Программа социологического исследования — документ, содержащий развёрнутое изложение её теоретикометодологических предпосылок (общей концепции) с обоснованием актуальности, целей, задач, объекта, предмета и гипотез предпринимаемого исследования, а также его методикоинструментального аппарата вместе с логически обоснованной последовательностью необходимых процедур и организационным планом-графиком и стоимостью всех видов работ.
Содержание программы с.и. варьируется и зависит от типа и целей исследования. Основные функции программы с.и. — методологическая, методическая, прогнозная, организационнотехнологическая. Программа состоит из двух частей:
методологической и методической.
МЕТОДОЛОГИЯ — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Если теория представляет собой результат процесса познания, то методология является обоснованием способа достижения и построения этого знания. Методология даёт философское обоснование способов и приёмов организации всего многообразия видов (в том числе и познавательной) человеческой деятельности и предполагает разработку методов, адэкватных изучаемым и преобразуемым объектам. Одна из важнейших функций методологии — эвристическая: она должна не только описывать и объяснять некоторую предметную область, но и одновременно являться инструментом поиска нового знания.
Организм ЧЕЛОВЕКА. Что у тебя внутри?
Можно выделить три уровня методологии:
всеобщая научная методология (например, системный подход);
общесоциологическая методология (социальная философия);
частносоциологическая методология (социология личности, труда, молодёжи и. т. п.).
Метод — совокупность приёмов и операций теоретического и практического освоения действительности. Для социологического исследования — это основной способ сбора, обработки и анализа эмпирических материалов.
Если формулировать кратко, то методология — это учение о методе.
Методика — совокупность технических приёмов, обусловленных данным методом, включающих частные операции, их последовательность и взаимосвязь.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ:
1. Формулировка проблемы, обоснование её актуальности и
необходимости проведения исследования.
- 2. Анализ степени научной разработки проблемы.
- 3. Обоснование цели, задач, объекта и предмета исследования.
- 4. Формулирование и интерпретация основных понятий.
Обоснование эмпирических индикаторов
- (операционализация.).
- 5. Системный анализ объекта и предмета исследования.
Обоснование его исследовательской модели.
6. Формулировка (если необходимо) рабочих гипотез.
МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ.
- 1. Принципиальный (стратегический) план исследования.
- 2. Обоснование и проектирование выборочной совокупности единиц наблюдения.
- 3. Обоснование и разработка инструментального аппарата исследования, соответствующих методик и т. д.;
- 4. Подготовка программно-технологической базы обработки и анализа эмпирической информации.
- 5. Обоснование и определение результатов исследования.
Проблема в самом широком смысле есть затруднение и противоречие, которое на данный момент не имеет своего отработанного решения в известной практике. Способы принятия и реализации управленческого решения в ситуации встречи с проблемой еще предстоит открыть, увидеть, изобрести или «придумать». Именно реальные проблемы определяют
Строение клетки за 8 минут (даже меньше)
эффективность действий и саму возможность масштабных преобразований.
Очевидно, что проблемы даже для своей постановки требуют гигантских творческих усилий и работы интеллекта. Именно поэтому тщательное, грамотное обоснование и решение любой проблемы во всемирной истории всегда приводили и приводят к фундаментальным открытиям и цивилизационному сдвигу.
Для социолога проблема предстаёт в форме проблемной ситуации. Она является исходным пунктом всякого исследования. Она представляет собой 1) всё то, что требует исследования и решения (широкий смысл) и/или 2) объективно возникающий комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес (узкий смысл).Её смысл имеет две стороны: гносеологическую и предметную.
Гносеологический аспект проблемной ситуации — это противоречие между имеющимся знанием о проблеме и тем, которое необходимо для её решения. Его можно представить как своеобразное отклонение уровня имеющегося знания от того уровня знания, который необходим (Д). Новое знание, которое предполагается получит в результате исследования, должно устранить названное отклонение. С управленческой точки зрения это своеобразный перечень параметров управляемой системы, значения которых необходимо изменить с существующего уровня на тот, который ЛПР (лицо, прини мающее решение) считает целесообразным. В такой интерпретации проблема заключается в определении методов перевода значений названных параметров с одного уровня значений на другой. (Например, в отношении закона об отмене льгот власти могут поставить задачу перед информационно-аналитическими структурами как поиск методов перевода отрицательного общественного мнения относительно этого закона на положительное).
Предметная сторона проблемы социологического исследования — социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив его развития. Конкретным выражением этой стороны проблемы является перечень действий, направленных на её разрешение.
Оба аспекта проблемы тесно между собой взаимосвязаны.
Масштабы социальных проблем существенно разнятся между собой. Одни не выходят за рамки одного коллектива или предприятия, другие затрагивают интересы регионов, больших социальных групп. На высшем уровне социальные проблемы могут приобретать масштабы, затрагивающие всё общество, то есть становятся социетальными.
В зависимости от этого определяется и тип исследования: оно может быть как чисто прикладным, так и теоретико-прикладным. Однако в любом случае проблема должна быть сформулирована чётко, конкретно. Она должна обозначать наиболее существенные моменты и иерархию связанных с ней других проблем.
По своей сущности проблема — это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или организационных действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему — значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.
Заказ социологу чаще всего формируется в виде обозначения некоторой проблемной ситуации, указания на какое- то социальное противоречие либо просто указания на неудовлетворительное состояние дел в той или иной сфере производства, управления и т. д. Социологу предстоит перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать. Для этого он должен проделать специальную теоретическую работу:
- 1) установить реальное наличие данной проблемы: а) существует ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему; б) имеется ли статистическая или иная фактография, позволяющая определить значение и динамику этого показателя, в) насколько достоверна имеющаяся фактура по этому показателю;
- 2) выявить такие существенные элементы проблемы, исследование которых входит в компетенцию и предметную сферу социологической науки, а не экономической теории, технологии производства и т. д. Например, заказчику необходимо разобраться в причинах низкой эффективности управления тем или иным подразделением предприятия. Для социолога эта проблема может трансформироваться в задачу выявления тех социальных групп и личностей, которые играют ключевую роль в механизме управления подразделением, определении меры совпадения интересов этих групп и личностей с интересами предприятия, поиска путей сближения этих интересов, форм участия указанных субъектов в разрешении данной, проблемы и т. д.;
- 3) вычленить уже известные из имеющегося собственного опыта, опыта коллег, литературы сегменты проблемной ситуации, которые имеют прецеденты успешного разрешения и не требуют специального анализа. Эти сегменты могут рассматриваться как информационная база для изучения оставшихся сегментов (например, данные статистики и учёта представляют собой готовый важный материал);
- 4) выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследовательского поиска;
- 5) проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. С этой целью необходимо изучить всю литературу по данному вопросу. Провести беседы с компетентными людьми — экспертами. В роли экспертов обычно выступают специалисты — ученые или опытные практики.
Производственная проблема может быть описана с помощью пяти основных характеристик:
эффективность производства низкая, а социальная
напряженность высокая? Низкая и высокая по сравнению с какими стандартами?
2) Объектная область проявления проблемы, её
«физические» и организационные параметры. Речь идёт о необходимости чёткой идентификации тех организационных
подразделений (участков, отделов, филиалов) и физических объектов (заводов, зданий, складов, контор), где была выявлена проблема. Предстоит также определить, насколько широко она распространена в организации, какие ещё подразделения она затронула.
- 3) Степень проявленности проблемы. Это означает установление того, насколько проблема «открыта» (широко известна, знакома «всем») или «закрыта» (то есть известна небольшой группе лиц, узкому кругу специалистов). Необходимо выяснить, какие люди (управленцы, специалисты, рабочие и т. д.) затронуты проблемой и более всего заинтересованы в ее решении.
- 4) Абсолютная и относительная величина проблемы. Как выглядит проблема в абсолютных величинах? Например, объём потерянного рабочего времени или денег; объем неиспользуемых производственных мощностей. Насколько она важна в относительном выражении? Как она влияет на подразделения, в которых она обнаружена, и на людей, которые владеют ею? Насколько она важна для организации в целом? Что может получить организация от ее решения?
- 5) Временные рамки. Установление интервала времени, с которого существует данная проблема. Наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает периодически? Какова тенденция: проблема стабилизировалась, усиливается или ослабляется? В результате предварительного анализа проблемная ситуация получает четкое выражение в виде формулировки проблемы. Причем эта формулировка может значительно отличаться от первоначальной, сформулированной заказчиком.
Раздел должен завершиться обоснованием социальной актуальности проблемы и необходимости её научного изучения.
АНАЛИЗ СТЕПЕНИ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМЫ
Этот раздел предназначен для того, чтобы выявить тот научный потенциал, который уже имеется и представлен в научных публикациях. Необходимо проанализировать результаты научных исследований по данной или близкой по теме к данной проблематике. Должен быть сделан вывод о теоретической и/или практической недостаточности существующего знания о проблеме, то есть не только о том, что сделано, но и, самое главное, что ещё НЕ успели сделать предшественники. Таким образом, у исследователя образуется основа для формирования собственной концептуальной базы предстоящего исследования. Именно это и позволяет сформулировать цель исследования.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ориентирует на его конечный результат. Она представляет собой результат установления баланса между потребностями, интересами, мотивами и имеющимися средствами. Цель имеет ценностно-рациональную природу и является исключительно социальным явлением, присущим только людям как действующим субъектам.
Целеустремлённость, осознанное целеполагание всегда социальны и свойственны как индивидуальным субъектам (личность), так и коллективным субъектам (группа, организация и т.д.). Для социолога цель представляет собой приемлемую форму конечного результата решения проблемы. При её формулировке учитывается объем затрат, времени и финансовых ресурсов, необходимых для получения результата. Формулировка цели обязательно согласуется с заказчиком.
Цели социологического исследования могут быть различны. Например, если сформулирована проблема как недостаточная эффективность управления подразделениями организации, то цель будет состоять в анализе реальной ситуации причин низкой эффективности управления организацией, выявлении скрытых резервов и разработке практических рекомендаций по изменению этой ситуации.
ЗАДАЧИ исследования представляют собой изложение последовательности этапов научно-исследовательской и
практической деятельности, направленных на достижение цели исследования. Совокупность задач раскрывает и конкретизирует содержательную, методическую и организационную стороны достижения цели. Задачи исследования дифференцируют главную цель на множество локальных, частных, достижение которых и реализует её в полном объёме. В число задач обязательно должны войти следующие:
=> теоретическая, в рамках которой обосновывается
исследовательский подход, принципы и критерии выбора инструментального аппарата;
=> аналитическая, целью которой является анализ реального состояния предметной области;
=> методическая, в которой должны быть обоснованы все требования к конкретному методическому аппарату;
=> конструктивная, в которой должны быть раскрыты возможности практического использования полученных содержательных материалов.
Формулировка цели и задач предопределяет и выбор ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ, в качестве которого может быть всё то, что явно или неявно содержит проблемное противоречие и порождает проблемную ситуацию.
Далее выделяется ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ, то есть конкретная трансформация формулировки проблемы, содержащая наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения её аспекты для данного объекта. (Например, проблема: противоречие между равными правами на трудоустройство и неравенством возможностей их реализации в различных социальных группах. Предмет: соотношение между планами на трудоустройство и реальными масштабами их реализации).
В результате, когда социолог определяет предмет исследования, он в то же время формулирует и гипотезу о возможном пути решения проблемы, который, в свою очередь, предопределяет методы и формы проведения самого исследования. Так, в обозначенном нами примере цели исследования социолог может предположить, что причиной проблемы является неэффективная система принятия решения, тогда предметом исследования может служить система принятия решений и это может стимулировать:
- 1) исследование путей принятия решений;
- 2) определение роли коллективных органов в подготовке и принятии решений;
- 3) определение роли штатных специалистов и линейных руководителей в принятии решений;
- 4) оценку уровня влияния на принятие решений лиц, обладающих неформальным авторитетом, меры ответственности этих лиц за решения, их внедрение и контроль за внедрением.
Но социолог может предположить, что основная причина низкой эффективности управления заключается в стиле руководства. Тогда исследование будет развиваться по другому сценарию. Если в первом случае большое значение будет иметь анализ документов, то во втором случае — анкетный опрос и психологическое тестирование.
Концептуальные положения предшествующих этапов для того, чтобы быть проверены в реальной жизни, должны быть чётко логически увязаны с определённым комплексом элементарных, эмпирически верифицируемых фактов. Процедура соотнесения теоретических понятий с их эмпирическими значениями называется ЭМПИРИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ, а определение каждого понятия через указание правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков — его ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫМ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ. Например:
Операционализируемое теоретическое понятие
Эмпирические признаки понятия
Источник: studme.org
Программа социологического исследования и ее составные части.
Программа социологического исследования — один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программа социологического исследования — это, по существу, есть теория и методология конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, и представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования сбора, обработки и анализа информации. Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.
- Методологический раздел
1.Формулировка проблемы, определение цели и постановка задачи
2.Определение объекта и предмета исследования
3.Инторпритация основных понятий
4.Системный анализ объекта
5.Формулировка рабочих гипотез
1.Статегический план исследования
2.Определение обследуемой совокупности
3.Определение основных процедур сбора и анализа данных
Виды социологического исследования
Социологическое исследование — система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления.
Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (зондажное, пилотажное), описательное и аналитическое.
Разведывательное исследование(поисковое, зандажное) — самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути идет испытание инструментария (методических документов): анкеты, опросного листа, карточек изучения документов и др. Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики — от 20 до 100 человек Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка
Описательное исследование(дискриптивное) — более сложный вид социологического анализа. С его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объект анализа — большая социальная группа, например, трудовой коллектив большого предприятия. В описательном исследовании может быть применен один или несколько методов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обосновать рекомендации.
Самый серьезный вид социологического анализа — аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. В нем изучается совокупность многих факторов, обосновывающих то или иное явление. Аналитическое исследование, как правило, завершает разведывательное и описательное, в ходе которых собирались сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.
Формирование социального заказа на проведение социологического исследования
1. Подготовка исследования
На подготовительном этапе уточняется тема исследования, разрабатывается теоретическая концепция, готовятся программа исследования, методические документы, определяется инструментарий, формируются исследовательские группы, составляются графики работ, решаются вопросы материально-технического обеспечения.
2.Сбор первичной социологической информации
Работа в практической зоне социолога, работа на улице, на работе, в классах, домах. Информация собирается путем опроса, анкетирования, наблюдения, анализа, эксперимента и т.д. Полевым этот этап называется потому, что он проводится в естественных условиях, отличных от лабораторных, т.е. тех, в которых преимущественно проходила предыдущая исследовательская работа.
3.Подготовка информации к обработке. Сама обработка
З этап -связан с изучением собранного материала, его сверкой с расчетными параметрами. Составляется программа обработки информации на ЭВМ— обобщение и свертка первичной информации, ее превращение в удобную для последующего анализа.
4.Анализ обработанной информации, подготовка отчета, формулировка выводов.
Делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, закономерности, противоречия, новые социальные проблемы. Оформляются результаты исследования. Итоги работы выливаются в служебные документы: отчет, приложение к отчету и аналитическую справку, содержащую выводы и рекомендации. В качестве итоговых документов выступают справка, информационная записка, аналитическая записка, отчет о научно-исследовательской работе.
Выборка в социологическом исследовании
При проведении исследования необходимо установить контингент опрашиваемых в соответствии с его целями и задачами. Большинство социологических исследований носят не сплошной, а выборочный характер, потому что сплошной охват изучаемой совокупности требует недопустимо высоких материальных и временных затрат. В соответствии с четкими правилами отбирается определенное количество людей, которые по своим социально-демографическим характеристикам соответствуют структуре изучаемого объекта. Такая операция в социологии называется выборкой.
Генеральная совокупность — совокупность всех возможных соц.объектов, которые подлежат изучению в пределах программы исследования.
Выборочная совокупность — часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации о всей совокупности.
Репрезентативность — свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значимые элементы структуры генеральной совокупности.
Чем больше величина выборки, тем меньше вероятность ошибки. Выборка считается репрезентативной, если количество респондентов включенных в выборочную совокупность составляет 10% от генеральной совокупности.
2.Серийная: генеральная совокупность разбивается на однородные части и из каждой отбираются пропорциональные части, например по 20%
3.Гнездовая: в качестве отбора выступают группы, последующим сплошным использованием их. Если состав групп схож.
4.Метод основного массива(60-70% генеральной совокупности)
5.Квотный метод: при большой генеральной совокупности и требует для отбора респондентом не менее 4 признаков
Виды ошибок: 1.Случайные ошибки 2.Погрешности вычислений 3.Систематические ошибки
Измерение в социологии
Измерение — это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном. Получается числовое выражение в определенном масштабе или шкале.. Такую тонкую материю, как отношение, например, к выполняемой работе, социолог выражает с помощью цифровых показателей. В принципе, можно измерить практически любые свойства социальных объектов, качественные и количественные. Количественные (возраст — число исполнившихся лет, заработок — денежные единицы,) Качественные характеристики (социальная принадлежность, мнение людей, отношение к работе, оценка качества жизни.
Нахождение эталона измерения, как правило, осуществляется в три этапа, стадии:
- Качественная классификация объекта исследования.
- Поиск эмпирических индикаторов или внешних признаков тех свойств объекта, которые поддаются расположению в континуум. Индикатор — внешне хорошо различимый показатель изменяемости признака.
- Проверка работы индикатора применительно ко всей изучаемой выборке, совокупности.
В результате всех указанных процедур устанавливается эталон или шкала измерения.
Источник: infopedia.su
Процедурный раздел программы социологического исследования, характеристика ее основных частей
Процедурой социологического исследования можно назвать определенный порядок действий, направленных на выполнение задач конкретного этапа социологического исследования (подготовки исследования, сбор первичной социологической информации, подготовка информации к обработке и обработка, анализ). Можно выделить методологические, методические и организационно-технические процедуры, общей целью которых является получение достоверных данных об изучаемом явлении или процессе.
Процедурный раздел программы социологического исследования является концептуальной схемой исследования, которая содержит общий логический план, на основе которого осуществляется переход от теоретических положений к использованию методов измерения, регистрации и анализа данных; упорядочивает методические средства и процедуры в соответствии с поставленными задачами, обеспечивает возможность сопоставления результатов разных исследований.
Рабочий план исследования определяет последовательность исполнения основных процедурных мероприятий в определенный период времени. В нем предусматриваются такие этапы, как этап подготовки к исследованию, этап полевого исследования, этап обработки первичной информации, этап анализа социальной информации, составления отчета и разработки рекомендаций. В плане также предусматриваются организационные вопросы (ответственные за конкретные виды работ, форма отчетности и контроля, финансовые затраты и т.д.).
В процедурную часть программы социологического исследования включается также характеристика применяемых в ходе его осуществления методов и приемов сбора первичной информации (анкетного опроса, интервью, анализа документов, наблюдения и др.); логическая структура применяемого инструментария, из которой видно, на выявление каких характеристик предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов; порядок расположения вопросов в инструментарии. Разработка анкет и другого инструментария также является сложной и ответственной частью подготовительного этапа. Сам инструментарий прилагается к программе в качестве самостоятельного документа.
При планировании социологического исследования важная роль отводится выбору методов сбора первичной социологической информации. Для их правильного выбора необходимо тщательно продумать их соответствие целям и задачам исследования.
Сбор социальной информации осуществляется, как правило, следующими основными методами: опрос, наблюдение, изучение документов и социальный эксперимент.
Опрос – это метод получения социальной информации в процессе общения исследователя с представителями выборочной совокупности. В социологии тех, кто опрашивается, называют респондентами. Опрос дает информацию в форме знаний, мнений, мотивов, установок и ориентации респондентов.
Опрашивая, можно получать информацию как о социальных процессах (в виде знаний респондентов о тех или иных социальных фактах), так и о самих респондентах (мнения, мотивы и т.д.). Преимуществом метода опроса является то, что другими методами практически невозможно «взглянуть» во внутренний мир личности. В то же время информация, полученная в ходе опроса, не всегда бывает полной (респонденты могут не знать те или иные факты) и объективной (респонденты могут отвечать неискренне, ошибаться и т.д.). Выделяются такие формы опроса, как анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос и социометрический опрос.
Анкетирование – способ получения информации в процессе опосредованного общения исследователя и респондента. Респондент непосредственно взаимодействует с анкетой, читая обращенные к нему вопросы и отвечая письменно на них. Работник, проводящий анкетирование (анкетёр), не может сам задавать респонденту вопросы, т.е., он теряет контроль над опросом в момент раздачи анкет. Анкета же представляет собой исследовательский документ, содержащий информацию об исследовании (организация, которая проводит исследование, цель исследования), инструкцию по заполнению анкеты и собственно вопросы, обращенные к респонденту.
Вопросы, используемые в анкетах, можно классифицировать по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента); по форме (открытые, закрытые и полузакрытые, прямые и косвенные); по функции (основные и неосновные). Вопросы о фактах сознания направлены на выявление мнений, пониманий, ожиданий, планов на будущее и т.п. Вопросы о фактах поведения связаны с поступками, действиями, результатами деятельности людей.
Вопросы о личности респондента (на языке социологов – «паспортичка») образуют социально-демографический блок вопросов, выявляющих пол, возраст, национальность, образование, профессию, семейное положение и другие характеристики респондентов.
Открытые вопросы рассчитаны на то, что ответы респондент сформулирует самостоятельно, поэтому не содержит никаких вариантов ответов. Преимущество открытых вопросов в том, что они дают респонденту выразить свое мнение во всей полноте и в подробностях, самостоятельно, без подсказки, сформулировать ответы. При помощи открытых вопросов можно собрать более богатую по содержанию информацию, чем при помощи закрытых вопросов. Вместе с тем, необходимость самостоятельно сформулировать ответ, особенно, когда таких вопросов в анкете много, приводит к тому, что большая часть вопросов остается без ответа.
Закрытым вопрос является в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Преимуществом закрытого вопроса является высокая степень заполняемости и удобство в обработке. Однако при этом исследователь может оказаться в плену у собственного понимания проблемы: варианты ответов он формулирует, исходя из гипотез.
И, таким образом, он навязывает, вольно или невольно, эти гипотезы респондентам. В итоге может получиться, что исследователь получает информацию, которую и ожидал (а она может быть искаженной). Поэтому часто в анкете применяют полузакрытые вопросы.
Полузакрытые вопросы предусматривают как варианты ответов, так и возможность сформулировать ответ, если варианты не устраивают респондента.
Прямой вопрос предполагает получение ответа, который следует понимать в том же смысле, как его понимает опрашиваемый (например, «Удовлетворены ли Вы своей работой?»). Ответ на косвенный вопрос предполагает расшифровку в ином, скрытом от респондента смысле.
Косвенный вопрос ставится в случае, если затронуты проблемы, по которым опрашиваемые не склонны высказываться откровенно. Наиболее распространенный способ замены прямых вопросов косвенными – перевод из личной формы в безличную. Так, вместо личного прямого вопроса «Как вы считаете» – задают косвенный, безличный: «Некоторые полагают, что . Какие суждения, по Вашему мнению, наиболее справедливы?». Ожидается, что опрашиваемый выберет те суждения, которых он сам придерживается.
Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные – на выявление адресата основного вопроса (вопросы – фильтры) проверку искренности ответов (контрольные вопросы).
Необходимость в вопросах-фильтрах возникает тогда, когда исследователю нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только некоторую её часть. Для того, чтобы отделить интересующую исследователя часть респондентов от всех других, и задается вопрос-фильтр. Например, «Занимаетесь ли Вы рационализаторской деятельностью?». На следующий вопрос о трудностях внедрения рацпредложений или об их экономической эффективности отвечают только те, кто занимается такого рода деятельностью.
С помощью контрольных вопросов уточняют, дополняют сведения, полученные в основных вопросах. Например, вопрос: «В какой мере Вы довольны своей работой?» – дополняется двумя контрольными: «Хотели бы Вы перейти на другую работу?» и «Если бы Вы временно не работали и могли выбирать новое место работы, вернулись бы на прежнюю работу?».
Интервьюирование – метод получения информации в процессе непосредственного общения с респондентом. Работник, который проводит интервью, называется интервьюер. Он задает вопросы не спонтанно, а по заранее заготовленному бланку интервью. Достоинством интервьюирования является возможность учета личностных особенностей респондента (пол, возраст, уровень образования, общая культура), формулировки и уточнения вопросов и ответов по ходу беседы. Однако, в отличие от анкетирования, «производительность труда» при интервьюировании низкая: эта процедура занимает гораздо больше времени.
Экспертный опрос – метод получения информации в процессе общения с компетентными по обсуждаемой теме лицами (экспертами). Он может проводиться как в форме интервью, так и виде анкетирования. Ценность экспертного опроса заключается в определении достоверности данных массовых опросов, тенденций социальных процессов, которые могут быть незаметны для обыденного сознания. Такой опрос также используется при аттестации кадров. Экспертный опрос также эффективен при разведывательном исследовании, так как эксперты могут помочь при осмыслении или уточнении сути социальной проблемы и выдвигаемых гипотез.
Социометрический опрос – метод получения информации о внутригрупповых процессах (групповой динамике) путем опроса членов малой группы о взаимных предпочтениях. При помощи социометрического опроса выявляется уровень внутригрупповой сплоченности, конфликтности, определяются лидеры, авторитеты, фавориты, аутсайдеры и другие социальные статусы в группе.
Вторым после опроса по частоте применения методом сбора социальной информации является наблюдение. Наблюдение – метод сбора социальной информации путем регистрации особенностей специально организованного и целенаправленного восприятия каких-либо социальных явлений и процессов (взаимоотношений людей, поведенческих актов, трудовых или иных действий и т.д.).
Наблюдатель в специальном бланке фиксирует все факты, которые представляют интерес с точки зрения целей и задач исследования. Это позволяет в дальнейшем подвергать обработке полученную информацию. Наблюдение бывает включенным и не включенным. Различие между ними состоит в позиции наблюдателя – внутри или вне наблюдаемого объекта.
При включенном наблюдении исследователь становится одним из членов наблюдаемой группы или представителем общности (член бригады, отдела и т.д.). При этом наблюдаемые связи и отношения становятся более понятными. В то же время трудно оставаться беспристрастным и объективным, поскольку наблюдатель связан с интересами наблюдаемой группы.
Анализ документов – метод сбора социальной информации, зафиксированной в различных документах. Под документами понимается всякий носитель информации в письменной форме, в виде аудио или визуальных материалов – личные документы, документы о личности (личный листок учета кадров, например), письма, мемуары, газеты, журналы, фото-, кино-, радио-, телематериалы, статистические отчеты и т.д.
Документы могут носить информацию, которую методом опроса или наблюдения не всегда удается получить. Это касается и фактов прошлого. Документы могут изучаться двумя способами. Качественный анализ применяется при изучении уникальных документов и нацелен на осмысление зафиксированной информации.
Формализованный (количественный) анализ применяется при изучении большого количества документов. При этом выделяются определенные единицы информации (наиболее часто употребляемые слова, например). В дальнейшем фиксируется, с какой частотой и периодичностью появляются эти единицы. Обычно такой метод называется контент-анализом.
Социальный эксперимент – метод сбора социальной информации при помощи специально организованной социальной ситуации. Обычно социальная информация собирается в условиях, являющихся типичными, обыкновенными для объекта. При социальном эксперименте создаются нетипичные, нестандартные условия для определенной группы выборочной совокупности. В дальнейшем при помощи опроса, наблюдения или изучения документов фиксируются изменения во взаимоотношениях, поведении, мнениях участников эксперимента.
Обработка материалов социологического исследования включает в себя ряд этапов, каждый из которых требует решения организационных, технических, методических, а подчас и теоретических проблем. Необходимо подчеркнуть взаимосвязь этапа обработки информации с другими этапами исследования. Многие аспекты обработки информации должны учитываться при разработке программы исследования, составлении анкеты, при определении стратегии выборки, а также в оценках сроков, стоимости и трудоемкости всего проекта.
Общая структура обработки социологической информации включает в себя следующие компоненты:
Редактирование и кодирование информации. Основное назначение данного этапа состоит в унификации и формализации информации, которая была получена в ходе исследования (опроса). Часть анкетной информации заранее формализована: даны возможные варианты ответов и проставлены их цифровые коды.
Однако, часто в таких ответах встречаются описки, нечеткое написание и т.п., что устраняется при редактировании собранных анкет. Другой тип собираемых данных представляют ответы на открытые вопросы. Их группировка и последующее кодирование также является задачей этого этапа.
Ввод данных в ЭВМ.Находящиеся на носителях информации данные исследований вводятся в ЭВМ и организуются в ней в соответствии с требованиями используемого пакета программ обработки социологических данных. Этот этап реализуется, как правило, специалистами вычислительного центра.
Проверка качества данных и коррекция ошибок. Введенная в ЭВМ и соответствующим образом организованная информация исследования во многих случаях содержит более или менее серьезные ошибки. Причины их возникновения разнообразны — это и ошибки опрашиваемых при заполнении анкет, и ошибки перенесения кодов на машиночитаемые носители информации, и ошибки технических устройств ЭВМ и т.д. Однако, независимо от их источника необходимо выявить и исправить все ошибки сразу после ввода данных в ЭВМ, до перехода к этапу анализа информации.
Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо не отвечает на вопросы, которые необходимо решить в исследовании. Связано это с тем, что подчас сложно бывает непосредственно измерить изучаемую характеристику. Для ее получения может потребоваться выполнение ряда преобразований собранных данных.
Создание переменных является этапом в некотором смысле обратным этапу операционализации понятий — переменные выступают в качестве показателей, изучению которых, собственно, и посвящено исследование. Для многих вопросов анкет получаемая информация непосредственно отвечает задачам исследования, и в этом случае сами вопросы являются переменными.
Статистический анализ. Этот этап является ключевым в процессе анализа социологических данных. В ходе статистического анализа выявляются искомые статистические закономерности и зависимости.
Заключение
В данной работе была предпринята попытка ответить на ряд поставленных в задании вопросов:
1) исследовать общество как исторически развивающуюся систему, определить основные признаки общества;
2) установить основные типы и виды социальных взаимодействий;
3) дать характеристику основных частей процедурного раздела программы социологического исследования.
Для решения поставленной задачи в необходимом объеме были изучены соответствующие литературные источники, материалы социологических исследований.
Данная работа может быть использована для общего краткого ознакомления с вышеобозначенными вопросами.
Источник: megaobuchalka.ru