На этой страничке Вы найдете методические рекомендации по организации исследовательской деятельности школьников как на уроке, так и во внеурочное время, список тем исследовательских работ и проектов по математике для разных классов, советы и рекомендации по оформлению работ и презентаций.
Организация исследовательской деятельнос
Adobe Acrobat Document 1.0 MB
Как работать над исследовательским проек
Adobe Acrobat Document 207.1 KB
Исследовательские задачи для начинающих.
Adobe Acrobat Document 1.7 MB
Требования к компьютерной презентации.pd
Adobe Acrobat Document 201.0 KB
Источник: pedsovet-matematika.jimdofree.com
Кузьмина В.В. Исследовательская деятельность по биологии
Дополнительная общеразвивающая программа «Организация исследовательской деятельности учащихся»
рабочая программа (9, 10, 11 класс) на тему
Постникова Людмила Васильевна, педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории, образование — высшее педагогическое, педагог-исследователь.
Информация о программе :
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Организация исследовательской деятельности учащихся» реализуется в МБОУ ДО «Токарёвский РДДТ»
По специфике реализации: микро-групповая
Реализуется с 2008 года
По уровню реализации: стартовый (ознакомительный) и базовый (зависит от индивидуальности учащегося)
Направление деятельности: естественнонаучное
По сроку реализации: 1 год (краткосрочная)
Возрастной диапазон:14-17 лет.
Контактный телефон (847557) 2-58-58
1.1. Пояснительная записка
Данная программа относится к естественнонаучной направленности , так как ориентирована на становление у учащихся научного мировоззрения, освоение методов познания мира. Занятия в объединениях естественнонаучной направленности способствуют развитию познавательной активности, углублению знаний, совершенствованию навыков по математике, физике, биологии, химии, информатике, экологии, географии; формированию у учащихся интереса к научно-исследовательской деятельности. Дети учатся находить и обобщать нужную информацию, действовать в нестандартных ситуациях, работать в команде, получают навыки критического восприятия информации, развивают способность к творчеству, наблюдательность, любознательность, изобретательность. Ориентированы на становление научного мировоззрения, освоение методов познания мира.
«Проектная и исследовательская деятельность в школе: требования ФГОС и цифровые решения»
Актуальность программы состоит в том, что современное обучение требует продуманной организации самостоятельной работы учащихся, обеспечивающей успешное овладение программным материалом и навыками творческой деятельности. Поэтому, особо важное значение приобретает научно-исследовательская деятельность школьников.
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у учащегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Этим обусловлено введение в образовательный процесс учреждения дополнительного образования Научного общества учащихся, в основе деятельности которого лежат занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Организация исследовательской деятельности учащихся». Педагогическая общественность должна осознать проектную и исследовательскую деятельность учащихся как неотъемлемую часть образования, одно из направлений модернизации современного образования.
Отличительной особенностью данной программы от существующих является то, что в основном программы по введению учащихся в проектную и исследовательскую деятельность предназначены для учащихся начального, среднего и старшего звена школы по какой-то конкретной предметной области знаний. Эта программа предназначена для кружковцев, занимающихся в объединениях учреждения дополнительного образования различной направленности, проявляющих интерес к научной деятельности и имеющих неординарные способности.
Одаренные дети в дополнительном образовании и являются адресатами программы. Проблема раннего выявления и обучения одаренных детей — самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал района, области и государства в целом.
Под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность. Познавательная потребность — прежде всего в познавательной информации, которая выступает в самых разных формах: потребность в впечатлениях, любознательность, целенаправленная познавательная деятельность.
Одаренные дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач.
Каждый одаренный — индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды, включающей специальное образование, которое выходит за рамки обучения в обычной школе. Именно учреждения дополнительного образования могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность.
Объем и срок освоения программы : программа рассчитана на 4 часа в неделю, общее количество часов 144, по сроку реализации составляет 1 год. Содержание охватывает весь процесс научного исследования и разделено на шесть частей.
- Во «Введении» рассматриваются основные виды исследовательских работ.
- Вторая часть является исходной теоретической базой для последующей работы. Она включает изучение основных понятий научно-исследовательской работы, методов поиска информации.
- В третьей части Основные понятия исследовательской работы: гипотеза, метод исследования, идея
- В четвёртой части рассматриваются этапы работы в рамках исследования.
- Пятая часть курса посвящена оформлению исследовательской работы.
- В заключительной части содержатся рекомендации по представлению результатов исследовательской работы в ходе процедуры её защиты, итоговой аттестации.
Программа предполагает как теоретические, так и практические занятия.
Форма обучения по данной программе очная, но допускается обучение по другим формам и сочетание различных форм получения образования.
Используются следующие формы и методы:
- Содействие становлению целостного мировоззрения (объяснение и рассказ, показ видеофильмов, экскурсии в научные лаборатории, знакомство с учеными, работа с библиотечными фондами и Интернет-ресурсами);
- Обучение через опыт и сотрудничество (совместная закладка опытов, анализ результатов исследования, подготовка рефератов, составление слайдовых презентаций, проведение исследовательских и творческих работ);
- Интерактивность (семинарские занятия, работа в малых группах, имитационное моделирование, тренинги, игровая деятельность, поиск проблем, выдвижение и анализ гипотез, разработка мини- проектов);
- Учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся (аудиальный, визуальный и кинестетический способы познания мира, выбор индивидуального темпа работы, индивидуальное тестирование);
- Личностно-деятельностный и субъект-субъектный подходы (анкетирование и постоянный анализ интереса учащегося к видам деятельности и содержанию материала, коррекция).
Особенности организации образовательного процесса . По специфике реализации дополнительная общеразвивающая программа «Организация исследовательской деятельности учащихся» относится к микро-групповым программам, то есть предусматривает занятия, как в маленькой группе, так и индивидуально, причем состав группы может быть переменным. По уровню реализации — обучение организовано от стартового до базового уровня и зависит от индивидуальных особенностей учащегося.
Режим занятий, периодичность и продолжительность : занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, каждый час продолжительностью 45 минут с перерывом 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4, курс рассчитан на 36 учебных недель, общее количество часов в год – 144.
1.2. Цель и задачи программы
Целью программы явилось создание системы эффективной организации исследовательской деятельности с одаренными учащимися в учреждении дополнительного образования и оказание методической поддержки учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на различных научно-практических конференциях и конкурсах школьников.
- Личностные: формировать умение планировать и организовывать свою деятельность так, чтобы каждый работал в удобном для него индивидуальном темпе, выполнял посильную для себя работу, имел возможность на занятии испытать учебный успех; обеспечивать технику безопасности при проведении исследований.
- Метапредметные: формировать самостоятельность и ответственность, активизировать мыслительную деятельность учащихся, прививать чувство значимости научных исследований, понимания роли науки в жизни человека и приобщение к ценностям и традициям российской научной школы.
- Образовательные (предметные): развивать творческий потенциал учащихся, их познавательные и личностные возможности и способности; научить выделять проблему из общей массы информации в рассматриваемой области; правильно формулировать тему исследования, ставить цель исследования и задачи, формулировать «Предмет и объект» исследования, гипотезу; находить и обрабатывать информацию, анализировать данные, полученные в ходе поиска и делать выводы; познакомить с методами исследования; научить методике проведения эксперимента, умению вести исследование и правильному оформлению отчётности.
1.3. Содержание программы
Учебное планирование (УП)
Источник: nsportal.ru
Исследовательская деятельность учащихся программа
Правильный порядок действий:
1. Зарегистрироваться на сайте(иначе не будет связи автора со статьёй и личного кабинета).
2. Войти на сайтпод своим логином и паролем , опубликоватьматериал, оплатитьпубликацию.
3. Дождаться проверкии открытия статьи на сайте (не более суток в рабочие дни).
4. Сохранить Свидетельствоо публикации из личного кабинета.
Подробнее см. здесь.
Публикации по рубрикам:
Публикации материалов на сайте и в сборниках с № ISBN:
— Дошкольное образование
— Среднее образование, СПО
— Общепедагогические темы
![]()
(материалы по 31.03.2023г.)
Публикации материалов на сайте:
— Дошкольное образование
— Среднее образование, СПО
— Общепедагогические темы
Публикации презентаций на сайте:
— Дошкольное образование
— Среднее образование, СПО
— Общепедагогические темы
Публикация работ обучающихся на сайте:
Скачайте полезный файл:
Исследовательская и проектная деятельность учащихся в условиях реализации ФГОС
Дата публикации: 2018-12-25 08:54:01
Статью разместил(а):

Зарипова Эльвира Мансуровна
Исследовательская и проектная деятельность учащихся в условиях реализации ФГОС
1. Что понимается под компонентом образовательной среды образовательной организации?
· Основные направления планирования работы школы, которые, развиваясь и взаимодействуя друг с другом, задают специфику образования в школе и его качественный уровень.
2. Внутренняя нормативная база образовательной организации, необходимая для эффективной реализации исследовательской и проектной деятельности, может включать:
· Положение об организации исследовательской и проектной деятельности в образовательной организации.
3. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008) определяет:
· Перечень направленностей дополнительных общеразвивающих программ.
· Специальные условия реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ.
4. Методическое объединение образовательной организации по исследовательской и проектной деятельности должно обеспечить:
· Согласование включения в программы изучаемых предметов элементов исследовательской и проектной деятельности.
· Экспертизу качества образовательных программ с элементами исследовательской и проектной деятельности.
5. На каком этапе выполнения исследовательской работы формируются преимущественно регулятивные универсальные учебные действия?
· При совместных с учителем постановке целей, задач, формулировании гипотезы исследовательской работы.
6. Главной задачей программы развития универсальных учебных действий является:
· Достижение учащимися высоких метапредметных и личностных результатов образования.
· Обеспечение динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования.
7. Личностные образовательные результаты могут диагностироваться:
· Путем включенного педагогического наблюдения.
· С помощью исследования на основе методик психологической диагностики.
· На основании портфолио достижений.
8. Какие есть виды проектов школьников в соответствии с ФГОС?
· Творческий, прикладной, конструкторский.
9. Критерии оценки исследовательской работы учащихся старшей ступени должны включать:
· Актуальность (интерес) работы для автора.
· Владение автором терминологическим аппаратом избранной области.
10. Тема проектной работы учащихся 6-7 класса может быть сформулирована следующим образом:
· Макет автобуса нового поколения.
· Выращивание огурцов на моем дачном огороде.
· Летний поход моего класса.
11. Образовательная программа с элементами исследовательской (проектной) деятельности должна включать:
· Подачу педагогом предметного содержания учебного материала в проблемном ключе, с фиксацией вопросов, которые могут стать темой индивидуальных проектных или исследовательских работ.
· Обучение детей общей методологии проектирования или исследования, изучение состава и последовательности этапов их выполнения.
· Требования к квалификации педагога, реализующего программу.
12. Элементы исследовательской и проектной деятельности со школьниками могут быть реализованы:
· в рамках внеурочной деятельности;
· в работе детских клубных объединений;
· при реализации дополнительных предпрофессиональных программ;
13. Педагог, руководящий исследовательскими и проектными работами школьников, должен:
· Вместе с учащимся обсуждать каждый дальнейшей шаг в выполнении работы и инициировать школьника на принятие собственных решений.
· Постоянно поднимать вопрос о развитии исследовательской и проектной деятельности на педсоветах и методических объединениях.
14. Целями организации учебного исследования в общеобразовательной школе являются:
· Профессиональная ориентация одаренных учащихся в области интеллектуальных профессий.
· Развитие исследовательских способностей учащихся.
15. Структура проектной работы учащегося начальной школы обязательно включает:
· Описание полученного результата.
· Описание собственной практической работы по реализации проекта.
16. Внеурочная деятельность организуется:
· По направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
· В следующих формах: кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады.
17. Программы внеурочной деятельности обязательно должны содержать:
· Методику диагностики образовательных результатов.
Источник: xn--80agaberho7af5bycn.xn--p1ai