Использование компьютерных средств и программ

Применение ИКТ-технологий в образовательном процессе

Определение 1

Компьютерные технологии – это инструменты познания, представленные в виде информационного оборудования, мультимедийных средств, которые делают процесс обучения более наглядным и продуктивным.

Использование компьютерных средств в процессе обучения помогает в реализации принципа наглядности представления информации. Учащиеся могут получить наглядное представление, практически, любого процесса события или объекта. Это улучшает их восприятие учебной программы, развивает память, мыслительные процессы, активизирует работу восприятия и внимания.

Замечание 1

Применение ИКТ – технологий актуально на любой стадии реализации учебного процесса. С помощью компьютерных средств и методов можно создать полноценный урок или использовать их на конкретном этапе учебного занятия.

Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!

Учебные занятия с применением компьютерных технологий позволяют достичь следующих результатов в обучении:

УРОК 32. Разновидности компьютерных коммуникаций (10 класс)

  1. Сделать процесс обучения более интересным и насыщенным. Это достигается за счет того, что учебный материал представляется в более яркой и запоминающейся форме. Его легко усвоить и сохранить в памяти.
  2. Время обучения сокращается. Разнообразные компьютерные средства позволяют представить учебный материал в более сжатые сроки.
  3. Новизна в учебно-воспитательном процессе повышает мотивацию учащихся к обучению.
  4. Упрощается процесс систематизации знаний, которые должны быть усвоены.
  5. Формирование навыков самоконтроля учащихся.
  6. Организация самостоятельной работы ребенка упрощается.
  7. Компьютерные технологии способствуют формированию культуры познания и активизируют познавательный потенциал учащихся.

Компьютерные технологии внедряются в образовательную сферу по следующим направлениям:

  1. Ориентация на повышение качества образования и создание продуктивной образовательной среды.
  2. Применение ИКТ, в качестве основного инструментария образовательного процесса.
  3. Применение ПК для целей творческого обучения и раскрытия творческого потенциала учащихся.
  4. Применение компьютерных технических средств для контроля, коррекции, тестирования, диагностирования.
  5. Применение ПК для передачи учебной программы, получения педагогического опыта, ознакомления с методической педагогической литературой.
  6. Создание условий для интенсификации учебного процесса, совершенствования его организации, технической переориентации.

«Виды компьютерных технологий и цели их применения в обучении»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Разновидности компьютерных технологий

Современные компьютерные технологии, применяемые в образовательной системе, представлены следующими разновидностями:

ТОП 20 ОШИБОК пользователей ПК и 20 ЛАЙФХАКОВ. СПЕЦВЫПУСК

  1. Электронная учебная литература;
  2. Электронные лекции;
  3. ПК программы контролирующей направленности;
  4. Справочная литература и базы данных учебного назначения;
  5. Генераторы ситуаций и объектов – программы моделирования;
  6. Предметно-ориентированные среды;
  7. Учебно-методические системы обучения;
  8. Программно-методические продукты;
  9. Мультимедийные иллюстрации;
  10. Технологии обработки данных – ориентированы на решение программных задач, по которым имеется входной материал и существуют алгоритмы действия;
  11. Технологии управления и технологии принятия решений. Они помогают в организации учебного процесса, создании условий для его эффективной реализации.
Читайте также:
Составить программы которая по радиус круга пусть элементами круга

Программные средства и их применение в образовательном процессе

Программные средства получили наиболее широкое распространение в образовательной деятельности. они представлены разнообразными обучающими программами разной обучающей направленности и целевого назначения.

Определение 2

Обучающая программа – это электронное учебное пособие, ориентированное на самостоятельное изучение учебного материала учащимися с помощью компьютерных электронных средств.

Использование обучающих программ позволяет сделать процесс обучения максимально индивидуализированным, активизируя познавательную активность учащихся и, давая им право выбора содержания и направленности своего обучения.

Компьютерные программы носят именно обучающий характер т.е. их применение подкреплено инструкцией, содержит пояснения, правила выполнения конкретных заданий, образцы деятельности.

Использование обучающей программы ы образовательном процессе способствует:

  1. Организации обучающей деятельности по уровням ее смены: начиная с распознания учебного материала, его восприятия, воспроизведения и практического применения.
  2. Организации учебного процесса, индивидуально ориентированного на сильных, средних и слабых учащихся.
  3. Учету факторов памяти.
  4. Использованию в качестве вспомогательного средства обучения: при выполнении домашних заданий, самостоятельном исследовании отдельной темы или курса, наглядного пособия для демонстрации какой-то информации на учебном занятии.

Помимо, обучающих программ, в учебном процессе активное применение получили электронные учебники. Они включают в себя дидактический, программный, методический и информационный материал по конкретной дисциплине, дающий возможность самостоятельного обучения.

Электронные учебники могут использоваться, как для самостоятельного обучения, так и в работе педагога. Преимуществами применения электронной учебной литературы являются:

  1. Скорый поиск информации по тексту;
  2. Гипертекстовое построение информации. В каждом разделе имеются ссылки на различные части учебного материала. Материал оказывается разделенным на части, удобные для восприятия и усвоения, но соединенные вместе с его взаимосвязанными частями ссылками;
  3. Возможность моделировать учебную информацию, ориентируясь на индивидуальные интеллектуальные и иные способности учащихся;
  4. Наличие мультимедийных средств. Электронные учебники оснащены большим набором средств для иллюстрации учебного материала: аудио и видео ресурсы. Это повышает интерес к обучению, а соответственно и познавательную мотивацию;
  5. Возможность самоконтроля своих знаний учащимся. Учащийся может сам проверить уровень усвоения учебной информации, пройдя компьютерное тестирование. Это позволяет подготовиться к рубежному контролю знаний, используемому в учебных учреждениях.

Источник: spravochnick.ru

Использование компьютерных программ

В современных качественных исследованиях компьютерные технологии могут применяться столь же эффективно, как и в количественных исследованиях. Яркий пример — фокус-группы, организованные в режиме on-line, когда участники и модератор связываются друг с другом посредством Интернет-конференции (Yoffie, Anzalone, 1999). Однако наиболее важно то, что материа­лы, полученные в ходе проведения фокус-групп, как .и другие результаты качественных исследований, также могут быть обрабо­таны с помощью компьютера.

Читайте также:
Для чего используется программа Mozilla Firefox

Появление компьютерных технологий, позволяющих обрабаты­вать тексты, родило новую дисциплину, названную «вычислитель­ной стилистикой» (Krippendorff, 1980). Попытки компьютериза­ции контент-анализа, предпринятые в конце 1950-х гг., сводились исключительно к вычислительным процедурам, т.е. относились к статистической (количественной) части анализа. В дальнейшем компьютеру стали доверять более сложные операции по редукции текста, классификации и кодированию сегментов. Используя встроенные в программу логические операторы, современный аналитик может формировать и проверять простые гипотезы, многократно возвращаясь к исходным данным или к промежуточ­ным этапам обработки текста.

Едва появившись, программные пакеты стали специализиро­ваться сообразно теоретическим или методическим особенностям исследования. Например, стратегия анализа может быть более «мягкой» или «жесткой» соответственно тому, в какой степени программа допускает «период неопределенности», характерный для качественных проектов. Некоторые из программ ориентиро­ваны на крупные проекты, реализуемые исследовательской груп­пой. В таких случаях процедура ведения проекта имеет некоторые особенности: предполагается наличие сформулированной иссле­довательской гипотезы, устанавливается жесткий регламент ут­верждения кодов на этапе редукции текста.

Многие программы могут применяться для анализа не только текстов, но и изображений (AQUAD, NUD*IST и др.). Интересен факт появления специализированного программного обеспечения (ПО), позволяющего вести анализ видеофрагментов (EtnoVision, Observer и др.). Сегодня выбор ПО, предназначенного для облегчения процедур КАД, очень велик. Из большого количества программных пакетов, которыми может пользоваться современ­ный аналитик, здесь представлены несколько наиболее популяр­ных, т.е. чаще всего встречающихся в Web-ссылках на ПО.

WInMAX 97 — программный пакет немецких разработчиков, содержащий стандартный набор возможностей, позволяющих операционализировать процедуру качественного анализа: редук­ция данных, присвоение кодов, объединение единиц анализа в категории, построение категориальных структур — все это с неограниченной возможностью многократного возврата к исход­ным данным. Дополнительная возможность интерфейса — пере­ход от режима «кодов» и «категорий» к режиму «переменных», что позволяет аналитику в дальнейшем использовать полученные результаты для количественного анализа. Примечательно, что программа WinMAX, рассчитаная на немецкоязычных и англо­язычных пользователей, устойчиво работает и с русскими текста­ми. Полную информацию о программе и ее бесплатную демон­страционную версию можно получить по следующему Web-адресу:

HyperRESEARCH — программа, разработчики которой мини­мизировали сложности интерфейса и сделали ее доступной для пользователя любого уровня. Облегчены манипуляции с кодиро­ванным текстом, что позволяет быстро менять коды, переформу­лировать значения смысловых единиц. Автоматизирован процесс выдвижения и проверки рабочих гипотез, представленных в логи­ческих формулах. Программа адресована в основном студентам, начинающим исследователям, а также психологам, ведущим ана­лиз в области маркетинга и рекламы. Пробная версия программы и руководство к ней доступны бесплатно по адресу:

Читайте также:
Программа Айфон на телефон все как у айфона

CDC EZ-Text — программное средство, разработанное для ана­лиза слабострукгурованных (semistroctured) баз данных. Первона­чально EZ-Text создавался для конкретных поведенческих иссле­дований в области здравоохраненения.

Впоследствии программа переросла узкую прикладную специализацию, и ее новые версии стали применяться для качественного анализа широкомасштабных опросов и интервью с короткими (не более 255 символов) ответа­ми. Кроме обычной для всех программ функции присвоения кодов и редукции текста EZ включает возможность построения матриц конечных данных.

Матрицы, трансформирующие закоди­рованные тексты в количественную базу данных, могут использо­ваться далее в многочисленных ПО, предназначенных для статис­тического анализа (например, SPSS). EZ-Text может использо­ваться в индивидуальной работе, однако мощность этого инстру­мента позволяет организовать работу большой аналитической группы, объединенной компьютерной сетью или Интернетом. Все исследователи пользуются единой утвержденной системой единиц анализа. Коды фиксируются в формулярах, подобных приведенному в табл. 3. Адрес сайга, предоставляющего инфор­мацию о программе и демоверсию:

http://www.cdc.gov/nchstp/mv_aids/software/ez-text.htm Ключевые выводы данного обзора изложены в следующих тезисах:

1. КАД — прогрессивная исследовательская техника, которая все шире применяется не только в традиционной для нее сфере — социальных, этнографических и политологических проектах, но распространяется на все направления психологических исследова­ний. Методологическая основа КАД — традиция качественного подхода в социальных науках и достаточно глубоко разработанная методика контент-анализа.

2. Прямое указание на перспективность метода КАД — рост объема учебных, фундаментальных и прикладных проектов на основе данной методики; косвенное указание — все более широ­кое распространение специализированного программного обеспе­чения.

3. КАД может использоваться: а) как интегрированный этап качественного исследования; б) как дополнительная методика в ходе экспериментального исследования, способствующая по­вышению надежности данных; в) как методика для самостоятель­ного исследования, построенного исключительно на анализе ма­териала, отобранного из внешнего источника.

4. КАД не покрывает весь спектр качественных исследований, но может успешно применяться в тех случаях, когда качественные данные сводимы к какой-либо знаковой форме, чаще всего к тексту (протокол интервью) или символической записи (прото­кол наблюдения). Реже КАД используется для анализа визуаль­ных данных (изображения, пиктограммы, видео и др.)

5. Стандартизация процедур КАД и возможность применения компьютерных средств для его ведения указывают на тенденцию к операционализации качественных методик, их приближению к традиционным научным стандартам.

Источник: studfile.net

«Плюсы» и «минусы» применения информационно-коммуникационных технологий в образовании

Педсовет — сообщество для тех, кто учит и учится. С нами растут профессионалы.

Хотите успевать за миром и трендами, первыми узнавать о новых подходах, методиках, научиться применять их на практике или вообще пройти переквалификацию и освоить новую специальность? Всё возможно в нашем Учебном Центре.

На нашей платформе уже более 40 онлайн-курсов переквалификации и дополнительного образования.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru