Использование компьютерных программ при изучении иностранного языка

Содержание

Хамицева, С. Ф. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам / С. Ф. Хамицева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 1057-1059. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17354/ (дата обращения: 08.06.2023).

В статье рассматриваются компьютерные технологии как способ более успешного обучения иностранным языкам и их недостатки и преимущества. В ней также исследуются эффективность обучающих программ и интернет-ресурсов.

Ключевые слова:компьютерные технологии, иностранные языки, обучающие программы, условия, преимущества, компьютерная деятельность, информационный.

The article deals with computer technologies as a way of more effective teaching of foreign languages and their advantages and shortcomings. The effectiveness of teaching programmes and Internet-resources are also considered in it.

Keywords:computertechnologies, foreignlanguages, teachingprogrammes, conditions, advantages, communicativeactivity, informative.

Цель обучения иностранному языку в неязыковом вузе в настоящее время — формирование и развитие профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции в четырех видах деятельности (говорении, чтении, письме, аудировании), то есть практическое владение иностранным языком как в повседневном, так и в профессиональном общении. На наш взгляд, это является необходимым личностным и профессиональным качеством любого специалиста в эпоху стремительной интеграции России в мировое сообщество.

Иностранный язык в 5-раз быстрее теперь реально!

Актуальность данной проблемы заключается в поиске более эффективных методов обучения иностранным языкам, обусловленных требованиями современного мира. Именно правильное и эффективное использование компьютерных технологий рассматривается нами как возможность перехода на качественно новый уровень в обучении иностранным языкам.

Цель нашего исследования — теоретическое обоснование и разработка методики применения компьютерных технологий в обучении иностранным языкам.

В ходе работы нами были использованы следующие методы исследования: теоретический, эмпирический (беседа, анкетирование) и статистический.

Под компьютерными технологиями обучения понимается совокупность средств и методов создания педагогических условий работы на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, которые моделируют часть функций педагога по обработке информации, организации и управления познавательной деятельностью.

Компьютерные технологии в обучении студентов применяются с середины 70-х годов XX века. Современный этап их использования характеризуется не только мощными персональными компьютерами, но и новыми информационными и телекоммуникационными технологиями. Однако, на наш взгляд, при использовании компьютерных технологий необходимо учитывать определенные условия для более успешного осуществления процесса обучения:

— соблюдать определенное соотношение компьютерных и традиционных педагогических технологий, то есть компьютерный курс должен быть вспомогательным средством в осуществлении учебного процесса;

Как организовать процесс изучения языков: цели, расписание, привычки и конспекты

— обеспечить соответствующей техникой учебный процесс (иметь хотя бы несколько компьютерных классов на факультете);

— преподаватель кроме профессиональных знаний должен хорошо владеть компьютерными технологиями;

— рационально планировать занятия с применением компьютера;

— преподаватель должен оставаться главным источником знаний и информации, организуя, направляя и контролируя весь процесс обучения.

Компьютерные технологии характеризуются рядом преимуществ в обучении иностранным языкам:

— способствуют высокой мотивации процесса обучения;

— повышают общую компьютерную и языковую культуру;

— обеспечивают индивидуализацию обучения;

— способствуют появлению непосредственной обратной связи;

— повышают профессиональную культуру специалиста;

— позволяют тренировать все виды речевой деятельности;

— создают коммуникативные ситуации;

— формируют лингвистические способности;

— автоматизируют языковые и речевые действия;

— способствуют проявлению творческих возможностей;

— создают предпосылки для усвоения больших объемов информации;

— способствуют экономии времени;

— обеспечивают высокое качество образования при правильном использовании.

При этом следует отметить и некоторые недостатки:

— избыточность красок и компьютерных эффектов;

— быстрая утомляемость из-за больших нагрузок на зрение;

— отсутствие живого партнера в общении, так как компьютерные технологии обеспечивают в основном квазиобщение, то есть общение с машиной;

— недостаточно эффективная реализация коммуникативного аспекта обучения, на наш взгляд, (студент часто ничего не говорит вслух, выполняя определенные виды заданий);

— частое несоответствие готовых компьютерных обучающих программ, целям и дидактическим принципам обучения.

Компьютерным технологиям свойственны основные дидактические принципы учебного процесса: наглядность, доступность, научность, последовательность, практическая ориентированность.

Компьютерные технологии, несомненно, существенно влияют на процесс обучения иностранным языкам. Мы отдаем предпочтение обучающим программам и Интернет-ресурсам из них в нашей работе в Северо-Осетинском государственном университет имени К. Л. Хетагурова.

Обучающие программы особенно эффективны, на наш взгляд, для отработки произношения, изучения грамматики и лексики, обучения устной речи и письму, учитывая при этом уровень подготовки студентов и их способности.

При коррекции фонетики на первом этапе мы используем курс «Профессор Хиггинс. Английский без акцента» как на занятиях, так и самостоятельно. При этом студенты не только улучшают произношение, но и увеличивают темп речи.

Читайте также:
Что проходят по математике в 3 классе программа

Обучающие программы по грамматике дают возможность изучить и закрепить различные правила. По нашим экспериментальным исследованиям, особенно эффективны задания на построение предложений, употребление глаголов в правильной форме, подборку правильного ответа. А использование различных таблиц, схем и рисунков вызывает живой интерес у студентов. При этом и материал воспринимается и усваивается легче и быстрее, как показали данные наших исследований.

Обучающие программы, несомненно, оказывают неоценимую помощь преподавателю в обучении иностранным языкам. Это и обилие языкового и страноведческого материала, их подробное описание, возможность самому общаться на иностранном языке постоянно повышая уровень своей квалификации. Однако, преподаватель должен не только хорошо ориентироваться в огромном количестве обучающих программ, но и подходить к ним крайне ответственно, так как они не всегда соответствуют целям обучения, на наш взгляд.

Интернет-ресурсы же в обучении иностранным языкам можно разделить на два вида: коммуникативные и информационные. Коммуникативная деятельность студентов по данным наших исследований включает:

— переписку по электронной почте;

— участие в чатах (самое популярное у студентов);

— участие в конкурсах и олимпиадах;

— подготовку презентаций (студенты всегда тщательно готовятся к ним: ищут, собирают, анализируют и сопоставляют информацию).

В ходе наших исследований живой интерес у студентов вызвали темы второго этапа обучения: «Достопримечательности Лондона», «Англоязычные страны» и «Члены королевской семьи». Все это, несомненно, способствует развитию общего кругозора студентов, уменьшению языковых и культурных барьеров, повышению уровня владения иностранным языком и мотивации к его изучению.

Информационные возможности Интернета огромны тоже. Они представляют огромный выбор и доступ к громадному объему информации со всех концов земного шара и способствуют эффективному овладению иностранными языками в единстве с культурой их носителей.

1. Богдашкина Г. П. Электронные образовательные ресурсы в обучении иностранным языкам. Томск, 2010.

2. Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, № 2, 2001.

3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии // Учебное пособие. М., 1998.

4. Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 c.

5. Цатурова И. А. Компьютерные технологии в обучении иностранному языку // Учебное пособие. М., 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, программа, учебный процесс, язык, взгляд, живой интерес, обучение, процесс обучения, студент.

Ключевые слова

компьютерные технологии, иностранные языки, обучающие программы, условия, преимущества, компьютерная деятельность, информационный.

Похожие статьи

Развитие самостоятельности в процессе обучения.

иностранный язык, учебный процесс, процесс обучения, развитие самостоятельности, технический вуз, студент, самостоятельная работа, неязыковый вуз, формирование навыков самостоятельности.

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения.

Ключевые слова:самостоятельная работа, обучение иностранному языку, учебный процесс. В современном образовательном пространстве вуза отношение к дисциплине иностранный язык перетерпливает ряд изменений.

Современное обучение иностранным языкам с использованием.

студент, иностранный язык, коммуникативный метод, преподаватель, ситуация, реальная жизнь, языковой барьер, коммуникативный подход, интерес студентов, процесс обучения.

Использование интерактивных методов при изучении.

Конечной целью обучения иностранным языкам, является научение студентов свободно ориентироваться в иноязычной среде и умению на должном уровне реагировать в различных ситуациях, то есть свободно общаться.

Проблемы обучения языку специальности студентов.

иностранный язык, язык специальности, профессиональный иностранный язык, специальность, иностранный язык студентов, процесс обучения, студент, иноязычная лексика, лексический материал, родной язык.

К вопросу мотивационной сферы личности студента при изучении.

иностранный язык, процесс изучения, мотив, современный студент, мотив поступления, ВУЗ, Высшая школа, высшее образование, интенсивное развитие, образовательный процесс.

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности.

Профессионально-ориентированный уровень обучения.

Вузовский курс продолжает школьный, поэтому обучение иностранному языку в вузе должно обеспечить преемственность в языковой подготовке студентов. И на этом этапе важно продолжить, но на более высоком качественном уровне.

Видеоматериалы на занятиях по РКИ: развитие коммуникативной.

русский язык, фильм, учебный процесс, студент, учащийся, этап обучения, социокультурная компетенция, домашнее задание, иностранный язык, речевая деятельность.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

Развитие самостоятельности в процессе обучения.

иностранный язык, учебный процесс, процесс обучения, развитие самостоятельности, технический вуз, студент, самостоятельная работа, неязыковый вуз, формирование навыков самостоятельности.

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения.

Ключевые слова:самостоятельная работа, обучение иностранному языку, учебный процесс. В современном образовательном пространстве вуза отношение к дисциплине иностранный язык перетерпливает ряд изменений.

Современное обучение иностранным языкам с использованием.

студент, иностранный язык, коммуникативный метод, преподаватель, ситуация, реальная жизнь, языковой барьер, коммуникативный подход, интерес студентов, процесс обучения.

Использование интерактивных методов при изучении.

Конечной целью обучения иностранным языкам, является научение студентов свободно ориентироваться в иноязычной среде и умению на должном уровне реагировать в различных ситуациях, то есть свободно общаться.

Проблемы обучения языку специальности студентов.

иностранный язык, язык специальности, профессиональный иностранный язык, специальность, иностранный язык студентов, процесс обучения, студент, иноязычная лексика, лексический материал, родной язык.

К вопросу мотивационной сферы личности студента при изучении.

иностранный язык, процесс изучения, мотив, современный студент, мотив поступления, ВУЗ, Высшая школа, высшее образование, интенсивное развитие, образовательный процесс.

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности.

Профессионально-ориентированный уровень обучения.

Вузовский курс продолжает школьный, поэтому обучение иностранному языку в вузе должно обеспечить преемственность в языковой подготовке студентов. И на этом этапе важно продолжить, но на более высоком качественном уровне.

Читайте также:
Hotpoint ariston wmsl 501 инструкция программы

Видеоматериалы на занятиях по РКИ: развитие коммуникативной.

русский язык, фильм, учебный процесс, студент, учащийся, этап обучения, социокультурная компетенция, домашнее задание, иностранный язык, речевая деятельность.

Источник: moluch.ru

Использование компьютерных технологий в обучении иностранному языку

На сегодняшний день в преподавании иностранного языка складываются тенденции, соответствующие нынешнему уровню технического прогресса. Тема использования компьютерных технологий в сфере обучения иностранному языку стала объектом всестороннего исследования специалистов сравнительно недавно, но эффективность их применения на занятиях уже не подлежит сомнению. Все более разнообразные ресурсы сети Интернет, а также появляющиеся в большом количестве учебные материалы на CD-дисках ставят задачу проведения комплексного изучения возможностей и особенностей их применения в учебном процессе.

Информационные технологии позволяют учащимся реализовать личностно-ориентированный подход к изучению языка, так как основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры, практическое пользование иностранным языком. Внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Опыт использования их на практике позволяет обеспечивать переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств учеников, ускоряют процесс обучения, способствуют мотивации, позволяют индивидуализировать процесс обучения, улучшают качество усвоения изучаемого.

Следует отметить, что использование компьютера на уроках иностранного языка дает учителю возможность более эффективно строить преподавание, организовывать работу учащихся на этапах введения, закрепления и повторения материала.

Значительную роль в процессе модернизации образования играют различные Интернет-ресурсы. Во-первых, данные ресурсы реализуют важный в современной методике преподавания иностранного языка принцип аутентичности.

Использование неадаптированных текстов из зарубежных газет и журналов, различных сайтов и других источников позволяет изучать язык в его современном функционировании. Широкие возможности для эффективного усвоения языка предоставляют чаты, различные виды Интернет-телефонии (Skype), программы «мгновенных сообщений» (ICQ, QiP), «социальные дневники» (LiveJournal) и «социальные сети» (Facebook), а также видеоконференции. Данные средства коммуникации позволяют осуществлять «живое» общение с носителями языка в ситуации «здесь и сейчас». Это также способствует погружению учащихся в естественную языковую среду без дополнительных материальных и временных затрат и формированию коммуникативной компетенции.

С методической точки зрения важно отметить, что Интернет-ресурсы помогают сделать процесс изучения иностранного языка более увлекательным, так как предоставляют возможность преподавателям варьировать способы подачи информации и сделать обучение практически направленным.

C помощью Интернета можно:

Возникает вопрос: за счет чего и почему достигаются хорошие результаты при использовании Интернет-ресурсов? Ответ могли бы дать все учителя, работающие в сети Интернет. За счет творческого подхода к своей работе, за счет огромных усилий, затрачиваемых на поиск необходимой информации в сети Интернет, классификации этой информации, включения ее в учебный процесс. Работа над текстами Интернет-ресурсов интересна учащимся своей новизной, актуальностью, что дает им возможность проявить активность каждому ученику.

Использование обучающих и познавательных программ на CD – наиболее доступный способ использования компьютера на уроках. Учитель может проводить групповую и индивидуальную работу с детьми, использую обучающие программы с игровыми элементами.

Овладение языком через игру – один из основных принципов системы обучения. Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой иностранного языка, учат понимать речь на слух, правильно писать.

Компьютерные технологии в значительной степени являются мощным средством увеличения интереса и повышения мотивации к обучению. Все новое всегда притягательно, а информационные технологии не стоят на месте, изменяются, совершенствуются и становятся все более доступными. Использование современных информационных технологий способствует раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетенция дает возможность человеку войти в чужую культуру, получать, анализировать, передавать информацию и получать ответ. Применение информационно-коммуникационных технологий играет немалую роль в формировании коммуникативной компетенции, так как они не только реализуют личностно-ориентированный подход в образовании XXI века, но и образование XXI века невозможно без компьютерных средств в эпоху информационного развития общества, широкого применения компьютеров и с учетом создания общемировой компьютерной информационной сети Интернет. Широкий спектр компьютерных учебных материалов позволяет внедрять информационно-коммуникационные технологии в различные формы обучения (аудиторную, внеаудиторную, дистанционную, комбинированную).

Учащиеся посвящают достаточно много времени Интернету, задача учителя научить их использовать его ресурсы для изучения иностранного языка. Существует ряд заданий с использованием ресурсов Интернета, одним из них и является «web-квест».

«Quest» в переводе с английского языка — продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр.

Web-квест (webquest) как технология обучения — проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. В настоящее время данная технология находит достойное место среди используемых педагогических технологий, широко применяется также в других странах.

Разработчиком web-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США).

Web-квест является web-проектом, в котором все материалы, предъявляемые учащимся, исходят из Интернета. Дизайн web-квеста предполагает рациональное планирование времени учащихся, сконцентрированного не на поиске информации, а на ее использовании.

Применение web-квеста при изучении иностранного языка преследует несколько целей:

— развитие информационно-коммуникационной компетенции;

— внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс;

— знакомство учащихся с методикой использования веб-квестов при обучении иностранному языку;

— организация самостоятельной работы учащихся;

— развитие умения работать в сотрудничестве.

Читайте также:
Какие программы используют провайдеры

Web-квесты развивают критическое мышление. Учащиеся не просто собирают информацию, но и трансформируют её, чтобы выполнить задание, решить поставленную проблему. У них повышается мотивация, они воспринимают задание как нечто «реальное» и «полезное», что ведет к повышению продуктивности деятельности.

Источник: studfile.net

Методика использования современных компьютерных технологий при обучении иностранным языкам в средней школе

Условия продуктивного применения компьютерных технологий на уроках иностранного языка

Определение 1

Компьютерные технологии – это методы, формы и средства организации образовательного процесса посредством применения компьютерной техники и информационных ресурсов.

Компьютерные технологии активно проникают в образовательное пространство. Обучение по любому предмету средней образовательной школы уже немыслимо без использования современных компьютерных средств. Иностранные языки не являются исключением.

Уроки иностранного языка проводятся с использованием различных программных ресурсов и коммуникативных информационных средств. Они способствуют развитию навыков диалогической речи на иностранном языке, формированию мотивации к изучению языков, нахождению реальных владельцев иностранного языка и осуществления продуктивного общения с ним.

Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!

Применение компьютерных технологий в ходе обучения иностранным языкам в средней школе должно реализовываться с соблюдением ряда важных условий. Они обеспечивают эффективное применение технологий и положительные результаты в освоении иностранного языка. К этим условиям относятся:

  1. Правильное соотношение между использованием компьютерных технологий и традиционных методик обучения иностранному языку. Компьютерные средства не могут занять приоритетную позицию. Они должны быть вспомогательным методом обучения.
  2. Наличие технологического оборудование. В школе должны иметься компьютерные классы и интерактивные доски.
  3. Педагог должен владеть не только своими профессиональными навыками, но и быть квалифицированным в применении компьютерных средств и конкретно используемой технологии.
  4. Рациональное распределение временных ресурсов на использование компьютерных средств обучения.
  5. Педагог должен направлять и координировать процесс обучения с применением компьютерных технологий.

Замечание 1

Использование компьютерных технологий на уроках иностранного языка способствует развитию у учащихся средней школы не только познаний по иностранному языку, но и навыков владения компьютерными средствами.

«Методика использования современных компьютерных технологий при обучении иностранным языкам в средней школе»

Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

С помощью компьютерных технологий можно индивидуализировать обучение. Так, можно использовать программные продукты, дополнительные упражнения повышенной сложности для более развитых учащихся, у которых есть потенциал к полноценному освоению языка, а также использовать упрощенные программы обучения для отстающих.

Формы организации учебного занятия с применением компьютерных технологий

Методика использования компьютерных технологий в образовательном процессе, ориентированном на освоение иностранных языков, предполагает оптимальное распределение временных ресурсов, отводимых на применение компьютерных средств. Наиболее оптимальным, в средней школе, является применение компьютерных технологий один-два раза в неделю.

Занятия могут быть организованы следующим образом:

  1. Построение диалогового взаимодействия с носителем иностранного языка. Для этого используются Интернет-ресурсы и программы онлайн-связи. В режиме реального времени можно совершить звонок на другой континент и пообщаться с реальным носителем иностранного языка. Это способствует развитию навыков диалогового общения: установлению контакта на иностранном языке, осуществлению продуктивного разговора, развитию навыков обращения с просьбой о чем-то и др.
  2. Применение обучающих программ. Такие программы позволяют отработать навыки произношения, расширить словарный запас, сформировать навыки грамматического построения предложений и фраз на иностранном языке. Посредством программ можно повторить и закрепить правила построения грамматических конструкций, произношения отдельных звуков в разных позициях слова. Обучающие программы мотивируют к познанию, поскольку представлены в интересном виде: схемы, таблицы, рисунки. Они дают наглядное представление теоретических данных, что способствует их лучшему усвоению.
  3. Использование информационной части интернет-пространства. Интернет богат разнообразной информацией, касающейся любого иностранного языка: истории его становления, особенностях, правилах, способах изучения, вариантах применения на практике и т.д. информационные сайты применяются для поиска интересного текстового материала, творческих заданий, которых нет в учебных пособиях.
  4. Интерактивная доска SMART – это доска проектор, на которую переносится изображение или информация с ПК и дополняется зарисовками специального фломастера. Это позволяет наглядно представить информацию, продемонстрировать написание или произношение конкретного слова, прокомментировать текстовый материал, выделив главное в нем, дополнить теорию картинками и схемами.
  5. Презентации разного типа. Для этого, как правило, используется интерактивная доска, ПК и программа Power Point. Программа позволяет создавать разного типа презентации: с применением анимации, ориентированные на закрепление новой темы, классические презентации для представления нового материала. Презентацию можно представить без интерактивной доски, просто на ПК. Но тогда хорошо, чтобы это реализовывалось в компьютерном классе, где каждый учащийся будет иметь доступ к ПК.

Что касается использования в обучении презентаций, то они могут включать в себя применение следующих методов:

  • Метод проблемных кейсов – анализ определенных ситуаций, представленных наглядно, на основе фактов – картинок, видео отрывков из реальной жизни. Учащиеся формируют свое видение данной проблемы;
  • Спрингборды – рисунки, картинки, фото по определенной теме. Они ориентированы на стимулирование к познанию и развитие разговорных навыков на иностранном языке в форме интервью. Интервью развивает любознательность ребенка, мышление, речь, но самое главное – делает занятие интересным и увлекательным;
  • Метод кластеров – написание ключевого слова по теме изучения и дополнение его ассоциативными словами т.е. имеется слово по теме и каждый учащийся дополняет его иным словом, которое связано с данной темой. Затем проводятся связи между всеми ассоциациями и формируется кластер. Это позволяет подвести итоги изучения темы и закрепить ее в сознании.

Источник: spravochnick.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru