Дошкольные образовательные учреждения России, работавшие до 1989 г. по единой программе, сегодня имеют широкий выбор программ и педагогических технологий. Их появление связано с обновлением дошкольного образования в 90-е годы XX в., обусловленного изменениями в нашей стране в этот период. Эти программы показывают разные подходы к организации педагогического процесса в ДОУ. Но большинство из них опирается на базовые принципы типовой программы.
Реформирование дошкольного образования было связано с учетом специфики развития дошкольников, самоценностью этого периода жизни ребенка. При этом показателем эффективности образования стала считаться не «обученность» детей — сумма усвоенных знаний, а уровень их психического развития, наличие условий для полноценного проживания детьми этого уникального периода.
Основное внимание при этом стало уделяться развитию субъектности ребенка, раскрытию его способностей, воспитанию чувства защищенности и уверенности в себе, а также приемам и методам общения ребенка и воспитателя, заключающимся в понимании, принятии личности каждого ребенка, в уважении его интересов и достоинства, умении установить доверительные партнерские отношения.
ДЕТЕКТИВ-НОВИНКА! ВЫ ДО КОНЦА НЕ СМОЖЕТЕ УГАДАТЬ КТО УБИЙЦА! Загадка на двоих. Февральская сирень
Программа «Радуга» 1
Первая инновационная программа дошкольного образования, рекомендованная Министерством образования и науки РФ. Она рассчитана на работу с детьми от 2 до 7 лет. Программа существенно не отличается от традиционной, однако в определении конкретных задач психического развития отличия значительны. Она построена по возрастному принципу и ориентирована на достижение гармонии интеллектуального и эмоционального в развитии ребенка.
Программа называется «Радуга», поскольку включает семь важнейших видов деятельности детей и занятий, обеспечивающих их развитие и воспитание.
Занятия музыкальным и пластическим искусством, направленные прежде всего на формирование эстетических переживаний, «окрашивает» голубой цвет.
1 Авторский коллектив под руководством Т. Н. Дороновой.
В качестве задач музыкального воспитания выделяются:
■ обогащение музыкальных впечатлений;
■ развитие эмоциональной отзывчивости;
■ формирование выразительных певческих и пластических способностей.
Основная задача в младшем возрасте (2—4 года) вызывать интерес к музыке, регулировать с его помощью эмоциональное состояние детей. Слушать с ними короткие произведения с четко выраженной мелодической линией. Поощрять желание двигаться под музыку.
В среднем возрасте (4—5 лет) создавать развивающую звуковую среду, знакомить с произведениями народной и классической музыки.
В старшем возрасте (5—7 лет) воспитывать уважение к искусству, знакомить со средствами выразительности, признаками разных видов искусства, способствовать пониманию содержания произведений искусства.
В программе также обращается внимание на необходимость проведения для детей праздников, развлечений, вечеров досуга, кукольных спектаклей, посещение театров. Этому, по мнению авторов, будет способствовать развитие музыкальных, драматических, художественных способностей воспитателей.
Маруся Подшивалова и Лена Крутикова. Еще одна Комплексная распаковка.
В «Руководстве» к программе показано на конкретном материале как формируются эстетические переживания, интерес к музыке, развиваются музыкально-сенсорные способности ребенка: слуховые, интонационно-речевые, декламационные и певческие, элементарно-инструментальные и двигательные. При этом занятия с детьми должны быть радостными, отвечать потребностям ребенка.
Вместе с тем следует отметить, что задачи музыкального воспитания представлены в программе как общее направление в работе по эстетическому воспитанию и практически не конкретизированы в методике обучения и воспитания.
Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ и продолжает обновляться.
Программа «Детство» 1
Комплексная программа обогащенного развития детей дошкольного возраста. В ней представлены три взаимосвязанные линии
1 Авторы В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Я. А. Ноткина и др.
развития ребенка: чувства — познание — творчество, пронизывающие все ее разделы.
| Линия чувств | Эмоциональное развитие дошкольника (эмоциональной отзывчивости, сопереживания, гуманного отношения и обеспечение эмоционально-комфортного состояния ребенка) через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре, ознакомление детей с эмоциональными переживаниями, эмоциональными состояниями людей |
| Линия познания | Развитие любознательности, стремления к самостоятельному познанию, умственных способностей и речи через развитие образных форм познания — наглядно-образного мышления и воображения |
| Линия творчества | Пробуждение творческой активности детей в играх, ручном труде, конструировании, изобразительной и музыкальной деятельности, а также в математической, природоведческой, речевой сфере |
Реализация целей программы осуществляется в числе прочих с помощью раздела «Ребенок и музыка». Его авторы, А. Г. Гогоберидзе и Г. В. Курило, выделяют в качестве обобщенных целей музыкального развития и образования детей:
■ развитие музыкальной культуры;
■ накопление опыта взаимодействия с музыкальными произведениями;
■ развитие позиции активного исполнителя-создателя музыкальных произведений
для того, чтобы в пении, танце, музицировании доступными средствами ребенок мог выражать свои чувства, переживания.
В связи с этим программа каждой возрастной группы (младший, средний и старший дошкольный возраст) содержит две части:
■ музыкальное восприятие: слушание — интерпретация;
■ музыкальное исполнительство: импровизация — творчество.
подробные характеристики возрастных возможностей дошкольников, уровней освоения содержания, что поможет в диагностике музыкального развития и в осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода. При этом авторы отмечают, что важно сохранить эмоциональный подъем и интерес к музыке как средству самовыражения и игры.
Успешная реализация программы, по мнению авторов, становится возможной при создании развивающей предметно-пространственной музыкальной среды, организации доброжелательного взаимодействия взрослого и ребенка и тесного взаимодействия детского сада и семьи.
В серии «Библиотека программы «Детство»» выпущено пособие «Детство с музыкой» (А. Г.Гогоберидзе, В. А. Деркунская, 2010), в котором представлены современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста, состоящее из двух частей. Пособие содержит большое количество практических материалов: описание диагностического инструментария, подбор детского музыкального репертуара, конспекты игр и занятий с детьми.
Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.
Программа «Истоки» 1
В Программе обозначены задачи развития ребенка в деятельности по четырем основным линиям:
■ и физическое развитие.
Эстетическое развитие рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства (музыка, художественная литература, живопись). В основе художественного развития лежит формирование художественных способностей, детское творчество, интеграция различных видов деятельности.
Достаточно подробно в ней разработан раздел «Музыка» (В. А. Петрова, Т.Г.Рубан, К.В.Тарасова).
В программе представлены пять традиционных видов музыкальной деятельности детей:
■ игра на детских музыкальных инструментах;
По каждому возрастному этапу (начиная с младенчества) и виду музыкальной деятельности дана характеристика возрастных возможностей, обозначены задачи и показатели развития детей, позволяющие судить об эффективности работы.
В программе обращается серьезное внимание на музыкальное воспитание детей 1 — 3 лет, что отражено в методическом пособии В. А. Петровой «Музыка — малышам» (2001). Предусмотрена работа с воспитателями и родителями. С этой целью пособие содержит методические советы для родителей и педагогов.
По разделу «Музыкальное воспитание» изданы методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки «Дети слушают музыку» К. В. Тарасовой и Т. Г. Рубан (М., 2001).
Программа «Развитие» 1
Программа построена по принципу разделения детей на четыре возрастные категории: младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы.
В программе не представлен раздел по музыкальному воспитанию как таковому, но предлагается раздел «Выразительное движение».
Работа воспитателя по этому разделу нацелена на развитие у дошкольников творческих способностей, невербального общения и проводится по нескольким направлениям. Главное из них — развитие способности к образному перевоплощению, пластическому взаимодействию. Остальные направления работы включают развитие умения свободно двигаться, использование интонационной выразительности голоса при выполнении образно-пластических упражнений и др.
В ходе обучения используются три выразительных языка.
1 Авторы Л.А.Парамонова, С.Л.Новоселова, А.Н.Давидчук, Л.Ф.Обухова и др.
Авторский коллектив под руководством Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко.
| Движение | Главное средство воплощения образа и развития творчества |
| Слово | Вспомогательное средство обучения, разъясняющее семантику движений и пр.; художественное слово: произведения литературного творчества |
| Музыка (классическая и народная) | Вспомогательное средство обучения, создающее на занятиях определенное настроение, активизирующее образное перевоплощение и поиск выразительных движений |
В разделе «Выразительное движение» содержится характеристика основных направлений работы по формированию выразительных движений, перечень развивающих задач, описание средств и материалов, необходимых для их решения.
В методических рекомендациях для воспитателей рассматриваются основы педагогической технологии программы, вопросы организации предметной среды, взаимодействия взрослого и ребенка и самих дошкольников в процессе занятий, по каждому разделу даются рекомендации по педагогической диагностике.
Программа «Из детства — в отрочество» 1
Комплексная программа для родителей и педагогов. Ее цель — создание в семье и дошкольном образовательном учреждении условий для здорового образа жизни, развития способностей детей, воспитания уважения к национальным традициям.
Автор связывает результативность педагогической работы с хорошим знанием ребенка, взаимодействием педагогов и родителей, тесным контактом музыкального руководителя и воспитателя, осуществляющего преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями процесса музыкального воспитания.
‘ Авторы Т. Н. Доронова, Л. Г. Голубева и др.
В связи с этим выделяются цели и задачи, стоящие как перед музыкальным руководителем, так и перед воспитателем и родителями.
В отличие от традиционной программы, где упор сделан на исполнительской деятельности дошкольников, в содержании данной программы заложен подход, при котором главным становится развитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка во взаимосвязи с нравственно-интеллектуальной.
Обязательным видом деятельности на каждом занятии является игра на инструментах и ее включение в другие виды музыкальной деятельности как практического метода, помогающего осознанному восприятию музыки и т. п.
Большое место в программе отведено концертной деятельности — развлечениям, совместным с родителями праздникам и т.п. При этом праздники — не отчет перед родителями, а средство музыкального развития детей.
Для каждого возраста определены психофизиологические особенности музыкального развития, предлагается новый подход к организации, содержанию и методам работы с детьми.
В программе подчеркивается особая роль театра в решении задач, связанных с воспитанием и развитием дошкольника. Музыку предлагается использовать как можно чаще как на занятиях, так и в течение дня.
Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.
Программа воспитания и обучения в детском саду 1
Это усовершенствованный вариант «Программы воспитания и обучения в детском саду» (М.: Просвещение, 1985; отв. ред. М. А. Васильева). Программа доработана с учетом достижений современной науки и практики дошкольного образования. Так, в ней предоставляются более широкие возможности для полноценного социального и личностного развития ребенка, вместе с тем сохранены лучшие его традиции.
Большое место в программе отводится эстетическому воспитанию, осуществляемому через ознакомление детей с разными видами
‘Авторы Л.В.Антонова, Н.Е.Веракса и др.; под ред. М.А.Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
искусства в процессе разнообразной художественно-творческой деятельности, при этом большое значение придается развитию самостоятельности. Кроме того, эстетическое начало должно пронизывать всю жизнь ребенка.
Появился обновленный раздел «Культурно-досутовая деятельность». Она является в программе приоритетным направлением в организации жизни дошкольника, основой формирования его культуры и осуществляется через организацию отдыха, развлечений, праздников, самостоятельной работы ребенка с художественными материалами.
Музыкальное воспитание рассматривается как неотъемлемая часть эстетического воспитания детей с раннего возраста. Автором программы и методических рекомендаций по музыкальному воспитанию является М Б.Зацепина.
■ передать детям музыкальный опыт старших поколений;
■ развивать музыкальную культуру;
■ формировать положительные черты и свойства личности. Основное средство достижения этой цели — постоянное общение
ребенка с музыкой, развитие потребности в высоких образцах художественного творчества. Задачи программы:
■ формировать музыкальную культуру и музыкально-эстетический вкус;
■ приобретать знания, умения и способы музыкальной деятельности;
■ формировать музыкальные способности;
■ развивать интерес и любовь к музыке своего народа и других народов;
■ формировать умения использовать полученные знания и навыки в быту и на досуге и др.
В программе определены примерные уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Охарактеризуйте достоинства и недостатки «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой.
2. Охарактеризуйте основные направления реформирования дошкольного образования в 90-е годы XX в.
4. Проведите сравнительный анализ раздела по музыкальному воспитанию в «Программе воспитания и обучения в детском саду» и ее новой редакции.
5. Проанализируйте, в каких вариативных программах раздел по музыкальному воспитанию представлен достаточно содержательно, а в каких нет.
6. Проанализируйте образовательные программы с точки зрения соответствия принципам личностно ориентированной, личностно развивающей педагогики.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА;
Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т.И.Ерофеевой. — 2-е изд. — М.: Академия, 2000.
Смирнова Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания. — М.: Владос, 2006.
Сопоменникова О.А. Основные и дополнительные программы ДОУ. — М.: Айрис-пресс, 2006.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
«Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др. — СПб.: Детство-Пресс, 2006.
Дубровская Е. Ступеньки музыкального развития: пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми седьмого года жизни. — М.: Росмен, 2006.
Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Из детства — в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4—7 лет / Т. Н. Дронова, Л. Г. Голубева, Н. А. Гордова и др. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2005.
Истоки- базис развития ребенка-дошкольника / науч. ред. Л. А. Парамонова и др. — М.: Просвещение, 2003.
Программа воспитания и обучения в детском саду / отв. ред. М. А. Васильева. — М.: Просвещение, 1985.
Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Радуга: программа воспитания, образования и развития детей дошк. возраста в условиях детского сада / Т.Н.Доронова, С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева и др. — М.: Просвещение, 2004.
Развитие: программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений / под ред. О.М.Дьяченко. — М.: Гном и Д, 1999.
ГЛАВА 5
Воспользуйтесь поиском по сайту:

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2023 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с) .
Источник: studopedia.org
Шпаргалки к экзаменам и зачётам
Методика экологического образования — Современные экологические программы дошкольных учреждений.
Page 4 of 61
Современные экологические программы дошкольных учреждений.
За последнее время были созданы программы двух типов: комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциональные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития. Многие программы прошли экспертизу Министерства образования и получили его одобрение.
К числу комплексных программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад — дом радости», «Кроха».
Министерством одобрен и ряд парциональных экологических программ:
«Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом — природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог».
Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе, которой лежит линостно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.
Комплексные программы
«Кроха» — это программа воспитания детей раннего возраста в семье и детском саду. Программа предусматривает и их экологическое воспитание. Е.Ф.Терентьева (автор раздела) выделяет ряд обстоятельств, которые взрослые могут использовать для приобщения детей к природе.
Если в помещении (детском саду) имеются растения, животные, взрослые могут приобщить детей к наблюдениям и совместному уходу, вызвать у них эмоциональный отклик на красоту и разные проявления живых существ. Целый мир открывается детям из окна помещения — взрослый многое может показать малышу, для экологического воспитания, также можно использовать прогулки. Автор дает рекомендации, что и как можно наблюдать с детьми в разные сезоны, как проводить с ними игры на природе и с природным материалом.
Подраздел «Мир природы» программы «Радуга» является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру — все вместе по замыслу Т.И.Гризик, создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем.
В методическом материале программы имеется значительное количество занятий, посвященных растениям, животным, планете Земля и строению Солнечной системы. Детям дают много географических знаний и экзотических сведений (природа Африки, динозавры и др.), на основе сезонных наблюдений составляют «портреты» каждого месяца, детей знакомят с историей часов, календарей, глобусов.
Дошкольники получают много интересных знаний, но недостаточно — экологических. Они учатся созерцать природу, эмоционально откликаться на ее состояние, но важно и осмысливать увиденное. В программу включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире и о природе, но они не могут помочь детям выработать ценное отношение к ней. Не может способствовать и этому и частное использование словесного метода — рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений.
В программе «Детство», созданной в Петербурге коллективом преподавателей педагогического университета, раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обязательное знакомство детей с самыми разными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ.
Программа включает четыре содержательных блока для каждого возраста: сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы (особенности внешнего строения и жизненных функций, связь живых существ со средой обитания, их неповторимость); механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания, их неповторимость; механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания (свойства различных сред, представления о группах животных, проживающих в однородной среде); знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных (представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса); знания экосистемного характера (дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимосвязанностью).
«Истоки» — это еще одна комплексная программа, созданная психолого-педагогическим коллективом исследователей Центра «Дошкольное детство» имени А.В. Запоржца.
Программа «Истоки» не вышла на современный уровень полноценного экологического воспитания — она не ставит задачи развития у детей азов экологической культуры, в которой природа рассматривается как ценность во всех аспектах человеческого развития — познавательного, эстетического, нравственного и физического. Недостаточно реализуется заявленный в программе принцип развития ребенка через деятельность,
Программа «Развитие», разработанная коллективом опытных детских психологов, нацелена на развитие интеллектуальных и художественных способностей дошкольников, которые авторы понимают как ориентировочные действия с образными средствами решения задач. Ознакомление с природой, включенное в программу «Развитие», является одним из средств развития разных способностей детей и не ставит задач их экологического воспитания. Дети обучаются простейшим формам символического отражения объектов природы, их состояния, изменения, взаимосвязи в природе.
Источник: spargalki.ru
КОМПЛЕКСНАЯ ИНТЕГРАТИВНАЯ ПРОГРАММА «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» Авторы: профессор РАЕН Игорь Алексеевич Кузьмин, профессор Вологодского ГПУ Александр Васильевич. — презентация
Презентация на тему: » КОМПЛЕКСНАЯ ИНТЕГРАТИВНАЯ ПРОГРАММА «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» Авторы: профессор РАЕН Игорь Алексеевич Кузьмин, профессор Вологодского ГПУ Александр Васильевич.» — Транскрипт:
1 КОМПЛЕКСНАЯ ИНТЕГРАТИВНАЯ ПРОГРАММА «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» Авторы: профессор РАЕН Игорь Алексеевич Кузьмин, профессор Вологодского ГПУ Александр Васильевич Камкин
2 «Социо-культурные истоки»: Учебный курс «Истоки» Программа «Воспитание на социо-культурном опыте», паломническо- просветительские программы
3 Концепция программы исходит из признания: приоритет устойчивых духовно- нравственных ценностей является важнейшей отечественной традицией, лежащей в основе преемственности поколений. Возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в нашем Отечестве на православной основе
4 ЦЕЛЬ – РАЗВИТИЕ ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ социокультурный Внешний мир духовный Внутренний мир
5 ОБЪЕДИНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ (ИНТЕГРАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗЛИЧНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ) целиценности технологии
6 С ОЗДАНИЕ ЕДИНОГО СОЦИО — КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА школа ребенок семья
7 Д ЛЯ ПРОГРАММЫ «С ОЦИО — КУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ » ХАРАКТЕРНЫ непрерывностьпреемственностьмногоуровневость
8 1 уровень : пропедевтика «Истоков» в дошкольном образовании. 2 уровень : учебный курс «Истоки» в общеобразовательной школе (1-11 класс). 3 уровень : курс «Истоки ремесла» в профессиональной школе. 4 уровень : курсы «Истоки профессии», «Философия и история образования».
9 М ЕТОДИКА Деятельность ученика строиться на единении восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания. Идем от создания позитивного целостного образа Активные формы Принцип спиралевидного осмысления социокультурных ценностей и духовности.
10 1 класс Слышать Слово, видеть Образ, чувствовать окружающий мир СловоОбразКнига Золотое сердечкоРодникКнига Доброе словоПервый образПервая книга Честное словоСветлый образЖивая книга Слово о родителях Образ Богородицы Книга книг Святое словоБлагодатный образ Мир книги
11 2 класс Ранее и относительно системное приобщение к истокам родной культуры, духовных ценностей и образу жизни. Родной очагРодные просторы Труд земнойТруд души ИмяНива и полеСев и жатваСлово СемьяЛесБратья меньшие Сказка РодРекаТкачихи рукодельницы Песня ДомМоре-океанМастера- плотники Праздник ДеревняПуть-дорогаКузнецы- умельцы Книга ГородЯрмаркаИкона Храм
12 3 класс Приобщение к истокам духовности, морали, нравственности и этики. ВераНадеждаЛюбовьСофия (ум да разум) ВерностьСогласиеМилосердиеИстина ПравдаТерпениеДоброта Знания и мудрость ЧестностьПослушаниеПокаяниеВера, Надежда и Любовь родные сестры
13 4 класс Традиции отечества: т радиции слова, обра за, дела и праздника Родные образыУмелые делаЗаветные слова Традиции Первого Образа Трудовые традицииТрадиции святого слова Образ Веры, Надежды, Любви Традиции Служения Традиции доброго и честного слова Образы ПокроваТрадиции праведного дела Традиции покаянного слова Образы Софии и света Традиции праздника
14 5 класс « Семь чудес России». Встреча с яркими, самобытными памятникам, явлениями отечественной культуры и российского образа жизни. 1.Соха и топор 2. Крестьянские хоромы Приобщение к ценностям –община и семья, в которых формировался и предавался образ жизни и труда. 3. Соловки 4. Покров на Нерли 5. Икона «Живоначальная Троица» Присоединение к духовным ценностям: тяготение к горнему миру любви, согласия и соборности через упорный труд по преображению земли, достижению гармонии и красоты. 6. Московский Кремль 7. Летописи Присоединение к древнейшим институтам сбережения и закрепления жизненного и духовного опыта.
15 6 КЛАСС «С ЛОВО И ОБРАЗ О ТЕЧЕСТВА » Слово и образ Отечества. Слово и образ малой родины. Слово и образ времени. Работа с категориями: — «пространство» края и земли, рубежи и пределы, образы территорий, памятные и приметные места и т.д. — «ритмы» времени календарные системы, годичный и жизненный циклы, духовное и метафорическое прочтение времени. Дети учатся видеть диалектику священного и мирского, религиозного и светского.
16 7 КЛАСС «И СТОКИ ДЕЛА И ПОДВИГА » Истоки мастерства и предназначенного дела (земледелие, ремесло, ратное дело, священство). Смысл подвига в его традиционном прочтении.
17 8 КЛАСС «И СТОКИ ТВОРЧЕСТВА » Освоение важнейших проявлений творческой деятельности человека и ее плоды. Учатся прочитывать язык знака – символа – образа в отечественной культуре и искусстве.
18 9 КЛАСС «В ПОИСКАХ ИСТИНЫ » Учащиеся знакомятся с возможными путями к истине, которыми веками шел человек в нашем Отечестве. 10 класс «Служение Отечеству» Осмысление значения служения Отечеству в многовековой России (Богатыри, Поэты и мыслители, Правители). Определение собственного воззрения на служение Отечеству. 10 класс «Отечественные традиции» Приобщение к Священным, Трудовым, Семейным и традициям Праздника.
19 Издательский дом «Истоки» , Россия, Москва, ул. Правды, д. 79, стр.1-А http//:
Источник: www.myshared.ru


