Из чего состоит программа обучения на производстве

Рабочая учебная программа предназначена для использования при организации производственного обучения по единичным квалификациям «Слесарь механосборочных работ», «Слесарь-ремонтник» по учебной специальности «Техническая эксплуатация оборудования».

Отбор и структурирование содержания рабочей учебной программы основаны на требованиях профессионально-квалификационной характеристики к специальным, общеспециальным и общепрофессиональным умениям обучающихся, осваивающих единичные квалификации «Слесарь механосборочных работ», «Слесарь-ремонтник «. Также предложено тематическое планирование на 1790 часов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

В результате прохождения производственного обучения обучающийся должен:

— уметь применять приобретенные теоретические знания в практической деятельности;

— выполнять механосборочные работы различной сложности с использованием оборудования, инструментов и приспособлений.

Система обучения с нуля: как ее создать и развивать в компании

В процессе производственного обучения необходимо создавать условия:

— для воспитания ответственности, дисциплинированности, внимательности, аккуратности, трудолюбия;

— развития сосредоточенности и устойчивости внимания, зрительной и моторной памяти, точности и скоординированности движения рук, способности к анализу производственных ситуаций.

Рабочая учебная программа предназначена для использования при организации производственного обучения по единичным квалификациям «Слесарь механосборочных работ», «Слесарь-ремонтник» по учебной специальности «Техническая эксплуатация оборудования».

Отбор и структурирование содержания рабочей учебной программы основаны на требованиях профессионально-квалификационной характеристики к специальным, общеспециальным и общепрофессиональным умениям обучающихся, осваивающих единичные квалификации «Слесарь механосборочных работ», «Слесарь-ремонтник «.

Основой для успешного освоения программы являются знания и умения, приобретаемые обучающимися при изучении предметов профессионального компонента учебного плана («Основы технологии машиностроения», «Допуски, посадки и технические измерения», «Электротехника», «Материаловедение», «Техническое черчение», «Охрана труда», «Общий курс слесарного дела», «Специальная технология»).

Рабочая учебная программа предусматривает организацию обучения в учебных мастерских и в условиях производства. Заключительный период обучения – производственная практика на рабочих местах.

Тематическим планом рабочей учебной программы предусмотрены комплексные и проверочные работы. Комплексные работы проводятся после изучения тем 10, 14. Проверочные работы проводятся после изучения тем 10, 18 за счет времени, выделяемого на производственное обучение.

Количество, тематика, сроки проведения комплексных и проверочных работ окончательно определяются мастером производственного обучения, рассматриваются на заседании методической комиссии и утверждаются в установленном порядке.

Охрана труда. Видеолекция

На основании рабочей учебной программы разрабатывается тематический план производственного обучения по профессиям, утверждаемый в установленном порядке.

Содержание рабочей учебной программы производственного обучения необходимо систематически корректировать с учетом внедряемых в отрасли достижений научно-технического прогресса в области технической эксплуатации оборудования, технологии и техники, изменений в содержании и характере труда.

Источник: nsportal.ru

Тема 9. Производственное обучение на предприятии

Они состоят в совершенствовании профессиональных умений и навыков учащимися, ранее приобретенных в училище, а также в освоении сложных инструментов, приспособлений; изучении новой техники, технологии, системы организации труда, осознании себя членами трудового коллектива, развитии профессиональной самостоятельности и ответственности за порученное дело.

Так, к первой группе профессий относятся: слесари-инструментальщики, радиоэлектромонтажники, станочники-токари, фрезеровщики, шлифовщики (40—45 % учебного времени). Ко второй группе относятся:

ремонтники, монтажники, сборщики, наладчики машин, машинисты, электромонтеры, строители-монтажники (65-80 %* учебного времени)^ Третью группу составляют профессии с обслуживанием производственных процессов (печи, теплообменники, ванны, аппараты): химики, металлурги (85-90 % учебного времени).

2. Формы организации по на предприятии

Наиболее распространенными формами ПО на предприятиях являются:

1) обучение всех учащихся группы на самостоятельных участках производства, на отдельных рабочих местах;

2) обучение отдельными ученическими бригадами на производственных участках, причем каждая бригада может выполнять самостоятельное производственное задание;

3) обучение учащихся в составе бригад квалифицированных рабочих;

4) обучение учащихся на индивидуальных, рабочих местах по обслуживанию сложных машин и механизмов;

5) индивидуальное прикрепление учащихся к квалифицированным рабочим в качестве подручных, учеников по работе у печей, агрегатов, двигателей.

Та или иная организация учебной работы группы выбирается в зависимости от ряда условий: форм организации труда рабочих тех профессий, которым обучаются учащиеся; организации технологического процесса; выделяемого фронта работ. Мастер учитывает при обучении преимущества и недостатки форм ПО.

.3. Подготовительная работа мастера к ПО учащихся на предприятии

Чтобы правильно организовать ПО учащихся на предприятии, необходимо провести следующую подготовительную работу:

1) мастер изучает производственный процесс и применяемые формы организации труда квалифицированных рабочих;

2) выявляет, в каких цехах лучше организовать ПО; определяет рабочие места для учащихся, на которых обеспечивается выполнение работ в соответствии с требованиями учебной программы;

Читайте также:
Как питаться при антипаразитарной программе

3) обеспечивает предоставление учащимся в необходимом объеме производственной работы;

4) составляет график перемещения учащихся группы по цехам, участках, рабочим местам.

Рабочие места для учащихся мастер выбирает совместно с работниками цеха, которые будут прикреплены к учащимся. Рабочие места должны соответствовать всем требованиям техники безопасности, гигиены труда и производственной санитарии. Участки и рабочие места должны быть характерными для профессии учащихся и иметь возможность обеспечить каждого учащегося инструментами, приспособлениями, приборами и т.д. При подборе учебно-производственных работ следует учитывать специфику выпускаемой- продукции и- общедидактические требования t (типичные работы для профессии, их разнообразие, высокоразрядность и т.д.) Все эти условия отражаются при заключении договора между училищем и предприятием.

4. Руководство мастера группой при обучении в составе ученических

В условиях производства нередко бывает так, что исключается всякая возможность проводить обучение всей группы учащихся на одном производственном участке. В таких случаях мастер разбивает группу на ученические бригады. При этом каждая бригада выполняет самостоятельное учебно-производственное задание, отличающееся от других по «»держанию учебного материала.

Главное преимущество этой формы производственного обучения в том, что работа учащихся на «самостоятельных объектах» в значительной степени повышает ответственность, создает благоприятные условия для занятости учащихся, они видят плоды своей работы, снимаются сами по себе вопросы о дисциплине, о прогулах.

Могут применяться два варианта организации обучения: а) на специально организованном предприятии, учебно-производственном участке;

условия для прохождения учебных программ одновременно всей группой ч возможности мастеру применять основные положения урочной формы как наиболее продуктивной. При такой форме обучения в помощь мастеру ПО выделяются несколько других мастеров или рабочих предприятия. Важно умело разделить роли по руководству обучением учащихся,

При втором варианте организовать производственное обучение ученическими бригадами более сложно в организационном и методическом плане. Учащиеся и по темпу, и по техническим требованиям вливаются в общий ритм производства.

В помощь мастеру ПО выделяют квалифицированных рабочих, которые возглавляют ученические бригады, а также инженерно-технических работников, которые помогают мастеру ПО в решении организационных вопросов. Мастер ПО должен добиваться, чтобы рабочие учили учащихся, а не только были для них работодателя­ми и приемщиками, оказывать рабочим методическую помощь.

Особенности инструктирования мастера состоят в том, что он лично показывает трудовые приемы только тогда, когда он ими свободно владеет. Если рабочий показывает приемы, то мастер ПО помогает организовать показ. В ходе текущего инструктажа мастер следит за тем, чтобы в процессе работы учащиеся применяли правильные приемы и способы работы.

Инструктирование в основном проводят квалифицированные рабочие-бригадиры. Особое внимание мастер- уделяет межоперационному и итоговому контролю выполнения работ бригадой. Выполненные работы представляются в ОТК. Следует проводить производственные совещания группы и бригадные совещания.

В условиях производства мастер ПО не должен допускать снижение своей руководящей роли в обучении и воспитании учащихся:

1) Роль и ответственность мастера возрастают. Он должен хорошо знать свое дело, проявлять оперативность в достижении цели, уметь принять правильное решение в методике проведения занятий, постоянно согласовывать учебно-производственный процесс с реальными условиями производства, координировать свою деятельность с работниками предприятия.

— приобщение учащихся к рационализации и изобретательству;

— организация обучения учащихся передовым методам и способам выполнения работ.

При организации производственного обучения в составе производственных бригад большое значение имеют контакты учащихся и с коллективом бригады, где они будут обучаться. На проводимых совещаниях мастер кратко характеризует производственную и теоретическую подготовку учащихся, дает педагогические рекомендации членам бригады по обучению и воспитанию учащихся, определяет их обязанности. В свою очередь рабочие и бригадир производственной бригады рассказывают о планах бригады, организации труда, характере предстоящих работ. На этих совещаниях передовые рабочие закрепляются за учащимися как наставники.

Работа мастера ПО с наставниками включает в себя:

1) ознакомление наставников с программой ПО; совместный подбор учебно-производственных работ в период обучения учащихся в бригаде;

2) беседы и инструктирование мастеров-наставников по вопросам методики обучения и воспитания учащихся.

Мастер ПО особое внимание уделяет контролю за соблюдением правил безопасности учащимися, а также организацией контроля, учета и самоучета работы учащихся.

6. Цели и задачи производственной практики

Производственная практика является заключительной составной частью процесса подготовки квалифицированных рабочих. В соответствии с учебным планом производственная практика проводится на последнем этапе производственного обучения. Основные задачи практики:

1) совершенствование профессионального мастерства учащихся в определенных видах работ по профессии (специализации);

Читайте также:
Три основные научные программы античности

2) совершенствование скоростных умений и навыков для овладения соответствующей профессией;

3) расширение и углубление производственного опыта выполнения работ;

4) освоение передовых приемов и способов труда, новой и новейшей техники и технологии применительно к конкретной профессии;

5) приобщение учащихся к производственной жизни рабочих предприятия. Специализация учащихся на период практики определяется, как правило,

совместно с руководством цеха и училища. Учащиеся во время практики работают, как правило, без перемещения на одних и тех же рабочих местах. Производственная практика может быть организована в тех же формах, что и производственное обучение в условиях производства.

7. Руководство производственной практикой

Для проведения производственной практики училище и предприятие за месяц до начала практики заключают договор, в котором указываются численность учащихся по профессиям, направляемых на практику, сроки, условия и порядок проведения практики и другие взаимные обязательства сторон. С момента зачисления учащихся на рабочие места по профессии на них распространяются требования стандартов, инструкций, правил и норм охраны труда, правил внутреннего распорядка и другие

нормы и правила.

Учебно-методическое руководство производственной практикой учащихся учебной группы осуществляет мастер ПО. Он следит в процессе практики за обеспечением учащихся оборудованием, рабочими местами, инструментами, материалами и приборами а также стандартами и техническими условиями. Мастер проверяет выполнение учащимися норм времени и выработки, производит учет выполненных учащимися работ.

Предприятие, где проводится практика, обязано: создавать условия труда учащихся проводить инструктаж по правилам техники безопасности, загружать учащихся’ работой, не допускать использования учащихся на работах, не предусмотренных программой, осуществлять технический контроль, прием и учет выполненных работ, периодически проводить проверку знаний учащихся по правилам ПТБ и эксплуатации машин, механизмов, установок.

Предприятие выделяет инженерно-технических работников и квалифицированных рабочих для руководства учащимися. Вместе с тем ответственность за общее руководство производственной практикой с мастера ПО не снимается.

Особое место в процессе практики занимает организация освоения учащимися методов и способов труда передовиков и новаторов производства. Наиболее эффективными способами организации освоения учащимися методов труда являются: личный показ мастером передовых приемов труда, привлечение передовиков к показу способов и приемов труда; организация специальных упражнении, широкое привлечение учащихся к рационализации и изобретательству, использование мате­риалов школ передового опыта, действующих в. цехе, на участке, на предприятии в целом и т.п.

Источник: studfile.net

Как организовать обучение персонала на производстве?

Когда в начале Второй мировой войны странам пришлось резко увеличить производство военной техники, потребовалось много квалифицированных рабочих кадров. Где в непростое время взять столько обученных людей? Профессиональные училища — слишком долго, для курсов и семинаров нужна хорошая организация и вложения средств. Так появилась методика обучения производственного персонала непосредственно в цехах или TWI (Training Within Industry).

За основу взяли методологию американского инструктора Чарльза Аллена, появившуюся ещё в начале прошлого века. Ченнинг Райс Дули вместе с другими учёными создали рабочие программы, которые помогали пройти обучение персоналу производств в странах-союзниках. В результате только в США обучили 1 млн 700 тыс. новых работников, объёмы производства самолётов выросли с 75 до 364 единиц, а стоимость производства самолёта снизилась почти в два раза.

В мирное время потребность в обучении персонала тоже никуда не исчезла. Методика обучения на производстве распространилась на другие страны, и сегодня её используют многие крупные компании. В России этот подход стал популярен в 2000-х годах.

И сейчас руководители осознают, что недостаточно купить современное оборудование, оцифровать производство или применить самые лучшие управленческие технологии. Прежде всего для работы важны профессиональные кадры. А значит, нужно организовать регулярное обучение и создать условия для развития работников.

Первые методики обучения персонала на производстве появились в начале XX века

Обучение кадров на производстве: с чего начать?

Повышение квалификации работника регулируется не только желанием, в некоторых случаях обучение на предприятии — это обязанность руководителя. В статье 225 ТК РФ указано, что для допуска к работе повышение уровня квалификации должны пройти все сотрудники и руководители.

Для начала нужно сформулировать цель, то есть ответить на вопрос, зачем вы проводите обучение персонала на предприятии и каких показателей планируете достичь. Например, целью может быть нулевой травматизм на производстве или снижение брака по вине работников на 30%. Важно прописать конкретные цифры, так как с ними будет понятно, добились ли вы цели обучения. На основе этого можно составить программу, которая будет включать в себя основные темы для изучения. Продумайте, в какой форме удобнее преподносить новые знания: наставничество, инструктаж, менторство, материалы для самостоятельного изучения?

Читайте также:
Какое расширение имеют файлы программы excel выберите один ответ txt xls ppt doc

Далее нужно определиться с тем, кто будет ответственным за процесс и результаты. Это может быть как HR-специалист, так и руководитель. Также обучение персонала без отрыва от производства требует чёткого плана, основанного на расписании работников. Ведь завод не может остановить свою работу пока сотрудники проходят обучающие курсы. Нужно спланировать занятия так, чтобы у каждого работника нашлась замена на время обучения.

Для того, чтобы контролировать, как идёт процесс и помогать сотрудникам в освоении материала, создайте рабочую группу. Поскольку профессиональное обучение кадров на производстве проводят своими силами, без привлечения сторонних специалистов, нужно будет выбрать опытных сотрудников для передачи знаний.

Мотивация и обучение персонала на производстве

Хорошо обученные сотрудники соблюдают стандарты работы, лояльны и квалифицированы. Благодаря этому организация развивается, а прибыль растёт. Это делает необходимость обучения очевидной для руководства. Но как донести ценность новых знаний до сотрудников? Важно продумать грамотную систему мотивации для производственного персонала.

Ответьте на вопрос: как улучшится жизнь работника после того, как он пройдёт обучение? Вот несколько примеров позитивных перемен для мотивации производственного персонала:

  • новые знания помогут работать эффективнее и получать премии;
  • можно вырасти по карьерной лестнице;
  • если освоить новые технологии, на работу будет уходить меньше времени и сил;
  • благодаря полученным знаниям можно участвовать в новых программах или переходить в другие отделы.

Также можно использовать небольшие бонусы непосредственно в процессе обучения. Например, на обучающей платформе Эквио есть система накопительных баллов, которые сотрудники получают за прохождение курсов и сдачу тестов. Баллы можно потратить в Магазине подарков. Какие бонусы туда добавить, решает руководитель. Это может быть дополнительный выходной, премия, подарочный сертификат или поездка на отдых.

Недостаточно продумать методы мотивации персонала на предприятии. Нужно сделать так, чтобы о них узнал каждый сотрудник. Чем проще и прозрачнее условия получения бонусов, тем больше доверия они вызовут у работников. А чем интереснее призы, тем сильнее соревновательный дух. В любом случае управление мотивацией персонала на предприятии — не менее важная задача, чем организация обучения и проверка знаний.

Раньше рабочих мотивировали плакаты, сейчас такое вряд ли сработает

Дистанционное обучение на предприятии

Обучение на предприятии может быть не только очным. Использование digital-технологий позволяет сократить затраты на развитие сотрудников. Например, руководителю не нужно искать помещение и выделять отдельное время для занятий. Для организации онлайн-курсов достаточно, чтобы у каждого сотрудника был самый простой смартфон или компьютер и десять минут свободного времени в день.

Дистанционная форма обучения на предприятии позволяет одновременно проводить занятия для любого количества сотрудников. При этом не обязательно отрывать их от рабочих дел. Для просмотра курса достаточно небольшого перерыва на чай. Обучающие видео, вебинары и текстовые материалы можно создать самостоятельно. В этом случае все затраты на разработку системы обучения на предприятии сведутся к покупке обучающей платформы.

Платформы для реализации дистанционного обучения (LMS) позволяют создавать онлайн-курсы, состоящие из видео- и аудио-уроков, презентаций, подборки нормативных документов, тестов и профтестов для проверки знаний. С их помощью можно обучать работников быстро и без больших затрат.

Кроме обучения и тестирования платформа Эквио помогает решать и другие корпоративные задачи:

  • повышение мотивации сотрудников;
  • добавление элементов геймификации;
  • общение внутри компании, построенное по типу соцсетей;
  • сбор статистики и автоматическое составление отчётов;
  • корпоративная база знаний и каталог бонусов.

Успех компании зависит от её сотрудников. Поэтому важно регулярно вкладываться в их обучение и повышать мотивацию. Однако на производстве далеко не всегда есть возможность вырвать специалиста из рабочего процесса, чтобы отправить на курсы. К тому же, знания без практики быстро выветриваются. Поэтому обучение на производстве становится всё популярнее.

Сотрудники могут заниматься по несколько минут в день, не отрываясь от работы, и сразу применять новые знания на практике. Главное — выбрать подходящую LMS, которая будет решать ваши задачи и не потребует много времени на освоение.

Список литературы:

The TWI Workbook: Essential Skills for Supervisors, 2006, by Patrick Graupp, Robert J. Wrona.
Андреев И.А. Обучение персонала принципам бережливого производства в системе дистанционного обучения на предприятии оборонно-промышленного комплекса. Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2021;(1):8-2.

Источник: e-queo.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru