Использование компьютерных программ в учебном процессе

Горбунова, Л. И. Использование информационных технологий в процессе обучения / Л. И. Горбунова, Е. А. Субботина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 4 (51). — С. 544-547. — URL: https://moluch.ru/archive/51/6685/ (дата обращения: 09.06.2023).

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» активно осуществляется внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Сосредоточение современных технических средств обучения способствует модернизации учебно-воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию творчества педагогов, позволяют проводить дистанционное обучение, развивают систему непрерывного образования, тем самым повышая эффективность образовательного процесса. В отечественных и зарубежных изданиях компьютеризация учебного процесса рассматривается как один из актуальных факторов организации обучения тому или иному предмету.

Видео презентация на тему «Использование компьютерных программ в учебном процессе» (март 2016)

Новейшие информационные технологии в обучении позволяют активнее использовать научный и образовательный потенциал ведущих университетов и институтов, привлекать лучших преподавателей к созданию курсов дистанционного обучения, расширять аудиторию обучаемых.

Несмотря на то, что уже накоплен богатый опыт в области компьютерного обучения, многие преподаватели с осторожностью относятся к возможности применения компьютерных средств обучения. Также, необходимо отметить, что процесс компьютеризация обучения сталкивается с рядом проблем.

Процесс внедрения информационной технологии в обучение достаточно сложен и требует глубокого осмысления. С одной стороны, они играют важную роль в обеспечении эффективности образовательного процесса, с другой — может появиться проблема темпа усвоения учащимися материала с помощью компьютера, то есть проблема возможной индивидуализации обучения.

Ключевые слова: информационные технологии, индивидуализация, образовательный процесс, качество обучения.

В настоящее время, значительно увеличилась роль информационных технологий в жизни людей. Современное общество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.

Видео презентация на тему «Использование компьютерных программ в учебном процессе» (октябрь 2016)

  1. Рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
  2. Сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
  3. Построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;
  4. Вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;
  5. Использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
  6. Интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса [3].
  • между мотивацией и стимуляцией учения студентов;
  • пассивно-созерцательным и активно-преобразовательными видами учебной деятельности;
  • психологическим комфортом и дискомфортом;
  • воспитанием и обучением;
  • стандартом обучения и индивидуальным развитием отдельного человека;
  • субъект-субъектными и субъект-объектными отношениями.
  1. Получение информационной поддержки;
  2. Диагностика, регистрация и систематизация параметров обучения;
  3. Работа с учебными материалами (поиск, анализ, отбор, оформление, создание);
  4. Организация коллективной работы; осуществление дистанционного обучения.
  1. Преподаватель;
  2. Эксперт;
  3. Партнер по деятельности;
  4. Инструмент деятельности;
  1. Проблема соотношения объемов информации:
  1. Возможная индивидуализация процесса обучения:
  1. Различие в «машинном» и человеческом мышлении:
  1. Психологическая нагрузка на пользователя:
  1. На компьютере не могут быть полностью имитированы те аспекты деятельности преподавателя, которые связаны с его воспитательными функциями;
  2. Целью обучения также является развитие коммуникативной способности человека, компьютер не сможет заменить человеческого общения и понять тайну человеческой мысли.
  1. Максимовская М. А. Информационное управление школой // Информатика и образования — 2003. — № 11
  2. Машбис Е. И. Психолого–педагогические проблемы компьютеризации обучения. — М., Просвещение, 2006.
  3. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В.. Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. — М., Академия, 2000.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, образовательный процесс, компьютер, обучение, преподаватель, учебный материал, дистанционное обучение, интерактивная лекция, информационная технология, программа.

Источник: moluch.ru

Основные возможности использования компьютерных технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС
методическая разработка по информатике

Содержание: Использование компьютерных технологий в современном образовательном процессе в условиях реализации ФГОС. Возможности для преподавателя и ученика предоставляемые использованием компьютерных технологий. Основные свойства компьютерных технологий для использования в процессе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
ФайлОсновные возможности использования компьютерных технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС 34.53 КБ

Предварительный просмотр:

Основные возможности использования компьютерных технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС

Использование компьютерных технологий в современном образовательном процессе в условиях реализации ФГОС. Возможности для преподавателя и ученика предоставляемые использованием компьютерных технологий. Основные свойства компьютерных технологий для использования в процессе обучения.

  1. Необходимость использования компьютерных технологий в современном образовательном процессе.
Читайте также:
Как поменять программу на ПК

К основной особенности современного общества можно отнести ведущее положением информации и невероятную скорость развития средств ее обработки. Последние достижения в области информатики привели к тому, что средства вычислительной техники все плотнее входят во все сферы жизни человека. Таким образом, сложившаяся ситуация создает возможности для эффективного использования компьютерных технологий и в системе образования.

По этой причине во многих нормативных документах, принятых правительством Российской Федерации указаны основные направления применения компьютерных технологий в образовательном процессе. Так, в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013 — 2020 годы», в качестве одного из основных средств модернизации образовательных учреждений предлагается «оснащение современным учебно-производственным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением образовательных учреждений профессионального образования, внедряющих современные образовательные программы и обучающие технологии» [1] .

Развитие новых подходов к системе образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии развития информационного общества [2] . В связи с этим важнейшим требованием является эффективность использования компьютерных технологий в современной школе, что подразумевает полную реализацию их возможностей. Применение современных форм наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но и также сами выступают носителями информации, способствуют повышению восприятия и мыслительной активности обучающихся. Таблицы, графики, диаграммы, аудиовизуальные средства и т.д. являются составными элементами печатных и электронных учебных материалов и играют существенную роль в развитии интеллектуальной и познавательной деятельности обучающихся [3] .

Важность использования компьютерных технологий в процессе образования определяется тем, что с их помощью можно эффективно реализовать следующие возможности:

  • использование компьютера на уроках помогает сделать образовательный процесс более целесообразным, поскольку в этом случае происходит вовлечение в познавательную деятельность всех видов чувственного восприятия обучающихся;
  • многие учащиеся так или иначе отличаются друг от друга как умственными способностями, так и стилем обучения. В этом случае использование компьютерных технологий позволит осуществить индивидуальный подход к каждой категории обучающихся;
  • использование современных технологий в образовательном процессе позволит обеспечить ученика новыми профессиональными навыками;
  • усилить мотивацию обучающихся, уровень самообразования;
  • развить творческие способности;
  • привлечь учащихся к работе с различными источниками информации;
  • реализовать мировые тенденции в образовании;

Использование компьютерных технологий в школе приводит к усовершенствованию методов и технологий образовательного процесса. Новые методы разработки учебного материала, основанные на применении современных устройств (компьютерная техника, проекторы, визуальные материалы), повышают эффективность его использования и дают возможность выбора оптимального набора технологий для организации образовательного процесса. Тем самым повышается результативность и правильность процессов управления процессом обучения. Многие рутинные процессы подвергаются автоматизации, что делает современную систему образования более гибкой и способной быстро реагировать на изменения в окружающем мире.

  1. Возможности для преподавателя и ученика предоставляемые использованием компьютерных технологий.

В системе преподаватель-ученик компьютер может выступать как универсальный помощник как для каждого участника этого взаимодействия в отдельности, так и использоваться для усовершенствования совместной работы. С одной стороны, для учителя он — автоматизированный классный журнал, средство обработки результатов обучения, а также инструмент, позволяющий находить новую информацию для подготовки к урокам. С другой стороны, для современного ученика компьютер становится неотъемлемым средством для выполнения домашнего задания, способствует развитию самостоятельности. Как для ученика, так и для учителя, использование компьютерных технологий выступает в качестве инструмента, моделирующего реальный мир.

Говоря более предметно, применение компьютера в работе учителя позволяет реализовать следующие возможности:

  • организация учебного процесса на уровне класса, в том числе:
  • создание оптимального графика учебного процесса;
  • своевременная диагностика успеваемости;
  • итоговый контроль
  • использование сети Интернет в процессе преподавательской деятельности:
  • посещение виртуальных библиотек, позволяющих качественно и разносторонне подготовиться к той или иной теме;
  • поиск наглядных видео и аудио материалов;
  • возможность создания профессиональной корпоративной среды или корпоративной сети , по существу, являющейся объединением нескольких основных функций и технологий, интегрирующих в одну организационную среду современные базы данных, электронную почту, общее использование информационных ресурсов и обмен текущей документацией.
  • реализация индивидуального подхода к ученикам:
  • использование визуальных и слуховых информационных средств, позволяющих задействовать все группы учащихся в образовательном процессе;
  • подготовка элементов информационной среды:
  • использование различных видов учебного, демонстрационного оборудования, которое имеет возможность сопрягаться с компьютером;
  • разработка учебно-наглядных пособий;
  • создание мультимедийных презентаций, способствующих более полной подаче и усвоения материала;

Следует также отметить основные функции компьютера, как части информационного обучения с точки зрения его использования учащимися:

  • источник учебного материала, частично или полностью заменяющего учителя и книгу;
  • наглядное пособие, позволяющее оперативно выполнять домашнее задание:
  • выполнение различных тестов и лабораторных работ с использованием компьютерных технологий;
  • прохождение on-line курсов и обучающих семинаров;
  • участие в on-line олимпиадах и образовательных проектах;
  • персональное информационное пространство, способствующее развитию самоконтроля и самодисциплины.

Изменения, которые входят в процесс обучения в следствии информатизации образования, диктуют необходимость обращения к средствам, обеспечивающим максимально полную реализацию их возможностей, открыть для ученика и учителя проход в широкий мир познания, включая диалог культур. В первую очередь, открываются новые перспективы благодаря современным компьютерным телекоммуникациям.

Читайте также:
Как установить на компьютер программу office

Под телекоммуникацией в международной практике понимается « передача и прием на расстояние речи или других звуковых сигналов, изображений или других данных с помощью электрического или оптического сигнала для проводной коммуникационной сети связи или посредством электромагнитных волн для беспроводной коммуникационной сети связи » [4] .

Благодаря телекоммуникации учащиеся получают доступ к разнообразным информационным ресурсам сетей. Создается благоприятная среда для совместной работы над интересующим их проектом с учащимися из других школ, городов, областей, а также из других стран, в рамках телеконференций — обсуждать проблемы практически со всем миром.

Подобное сотрудничество ведет к развитию мотивации для самостоятельной познавательной деятельности учащихся как на уровне группы, так и индивидуально. Возможность совместной работы стимулирует учащихся к ознакомлению с разными точками зрения на изучаемый вопрос, к самостоятельному поиску нужной информации, к оценке результатов собственной деятельности. В этих условиях меняется роль учителя, теперь он выступает в качестве координатора и консультанта, к которому обращаются как к авторитету, владеющему точной информацией, как к эксперту. Таким образом, использование компьютерных коммуникации позволяет ученику самостоятельно создавать индивидуальный взгляд на происходящие в окружающем мире события, лучше осмыслять многие жизненные процессы и явления и подходить к их исследованию с различных точек зрения, и наконец, понять, невозможность решения некоторых проблем только самостоятельными усилиями. Все это приводит к формированию элементов глобального мышления.

  1. Основные свойства компьютерных технологий для использования в процессе обучения.

Можно выделить основные свойства компьютеров, позволяющие эффективно их использовать в процессе образования [5] .

Таким образом, использование компьютера в современной школе создает перспективы для усовершенствования всего образовательного процесса. Бесспорно, что мультимедийные технологии обогащают познавательный процесс, позволяют сделать обучение более эффективным. Компьютерные технологии постепенно превращают учебную наглядность из статической в динамическую, то есть все чаще появляется возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Именно эта способность к моделированию процессов, которые развиваются во времени, интерактивно изменять параметры этих процессов, очень важное дидактическое преимущество мультимедийных обучающих систем. Кроме того, многие образовательные задачи ограничены тем, что демонстрацию исследуемых вопросов и явлений невозможно провести в классе, в этом случае средства компьютерной техники являются единственно пригодными для этой цели на сегодняшний день.

Все эти факты ведут к необходимости использования компьютерных средств в школе в условиях реализации ФГОС. Соблюдение приведенных в данном курсе методических указаний и рекомендаций позволит действительно добиться увеличения показателей уровня качества знаний обучающихся, интенсифицировать процесс образования, развить логическое мышление и ассоциативную память школьников.

Источник: nsportal.ru

Научная электронная библиотека

Персональный компьютер — универсальное обучающее средство, которое может быть с успехом использовано на самых различных по содержанию и организации учебных и внеучебных занятиях. При этом он вписывается в рамки традиционного обучения с широким использованием всего арсенала средств обучения. ПК может способствовать активному включению учащегося в учебный процесс, поддерживать интерес, способствовать пониманию и запоминанию учебного материала.

Если компьютер используется только как средство учебной деятельности, то его функции мало чем отличаются от тех, которые он выполняет в рамках других видов деятельности. Возможности применения значительны: от справочной системы до средства моделирования некоторых ситуаций.

Выполнение функции обучения — наиболее существенная характеристика применения компьютера в обучении. Задачи применения компьютера в обучении:

1) обеспечение обратной связи в процессе обучения;

2) обеспечение индивидуализации учебного процесса;

3) повышение наглядности учебного процесса;

4) поиск информации из различных источников;

5) моделирование изучаемых процессов или явлений;

6) организация коллективной и групповой работы.

По целям и задачам обучающие компьютерные программы делятся на иллюстрирующие, консультирующие, программы-тренажеры, программы обучающего контроля, операционные среды. Одни из них предназначены для закрепления знаний и умений, другие ориентированы на усвоение новых понятий. Есть обучающие программы, которые позволяют учащимся стать непосредственными участниками открытий, композиторами или художниками.

Большими возможностями обладают программы, которые реализуют принципы проблемного обучения. В трудовом и профессиональном обучении особенно полезны программы, моделирующие и анализирующие конкретные ситуации, так как они способствуют формированию умения принимать решения в различных обстоятельствах, отрабатывают умение совместно действовать, подчинять свои интересы общим целям. Игра позволяет выйти за рамки определенного учебного предмета, побуждая учащихся к приобретению знаний в смежных областях и практической деятельности.

Нередко в одной программе соединяются несколько режимов (обучение, тренировка, контроль). Работая в режиме обучения, программа выводит на экран дисплея учебную информацию, задает вопрос на её понимание. Если ответ неверен, машина или подсказывает, как найти правильный ответ, или дает ответ и задает новый вопрос.

В режиме тренажера выводятся только тексты вопросов, при ошибочном ответе идет комментарий; результаты ответов не запоминаются, время их обдумывания не ограничивается. В режиме контроля варианты заданий подбираются компьютером, время обдумывания ограничивается, результаты ответов фиксируются, при ошибке дается правильный ответ и комментарий. По окончании выводится список тем, по которым была допущена ошибка и которые стоит повторить, ставится отметка.

Таким образом, компьютер в учебном процессе выполняет несколько функций: служит средством общения, создания проблемных ситуаций, партнером, инструментом, источником информации, контролирует действия ученика и предоставляет ему новые познавательные возможности.

Читайте также:
Автоматизированная система это программа

Способы использования компьютера в качестве средства обучения различны: это и работа всем классом и группами, и индивидуальная работа. Перечисленные способы обусловлены не только наличием или нехваткой достаточного количества аппаратных средств, но и дидактическими целями. Так, если в классе имеется только компьютер учителя или если учитель ставит перед собой задачу организации коллективной работы по поиску решения задач, постановки проблему и т. д., он организует работу класса на основе учительского компьютера. Такой подход в ряде случаев оказывается даже более продуктивным, чем индивидуальная работа учащихся с компьютером.

В педагогическом процессе выбор способа использования компьютера находится в прямой зависимости от дидактической задачи.

Основные аспекты, которыми надо руководствоваться при анализе обучающей компьютерной программы и ее применении:

психологический — как повлияет данная программа на мотивацию учения, на отношение к предмету, повысит или снизит интерес к нему, не возникнет ли у учащихся неверие в свои силы из-за трудных, непонятно сформулированных или нетрадиционных требований, предъявляемых машиной;

педагогический — насколько программа отвечает общей направленности школьного курса и способствует выработке у учащихся правильных представлений об окружающем мире;

методический — способствует ли программа лучшему усвоению материала, оправдан ли выбор предлагаемых ученику заданий, правильно ли методически подается материал;

организационный — рационально ли спланированы уроки с применением компьютера и новых информационных технологий, достаточно ли ученикам предоставляется машинного времени для выполнения самостоятельных работ.

Компьютеры в обучении следует использовать только тогда, когда они обеспечивают получение знаний, которые невозможно или достаточно сложно получить при бескомпьютерных технологиях. Но очень важно обучение строить таким образом, чтобы ученик понимал, что задачу решает он, а не машина, что только он несет ответственность за последствия принятого решения. Обучающиеся теряют интерес к работе, если в конце урока уничтожаются плоды их труда, поэтому необходимо использовать выполненную ими работу на уроках при создании программных продуктов или разработке методических материалов.

Наиболее ценными в учебном процессе оказываются программные средства без однозначной логики действий, жестких предписаний, средства, предоставляющие ученику свободу выбора того или иного способа изучения материала, рационального уровня сложности, самостоятельного определения формы помощи при возникновении затруднений.

Из всех видов компьютерной техники, применяемых до настоящего времени, только компьютер решает такие проблемы, как:

а) адаптивность учебного материала (в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся);

б) многотерминальность (одновременная работа группы пользователей);

в) интерактивность (взаимодействие компьютерной техники и учащегося, имитирующее в известной степени естественное общение);

г) подконтрольность индивидуальной работы учащихся во внеаудиторное время.

Компьютер реализует обучение в диалоговом режиме. Компьютеризованные учебные материалы (учебные компьютерные программы) способны полнее и глубже адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся.

Это обусловлено спецификой компьютера, которая состоит в следующем:

1. Значительный объем памяти современных компьютеров, что позволяет хранить и оперативно использовать большие массивы учебной информации (формулировки заданий, тексты, упражнения, примеры и образцы, справочную, корректирующую и консультирующую информацию, разнообразные ремарки — реакции на те или иные действия учащегося).

2. Высокое быстродействие компьютера (сотни тысяч операций в секунду). Это позволяет значительно повысить реактивность данного вида компьютерной техники. В среднем скорость реакции ЭВМ на запрос или ответ учащегося составляет 1-3 секунды.

3. Способность анализировать ответы и запросы учащихся.

4. Диалоговый режим связи учебного материала (компьютерной программы) с обучаемым, который ведется, имитируя некоторые функции преподавателя. Только компьютер способен осуществить столь разнообразную по форме и содержанию связь с обучаемым (информативную, справочную, консультирующую, результативную, вербальную, невербальную — графика, цвет, звуковая сигнализация).

5. Наличие обратной связи, т.е. возможность осуществления коррекции самим обучаемым с опорой на консультирующую информацию. Консультирующая информация выбирается из памяти компьютера либо самим учащимся, либо на основе автоматической диагностики ошибок, допускаемых учащимся в ходе работы. Способ предъявления подобного рода информации зависит от типа учебной компьютерной программы.

6. Адаптивность. Компьютеризованный урок проходит с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Проработка (изучение, тренировка, повторение и контроль) одного и того же материала может осуществляться с различной степенью глубины и полноты, в индивидуальном темпе, в индивидуальной (часто выбираемой самим учащимся) последовательности.

7. Возможность в автоматическом режиме проводить многофакторный сбор и анализ статистической информации о работе класса, получаемой в процессе компьютеризованного занятия, без нарушения естественности протекания урока. При этом компьютер способен фиксировать достаточно большое количество параметров:

— время, затраченное учащимися на работу со всей программой, группой заданий или с каким-либо конкретным заданием или упражнением;

— количество верных/неверных ответов и их систематизация;

— количество обращений к справочной информации, а также характер наиболее часто запрашиваемой помощи теми или иными группами обучаемых;

— количество попыток при выполнении заданий.

Эти данные помогают учащемуся внести коррективы в свою учебную деятельность, а преподавателю — выработать индивидуальный подход как к отдельному обучаемому, так и к группе в целом.

Вопросы для самоконтроля:

  • 1. Каковы цель и задачи применения компьютера в обучении?
  • 2. Опишите способы использования компьютера.
  • 3. Перечислите основные аспекты анализа обучающей компьютерной программы и ее применения.
  • 4. Какова специфика использования компьютера в обучении и воспитании?

Источник: monographies.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru