Использование обучающих программ в учебном процессе

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме использования на уроках мультимедийных презентаций. Приведены подходы к классификации учебных презентаций (по назначению, способу изложения материала, формату представляемых данных); рассмотрены основные этапы подготовки; описаны структурные элементы (модули) учебных презентаций.

Ключевые слова. Учебные презентации, виды презентаций, этапы подготовки презентации, модули презентации.

Сегодня в общеобразовательной школе одной из наиболее распространённых форм донесения учебного материала можно назвать мультимедийные презентации. Учебные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ (например, Microsoft PowerPoint, Apple Keynote) и веб-сервисов (Prezi, Google Презентации и др.).

Однако, изучение и анализ 5327 учебных презентаций, размещённых на сайте СМИ «Учебные презентации» (URL: http://учебныепрезентации.рф) показал, что большинство презентаций, используемых учителями на уроках, направлены на иллюстрацию слов педагога при объяснении нового материала. К сожалению, во многих из этих презентаций нет слайдов с вопросами, заданиями, почему-то учителя часто забывают о промежуточных и итоговых выводах, редко встречаются сравнения различных точек зрения. Это странно, потому что вся классическая «допрезентационная» педагогическая литература содержит рекомендации по проведению уроков, а смена деятельности учащихся на занятиях априори считается необходимой. Важно помнить, что основной целью презентации является представление информации в удобной для восприятия форме. Для достижения этой цели используются следующие элементы презентации: текст, изображение, звук, видео, анимация, интерактивность.

Использование и создание электронных образовательных ресурсов в учебном процессе

Использование мультимедийных презентаций в процессе обучения меняет характер традиционного учебного занятия, делает его более живым и интересным. Применение мультимедиа на занятиях способствует расширению общего кругозора обучаемых, обогащает их знания.

Следует отметить, что мультимедийная презентация – это не только ещё один источник информации. Использование презентации способствует развитию различных сторон психической деятельности обучаемых, и прежде всего, внимания и памяти. Для понимания содержания презентации обучаемым необходимо приложить определённые усилия.

Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, а интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховой и зрительный каналы, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления материала. Однако, неправильно подготовленная презентация может негативно сказаться на достижении целей урока.

Отметим, что существует несколько подходов к классификации презентаций.

Презентации можно классифицировать по назначению.

  • Учебные презентации. Применяются преимущественно в сфере образования: во время изложения нового материала, для контроля знаний учащихся, при самостоятельном освоении учебного материала обучающимися и в других учебных ситуациях.
  • Научно-исследовательские. Часто такие презентации можно увидеть во время выступлений исследователей. Цель таких презентаций – заявить о своих научных достижениях.
  • Портфолио. Обычно это авторские презентации, содержащие перечень достижений автора. На слайдах таких презентаций обычно представлены различные грамоты, свидетельства о публикации и проч.

Исходя из способа изложения учебного материала выделяют 2 вида презентаций:

Разработка и применение обучающих компьютерных игр в процессе изучения языка

1) Линейные презентации. Это самый распространённый вид презентаций – они сопровождают лектора, методиста, исследователя. Технически такие презентации выглядят очень просто – слайды последовательно сменяют друг друга: от титульного до последнего. Удобство таких презентаций очевидно – легко выстроить логику повествования и донести материал до учащихся.

Основным недостатком таких презентаций является заданность, невозможность изменить последовательность подачи материала.

2) Нелинейные или интерактивные презентации. Материал таких презентаций предназначен для самостоятельного освоения учеником. Интерактивная подача делает такое изучение наглядным и интересным.

Как правило, нелинейная презентация готовится для изучения конкретной темы и технически выглядит так: после титульного слайда идёт оглавление, элементы которого являются гиперссылками на определённые подразделы темы; в такой презентации обычно присутствуют задания для самостоятельного выполнения (обычно используются тесты), а правильные или неправильные ответы сопровождаются обратной связью.

Рассмотрим ещё одну классификацию – по типу формата, в котором сохраняется и демонстрируется презентация.

  • Презентации, выполненные и сохранённые в формате программыMicrosoftPowerPoint. Такие презентации могут содержать все элементы мультимедийной презентации.
  • Презентации, сохранённые в формате PDF. Могут быть сохранены из программы PowerPoint для демонстрации на компьютере без установленного офисного пакета. В этом формате эффекты анимации не воспроизводятся. Часто этот формат используется для защиты информации презентации от копирования.
  • Презентации, выполненные в формате Flash. Создание таких презентаций является наиболее сложным процессом, но зато результат – красочная презентация, которая может быть выполнена с использованием сложных анимационных эффектов. Может быть как линейной, так и нелинейной.

Существуют и другие, более дробные, классификации презентаций. Важно помнить, что выбранный вид презентации должен помогать достижению поставленной цели урока.

Для того, чтобы презентация была максимально эффективной, при её создании необходимо пройти несколько важных этапов.

1 этап. Формулировка цели презентации

Для того, чтобы добиться от показа презентации максимальной пользы, цель должна быть реалистичной и выражена одним предложением. Обычно цель учебной презентации совпадает с целью урока.

2 этап. Сбор и систематизация материала

На этом этапе очень важно не переусердствовать – материала, конечно, должно быть достаточно для выступления, но помните, что на слайдах должна быть представлена только самая важная информация.

Рекомендуется при подборе материала сразу формулировать те слова или фразы, которые будут вынесены на слайды. Это легко реализовать в виде таблицы, где в левом столбце будет информация, которая будет донесена до зрителей в устной форме, а в правом – материалы для слайдов (тексты, иллюстрации, схемы и проч.).

3 этап. Разработка концепции презентации

На этом этапе решается, какой вид презентации будет использован (можно взять за основу классификации, рассмотренные ранее). Например, Вы решаете, что презентация будет учебной линейной и выполнена в программе Microsoft PowerPoint – в этом случае имеющийся материал необходимо выстроить таким образом, чтобы была чётко видна логика изложения, а сама презентация направлена на достижение конкретной педагогической цели.

4 этап. Создание дизайна презентации

При создании первых презентаций можно ограничится выбором готовых шаблонов, позже необходимо придумать свой стиль для презентаций. На этом этапе необходимо решить, какие цвета будут преобладать в презентации, какими будут переходы между слайдами и т.п.

Обычно визуально выделяют: титульный, основной/контентный, слайд-разделитель (используется для визуального отделения блоков презентации) и заключительный слайды.

5 этап. Наполнение презентации

Необходимо перенести на слайды материалы из второго столбца таблицы (см. 2 этап). Помните, что помимо основного материала, у слайдов должны быть заголовки. Если планируется использование дополнительных графических материалов (например, иконок ­– стрелок, звёздочек и проч.), то на этом этапе необходимо добавить их на слайды.

6 этап. Оптимизация текстов и графики

Важно решить, какие из текстовых материалов можно заменить иллюстрациями или схемами. Если текст необходимо оставить, то нужно придерживаться следующих правил:

  • большие абзацы текста попробовать сократить или разбить на несколько слайдов;
  • не использовать выравнивание по центру для больших блоков текста (читать такой материал очень трудно);
  • перечисления лучше представить в виде списков;
  • не использовать эффекты анимации к текстам.

Количественные данные можно визуализировать с помощью диаграмм – это добавит наглядности излагаемому материалу.

7 этап. Вёрстка слайдов

Текстам присваиваются единые виды шрифтов и цветов. Заголовки и тексты выравниваются по направляющим или сетке (чтобы при переходе от одного слайда к другому тексты не «прыгали», меняя свои позиции). При необходимости к элементам презентации добавляются эффекты анимации (они должны быть оправданы – например, постепенный показ схемы или этапов).

8 этап. Тестирование презентации

На этом этапе необходимо соотнести текст выступления со слайдами.

Проверка презентации в режиме демонстрации позволит проверить удобство работы со слайдами, эффектами анимации.

Существует два основных варианта демонстрации слайдов презентации: 1) переключать слайды будет докладчик (именно этот вариант чаще всего встречается на учебных занятиях); 2) ответственным за переключение будет ассистент. Во втором случае надо продумать варианты взаимодействия – ключевые фразы или жесты. Иногда для ассистента распечатывается текст выступления, на котором отмечаются места для перехода к следующим слайдам.

Репетиция презентации перед выступлением позволит избежать неточностей и ошибок в логике повествования.

Несмотря на то, что презентацию можно выполнить, минуя некоторые шаги, рекомендуем подходить к подготовке презентаций ответственно. Особенно, если речь идёт об учебных презентациях, которые планируется показывать обучаемым.

Для удобства создания презентации предлагаем выделить структурные элементы – модули презентации – они помогут правильно выстроить логику повествования. Эти модули могут присутствовать в презентации в виде отдельных слайдов или их группы, последовательность их использования определяется учителем, в одной презентации не обязательно должны присутствовать все модули.

Рассмотрим подробно каждый из модулей:

  1. Титульный слайд. Дизайн такого слайда отличается от остальных слайдов презентации. На нём обычно указываются название презентации и данные об авторе. Также можно добавить дату демонстрации. Если планируется использовать на слайде текущую дату, то лучше добавить возможность автообновления даты, используя вкладку «Вставка» – «Дата и время».
    Не следует загромождать этот слайд другой информацией – это может визуально перегрузить слайд.
  2. Слайд с оглавлением. Такой модуль часто используется в нелинейных презентациях, помогая самостоятельно переходить к нужному разделу презентации. Технически такие переходы реализуются с помощью гиперссылок.
  3. Организационный модуль. Слайд с информацией о том, что необходимо выключить мобильные устройства, соблюдать тишину, достать тетради, открыть учебники на конкретной странице и т.д. Часто используются информационные изображения.
  4. План. Слайд, который обычно начинается со слов «Изучив эту тему, Вы узнаете…». Рекомендуем обязательно использовать этот слайд, так как он даёт чёткое представление о том, какую пользу получит человек от работы с этой презентацией.
  5. Вопрос-ответ. Работа с таким слайдом осуществляется следующим образом: 1) сначала на экране показывается вопрос (крупно в центре экрана), 2) аудитории задаётся вопрос, 3) после получения ответа от аудитории, на экране показывается правильный ответ (по щелчку мыши, можно использовать эффект анимации для привлечения дополнительного внимания).
  6. Повествование. Слайд, наполненный текстовой и графической информацией. Обязательно содержит заголовок и основной текст. Позволяет раскрыть конкретный аспект излагаемой темы. Если информации много, то лучше разделить её на несколько слайдов (для удобства восприятия в заголовке допускается использование слова «Продолжение»).
  7. Термин. Этот модуль может использоваться для акцентирования внимания на ключевом термине изучаемой темы. На слайде можно сначала показать термин, спросить у аудитории, как она его понимает, после этого показать определение термина на экране. На слайде больше не должно быть другой отвлекающей текстовой и графической информации.
  8. Сравнение. Слайд или группа слайдов, которая подходит для демонстрации сравниваемых предметов, явлений, точек зрения. Рекомендуется показ сначала одного элемента сравнения, а затем другого. Важно подчеркнуть различия, которые, например, можно визуализировать с помощью таблицы или схемы. Хорошо работает для показа изображений в динамике по принципу «до» и «после».
  9. Задание. Этот модуль позволяет провести проверку знаний учащихся. Может содержать: текст, изображение, карту, ребус, кроссворд и др.
    Также на таком слайде может демонстрироваться проблемное задание.
  10. Тест. а) Может использоваться во время демонстрации линейной презентации – в этом случае вопрос и варианты ответов показаны на слайде. При нажатии на клавишу выделяется правильный ответ. Важно учитывать: 1 слайд = 1 вопрос. б) Более эффективно использование этого модуля в мультимедийной нелинейной презентации, которой управляет учащийся. Технически работа выстраивается следующим образом: 1) на экране показан вопрос и варианты ответов; 2) при нажатии на неправильные варианты ответов (реализуются с помощью гиперссылок) учащийся переходит на слайд с информацией о том, что он ответил неверно и предложением прочитать дополнительный материал или попробовать ответить снова; 3) после нажатия на правильный вариант ответа, учащийся оказывается на слайде, где указано, что он ответил верно. На этом слайде присутствуют гиперссылка для перехода к следующему вопросу;
    Схематично структура такой презентации может выглядеть следующим образом:
  11. Справка. Справочный слайд необходим для получения дополнительной уточняющей информации по изучаемой теме. Может быть скрытым (в этом случае переход к слайду осуществляется посредством нажатия на гиперссылку) или располагаться после итогового слайда. Последний вариант удобен при выступлении с линейной презентацией: доклад окончен, впереди вопросы, ответами на которые может служить информация из дополнительных слайдов.
  12. Промежуточный вывод. Используется при демонстрации продолжительной по времени презентации (20 минут и более), в ходе которой рассматривается несколько вопросов. Промежуточные выводы позволят обобщить данные и «привести» обучаемых к итоговому выводу.
  13. Разделитель. Слайд-разделитель необходим для разграничения важных информационных блоков одной презентации. На таком слайде может быть показана иллюстрация и текст сообщающий о том, как много уже сделано и что впереди ещё очень много интересного материала. Разделителями могут быть так называемые «физкультминутки», а на таких слайдах размещены аудио или видео материалы для проведения гимнастических упражнений.
  14. Итоговый вывод. На этом слайде суммируются промежуточные выводы по теме из которых формулируется единый вывод по всей теме.
  15. Список источников. Слайд с указанием источников, используемых в презентации. При возможности необходимо указать гиперссылки на эти материалы.
  16. Домашнее задание. Важный модуль учебной презентации. При изучении объёмной темы можно использовать несколько модулей с домашними заданиями по ходу изложения материала + слайды дублируются перед итоговым.
  17. Контактная информация. Этот слайд может быть объединён с итоговым и может содержать следующую информацию: ФИО докладчика полностью, должность, адрес электронной почты, ссылки на профили в социальных сетях.
  18. Итоговый слайд. Есть несколько вариантов содержания этого слайда: а) фраза «Спасибо за внимание»; б) точная копия титульного слайда (в этом случае аудитории будет напомнено, кто выступал и о чём рассказывал); в) контактная информация; г) домашнее задание; в) вопросы для самоконтроля. Визуально этот слайд должен, как и титульный, отличаться от других слайдов презентации.
Читайте также:
Алгоритм для программы с текстовым файлом

Как показывает опыт, использование структурных модулей позволяет сделать презентации более содержательными, а учебный материал – доступным.

В целом, знание видов презентаций и поэтапная подготовка учебных материалов помогают как начинающему, так и опытному педагогу выстроить процесс обучения наиболее эффективно, сам учебный материал сделать наглядным и интересным, а процесс обучения ярким и динамичным.

Библиографическая ссылка на статью: Грибан О.Н. Применение учебных презентаций в образовательном процессе: виды, этапы и структура презентаций // Воспитание и обучение истории в школе и вузе: исторический опыт, современное состояние и перспективы развития. Ежегодник. ХХ всероссийские историко-педагогические чтения: сб. науч. ст. / УрГПУ, Екатеринбург, 2016, Ч.3 — 212 с.

Информация о материале в ELIBRARY: https://elibrary.ru/item.asp?id=26299256

Авторские права

Информация, расположенная на сайте www.Griban.ru является интеллектуальной собственностью автора сайта — Олега Николаевича Грибана и охраняются законом «Об авторском праве и смежных правах».

Использование материалов сайта возможно только на описанных ниже условиях:

Публикации

Источник: griban.ru

Интерактивные обучающие программы в образовательном процессе

Образовательные программы и электронное тестирование имеют большое значение в преподавании общей хирургии. Применение современных компьютерных и Интернет-технологий в учебном процессе позволяет повысить качество подготовки студентов

Ключевые слова

инновации, обучающая программа, тестирование

Обзор

УДК 617-089:[378.661:371.3:001.895](045) Авторское мнение

Интерактивные обучающие программы в образовательном процессе

Ю.Г. Шапкин – ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздравсоцразвития России, заведующий кафедрой общей хирургии, профессор, доктор медицинских наук; С.В. Капралов – ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им.

В.И. Разумовского Минздравсоцразвития России, доцент кафедры общей хирургии, доктор медицинских наук; Р.Х. Хильгияев– ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздравсоцразвития России, ассистент кафедры общей хирургии, кандидат медицинских наук; А.В.

Беликов– ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздравсоцразвития России, ассистент кафедры общей хирургии; А.В. Хорошкевич– ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И.

Разумовского Минздравсоцразвития России, ассистент кафедры общей хирургии, кандидат медицинских наук.

В рамках перехода высшей образовательной школы к положениям болонского процесса ведущим методом педагогической работы становится компетентностный подход к формированию устойчивых знаний и практических навыков у студентов [1]. Обязательным условием при этом является соответствие качества обучения и общеобразовательного стандарта. Особенно важным требованием служит постоянный контроль усвоения учебной информации и умение ее применения в практической деятельности. Наиболее надежным средством тотального контроля усвоения учебной информации является проведение ежедневного тестирования, в том числе и дистанционного [2]. Использование тестовых программ становится более актуальным при укрупнении групп и повышении учебной нагрузки на преподавателя [3].

Как известно, существуют контролирующие и обучающие тестовые программы. В повседневной преподавательской деятельности для закрепления усвоения учебного материала наиболее удобны обучающие программы.

Современные средства информационного обеспечения позволяют формировать такие программы в мультимедийном формате с максимальным использованием всех средств наглядности, включая рисунки, цифровые фотографии и видеоролики. Разработанные таким образом (более 30) обучающие программы на кафедре позволяют, в значительной мере, адаптировать учебный процесс требованиям практического здравоохранения, создают мотивацию для качественного усвоения учебной информации, оставаясь в то же время доступными для использования в широкой аудитории.

Построенная по принципу учебного тренажера программа, использующая в своей структуре разветвленное «дерево решений», организует в учебно-информационном поле своего рода ролевую игру, имитирующую ответственность студента за правильность выполнения логических заданий. В тоже время, непременным условием завершения работы обучающей компьютерной программы служит усвоение всей учебной информации и умение применять ее в практической деятельности.

То есть на выходе работы обучающей программы формируется компетенция студента по заданному разделу учебной дисциплины. Обучающие программы содержат хорошо иллюстрированный информационный раздел с перекрестными ссылками как на темы занятий по собственной дисциплине, так и по смежным специальностям с координацией по горизонтали и вертикали.

Читайте также:
Как узнать программу микроконтроллера

В то же время информационные разделы обучающей программы немедленно сопровождаются постановкой контролирующих учебных вопросов первого уровня, типовых ситуационных задач второго уровня и нетиповых проблемных заданий третьего уровня. Такая структура делает обучающую программу похожей на опорный конспект В.Н. Шаталова и позволяет создавать ассоциативные педагогические комплексы, значительно повышающие степень усвоения учебного материала. Тем же требованиям удовлетворяют и ситуационные задачи с электронным компонентом. Наш первый опыт использования интерактивных обучающих программ свидетельствует, что широкое внедрение их в педагогический процесс по всем темам учебного плана позволяет надеяться на целостное формирование компетенций среди всего коллектива обучающихся независимо от их начальной подготовки.

Следует отметить, что обучающая программа не заменяет клинической подготовки студентов «у постели больного», но, в значительной мере, подготавливает обучающихся к реальному общению с пациентами. Использование в рамках обучающих программ типовых и нетиповых ситуационных задач делает обучающую программу переходным звеном между теоретической и практической подготовкой. Наш опыт показывает, что в структуре проведения практического занятия работу с обучающей программой целесообразно проводить после контроля исходных теоретических знаний и перед выходом в клиническое отделение. Обучающая программа может быть с успехом применена для работы с отстающими студентами, в рамках отчета за неудовлетворительные отметки или для отработки пропущенных занятий. Использование в этих целях обучающей программы экономит время преподавателя и максимально загружает учебным процессом студента.

В 2010 году на кафедре внедрена новая система электронного тестирования студентов по всем преподаваемым дисциплинам. С помощью компьютерной техники проводится ежедневный контроль знаний студентов на каждом занятии, контроль знаний на зачётном занятии (контрольная точка дисциплины), предэкзаменационное тестирование, контроль выживаемости знаний (электронные АПИМ). Для создания тестовых заданий, проведения тестирования, а так же анализа тестовых заданий и последующей их доработки мы стали использовать программное обеспечение MyTestX.

Для создания тестов используется очень удобный редактор тестов (MyTestEditor) с дружественным интерфейсом.

В начале каждого занятия студенту предлагается тестовое задание с целью контроля выполнения внеаудиторной самостоятельной работы – исходного уровня знаний. Тестовое задание состоит из 10 вопросов, произвольно выбранных программой для каждого тестируемого из общего банка вопросов по изучаемой теме.

Таким образом, каждый студент получает индивидуальный вариант тестового задания. В зависимости от выбранного режима тестирования правильный вариант в случае неправильного ответа может быть показан (обучающий режим) или нет. На обдумывание вопроса даётся 30 секунд. По нашему опыту, владеющему материалом студенту, как правило, достаточно этого времени для выбора правильного ответа. Больший интервал времени используется студентом чаще всего для получения подсказок.

В итоге, на проверку исходного уровня знаний каждый студент затрачивает не более 5 минут. По окончании тестирования программа выдаёт результат, который по может быть ограничен только оценкой с количеством правильных и неправильных ответов или выводом на экран всех заданных вопросов с указанием ошибок и правильных ответов.

Помимо этого программа MyTestX предоставляет широкие возможности для анализа и усовершенствования тестов. Собрав результаты прохождения теста группой студентов, можно выявить вопросы, на которые все студенты всегда отвечают правильно.

Следовательно, последние являются слишком лёгкими, они не могут быть использованы для контроля знаний, и поэтому исключаются из банка тестовых вопросов. Аналогичным образом выявляются и вопросы, на которые все студенты или абсолютное большинство их даёт неправильный ответ. Как правило, это слишком сложный вопрос или в нем содержится ошибка.

Отследив такие задания, мы их удаляем или исправляем, повышая качество тестов. Аналогичным образом осуществляется контроль конечного уровня знаний на зачётном занятии в конце цикла и предэкзаменационное тестирование. Предлагается 50 вопросов каждому студенту из общего банка вопросов по дисциплине, который составляет от 300 до 900 вопросов. Программа исключает возможность предоставления студенту заданий не по всем изучаемым темам. В таких тестовых заданиях каждый вариант обязательно содержит блок случайным образом выбранных вопросов из общего банка, но обязательно по каждой теме и в строго заданной преподавателем пропорции, что достигается при создании теста.

Выявлена положительная роль программы MyTestX в учебном процессе: исключена необходимость механического запоминания (зазубривания) варианта правильного ответа студентом, поскольку программа каждый раз располагает правильный ответ на экране в произвольном порядке. Анализируя опыт электронного тестирования студентов с помощью названной программы на каждом занятии, отмечено возрастание уровня подготовки студентов к предэкзаменационному тестированию.

В настоящее время все более актуальной становится проблема организации дистанционного обучения. Дистанционное обучение ориентируется на гибкое удовлетворение потребностей студентов в учебных курсах. Благодаря широкому распространению интернета преимуществом подобного образования становится способность обеспечить свободный доступ к современным обучающим материалам для большинства студентов, возможность быстрого обновления ресурсов без существенных материальных затрат.

Нами была изучена эффективность дистанционного тестирования исходного уровня знаний накануне практического занятия и итогового тестирования по окончании цикла изучения дисциплины. Для этого проведено анонимное анкетирование среди 8 групп студентов, изучавших дисциплину «Общая хирургия. Анестезиология».

О возможности доступа в сеть Интернет заявило 94% опрошенных студентов, из которых 76% регулярно проходили тестирование на образовательном портале. Из них 68% указали, что повторно обращались к учебнику и другим образовательным материалам после тестирования, позволившего выявить пробелы в подготовке к занятию. Полагаем, что тестирование мотивирует к повышению уровня знаний.

Аудиторное компьютерное тестирование является высокоэффективным методом контроля успеваемости, но требует серьезных материальных затрат на организацию компьютерного класса. В этом случае разумной альтернативой также становится дистанционное тестирование. Однако здесь, на наш взгляд, должно устанавливаться ограничение: допускаются только хорошо успевающие и положительно зарекомендовавшие себя студенты, что снижает возможность фальсификации результатов. С другой стороны, такое ограничение воспринимается студентами как поощрение и становится дополнительным стимулом к повышению уровня успеваемости.

Таким образом, представленные инновационные методики в преподавании общей хирургии служат важным и необходимым элементом современной образовательной программы, позволяющим улучшить качество подготовки будущих врачей.

Литература

1.Орлов А.О. Роль компетентностного подхода в эволюции российской системы образования // Компетентностный подход в интеллектуально-развивающем образовательном пространстве региона: Материалы третьей международной научно-методической конференции 23-24 апреля 2009г.

2. Методика применения дистанционных образовательных технологий преподавателями вуза (учебное пособие) / Маматов А.В., Немцев А.Н., Клепикова А.Г., [и др.]. Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. С. 161.

3. Слободин В.Я. Информационные технологии и образовательный процесс // Новые информационные технологии в университетском образовании: Материалы XI Международной научно-методической конференции 1–3 февраля 2006 года, Кемерово.

Презентация

application/vnd.ms-powerpoint icon

flegmony_kisti.pps

Источник: medconfer.com

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе

Аннотация: В настоящее время для подготовки квалифицированных специалистов, готовых к профессиональному росту, конкурентоспособных на рынке труда, необходимо применение информационно-коммуникационных технологий в процессе формирования профессиональных навыков и ключевых компетенций. Об опыте использования ИКТ в учебном процессе я рассказываю в этой статье.

Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности человека и формирование новых коммуникаций информационной среды коренным образом преобразовало традиционную систему образования. На фоне единого информационного пространства возникла потребность обучать студентов с применением новых ИКТ, дающих богатейшие возможности для развития личности. Компьютер из предмета изучения стал средством обучения, позволяющим эффективно использовать электронные продукты в различных областях знаний.

Передо мной встала проблема: как повысить познавательный интерес студентов на занятиях, повысить качество образования по специальным дисциплинам, используя информационно-коммуникативные технологии? С одной стороны, необходимо дать прочные знания в рамках курса учебного заведения и сформировать у них навыки практической грамотности, а с другой стороны, необходимо приобщить своих студентов к информационной культуре.

Современный урок немыслим теперь без компьютерных технологий. Поэтому, я считаю, что эффективное использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования.

При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий стимулирует познавательный интерес, создавая условия для мотивации к изучению предметов, способствуют повышению эффективности обучения и самообучения, повышению качества образования.

На мой взгляд, применение информационных технологий в учебном процессе способствует:

​ повышению качества обучения;

​ эффективной организации познавательной деятельности студентов и формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной деятельности;

​ развитию у каждого студента собственной образовательной траектории в связи с появлением неограниченных возможностей для индивидуали​зации и дифференциации учебного процесса;

​ развитию самостоятельности студентов.

К достоинствам компьютерной поддержки, как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении, можно отнести: возможность конструирования компьютерного материала для конкретного урока; возможность сочетания разных программных средств; а также побуждающий аспект активизации деятельности студентов.

Без сомнения, компьютер выполняет различные функции:

​ источника учебной информации;

Читайте также:
Ghostbusters программа как пользоваться

​ наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации;

​ средства диагностики и контроля;

​ текстового и графического редактора, базы данных и т.д.

Как показывает практика, компьютерная поддержка является необходимым компонентом учебного процесса. Систематическое применение на занятиях средств ИКТ позволяет преподавателю получить у студентов следующие результаты:

​ добиться высокой степени личной организованности;

​ развить способность принимать решения;

​ видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем;

​ умение слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению;

​ научиться трудиться самостоятельно, независимо, а также овладеть способами совместной деятельности в группе;

​ сформировать навыки использования ИКТ, работы с Интернет и т.д.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования.

Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, но и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации. ИКТ позволяет по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой студент был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение этих информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп занятия, увеличить объем самостоятельной работы студентов.

Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм. Доступность обращения, широкие возможности компьютера, качественный подбор программного обеспечения по предмету позволяет использовать персональный компьютер на уроках, активизируя учебный процесс, помогая обучающимся реализовать в той или иной мере свой скрытый интеллект и творческий потенциал.

Систематическое использование компьютерных видеосюжетов и демонстрационных презентаций развивает воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому учебному материалу и предмету в целом. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности, в виде таблиц, схем, опорных конспектов, которые демонстрируют не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания.

Грамотное, обоснованное использование ИКТ способствует повышению эффективности качества обучения и сформированности ключевых и предметных компетенций учащихся.

Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание студентов, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, повышают интерес к занятию, делают его более интересным. Использование тестов помогает не только экономить время преподавателя, но и дает возможность студентам самим оценить свои знания и возможности.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, позволяют существенно повысить мотивацию студентов к обучению, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения, позволяют качественно изменять контроль деятельности обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер способствует формированию у студентов рефлексии. Обучающая программа дает возможность наглядно представить результат своих действий.

Для конкретного компьютерного занятия составляю временную структуру урока, отбираю наиболее эффективные средства, рассматриваю целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами. Отобранные материалы оцениваю во времени, так как их продолжительность не должна превышать санитарных норм. При недостатке компьютерного иллюстрированного или программного материала провожу поиск в Интернете. Тогда из найденных материалов составляю презентационную программу.

Возможности компьютера я использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков, при подготовке к промежуточной и итоговой аттестации.

На этапе изучения нового материала я координирую, направляю, организую учебный процесс. Применяю демонстрационный материл, имеющийся для группы, что позволяет чередовать разнообразные методические приемы. Методически грамотная подача материала в компьютерной программе способствует успешному формированию личностных компетенций обучающихся при изучении этой темы.

На этапе закрепления изученного материала я организую внутригрупповую дифференциацию. Обычно группу делю на три группы. В первой – студенты с низкой успеваемостью, не уверенные в своих знаниях, не умеющие их применять. Во второй — студенты со средней и хорошей успеваемостью, способные осмыслить связи между понятиями и обладающие навыком самостоятельной работы, а в третьей — умеющие обобщать, выделять главное, отыскивать нешаблонное, рациональное решение.

Каждая группа работает по своему варианту. С первой группой я обычно занимаюсь сама, а члены второй и третьей группы, справившись с основным заданием, переходят к выполнению упражнений с помощью компьютерного тренажера. Использование ИКТ позволяет дифференцированно подходить каждому студенту (средние и даже слабые ученики неплохо справляются с заданием компьютера).

При повторении в начале урока в компьютерном варианте я использую любой формат (текст, изображение): репродуктивное тестирование, развивающую игру, проблемную ситуацию. Если студент ошибся, он может воспользоваться озвученными подсказками. В результате вся группа включена в мыслительную деятельность, готова к восприятию нового материала. Степень самостоятельности при таком виде деятельности может быть либо полной, либо частичной.

При обобщающем повторении для обобщения и систематизации знаний использую итоговое тестирование, которым завершается каждая тема в компьютерной программе. Все студенты выполняют контрольный тест, который занимает 7-10 минут.

На этапе контроля знаний, умений, навыков использую разнообразные формы контроля: тесты, самоконтроль, взаимоконтроль, рейтинговый контроль. При этом компьютерный контроль имеет существенные преимущества по сравнению с традиционными формами:

-осуществляется индивидуализация контроля знаний;

-повышается объективность оценки;

-студент видит детальную картину своих недоработок;

-оценка может выдаваться не только по окончании работы, но и после каждого вопроса;

-на процедуру оценивания затрачивается минимальное количество времени.

Компьютер помогает мне в управлении учебным процессом, выдает результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учетом допущенных в теме ошибок и затраченного времени.

Важным этапом занятия является домашнее задание, в качестве которого желающие могут получить индивидуальное задание: составить мини-презентацию по теме урока (теория, практика), тестирование, проблемную ситуацию.

Особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, на которую отводится 50% от учебного времени. Применение ИКТ во внеурочной деятельности позволяет студентам закрепить полученные на занятиях навыки работы с компьютерной техникой и телекоммуникационными технологиями. Это, прежде всего, касается организации самостоятельной работы, так как каждый обучающийся в процессе изучения дисциплины получает индивидуальные задания, выполнение большинства из которых предусматривает использование компьютера и компьютерных технологий. Например, создание сообщений, докладов, рефератов, презентаций, невозможно без использования офисных программ и поиска информации в сети Интернет.

Регулярное использование средств ИКТ на учебных занятиях позволило получить определенные результаты. От семестра к семестру повышается качественный показатель успеваемости студентов, они с удовольствием участвуют в олимпиадах различного уровня, показывая свое умение использовать информационно-коммуникационные технологии, многие занимают призовые места.

В 2012-2013 учебном году получено 8 дипломов (1 степени – 1, 2 степени – 4, 3 степени –3). В 2013-2014 учебном году получено 24 диплома (1 степени – 5, 2 степени – 12, 3 степени –7). В 2014-2015 учебном году получен 21 диплом (1 степени – 4, 2 степени – 9, 3 степени –8). В 2015-2016 учебном году получено 27 диплом (1 степени – 11, 2 степени – 11, 3 степени –5).

Умение использовать средства ИКТ позволяет студентам принимать участие в конкурсах презентаций. Радует, что с каждым годом число участников подобных мероприятий увеличивается. Подобные конкурсы проходят в СОФ МГРИ-РГГРУ ежегодно в рамках недели ПЦК. Кроме того, студенты участвуют и во Всероссийских конкурсах презентаций, занимая призовые места.

Например, в 2013-2014 учебном году получено 9 дипломов (1 степени — 2, 2 степени – 4, 3 степени –3). В 2014-2015 учебном году получено 17 дипломов (1 степени -10, 2 степени – 4, 3 степени –3). В 2015-2016 учебном году получено 19 дипломов (1 степени -7, 2 степени – 7, 3 степени –5).

Необходимо отметить, что навыки, приобретенные студентами при изучении дисциплины «Информатика» пригодятся им в дальнейшем овладении знаниями, так как профессиональные модули, специальные предметы и междисциплинарные курсы предоставляют большие возможности использования ИКТ.

Результаты работы показывает, что систематическое использование на занятиях информационно-коммуникационных технологий ведет: к повышению качества знаний студентов; повышению интереса к предмету; удовлетворенности выпускниками родителей и работодателей; качественному изменению контроля; созданию ситуации «успеха для каждого»; развитию творческих способностей студентов; формированию навыков исследовательской деятельности.

Для меня, как преподавателя, разнообразие форм использования ИКТ в учебном процессе – это профессиональный рост. Я планирую и в дальнейшем использовать информационно-коммуникационные технологии в учебной и внеурочной деятельности и искать новые варианты их применения.

Источник: xn—-btb1bbcge2a.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru