Программа внеурочной деятельности «Юный историк»
методическая разработка по истории (5 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм,чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Юный историк» для 5 класса
по общеинтеллектуальному направлению
Башкова Галина Александровна
учитель истории и обществознания
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.
Судьба историзма
1.Пояснительная записка . 4
2.Содержание программы. 6
3. Содержание тематического планирования ………………………………..12
4.Календарно-тематический план . 13
5. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение. 13
6. Список литературы. 14
Программа внеурочной деятельности «Юный историк» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию).
В разделе «Внеурочная проектная деятельность» примерных программ основного общего образования уточняется, что под «проектом» понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный историк » призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Московской области Л,юберецкого района и поселка Октябрьский. Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.
Игорь Историк. Что такое радость и как мне научится этому?
Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Основные направления внеурочной деятельности — изучение истории родного края.
• сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
• расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
• воспитывать патриотизм.
• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
• овладение начальными навыками исследовательской работы;
• овладение навыками работы на ПК.
— развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
— воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
— воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях,формирование интереса учащихся к краеведению.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в музее, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Программа предназначена для учащихся 5 классов.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
2. Содержание программы
Направленность данной внеурочной образовательной программы: проектная деятельность.
Классы: 5-е. Наполняемость группы – 15 человек.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего: 34 часа.
Количество часов в 1-ой четверти- 8 ч.;
Количество часов во 2-ой четверти-7 ч.;
Количество часов в 3 –й четверти-11 ч.;
Количество часов в 4-ой четверти-8 ч.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музее, библиотеке. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Форма и режим занятий:
- групповая работа;
- экскурсии;
- беседы, викторины;
- коллективные творческие дела;
- смотры-конкурсы, выставки;
- экскурсии, поездки, походы;
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство группы с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии — это экскурсии в музеи.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, спектакль, викторина, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.
При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.
Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ,
с географией: работа с картами.
Личностные и метапредметные результаты
Источник: nsportal.ru
Историк что это за программа
Подключите пакет «Плюс» и пользуйтесь всеми сервисами сайта без ограничений и рекламы:
Полное отсутствие рекламы.
Неограниченный доступ к премиальным сервисам сайта.
5 тестов на выбор профессии с расширенными результатами.
Сервисы сравнения вузов по 50 критериям и специльностей по 22 критериям.
Калькулятор ЕГЭ с дополнительными опциями.
Персональный онлайн робот-помощник с искусственным интеллектом Поступика (планируется).
Все новые сервисы, которые мы планируем выпустить, также будут входить в пакет «Плюс» без ограничений.
Стоимость пакета «Плюс»
Источник: postupi.online
Профессия Историк в РГГУ
Здесь вы можете посмотреть, на каких специальностях в «РГГУ» можно получить профессию «Историк», какие ЕГЭ для этого сдавать, сколько бюджетных мест на специальности, проходные баллы и т.д.
Зарплаты: сколько получает Историк *
Начинающий: 15000 в месяц
Опытный: 17000 в месяц
Профессионал: 25000 в месяц
* — информация по зарплатам приведна примерно исходя из вакансий на профилирующих сайтах. Зарплата в конкретном регионе или компании может отличаться от приведенных. На ваш доход сильно влияет то, как вы сможете применить себя в выбранной сфере деятельности. Не всегда доход ограничивается только тем, что вам предлагают вакансии на рынке труда.
Источник: vuzopedia.ru
Историк что это за программа
Кто такие историки, возможно ли непредвзято говорить об исторических событиях и как вернуть себе чувство истории – рассказывает доцент Свято-Филаретовского института, кандидат исторических наук Кирилл Александров.
Важнее, чтобы ребенок был добрым и веселым
– Кирилл Михайлович, как вы оцениваете сегодняшнюю школьную и вузовскую программу преподавания истории?
Удивительно, почему в курсах, посвящённых отечественной истории, почти не рассматриваются вопросы демографического роста и людских потерь. Сколько угодно можно рассуждать об итогах Второй мировой войны, освоении космоса или Северного морского пути, научно-технических достижениях, но если акцентировать внимание на том, что всего за 35 лет – с конца 1917 года и до весны 1953 года, в пределах жизни полутора поколений – в нашей стране от войн, голода, террора, депортаций погибли более 50 млн человек и еще 1,5 млн оказались в вынужденной эмиграции, включая цвет нации, то вот он, главный вопрос отечественной истории.
Почему и как произошла эта социальная катастрофа? Почему исчезла сельская Россия? Почему в стране, где тысячу лет как будто велась проповедь Евангелия, за 22 года после революции оказалась почти полностью уничтожена самая крупная православная церковь в мире?
– Какие средства обучения вы считаете эффективными? Лекции, фильмы, обращение к архивам, к живым свидетелям, путешествия – что из этого арсенала лучше всего воспринимается учениками?
– Выбор средств и методов, во-первых, зависит от преподавателя и его способностей, а во-вторых, от состояния и качества аудитории. Лекции могут быть неодинаковыми по содержанию. С детьми в той или иной степени необходимо играть. Подросткам нужны яркие образы, кроме того, порой им полезно рассказывать анекдоты, чтобы позволить на минуту отвлечься и далее привлечь внимание.
Опасно показаться занудой, поэтому чувство юмора преподавателю так же необходимо, как знание предмета. Для взрослых студентов важны последовательность, внятное изложение причинно-следственных связей, логика. Иногда во взрослой аудитории допустима публицистичность, но всегда недопустим поверхностный подход к теме.
Фрагменты из документального или художественного кино – это всего лишь способ поставить проблему для последующего обсуждения. Поэтому использовать тот или иной кинофрагмент, благодаря современной технике, проще всего. В целом же эффективность и восприятие аудитории в первую очередь зависят от личных качеств преподавателя, а не от того, какие средства он использует в работе.
– Много ли молодых людей действительно интересуются историей своей страны, проявляют инициативу в учебе?
– Школьники, которым мне довелось преподавать, часто писали олимпиадные работы, которые бывали добротными, но не более того. Я не думаю, что ученик обязательно должен проявлять инициативу в учёбе. Он и так с утра до вечера учится, мы должны ему помочь перейти на другой, чуть более высокий уровень знаний.
Вообще пусть он в первую очередь будет не примерным учеником, а добрым и весёлым ребенком с хорошей семьёй и надёжным другом. А своих забот и нагрузок в старшей школе у него хватает и без дополнительных инициатив. У меня есть впечатление, что наша школьная программа очень перегружена.
Кому служит историк?
– Кто такой сегодня историк? История – настолько многомерная, объемная, неоднозначная материя; кому по силам постигать её и передавать кому-то свои знания?
– Историк – это специалист-исследователь. А еще он рассказчик, постоянно коммуницирующий с обществом. Конечно, он должен рассказывать историю. И вот здесь мне близка точка зрения мыслителя Георгия Федотова, назвавшего историю мистерией человеческих поступков. Действительно, изучение, постижение минувшего человеческого опыта – задача трудная.
Тем более сложно рассказывать людям о людях, особенно если общественные представления расходятся с результатами предпринятого исследования.
Тогда профессия может стать небезопасной. Примеров хватает: достаточно вспомнить, какой гнев представителей партийно-советского аппарата вызвала невинная по нынешним временам монография Александра Некрича «1941. 22 июня», опубликованная в далеком 1965 году.
Тем не менее накапливать и передавать знания по силам тому, кто этого захочет, если он подчинит этому свои способности и волевые усилия. Здесь, правда, в конечном счете неизбежно возникает вопрос о том, кому историк начинает служить. Иерархия ценностей, думаю, неизбежно влияет на качество и результаты исследования.
– Возможно ли беспристрастное преподавание истории, или любое изложение фактов уже содержит оценку и навязывает ученикам определенное отношение к событию?
– Беспристрастен только робот, человек подвержен страстям. Однако ценность живого преподавания именно в том, что его осуществляет не робот, а человек — со своими достоинствами, недостатками, достижениями и упущениями. Возникает эффект непосредственного общения. На глазах рождается мысль, факты приобретают логику и какой-то особый смысл.
Возможно, чтобы минимизировать субъективность повествования, необходимо давать очень много фактического материала. И выводы должны завершать повествование, а не предшествовать ему. Конечно, очень важна реакция слушателей – их готовность спорить, возражать, полемизировать с преподавателем. Но аудитория не всегда к этому готова.
С тайнами жить интереснее
– Что такое «чувство истории»? Что оно даёт человеку, можно ли его обрести?
– Возможно, это как раз незаурядная способность видеть ретроспективную мистерию человеческих поступков и проявление свободной воли в конкретных обстоятельствах, умение установить, понять и оценить причинно-следственные связи. Конечно, «чувство истории» тесно связано и с рефлексией по поводу накопленных знаний о прошлом. Уникальным носителем бесценного исторического опыта остается Церковь, где в наиболее полной мере, благодаря молитве, сохраняется ощущение полноты общения между людьми разных поколений и эпох. Образование роли не играет: обладать чувством истории может любой современник – от лесника до академика. И точно так же квалифицированный историк может быть его совершенно лишён.
Кого-то Бог наделяет «чувством истории» от рождения – через интуицию, родителей, воспитание. Тогда это богатый дар свыше. Кто-то с детства просто учится и любит читать. Возможно, поиск начинается с погружения в историю – семьи, фамилии, человеческого страдания, успеха или поражения. С частной молитвы об упокоении души.
Неформальное присутствие на поле боя может помочь формированию «чувства истории». Его приобретают хранители и специалисты, работающие с подлинными документами и материальными предметами, многие поисковики, поднимающие останки павших воинов, причем «свои» они или «чужие» уже имеет второстепенное значение.
Зимой 2014 года мы с коллегами по Головинским чтениям привозили группу на знаменитое кладбище Сент-Женевьев де Буа под Парижем. Некоторые из наших соотечественников, побывав на кладбище впервые, испытали шок. Кто-то потом признался: «Только здесь я впервые почувствовал себя русским в полной мере». Что это, как не рождение «чувства истории»?
Если хотите, то историческое событие можно сравнить с файлом, который Бог предлагает для прочтения пользователям. К сожалению, пользователи часто ленятся. Человек с «чувством истории» старается сделать такой файл доступным.
– Существует ли единый исторический процесс или можно рассматривать только его отдельные составляющие? Как определить историческую достоверность?
– От сотворения мира этот процесс единый и непрерывный, а его главной движущей силой остается свободная человеческая воля. Вопрос об исторической достоверности тех или иных представлений о минувших событиях неразрывно связан с накоплением и расширением знаний, но было бы наивно думать, что когда-нибудь мы узнаем о прошлом всё. Не узнаем, тем более с тайнами жить интереснее. В 1990 году на первом семестре первого курса историю Древнего Востока нам читал известный ленинградский востоковед Ростислав Антонович Грибов.
Одну из своих знаменитых лекций по истории Египта он начал так: «В каком году, товарищи, появились первые люди на берегах реки Нил. А Бог его знает». Можно сказать, уникальный патентованный ответ на любой сложный вопрос. Какие-то наши представления так и остаются на уровне версий, предположений и интерпретаций.
Тем не менее, исследователи не оставляют стараний в работе с историческими источниками и поиска истины, хотя зачастую он может отнимать всю земную жизнь — на самом деле почти мгновенную для любого человека. Но искать нужно.
Источник: sfi.ru