В настоящее время сложилась устойчивая тенденция к изменениям в научных подходах, образованию новых научных сообществ, развитию множества инновационных направлений. В связи с этим, все более актуальными становятся вопросы развития научно-исследовательской деятельности учащихся – школьников и студентов, как будущих профессионалов и двигателей прогресса во всех областях наук, да и в целом, во всех сферах нашей жизни.
Развитие научно-исследовательской деятельности учащихся сегодня – это вопрос их будущей самореализации, приобретения компетенций высокого уровня, которые сейчас широко востребованы на рынке труда.
Учащимся школьных возрастов, студентам, магистрантам, аспирантам необходимо как можно раньше начать планировать совою профессиональную деятельность, думать о карьерных достижениях, учиться ориентироваться в большом потоке постоянно обновляющейся информации – самостоятельно ее получать и анализировать.
Чтобы достичь этого, всем без исключения, начиная с молодых лет, необходимо развивать свои личные достижения и индивидуальные особенности, стремиться овладеть эксклюзивными, креативными навыками, стать всесторонне развитыми интересными личностями, способными легко влиться в профессиональную сферу.
Проектно исследовательская деятельность школьников по финансовой грамотности
Одним из наиболее интересных и надежных способов достижения самых амбициозных целей учащимися является занятие научно-исследовательской деятельностью, которое стимулирует рост навыков и знаний, знакомит с основами научных методов и методик, позволяет перейти на новый, более высокий уровень подготовки.
Что такое научно-исследовательская деятельность для учащихся
Само понятие «исследование» заключает в себе множество определений, таких как постановка проблемы и определение гипотезы, изучение фактов, свойств предметов, череды событий, категорирование материалов и результатов, работу с научным материалом и т. д.
Цель научно-исследовательской работы для учащихся – приобретение навыков и знаний для проведения научного исследования наиболее подходящим для этого способом с получением актуальных и достоверных результатов.
Другими словами, занимаясь научной работой, учащийся выполняет некую исследовательскую задачу, которая может быть связной с решением определенного научного вопроса, изучением определений, взаимосвязей, тенденций, разработкой методических или теоретических основ, методов, методик и т. п. В основе всего этого лежит получение новой информации.
В процессе проведения научной работы любой учащийся сможет познакомиться с разными видами специального аналитического оборудования, узнать о самых современных методиках выполнения различных видов анализа, обучиться основам наблюдения, проведения опытов, получить теоретические азы проведения исследований и, что наиболее привлекательно, самостоятельно начать работать над конкретной научной задачей.
Такая деятельность реализуется учащимся под руководством своего преподавателя, ментора, научного руководителя, который помогает сформулировать цель и задачи исследования, курирует ход выполнения работ, корректирует, направляет, т.е. выступает одновременно в роли учителя и помощника. Работа может выполняться индивидуально учащимся или в составе группы (одноклассники, однокурсники, студенты старших курсов, аспиранты и т.д.).
Кузьмина В.В. Исследовательская деятельность по биологии
Активная научно-исследовательская работа позволяет учащимся не только заниматься узкой областью науки, но и углублять свои знания в сфере научной деятельности для их дальнейшего применения в профессиональной жизни.
Также, участие в проведении научных или аналитических исследований является одним из ключевых показателей хорошего уровня подготовки учащегося и дает ему возможность заранее сформулировать тему своей будущей выпускной квалификационной, дипломной работы, а в перспективе – кандидатской диссертации или интересного исследовательского проекта.
Виды научно-исследовательских работ
Существует множество видов и подвидов научных исследований: фундаментальные, прикладные, междисциплинарные, аналитические, поисковые, критические и др. Рассмотрим основные из них: фундаментальные, прикладные и поисковые.
Фундаментальные исследования направлены на получение новых или расширение имеющихся знаний, открытие законов и закономерностей, определение новых явлений в окружающем нас мире. Этот вид исследований применяется для развития интеллектуальной составляющей научных исследований. Такие работы предполагают изучение основ научных гипотез, методов или принципов, определение хода протекания процессов, выявление закономерностей. При проведении фундаментальных исследований не предполагается создание конкретных технологий или производств. Результаты фундаментальных исследований направлены на развитие науки, ими пользуются другие ученые или вы лично для продолжения исследований.
Прикладные исследования являются более конкретными и подразумевают разрешение определенных научных практических задач, поставленных перед вами. В прикладных исследованиях совершенствуются или создаются системы, программы, разрабатываются новые технологии, производственные цепочки, проводится усовершенствование методов и методик. Разработка научных технических проектов, технологических схем, изобретения являются прикладными научными исследованиями. Результаты прикладных исследований используются конечными пользователями. Это могут быть производители товаров, программ, услуг, а также их могут использовать сами исследователи при решении конкретных задач.
Еще один вид научных исследований – поисковые. Это научно-исследовательские работы, итоги которых могут быть задействованы в реальной жизни в течение определенного промежутка времени (обычно порядка 10-20 лет). Это может быть масштабная разработка по внедрению каких-то сложных устройств, механизмов, машин или даже целых технологических или производственных систем.
Задачей фундаментальных и поисковых научных работ обычно не является освоение или создание новых изделий или товаров. Такие задачи ставятся перед исследованиями прикладного характера.
Например, вы можете обнаружить какие-то новые свойства материала, на основе которых в производстве, где он используется, проведут специальные прикладные исследования и внедрят изменения в технологический процесс. Либо в ходе исследований вами могут быть выявлены взаимосвязи между некими компонентами одной биологической цепочки, а полученные результаты будут применены в дополнительных прикладных исследованиях для создания новых лекарственных препаратов. Возможно вы занимаетесь лингвистикой и изучаете некие особенности изучаемой языковой группы, что далее может быть применено при разработке онлайн платформы по изучению этого языка. То есть фундаментальные исследования выявляют некие особенности и могут служить точкой опоры для дальнейших разработок и проведения прикладных исследований.
Основные задачи научно-исследовательской деятельности учащихся
Научно-исследовательские работы имеют свои характерные особенности, которые выделяют их на фоне других видов учебных задач. Это наличие таких обязательных элементов как: 1) методика исследования; 2) экспериментальная часть с результатами; 3) аналитическая часть (анализ полученных данных); 4) выводы и/или заключения.
В процессе занятия научно-исследовательской деятельностью учащиеся успешно решают целый ряд полезных и интересных задач. Ниже перечислены основные из них:
- Развитие навыков проведения научно-исследовательской работы. Для занятия научными исследованиями вам потребуется знание процесса организации работ, постановки научных задач, разработки методов проведения экспериментов, анализ результатов и т.д.
- Овладение научными методами, методиками и подходами. В зависимости от области исследований, вида научно-исследовательской работы, темы исследований – методы проведения научной работы и применяемые научные подходы могут существенно изменяться. Например, многие фундаментальные исследования требуют проведения большого количества лабораторных экспериментов, тогда как при выполнении прикладных научных работ учащемуся необходимо решить конкретную научную задачу с практически применимым результатом.
- Изучение принципов и этапов составления плана научной работы. Эта задача является одной из основных частей успешного проведения исследования. От того как правильно и четко вы составите план зависит ход выполнения и достигнутые результаты.
- Формирование осознанности выбора будущей специальности. В процессе выполнения научной работы вы знакомитесь с большим количеством интереснейших работ и научных направлений и, таким образом, выделяете для себя интересующие области науки и техники, где далее можете себя успешно реализовать.
- Опыт самостоятельного решения научно-технических и исследовательских задач. Такой опыт можно приобрести только, когда вы принимаете непосредственное участие в реализации научной деятельности в процессе обучения.
- Изучение научно-практических, научно-теоретических и исследовательских работ авторитетных ученых. Практически, школьники и студенты не уделяют особого внимания работам ученых и результатам их исследований. Занятия научно-исследовательской деятельностью дает вам возможность прикоснуться к этому миру и стать его частью, увидеть все самое интересное «изнутри».
Научно-исследовательские работы и входящие в них задачи могут быть разной сложности – от самых простых, например, для учеников младших классов, до более сложных полноценных научных исследований, которые проводят студенты старших курсов.
На сложность работы одновременно влияет несколько факторов. Среди них и количество проанализированных литературных источников, и объем исследуемого материала, вид и глубина обработки полученных результатов, степень связи проводимого исследования с другими дисциплинами (например, при выполнении сложных междисциплинарных работ).
В зависимости от вида научно-исследовательской работы, включенные в нее задачи можно разделить на три основных вида: практические, исследовательские и научные.
Практические задачи являются наиболее понятными. Они представляют из себя изучение некого конкретного фактора, например, наблюдение за физическим параметром в процессе проведения какого-то эксперимента (давление, температура, жесткость, стабильность и пр.) и изучение изменения данного параметра, например, рост, понижение, стабильность/нестабильность и т.п.
Исследовательские задачи ставятся при необходимости изучения зависимости или влияния одной величины/фактора от/на нескольких других величин/факторов. Например, в физико-химических исследованиях свойств металлов изучают зависимость прочностных свойства металла от температуры закалки и величины нагрузки, в исследованиях по психиатрии – зависимость возникновения психических явлений у больных от применяемой схемы лечения, в экологии – изучение формы следа радиоактивных осадков в зависимости от высоты столба выброса и погодных условий и т.п.
Чем сложнее поставленные перед вами научные задачи, тем более глубокое внедрение в изучаемую область наук от вас потребуется.
Результат научно-исследовательской деятельности учащихся
Для того чтобы научная деятельность обрела некие физические формы и стала законченной, необходимо не просто провести исследование по выбранной (или заданной) тематике, но и обработать полученные результаты, а затем оформить итоги проведенных исследований в виде научного отчета, который после соответствующего оформления согласно действующим правилам и нормам станет вашей научной работой.
Согласно ГОСТ (ГОСТ 7.32-2017. Отчет о научно-исследовательской работе) «отчет о НИР – документ, который содержит систематизированные данные о научно-исследовательской работе, описывает состояние научно-технической проблемы, процесс, результаты научно-технического исследования».
Вне зависимости от того какой ваш возраст – школьник, студент, практикант, аспирант – занимаясь научно-исследовательской деятельностью, как результат проведенной работы вы обретете целый комплект полезных знаний и навыков:
- научитесь находить и выделять научные проблемы;
- ставить задачи и задавать правильные вопросы;
- делать предположения;
- формулировать теории и выдвигать гипотезы;
- формулировать определения и понятия;
- классифицировать изучаемое по основным признакам и свойствам;
- проводить наблюдения;
- выполнять лабораторные и теоретические эксперименты;
- выстраивать структуру исследования;
- анализировать, делать выводы;
- защищать свои результаты;
- доказывать свои мысли;
- опровергать идеи оппонентов.
Учащиеся, активно вовлеченные в научную и исследовательскую деятельность обладают развитым кругозором, хорошо поставленной речью, всегда могут выступить в роли прекрасного собеседника и интересного оппонента в дискуссиях, доложить о своих результатах на конкурсах и конференциях. Они могут работать по международным научно-исследовательским проектам, публиковать результаты своей научной деятельности в журналах с высоким рейтингом.
Согласитесь, весьма внушительный список достижений? Такие знания и навыки пригодятся вам не только для учебы и занятий исследованиями, но и в последующей профессиональной сфере и различных жизненных ситуациях.
Научно-исследовательская деятельность начинающих ученых рассматривается, в первую очередь, как вопрос реализации будущих профессиональных амбиций, так как уже в процессе обучения, ученик или студент выступает в роли интеллектуально развитого человека, будущего специалиста, ориентированного на современные рыночные отношения, который умеет получить и правильно использовать результаты своих научных и исследовательских наработок.
Все это выведет вас далеко за рамки базовых знаний и стандартного образовательного процесса, и пойдет в зачет при подготовке более серьезной научной работы, а также позволит вступить в научные сообщества и сформировать собственный научный круг интересов, еще будучи школьником или студентом.
Источник: nvjournal.ru
Презентация, доклад Исследовательская деятельность в школе
Исследование в обыденном смысле понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Однако в профессиональном словаре современного педагога в контексте задач обучения широко используются понятия «исследовательское обучение», «исследовательские методы обучения», «исследовательская деятельность», которые часто
- Главная
- Педагогика
- Презентация.Исследовательская деятельность в школе
Слайд 1Исследовательская деятельность в школе
Слайд 2
Исследование в обыденном смысле понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один
из видов познавательной деятельности человека. Однако в профессиональном словаре современного педагога в контексте задач обучения широко используются понятия «исследовательское обучение», «исследовательские методы обучения», «исследовательская деятельность», которые часто не определяются, а поэтому не способствуют совершенствованию образовательной практики.
Слайд 3
Под исследовательской деятельностью мы понимаем творческий процесс совместной деятельности двух субъектов
(учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.
Слайд 4
в науке сложились теоретические предпосылки для проектирования работы школы по организации
исследовательской деятельности учащихся.
Слайд 5исследования, посвященные специфике исследовательской и познавательной деятельности в индивидуально-личностном становлении:
Н. М. Борытко, А. Н. Кузибецкий
(исследовательская деятельность учащихся в контексте профильного обучения); Н. Ф. Родичев, Е. В. Тяглова (исследовательская деятельность как основа формирования мировоззренческих убеждений); Л. И. Божович, В. С. Ильин, А. К. Маркова, Ф. К. Савина, Г. И. Щукина, П. И. Якобсон (педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся); И. Э. Кашекова (эмоционально-ценностное определение старшеклассников); Е. А. Крюкова (личностно-развивающие технологии); А. Р. Лопатин (создание ситуаций успеха в воспитательно-образовательной работе с подростками); Ю. Н. Орлов (восхождение к индивидуальности) и др.
Слайд 6исследования, посвященные содержанию и формам организации исследовательской деятельности:
В. И. Андреев (диалектика перехода
учебно-творческой деятельности в научное творчество); Е. Е. Чудина (учебно-исследовательские проекты); М. И. Еременко (развивающий потенциал имитационного моделирования); А. Ф. Лазурский (естественный эксперимент и его школьное применение); Б. И. Кедров (о теории научного открытия); С. Н. Чистякова и др. (методические рекомендации по практической реализации профильного обучения); Н. К. Сергеев (особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности); Г. С. Сухобская (психологические аспекты проблемного обучения и развитие познавательной активности взрослых учащихся); А. И. Савенков (психология исследовательского поведения и исследовательские способности школьника).
Слайд 7исследования, посвященные принципам организации исследовательской деятельности:
Л. П. Аристова, Н. Г. Дайри, Б. П. Есипов, И. Т. Огородников, П. И. Пидкасистый,
М. Н. Скаткин, А. Я. Цукарь (организация самостоятельной деятельности учащихся); Д. В. Вилькеев, Т. В. Гришина, В. В. Давыдов, М. А. Данилов, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, Г. И. Щукина (развитие познавательной самостоятельности старшеклассника); П. Я. Гальперин, Е. Н. Кабанова-Меллер, Ю. Н. Кулюткин, А. М. Матюшкин, Н. Ф. Талызина (формирование умственных операций и приемов); Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. С. Обухов, Л. Ф. Фомина (концепция развития исследовательской деятельности учащихся); С. Л. Белых (управление исследовательской активностью ученика); Д. Б. Богоявленская (интеллектуальная активность как проблема творчества); К. Дункер, М. И. Меерович, Л. И. Шрагина (психология продуктивного/творческого мышления) и др.
Слайд 8методическому обеспечению исследовательской деятельности учащихся:
Г. А. Балл, С. С. Бакулевская, Л. Л. Гурова, И. Я. Лернер, В. М. Симонов, Л. М. Фридман (теория
учебных задач и их использование в учебно-воспитательном процессе); П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина (алгоритмизация процесса формирования умений); В. В. Сериков, Н. М. Борытко, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов (создание проблемных ситуаций в процессе обучения старших школьников); И. В. Усачева (методика информационно-поисковой деятельности исследователя); Е. А. Шашенкова (задача как средство обучения исследовательской деятельности); Ю. Ф. Сенько (формирование научного стиля мышления учащихся); Т. Н. Счастная (применение логических законов и правил в научной работе) и др.
Слайд 9
Содержание и формы исследовательской деятельности учащихся должны варьироваться по ступеням общего
среднего образования следующим образом:
Слайд 10
в 1—4-х классах это мини-проекты, над которыми учащиеся работают и которые
защищают во внеклассной учебной деятельности в форме ролевых игр;
· учащиеся 5—7-х классов вовлекаются в проектно-исследовательскую деятельность на обобщающих уроках;
Слайд 11
· учебная деятельность учащихся 8—9-х классов (предпрофильное обучение) осуществляется как частично исследовательская
деятельность (учебный процесс строится как ситуация поисковой исследовательской деятельности);
· на этапе профильного обучения (10—11-е классы) создается ситуация научно-исследовательской деятельности в рамках научного общества учащихся.
Слайд 12Формирование исследовательских умений и навыков:
8–9 классы
· умение под руководством педагога выбирать
тему учебного исследования;
· формулировать цели и задачи исследования;
· умение определять возможные методы решения несложной проблемы;
· умение подбора литературы, источников, которые относятся к исследуемому вопросу;
· умение составления БД (базы данных);
· умение составления раздела «Состояние вопроса».
Слайд 13
10 класс
· формулировать актуальность данного учебного исследования;
· проводить обзор литературы по
теме исследования;
· умение самостоятельно выдвигать гипотезу учебного проекта или исследования;
· связывать темы исследования с аналогичными учебными темами школьных курсов;
· умение определять возможные методы исследования;
· написать самостоятельно тезисы по учебному исследованию;
· умение защитить результаты работы на школьной конференции.
11 класс
· под руководством научного руководителя формируется умение наводить научные и учебные подразделения, в которых проводится исследование по выбранной теме;
· умение написать реферат, рецензию, эссе;
· дипломная защита проекта.
Слайд 14
Образовательный потенциал исследовательской деятельности учащихся реализуется при организации ее на принципах
рефлексивного управления (разновидность управления, действующего внутри планово-организованного управления, когда управляющая система приближается к рациональному решению путем проб и ошибок); индивидуализации обучения (оказывает решающее влияние на развивающий потенциал исследовательской деятельности, поскольку индивидуализация обучения способствует приобретению и приращению собственного субъектного опыта, что соответствует рефлексивной функции образовательного потенциала исследовательской деятельности); презумпции человеческого достоинства (запрет на манипулирование учеником, предоставление ему права и возможности самостоятельно реагировать на обстоятельства); интерактивности (актуализация и стимулирование учащихся к самореализации, самодвижению при работе в исследовательской группе).
Слайд 15Методическое обеспечение исследовательской деятельности учащихся
· комплекс учебных программ предметов с указанием
целей предмета, основных теоретических разделов, тем исследовательских и проектных занятий с их почасовой разбивкой, перечня основной и дополнительной литературы;
· методическое описание к исследовательским и проектным работам, содержащим краткие сведения из теории, углубляющие и/или дополняющие учебный материал, описание экспериментальной установки или модели, задание и порядок исследования, контрольные вопросы и выводы, список рекомендуемой литературы;
· методические указания по проектированию, регламентирующие задания и требования к объему и уровню их содержания, а также указания по выполнению проектных заданий с типовыми примерами;
· научно-методическую помощь привлекаемых специалистов в различных областях знаний с целью придания исследовательским работам практической и теоретической значимости.
Источник: shareslide.ru
Исследовательская и проектная работа в школе как средство развития современного ученика. Планирование исследования (из опыта работы)
Савенко, И. А. Исследовательская и проектная работа в школе как средство развития современного ученика. Планирование исследования (из опыта работы) / И. А. Савенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 9 (195). — С. 168-171. — URL: https://moluch.ru/archive/195/48582/ (дата обращения: 03.07.2023).
Современная школа — это место, где дети и подростки проводят большую часть своего времени. От того, как организованно это время, зачастую зависит будущее наших детей. Именно в школе закладывается первоначальные знания, умения и навыки или согласно ФГОС универсальные учебные действия.
Главной задачей школы на современном этапе является формирование всесторонне развитой, конкурентоспособной личности с основами креативного мышления, свободно ориентирующейся в современном мире и способной принимать самостоятельные решения. Школа — это второй дом, мы часто употребляем такое сравнение.
И хорошо, когда в этом доме есть занятие для каждого, по его способностям и интересам. Перед учителем стоит задача не просто научить, а научить «добывать» знания самостоятельно, научить применять эти знания в жизни. Научить отбирать нужную информацию, овладеть основами анализа и синтеза знаний. Научить выстраивать логические цепочки и строить умозаключения.
А самое важное, научить пониманию, зачем нужно учиться! То есть мотивация должна стать основой обучения, профессионально сориентировать современного школьника. Согласно требованиям ФГОС обучающиеся с начальной ступени овладевают основами проектной деятельности, проводят несложные исследования под руководством учителя и родителя.
Именно в этот период выявляются приоритеты детей, сфера деятельности, в которой они себя наибольшим и наилучшим образом проявляют. Эвристический метод работы на данном этапе развития школьника, является одним из самых удачных на мой взгляд. Осознание себя в «статусе» первооткрывателя придаёт ученику уверенности, стимулирует его дальнейшие действия. И не важно, что тот или иной объект уже исследовали и описали, главное, что ОН — УЧЕНИК, это сделал впервые!
Проект и исследование могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповые проекты позволяют развивать коммуникативные компетенции, индивидуальные проекты и исследования развивают личностные и профориентационные компетенции. В средней и старшей ступени обучения происходит самоопределение личности, работа с учеником становится более целенаправленной. Подросток сам выбирает тему, объект, способы и методы исследования, ставит цели и задачи, выдвигает и доказывает гипотезу. Но к этому «самостоятельному» его подводит учитель — наставник, консультант, единомышленник.
Исследовательская и проектная деятельность прочно вошла в школьный образовательный процесс. На мой взгляд, самым трудным как для ученика, так и для учителя, является выбор темы исследования, методики и планирование этапов исследования. Предлагаю план исследования и критерии оценки исследовательских работ обучающихся из собственного опыта работы.
- Как планировать исследовательскую деятельность собучающимися.
Тема исследования: «Оценка экологического состояния реки Рыбная в станице Балковской с помощью биоиндикаторов». Исследование осуществляется на стыке трёх предметных областей: географии, биологии, экологии. Данная работа способствует формированию предметных, метапредметных и личностных компетенций у ученика. Исследование долгосрочное (сроки: июнь-декабрь).
В итоге необходимо дать оценку экологического состояния реки Рыбная, на основе проведённых исследований. Конечная цель — выступление и защита работы на муниципальном этапе конкурса «Эврика — Юниор», при удачной защите выход на краевой конкурс исследовательских работ. Исследование необходимо будет продолжить, так как нельзя получить достоверные результаты по одному году и одному способу исследования.
Подготовка и проведение исследовательской работы будет проходить по следующему плану:
№п/п
Этап работы
Описание
Сроки
Источник: moluch.ru