Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук
При рассмотрении места и роли исследовательских программ необходимо разделить реальную исследовательскую деятельность историков, психологов, правоведов и представителей других частных общественных наук и методологическую рефлексию этой деятельности. Подобная рефлексия обусловлена, на наш взгляд, тем, что понятие исследовательской программы в частных общественных науках не приобрело достаточно определенного содержания и имеет существенно меньшее влияние, чем в методологических построениях, предполагающих не только ориентацию на действующие образцы естественнонаучного исследования, но и формирование его должных норм.
Будучи философской программой развития науки, исследовательская программа не тождественна тому или иному философскому направлению (не всякое философское направление послужило базой развития научных теорий, ряд философских ориентаций объединялись для формирования исследовательской программы). Исследовательская программа содержит в себе характеристику предмета, метода исследования, общих предпосылок научной теории, способов перехода от философской системы к научным построениям.
Методология развития образования в условиях конвергентной сетевой среды и развития личности
Понятие исследовательской программы плодотворно для анализа методологических построений, ибо последние, будучи философскими по своему статусу, несут на себе печать изучаемой области научного познания — наук об обществе и потому не являются всецело совпадающими с тем или иным философским направлением. Близким к исследовательской программе понятием является парадигма, термин, введенный Т. Куном и характеризующий исторически устойчивый образец исследования.
Сегодня вопрос о парадигме социальных наук сталкивается с двумя трудностями: 1) избрание масштаба исследования (идет ли речь о дисциплине, теоретическом построении известного ученого определенной специальности, обсуждается ли способ решения некоторой проблемы, или речь идет о социальных науках в целом, о своего рода «метапарадигме») и 2) перспектива многопарадигмальности, совершенно очевидно господствующая сегодня в социальных науках. В свете этого вопрос об одной-единственной парадигме либо о конкуренции парадигм может показаться надуманным.
Однако, чтобы говорить о плюрализме парадигм, надо знать, во-первых, плюрализм каких парадигм имеется в виду и, во-вторых, в каком смысле достигается их плюрализм, что он означает на деле, кроме многообразия возможностей, каковы способы взаимодействия и совмещения многообразия.Какие исследовательские программы (парадигмы) можно выделять на уровне дисциплины, персонального исследования или конкретного анализа проблемы? Обычно выделяют позитивистскую, интерпретативную, критическую. Но этот «список» легко расширяется или уточняется – можно выделить механицистскую, социал-детерминистскую, географически-детерминистскую, структурно-функционалистскую, феномено-логическую, этнометодологическую, программу школы Анналов, постмодернистскую, синергетическую и др. Существует ли возможность построения дисциплинарных программ — психологической, экономической и пр.? Ответ на последний вопрос будет дан несколько позже.
Как Швеция превращает свои отходы в золото
Но есть возможность выявить «метапарадигмы» и обсудить плюрализм при взаимодействии «метапарадигм», опираясь на историю философии и историю науки.
Раннебуржуазная и классическая философия были ориентированы на природу и изучающие ее науки, на следующую отсюда натуралистическую парадигму. Они использовали образ природы как основы познания, реально и логически первой. Последователи натуралистической исследовательской программы полагают либо, что предмет наук об обществе тот же, что и у естественных наук, либо, что предметы различаются, но методы наук об обществе те же, что у естественных наук.
Согласно натуралистической парадигме, мир рационален и есть то, что он есть или чем он кажется, но не иная «вещь». Это относится как к предметам естествознания, так и наук об обществе. Например, есть человек. Он думает и говорит, он живет в обществе, он производит духовную и материальную культуру.
Можно рассмотреть эти и другие параметры человеческого существования как нечто, что постоянно и является неизменным, подобно природной основе его существования. Социальные факты — это не материальные вещи, но это вещи того же ранга, что и материальные.
Главный результат применения натуралистической исследовательской программы к обществу — объяснение. Генетически первой исследовательской программой обществознания Нового времени была натуралистическая программа, которая формировала идеал и нормы научности по образцу естественныхнаук. Исторически первым таким образцом была механика, определившая механицизм всего домарксовского материализма и придавшая натуралистической программе исторически конкретный вид. Исследования общественной жизни в XVII-XVIII веках еще не претерпели такого отделения от философии, как естественные науки, но и в ее рамках восприняли механицизм. На его основе были предприняты попытки не только анализа социальной реальности, но и теоретического синтеза — поиска экономистами фундаментального отношения экономического механизма, историками и философами — основного фактора истории.
Источник: 3ys.ru
Исследовательские программы в обществознании
Программы научного исследования общ-ва начали появляться лишь в XIX веке, когда естест-ые науки имели уже двухвековой опыт развития. Предпринимались попытки исполз-ть для изучения общ-ва средства и методы, кот утвердились в естест-и и воспринимались как атрибуты научности. Вместе с тем, требовалось адаптировать понятие и критерии научности применительно к специфике общ-ва.
В XIX–XX вв. в обществозн-и появились различные научно-исследовательские программы — направления, опирающиеся на те или иные фундам-ные идеи и методол-ие принципы.
Натуралистическая программа (натурализм) в обществозн-и — это воззрения и концепции, предполагающие, что общество явл-ся частью природы, что оно подчин-ся естест-ым причинам и законом-ям. Общ-во нужно изучать с помощью методов и средств, примен-х в естест-х науках.
К натурал-им отн-ся теории, кот объясняют развитие и структуру общества природными факторами (климат. условия, геогр. среда, биол. и расовые особен-ти людей). В соц-и XIX– начала XX веков натурализм был представлен концепциями социального органицизма (Г. Спенсер, А. Э. Шеффле и др.) и социального дарвинизма (Л. Гумплович, У. Г. Самнер и др.). Их сторонники объясняли функцион-ие и развитие общ-ва по аналогии с биол-им организмом или биол-ой эволюцией.
Культурно-историческая школа — направление в искусствозн-и, кот основал в середине XIX века Ипполит Тэн, франц. философ, историк и социолог иск-ва. Он использовал гегел. понятие «дух времени» для объяснения социокул-ых явлений. По Тэну, особен-ти произведений искус-ва обуслов-ют три фактора: раса, среда и момент.
То есть худож-ые произвед-я выражают дух народа, (1) обладающего своеобр-м темпераментом, (2) живущего в опред-ых прир-х условиях (3) в опред-ые истор-ие моменты его существ-я. Сторонники культ-ист. школы стремились осущ-ть в сфере гуман-го познания позитивистский идеал научности: руковод-ся фактами, обеспеч-ть доказат-ть, лог. строгость в объяснении явлений искус-ва. Гл. метод исслед-ия — историзм. К исслед-ю худож-х произвед-й применялись естественнонаучные принципы. И. Тэн пров. аналогию между естест-ым отбором и развитием искус-ва: в опред-х общ-ых условиях одни явления искус-ва умирают, другие выживают и множатся.
Социопсихологическая программа (социол-й психологизм) — множество социол-их концепций, опирающихся на данные психологии. Образовалось в конце XIX– начале XX веков. В дополнение к биолого-натуралистическим теориям оно потребовало учета общест-х, групповых и индивид-х психических факторов. В становлении и развитии социопсихологической программы видную роль сыграли Г. Лебон, Г. Тард, Дж. Уорд, А. В. Смол, Ч. Х. Кули, Л. И. Петражицкий, У. Мак-Дугалл и др.
Социологизм — философско-социол-ая концепция, возникшая в к. XIX века, утверждающая приоритет социальной реальности и социол-х методов в объяснении существ-я человека и его среды. Онтологический аспект социологизма состоит в утверждении, что социал-я реальность автономна по отношению к другим видам реальности, особенно биол-й и психич-й, а также что общ-во явл-ся вне- и надындивидуальной реальностью (такая позиция называется «социальным реализмом»). Методол-й аспект социологизма заключается в признании, что социология — самост-ая наука со своими методами, а также — в «социологическом экспансионизме», т. е. в стремлении растворить другие науки в социологии. Идеи социологизма разрабатывались в трудах Э. Дюркгейма, Л. Гумпловича, О. Шпана и др.
Материалистическое понимание истории (исторический материализм) — марксистская теория общ-ва и методол-я его познания. Важнейший принцип этой теории: материальная жизнь общества первична по отношению к обществ-му сознанию.
Способ матер-го производства рассматривается как основа общественной жизни, определяющая, в конечном счете, хар-р общ-ва и направление истор-го процесса. Общество на опред-м этапе его развития — это общественно-экономическая формация, «социальный организм», специфика которого обусловлена производственными отношениями, составляющими базис формации. Необходимость перехода от одной общественно-экономической формации к другой определяется законом соответствия производственных отношений производительным силам. Движущей силой развития антагонистического общества является классовая борьба.
Дата добавления: 2019-07-17 ; просмотров: 221 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук
Научно-исследовательская программа социально-гуманитарных наук — это система теорий, которая объясняет социальную реальность и является общепринятой на данном этапе развития науки.
В ее основе находится парадигма. Спецификой социальногуманитарных наук является их мультипарадигматичность, т. е. одновременное наличие в них многих парадигм. В них присутствуют следующие.
- 1. Натуралистическая парадигма общества. Основные варианты: механицизм, физикализм, биологизм, географический детерминизм, демографический детерминизм и др. Общество понимается как жестко детерминированная система (от лат. determine — определяю) по принципу всеобщей связи и взаимной обусловленности явлений, обусловленная влиянием определенных природных факторов: климата, полезных ископаемых, территории ит. п.. Оно рассматривается с редукционистских позиций.
- 2. Антинатуралистическая парадигма общества. Основные варианты: социологизм, экономизм, психологизм, антипсихологизм. Общество понимается как вероятностно-детерминированная система, которая обусловлена системой факторов: экономических, социально-политических, духовных и др. Каждый из них может играть определяющую роль. Оно рассматривается с факторных позиций.
3. Диалектическая парадигма общества. Общество понимается как бифуркационно-детерминированная система (от лат. bifurcus — раздвоенный), которая обусловлена системой факторов: экономических, социально-политических, духовных и др. Каждый из них может играть свою роль в единой системе. Оно рассматривается с синергетических позиций.
В социально-гуманитарных науках принципы подхода к изучению общества могут быть разными. Одни обществоведы считают, что изучать социум необходимо следующим образом: сначала изучить общество, а затем — человека, поскольку, познав законы общества, мы познаем действия человека (Карл Маркс). Другие считают, что надо сначала изучить человека, а уж затем — общество, поскольку, познав действия человека, мы познаем законы общества (Максимилиан Вебер).
Социальное познание также основывается на разных принципах: одни обществоведы ориентируются на принцип соотнесения знания с оценкой (Майкл Полани), другие — на принцип свободы знаний от оценок (Эмиль Дюркгейм).
В социально-гуманитарных науках существуют теории, противоположным образом объясняющие сущность общества:
- • материалистическая и идеалистическая;
- • конфликтная и солидаристкая.
Материалистическая теория общества (Карл Маркс) считает, что общественное бытие определяет сознание — решающую роль в обществе играют народные массы. Идеалистическая теория общества (Огюст Конт) утверждает, что духовная жизнь определяет развитие общества — решающую роль в нем играют выдающиеся личности.
Конфликтная теория общества считает, что несправедливое распределение собственности ведет к классовой борьбе. Солидаристская теория общества утверждает, что разумное распределение власти ведет к взаимопониманию людей.
В исследовательские программы также включаются частные теории общества. К ним относятся:
- • теория коммунистического общества Карла Маркса (общество развивается посредством изменения форм собственности);
- • теория постиндустриального общества Дэниела Белла (общество развивается посредством изменения уровня личного дохода человека);
- • теория коммунитарного общества Карла Мангейма (общество развивается посредством изменения форм коммуникации);
- • теория культурно-исторических типов Освальда Шпенглера (общество представляет собой сумму отдельных культур, не связанных друг с другом).
Исследовательские программы чаще всего базируются на позитивистской или антипозитивистской философии.
Позитивизм (Огюст Конт, Карл Поппер) сформулировал следующие принципы организации социально-гуманитарного познания.
- 1. Социальные явления подчиняются общим законам мира.
- 2. Его методы такие же, как в естественных науках.
- 3. Социальные теории должны быть верифицированы и свободны от идеологии.
- 4. Социальные факты должны быть количественно замерены.
Антипозитивизм (Вильгельм Дильтей, Максимилиан Вебер) следует другим принципам.
- 1. Общество отличается от природы и обладает значительной спецификой.
- 2. Методы социального познания отличаются от методов естественно-научного познания.
- 3. Целью социально-гуманитарного познания является понимание смысла социальных действий человека.
В рамках антипозитивизма возникли феноменологические, герменевтические, психологические программы изучения общества.
В социально-гуманитарных науках существует множество конкретных исследовательских программ. К ним относятся:
- • натуралистические (все в обществе объясняется влиянием природных факторов, представители — Герберт Спенсер, Адольф Кетле);
- • технологические (все в обществе объясняется влиянием технических факторов, представители — Торстейн Веблен, Дэниел Белл);
- • психологические (все в обществе объясняется влиянием межличностных факторов, представители — Гюстав Лебон, Зигмунд Фрейд);
- • функционалистские (все в обществе объясняется влиянием структурных факторов, представители — Токлотт Парсонс, Роберт Мертон);
- • эмпирические (все в обществе объясняется влиянием эмоциональных факторов, представители — Джейкоб Морено, Уилберт Мур);
- • гуманитарные (все в обществе объясняется уровнем взаимопонимания между людьми, представители — Максимилиан Вебер, Элтон Мэйо).
Научно-исследовательские программы имеют значение для развития социально-гуманитарных наук, так как они определяют основные парадигмы, принципы, методы и цели данных наук. Они своеобразно преломляются в различных социальных (экономике, социологии и т. д.) и гуманитарных (истории, педагогике и т. д.) науках.
Источник: studme.org
Тест по теме № 11. Проблема истинности в социально- гуманитарных науках
1. Какая теория считает, что истина в социально-гуманитарных науках достижима, но в процессе длительных исследований?
а) безбрежный субъективизм б) исторический объективизм
в) диалектический объективизм.
2. Кто из философов считал, что «сомнения в достижении объективной истины в обществоведении возможны»?
а) О. Конт, б) К. Маркс, в) М. Вебер, г) В. Дильтей, д) К. Ясперс.
3.В какой концепции истины признается существование объективной истины?
а) классической б) неклассической в) когнитивной г) экзистенциальной
а) истинное знание б) ложное знание
в) эмоционально-оценочное знание.
5. Обществоведы ориентируются, прежде всего, на принцип:
а) принцип несвободы знания от оценок
б) принцип соотнесения знаний и оценок
в) принцип свободы знаний от оценок.
Тест по теме № 12. Объяснение, интерпретация в социально-гуманитарном познании
1.Объяснение – это процедура:
а) истолкования смысла какого-то знака или текста, б) разъяснения сущности конкретного социального факта, подведение его под некоторое обобщение, закон,
в) познания законов реального мира.
2. Кто из философов считал, что «тексты в обществоведении надо истолковывать»?
а) О. Конт б) К. Маркс в) М. Вебер г) В. Дильтей д) К. Ясперс
а) наука о правилах объяснения текстов,
б) наука о правилах понимания и интерпретации знаковых систем, текстов,
в) наука о законах составления текстов.
4. Что такое в герменевтике реконструкция?
а) сохранение смысла при переводе с одного языка на другой;
б) воспроизведение смысла в контексте прошлой эпохи;
в) появление нового смысла в процессе общения.
5. При изучении текста надо, в первую очередь, обратить внимание на:
а) проникновение в духовный мир автора текста,
б) постижение контекста, в котором творит автор,
в) анализ аудитории, на который рассчитан текст,
г) учет личностных характеристик интерпретатора текста.
Тест по теме № 13. Вера, сомнение и знание в социально-гуманитарном познании.
1. Вера в социально-гуманитарных науках присутствует:
а) как момент абсолютного в истинном знании,
б) как момент относительного в истинном знании,
в) как момент конкретного в истинном знании.
2. Кто из философов считал, что «вера – это форма жизни человека в обыденном мире»?
а) К Поппер б) Л. Витгенштейн) в) М. Вебер г) В. Дильтей д) К. Ясперс
3. Сомнение в социально-гуманитарных науках присутствует:
а) как момент абсолютного в истинном знании,
б) как момент относительного в истинном знании,
в) как момент конкретного в истинном знании.
4. Философия, абсолютизирующее сомнение, называется:
а) догматизм б) релятивизм в) скептицизм г) нигилизм.
5. Вера и сомнение в социально-гуманитарных науках играют:
а) положительную роль б) отрицательная роль
в) и положительную, и отрицательную роль.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ № 14. ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО- ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
1.Научно-исследовательская программа социально-гуманитарных наук – это:
а) система теорий, которая объясняет социальную реальность и является общепринятой на данном этапе развития науки,
б) система теорий, которая интерпретирует социальную реальность и является общезначимой на данном этапе развития науки.
2. Кто из философов считает, что в исследовании общества надо идти «от общества – к человеку»:
а) К. Маркс б) М. Вебер в) Э. Мэйо г) П. Сорокин.
3. Какая теория доказывает возможность взаимопомощи между людьми?
а) материалистическая б) идеалистическая
в) конфликтная г) солидаристская.
4. Д. Белл является автором теории:
а) коммунистического общества б) постиндустриального общества,
в) коммунитарного общества г) культурно-исторических типов.
5. Исследовательские программы о том, что развитие общества определяется влиянием климата – это программы:
а) натуралистические б) технологические в) психологические
г) эмпирические д) гуманитарные е) функциональные.
Источник: studfile.net
Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы в социально-гуманитарных науках
Исследовательские программы в социально-гуманитарных науках можно разделить на натуралистические и антинатуралистические.
Натуралистические исследовательские программы, или натуралистические подходы, в понимании социальной действительности основываются на идее рассмотрения социальных явлений в качестве реальных, материальных вещей, предметов по аналогии со спецификой протекания природных явлений, описываемых механическими, физическими, химическими, биологическими законами. При этом детерминирующий фактор в натуралистических парадигмах всегда один, он фундаментален, нагляден и очевиден.
Соответственно в антинатуралистических исследовательских программах базовой детерминантой является не природный, а социальный фактор, т.е. социальное здесь объясняется социальным. При этом детерминанты могут быть самые разные в зависимости от изменяющихся условий, они многофакторны и многовекторны.
Известно, что натуралистическая парадигма доминировала на классическом этапе развития социально-гуманитарных наук. В конце
XIX в. появляются и начинают развиваться антинатуралистические исследовательские программы при наличии всплесков попыток возвращения к натурализму: неопозитивизм с его принципами физика- лизма, верификации; возникновение и развитие этологии; эволюционной этики и т.д.
В философской литературе достаточно хорошо изучены и описаны натуралистические программы: географический детерминизм (Г. Бокль, Ф. Ратцель, И. Мечников); биологизм (Г. Спенсер и др.), марксистский экономикоцентризм и др. Натуралистическая парадигма влияния природно-географического фактора на социальную жизнь возникла еще в конце XVIII в. во Франции.
Она сыграла в свое время положительную роль в качестве противовеса религиозному истолкованию социальных явлений. Однако вес природного в трактовке общественной жизни здесь был явно преувеличен. Так, III. Монтескье (1688— 1755) считал, что жаркий климат подрывает силы и бодрость людей и приводит к распространенности таких человеческих качеств, как малодушие и покорность.
Плодородие приводит к изнеженности, слабоволию и деспотии, и наоборот. На сильно пересеченной местности образуются малые государства, на обширных равнинах — государства большей протяженности. В государствах малого размера нет стремления к сепаратизму окраин, поэтому методы правления могут быть мягкими. Большие государства не могут существовать без деспотических режимов и т.д.
Отсутствие или недостаточное наличие продуктов питания, опережающее увеличение численности населения по отношению к ним легли в основу так называемого закона народонаселения (фактически закона перенаселения) Т. Мальтуса (1766-1834) (рис. 13). Согласно этому закону войны, болезни и голод являются факторами, снимающими проблему перенаселения Земли. Определенную разновидность натуралистического подхода к социально-гуманитарным наукам представляет собой учение 3. Фрейда (1856-1939), в котором специфическое сочетание биологического и психологического объясняет не только поведение человека, но и сущность культуры в целом.
Натуралистическая стратегия рассмотрения социальной действительности к концу XIX в. распространилась практически на все социальногуманитарные науки. В юриспруденции — Ч. Ломброзо (1835-1909), в психологии — У. Шелдон (1898-1977), в экономической науке — К. Маркс (1818-1883), в лингвистике — А. Шлейхер (1821-1868), в исторической науке — Н.С. Трубецкой (1890-1938), П.Н. Савицкий (1895-1968), в эстетике — И. Тэн (1828-1893).
К концу XX столетия, несмотря на мощное развитие антинату- ралистических представлений во взглядах на человека и общество, натурализм в лице биологизаторских взглядов получил новые импульсы в лице этологии и эволюционной этики — К. Лоренц (1903— 1989), П.А. Кропоткин (1842-1921). Г. Спенсер (1820-1903) и др.
Рис. 13. Жизнеописание Томаса Роберта Мальтуса. Издание 1895 г.
Антинатуралистическая, или культурно-центристская, стратегия рассмотрения социальной реальности окончательно сформировалась к началу XX в. и была связана с открытием культуры как особого типа реальности, которая имела место, начиная с середины XIX в.
Авторы и проводники антинатуралистического подхода хорошо известны: В. Дильтей, В. Виндельбандт, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Б. Малиновский, А Шюц, Ю. Хабермас, Г. Зиммелъ, Ф. Соссюр и др. Творчество Э. Дюркгейма (1858-1917) показательно в плане диалога натуралистического и антинатуралистического подходов. С одной стороны, Э. Дюркгейм утверждал, что социальные факты нужно рассматривать как вещи. Это означает признавать их как не зависящие от субъекта, исследовать их объективно, так, как изучают свой предмет естественные науки.
По аналогии с живым организмом Э. Дюркгейм выводил понятия «нормального типа» общества, нормы и патологии, которые применял к объяснению таких явлений, как преступность, кризисы и другие проявления общественной дезорганизации. С другой стороны, он настаивал на понимании общества как реальности особого рода, отличной от всех других видов реальности (физической, химической, биологической, психологической и др.).
Под социальными фактами он понимал коллективные представления или факты коллективного сознания: привычки, традиции, обычаи, правила поведения, обряды, т.е. общественную мораль. Коллективное, или общее, сознание Э. Дюркгейм называл психическим типом общества.
Главной идеей, вдохновившей Э. Дюркгейма, была идея социальной солидарности, стремление найти ответ на вопрос о том, какие связи объединяют людей в общество.
Натуралистический подход в понимании социальной действительности был преодолен и в творчестве известного культуролога Б. Малиновского (1884-1942). Не отрицая фундаментального значения биологических потребностей, Б. Малиновский указывал на невозможность их удовлетворения исключительно физиологическим способом. Этот процесс происходит только через аппарат культуры.
Наконец ярким примером культурцентристского подхода в лингвистике было творчество Ф. Соссюра (1857-1913). Ученый рассматривал язык как систему отношений, изучать которые (следовательно, и сам язык) можно лишь в современных условиях (на синхроническом уровне). Доминирование антинатуралистических социальных представлений четко просматривается в творчестве Г. Зиммеля (1858— 1918). Общество у Г. Зиммеля есть сложная система со структурнофункциональными связями, где каждый элемент (а элементом общества является действующий человек) зависит от всех других, а все другие зависят от него. Поэтому общество у него есть функция межиндивидуальных отношений.
Практически всем формам социальных взаимоотношений присущ антагонизм. Социальные отношения, по мнению Г. Зиммеля, «встроены» в сознание вовлеченных в них людей, в результате каждый индивид является носителем множества образцов поведения. Причем чем больше таких образцов, тем больше выбор у индивида и тем больше он ощущает себя свободным, осознавая при этом свою индивидуальность, свое «Я».
Еще одним примером зиммелевского анализа социальных явлений является изучение им моды. Мода, отмечает Г. Зиммель, одновременно предполагает и подражание, и индивидуализацию. Человек, следующий моде, одновременно отличает себя от других и утверждает свою принадлежность к определенному слою или группе.
Невозможность моды без стремления к индивидуализации Г. Зиммель доказывал тем, что в примитивных обществах, характеризующихся максимальной социальной однородностью и отсутствием стремления выделиться из общей массы, отсутствует и мода.
Причиной широчайшего распространения моды в современную эпоху, отмечает Г. Зиммель, как раз и является процесс разложения старинных, принимавшихся на веру убеждений, привычек, традиций. В результате более активными становятся временные, переходные формы. Отсюда засилье моды в искусстве, науке и даже в морали.
Итак, культурцентристская исследовательская программа в социально-гуманитарном знании, окончательно утвердившаяся в начале XX в., представляет собой более продвинутую в плане методологии социального познания парадигму. При этом она не отменяет натурадиетические представления, а может включать их в себя. На примере творчества Э. Дюркгейма, Б. Малиновского можно говорить о том, что она наиболее близка к тому, чтобы стать общенаучной социальногуманитарной исследовательской программой.
Литература
Иванова А.С. Методология общественных наук: к постановке вопроса // Universum: общественные науки. — 2015. — № 10 (19). — С. 4.
Кузнецова Т.Ф., Логинова Л.Ф. Методология современного социальногуманитарного знания в контексте культуры // Этносоциум и межнациональная культура. — 2012. — № 5 (47). — С. 23-28.
Конопкин А.М. К вопросу о структуре псевдонауки: псевдонаука как девиантная интерпретация // Эпистемология и философия науки. — 2014. — Т. 39. — № 1 (39). — С. 152-172.
Мартишина Н.И. Конструктивистская исследовательская программа в социально-гуманитарном знании // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. — 2015. — №2(6). — С. 19-23.
Чесноков Г.Д. Поиск методологических основ научного знания // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Философские науки. — 2011. — № 1. — С. 32-45.
Источник: studref.com