Для успешного осуществления своих функций право, так же, как и государство, должно иметь внешнее выражение.
Это внешнее выражение права в отечественной и зарубежной литературе в одних случаях называется формой права, в других случаях – источниками права, а в третьих – и формой, и источниками одновременно.
Анализируя юридическую литературу и правовую жизнь разных стран, мы можем прийти к выводу, что в мире существовало и продолжает существовать большое количество источников права.
Замечание 1
В римском праве важными источниками права являлись деловые обыкновения – правила, которые вырабатывались повседневной деловой практикой консулов, преторов и других должностных лиц.
Романо-германское право характеризовалось таким источником права, как правовая доктрина.
Важнейшими источниками мусульманского права являются Коран – священная книга ислама, сунна, «единое соглашение мусульманского общества» и кияс.
Основными источниками права в континентальных государствах являются нормативные акты.
ТГП || 9. Источники права
Присоединяйся
к сообществу юристов в Telegram
Обменивайся материалами, советуйся с коллегами и помогай другим. Ждем тебя в нашем чате.
Представления об источниках права и об их видах во все времена менялись.
Такие источники права, как правовой обычай, закон и прецедент совершили значительную эволюцию, начиная с древности и сохранившись в правовых системах и в настоящее время. Другие источники права исчезли бесследно. Третьи сохранили лишь свою историческую ценность, утратив какую-либо практическую значимость. К таковым относятся сочинения римских юристов, имеющие раньше большое практическое значение и представляющие собой в настоящее время лишь теоретическую и историческую значимость.
Определение 1
Источником права в юридической науке является специальный правовой термин, обозначающий способ, внешнюю форму воплощения и закрепления юридических норм. Он является местом нахождения юридических норм, вместилищем, из которого люди черпают общеобязательные правила поведения и затем используют и применяют их.
Под источником права в научных изданиях иногда понимают внешнюю форму права. Вместе с ней рассматривается и внутренняя форма, которую определяют как систему, внутреннее строение права и распределение правовых норм по отраслям.
«Источники права»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
В юридической литературе термин «источник права» имеет два значения: «материальный источник права» и «формальный источник права». «Материальный источник права» подразумевает всё то, что порождает и формирует позитивное право — те или иные материальные или духовные факторы, общественные отношения, природу человека, природу вещей, божественный или человеческий разум, волю бога или законодателя и т.д.
«Формальным источником права» является форма внешнего выражения положений действующего права.
Источник права составляют официальные государственные документы (законы, указы), закрепляющие правовые нормы.
13.1. Источники и формы права: соотношение понятий
Виды источников права
Применительно к разным системам права, все источники позитивного права можно подразделить на (рис. 1):
- правовой обычай (обычное право);
- судебный прецедент;
- юридическая доктрина (так называемое «право юристов»);
- религиозный памятник («священные книги» различных религий);
- нормативно-правовой договор;
- нормативно-правовой акт.
Рисунок 1. Источники права
- Правовым обычаем является неписаное правило поведения, которое сложилось в результате его фактического и многократного применения в течение длительного времени и которое признается государством в качестве общеобязательного правила. Правовой обычай является исторической формой права. Этот источник права характеризуется рядом черт, которые отличают его от других источников права.
- Продолжительность существования. Эта черта говорит о том, что обычай формируется постепенно, и чтобы обычай приобрел силу, должно пройти определенное время с момента его возникновения. Обычай закрепляет в себе то, что создавалось в течение длительного времени в обществе, он отражает общие позитивные моральные ценности народа, а так же разные предрассудки и расовые разногласия. На смену устаревшим обычаям всегда приходят новые, более приспособленные к окружающей действительности.
- Устный характер. Эта особенность отличает правовой обычай от других источников права и заключается в том, что он сохраняется в сознании народа и передается в устной форме из поколения в поколение.
- Формальная определенность. Ее особенность состоит в том, что правовой обычай, существующий в устной форме, требует более или менее точной определенности его содержания: ситуации, в которой он применяется, круга лиц, на которых распространяется, последствий, которые следуют в результате его применения.
- Локальный характер. Правовой обычай действует в определенной местности в отношении сравнительно небольшой группы людей и является своеобразной традицией данной местности. Прослеживается тесная связь обычая с религией.
- Санкционированность государством. Для применения правового обычая в обществе требуется признание его юридической силы государством. Право существует только совместно с государством, поэтому обычай может носить общеобязательный характер наряду с другими источниками права, только если государство придаст ему законность.
По степени юридической значимости правовые обычаи могут быть основными и дополнительными (субсидиарными).
- взаимный интерес сторон;
- равенство сторон;
- добровольное заключение;
- возмездность;
- взаимная ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств;
- правовое регулирование.
Нормативно-правовые договоры делятся на:
- конституционно-правовые;
- административные;
- трудовые и коллективные.
- издается компетентным государственным органом либо непосредственно народом с соблюдением определенных процедурных правил;
- носит государственно-властный характер;
- охраняется государством;
- наделен юридической силой;
- имеет документальную форму;
- является частью системы права.
Источник: spravochnick.ru
Понятие и виды источников (форм) права. Соотношение понятий
Источники права — это официально установленные формы выражения и закрепления правовых норм (закон, указ президента, постановления правительства и др.).
Различаются следующие основные формы права:
1. Правовой обычай — это санкционированное государством правило поведения, которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилось как норма.
2. Юридический прецедент или юридическая практика — судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придаёт общеобязательное значение. Различаются судебный и административный прецедент.
3. Нормативно-правовой акт — акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Среди современных источников права нормативно-правовые акт занимает ведущее место. Это может быть конституция, другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти.
4. Нормативный договор – соглашение двух или более договаривающихся сторон, которое включает нормы права. Нормативные договоры бывают внутригосударственные и международные.
5. Юридическая доктрина — система научных юридических знаний и основанных на них убеждений, выражающаяся в виде теорий, концепций, идей.
6. Религиозные догмы — положение вероучения, объявляемое непреложной истиной, не подлежащей критике, имеет значение для религиозного права.
Если исходить из общепринятого значения слова “источник” как всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки, то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора: 1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.); 2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.); 3) источник в формально-юридическом смысле — это и есть форма права. Выделяют четыре основные формы права: — нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определённых общественных отношений. (Конституция, законы, подзаконные акты); — правовой обычай — это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота); — юридический прецедент — это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придаётся сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространён преимущественно в странах общей правовой семьи — Англии, США, Канаде и т.д.); — нормативный договор — соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.).
Понятие и виды политических партий, их место и роль в политической
Жизни современного общества
Политические партии — это общественная организация, целью которой является приход к власти в результате избирательной кампании.
1) Правящая партия — это партия, из членов которой формируется правительство. А) В парламентской республике правящая партия та, которая занимает максимальное количество парламентских мест. Б) В президентской республика — та партия, которая привела к власти президента. В) Смешанная.
Правящая партия: 1.Члены правящей партии рекрутируются в правительство 2. Кладут свои партийные программы в основу принимаемых юридических норм. 3.Вырабатыает программную линию развития общества на период своего нахождения у власти. Правящая политическая партия не должна подменять государство. Её решения не должны иметь власть над всем населением страны.
2) Оппозиционная партия — 1.Парламентские — не имеющая там большинства. Она формирует теневой кабинет (группа лиц, курирующие деятельность президента от оппозиции)
Признание в РФ политического многообразия закреплено в ст.13 Конституции РФ. Многопартийность — система власти, основанная на взаимодействии и «противовесах» партий и объединений. Будучи одним из видов общественных объединений граждан, политические партии являются инструментом, посредством которого может осуществляться политическая деятельность граждан, их участие в общественной жизни страны. О многопартийной системе можно говорить только в том случае, когда в избирательной борьбе за власть участвуют более двух политических партий. Принцип добровольности является основополагающим для создания и функционирования любых политических партий.
Законами РФ устанавливаются ограничения права на членство в политических партиях для судей, работников правоохранительных органов, военнослужащих и государственных служащих. Конституция запрещает создание и деятельность партий и иных общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, разжигание социальной, национальной вражды.
Источник: cyberpedia.su
Соотношение понятий «источник права» и «форма права»
Если исходить из общепринятого значения слова “источник” как всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки, то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора:
1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);
2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.);
3) источник в формально-юридическом смысле — это и есть форма права.
Выделяют четыре основные формы права:
— нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определённых общественных отношений. (Конституция, законы, подзаконные акты);
— правовой обычай — это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);
— юридический прецедент — это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придаётся сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространён преимущественно в странах общей правовой семьи — Англии, США, Канаде и т.д.);
— нормативный договор — соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.).
Понятие и виды политических партий. Место и роль политических партий в политической жизни общества
Политические партии — это общественная организация, целью которой является приход к власти в результате избирательной кампании.
1) Правящая партия — это партия, из членов которой формируется правительство. А) В парламентской республике правящая партия та, которая занимает максимальное количество парламентских мест. Б) В президентской республика — та партия, которая привела к власти президента. В) Смешанная.
Правящая партия : 1. Члены правящей партии рекрутируются в правительство 2. Кладут свои партийные программы в основу принимаемых юридических норм. 3. Вырабатыает программную линию развития общества на период своего нахождения у власти. Правящая политическая партия не должна подменять государство. Её решения не должны иметь власть над всем населением страны.
2) Оппозиционная партия — 1. Парламентские — не имеющая там большинства. Она формирует теневой кабинет (группа лиц, курирующие деятельность президента от оппозиции)
Признание в РФ политического многообразия закреплено в ст.13 Конституции РФ. Многопартийность — система власти, основанная на взаимодействии и «противовесах» партий и объединений. Будучи одним из видов общественных объединений граждан, политические партии являются инструментом, посредством которого может осуществляться политическая деятельность граждан, их участие в общественной жизни страны .
О многопартийной системе можно говорить только в том случае, когда в избирательной борьбе за власть участвуют более двух политических партий. Принцип добровольности является основополагающим для создания и функционирования любых политических партий.
Законами РФ устанавливаются ограничения права на членство в политических партиях для судей, работников правоохранительных органов, военнослужащих и государственных служащих. Конституция запрещает создание и деятельность партий и иных общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, разжигание социальной, национальной вражды.
Место и роль политических партий в политической жизни общества.
Политическая партия – это формализованная политическая организация со своей структурой (руководящие органы, региональные отделения, рядовые члены), выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных слоев, групп, объединяющая наиболее активных их представителей, ставящая, как правило, своей задачей завоевание и удержание власти для осуществления определённой программы социальных, экономических, политических преобразований, достижения неких целей и идеалов, а также осуществления прямых и обратных связей между обществом и государством.
Кроме того, обратная связь помогает партии выполнять уникальную роль – выявления, согласования, выведения на политический уровень реальных, конкретных, частичных интересов, существующих или вновь зарождающихся в обществе. Действуя на нескольких уровнях, партии связывают общество и государство. Они выступают как существенный, а иногда решающий элемент политической системы общества. Принципиальной стороной деятельности партий являются их идеологическое воздействие на население, значительная роль в формировании политического сознания.
Важнейшими признаками политической партии являются:
— участие в политической жизни, в том числе в государственном управлении;
— стремление овладеть государственной властью и учреждениями, реализующими государственную власть;
— связь с избирательной системой – участие в выборах представительных органов власти;
— форма организации социальных групп и слоев населения;
— носитель определённой идеологии и форма политического обучения масс;
— средство рекрутирования и продвижения отдельных индивидов в политические лидеры.
Эти признаки и определяют функции политических партий, среди которых определяют следующие:
а) социального представительства;
б) борьбы за государственную власть;
д) политической социализации, т.е. включённость личности в политику и обеспечение стабильности и преемственности в развитии общества;
е) разработки и осуществления политического курса, что, однако, зависит от положения партии в политической системе – является ли она правящей или оппозиционной.
Между политическими партиями и государством существуют тесные связи и разнообразные формы взаимодействия. Так, и государство, и политические партии – политические организации. Они непосредственно связаны с понятием государственной власти: только государство непосредственно осуществляет государственную власть, а партии ставят целью приход к государственной власти. Вместе с тем, они сохраняют по отношению друг к другу большую автономию. Но при тоталитарном режиме нередко происходит слияние государственного аппарата и партийного, и одна партия является не только правящей, но и государственной.
П онятие и виды социальных норм. Соотношение норм права и морали
Социальные нормы — правила поведения общего характера, которые складываются в отношениях между людьми в обществе в связи с проявлением их воли, и обеспечиваются разными способами социального влияния.
Виды социальных норм по сферам действия:
— экономические: регулируют общественные отношения; связанны с взаимодействием форм собственности, с производством, распределением и потреблением материальных благ;
— политические: регулируют отношения между класса, нациями, народностями; связаны с их участием в борьбе за государственную власть и в ее осуществлении;
— религиозные: регулируют отношения в сфере религии, между различными религиями, специфические культовые действия, основанные на вере в существование Бога;
— экологические: регулируют отношения в сфере охраны окружающей среды.
Виды социальных норм по регулятивным особенностям:
— корпоративные нормы — правила поведения, регулирующие отношения внутри различных негосударственных организаций и между их членами.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru