Методы исторического исследования – это специальные, применяемые в истории приемы научного исследования.
Методология истории
Традиционно методы исторического исследования делятся на две группы:
- общие научные методы,
- специальные исторические методы.
Однако подобное деление условно. Например, «исторический» метод используется также представителями различных общественных и естественных наук.
Задача общей методологии научного познания – создать систему общих принципов, применимых при решении поставленных задач. Поэтому писать о методологических приемах труднее, чем о конкретных методах источниковедческого анализа или сбора материала.
Методология – не набор жестких технических правил и процедур, а скорее совокупность общих идей и принципов, которая не может быть освоена тем же способом, как конкретные методы. В Дж. Тош писал:
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
19. Методы исторического исследования Ч.1
«правила исследования нельзя свести к одной формуле, а конкретные процедуры варьируются в зависимости от характера источника».
Необходимо иметь в виду, что выдающиеся ученые нередко используют сразу несколько методов, или даже систему методов, поэтому не всегда сразу можно понять, что к какому методу относится.
Впервые вопросы общей методологии истории сформулировал Иоганн Дройзен в специальном курсе лекций в 1857 году. Однако поднятые историком проблемы не представлялись актуальными: считалось, что история не имеет собственной методологической специфики. Значение в создании исторической дисциплины приобрели труды российских историков: В.О. Ключевского, Н.И. Кареева, Р.Ю.
Виппера, Д.М. Петрушевского, Е.В. Тарле, А.Н. Савина, А.С. Лаппо-Данилевского. В 1917 году традиция отечественной исторической методологии была прервана революцией, открывшей эпоху насаждения марксизма. В 1950-х годах появилось поколение специалистов (А.И. Данилов, М.А. Барг, А.Я. Гуревич), доказывающих, что исторический материализм не может заменить специальные методы исторической науки.
В1990-х годах российская наука открыла для себя все многообразие методологического опыта.
«Методы исторических исследований»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
В современной исторической науке используются методы, общие для гуманитарных наук, и специальные, характерные для изучения истории.
Специальные методы исторической науки
Сравнительно-исторический методпозволяет делать исторические сравнения и выявлять сходства и различия в развитии регионов, или устанавливать качественные изменения разных этапов развития в одном историческом процессе. Метод не может использоваться в отрыве от конкретно-исторического, т. е. идиографического метода, предполагающего подробное описание всех рассматриваемых феноменов.
Метод логического анализапозволяет анализировать многослойные и противоречивые исторические процессы. Логический анализ реализуется в последовательности от исследования единичных событий через исследование фактов в определенной тематической или хронологической рамке к теоретическому обобщению в виде исторического синтеза.
Станислав Дробышевский. Уникальная программа «Общая история» и курс «История первобытного общества»
Проблемно-хронологический методпредполагает разбитие исторического материала на несколько узких проблем, которые изучаются в хронологической последовательности.
Ретроспективный метод заключается в изучении исторического процесса от современного состояния через возвратную реконструкцию событий и явлений к прошлому.
Историко-генетический метод заключается в анализе зарождения и развития изучаемого явления.
Историко-типологический метод связан с классификацией изучаемых явлений для облегчения анализа.
«Школа Анналов»
Современное разнообразие методов исторической науки связано с современным пониманием предмета исторической науки. В ХХ веке главным объектом истории стали не абстрактный мировой дух или прогресс средств производства, а межчеловеческие отношения и социальные группы. В основе «социальной истории» лежит наследие французского научно-исторического движения «Анналов» – от названия журнала «Анналы экономической и социальной истории», – основателями которого были историки Л. Февр (1878–1956) и М. Блок (1886–1944).
Анналисты критиковали «событийную» историографию, характерную для позитивизма, которая, по словам Блока, застряла «в эмбриональной форме повествования». Они полагали, что история призвана не описывать события, а выдвигать научные гипотезы и разрешать проблемы. Основную задачу истории Блок и Февр видели в создании «тотальной» истории, охватывающей все стороны человеческой жизни. Решение этой задачи предполагало контакт и взаимодействие с другими науками, прежде всего – науками о человеке.
Определение 2
Люсьен Февр — известный французский историк (22 июля 1878 — 11 сентября 1956).
Стремясь к созданию всеобъемлющей истории, Блок и Февр не придерживались однородных объяснений исторического процесса. В их объяснении на первый план выступали географическая среда и рост численности населения, развитие экономики и техники, коллективное сознание – ментальность.
Нередко ментальность представала ведущим началом, поскольку явления общественной жизни осуществляются, проходя через сознание человека и субъективную психологическую мотивацию, а историю Февр и Блок понимали как «науку о людях» – «единственных подлинных объектах истории». В полемике с позитивистами основатели «Анналов» доказывали, что материал источников и удостоверяемые ими факты являются результатом творческой деятельности ученого, отбора, зависящего от поставленной проблемы и выдвинутой гипотезы. Историк «создает материал для работы», постоянно «конструирует» объект изучения, отбирая и группируя необходимые источники. Отсюда Блок и Февр сделали релятивистские выводы, утверждая, что исторические факты не существуют отдельно от историка, они «изобретены» историками.
Определение 3
Марк Блок — французский историк (6 июля 1886 — 16 июня 1944).
Сегодня «школа Анналов» представлена спектром ряда историографических течений, таких как историческая демография, новая социальная история, новая экономическая история, история повседневности, история ментальностей, микроистория, рядом узких направлений – история детства, женщин, питания, старости, тела, болезней, сна, смерти, жестов и т.д.
Таким образом, в ХХ веке расширился предмет истории. Его расширение вызывает к жизни сближение с другими науками и распространение междисциплинарного подхода к ряду научных проблем. Данная тенденция имеет и некоторые опасные свойства: теряя свое «проблемное поле» история теряет устойчивость и целостность внутренних профессиональных связей.
Источник: spravochnick.ru
Особенности выполнения исторических исследований и их оформления в НИР
История – одна из самых обширных и интереснейших научных областей, постоянно пополняемая новыми артефактами и тенденциями, обстоятельствами и веяниями. Поэтому выполнение всевозможных исследований в рамках данной области остаются всегда актуальными. НИР по истории позволяют разобраться в политических археологических, общественных, государственных и иных веяниях, оценить происходящие перемены и их характер, определить вероятные пути дальнейшего развития. Сегодня мы расскажем о правилах проведения исторических изысканий и их оформлении.
История – одна из самых обширных и интереснейших научных областей, постоянно пополняемая новыми артефактами и тенденциями, обстоятельствами и веяниями. Поэтому выполнение всевозможных исследований в рамках данной области остаются всегда актуальными. НИР по истории позволяют разобраться в политических археологических, общественных, государственных и иных веяниях, оценить происходящие перемены и их характер, определить вероятные пути дальнейшего развития. Сегодня мы расскажем о правилах проведения исторических изысканий и их оформлении.
Общая характеристика исторических НИР
Научные работы по истории – это особый жанр, требующий не просто разборчивости, но и проявления особого интереса, увлеченности по отношению к выбранной теме. Изобрести что-то новое в данном сегменте студентам бывает трудно. Поэтому одной из специфических черт исследований данного плана выступает преимущественно гуманитарный или исследовательский характер.
Вторым и не менее важным отличительным моментом исторических НИР выступает использование общенаучных и специфических приемов: от банального сбора информации до проведения полевых работ и изучения местности.
Познать историю полностью, пожалуй, невозможно, так как она постоянно развивается, пополняется новыми деяниями и фактами. Поэтому каждая тема фактически остается актуальной навсегда и с течением времени периодически о себе напоминает, проявляется. Более того, некоторые моменты из прошлого до сих пор не могут быть восстановлены в точности. Поэтому выполнение любых проектов здесь предполагает сначала изучение темы в ретроспективном ракурсе (прошлое), а затем с оценкой современного положения дел, достигнутых успехов и результатов.
Несмотря на всеобъемлющий характер и глубину исторических исследований, в каждом из них автор изучает актуальную проблему, выдвигая потенциальное решение и проверяя его состоятельность.
Выполнение исторических исследований у студентов вызывает немало сомнений и сложностей:
- Масштабы и границы исследования. Здесь важно определить временной период по теме и конкретное событие или явление, местность или факт, подвергающийся изучению;
- Объект исследования: что именно необходимо исследовать и какие источники информации потребуются для этого;
- Методология исследования. Выбор приемов и инструментов для реализации исторических НИР зависит от характера темы и возможностей автора;
- Провести практическое исследование бывает крайне трудно и сложно, а ввиду слабой освещенности или слабой подготовки оценить современные тенденции получается необъективно;
- Выделение основополагающих событий и фактов. Далеко не всегда бывает легко понять, какое именно движение или явление оказало наиболее существенное влияние на ход событий. Поэтому приходится кратко и емко обозревать все действия с констатацией полученных итогов, их эффективности. Из-за данного нюанса нередко возникают проблемы с объемом изыскания (чрезмерный).
Студенческие НИР по истории чаще всего носят аналитический или исследовательский характер, позволяя сопоставить более ранние и текущие правила, веяния, определить перемены и их характер, предположить дальнейший ход событий.
Чаще всего темы исторических исследований затрагивают вопросы общественной жизни, политического и государственного устройства, правопорядка, предметов старины и искусства и пр.
Нужна помощь преподавателя?
Методы исследования истории
Для курсовых и дипломных работ, посвящённых истории, нужна своя методологическая база. Чтобы правильно её составить, необходимо знать, какие методы используются в исторических исследованиях.
Вот об этом и поговорим в статье. В ней мы разберёмся в методах исторического исследования и их характеристиках. А также расскажем, как их использовать в своей курсовой или дипломной работе.
А чтобы всегда быть в курсе последних новостей, подписывайтесь на наш информационный канал в Telegram. И не забывайте следить за специальными акциями и скидками.
Нужна помощь?
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Методы исследования истории
Каждая научная дисциплина использует определённый набор способов и методик, позволяющих изучать различные вопросы. Не исключение и историческая наука. Студенты вузов, аспиранты и кандидаты заявляют тему работы, определяются с предметом и объектом исследования, ставят цели и задачи и, в соответствии с ними, подбирают комплекс методов.
Научный метод — это определённая технология или методика, в рамках которой организуется и проводится научное исследование. Каждый метод обладает особыми приёмами и правилами, которых необходимо придерживаться в процессе изучения основного материала и работы над ним.
Как правило, исследователи могут выбирать методы, относящиеся к трём категориям:
- Универсальные, или общие — это методы, которые могут применяться в любой науке. К ним относятся анализ, синтез, обобщение, сравнение, метод гипотез и аналогий, дедукция и индукция, а также другие.
- Общенаучные — это методы, позволяющие изучать отдельные стороны процессов или фактов в научной дисциплине. Например, эксперимент, наблюдение, различные виды измерений, моделирование.
- Специальные — это методы, адаптированные под нужды и потребности конкретной науки. Так, к методам исторического исследования относятся хронологический, историко-сравнительный и так далее.