Исследовательская деятельность младших школьников программа

Презентация на тему: » ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.» — Транскрипт:

1 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2 Условия исследовательского обучения стремиться определять и выражать качество неизвестного при помощи известного непременно измерять все, что может быть измерено, по возможности показывать численное отношение изучаемого к известному всегда определять место изучаемого в системе известного

3 Основные этапы исследования постановка проблемы изучение теории, посвящённой данной проблематике подбор методик исследования собственные выводы сбор материала, его анализ и обобщение научный комментарий

4 Уровни исследовательского обучения педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику

Современные формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников и младших школьников.

5 Классификация исследований по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные ) по теме (предметные или свободные) по месту проведения (урочные и внеурочные) по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала, изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу) по времени (кратковременные и долговременные)

6 Первый этап – 1 класс Коллективный учебный диалог Рассматривание предметов Создание проблемных ситуаций Чтение-рассматривание Коллективное моделирование Игры-занятия Совместное с ребенком определение его собственных интересов Индивидуальное составление схем Выполнение моделей из различных материалов Экскурсии Выставки детских работ.

7 Второй этап – 2 класс Учебная дискуссия Наблюдения по плану Рассказы детей и учителя Мини-исследования Экскурсии Индивидуальное составление моделей и схем Мини-доклады Ролевые игры Эксперименты.

8 Третий этап – 3 и 4 классы Мини-исследования Уроки-исследования Коллективное выполнение и защита исследовательских работ Наблюдение Анкетирование Эксперимент

9 Список рекомендуемой литературы Румянцева Н.Ю. Организация учебно- исследовательской деятельности младших школьников.-pedsovet.org Румянцева Н.Ю. Потенциальная готовность учителя к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников.- pedsovet.org Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников // Исследовательская работа школьников. –

10 Список Интернет-ресурсов по проблемам исследовательской деятельности -Портал исследовательской деятельности учащихся -сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. — сайт журнала «Исследовательская работа школьника» сайт-обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр сайт подписки на рассылку новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям в рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся.

Исследовательская деятельность младших школьников.

Источник: www.myshared.ru

Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников»
рабочая программа на тему

Программа составлена на основе программ «Юный исследователь» автора Семёновой Н.А., рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Российской Федерации для учителей начальных классов, и «Программы исследовательского обучения младших школьников» автора А.И.Савенкова.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2

«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников»

учитель начальных классов

Практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе современной школы находит все большее применение. Учитель-новатор уже в начальной школе все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.

Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Недостаток фундаментальных знаний порой не позволяет детям правильно оценить результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательным. Деликатная помощь педагога здесь необходима не только для того, чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребенка не разочаровываться и продолжать исследование.

Читайте также:
Call of Duty ghosts прекращена работа программы

Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.

Итогом исследовательской работы и главным этапом обучения юного исследователя является выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника! Все работы независимо от их качества необходимо похвалить, чтобы у детей возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.

Программа составлена на основе программ «Юный исследователь» автора Семёновой Н.А., рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Российской Федерации для учителей начальных классов, и «Программы исследовательского обучения младших школьников» автора А.И.Савенкова.

Модифицированная программа содержит следующие отличия:

— введены некоторые логические понятия «истина», «ложь», «дерево»; предлагаются для решения простые задачи по комбинаторике, логические задачи,

— предложены способы оценивания и формы представления результатов

исследовательской деятельности школьника,

— существенным дополнением являются уроки компьютерной грамоты.

Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путем совершенствования его исследовательских способностей
в процессе саморазвития.

  • развитие познавательных потребностей и способно младших школьников;
  • обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
  • формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Содержание обучения рассчитано на обеспечение следующих аспектов:

— возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин;

— возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует самоопределению учащихся;

— возможность развития интересов к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.

Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Недостаток фундаментальных знаний порой не позволяет детям правильно оценить результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательным. Деликатная помощь педагога здесь необходима не только для того, чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребёнка не разочаровываться и продолжать исследование.

Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребёнка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.

Материал программы курса опирается на следующие понятия:

Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций.

С 1 класса проводятся специальные занятия по исследовательской деятельности – 1 час в неделю. Возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, естествознания.

Со 2 класса работа осуществляется по следующим направлениям:

  1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др.
  2. Осуществление коллективных исследований по определённому плану, по различным темам.
  3. Продолжается работа по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.
  4. На уроках используются проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации.
  5. На занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий; сравнение предметов и множеств предметов; изучаются логические понятия «истина», «ложь», «дерево».
  6. Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам.
Читайте также:
Как записать видео на диск без программ

1. На теоретических и практических занятиях по исследовательской деятельности учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, структурой, методами исследований. На уроках используется игровые методы, путешествия, сказочный материал.

2. Проводятся коллективные исследования на заданную тему. У детей активность выше, больше интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности.

3. Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений. Учащиеся проводят опросы, анкетирования.

4. Ход исследований обсуждается на занятиях по исследовательской деятельности, учителем оказывается консультативная помощь.

В 4 классе на уроках исследовательской деятельности обобщаются полученные знания. Внимание уделяется умениям работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты. Представлять результат своей работы в виде текста, графика, модели. Существенным дополнением являются уроки компьютерной грамоты, на которых учатся оформлять свои работы.

Виды учебных исследований :

— по количеству участников: индивидуальные, коллективные, групповые;

— по месту проведения: урочные, внеурочные;

— по времени: кратковременные или долговременные;

— по теме: предметные, свободные.

Формы занятий , позволяющих представить результаты исследований:

— конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории. В отличие от «взрослой» конференции здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника.

— презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;

— выступления перед своими одноклассниками, перед учащимися параллельных классов;

— выставка достижений, проводится в основном для родителей.

Темы, выбираемые учащимися для проведения исследования:

«История моей семьи», «История моего города», « Подводный мир морей», «Кристаллы» и т.д.

Программа способствует формированию следующих универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • способность к саморазвитию.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Читайте также:
Назовите имена известных вам программ открывающих файлы rtf

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Данная программа рассчитана на 32 (1 класс), 34 часа (2-4 классы).

Продолжительность занятий — 45 минут.

Программа рассчитана на 4 года.

Источник: nsportal.ru

ВВЕДЕНИЕ

Обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком. Решить практические задачи исследовательского обучения младших школьников поможет данное пособие.

Его первая глава «Исследовательское обучение в современной образовательной практике» кратко вводит читателя в контекст рассуждений о роли и месте исследовательского поведения в развитии личности ребенка и о роли исследовательского обучения в практике современного образования.

Вторая глава «Методика проведения учебных исследований с первоклассниками» посвящена описанию методики, разработанной для самых маленьких школьников — первоклассников. Эта методика призвана помочь детям освоить первые навыки исследовательского поиска. Она включает в себя два уровня: первый — условно назван «тренировочным», второй — «основным». Тренировочные занятия направлены на знакомство детей с методикой поиска, сбора и представления информации. Последующие занятия, названные основными, построены на самостоятельном исследовательском поиске каждого ребенка.

Отметим, что несмотря на то, что изложенная во второй главе методика адресуется первоклассникам, возрастной диапазон ее применения гораздо шире. Специальные исследования, проведенные в ходе ее разработки, показывают, что она хорошо работает и со старшими дошкольниками, и со студентами университетов. Представление ее как методики для первоклассников в данном тексте объясняется тем, что ее использование наиболее логично, а потому и более результативно на начальных этапах приобщения учащихся к исследовательскому поиску.

Источник: pedlib.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru