Родителям часто приходится помогать детям с рефератами и проектами. И не всем это нравится. Разбираемся, зачем нужна исследовательская работа в школе и как помочь с ней ученику.
Что такое исследовательская работа и зачем она нужна?
Нужно различать исследовательскую деятельность и исследовательскую работу. Если кратко, исследовательская деятельность помогает ученикам самостоятельно открывать новые знания. Реализуется в разных формах — олимпиады, экскурсии, конкурсы, конференции, исследовательские задания на уроках, проекты.
С помощью исследовательской деятельности можно достичь почти всех результатов, предусмотренных ФГОС. Ученик тренируется в самостоятельном поиске информации, постановке целей, учится работать в команде, закрепляет знания и открывает новые.
Одна из форм исследовательской деятельности — исследовательская работа. Ученик ищет проблему в окружающем мире, ставит гипотезу о том, как она решается, и пытается эту гипотезу воплотить в жизнь. В начальных классах ученик может вырастить бабочку из гусеницы и зафиксировать процесс. В старших классах ученик может снова рассмотреть сравнить этот процесс с развитием других животных и сделать научные выводы.
Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе
Исследовательской деятельностью занимаются уже в начальной школе. Но не всегда предлагают ученикам писать исследовательскую работу. Как правило, в начальном звене ребят только знакомят с этой формы работы, дальше — больше.
Что может требовать учитель в ходе выполнения исследовательской работы?
Соблюдать этапы исследования. Ученикам иногда неинтересно думать о постановке целей и планировании работы. Они загорелись идеей и побежали ее реализовывать. Учителю важно, чтобы ребенок не просто выполнил проект, но и научился делать это правилам, прикоснулся к научному мышлению. Поэтому учитель требует думать о цели исследования, задает проблемные вопросы.
Также он следит, чтобы ученик полностью спланировал работу: подумал о сроках, ресурсах, том, как он представит результаты на презентации.
Соблюдать правила оформления. Это требование одно из самых болезненных — особенно в начальной школе. Детям не так сложно придумать и выполнить проект, но тяжело его записать на бумаге, составить список литературы, написать введение и заключение. Ребенку бывает сложно понять, зачем это нужно. Главный аргумент — таковы правила научного мира, они действуют и для рефератов и для докторских диссертаций.
Укладываться в сроки. Учитель следит за ритмом исследования. Если ученик сделал проект за три дня, учитель проверит, все ли условия соблюдены. Если другой ученик долго раскачивается, учитель может напомнить ему о сроках сдачи, помочь с переходом от этапа к этапу. Детей иногда обижает, что их подгоняют, но учителю важно, чтобы каждый ребенок подошел к защите проектов с результатом.
Быть готовым на презентации. В начальных классах ученики готовы выполнять все требования к оформлению презентаций — они тщательно подбирают картинки, придумывают анимацию. В среднем звене ребятам это не всегда интересно: кто-то вкладывает в оформление всю душу, другой оставляет черные буквы на белом фоне.
КАК ЗАЩИТИТЬ ПРОЕКТ В ШКОЛЕ | как сделать крутецкое выступление | в любом классе
Учитель часто пытается загнать ребят в рамки, но в отличие от оформления работ на этапе презентаций это не нужно. Также не обязательно заставлять ребят учить текст защиты наизусть. Лучше, чтобы ребенок понимал суть работы и мог рассказать ее своими словами.
Как родитель может помочь?
Быть в курсе. Родитель должен быть в курсе исследовательской работы ребенка — особенно, если ребенок учится в начальной школе. Если родитель знает тему, этапы исследования, понимает требования учителя, то сможет помочь ребенка. Лучше не игнорировать проблемы ребенка — в следующий раз он не обратится с трудностями к родителю.
Контролировать, но не вмешиваться. Быть в курсе не значит вмешиваться в процесс. Ребенок имеет право на самостоятельность — именно для этого и нужна исследовательская работа. Можно проверять, как ребенок справляется со сроками, следует ли он инструкциям учителя, особенно это нужно в начальной школе. В среднем звене и дальше родитель становится еще одним источником информации — наравне с книгами и интернет-сайтами.
Защищать права ребенка. Требования учителя могут быть разными. Если учитель настойчиво предлагает ребенку неинтересную тему и не аргументирует это, можно вмешаться. Также можно вмешаться, если учитель ставит нереальные сроки: вряд ли можно сделать исследование за неделю, ведь есть и другие уроки с домашними заданиями.
Поддерживать на всех этапах морально и материально. Если ребенку понадобилось оборудование, поход в музей или встреча с интересным экспертом, родителю стоит помочь. Не обязательно покупать телескоп, но можно поискать людей, у которых он есть.
Быть внимательным читателем и слушателем. Ребенок почти всегда хочет показать работу родителю. Если, конечно, родитель каждый раз не игнорирует его просьбу. Даже если сначала кажется, что это скучно, уделите время. Думайте о том, что исследователем становится именно ваш ребенок.
Помощь может понадобиться и при оформлении работы: помогайте готовить макеты, внесите стилистические и грамматические правки, если сможете.
Подготовить к защите проектов и болеть. Помогите ребенку снять стресс перед выступлением. Если ему нужно тысячу раз репетировать — помогите. Если ребенку проще не думать о работе за день до защиты — не заставляйте. Если просит прийти и поболеть за него на защите — постарайтесь прийти сами, а не отправлять кого-то из неважных для ребенка родственников.
Если просит не приходить — примите его выбор и не надоедайте звонками и смс.
Поделитесь со всеми, кто учит детей
Источник: eduregion.ru
Программа внеурочной деятельности «Я-исследователь»
Рабочая программа курса внеурочной проектной деятельности «Я – исследователь» для учащихся 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
— программы курса «Я – исследователь» (1-4 классы), методических рекомендаций Савенкова А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2012г.;
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере внеурочной деятельности. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательных отношений (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Ценность программы курса внеурочной деятельности «Я – исследователь» заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Педагог, осуществляющий реализацию программы курса внеурочной деятельности «Я – исследователь», использует следующие образовательные технологии:
здоровьесберегающие технологии и др.
Актуальность данной программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности при получении основного и среднего общего образования, колледжах, техникумах, вузах, трудовой деятельности и т.д.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я – исследователь» позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель и задачи программы курса внеурочной деятельности «Я – исследователь» — создание условий для развития интеллектуально творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития; создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
формировать представление об исследовательском и проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска, работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;
формировать коммуникативные навыки учащихся (партнерское общение);
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.
Порядок действий при работе над проектом:
1. Знакомство с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Выполнение проекта складывается из трёх основных этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.
Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Достижению цели и задач программы курса внеурочной деятельности «Я – исследователь» будет способствовать выбор участников образовательных отношений на промежуточной аттестации учащихся 2-4 классов одной из приоритетных форм ее проведения – защита индивидуального/группового проекта (оценочный лист индивидуального проекта находится в приложении №1 ).
Программа курса внеурочной деятельности «Я – исследователь» рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа – во 2-4 классах.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
— положительное отношение к исследовательской деятельности;
— широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
— интерес к новому содержанию и новым способам познания;
— ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
— способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Учащийся получит возможность для формирования:
— внутренней позиции учащегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
— выраженной познавательной мотивации;
— устойчивого интереса к новым способам познания;
— адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
— морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
— принимать и сохранять учебную задачу;
— учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
— планировать свои действия;
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
— адекватно воспринимать оценку учителя;
— различать способ и результат действия;
— оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
— вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
— выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Учащийся получит возможность научиться:
— проявлять познавательную инициативу;
— самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
— преобразовывать практическую задачу в познавательную;
— самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи .
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
— осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;
— использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
— высказываться в устной и письменной формах;
— ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
— владеть основами смыслового чтения текста;
— анализировать объекты, выделять главное;
— осуществлять синтез (целое из частей);
— проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
— устанавливать причинно-следственные связи;
— строить рассуждения об объекте;
— обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
— подводить под понятие;
— оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
— видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Учащийся получит возможность научиться:
— осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
— фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
— осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
— оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
— использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
— допускать существование различных точек зрения;
— учитывать разные мнения, стремиться к координации;
— формулировать собственное мнение и позицию;
— договариваться, приходить к общему решению;
— соблюдать корректность в высказываниях;
— задавать вопросы по существу;
— использовать речь для регуляции своего действия;
— работать в паре, группе;
— контролировать действия партнера;
— владеть монологической и диалогической формами речи.
Учащийся получит возможность научиться:
— учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
— аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
— с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
— допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
— осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
— адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Программа курса внеурочной деятельности «Я – исследователь» предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс)
Второй уровень результатов (2-3 класс)
Третий уровень результатов (4 класс)
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации .
предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый «продукт»: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь, другие формы результатов проектной и исследовательской деятельности учащихся 1-4 классов:
графическое изображение собственных наблюдений за изменением какого-либо объекта, предмета, явления природы,
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся «Наука в школе»
В настоящее время в научной и педагогической среде активно развивается личностно-ориентированное обучение. Многие видят в нем реализацию индивидуального подхода через организацию и предъявление учебного материала разного уровня трудности (отсюда деление учеников на сильных, средних и слабых). Большинство авторов связывают личностно-ориентированное обучение с индивидуальностью ребенка, условиями ее становления, развитием и саморазвитием личности в условиях и под влиянием обучения.
Личностно-ориентированное обучение тесно связано с тем направлением психологии, которое предлагает строить обучение в соответствии с принципом «развивающей помощи».
Он состоит в том, чтобы не указывать человеку, что делать, не решать за него его проблемы, а дать ему осознать себя и разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтобы он сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них.
В традиционной школе проходит авторитарное, несвободное обучение, где процесс учения сводится к усвоению учебной программы и знаний, отобранных учителем. Следует ввести другой тип обучения, при котором школьники учатся в ходе свободной самостоятельной деятельности, на собственном опыте, в процессе дискуссий и принятия решений.
Целью обучения является развитие личности, ее самосознания, ее самореализация. Знания, школьная программа – средство развития. Чтобы создать такое обучение, необходимо следующее: сменить позицию учителя; создать атмосферу «свободы учения» в классе, использовать методы, стимулирующие активность ученика и его развитие. Позиция учителя – это позиция консультанта и во многом психотерапевта, осуществляющего «развивающую помощь».
Отечественный и зарубежный опыт уже неоднократно убеждал, что попытка формировать личность по установленной модели, пропуская учеников «стройными рядами» через определенный стандарт образования, может дать лишь образовательные и социальные суррогаты. Личностно-ориентированное образование не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций субъектов образовательного процесса.
Роль исследовательской работы в личностно-ориентированном подходе к обучению.
Важность и необходимость личностно-ориентированного подхода к обучению учащихся, особенно подросткового возраста, обуславливает тенденцию перехода от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения. Активные методы обучения, не только наполняют учебно-познавательный процесс новым смыслом, но и создают условия, при которых учащийся получает эффективные мотивационные стимулы, способствующие развитию его способностей, элементов творческой, познавательной активности, самостоятельности, т.е. проявлению позиции субъекта учебно-воспитательного процесса. Учитель, при этом, становится координатором, организатором деятельности обучаемого, помогает ему в овладении способами и приемами учебной деятельности, формирует навыки самооценки.
В условиях сокращения учебных часов методы, приемы и формы организации обучения должны идти по пути рационализации и возрастания эффективности процесса обучения, гарантированно обеспечивать планируемые результаты. В этих условиях внедрение в практику личностно-ориентированных педагогических технологий весьма своевременно. Одна из таких технологий – научно-исследовательская деятельность.
Модернизация образования предполагает приоритет подхода, когда на первое место выдвигается не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в различных ситуациях. Ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.
Желание познать мир появляется у человека с рождением. И цель взрослого человека – не погасить это желание, поддержать это желание, развивать это желание. Успех познавательной деятельности зависит от мотивации. Познание на принуждении – малоэффективная деятельность. Поэтому важно, чтобы ученик был заинтересован.
А познание картины окружающего мира через собственное исследование оценивается как неотъемлемая часть общего процесса познания.
Одной из составных частей профессиональной подготовки учителя является умение грамотно организовать исследовательскую работу со школьниками, привлечь их к изучению родного края, страны с целью развития исторического мышления, воспитания осознанного и грамотного отношения к обществу, человеку.
Именно научно-исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. В старших классах позволяет даже утвердиться в правильности выбора своей будущей специальности.
Итак, роль исследовательской деятельности многогранна:
- познавательная – стимуляция мыслительного процесса;
- развивающая – развитие интеллектуальных и творческих способностей детей;
- воспитательная – развитие коллективизма, упорства в достижении; результатов исследования, умения отстаивать свое мнение; практика публичных выступлений;
- дисциплинирующая – необходимость строгого выполнения всех методических приемов.
Учащихся к исследовательской деятельности привлекает любознательность, увлеченность, престижность. Задача учителя – обеспечить успех исследовательской работы. Основной своей задачей вижу выявление и воспитание одаренных детей, и стимулирование развития творчества школьников, создание условий для научно-исследовательской деятельности школьников, которое позволяет реализовать право на получение качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, реализовать их жизненные цели.
Организация исследовательской деятельности
К любой научно-исследовательской деятельности предъявляются определенные требования.
Исследовательская работа совсем не обязательно должна быть экспериментальной, это может быть и работа только с литературными источниками. Тогда что же считается исследованием? Вкратце можно сказать, что в результате исследовательской деятельности должно появиться новое знание. При этом неважно, в результате какой исследовательской деятельности это новое получено. В этом отличие исследования от реферата.
К учебно-исследовательской работе учащихся относятся и самостоятельные и практические работы учащихся, опыты, наблюдения, творческие работы-исследования практического характера; подготовка сообщений по отдельным темам и т.д., т.е. каждый урок, на котором ученик познает, что-то новое, можно назвать исследовательской деятельностью. Особую роль в развитии учащихся играют учебные исследовательские проекты. Из перечисленных видов исследовательской деятельности видно, что работа может быть как кратковременной, так и долговременной.
Исследовательская деятельность, как и любая другая деятельность, состоит из нескольких этапов:
Приобщение к научно-исследовательской работе начинается с мотивации.
Именно на этой стадии обучающийся должен увидеть вполне конкретные выгоды. Обычно учащиеся впервые сталкиваются с научными исследованиями, и абстрактные обещания здесь неуместны. Очень важно наряду с моральными увидеть и понятные материальные стимулы, например, получения преимуществ при поступлении в выбранный ВУЗ.
Выбор темы исследования
- интеграцию наук и различных областей практической деятельности, актуальность выбранной темы,
- практическую ориентацию целей, задач и содержания работы,
- предметно-объектный принцип исследования,
- хронологические рамки,
- методологическую основу,
- практическую значимость результатов работы.
Это наиболее сложный этап. Здесь всё определяется специализацией, кругозором. Основные требования – новизна, практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершённость будущей работы. Объём исследований должен быть такой, чтобы обучающийся или детский творческий коллектив завершил их в сроки, ограниченные одним, максимум двумя годами. Конечно, на конференции могут быть представлены и промежуточные результаты работы, однако их ценность значительно ниже
Исследовательская работа
Сама исследовательская работа в свою очередь, тоже состоит из нескольких этапов:
- подготовительный этап, выработка целей и задач работы.
На этом этапе научный руководитель сначала фиксирует достигнутый настоящий уровень знаний – состояние вопроса (в терминах предположительно «есть») и желаемую конкретную цель («требуется» или «надо»). Под «есть» скрываются конкретные факты и теории о современном «культурном слое», обращением к которому в форме реферата учащиеся фиксируют достигнутый уровень в узкой области человеческих знаний. Это обеспечивает поступательный переход к следующему этапу;
- ознакомление с литературой.
Особенно важно, чтобы дети самостоятельно ознакомились и составили обзор литературных данных и сформировали подробную и цельную картину состояния предмета и будущих исследований;
- проведение исследований.
Исследования по предметам истории и обществознания подразумевают работу с опубликованными в литературе данными. В отличие от классических схем исследования в НИИ здесь очень ограниченные материальные возможности и временные ресурсы. А следовательно, главная цель даже не научить, а лишь ознакомить учащихся с методикой проведения исследовательских работ;
- обработка результатов, формирование выводов, оценка перспективы дальнейшей разработки проблемы.
Отчетно-презентационный этап.
Заключительный этап, когда происходит оформление работы и ее презентации. Некоторые научные руководители считают, что достаточно выучить подготовленный текст доклада, и успех на конференции обеспечен. Но это не так. Часто приходится наблюдать, как серьёзные по содержанию работы не попадают в пятёрку лучших из-за того, что не представляются должным образом.
Основную причину мы видим в том, что дети оказались психологически не готовы к борьбе и победе. Считаем очень полезным предварительное представление исследовательской работы сначала в узком творческом коллективе, а затем в расширенной аудитории школьной научно-практической конференции. Этот этап не просто тренировка, а своего рода рекламная кампания, программирование авторов работы на успех – они должны быть уверены в предстоящей победе на конференции.
Существуют причины снижения творческой активности человека:
- Эмоциональные – страх ошибиться, выглядеть смешным, осуждения остальными сотрудниками, быть некомпетентным.
- Профессиональные – неопытность, соперничество, наличие слишком категоричных суждений, отсутствие альтернативных вариантов, узкоспециальные знания.
- Причины восприятия – односторонность мышления, отсутствие соответствующего интеллектуального уровня.
- Личностные – чувствительность, лень, самомнение, эгоизм, консерватизм.
Творческие способности могут заглушаться, когда: отсутствуют четко определенные цели; имеется подмена целей; проявляется боязнь поражения; появляется страх перед успехом; существует боязнь перемен; ярко выражено стремление к безопасности и др.
Возникают также трудности при написании научно- исследовательских работ. Слабое владение методологией научного исследования, недостаток методической, научной, психолого-педагогической, специальной литературы; большая загруженность учащихся, отсутствие времени.
И здесь педагогу важно вовремя выявить признаки снижения творческой активности и помочь обучающемуся иногда в тандеме с педагогом — психологом. В каких-то ситуациях советом, наставлением, в каких-то литературой и т.п. Главное, не терять связь с ребенком, постоянно, на всех этапах работы «вести» его.
Одной из самых важных является проблема привлечения учащихся к занятию научно-исследовательской деятельностью.
Здесь в полной мере необходимо проявить педагогический талант руководителя, чтобы, используя индивидуальный подход к учащимся, создать атмосферу заинтересованности среди школьников. Для решения всех этих проблем представляется перспективным введение факультативного курса научно-исследовательской деятельности.
Научно-исследовательская деятельность школьников – это эффективный инструмент развития их творческих способностей, умений и навыков, повышения их мотивации к изучению преподаваемых наук, а также для межпредметной поддержки курсов целого ряда школьных дисциплин.
Практически с начала своей профессиональной деятельности я занимаюсь с детьми в этом направлении. Была руководителем научного общества. Дети под моим началом регулярно участвуют в научно-практических конференциях. В Норильске работаю сравнительно недавно, но стараюсь продолжать обучать правилам научно-исследовательской деятельности и своих «новых» детей. В своей работе с ними руководствуюсь изложенными выше принципами.
В этом учебном году, обучающаяся 10 класса Евгения писала под моим руководством научно-исследовательскую работу на тему: «Развитие системы здравоохранения СССР в 1940-1991гг.», которая была представлена на городской научно-практической конференции школьников «Юность и наука – третье тысячелетие». Вместе с учащейся нами был выбран темп научно-исследовательской работы, мы уяснили сущность научной проблемы, уточнили параметры темы, мной были даны рекомендации по литературе и структуре работы.
В течение нескольких дополнительных занятий у Евгении сформировалось четкое представление об изучаемой проблеме, собственная точка зрения на данную проблему. Затем она обсудила со мной библиографический обзор и собственную концепцию. Трудилась Женя над ней тщательно, к вопросу подошла очень серьезно.
Конечно, на разных этапах ее деятельности возникали проблемы и трудности (страх, загруженность, неверие в собственные силы), которые мы старались преодолеть, и в первую очередь, Евгения. Данная работа была выполнена на стыке истории и медицины и имеет самостоятельное значение для преподавания истории в школе. Работа оказалась настолько хороша, что рецензент высказал сомнения, что она написана ученицей и это, пускай маленькая, но победа. Призовых мест мы не заняли, однако в следующем году Женя вновь будет пробовать свои силы.
С обучающимися 9 классов уже начали разработку новых работ, которые будут представлены в следующем году. Темы весьма разнообразны. Екатерина пишет о толерантности, Мария о современных тенденциях развития молодежи. Евгения изучает историю родного края.
В заключение хотелось бы дать несколько универсальных советов учителям для работы с детьми в этом направлении.
Несомненно, основное требование к учителям ребенка – безусловное понимание и уважение к его личности. Главная задача педагога привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Учителю всегда следует помнить, дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от учителя больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика.
Список используемой литературы
- Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. 2000. №3. С. 136-138.
- Исследовательская работа как элемент личностно-ориентированного подхода в обучении. http://www.allbest.ru
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1972, с. 47–56.
- Лопатина М.А. Работа с одаренными учащимися // «Завуч», 1999, №6, с. 70–72.
- Орехова И. В. Научно-исследовательская работа – фактор повышения качества знаний обучающихся.
Источник: www.uchportal.ru