Исследовательская программа ориентированная на признание ведущей роли техники в развитии общества

от греч. искусство, мастерство,и учение) – социально-философская концепция, рассматривающая технику и технологию как фундамент целостности общества и главный фактор его развития. Технологический детерминизм абсолютизирует социокультурные функции техники и технологии, не видит их зависимости от экономических, социальнополитических и других общественных отношений, которые придают определенную направленность и смысл научно-техническому развитию. В рамках технологического детерминизма формулируются концепции постиндустриального (технотронного) общества.

Смотреть что такое ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ в других словарях:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ — теоретико-методологическая установка в философских и социологических концепциях, исходящая из решающей роли техники и тех. смотреть

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

теоретико-методологическая установка в философских и социологических концепциях, исходящая из решающей роли техники и технологии в развитии социально-экономических структур. Возник в 1920-х в связи с бурными успехами в развитии науки и техники, нарастающей эффективностью их массового применения в развитии производства.

Практики к программе «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» | Вебинары Воспитатели России

В работах Веблена эта установка нашла реализацию в доктрине, согласно которой решающая роль не только в развитии экономики, но и в принятии управленческих решений в области политики должна принадлежать менеджерам (идея так называемой *революции управляющих*). Ее влияние явственно проявилось в теории стадий роста, выдвинутой в 1960-х Ростоу , в концепциях индустриального (Арон , Гэлбрейт , А. Берли и др.), постиндустриального (Белл , Ж. Фурастье и др.), технотронного (З.

Бжезинский), программированного (Турен ), информационного (Е. Масуда) общества, *третьей волны* (Тоффлер ). Приверженцы Т.Д. считают, что основной детерминантой социально-экономических и иных изменений в обществе являются более или менее крупные сдвиги в технике и технологической системе производства.

Однако слово *технология* означает *не столько машины и инструменты, сколько то представление о мире, которое руководит нашим восприятием всего существующего* (Дж.П. Грант).

Согласно Тоффлеру, в сложной архитектонике общества и его динамике решающая роль принадлежит *техносфере*, которая производит и распределяет блага и в соответствии с изменениями в которой изменяются социои инфосферы, в свою очередь влияющие на сферу власти и психосферу. Таким образом на новейшей стадии своего развития Т.Д. выходит за узкие рамки техницизма и стремится соотнести категорию *технология* с ключевыми понятиями философской рефлексии цивилизация, культура, прогресс, ценности, идентификация.

Однако резкое расширение философского контекста теоретических экспликаций техники и технологии привело к существенной дифференциации точек зрения на сущность, значимость и роль технологических детерминант социально-экономического и социокультурного развития. Наряду с техницистской традицией и в противовес ей современная философская и социологическая мысль выдвинула антитехницистскую линию.

Воспитание и социализация обучающихся в условиях реализации ФГОС

Маркузе , Адорно , Эллюль , Хоркхаймер и др. акцентируют внимание на негативных последствиях чрезмерного увлечения человека могуществом техники. Они связывают феномен техники со всеобщей рационализацией мира и интерпретируют этот феномен как самую опасную для человека форму детерминизма. Техника, считает Эллюль, превращает средства в цель, стандартизирует поведение, интересы, склонности людей, превращая тем самым человека в объект бездуховных *калькуляций и манипуляций*. С его точки зрения, необходимо преодолеть узкие рамки Т.Д. и задуматься о возможной поливариантности социального развития, имея в виду, что в любом из вариантов философствования на эту тему необходимо исходить из идеи гуманизации техники и полной переориентации позитивных потенций последней в целях освобождения человека от всех форм социальной зависимости. также: Техника. Е.М. Бабосов. смотреть

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

греч. techne — искусство, мастерство, logos — учение, слово) — распространенная на Западе философская концепция, согласно к-рой технические средства производства, т. е. машины, механизмы, компьютеры, роботы и т. д., а также научно обоснованные технологические знания представляют собой решающий фактор, однозначно определяющий все стороны общественной жизни1 характер и направление социального развития. В рамках Т. д. выделяются два крайних течения: технологический эвдемонизм (от греч. evdaimo-nia—счастье, блаженство), считающий, что прогресс в технике и технологии автоматически устраняет социальные противоречия и антагонизмы, неравномерное распределение богатства, культуры, а также технологический алармизм (от фр. alarmiste — тревога, беспокойство), видящий лишь негативные последствия этого прогресса: усиление социально-экономических противоречий, рост насилия над личностью. дегуманизацию общественной жизни и др.

Читайте также:
Как скачивать видео с инстаграмма на Айфон в фотопленку программа

Т. д. во всех его проявлениях представляет собой неадекватную реакцию на совр. научно-техническую революцию. Он не учитывает, что техника и технология приводят к разным последствиям в различных социально экономических системах на различных стадиях их исторического развития.

В противоположность Т. д. исторический материализм считает технику и технологию элементами производительных сил, гл. из к-рых является человек. Именно в этом качестве материальные средства производства и соответствующие знания входят в структуру способа производства и оказывают влияние на функционирование и развитие об-ва в единстве и взаимодействии с производственными отношениями. Т. обр., технико-технологический фактор не определяет прямо и однозначно социально-исторический процесс, но, играя важную роль в материальной структуре об-ва, приводит к различным последствиям в различных общественно-экономических системах на конкретно-исторических стадиях их бытия. В качестве рецидивов ложного мышления Т. д. может проявляться и при социализме. Борьба против Т. д. предполагает утверждение гуманистической “шкалы ценностей”, характерных для социалистического об-ва: приоритет социальных и человеческих целей и пр. . смотреть

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

методологическая позиция, исходящая из признания определяющей роли техники в общественном развитии. Считается, что техника развивается по своим, не зависящим от человека, законам (подобно природе) и определяет развитие социальной и культурной жизни. Т.е., социальное признается производным от техники.

В отношении человека к технике на этом методологическом фундаменте выделяются две противоположные позиции: техницизм – вера в безусловную благотворность развития техники для человека и человечества и антитехницизм — недоверие, страх перед непредсказуемыми последствиями новых технологий. Техницизм – это утопия эпохи индустриализма, подчинившая жизнь общества интересам постоянного технико-экономического обновления и узаконившая неконтролируемую эксплуатацию природы. Он господствовал с 19 до второй половины 20 века и привел человечество к ситуации глобального технологического риска. На основе тезницизма возникла идея технократии — особого типа власти, основанного на знании, на замене политических решений решениями техническими, а политиков – техническими специалистами из числа управленцев высшего уровня. Антитехницизм, доминирующий в конце 20 века, исходит из той же позиции независимого от человека, автономного развития техники, видя, однако, в нем неизбежную для человека опасность. Человеку остается позиция либо радикальной враждебности к технике, либо подчинения ей и стоического терпения. . смотреть

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

(technological determinism) — предположение, согласно которому технология и автономна, и имеет определяющее влияние на общество. Технология рассматривается как политическая и независимая переменная в социальном изменении.

Это предположение критикуется за игнорирование социальных процессов и выборов, которые стимулируют использование технологии и разнообразие возможных социальных механизмов, сосуществующих с различными типами технологии. Известная фраза Маркса — *ручная мельница дает вам общество с феодальным лордом, паровая мельница — общество с промышленными капиталистами* — иногда используется (по ошибке) в качестве примера технологического детерминизма.

Маркс, однако, считал технологию тесно связанной с социальными производственными отношениями (ср. Исторический материализм). Технологический детерминизм ассоциируется с неоэволюционными теориями, которые отдают предпочтение технологии в анализе социального изменения (см. Неоэвдлюционизм; Постиндустриальное общество; Конвергенция), и с эмпирическими исследованиями в социологии труда, которые описывают *воздействие* технологии. См. также Культурное запаздывание. смотреть

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

TECHNOLOGICAL DETERMINISM) Концепция, согласно которой социальное изменение порождается изменениями в производственной технологии (например, такими, как изобретение паровой тяги). В этом свете промышленная революция предстает как совокупность таких технических нововведений. Большинство социологов считает, что эта концепция вводит в заблуждение, поскольку она игнорирует социальные изменения, которые являются необходимым условием появления и применения технических новшеств. Данная идея использовалась также в рамках социологических исследований работы. Для индустриальных социологов характерными в прошлом были утверждения о том, что производственная технология детерминирует другие феномены (например, удовлетворенность работой, социальную организацию предприятия, «воинственность» индустриальных рабочих), но в настоящее время такого рода подход является дискредитированным. См. также: Индустриальное общество; Маркс; Социотехнические системы. . смотреть

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

предположение, согласно которому технология и автономна, и имеет определяющее влияние на общество. Технология рассматривается как политическая и независимая переменная в социальном изменении. Это предположение критикуется за игнорирование социальных процессов и выборов, которые стимулируют использование технологии и разнообразие возможных социальных механизмов, сосуществующих с различными типами технологии. Известная фраза Маркса – *ручная мельница дает вам общество с феодальным лордом, паровая мельница – общество с промышленными капиталистами* – иногда используется (по ошибке) в качестве примера технологического детерминизма. Маркс, однако, считал технологию тесно связанной с социальными производственными отношениями. Технологический детерминизм ассоциируется с неоэволюционными теориями, которые отдают предпочтение технологии в анализе социального изменения. смотреть

Читайте также:
Что такое программа инфин

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

предположение, согласно которому технология и автономна, и имеет определяющее влияние на общество. Технология рассматривается как политическая и независимая переменная в социальном изменении. Это предположение критикуется за игнорирование социальных процессов и выборов, которые стимулируют использование технологии и разнообразие возможных социальных механизмов, сосуществующих с различными типами технологии. . смотреть

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

(гр. – искусное мастерство) – чрезмерное увеличение удельного веса естественно-научной подготовки учащихся. Сторонники технологического детерминизма к «подлинным» наукам относят математику и естествознание, остальные науки они считаю мифологическими. Технологическая эйфория сегодня прошла, ибо НТП обострил потребность в гуманизации образования. смотреть

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ, представление, по которому уровень развития техники определяет тип общества, его социальную структуру, уровень потребления и т. д.

. смотреть

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ — представление, по которому уровень развития техники определяет тип общества, его социальную структуру, уровень потребления и т. д.
. смотреть

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ , представление, по которому уровень развития техники определяет тип общества, его социальную структуру, уровень потребления и т. д. смотреть

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ, представление, по которому уровень развития техники определяет тип общества, его социальную структуру, уровень потребления и т. д. смотреть

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

— представление, по которому уровень развитиятехники определяет тип общества, его социальную структуру, уровеньпотребления и т. д.

Источник: filosofiya-nauki-i-tehniki.slovaronline.com

Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук: натуралистическая и культур-центристская.

Под научной (исследовательской) программой в философии науки понимается философская характеристика предмета, метода и основных принципов познания в определенной области научного знания. В области социально-гуманитарного знания понятия научной программы и парадигмы предельно сближаются по своему содержанию и могут рассматриваться как тождественные. В этом отношении научная программа отличается как от философского направления, так и от конкретных научных теорий, объясняющих лишь часть фактов в данной предметной области.

Спецификой СГН является их мультипарадигматичность, т.е. одновременное наличие в них многих парадигм. В них присутствуют:

  • натуралистическая парадигма общества;
  • антинатуралистическая (культурцентрическая) парадигма общества;
  • диалектическая парадигма общества – общество понимается как бифуркационно-детерминированная система, обусловленная системой факторов (экономических, социально-политических, духовных и др.), каждый из которых может играть свою роль в единой системе; оно рассматривается с синергетических позиций.

Научно-исследовательские программы чаще всего базируются на позитивистской или антипозитивистской философии.

Позитивизм (Конт, Поппер) сформулировал следующие принципы организации СГ познания: соц явления подчиняются общим законам мира; соц теории должны быть верифицированы и свободны от идеологии, соц факты должны быть количественно измерены.

Антипозитивизм (Дильтей, Вебер): об-во отличается от природы и обладает значительной спецификой; методы соц познания отличаются от методов естественнонаучного познания; цель СГ познания — понимание смысла соц действий человека.

Натуралистическая исследовательская программа в социально-гуманитарных науках формировалась под влиянием естествознания и строится, во-первых, на признании тождества их предметов или принципиального единства их методов. Согласно ему, социальные факты объективны в той же мере, как и материальные вещи, из чего следует:

— возможность применить процедуру их подведения под «охватывающий закон», а также структурно-функциональный (системный) анализ;

— ориентация на проникновение, прежде всего, в сущность социальных явлений и процессов.

Убежденность в том, что, опираясь на рационализм, можно раскрыть глубинную, устойчивую внутреннюю основу любого социального объекта, лежала в основе поиска экономистами фундаментального экономического отношения, историками — основного фактора исторического развития, юристами — центральной идеи права, философами, социологами и психологами — рациональной сущности общества и человека.

Второй особенностью натурализма в обществознании является использование объяснения, прежде всего причинного, как универсального познавательного приема. В этом случае, как и в науках о природе, «одно сущее в своем фактическом проявлении объясняется из другого сущего», а дедуктивный метод оказывается основным в мышлении исследователя. Если из общих посылок можно вывести множество частных следствий, объясняющих конкретные социальные явления, то столь же характерна для натурализма обратная операция: стремление к редукции всего многообразия социальной или человеческой реальности к одному основанию (биологическому или географическому, механическому или органическому).

Возникнув в XVII—XVIII вв., натурализм достиг своего расцвета в обществознании XIX века. Испытав на рубеже XIX—XX вв. серьезный кризис, вызванный появлением конкурирующей культуро-центристской исследовательской программы, натурализм, тем не менее, переживает новый подъем. Этому способствуют: а) развитие НТР и распространение технократического стиля мышления; б) глобальные проблемы цивилизации, в том числе экологическая, решение которых невозможно без ориентации на учет законов и тенденций развития природы; в) ускорение темпов социальных изменений, объективная логика которых ведет социум по пути глобализации, порождает новые риски.

Читайте также:
Техническое задание на программу испытаний

Антинатуралистическая (культуроцентристская) исследовательская программа в социально-гуманитарных науках сформировалась на рубеже XIX—XX вв., когда наряду с физической и психической действительностью философы стали выделять особую онтологическую реальность — культуру. Прежде культура понималась как деятельность, как правило, творческая, направленная на реализацию природной сущности человека. Теперь культура стала рассматриваться «как формирование человека и общественных связей, как продукт истории и сама история, как самоосуществление человека, в ходе которого меняется его собственная природа». Такое изменение взгляда на культуру получало все большее распространение по мере того, как в ходе прогресса цивилизации природа все больше подвергается антропогенному воздействию и становится элементом человеческой среды.

Источник: studfile.net

Роль науки и техники в развитии современного общества

Наука и техника – это составные компоненты экономического роста и развития государства. Они выступают двигателями прогресса, ориентирами социально-экономического развития современного общества.

Развитие науки и техники также является неминуемым процессом, имеющим двоякий характер: с одной стороны – развитие и прогресс, а с другой — нанесение вреда экологии, угроза всей планете. При этом роль науки и техники в жизни человека и общества в различные периоды цивилизационного развития была разной.

Функциональная роль науки в развитии современного общества

Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами и не только. Научные методы управления являются необходимым условием эффективного функционирования различных сфер и областей деятельности. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях научно-технического прогресса и текущего перехода национальных экономик на информатизацию всех процессов. Выяснение закономерностей научного познания требует проведения анализа его социальной обусловленности и определения параметров взаимодействия с различными аспектами духовной и материальной культуры.

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Функциональная роль науки в развитии современного общества определяется выполнением наукой следующих основных функций:

«Роль науки и техники в развитии современного общества»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Таким образом, наука выступает культурным феноменом и занимает исключительно важное место в сферах материального и духовного производства.

В настоящее время наука представляет собой социальный институт. Она функционирует, при поддержании связи и взаимодействия с властными и идеологическими структурами, системой образования и сферой производства. наука проникает в сферу государственного управления, в сферу промышленности, в бизнес-процессы и, даже, политику. Политические устои, основы, также, имеют научный фундамент. Наука оказывает растущее воздействие на образование, нравственность, религию, правовое регулирование. Научное знание стремительно расширяет свое мировоззренческое значение.

Роль техники в развитии общества

Техника, наряду с наукой, является основой жизненного пространства современного человека, неотъемлемой частью его существования в окружающем мире. Если рассматривать ее значение с позиции философской науки, то она представляет собой отражение положения человека в универсуме. Значение техники, как и значение науки является различным в разные временные периоды, на разных этапах социально-экономического развития.

В отличие от науки, техника направляет свое основное воздействие на производственную сферу. При этом, развитие техники возможно, только, благодаря развитию науки. Они идут в параллели друг с другом.

Роль техники на современном этапе развития общества сводится к следующим проявлениям:

  1. Повышение силы воздействия человеческого мира на природный. Наблюдается активное вмешательство человека в природную среду, что, зачастую, носит негативный характер, поскольку, меняется ее состояние, показатели и ресурсное обеспечение.
  2. Сфера опредмечивания, реального практического воплощения научных разработок. Именно техника является основой воплощения научных теорий и использования науки в качестве производственной силы, ориентированной на рост, развитие и прогресс.
  3. Техника составляет ядро техногенной цивилизации. Техника пережила множество этапов своего развития и обрела невиданную мощь в силу формирования техносферы, которая меняет социальный облик и тенденции социального развития современного мира.
  4. Обеспечение роста производственных возможностей путем снижения ресурсных затрат на реализацию производственного цикла.
  5. Оказание разнородного воздействия на все сферы жизни общества.
  6. Изменение облика и функциональной роли человеческого труда.

Источник: spravochnick.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru