В закладки
Разместил пособие
p_khasnash
Эксперт по предмету «Программирование»
Поделись лекцией и получи скидку 30% на платформе Автор24
Заполни поля и прикрепи лекцию. Мы вышлем промокод со скидкой тебе на почту
Твоя лекция отправлена! Жди скидку на почте. Есть еще материалы? Загрузи прямо сейчас
Загрузить еще лекции
Поделись лекцией и получи промокод на скидку 30% на платформе Автор24
Заполни поля и прикрепи лекцию. Мы вышлем промокод со скидкой тебе на почту
Твоя лекция отправлена! Жди скидку на почте. Есть еще материалы? Загрузи прямо сейчас
Источник: spravochnick.ru
Проектная часть
«Delphi 7» — это введение новых технологий, облегчающих и упрощающих создание программ для баз данных и Интернета.
Речь идёт, прежде всего, об инструменте CASE (Computing Assisted Software Engineering — средство автоматизированного программирования) под названием ModalMaker. Задача ModalMaker традиционна для средств подобного рода. Он позволяет программисту сосредоточиться на решении смысловых задач, возложив на ModalMaker всю черновую работу. Существенно изменены технологии создания приложений для Интернета.
Видеоурок по Delphi 7 — простейшая программа
С помощью нового набора компонентов IntraWeb можно готовить приложения, которые не будут требовать обязательного посредничества Web-сервера между созданным вами приложением и браузером пользователя (только для режима Stand Alone Application; для остальных типов приложений наличие промышленных серверов обязательно). Введена поддержка промышленного сервера «Apache 2». Устранены любые отличия в версиях языка «Delphi» для собственно «Delphi 7» и «Kylix 3», что в ещё большей степени упрощает процесс создания кроссплатформенных приложений. Однако попытка унификации VCL и CLX привела к тому, что из VCL исчезли компоненты Quick Report и Fast Net, которые следует заменять компонентами вкладок Rave и Indy.Если не считать небольших изменений среды разработчика, библиотеки компонентов и т.п., то следует признать, что основная нацеленность версии — улучшенная поддержка кроссплатформенных приложений (в режиме разработки кроссплатформенных приложений на 21 вкладке помещаются 274 компонента против 211 предыдущей версии), а также введение CASE-средств.
Программист использует специальное окно, которое называется окном формы, как прототип будущего окна программы и наполняет его компонентами, реализующими нужные интерфейсные свойства (списки, кнопки, полосы прокрутки и так далее). Библиотека визуальных компонентов представляет программисту огромное разнообразие созданных разработчиками «Delphi» программных заготовок, которые немедленно или после несложной настройки готовы к работе в рамках вашей программы.
Использование компонентов не только во много раз уменьшает сроки разработки программ, но и существенно снижает вероятность случайных программных ошибок, от которых, увы, не защищён ни один крупный программный проект. В результате даже не сложные программы, созданные в «Delphi», редко имеют объём меньше сотен килобайт [8].
Программирование в Delphi / Урок 1. Знакомство со средой разработки. Приложение «Привет, мир!»
Структура программ Delphi
Любая программа в Delphi состоит из файла проекта (файл с расширением dpr) и одного или нескольких модулей (файлы с расширениями pas). Каждый из таких файлов описывает программную единицу Object Pascal.
Файл проекта представляет собой программу, написанную на языке Object Pascal и предназначенную для обработки компилятором. Эта программа автоматически создается Delphi и содержит лишь несколько строк. Чтобы увидеть их, запустите Delphi и щелкнуть по опции Project | View Source главного меню.
Delphi покажет окно кода с закладкой Project1, содержащее такой текст:
Forms, Unit1 in ‘Unit1.pas’ ;
В окне кода жирным шрифтом выделяются так называемые зарезервированные слова, а курсивом — комментарии. Текст программы начинается зарезервированным словом program и заканчивается словом end с точкой за ним. Сочетание end со следующей за ней точкой называется терминатором программной единицы: как только в тексте программы встретится такой терминатор, компилятор прекращает анализ программы и игнорирует оставшуюся часть текста.
Зарезервированные слова играют важную роль в Object Pascal, придавая программе в целом свойство текста, написанного на почти естественном английском языке. Каждое зарезервированное слово (а их в Object Pascal несколько десятков) несет в себе условное сообщение для компилятора, который анализирует текст программы слева направо и сверху вниз.
Комментарии, наоборот, ничего не значат для компилятора, и он их игнорирует. Комментарии важны для программиста, который с их помощью поясняет те или иные места программы. Наличие комментариев в тексте программы делает ее понятнее и позволяет легко вспомнить особенности реализации программы, которую вы написали несколько лет назад. В Object Pascal комментарием считается любая последовательность символов, заключенная в фигурные скобки. В приведенном выше тексте таких комментариев два, но строка
на самом деле не является комментарием. Этот специальным образом написанный фрагмент кода называется директивой компилятора (в нашем случае — указание компилятору на необходимость подключения к программе так называемого файла ресурсов). Директивы начинаются символом $, который стоит сразу за открывающей фигурной скобкой.
В Object Pascal в качестве ограничителей комментария могут также использоваться пары символов (*, *) и //. Скобки (*. *) используются подобно фигурным скобкам т. е. комментарием считается находящийся в них фрагмент текста, а символы // указывают компилятору, что комментарий располагается за ними и продолжается до конца текущей строки:
(*Это тоже комментарий*)
//Все символы до конца этой строки составляют комментарий
Слово Program со следующим за ним именем программы и точкой с запятой образуют заголовок программы. За заголовком следует раздел описаний, в котором программист (или Delphi) описывает используемые в программе идентификаторы. Идентификаторы обозначают элементы программы, такие как типы, переменные, процедуры, функции. Здесь же с помощью предложения, которое начинается зарезервированным словом uses (использовать) программист сообщает компилятору о тех фрагментах программы (модулях), которые необходимо рассматривать как неотъемлемые составные части программы и которые располагаются в других файлах. Строки
Forms, Unit1 in ‘Unitl.pas’ ;
указывают, что помимо файла проекта в программе должны использоваться модули Forms И Unit1. модуль Forms является стандартным (т. е. уже известным Delphi), а модуль Unit1 — новым, ранее неизвестным, и Delphi в этом случае указывает также имя файла с текстом модуля (in ‘uniti.pas’) и имя связанного с модулем файла описания формы .
Собственно тело программы начинается со слова begin (начать) и ограничивается терминатором end с точкой. Тело состоит из нескольких операторов языка Object Pascal. В каждом операторе реализуется некоторое действие — изменение значения переменной, анализ результата вычисления, обращение к подпрограмме и т. п. В теле нашей программы — три исполняемых оператора:
Каждый из них реализует обращение к одному из методов объекта Application. Объектом называется специальным образом оформленный фрагмент программы, заключающий в себе данные и подпрограммы для их обработки. Данные называются полями объекта, а подпрограммы — его методами.
Объект в целом предназначен для решения какой-либо конкретной задачи и воспринимается в программе как неделимое целое (иными словами, нельзя из объекта “выдернуть” отдельное поле или метод). Объекты играют чрезвычайно важную роль в современных языках программирования. Они придуманы для того, чтобы увеличить производительность труда программиста и одновременно повысить качество разрабатываемых им программ.
Два главных свойства объекта — функциональность и неделимость — делают его самостоятельной или даже самодостаточной частью программы и позволяют легко переносить объект из одной программы в другую. Разработчики Delphi придумали сотни объектов, которые можно рассматривать как кирпичики, из которых программист строит многоэтажное здание программы. Такой принцип построения программ называется объектно-ориентированным программированием (ООП). В объекте Application собраны данные и подпрограммы, необходимые для нормального функционирования Windows-программы в целом. Delphi автоматически создает объект-программу Application для каждого нового проекта.
означает обращение к методу Initialize объекта Application. Прочитав эту строку, компилятор создаст код, который заставит процессор перейти к выполнению некоторого фрагмента программы, написанного для нас разработчиками Delphi.
После выполнения этого фрагмента (программисты говорят: после выхода из подпрограммы) управление процессором перейдет к следующей строке программы, в которой вызывается метод CreateForm и т. д.[21].
Источник: studbooks.net
Структура модуля. Структура файла головной программы приложения Delphi
Возможности объектно-ориентированного проектирования в Delphi базируются на свойствах языка Object Pascal.
Если вы совсем не знакомы ни с одной версией семейства языков Паскаль, то можно рекомендовать вам прямо сейчас, прежде чем читать это пособие далее, изучить синтаксис этого языка в другой литературе.
В процессе проектирования вами приложения Delphi автоматически создает код головной программы и отдельных модулей. В модули вы вводите свой код, создавая обработчики различных событий. Но головную программу, как правило, вы не трогаете и даже не видите ее текст. Только в исключительных случаях вам надо что-то изменять в тексте головной программы, сгенерированном Delphi. Тем не менее, хотя бы ради этих исключительных случаев, надо все-таки представлять вид головной программы и понимать, что означают ее операторы.
Типичная головная программа приложения имеет вид:
Unit1 in ‘Unit1.pas’ ,
Unit2 in ‘Unit2,pas’ ;
Начинается программа с ключевого слова program, после которого пишется имя программы. Оно совпадает с именем файла, в которым вы сохранили свой проект. Это же имя присваивается выполняемому файлу приложения. По умолчанию это имя Project1.
После заголовка в тексте программы располагается предложение uses. В этом предложении перечисляются модули, загружаемые программой. Первый модуль Forms — системный. А следующие — модули разработанных вами форм. Данный пример подразумевает, что вы создали в проекте две формы с именами Form1 и Form2 в модулях с именами Unit1 и Unit2.
Помещенные в фигурные скобки названия форм — это комментарии.
Следующая строка текста — представляет собой директиву компилятора. Затем после ключевого слова begin и до последнего завершающего программу оператора end с точкой (end.) записано тело программы.
Первый оператор в теле программы инициализирует приложение, два следующих — создают объекты форм Form1 и Form2, последний — начинает выполнение приложения.
Если вам надо ввести какой-то свой текст в головную программу, вы можете сделать это, введя описания необходимых констант, переменных, функций и процедур в место программы, отмеченное соответствующим комментарием в приведенном выше тексте. Кроме того, вы можете добавить или изменить операторы в теле программы. Например, вам может потребоваться при запуске приложения на выполнение провести какие-то настройки (например настроить формы на тот или иной язык — русский или английский). Или сделать какой-то запрос пользователю и в зависимости от ответа создавать или не создавать те или иные формы.
Рассмотрим теперь, как выглядят тексты модулей. Ниже приведен текст модуля с пустой формой. Подробные комментарии в этом тексте поясняют, куда и что в этот код вы можете добавлять.
interface // Открытый интерфейс модуля
(Список подключаемых модулей) uses
Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls;
TForml = class(TForm) private // Закрытый раздел класса
public // Открытый раздел класса
(Сюда могут помещаться объявления типов, констант, переменных, функций и процедур, к которым будет доступ из других модулей, но которые не включаются в класс формы)
implementation // Реализация модуля
Модуль начинается с ключевого слова unit, после которого пишется имя модуля. Оно совпадает с именем файла, в котором вы сохранили свой модуль. По умолчанию для первого модуля имя равно Unit1, для второго Unit2 — и т.д.
Текст модуля состоит из двух основных разделов: interface — открытый интерфейс модуля, и implementation — реализация модуля. Все, что помещается непосредственно в раздел interface (типы, переменные, константы, функции, процедуры), может быть использовано другими модулями программы. Все, что помещается в раздел implementation — внутреннее дело модуля. Внешние модули не могут видеть типы, переменные, константы, функции и процедуры, размещенные в разделе реализации.
В разделе interface после предложения uses, содержащего список подключаемых модулей, вы можете видеть заготовку объявления класса вашей формы, подготовленную Delphi. Имя класса вашей формы — TForml. Класс содержит два раздела: private — закрытый раздел класса, и public — открытый раздел класса. То, что вы или Delphi объявите в разделе public, будет доступно для других классов и модулей. То, что объявлено в разделе private, доступно только в пределах данного модуля.
После завершения объявления класса формы вы можете видеть строки
Это объявляется переменная Forml класса TForml, т.е. объявляется ваша форма как объект класса TForml.
Затем следует пока пустой раздел реализации implementation, в котором содержится только директива компилятора. Следите за тем, чтобы случайно не стереть эту директиву.
В модуль вы можете ввести еще два раздела, кроме interface и implementation: разделы initialization и finalization.
Источник: studopedia.su