Применение ИКТ-технологий в образовательном процессе
Определение 1
Компьютерные технологии – это инструменты познания, представленные в виде информационного оборудования, мультимедийных средств, которые делают процесс обучения более наглядным и продуктивным.
Использование компьютерных средств в процессе обучения помогает в реализации принципа наглядности представления информации. Учащиеся могут получить наглядное представление, практически, любого процесса события или объекта. Это улучшает их восприятие учебной программы, развивает память, мыслительные процессы, активизирует работу восприятия и внимания.
Замечание 1
Применение ИКТ – технологий актуально на любой стадии реализации учебного процесса. С помощью компьютерных средств и методов можно создать полноценный урок или использовать их на конкретном этапе учебного занятия.
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Учебные занятия с применением компьютерных технологий позволяют достичь следующих результатов в обучении:
УРОК 32. Разновидности компьютерных коммуникаций (10 класс)
- Сделать процесс обучения более интересным и насыщенным. Это достигается за счет того, что учебный материал представляется в более яркой и запоминающейся форме. Его легко усвоить и сохранить в памяти.
- Время обучения сокращается. Разнообразные компьютерные средства позволяют представить учебный материал в более сжатые сроки.
- Новизна в учебно-воспитательном процессе повышает мотивацию учащихся к обучению.
- Упрощается процесс систематизации знаний, которые должны быть усвоены.
- Формирование навыков самоконтроля учащихся.
- Организация самостоятельной работы ребенка упрощается.
- Компьютерные технологии способствуют формированию культуры познания и активизируют познавательный потенциал учащихся.
Компьютерные технологии внедряются в образовательную сферу по следующим направлениям:
- Ориентация на повышение качества образования и создание продуктивной образовательной среды.
- Применение ИКТ, в качестве основного инструментария образовательного процесса.
- Применение ПК для целей творческого обучения и раскрытия творческого потенциала учащихся.
- Применение компьютерных технических средств для контроля, коррекции, тестирования, диагностирования.
- Применение ПК для передачи учебной программы, получения педагогического опыта, ознакомления с методической педагогической литературой.
- Создание условий для интенсификации учебного процесса, совершенствования его организации, технической переориентации.
«Виды компьютерных технологий и цели их применения в обучении»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Разновидности компьютерных технологий
Современные компьютерные технологии, применяемые в образовательной системе, представлены следующими разновидностями:
ТОП 20 ОШИБОК пользователей ПК и 20 ЛАЙФХАКОВ. СПЕЦВЫПУСК
- Электронная учебная литература;
- Электронные лекции;
- ПК программы контролирующей направленности;
- Справочная литература и базы данных учебного назначения;
- Генераторы ситуаций и объектов – программы моделирования;
- Предметно-ориентированные среды;
- Учебно-методические системы обучения;
- Программно-методические продукты;
- Мультимедийные иллюстрации;
- Технологии обработки данных – ориентированы на решение программных задач, по которым имеется входной материал и существуют алгоритмы действия;
- Технологии управления и технологии принятия решений. Они помогают в организации учебного процесса, создании условий для его эффективной реализации.
Программные средства и их применение в образовательном процессе
Программные средства получили наиболее широкое распространение в образовательной деятельности. они представлены разнообразными обучающими программами разной обучающей направленности и целевого назначения.
Определение 2
Обучающая программа – это электронное учебное пособие, ориентированное на самостоятельное изучение учебного материала учащимися с помощью компьютерных электронных средств.
Использование обучающих программ позволяет сделать процесс обучения максимально индивидуализированным, активизируя познавательную активность учащихся и, давая им право выбора содержания и направленности своего обучения.
Компьютерные программы носят именно обучающий характер т.е. их применение подкреплено инструкцией, содержит пояснения, правила выполнения конкретных заданий, образцы деятельности.
Использование обучающей программы ы образовательном процессе способствует:
- Организации обучающей деятельности по уровням ее смены: начиная с распознания учебного материала, его восприятия, воспроизведения и практического применения.
- Организации учебного процесса, индивидуально ориентированного на сильных, средних и слабых учащихся.
- Учету факторов памяти.
- Использованию в качестве вспомогательного средства обучения: при выполнении домашних заданий, самостоятельном исследовании отдельной темы или курса, наглядного пособия для демонстрации какой-то информации на учебном занятии.
Помимо, обучающих программ, в учебном процессе активное применение получили электронные учебники. Они включают в себя дидактический, программный, методический и информационный материал по конкретной дисциплине, дающий возможность самостоятельного обучения.
Электронные учебники могут использоваться, как для самостоятельного обучения, так и в работе педагога. Преимуществами применения электронной учебной литературы являются:
- Скорый поиск информации по тексту;
- Гипертекстовое построение информации. В каждом разделе имеются ссылки на различные части учебного материала. Материал оказывается разделенным на части, удобные для восприятия и усвоения, но соединенные вместе с его взаимосвязанными частями ссылками;
- Возможность моделировать учебную информацию, ориентируясь на индивидуальные интеллектуальные и иные способности учащихся;
- Наличие мультимедийных средств. Электронные учебники оснащены большим набором средств для иллюстрации учебного материала: аудио и видео ресурсы. Это повышает интерес к обучению, а соответственно и познавательную мотивацию;
- Возможность самоконтроля своих знаний учащимся. Учащийся может сам проверить уровень усвоения учебной информации, пройдя компьютерное тестирование. Это позволяет подготовиться к рубежному контролю знаний, используемому в учебных учреждениях.
Источник: spravochnick.ru
Использование компьютерных программ
В современных качественных исследованиях компьютерные технологии могут применяться столь же эффективно, как и в количественных исследованиях. Яркий пример — фокус-группы, организованные в режиме on-line, когда участники и модератор связываются друг с другом посредством Интернет-конференции (Yoffie, Anzalone, 1999). Однако наиболее важно то, что материалы, полученные в ходе проведения фокус-групп, как .и другие результаты качественных исследований, также могут быть обработаны с помощью компьютера.
Появление компьютерных технологий, позволяющих обрабатывать тексты, родило новую дисциплину, названную «вычислительной стилистикой» (Krippendorff, 1980). Попытки компьютеризации контент-анализа, предпринятые в конце 1950-х гг., сводились исключительно к вычислительным процедурам, т.е. относились к статистической (количественной) части анализа. В дальнейшем компьютеру стали доверять более сложные операции по редукции текста, классификации и кодированию сегментов. Используя встроенные в программу логические операторы, современный аналитик может формировать и проверять простые гипотезы, многократно возвращаясь к исходным данным или к промежуточным этапам обработки текста.
Едва появившись, программные пакеты стали специализироваться сообразно теоретическим или методическим особенностям исследования. Например, стратегия анализа может быть более «мягкой» или «жесткой» соответственно тому, в какой степени программа допускает «период неопределенности», характерный для качественных проектов. Некоторые из программ ориентированы на крупные проекты, реализуемые исследовательской группой. В таких случаях процедура ведения проекта имеет некоторые особенности: предполагается наличие сформулированной исследовательской гипотезы, устанавливается жесткий регламент утверждения кодов на этапе редукции текста.
Многие программы могут применяться для анализа не только текстов, но и изображений (AQUAD, NUD*IST и др.). Интересен факт появления специализированного программного обеспечения (ПО), позволяющего вести анализ видеофрагментов (EtnoVision, Observer и др.). Сегодня выбор ПО, предназначенного для облегчения процедур КАД, очень велик. Из большого количества программных пакетов, которыми может пользоваться современный аналитик, здесь представлены несколько наиболее популярных, т.е. чаще всего встречающихся в Web-ссылках на ПО.
WInMAX 97 — программный пакет немецких разработчиков, содержащий стандартный набор возможностей, позволяющих операционализировать процедуру качественного анализа: редукция данных, присвоение кодов, объединение единиц анализа в категории, построение категориальных структур — все это с неограниченной возможностью многократного возврата к исходным данным. Дополнительная возможность интерфейса — переход от режима «кодов» и «категорий» к режиму «переменных», что позволяет аналитику в дальнейшем использовать полученные результаты для количественного анализа. Примечательно, что программа WinMAX, рассчитаная на немецкоязычных и англоязычных пользователей, устойчиво работает и с русскими текстами. Полную информацию о программе и ее бесплатную демонстрационную версию можно получить по следующему Web-адресу:
HyperRESEARCH — программа, разработчики которой минимизировали сложности интерфейса и сделали ее доступной для пользователя любого уровня. Облегчены манипуляции с кодированным текстом, что позволяет быстро менять коды, переформулировать значения смысловых единиц. Автоматизирован процесс выдвижения и проверки рабочих гипотез, представленных в логических формулах. Программа адресована в основном студентам, начинающим исследователям, а также психологам, ведущим анализ в области маркетинга и рекламы. Пробная версия программы и руководство к ней доступны бесплатно по адресу:
CDC EZ-Text — программное средство, разработанное для анализа слабострукгурованных (semistroctured) баз данных. Первоначально EZ-Text создавался для конкретных поведенческих исследований в области здравоохраненения.
Впоследствии программа переросла узкую прикладную специализацию, и ее новые версии стали применяться для качественного анализа широкомасштабных опросов и интервью с короткими (не более 255 символов) ответами. Кроме обычной для всех программ функции присвоения кодов и редукции текста EZ включает возможность построения матриц конечных данных.
Матрицы, трансформирующие закодированные тексты в количественную базу данных, могут использоваться далее в многочисленных ПО, предназначенных для статистического анализа (например, SPSS). EZ-Text может использоваться в индивидуальной работе, однако мощность этого инструмента позволяет организовать работу большой аналитической группы, объединенной компьютерной сетью или Интернетом. Все исследователи пользуются единой утвержденной системой единиц анализа. Коды фиксируются в формулярах, подобных приведенному в табл. 3. Адрес сайга, предоставляющего информацию о программе и демоверсию:
http://www.cdc.gov/nchstp/mv_aids/software/ez-text.htm Ключевые выводы данного обзора изложены в следующих тезисах:
1. КАД — прогрессивная исследовательская техника, которая все шире применяется не только в традиционной для нее сфере — социальных, этнографических и политологических проектах, но распространяется на все направления психологических исследований. Методологическая основа КАД — традиция качественного подхода в социальных науках и достаточно глубоко разработанная методика контент-анализа.
2. Прямое указание на перспективность метода КАД — рост объема учебных, фундаментальных и прикладных проектов на основе данной методики; косвенное указание — все более широкое распространение специализированного программного обеспечения.
3. КАД может использоваться: а) как интегрированный этап качественного исследования; б) как дополнительная методика в ходе экспериментального исследования, способствующая повышению надежности данных; в) как методика для самостоятельного исследования, построенного исключительно на анализе материала, отобранного из внешнего источника.
4. КАД не покрывает весь спектр качественных исследований, но может успешно применяться в тех случаях, когда качественные данные сводимы к какой-либо знаковой форме, чаще всего к тексту (протокол интервью) или символической записи (протокол наблюдения). Реже КАД используется для анализа визуальных данных (изображения, пиктограммы, видео и др.)
5. Стандартизация процедур КАД и возможность применения компьютерных средств для его ведения указывают на тенденцию к операционализации качественных методик, их приближению к традиционным научным стандартам.
Источник: studfile.net
«Плюсы» и «минусы» применения информационно-коммуникационных технологий в образовании
Педсовет — сообщество для тех, кто учит и учится. С нами растут профессионалы.
Хотите успевать за миром и трендами, первыми узнавать о новых подходах, методиках, научиться применять их на практике или вообще пройти переквалификацию и освоить новую специальность? Всё возможно в нашем Учебном Центре.
На нашей платформе уже более 40 онлайн-курсов переквалификации и дополнительного образования.