Исследовательская деятельность по программе детство

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

26 декабря 2020 Мезенцева Елена Анатольевна
6376 242 0 0

Содержимое публикации

МДОУ ЦРР Детский сад №4 «Империя детства»

«Познавательно-исследовательская деятельность в ДОО»

«Этот удивительный мир»

Подготовительная группа

Подготовили

Воспитатель 1 категории

Мезенцева Елена Анатольевна

Воспитатель

Давыдова Светлана Сергеевна

Набор №1 Познавательно-исследовательская деятельность на основе дидактической системы Ф. Фребеля.

3. Цели и задачи проекта………………………………………………4

6. План реализации проекта…………………………………………..11

7. Ожидаемые результаты…………………………………………. 11

8 Работа с родителями……………………………………………. …11

10. Перспективы реализации проекта………………………………12

Паспорт проекта.

«Этот удивительный мир»

Руководитель проекта

Воспитатели МДОУ ЦРР д/с №4 «Империя детства»

Мезенцева Е.А, Давыдова С.С

Вид проекта

Тип проекта

Групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский.

Место реализации проекта

МДОУ ЦРР дс №4 «Империя детства»

Участники проекта

Воспитанники подготовительной группы 14 человек, воспитатели, родители воспитанников

Возраст воспитанников

Дети подготовительной группы 6-7 лет

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Срок реализации проекта

Актуальность проекта

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К.Е.Тимирязев

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева).

Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников — представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации дальнейшему образованию и самообразованию.

Работа по программе «Миры детства…. Познавательно-исследовательская деятельность.

С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии с взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Проанализировав уровень исследовательской активности старших дошкольников, мы разработали проект «Этот удивительный мир». В проекте учтены возрастные особенности, интересы и предпочтения детей. В своей работе руководствуюсь программой «Развитие» под редакцией Л.А.Венгер парциальной программой «Юный эколог» С.Н.Николаевой, «Ознакомление дошкольников с природными объектами» Зениной Т.Н., «Ознакомление с окружающим миром» Дыбиной О.В.

Читайте также:
Программы в матрице судьбы это

Цели и задачи проекта

Сколько интересных и удивительных предметов вокруг нас?

Цель проекта

Практическое внедрение познавательного исследования и детского экспериментирования как средства развития умственной активности.

Задачи проекта

1.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

2.Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью — доказательством;

3.Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

5.Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

6.Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Методы и технологии реализации проекта

Метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры — экспериментирования, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.

Формы работы

Совместная деятельность воспитателя с ребенком,

самостоятельная деятельность детей,

НОД, «Что, где, когда?», наблюдения в природе,

рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий, беседы, просмотр фильмов, прослушивание аудиозаписей.

Ресурсы реализации проекта

Нормативно-правовые.

Программа «Развитие» под редакцией Л.А.Венгер

Рабочая программа воспитательной -образовательной работы с детьми подготовительной группы на 2020-21 уч. год.

Реализация проекта осуществляется за счет дополнительных средств ДОУ (Покупка методической литературы, оборудования для экспериментирования)

Материально-технические

Реализация проекта требует изготовления информационных материалов для родителей.

Приобретения дидактических пособий.

Приобретения оборудования для экспериментирования

Использования проектора и медиотеки.

Зам директора по воспитательной работе.

воспитатели первой категории

Информационные ресурсы

Сайт образовательного учреждения

Сайт Detsad kitti . ru

Сайт Яндекс видео

Структура проекта

1 этап: Подготовительный

Определение цели и задач проекта.

Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.

Разработка комплексно — тематического плана работы.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей:

создание центра экспериментально-поисковой деятельности;

Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;

2 этап: Основной

Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности .

Самостоятельная практическая деятельность детей по проекту.

Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей.

3 этап: Заключительный

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно- исследовательской деятельности детей.

Проведение игры «Что, Где, Когда?»

Содержание работы.

Совместная деятельность в режимных моментах

Досуги, развлечения

Источник: www.art-talant.org

Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе у детей старшего дошкольного возраста по программе «Детство»
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Задачи, методы и приемы для развития кругозора и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего возраста по программе «Детство».

Скачать:

Предварительный просмотр:

К шестому году жизни дети достигают больших успехов в освоении представлений о природе, накоплении опыта деятельности и отношении к ней. Кругозор дошкольников становится достаточно широким. Они проявляют активный интерес к природе, объясняют, для чего нужны растения и животные, почему человеку невозможно без них прожить на земле. Уровень развития социальных эмоций старших дошкольников позволяет вырабатывать положительное ценностное отношение к нормам поведения в природе.

Учитывая это, программа «Детство» ориентирует воспитателей на дальнейшее развитие у старших дошкольников интереса к природе, желание активно познавать природные объекты и действовать с ними, проявлять гуманное отношение к животным и растениям. Это предполагает решение нескольких следующих взаимосвязанных задач. (слайд 1).

Решение этих задач обеспечивает становление основ объективной позиции старшего дошкольника, что прослеживается в следующих направлениях (слайд 2)

В содержании раздела «Ребенок познает мир природы» можно выделить несколько блоков (слайд 3, 4, 5, 6).

Программа содержит требования к познавательным, речевым, практическим умениям и отношению к природе. Основные познавательные умения дошкольника предполагают (слайд 7) , (слайд 8), (слайд 9).

Экологическое развитие детей в педагогическом процессе старшей и подготовительной групп ДОУ включает организованное обучение, совместную деятельность ребенка со взрослым и сверстниками, самостоятельную деятельность детей. В ходе организованного обучения используются разные образовательные ситуации, направленные на формирование обобщенных представлений, выявление причинных связей в природе, в которых познание природы сочетается с другими видами детской деятельности.

Совместная деятельность воспитателя и детей предполагает (слайд10) .

Самостоятельная деятельность предполагает стимулирование педагогом самостоятельной деятельности детей в природе, задания для наблюдений в природе, создание проблемных ситуаций- познавательных и практических (слайд11).

Осуществлять такую работу возможно только при создании богатой, дидактически оснащенной развивающей среды экологического характера, где ребенок действуя самостоятельно может познавать окружающий мир, выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдать за объектами и явлениями неживой и живой природы.

Работая с детьми старшего возраста, воспитателю необходимо предусматривать (слайд 12)

Впечатления и представления, полученные в ходе наблюдений, экскурсий, интересно вспомнить и использовать при заполнении экологического дневника. Это пособие состоит из 4 тетрадей- дневников «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».

В работе с дневником активно применяются наблюдение, поисковая деятельность, изобразительная деятельность, элементарные опыты, природоохранительная деятельность, которые сопровождаются активной речевой деятельностью. Только в этом случае у ребенка появится привычка, а затем и потребность наблюдать, возникает интерес к исследовательской деятельности, в результате чего ребенок приобретает систему экологических представлений. Пособие содержит системно выстроенную и наглядно представленную экологическую информацию для старших дошкольников, которая разворачивается от недели к неделе, от месяца к месяцу, от сезона к сезону. Форма дневника создает для педагогов необходимость организации регулярного обращения к природе, что ставит ребенка в активную позицию.

Читайте также:
Программа recuva как восстановить файлы

Работа с пособием научит ребенка (слайд13).

Дети приобретут навыки (слайд14).

Источник: nsportal.ru

«Формирование основ познавательной и исследовательской деятельности по программе «Детство» во второй младшей и средней группах детского сада»

«Я слышу — и забываю.
Я вижу – и вспоминаю.
Я делаю – и постигаю.»
Конфуций

Согласно общепризнанной точке зрения, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте выступает игровая деятельность дошкольников. Вместе с тем, накапливается все больше сомнений в абсолютности этого суждения. Так, в 1990-е годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н.

Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт работы в системе дошкольного образования, пришел к выводу, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является познавательно-исследовательская. Данная точка зрения подтверждается высказываниями А.Я. Каменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др. По мнению Н.Н.

Поддъякова, именно эта деятельность идет от самого ребенка с первых месяцев его жизни. Ребенок появляется на свет уже с врожденной познавательной направленностью, с очень мощным, практически непреодолимым инстинктом познания.
Кроме того, известен тот факт, что в лаборатории физиолога И.П. Павлова был осуществлен один незапланированный эксперимент. Изучая условные рефлексы ребенка, экспериментаторы зажигали перед ним лампочку и давали засахаренную клюкву. Выяснилось, что у детей условные рефлексы вырабатывались значительнее медленнее, чем у животных. Это озадачило исследователей.

Изменив методику, они вместо клюквы стали давать какой-нибудь новый предмет, который ребенок мог обследовать. Тут человеческий детеныш показал всю силу своего интеллекта, рефлексы образовывались практически мгновенно. Из таких неожиданных наблюдений был сделан вывод, что у детей реакция на новизну, на новый предмет сильнее, чем на пищу. Это явление Павлов назвал рефлексом «что такое?».
Разработку теоретических основ познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством академика Н.Н. Поддъякова. Несмотря на прилагаемые усилия теоретиков дошкольного образования, на сегодняшний день методика организации этого вида деятельности разработана неполно (нехватка методической литературы, отсутствие увлеченности педагогов в данном направлении). Следствием этого являются ошибки воспитателей при организации детской исследовательской деятельности:
* отмечаются лишь элементы планирования, выполнения опыта и анализа его результатов;
* цели, как правило, ставятся педагогом;
* мотивация строится не от познавательной потребности, а на основе интереса к действию;
* использование элементарных опытов фрагментарно;
* часто вся работа педагога сводится к созданию картотек опытов и наблюдений;
* часто само исследование осуществляется воспитателем или одним ребенком.
В современной педагогике отмечается также полярная тенденция, но не менее опасная для познавательного развития малышей:
• взрослые все больше игнорируют специфику дошкольного возраста и стремятся к переносу средств и методов школьного обучения в самые ранние периоды детства, то есть форсируют темпы детского развития (методики «Математика с пеленок», «Читать раньше, чем говорить» и т.д.);
• активная продуктивная деятельность, общение с близкими взрослыми дошкольников все чаще подменяются потреблением готовой информации, исходящей с телевизионного и компьютерного экранов.
Все это блокирует собственную деятельность ребенка, неизбежно ведет к обеднению, суживанию его возможностей, недоразвитию его личности.

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоят вопросы: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?», ведь резко изменился социальный заказ: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – креативная личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением, нужны пытливые люди с неутомимой жаждой познаний и открытий. Процесс познания – творческий процесс, и задача педагога – поддержать в ребенке интерес к исследованиям, к открытиям, создать необходимые для этого условия, в частности – развивающая среда, постоянно расширяющаяся и обновляющаяся, исследовательская лаборатория, оснащенная разнообразными материалами и оборудованием, познавательной литературой (см. приложение N1).

Так как у детей младшего и среднего дошкольного возраста мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным, а не словесно-логическим, то педагогический процесс по формированию основ познавательной и исследовательской деятельности с детьми данного возраста должен основываться на практических и наглядных методах. С методикой проведения наблюдений (за живыми и неживыми объектами окружающего мира) и элементарных опытов педагоги знакомы и активно их используют в своей практике. Интересна идея фиксации полученной информации и результатов исследований младшими дошкольниками. Поскольку они не могут как взрослые люди описывать их в текстах, изображать в диаграммах, то в этом им поможет такое дидактическое пособие, как «Исследовательский фартук с прозрачными кармашками». В них дети могут вставлять рисунки, схемы, символы, нарисованные вместе со взрослым. Методику работы с ним разработал американский педагог Сандра Кейплан, возрастной диапазон – с 5 до 9 лет, состоит из четырех частей:

  1. посередине верхней части фартука — один карман «Тема исследования»
  2. во втором ряду – три-четыре кармана «Постановка вопросов»
  3. третий ряд – «Проведение исследования» (вся полученная информация)
  4. четвертый ряд – «Подведение итогов» (анализ, сравнение; устное сообщение, коллаж и т.п.)
Читайте также:
Как установить программу Андроид на линукс

Один из основных принципов педагогической работы – учет возрастных и индивидуальных способностей детей. В период младшего дошкольного возраста у некоторых детей имеет место быть деструктивный способ познания мира, сущность которого заключается в том, чтобы посмотреть, как устроен объект окружающей действительности изнутри, из каких частей он состоит, как эти части взаимосвязаны между собой. Его проявления – ребенок не разбирает свои игрушки, а ломает их (отрывает или отламывает).
В деструктивных действиях по сути нет ничего плохого, тяга к разрушению в той или иной мере живет в каждом человеке, как противоположность созидания и творчества. Чем полнее будет принята взрослыми эта часть личности ребенка, тем ярче и насыщеннее сможет быть проявлена и раскрыта ее созидательная сторона, то есть его успешное познавательное развитие. Деструктивные игры не исчезнут, а лишь будут оттенять жизнь ребенка.
Советы педагогу:

  1. Не запрещать ребенку «разрушительные» игры (если это не вредит его здоровью).
  2. подобрать специальные разбирающиеся игрушки или недорогие, которые можно разломать.
  3. показать ребенку варианты деструктивных и конструктивных действий с одной игрушкой.
  4. деструктивные игры необходимо заканчивать в конструктивном ключе (пусть даже с отсрочкой во времени).
  5. принимать участие в деструктивных играх малыша.

При таком отношении взрослых малыш чувствует, что его внутренние разрушительные стремления понимаются и принимаются взрослыми, и он их сам начинает лучше понимать и принимать более осмысленно. Только через такое принятие можно сделать деструктивные наклонности ребенка более мягкими, не такими взрывными и неожиданными.

В программе «Детство» обращается внимание педагогов на наличие в группе материалов для составления коллекций. Анализ программы показывает, что авторы не выделяют коллекционирование как доступный для дошкольников вид деятельности, направленный на развитие познавательной активности дошкольников.

Коллекции необходимо рассматривать как составляющую часть развивающей среды группы. Коллекционирование – это одно из древнейших увлечение человека, которое всегда связано с поиском и собиранием предметов, не имеющих практического использования, но ведущих к размышлению. Пусть не совсем осознанные, но зачатки коллекционирования уже ярко проявляются в младшем дошкольном возрасте; на первом месте у них стоит собирательство наклеек, фишек, вкладышей от жвачек с изображением кадров из мультфильмов, машин. Чуть позже это будут наклейки с изображением звезд кино и спорта, коллекции красивых камней, перьев, солдатиков и т.д.
Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, долее получаемая информация систематизируется, и формируется готовность к осмыслению окружающего мира, развиваются умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, — словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.

В старшем дошкольном возрасте результативно использование различных видов бесед, а особенно эвристической (эвристика (греч.) – отыскиваю, нахожу, открываю). Но уже в младшем дошкольном возрасте рекомендуется задавать детям вопросы поискового характера (например, во время наблюдения за цветением одуванчиков в тени и на солнечном пригорке): не «Что это?», «Что делают?», а «Почему?».
При осуществлении руководства исследовательской деятельностью детей в детском саду необходимо учитывать зарождающиеся у них половые склонности и интересы, половые особенности процесса познания и изучения мира (см. приложения N2).
Уже в младшем дошкольном возрасте эффективно использование некоторых методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Занятия по методике ТРИЗ строятся на основе системного подхода для формирования у тех, кто по ним обучается, полной картины мира. Для выполнения исследовательских заданий ребята используют собственные уникальные решения проблемы, описывают и изучают явления, выясняют причины их появления и объясняют, почему они происходят. То, до чего ребенок дошел сам, в его голове останется навсегда.
Ребенок познает, исследует окружающую действительность не только в детском саду, но и за его пределами. В этом велика роль родителей. Ученые отмечают, что у большинства мам существует тысяча «нельзя» для обеспечения безопасности жизни своего малыша. Им полезно знать, что слишком большое количество запретов ограждает ребенка от жизни, делает его мир стерильно неинтересным.

Чрезмерно частое слово «нельзя» лучше заменить дипломатическими уговорами, объяснениями или переключением внимания ребенка. Канадские психологи утверждают: чтобы ребенок был уверен в своих силах и проявлял разумную познавательную активность, родители не должны находиться слишком близко или слишком далеко от него. Лучше всего с таким условием справляются отцы. Они дают большую свободу действий, что позволяет их чадам активно и самостоятельно изучать окружающий мир; они более, чем матери, склонны поддержать ребенка в проявлениях познавательной активности, когда малыш способен принимать самостоятельные решения . Чем меньше контроля замечено в родительском поведении, тем больше заинтересованности проявляет ребенок к среде, в которой он находится.

Дизайн Шаронова Дарья (Bestary)

Источник: www.moi-detsad.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru