паскаль

Изображение слайда

Слайд 13: Общие сведения о языке программирования Паскаль

Общий вид программы:

Общие сведения о языке программирования Паскаль

Изображение слайда

Слайд 14: Общие сведения о языке программирования Паскаль

Общие сведения о языке программирования Паскаль

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Начала программирования: Общие сведения о языке программирования Паскаль

Структура программы на языке Паскаль. Программа сложения двух чисел program summa; var a, b, c:integer; begin writeln (‘ Введите первое число’); readln (a); writeln (‘ Введите второе число’); readln (b); c:= a+b ; writeln (‘ Сумма равна ‘, c); end.

Источник: showslide.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru