Исследовательская программа диссертации что это такое

Результаты исследования диссертации

Диссертация — научно-исследовательская работа, имеющая квалификационный характер, подготовленная для публичной защиты и получения ученой степени. Диссертация — особый научный и литературно-творческий жанр. Как результат научного исследования она должна отвечать ряду квалификационных требований.

Методы исследования в магистерской диссертации

  • поиска,
  • получения,
  • обоснования,
  • презентации результатов диссертации.

Что такое гипотеза исследования в диссертации

В большинстве отраслей науки существует устойчивая традиция формулировать в диссертации гипотезы. В то же время, наличие гипотезы в диссертации, представленной на соискание ученой степени кандидата или доктора технических наук – большая редкость. Гипотеза по своей сути представляет новое научное синтетическое знание, то есть новое знание, которое не выводится дедуктивным образом, а является смелым предположением, обоснованно объясняющим явление, процесс, ситуацию, причину и следствие. Остановимся на требованиях к гипотезе, на которые диссертанту следует обратить особое внимание.

Магистерская диссертация: с чего и как начать

Одно из основных требований к гипотезе состоит в том, что гипотеза подлежит проверке и обоснованию, то есть предполагается предварительное выдвижение ряда догадок, своего рода предгипотез, которые сопоставляются с фактами, объясняются и обосновываются. Кроме этого гипотеза должна отвечать требованиям: релевантностности – способности соответствовать фактам; проверяемости, но не все гипотезы могут быть проверены, например, экспериментально; совместимости как требование обеспечивающее преемственность научных положений и потенциальной опровержимости – качество гипотезы допускать возможность быть опровергнутой в результате научного обоснования положения, противоречащего гипотезе.

Отсутствие выполнения последнего требования частое явление в формулировках гипотез имеющих место в педагогических диссертациях, в которых логическая структура гипотезы строится по образцу: «позитивное изменение произойдет, если: а) выявлено …; б) определено …,» и далее перечисляется некоторое множество условий, которые автор решил включить в его состав по известным только ему причинам. Гипотеза при данном построении не является опровержимой или фальсифицируемой, так как условность гипотезы снимает с нее ответственность за случай, когда позитивного изменения не произошло, ввиду наличия формулы: «если: а) выявлено …, б) определено …» и т.д., так как не противоречит отсутствию изменения. То есть, при отсутствии изменений это что-то лишь пока не выявлено и его можно добавить к тому, что уже есть и тогда изменение возможно произойдет. Кроме условности приведенная структура гипотезы не является замкнутой, в ней не устанавливается конечное число необходимых и достаточных условий требуемого уровня для обязательной регистрации желаемого позитивного изменения.

Объяснительная и предсказательная сила гипотезы. В логике принято, что объяснительная сила гипотезы пропорциональна числу объясняемых ею следствий. Интересный вопрос: какого количества фактов достаточно, чтобы считать гипотезу жизнеспособной? Может быть так, что гипотеза замечательно объясняет одинединственный факт.

Как писать диссертацию?

Можно ли утверждать, что это объяснение факта и делает ее жизнеспособной? В дальнейшем это объяснение превращается во фрагмент или, как сегодня модно говорить, в ген, который уже будет присутствовать в хромосомах последующих гипотез, как ген живой клетки при ее развитии. Этот ген сохраняется в смысловом поле при многократных сменах формулировки гипотезы.

Гипотеза развивается, формируясь на смысловых генах, изъятых из предыдущих гипотез или предгипотез. По всей вероятности, гипотеза не отбрасывается во всей своей совокупности, если она способна что-то научно объяснить, она перерождается, модифицируется с сохранением опорного смысла в объяснении факта. В дальнейшем этот смысл модифицируется, дополняется, становится базой новых формулировок предгипотез или окончательной гипотезы.

Что касается предсказательной силы гипотезы, то ее оценка носит вероятностный характер. Можно задаться вопросом: а какова вероятность появления результативной гипотезы? Без всякого сомнения можно утверждать, что вероятность появления гипотезы по разрешению конкретной научной проблемы в сознании человека, не имеющего представления об этой проблеме, близка к нулю.

Можно говорить о вероятности формулирования результативной гипотезы при определенных операциях или процедурах научной творческой деятельности ученого и предложить схему факторов, повышающих вероятность возникновения результативной гипотезы.

Еще один критерий гипотезы исследования в диссертации – это критерий простоты. Известно, что из конкурирующих гипотез выживает простейшая. Наиболее известный пример – картины объяснения мира Клавдием Птолемеем и Николаем Коперником. Как правило: то, что проще – ближе к истине.

Узнай стоимость
написание работы на заказ

Объект и предмет исследования в диссертации

Приступая к работе над диссертацией, необходимо иметь точное представление о том, что следует понимать под объектом и предметом исследования. Определив эти два основных понятия, автор диссертации должен провести детальное их исследование, дать им всестороннюю характеристику и в процессе научной работы постоянно иметь их в виду.

Но зачастую, особенно на первых порах, ученые путаются в понятиях объекта и предмета исследования. Правильное понимание этих основных понятий необходимо для того, чтобы поставить перед собой цель исследования, и сформулировать круг задач. Эти понятия должны быть не раз отражены в первой главе диссертации, где дается краткий анализ современного состояния вопроса, современных методов решения задач и проводится их сравнительная характеристика. На основе этого анализа определяются «белые пятна» в разработанности темы научного исследования, обосновывается необходимость решения выбранной проблемы в диссертационной работе и ее актуальность. В специальной литературе даются четкие определения объекта и предмета исследования и их краткое описание.

Приведем определения, которые рекомендуется использовать, при выполнении диссертационного исследования Объект исследования – это конкретный фрагмент реальности, где существует проблема. Она подвергается непосредственному изучению. Объект – это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. В предмете исследования выделяется определенное свойство объекта исследования, анализ которого особенно значим для решения задач исследования.

Предметом исследования является проблема, т. е. реальное противоречие, требующее своего решения. Предмет исследования всегда имеет системно-структурный характер, предполагает разноаспектный анализ свойств объекта исследования. Для решения разных задач один и тот же объект может рассматриваться через призму разных предметов исследования.

Предмет – это то, что находится в рамках, в границах объекта. Предмет исследования – это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Предмет диссертационного исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное. В качестве объекта исследования может выступить любой фрагмент универсума: человек, общество, живая природа, неживая природа, взаимоотношения этих сфер деятельности, технические системы, математические структуры и т. д. Таким образом, в качестве объекта исследования может выступать всё, что в той или иной мере доступно познанию на эмпирическом и (или) теоретическом уровнях.

Гораздо более конкретно можно характеризовать предмет исследования. Предмет исследования от объекта отличается своей большей «обработанностью» субъектом исследования. Если объект исследования – это некий фрагмент универсума, незаинтересованно (предварительно, пассивно, созерцательно) воспринятый субъектом исследования, то предмет исследования – это тот же объект исследования, но «обработанный» субъектом исследования. Предмет исследования – это объект исследования, заинтересованно (активно, конструктивно) воспринятый субъектом исследования.

Таким образом, предмет исследования – это объект исследования, воспринятый субъектом исследования сквозь призму определенных познавательных средств и способностей, сквозь призму целей и ценностей субъекта исследования.

Рассмотрим выбор объекта и предмета научного исследования для тем магистерских работ по направлению «Геодезия и дистанционное зондирование». В университете разработано пять основных образовательных программ для подготовки магистров направления «Геодезия и дистанционное зондирование» с большим разнообразием тематики научных исследований.

При этом темы магистерских исследований зависят от выбора научного направления. Магистрам предлагаются для решения теоретических и (или) прикладных задач научные проблемы в области инженерной, высшей и физической геодезии, космической геодезии и спутниковых технологий, фотограмметрии и методов дистанционного зондирования Земли, геодезической астрономии, геодезической и прикладной гравиметрии. При таком разнообразии тем диссертационных работ не может быть единого объекта и предмета исследования. В качестве примера рассмотрим выбор объекта и предмета исследования для пяти тем магистерских диссертаций при решении задач в области высшей геодезии, физической геодезии и спутниковых технологий.

Пример 1. Тема магистерской диссертации: «Комплексное исследование динамики гравитационного поля Земли». Объект исследования – фрагмент реальности – гравитационное поле Земли. Предмет исследования – проблема – динамика гравитационного поля, изменение его во времени под действием различных факторов. Предметом исследования является изменение во времени объекта исследования – гравитационного поля Земли.

Пример 2. Тема магистерской диссертации: «Исследование модели EGМ-2008 на территории Средиземного моря». Объект исследования – гравитационное поле Земли. Предмет исследования – моделирование гравитационного поля и оценка точности созданной модели по реальным данным для территории Средиземного моря. Предметом исследования является моделирование и получение точностных характеристик объекта исследования – гравитационного поля Земли.

Источник: pishem24.ru

I ПРОГРАММА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

На основе выбранной темы разработана программа, в которой отражены основные позиции исследования данной проблематики.

Был проведён семантический анализ формулировки темы магистерской диссертации, заключающийся в комплексной интерпретации понятий, входящих в состав темы. Семантический анализ представлен в следующем виде.

Семантический анализ формулировки темы магистерской диссертации:

ОЦЕНКА — это процесс установления экспертом-оценщиком стоимости объекта оценки для специфических целей, результатом которого является научно обоснованное мнение о стоимости оцениваемого объекта на дату оценки в денежном выражении.

Читайте также:
Инсентив программы что это такое

ЭФФЕКТИВНОСТЬ — достижение каких-либо определённых результатов с минимально возможными издержками или получение максимально возможного объёма продукции из данного количества ресурсов.

СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ — это соответствие результатов хозяйственной деятельности основным социальным потребностям и целям общества, интересам отдельного человека.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ — это достижение наибольших результатов при наименьших затратах живого и овеществленного труда.

ПРОЕКТ — (от лат. projectus — букв. — брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный тест какого-либо документа. 3) Замысел, план.

СИСТЕМА — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

УПРАВЛЕНИЕ— функция системы, направленная на выживание этой системы посредством координации, организации, упорядочения элементов данной системы, как между собой (внутри себя), так и с внешней средой. Представляет собой деятельность субъекта, направленную на изменение состояния объектов и (или) субъектов (в том числе и себя), по заранее продуманному плану действий. Деятельность по приведению объективного процесса к субъективно выбранной цели.

ПЕРСОНАЛ — (от лат. persona — личность) — совокупность всех работников предприятия, занятых трудовой деятельностью, а также состоящих на балансе (входящих в штатный состав), но временно не работающих в связи с различными причинами (отпуск, болезнь, присмотр за ребёнком и т.д.); совокупность трудовых ресурсов, которые находятся в распоряжении предприятия и необходимы для исполнения определённых функций, достижения целей деятельности и перспективного развития.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ — это совокупность приемов, методов, технологий организации работы с персоналом.

На основе семантического анализа была осуществлена дифференциация базиса, распределение акцентов и интерпретация формулировки темы магистерской диссертации, заключающаяся в том, что, основываясь на методологии современной экономики труда, необходимо обосновать наиболее действенные методы управления человеческим капиталом аграрного сектора экономики региона в целях его инновационного развития.

Поэтапное раскрытие содержания темы магистерской диссертации представлено в следующей виде:

1. Теоретико-методические аспекты оценки социально-экономической эффективности проектов совершенствования системы управления персоналом

1.1. Терминологические исследования понятия социально-экономической эффективности проекта в системе управления персоналом

1.2. Система управления персоналом в реализации общей стратегии предприятия

1.3. Методы оценки социально-экономической эффективности управления персоналом

2. Диагностическая оценка системы управления персоналом ООО «Курский квас»

2.1. Общая характеристика и анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Курский квас»

2.2. Анализ организационно-управленческой структуры ООО «Курский квас»

2.3. Анализ системы управления персоналом ООО «Курский квас»

3. Проектирование совершенствования системы управления персоналом ООО «Курский квас»

3.1. Систематизация проблем и оценка возможных путей совершенствования организации управления персоналом ООО «Курский квас»

3.2. Разработка проекта совершенствования системы управления персоналом ООО «Курский квас» на основе сбалансированной системы показателей

3.3. Оценка социально-экономической эффективности мероприятий по совершенствованию деятельности службы управления персоналом ООО «Курский квас»

Целью исследования является выявление проблем в оценке социально-экономической эффективности проектов совершенствования системы управления персоналом и разработка проектов совершенствования системы управления персоналом.

На основе данной цели поставлены и определены следующие задачи исследования:

— исследование понятия социально-экономической эффективности проекта;

— проведен анализ системы управления персоналом ООО «Курский квас», в частности, выявлена проблема в организационно-управленческой структуре;

— оценены возможные пути совершенствования системы управления персоналом;

— предложены мероприятия социально-экономической эффективности по изменению организационной структуры и разработки по совершенствованию системы управления персоналом ООО «Курский квас» на основе сбалансированных показателей.

Объектом исследованияявляется система управления персоналом ООО «Курский квас».

Предметом исследованияявляются практическая оценка социально-экономической эффективности проекта системы управления персоналом.

Далее сформирована структура гипотезы исследования.

Изучению вопросов оценки социально-экономической эффективности проектов совершенствования системы управления персоналом организации посвящено большое количество теоретических и эмпирической литературы. Значительный вклад в разработку проблемы оценки эффективности системы обучения персонала внесли Кибанов А.Я., Егоршин А.П., Базаров Т.Ю., Потемкин В.К., Карташова Л.В., Шешня С.В., Маренков Н.Л. и другие авторы.

В современной отечественной экономической литературе теоретическое понимание проблем оценки эффективности проектов совершенствования системы управления персоналом нашло свое отражение в работах Алехиной О.О., Зайцевой Ю.Н., Ефремов А.В., Мазур И.И. и др.

Новая роль человека в организации и быстрые изменения в экономике, организационной культуре и технологии по-новому поставили такие задачи, как тщательный отбор, подготовка, оплата и правильное использование персонала. Решение этих задач в рамках традиционной работы с персоналом оказывается уже невозможным. Требуется включение этой работы на правах равноправного компонента в процесс менеджмента.

Теоретической и методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области управления персоналом, которые раскрывают понятие проекта, его социальной и экономической эффективности, также рассматривается система управления персоналом. Информационной основой исследования являются опубликованные данные Федеральной службы государственной статистики РФ, статистические сборники и информация, представленная в сети Internet на официальных сайтах, монографии, научные статьи российских и зарубежных ученых, первичные материалы ООО «Курский квас».

В ходе исследования использованы различные методы, объединенные системным подходом к изучению социально-экономической эффективности проектов совершенствования системы управления персоналом организации. Абстрактно-логический метод применялся для формулирования понятий, раскрытия сущности системы и технологии управления персоналом, разработки мероприятий по совершенствования системы управления персоналом в организации.

Источник: mydocx.ru

Коллекторская и исследовательская программы диссертации

М. А. Розовым в научном исследовании выделены программы коллекторские и исследовательские [208, с. 94]. Коллекторская и исследовательская программы диссертации тесно взаимодействуют между собой, поскольку методы, входящие в исследовательскую программу, невозможно полноценно использовать без наличия каталогов этих методов, образующих коллекторскую программу. Указанные программы формируют педагогическую технологию методологической подготовки диссертанта и целостное представление о направлении к конкретным результатам деятельности.

Важно ли знать о наличии этих программ соискателю?

Можно утверждать, что знание о наличии и необходимости составления этих программ способно существенно продвинуть соискателя во всех компонентах его работы.

Коллекторская программа ДИ прежде всего представлена:

  • — известными образцами научной деятельности (в том числе режима научной работы, планирования и выполнения работы);
  • — конкретными образцами решения задач и вариантами постановки конкретных экспериментов;
  • — методическими шаблонами изложения некоторых компонентов (конструктов и регулятивов) выполнения и оформления диссертации.

Отсюда высвечивается явно значительная роль образцов выполнения в деятельности диссертанта. В ранней работе автора [192] приведены шаблоны некоторых конструктов диссертации.

Коллекторская программа проявляет себя и в формах авторефератов, и в формах диссертаций. Одинаковость схем и форм диссертаций, в частности, отмечается М. А. Розовым [208, с. 97].

Коллекторские программы определенным образом представлены паспортами научных специальностей — базами данных для выбора объекта и формирования предмета исследования.

Наконец, коллекторская программа — основа для анализа состояния проблемы на период выполнения диссертационного исследования, платформа постановки задач и формулирования гипотез нового научного знания.

В функцию коллекторской программы входит функция систематизации информации, собираемой диссертантом как материал будущей диссертации. В самом общем случае систематизация предполагает формирование некоторой структуры с набором элементов (ячеек памяти), каждый из которых определяется и позиционируется.

В ходе систематизации может быть составлена иерархическая классификация элементов по каким-либо признакам с использованием графической схематизации, системного или синергетического подходов, формирующих целостность работы или комплексный, полидисциплинарный подход к рассмотрению одного объекта с его анализом по категориям конкретной дисциплины.

Коллекторская программа формируется соискателем одновременно с предметом исследования, при этом она может быть значительно шире, чем одна научная дисциплина или научная специальность, а дисциплины, вовлекаемые в программу, могут быть из различных отраслей и даже классов отраслей науки.

Понимание соискателем сути коллекторской программы и методов, ее формирующих, полезно при установлении ограничительной части диссертации, т. е. части, содержащей известные научные знания. Ограничительная часть диссертации готовится до выполнения исследовательской программы диссертации. Часть коллекторской программы, в которой представляется новое научное знание, полученное соискателем, приводится в заключительной части диссертации и органично приобщается к известному знанию.

Применительно к ДИ под интегральной коллекторской программой может пониматься некая матрица культурно-научных знаний диссертанта, которая постоянно формируется в его сознании, характеризуя готовность соискателя к написанию диссертации. С образовательной точки зрения наполненность интегральной коллекторской программы соискателя может служить основанием для его зачисления в аспирантуру.

Что конкретно могут собой представлять коллекторские программы в ДИ?

Это прежде всего каталог фундаментальных знаний, т. е. знаний, претерпевающих изменение лишь в ходе научных революций. Этот каталог заполняется базовыми знаниями на основе учебников и учебных пособий дисциплин, сопряженных с исследованием, которые служат обоснованием самых общих положений диссертации.

Далее составляются каталоги коллекторской программы следующего уровня, например, различных видов математических моделей или потенциальных подходов и аспектов к рассмотрению проблемы.

Наконец, могут составляться каталоги в рамках одной модели, например математической, с различного рода допущениями или подходами при различных условиях их применения.

Коллекторская программа обогащает научное знание об объекте исследования, порождает знание о подобъектах, деталях, элементах, связывая знания в систему, и может трактоваться как новое значимое для науки знание, решающее задачу, или теоретические положения, совокупность которых квалифицируется как научное достижение.

Исследовательская программа диссертационного исследования в работе В. Н. Ярской [243] «представляет собой логическую систему последовательных этапов работы соискателя, архитектонику методологических концептов и опорных понятий». То есть в этой работе структурными элементами исследовательской программы и характеристиками диссертации служат тема, научная проблема, объект и предмет, цель, задачи исследования, научная новизна, практическая ценность. Уровни и структура научного исследования, описанные в разделах по научной методологии, вполне применимы к поиску и реализации в конкретной диссертационной теме.

Читайте также:
Bp7 что это за программа и нужна ли она

Одна из первых программ диссертационного исследования предложена П. Т. Приходько [168, с. 57]. Она состоит из четырех последовательно выполняемых этапов: 1) подготовка к исследованию; 2) научно-исследовательская работа; 3) работа над диссертационным сочинением; 4) оформление диссертации и подготовка ее к защите.

Вариант исследовательской программы диссертации представлен в монографии Ю. Г. Волкова [40, с. 27].

По В. А. Ядову [237], программа исследования выступает изложением его теоретико-методологических предпосылок как общей концепции в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедур и логической последовательности операций для их проверки. Заметим, что такая программа неплохо вписывается в концепцию фундаментальной рациональности диссертационного исследования.

Исследовательские программы ДИ включают методы исследования, которые приводят к получению разработок или решений в соответствии с нормативами положений. Таким образом, если осуществляется разработка или дается решение, то исследовательскую программу можно трактовать как методику получения этой разработки или решения.

В учебном пособии [208, с. 281] отмечается, что «. наряду с дисциплинарными исследованиями на передний план все более выдвигаются междисциплинарные и проблемно ориентированные формы исследовательской деятельности. Специфику современной науки конца XX века определяют комплексные исследовательские программы, в которых принимают участие специалисты различных областей знаний. Организация таких исследований во многом зависит от определения приоритетных направлений, их финансирования, подготовки кадров и др.».

Исследовательская программа ДИ в большей степени используется для формирования отличительной части диссертации и может содержать следующие методы:

  • — научного поиска;
  • — формирования гипотез;
  • — изобретательства;
  • — решения задач и проблем;
  • — получения инновационных разработок и решений;
  • — обоснования результатов;
  • — интерпретации данных.

Основу исследовательских программ ДИ составляют такие их признаки, как проектность и итерационность.

Некоторые программы, например поиска решения проблемы, могут основываться на процедуре составления И/ИЛИ-дерева [127] или дерева целей и задач, что, конечно, повышает уровень системности постановки научной проблемы. Исследовательская программа может быть представлена в виде процедурной модели с несколькими этапами получения диссертабельных результатов и достижения их новизны. Некоторые процедурные модели представлены в ряде известных работ [1, 62, 127, 224, 225]. Процедурная модель кандидатского труда приведена и в настоящей работе.

Источник: studme.org

Методология диссертационного исследования

Кадры высшей квалификации готовятся в системе поствузовского профессионального образования, в том числе через магистратуру, аспирантуру и докторантуру посредством разработки, написания, соответствующего оформления и публичной защиты диссертации. Итогом обучения в докторантуре, аспирантуре и магистратуре должен стать научный труд соискателя ученой либо профессиональной степени, который он и оформляет в виде небольшой книги или отчета, называемого диссертацией (от лат. dissertatiо — рассуждение, исследование). Диссертационная работа обычно представляет собой специально подготовленную рукопись, в том числе в виде научного доклада, опубликованную монографию или учебник.

Под методологической основой диссертационного исследования понимается совокупность методов научного познания, используемых соискателем для достижения цели диссертационного исследования. В тексте диссертации соискатель должен подробно обосновать каждый применяемый им метод, что подтверждает его кругозор в исследуемом вопросе и способность к правильному выбору методов исследования, что и определяет достоверность результатов диссертационного исследования. В автореферате в разделе методологическая основа диссертационного исследования перечисляются только основные методы, использованные соискателем.

Все методы, используемые в научном познании, можно разделить на общенаучные и специальные методы.

К общенаучным методам относятся методы, используемые во всех областях науки, это обобщение, дедукция, абстрагирование, эксперимент и др.

Специальные методы применяются в конкретной области науки, так, например, в юриспруденции применяется метод правового моделирования, в экономике – методы экономико-математического моделирования и т.д.

(раскрытие вопроса методов, если необходимо:)

Общенаучные методы подразделяются на две основные группы: теоретические методы и экспериментальные методы. Группой методов, объединяющих признаки обеих групп, являются теоретико-эмпирические методы. Существует ряд других классификаций методов исследования.

К теоретическим методам исследования относятся метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод идеализации, метод формализации и другие.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному заключается в условном расчленении объекта исследования, описании его свойств при помощи множества понятий и характеристик, превращая в совокупность зафиксированных мышлением абстракций, односторонних определений. Затем восстанавливается сам объект, он воспроизводится во всей своей многогранности, но уже в процессе мышления.

Метод идеализации. Данный метод используется для упрощение сложных систем и процессов, что позволяет исключить из рассмотрения те свойства и отношения объектов, которые мешают понять сущность изучаемого процесса. Для этого мысленно конструируются идеальные объекты, не существующие в реальности.

Метод формализации заключается в отображении содержания и структуры исследуемого объекта в знаковой форме: математических символах, химических и физических формулах и т.д.

К экспериментальным методам исследования относятся методы: наблюдения, моделирования, сравнения и др.

Метод наблюдения опирается на работу органов чувств человека и позволяет получить объективную информацию о поведении объекта исследования в естественных условиях.

Эксперимент как метод подразумевает изучение того или иного явления в чистом виде и позволяет исследовать свойства объектов исследования как в естественных, так и в экстремальных условиях. Эксперимент с целью проверки его результатов может повторяться.

Метод сравнения позволяет выявить сходства и различия предметов и явлений действительности.

Метод моделирования заключается в построении модели исследуемого объекта и исследовании его свойств на базе построенной модели.

К эмпирическо-теоретическим методам исследований относятся методы аналогии, абстрагирования, дедукции и др. Метод аналогии предполагает на основе установления сходства между несколькими предметами по ряду существенных признаков наличие у одного из предметов исследования конкретного признака.

Метод абстрагирования позволяет исключить из рассмотрения при выполнении исследований несущественные характеристики объекта и сосредоточиться на наиболее значимых характеристиках объекта.

Метод индукции позволяет на основе эмпирических данных сформировать теоретические знания и основан на опытах и экспериментах.

Метод дедукции позволяет теоретически обосновать полученные индуктивным путем выводы, снимает их гипотетический характер и превращает в достоверные знания.

Методологически выдержанная диссертационная работа характеризуется:

— корректной, научно обоснованной постановкой проблемы исследования, которая не просто существует в теории, но может быть разработана практически с получением научных результатов, обладающих признаками новизны, полезности и достоверности. В частности, постановка псевдопроблем возможна, например, вследствие того, что она сформулирована очень широко или неопределенно;

— построением теории, с помощью которой предмет исследования (изучаемую проблему) можно описать, объяснить, вскрыть внутренний механизм явлений и противоречий, предсказать развитие процесса, выдать рекомендации по совершенствованию. Этим обеспечивается надлежащий теоретический уровень диссертации как важнейшего принципа методологической выдержанности диссертации;

— обеспечением единства теории и практики, понимаемого в том смысле, что созданная соискателем теоретическая концепция в полной мере используется для анализа практики и экспериментальный данных, формулирования новых рекомендаций, и напротив, полученные практические результаты вновь позволяют дополнить и развить теорию. Указанное положение можно назвать ключевым моментом при характеристике диссертации, выдержанной в методологическом отношении. В этом случае мы имеем подлинно научное исследование, в котором теория выполняет свою авангардную роль, указывая практике прогрессивное направление развития и средства для достижения прогресса;

— законченностью и цельностью исследования, приобретающего свойства системы, в которой каждая отдельно взятая часть может быть понята и объяснена с позиций целого, а целое способно существовать и выполнять свои функции лишь на базе своих компонентов;

— достоверностью полученных научных результатов, доказанной и проверенной всеми возможными в каждом конкретном случае теоретическими методами, экспериментальными исследованиями и практическими наблюдениями.

Говоря о методологической выдержанности диссертации, мы имеем в виду эффективность использования методологических принципов в целях получения целостного научного труда соискателя.

И еще один важный методологический момент: истолкование (интерпретация) оснований исследования и полученных научных результатов. Интерпретация оснований исследования (избранной проблемы, объекта и предмета исследования, информационного массива, методов исследования, целей и задач), а также выводов и положений по диссертации носит, прежде всего, мировоззренческий характер, базируется на объективной диалектике развития, ее законах и категориях. Этим хотелось бы подчеркнуть, что результаты исследования, иногда кажущиеся неправдоподобными и не вытекающими из реальности физического мира, могут впоследствии найти вполне физическую причину.

Диссертационное исследование составляет несколько методологических уровней:

1. Выбор и синтез методологий.

3. Семантико-лингвистический анализ.

4. Анализ данных специальных наук.

Диссертационное исследование является не просто каким-то аналогом или прототипом научной деятельности, но реальной формой научного исследования, предполагает подготовку диссертации, то есть научного труда на правах рукописи для публичной защиты.

Центральным моментом осознания темы диссертации можно назвать проработку методологической программы диссертационной работы.

Проблемное поле исследовательской программы моделируется в методологической сердцевине диссертации — введении.

Структурными элементами исследовательской программы и характеристиками диссертации служат: тема, научная проблема, объект и предмет, цель, задачи исследования, научная новизна, практическая ценность.

Исходной позицией диссертации служит выявление ситуации, на основании которой возникает ряд проблем научного и практического характера. Проблемная ситуация в социальной практике — это возникающее в процессе развития объективного мира противоречие между потребностями общества и возможностями их удовлетворения или между знанием о практических и теоретических запросах общества и незнанием путей, средств и способов реализации этих запросов. Для диссертации же важно выделить, поставить именно научную проблему.

Правильная постановка и ясная формулировка новых научных проблем нередко имеют не меньшее значение, чем их решение. Необходимо раскрыть проблемную ситуацию, выявить противоречие между существующей парадигмой и вновь обнаруженными фактами, убедиться в невозможности разъяснить ситуацию на базе старой теории. Затем постановка проблемы увязывается с научной гипотезой, которая должна предположить пути решения проблемы.

Читайте также:
Что за программа ismileg

Проблема выступает как авторская рефлексия, осознание, констатация недостаточности действующей научной парадигмы вследствие новых фактов. Проблема диссертационного исследования вытекает из установленного противоречия с точным вычленением того, что имеет отношение к науке, переведено в плоскость науки и сформулировано на языке науки.

Вслед за актуальностью, обзором и проблемой исследования определяются методология и стратегии диссертационной работы, а затем объект, предмет, цель исследования. Методологическим элементом исследовательской программы диссертационной работы является обоснование во введении выбора методологии, методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной цели. Иногда во введении ограничиваются кратким описанием или ссылками на методологию классиков либо современные авторитетные концепции, а обоснованию методологии отводят специальную главу или параграф диссертации.

Важным структурным элементом введения выступает раздел практической значимости диссертации, подтверждающий социальную ценность диссертационного проекта, наличие актов о внедрении, апробации результатов на конференциях, использование в учебном процессе, участие в разработке федеральных и региональных программ, подготовке нормативных документов. В диссертации, имеющей прикладное значение, должны приводиться сведения, подтверждающие практическое использование автором его научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретическое значение, — доказательства о вкладе в данную отрасль науки авторских научных выводов.

Программа диссертационного исследования содержит в том числе:

— календарный график этапов работы:

— разработка рабочего плана;

— выбор методологии исследования;

— изучение проблемы и анализ источников;

— теория, концепция проблемы;

— программа социологического исследования;

— проведение эмпирического исследования;

— обработка, интерпретация данных;

— написание текста диссертации;

— подготовка к защите.

Методологические стратегии диссертационного исследования и научная систематизация знания обладают целым рядом важных особенностей, так как обеспечивают стремление к полноте, ясности, последовательности изложения материала диссертации, создают представление об основах авторской систематизации и их непротиворечивости.

Практическая значимость диссертации и актуальность ее темы в прикладном аспекте означают, что существует потребность общества, практики, что диссертационная работа существенно повышает качество разработок творческих научных коллективов, а новые результаты, полученные в диссертационной работе, могут быть внедрены в форме рекомендаций автора, новые знания способствуют повышению квалификации кадров или могут войти в учебные программы по направлениям и специальностям.

Источник: studopedia.ru

Глава II. Программа диссертационного исследования.

Исследовательская программа – специально разработанный научный документ, содержащий описание главных предпосылок научного исследования. Настоящее (а не поддельное) социологическое исследование по любой теме начинается с разработки его программы и проводится в полном соответствии с положениями, четко и однозначно зафиксированными в ней.

Истинность сказанного не опровергается, а подтверждается еще встречающимися фактами сбора социологической информации без предварительной проработки соответствующих исследовательских программ. Такие факты свидетельствуют о социологическом непрофессионализме. Разного рода беспрограммные опросы не являются социологическими исследованиями. Они профанируют социологию, спекулируют на ее авторитете, тем самым подрывая его. Выводы и рекомендации, полученные на основе беспрограммного применения методов сбора информации не могут быть достоверными, а внедрение их в практику оборачивается не решением, а усугублением социальных проблем.

Программа магистерского социологического исследования разрабатывается по правилам, общим для всех социологических НИР. Эти правила Вам уже известны 1 . Поэтому в данном пособии речь пойдет не о них, а о специфике их применения в магистерском исследовании.

В сущности разговор об особенностях программы магистерского исследования начат в первой главе. Определение объекта, предмета и цели НИР – обязательные составляющие исследовательской программы, с формирования которых начинается ее разработка. Продолжим этот разговор, акцентируя внимание на последующих интеллектуальных операциях разработки программ НИР, которые вызывают у магистрантов значительные трудности.

§ 1. Программные задачи

В любом исследовании решается, как минимум, три группы задач. Первую составляет комплекс методологических вопросов, которые должны быть решены любым социологом не зависимо от того, по какой теме он работает. Речь идет, например, о проблемах операционализации исходного понятия, формулирования рабочих гипотез, выборе способов их проверки, формировании репрезентативной выборки, соблюдении принципов валидности исследования и т.п.

Во вторую группу входят задачи процессуально-технологического характера, возникающие на полевом этапе исследования в связи с потребностью соблюдения графика этого этапа, ремонта выборки, корректировкой некоторых инструментов, фиксации непредвиденных или побочных (не связанных с главной проблемой) обстоятельств и т.д.

Эти две группы задач надо отличать от программных задач, т.е. тех, которые четко фиксируются в исследовательской программе. С сожалением приходиться констатировать, что многие магистранты, даже являющиеся бакалаврами социологии, путаются в трех группах исследовательских задач, не способны без помощи научного руководителя сформировать достаточный набор программных задач своего диссертационного исследования.

Магистранты, приступившие к разработке своих исследовательских программ, часто спрашивают: «Сколько должно быть задач в моем исследовании?». При этом они рассчитывают услышать в ответ какую-то конкретную цифру. Но такой цифры, которая универсально подходила бы ко всем случаям, нет и быть не может.

Поэтому ответить на данный вопрос можно только так: «Количество всех задач, с которыми Вы столкнетесь при проектировании и проведения исследования, сосчитать невозможно. Сейчас заниматься таким подсчетом не следует. На данном этапе Вашей НИР можно и нужно определить лишь программные задачи. Этих задач должно быть ровно столько, сколько необходимо для достижения ранее сформулированной цели».

Такой ответ кажется спрашивающим не ясным, расплывчатым, неопределенным. Поэтому прокомментирую его.

Задачи и цель исследования – тесно взаимосвязанные и взаимообусловливающие понятия. Цель исследования может осознаваться как его общая (главная, основная, стратегическая) задача, интегрирующая (аккумулирующая) все прочие программные задачи. Последние можно и нужно, в свою очередь, понимать как цели второго (более конкретного) порядка. В.А. Ядов в этой связи хорошо написал: «Цели и задачи исследования образуют взаимосвязанные цепочки, в которых каждое звено служит средством удержания других звеньев». [38, с. 76]

Программные задачи – суть главные вопросы, без ответа на которые цель исследования не будет достигнута. Если для достижения цели нужно ответить на, скажем, пять вопросов, то в исследовательской программе должно быть записано именно пять (а не четыре и не шесть) задач.

В ситуациях, когда Вас заинтересовал какой-то аспект проблемы, изучение которого непосредственно не работает на цель, надлежит отказаться от включения в программу исследования задачи, направленной на прояснения данного аспекта. В противном случае Вы продемонстрируете недостаток своей методологической компетентности. Но этот же недостаток проявится и в случае, когда в перечне программных задач обнаружится лакуна, т.е. отсутствие постановки такого вопроса, без ответа на который цель исследования окажется не достижимой. Важно заметить, что программные задачи формулируются в утвердительной форме, хотя по сути дела они являются главными вопросами, тот или иной ответ на которые призвано дать магистерское исследование. Если, например, нужно ответить на вопрос: «Под воздействием каких факторов трансформируется изучаемое явление?», то задачу следует формулировать так: «Выяснить факторы трансформации данного явления».

Обобщая опыт магистерской подготовки на ФС АлтГУ, замечу, что в успешно защищенных диссертациях поставлено и решено от пяти до десяти программных задач. Но качество этих диссертаций оценивалось не количеством поставленных задач, а тем, насколько их решение обеспечило реализацию цели исследования.

Если цель исследования имеет теоретико-прикладной смысл, то в перечень исследовательских задач должны быть включены вопросы и теоретического, и методологического, и методического и конкретно-эмпирического характера. Выше уже говорилось о специфике магистерских работ, проявляющейся в необязательности постановки и решения фундаментально значимых теоретических вопросов, о их нацеленности на апробацию каких-либо новых концепций. В диссертациях прикладного характера, естественно, преобладают конкретно-эмпирические (социоинженерные) задачи. Однако и в них обязательно решение методологических проблем, без прояснения которых невозможно представить:

а) контуры информации, получение которой необходимо для познания объекта в контексте избранного предмета его анализа;

б) определить методику, инструментарий и процедуры исследования;

в) однозначно осмыслить полученную информацию.

Особый набор исследовательских задач присущ магистерским диссертациям, нацеленным на разработку и апробацию инновационных методов социологических исследований. Таких работ, к сожалению, мало. Автору данного пособия пришлось руководить подготовкой лишь одной магистерской диссертации подобного профиля (ее тема: «Эвристические возможности методики картограммирования социальных проблем локальных групп населения (на примере г. Бийска)». Поэтому он не претендует на истину в последней инстанции, отмечая то, что подобные магистерские работы предполагают решение задач:

  • парадигмального характера, требующих сопоставительного анализа теоретико-методологических оснований классической, неоклассической и постклассической социологии;
  • теоретического плана, предполагающих выявление общих и специфических черт концепций современной социологии, задающих программу поиска инновационных методов сбора и анализа социальной информации;
  • методических (установление предназначения, возможностей и ограничений применения изучаемого метода);
  • процессуально-технологических (выявление последовательности исследовательских процедур изучаемого метода);
  • эмпирико-прикладных, связанных с сопоставлением информации об одном и том же объекте, полученной разными методами (для обоснования идеи о возможности получения изучаемым методом такой важной информации, которая ускользает из внимания исследователей, пользующихся иными методами).

Понятно, что подобные магистерские исследования гораздо сложнее прочих. Именно поэтому они, с одной стороны, редки, а с другой стороны – ценны. Следует всячески приветствовать желание магистрантов внести свою лепту в совершенствование методического арсенала нашей науки, максимально содействовать как вызреванию, так и реализации этого желания.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru