ВНЕСЕНИЕ ПРОГРАММЫ В РЕЕСТР РОССИЙСКОГО ПО
Программы, внесенные в реестр отечественного ПО, освобождаются от уплаты НДС и могут участвовать в госзакупках. Зарегистрируйте свой продукт в реестре.
ВНЕСЕНИЕ ПРОГРАММЫ В РЕЕСТР РОССИЙСКОГО ПО
- Подача документов происходит через личный кабинет на сайте: https://reestr.digital.gov.ru/.
- На первом этапе необходимо заполнить заявку, загрузить пакет сопровождающих документов и подписать их ЭЦП организации.
- Заявка отправляется на проверку по формальным основаниям. Если необходимые документы на месте, в них нет ошибок, и информация правдива, — заявку регистрируют. Обычно это занимает 10 рабочих дней.
- Затем в работу включаются эксперты Минцифры, которые изучают компанию, права на программу и ее дистрибутив.
- Эксперты выносят окончательное решение не позднее 65 рабочих дней с даты регистрации заявления. Если оно положительное, на электронную почту падает уведомление, и уже на следующий день программа получает регистрационный номер и оказывается в реестре.
- В случае если вам было отказано в регистрации, заявку можно подать повторно.
Эти условия включают в себя следующие требования (кратко):
Отчет о реализации работ услуг в разрезе контрагента на примере сервиса Учет.бухгалтерия
1) Требования к технологическому стеку программы: нельзя использовать программы, сервисы и платформы из стран, наложивших санкции. Перечень разрешенных и запрещенных компонентов/систем размещен на сайте. Если для установки и/или работы ПО необходимы любые компоненты/системы/операционные системы из столбца «Запрещено», Экспертный совет откажет во включении ПО в реестр.
2) Копии документов, подтверждающих, что исключительное право на заявляемое ПО на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права принадлежит вам.
3) Особые требования к сторонним компонентам с указанием их правообладателей и лицензий их распространения.
4) Экземпляр ПО, который эксперт сможет развернуть у себя в изолированной тестовой среде одним из перечисленных способов, а также пошаговая инструкция по развертыванию экземпляра вашего ПО и описание функциональных характеристик.
5) Информация о процессах разработки и поддержки.
6) Регулярное обновление информации о продукте на сайте, ее полнота и доступность. В случае, если какая-то требуемая информация (или страница целиком) перестает быть доступной (сайт переехал, структура поменялась, доступ предоставляется только авторизованным пользователям и т.п.), это является поводом для исключения сведений о вашем ПО из Единого Реестра.
Обратите внимание:
При выпуске новой версии программы производителю не требуется повторно подавать заявку на включение в реестр российского ПО – такое решение было принято на Экспертном совете по программному обеспечению при Минцифры России.
Регулирующие документы:
Источник: xn--52-9kcqjffxnf3b.xn--p1ai
Как проверить лицензию на образовательную деятельность учреждения?
Любое обучение предполагает не только приобретение знаний, но и получение документа, который подтверждает образование. Однако если у образовательной организации нет аккредитации или лицензии, такой документ может быть не востребован у работодателей и даже не иметь юридической силы. Поэтому так важно проверять наличие аккредитации и лицензии в Реестре образовательных учреждений.
Что такое Реестр образовательных учреждений?
Designed by rawpixel-com/Freepik
Это перечень образовательных организаций, подтвердивших свое соответствие стандартам образовательной деятельности и получивших соответствующую лицензию.
Он формируется на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Данные об учреждениях, внесенных в реестр, представлены на сайте Рособнадзора.
Зачем нужна лицензия образовательному учреждению?
Если заведение, предоставляющее образовательные услуги, не имеет лицензии (лицензия отозвана или не получена вообще), оно не имеет права никого учить. Соответственно, любой документ об образовании не несет юридической силы (не действителен).
Важна и аккредитация учебного заведения, которая влияет на возможность выдавать документы государственного образца.
Но это еще не все. Даже если официальный документ не требуется, и вы хотите получить какие-то знания просто для себя, факт отсутствия лицензии должен настораживать. Организация, которая отвечает за предоставленные услуги, заинтересована работать официально. Если никакой лицензии нет, это может означать, что у организации проблемы с законом, либо просто нет необходимой материальной базы, педагогического состава, нет подходящих помещений. Образно говоря, новые знания будут получены в «шарашкиной конторе» с «филькиной грамотой» на выходе.
Вот затем, чтобы не оказаться в такой ситуации, и нужно проверять наличие лицензии. А значит, следует обратиться к Реестру образовательных учреждений.
Нужна ли лицензия для обучения по программам дополнительного профессионального образования (ДПО)?
Да, нужна. В законе выделяют три вида дополнительного профессионального образования:
- Профессиональная переподготовка;
- Повышение квалификации;
- Стажировка.
Если образовательная организация проводит обучение хотя бы по одной из них, она по итогам должна выдавать документ об обучении (аттестат, диплом о профпереподготовке, удостоверение о повышении квалификации), следовательно, должна иметь право на выдачу подобных документов.
Поэтому любое учреждение ДПО обязано получить лицензию. Все необходимые документы должны быть размещены на сайте организации.
Если учреждение занесено в реестр, значит, у него все хорошо?
На данный момент – да. Но нужно понимать, что хотя лицензии имеют неограниченный срок действия, их могут отозвать или приостановить при обнаружении серьезных нарушений законодательства. Все это обязательно будет отражено в Реестре образовательных учреждений.
Поэтому информацию нужно периодически проверять.
Как найти лицензию на образовательную деятельность
Если организация работает законно, то на её сайте должны быть документы о лицензировании. Как правило, это сканированные копии (сама лицензия и приложение к ней), в которых указаны:
- номер лицензии;
- дата выдачи документа;
- организация, которая его выдала (территориальный орган Рособрнадзора);
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- основной государственный регистрационный номер юридического лица (ОГРН);
- в приложении – вид образования (например, дополнительное профессиональное обучение).
Если таких документов нет или возникли сомнения в их подлинности, стоит проверить, находится ли организация в Реестре образовательных учреждений на сайте Рособрнадзора. У реестров есть электронные версии, доступ к которым бесплатный.
Проверить лицензию на образовательную деятельность у Рособрнадзора онлайн
- Зайдите наофициальный сайт Рособрнадзора.
- В разделе «Государственные услуги и функции» выберите «Государственные услуги».
- В левой колонке нажмите «Лицензирование образовательной деятельности».
- Войдите в раздел «Сводный реестр лицензий».
- В поисковую строку введите информацию, которой располагаете: номер лицензии, ИНН, название образовательной организации, или любую другую (субъект, орган, выдавший лицензию, дата выдачи). В результате появится информация о состоянии лицензии.
Вы можете увидеть, что лицензия действует – или не действует, аннулирована, приостановлена полностью, либо частично.
- Лицензия не действует, или аннулирована. В этом случае образовательная организация НЕ ИМЕЕТ права набирать новых абитуриентов, выдавать дипломы об образовании и вести образовательную деятельность. Фактически – вуз (ссуз, учебный центр) должен прекратить работу;
- Лицензия приостановлена полностью или частично. Это означает, что организация не имеет права набирать новых абитуриентов, но может заниматься работой, которая не связана с учебным процессом, пока суд не примет решение: восстановить лицензию или аннулировать её окончательно.
Бывают случаи, когда информации о лицензии нет вообще. Проверьте правильность введения данных. Если ошибки нет, это означает, что лицензия поддельная.
Также необходимо помнить, что лицензию должен иметь как головной вуз, так и все его филиалы.
Что делать, если организации нет в Реестре образовательных учреждений?
Если организация не представлена в реестре, значит, она не обращалась за лицензией или лишилась ее по той или иной причине. То есть ее деятельность незаконна. С ней не стоит связываться вообще.
Какие бывают реестры образовательных учреждений?
Designed by gpointstudio/Freepik
В поиске информации можно столкнуться с множеством различных реестров:
- Реестром аккредитованных образовательных организаций,
- Реестром лучших вузов страны,
- Национальным Реестром «Ведущие образовательные учреждения России» и т.д.
Но все эти списки вторичны по отношению к Реестру образовательных учреждений и не так важны. Ведь в конечном счете главное – не статус учебного заведения и не его престижность, а полученные знания и легальность документа об образовании, на которое вы потратили много времени, сил и, возможно, денег.
Вопрос — ответ
Сюда входит перечень учебных заведений, подтвердивших соответствие своих образовательных программ федеральным стандартам. Есть также реестры лучших вузов страны, аккредитованных образовательных организаций и Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России». Однако они вторичны по отношению к Реестру образовательных организаций.
Для проверки лицензии следует зайти на официальный сайт Рособрнадзора (obrnadzor.gov.ru), перейти в раздел «Государственные услуги» и перейти на вкладку «Лицензирование образовательной деятельности». Там следует выбрать раздел «Сводный реестр лицензий» и вбить в соответствующем поле название учебного заведения. Кроме того, лицензирующие документы, как правило, находятся на сайте самой образовательной организации
Наличие лицензии даёт право учебному заведению набирать учеников и осуществлять свою деятельность. Без лицензии, либо с просроченными документами делать это запрещено. Итоговый документ об образовании будет недействителен (не будет иметь юридической силы).
Источник: kedu.ru
О Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства
С 01.08.2016 на сайте налоговой службы успешно работает Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, организованный в форме открытого электронного сервиса. Он предназначен для удовлетворения нужд всех заинтересованных пользователей. Как функционирует данный сервис? В чем его преимущества? Какие хозяйствующие субъекты включены в реестр?
Как часто обновляются сведения реестра? Обо всем этом – далее в статье.
Основные цели реестра
Для обобщения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209‑ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209‑ФЗ) предусмотрено ведение Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Единый реестр).
Ведение Единого реестра возложено на Федеральную налоговую службу (ч. 2 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ). Включение организации (предпринимателя) в Единый реестр означает соответствие критериям субъекта МСП, установленным Законом № 209‑ФЗ; дополнительного подтверждения статуса МСП со стороны хозяйствующего субъекта не требуется. В том виде, в котором ФНС продемонстрировала общественности Единый реестр, он представляет собой размещенную в открытом доступе базу данных о субъектах МСП, при обращении к которой можно подтвердить принадлежность того или иного хозяйствующего субъекта к категории МСП.
- снижение затрат предпринимателей и органов государственной власти, связанных с необходимостью подтверждения статуса МСП для участников программ поддержки;
- обеспечение организации формирования заказчиками и кредитными организациями перечня субъектов МСП для их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг, а также в целях оказания кредитно-гарантийной поддержки;
- обеспечение реализации «надзорных каникул» для малых предприятий;
- повышение качества проработки мер поддержки МСП;
- максимальное раскрытие информации о видах деятельности субъектов МСП и производимых ими товарах, работах, услугах, в том числе о производимой инновационной, высокотехнологичной продукции.
Состав информации Единого реестра
Состав сведений, вносимых в Единый реестр, установлен ч. 3 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ и включает:
- наименование юридического лица или фамилию, имя и (при наличии) отчество ИП;
- ИНН;
- место нахождения юридического лица или место жительства ИП;
- дату внесения сведений о юридическом лице или об ИП в Единый реестр;
- категорию субъекта МСП (микропредприятие, малое или среднее предприятие);
- указание на то, что юридическое лицо или ИП является соответственно вновь созданным юридическим лицом, вновь зарегистрированным ИП;
- содержащиеся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП в отношении соответственно юридического лица, ИП сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности [1] ;
- содержащиеся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП сведения о лицензиях, полученных соответственно юридическим лицом, ИП;
- сведения о производимой юридическим лицом, ИП продукции (согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности [2] ) с указанием на ее соответствие критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции;
- сведения о включении юридического лица, ИП в реестры (перечни) субъектов МСП – участников программ партнерства между лицами, являющимися заказчиками товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках [3] , и субъектами МСП;
- сведения о наличии у юридического лица, ИП в предшествующем календарном году контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе [4] , и (или) договоров, заключенных в соответствии с Законом о закупках;
- иные сведения, включаемые в Единый реестр в соответствии с федеральными законами или нормативными правовыми актами Правительства РФ.
Кроме сведений, установленных ч. 3 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ, субъекты МСП могут самостоятельно внести в Единый реестр дополнительную информацию о себе, например, контактные данные (адрес электронной почты, телефон, сайт).
Порядок присвоения и изменения статуса субъекта МСП
В настоящее время в Едином реестре числятся субъекты МСП на основе имеющихся в распоряжении ФНС сведений за 2015 год по состоянию на 01.07.2016. Если организации (предприниматели) предоставили уточненные данные за 2015 год в срок до 01.07.2016, то в текущей версии Единого реестра, сформированной 01.08.2016, сведения представлены с учетом предоставленных уточнений.
Любой субъект МСП может проверить наличие информации о себе и ее достоверность. Отсутствие информации может быть вызвано следующими причинами:
Здесь уместно напомнить, что с 01.01.2016 изменены критерии отнесения хозяйствующих субъектов к МСП [8] . Если раньше использовались показатели «средняя численность работников» и «выручка от реализации», теперь их заменили «среднесписочная численность работников» и «доход от осуществления предпринимательской деятельности». Потребность в изменениях обусловлена в том числе переходом на автоматическую обработку данных в Едином реестре. Предельные значения предпринимательского дохода, полученного от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Указанное постановление вступило в силу с 01.08.2016, то есть с момента начала действия Единого реестра.
Периодичность обновления сведений Единого реестра
Итак, первое формирование и размещение сведений Единого реестра произошло 01.08.2016 по состоянию на 01.07.2016. В дальнейшем (в 2017 году и потом) сведения о принадлежности хозяйствующего субъекта к категории субъектов МСП будут обновляться ежегодно 10 августа соответствующего календарного года на основе тех данных, которые будут в распоряжении ФНС по состоянию на 1 июля (п. 1, 4 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ). При этом предусмотрено ежемесячное (10‑го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло соответствующее изменение) обновление отдельных видов сведений:
- внесение сведений о вновь созданных юридических лицах, вновь зарегистрированных ИП (п. 2 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ);
- исключение сведений о юридических лицах, ИП, прекративших деятельность (п. 7 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ);
- актуализация сведений, индивидуализирующих юридическое лицо или предпринимателя, – наименования или фамилии, имени и (при наличии) отчества, места нахождения или жительства, видов осуществляемой деятельности, выданных лицензий (п. 3 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ);
- внесение сведений о производимой продукции, об участии в закупках товаров, работ, услуг для нужд органов государственной власти, органов местного самоуправления и отдельных видов юридических лиц (п. 6 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ).
Дополнение и изменение сведений субъектами МСП
Потребность в дополнении и изменении сведений у субъектов МСП возникает, во-первых, если они обнаружили недостоверность информации о себе или ее полное отсутствие, а во-вторых, в отношении информации, которую они предоставляют самостоятельно (п. 9 – 11 ч. 3 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ).
Если организации (предприниматели) при проверке Единого реестра установили, что сведения о них отсутствуют или неверны, то им необходимо воспользоваться сервисом, размещенным на официальном сайте ФНС по адресу https://rmsp.nalog.ru/index.html. Вход в сервис осуществляется в разделе «Информация по работе с реестром», подраздел «Вас нет в реестре или данные некорректны?». При входе в сервис пользователю предлагается указать, какие из перечисленных сведений не верны. По результатам анализа представленных в заявке сведений пользователю направляется сообщение о включении (корректировке) данных Единого реестра либо об отсутствии оснований для включения (корректировки) сведений.
В разделе «Часто задаваемые вопросы» электронного сервиса размещен Порядок представления сведений субъектами МСП в электронном виде через официальный сайт ФНС России в сети «Интернет» [9] . Согласно этому Порядку для представления субъектами МСП сведений в электронном виде о производимой продукции, программах партнерства, а также о контрактах (договорах) в целях ведения Единого реестра следует:
- установить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, соответствующий ему ключ электронной подписи, выданный удостоверяющим центром, аккредитованным в Минкомсвязи [10] , и программу CryptoPro;
- войти в сервис и пройти аутентификацию по ИНН, присвоенному субъекту МСП.
Заключение
Субъектам МСП экономически выгодно, чтобы сведения, содержащиеся в Едином реестре, были полны и достоверны. Наличие организации (предпринимателя) в Едином реестре дает право на «налоговые каникулы», мероприятия поддержки, установленные Законом № 209‑ФЗ, а также открывает доступ к государственным закупкам. В связи с этим не будет лишним отметить, что с 2017 года к контрактной системе подключаются унитарные предприятия [11] , что означает увеличение спроса на товары (работы, услуги) субъектов МСП.
[2] Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. (Изменения 9/2016 ОКПД 2, 10/2016 ОКПД 2, принятые приказами Росстандарта от 12.05.2016 № 310-ст, 311-ст, введены в действие с 01.07.2016 с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 01.01.2014.)
[3] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
[4] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
[5] Федеральный закон от 03.07.2016 № 265‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[6] Федеральный закон от 29.12.2015 № 408‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[7] Федеральный закон от 23.06.2016 № 222‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[8] Пункт 1 ст. 6 и п. 2 ст. 10 Федерального закона № 408‑ФЗ.
[10] Во исполнение ст. 16 Федерального закона от 06.04.2011 № 63‑ФЗ «Об электронной подписи» Минкомсвязь как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере использования электронной подписи, осуществляет аккредитацию удостоверяющих центров.
[11] Федеральный закон от 03.07.2016 № 321‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц».
- единый реестр малого и среднего бизнеса
- малый и средний бизнес
Источник: www.klerk.ru
Как попасть в реестр российского ПО, и зачем это нужно
С момента появления в 2016 году реестр приобрел далеко не лучшую репутацию. Во многом справедливо. Похоже, что поначалу программы для реестра отбирались по чисто формальным критериям. На старте в список российского ПО можно было внести почти что угодно, включая плохо переупакованный open source. Ценность реестра в плане импортозамещения и повышения информационной безопасности госорганов стремилась к нулю.
Через несколько лет в высоких кабинетах, кажется, смекнули, что нечто пошло не так. Провели ревизию и даже исключили из списка несколько программ. Насколько эффективные это меры — вопрос открытый. В комментариях наверняка вспомнят сомнительные продукты, которые все еще находятся в реестре, но сейчас важно отметить тенденцию.
Минцифры усложнило процедуру подачи документов, добавило разделение программных продуктов на категории и ввело особые требования к отдельным их видам. Сейчас ведомство занимается изменением процедур в надежде «исключить риски попадания в реестр иностранного софта».
Все потому, что с 1 января 2021 года программы из реестра не только имеют преимущество при участии в госзакупках, но и получают льготу по НДС.
Компания-разработчик российского ПО не платит 20% налога с его продаж. Минфин анонсировал эти изменения в осенью 2020 года, и число заявок на включение в реестр сразу сильно возросло.
Отечественные решения успешно конкурируют с зарубежными и без подобных бонусов, за счет качества и технологий, но 20% есть 20%, особенно для молодой компании. Это дополнительные инвестиции в разработку, возможность снизить цены и привлечь больше клиентов.
На внутреннем рынке это значительное преимущество, и мы не могли его проигнорировать. Пришлось разбираться с тем, как зарегистрировать ПО в «Едином реестре российских программ».
Порядок подачи документов и рассмотрения заявки
К счастью, чтобы попасть в реестр не нужно стоять в очередях. Подача документов происходит через личный кабинет на сайте: reestr.digital.gov.ru.
На первом этапе необходимо заполнить заявку, загрузить пакет сопровождающих документов и подписать их ЭЦП организации.
Заявка отправляется на проверку по формальным основаниям. Если необходимые документы на месте, в них нет ошибок, и информация правдива, — заявку регистрируют. Обычно это занимает 10 рабочих дней.
Затем в работу включаются эксперты Минцифры, которые изучают компанию, права на программу и ее дистрибутив.
Эксперты выносят окончательное решение не позднее 65 рабочих дней с даты регистрации заявления. Если оно положительное, на электронную почту падает уведомление, и уже на следующий день программа получает регистрационный номер и оказывается в реестре.
Первая попытка
Прежде всего мы хотели зарегистрировать BSP — Bastion Security Platform. Об этой системе коллеги уже рассказывали на Хабре.
В первый раз подошли к делу спустя рукава. Собрали документы, «какие были», отправили заявку, стали ждать. И получили закономерный отказ с длинным перечнем замечаний от сотрудников Минцифры.
В нашем чек листе было совсем немного зеленых отметок. Его можно скачать и посмотреть.
Однако, в отказе нет ничего страшного. Санкций не предусмотрено, даже госпошлину платить не нужно. Исключение составляют заявители, которые отправляют подложные документы. Для них предусмотрен кулдаун в 12 месяцев.
В принципе можно взять список замечаний, внести исправления на скорую руку и отправлять документы снова и снова… и так до победного конца. Но мы решили, что потеряли достаточно времени, и во второй раз подойдем к задаче с умом. Так что мы выбрали отдельного человека, который погрузился в процесс и следил за обработкой заявки.
Подготовка документов
Успех затеи во многом зависит от заявления и сопутствующей документации. На портале реестра опубликована «Инструкция по подаче заявлений» на 27 страниц, но она написана юристами для юристов и поэтому разобраться в ней непросто.
На самом деле в процессе подготовки заявления нет ничего сложного. Он сводится к списку рекомендаций из 7 пунктов, который опубликован на сайте ЦКИТ.
Это простые и ясные правила, которые разжеваны до мелочей. Пускай они и названы рекомендациями, выполнить их нужно безоговорочно. На то, чтобы подготовить бумаги у нас ушло около недели.
Чаще всего заявки разворачивают из-за того, что разработчики не могут доказать свои права на программу. Для этого существуют авторские свидетельства, которые выдает Роспатент, но получить такой документ — это отдельный квест.
Куда проще подготовить для Минцифры нечто вроде юридической истории разработки программы — комплект бумаг, которые докажут, что она разрабатывалась в вашей компании. В него входят: приказ на разработку, служебные задания для сотрудников, счета, акт о приемке по результатам разработки и приказ о постановке ПО на баланс организации.
Заодно стоит убедиться в патентной чистоте программы. То есть в том, что ее модули и компоненты используются правомерно. Например, проверить, что вы не нарушаете правил открытых лицензий.
Рассмотрение заявления
После подачи документов можно просто сидеть и ждать ответа, какой бы он ни был, но лучше действовать проактивно. Сотрудники Минцифры не будут исправлять ваши ошибки, это не входит в их обязанности, но они готовы помочь.
Таким образом мы получили контакты эксперта, ответственного за заявку. Он выслал чек-лист, который в первый раз мы получили только вместе с отказом. Эксперт даже подсказал, где именно нашлись несоответствия в документах и какие сведения в них добавить.
Как-то непривычно хвалить государственные сервисы, но в данном случае это было корректное и прозрачное взаимодействие.
Новые ошибки
Во второй раз мы успешно доказали свои права на разработку, но прокололись на мелочах.
Так, Минцифры требует, чтобы у программы была интернет-страница с документацией: инструкциями по установке и эксплуатации, регламентом обслуживания. Достаточно простого лендинга, однако, важно доказать министерству, что сайт принадлежит вашей компании.
Так вышло, что наш домен зарегистрирован на физическое лицо. Чтобы не возиться с перерегистрацией, мы составили договор между владельцем домена и нашим юрлицом, по которому право на использование адреса переходит к компании Бастион на определенный срок. Этого оказалось достаточно.
Кроме того, оказалось, что в документации к программе нужно подробно расписать жизненный цикл продукта. Регулятору важно знать, кто будет задействован в выпуске обновлений, как они будут тестироваться и выпускаться.
Пришлось дополнить регламенты и расписать, что обновления готовятся силами штатных сотрудников, сначала попадают в тестовую среду и уже потом на прод.
Мы отправили обновленные документы эксперту, он прикрепил их к заявке, и процесс пошел дальше.
Тестирование
После проверки документов эксперты берут инструкции по установке и настройке программы, и пробуют развернуть экземпляр продукта, который отправлен вместе с заявкой.
Признаться, мы думали, что этот этап будет чистой формальностью и случайно приложили к заявке запароленный архив. Так вот, когда пришло время, эксперты запросили у нас пароль.
А еще, для доступа к некоторым функциям BSP нужен аккаунт администратора. Чуть позже выяснилось, что в релизной версии разработчики сменили пароль по умолчанию, а в документации остались старые креды. Сотрудники реестра заметили и это.
Похоже, они действительно тестируют программу, поэтому перед отправкой дистрибутива стоит убедиться, что его сможет запустить кто-то кроме разработчиков.
На этом этапе нам бы точно отказали в регистрации, но мы продолжали время от времени пинговать ответственного за заявку, вовремя узнали о проблемах и отправили нужные пароли.
В результате все прошло благополучно. BSP получила регистрационный номер и оказалась в реестре. Чуть позже мы еще раз прошли всю процедуру и с первой попытки внесли в реестр еще одну разработку — частное облачное хранилище.
Выводы
Как видите, процесс не такой уж и сложный. Сотрудники Минцифры не сделают всю работу за вас, но они идут на контакт и дают советы.
Существует много компаний-посредников, которые предлагают помощь с подачей заявлений в реестр, но такими услугами стоит пользоваться, только если внутри компании некому поручить эту задачу. Вы получите те же рекомендации, что и от специалистов Минцифры, только за деньги.
Кроме того, пакет документов, который требует регулятор, — хороший пример профессиональной юридической «упаковки» программного продукта. Он пригодится, даже если вы не собираетесь подавать заявление в реестр.
Документальная история разработки — доказательство прав на программу при разбирательствах в суде. Проверка на патентную чистоту избавляет от множества потенциальных проблем с правообладателями, а инструкции по установке и эксплуатации ПО регулярно просят заказчики.
По-хорошему, подготовку этих документов стоит включить в цикл разработки и обновлять их вместе с каждым релизом. Подача заявки в реестр — хороший повод перепроверить бизнес-процессы связанные с разработкой ПО и выстроить их оптимальным образом.
Рекомендации по подаче документов в реестр Российского ПО
- Проверьте дистрибутив на ошибки. Важно, чтобы программа устанавливалась без проблем и работала как часы.
- Выделите сотрудника, который будет сопровождать заявку.
- Подготовьте пакет документов, следуя рекомендациям ЦКИТ.
- Через две-три недели после подачи заявки напишите в реестр и узнайте, как идет рассмотрение.
- Оперативно исправьте ошибки в документах, если таковые найдутся.
- Не стесняйтесь спрашивать сотрудников реестра о том, как и что правильно делать.
- Воспользуйтесь случаем, чтобы выстроить процесс подготовки документов для каждого релиза.
- Если не получилось попасть в реестр с первого раза — пробуйте снова, за это никто не накажет.
Upd. Добавили в пост ссылку на лист проверки сведений о ПО.
- реестр российского по
- реестр российских программ
- отечественное по
- импортозамещение
- бюрократия
- государственные органы
- российское по
- отечественный софт
- минцифры
Источник: habr.com