Дидактические возможности использования мультимедийного компьютера на уроках музыки достаточно обширны. Он может служить источником информации, изложенной в структурированной лаконичной форме, представлять качественный наглядный материал в процессе устного изложения содержания новой темы учителем.
Цифровое воспроизведение произведения наиболее полно отвечает потребностям современных школьников, создавая эмоциональное отношение к звуковой информации. Оно активизирует познавательную деятельность обучающихся, позволяя осуществить повтор представленных сведений, их обобщение и систематизацию с последующим контролем. Применение мультимедийных НИТО создают предпосылки для поиска новых эффективных методов и форм обучения в музыкальном образовании с учетом развития достижений современной дидактики. Информационная насыщенность уроков искусства, возможность погружения в традиции и быт периода творения композитором изучаемого опуса позволяют создать необходимую эмоциональную атмосферу для соответствующего восприятия звучащего произведения, а также выдержать динамичность драматургии проведения занятия.
Цифровая среда современного урока музыки (педагог Суслова Н.В.)
На уроке музыки, использование информационных технологий решает ряд важнейших задач, прежде всего-это повышение интереса к музыке и к учебно-познавательной деятельности на уроке, способствует наглядному усвоению учебного материала, активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала учащихся. Информационные технологии придают современный уровень и урокам музыки в начальной школе, обогащают его методические возможности, позволяют по-новому использовать текстовую, звуковую, и видеоинформационную часть.
Самый доступный способ применения информационных технологий на уроке музыки – это использование мультимедийной установки. Одним из инструментов внедрения информационных технологий является компьютерная программа PowerPoint, которую очень эффективно и творчески можно использовать в преподавании музыки.
В данной программе составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при проведении уроков музыки, также, с большим успехом, эту программу можно использовать и во внеклассной работе. Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ, делает рассказ учителя более увлекательным, а самое главное, концентрирует внимание учащихся на учителя, что очень важно.
Презентации можно применять на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемого материала позволяет учащимся эффективнее воспринимать излагаемый учителем материал. При создании слайдов, возможно, использовать анимацию, это очень удобно для последовательного изложения материала. С помощью анимации можно сконцентрировать внимание учащихся на главном в изучаемом материале. Во многих школах уроки музыки проводятся в актовом зале, где нет должных условий для проведения урока музыки, в таком случае очень выручает использование компьютерных технологий, а особенно мультимедиа проектора. Можно применять мультимедиа в различных видах учебно-познавательной деятельности на уроке музыки, это и слушание музыки, и вокально-хоровая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах.
Применение ИКТ на уроках музыки
Например, если ученикам понравилась та или иная песня, то можно дать им задание зайти на определенный сайт, где они могут послушать несколько вариантов исполнения этой песни, скачать ее текст, и дать задание дома сравнить несколько вариантов исполнения этой песни.
Подобные задания считаются важными потому что, поток информации, исходящий сейчас из всех средств массовой информации, среди которых и Интернет, неограничен. Задача учителя – направить этот поток в нужное русло, обратить внимание учащихся на полезные сайты, научить правильно, добывать и обрабатывать информацию.
Если проанализировать разные подходы к применению компьютерных технологий в области музыкального образования в начальной общеобразовательной школе, можно выделить несколько направлений их применения, среди них:
- прослушивание и анализ музыкальных произведений (слушательская деятельность);
- вокально-хоровая работа (использование минусовок, визуального ряда для разучивания песен);
- изучение истории и теории музыкального материала;
- внеклассная работа;
- получение разной музыкальной информации с использованием сети Интернет.
- педагог — коллектив — один компьютер;
- педагог — группа учеников — один компьютер;
- педагог — ученик — компьютер;
- ученик-компьютер.
- поиск необходимой информации для выполнения задания (доклада);
- обработка текста и его редактирование;
- прослушивание музыкального произведения в домашних условиях;
- изменение акустического звучания в соответствии с собственными эстетическими потребностями;
- изучение сочинения как физического явления в драматургической динамике развития;
- выполнение заданий из области элементарной теории музыки;
- развитие музыкальных способностей с помощью тренажеров;
- создание собственной модели музыкальной композиции с использованием программ-конструкторов (моделирование, создание, вариационность, исполнение);
- запись созданных сочинений на цифровые носители для представления на уроках музыки.
Источник: studfile.net
Использование компьютерных программ на уроках музыки в средней школе
Применение компьютерных программ в образовании на сегодня является показателем их возможностей, которые они предоставляют в обучении. Компьютерные технологии включают в себя комплекс способов восприятия, которые могут быть предоставлены в образе анимации, звука, видео. Компьютерные программы можно использовать на любом этапе урока: при проверке пройденного материала, его закреплении, изложении новой темы и т.д. Подбираются они согласно целям и задачам урока с учётом возрастных особенностей учащихся, их интересов, уровня подготовленности к восприятию излагаемого материала. Являясь открытой учебно-развивающей средой для творчества и любой другой деятельности, компьютер должен выполнять функцию интерактивного образовательного процесса для формирования более глубокого освоения знаний подростками и появления самостоятельного мышления.
Чтобы понять какие программы целесообразно применять на уроках музыки в средней школе необходимо рассмотреть их условную классификацию. Первая группа программ связана с возможностью воспроизведения музыкальных файлов и называется музыкальные проигрыватели, которые позволяют построить список мелодий и записать его в различных форматах. Программы Windows Media Player, WinAmp дают возможность пользователю применять графики, которые отображают образы согласно музыкальному содержанию. Это развивает абстрактное мышление.
Большую роль на уроках музыки играют музыкальные энциклопедии. Это ещё один вид программ, которые расширяют кругозор подростков, делая обучение увлекательным и интересным. К числу таких программ можно отнести «Энциклопедию популярной музыки Кирилла и Мефодия». Она содержит информацию почти обо всех исполнителях и группах современной музыки.
Как и программа «Шедевры музыки», «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия» имеет раздел Викторина для проверки знаний, в ней предоставлены аудио и видео фрагменты. Программа «Шедевры музыки» включает в себя биографии композиторов; зарождение стилей и направлений расположены в хронологическом порядке начиная с эпохи барокко кончая современной музыкой.
В ней есть описание создания музыкальных произведений, словарь музыкальных терминов. Это информативная группа программ, которая может быть использована на уроках музыки в общеобразовательной школе. Сюда можно отнести «Энциклопедию классической музыки», которая содержит 278 статей о композиторах всех стран, 209 музыкальных фрагментов самых известных произведений и описание их содержания, анимацию 44 музыкальных инструментов с образцами их звучания. Основные положительные характеристики данных программ связаны с большим количеством предлагаемых знаний.
Среди разнообразия программных продуктов, используемых на уроках музыки, стоит также отметить диск, который называется «Соната не только классика». Он содержит коллекцию современных записей европейской и русской классики, джазовой и популярной музыки, 300 музыкальных фрагментов, картинную галерею, викторину. Чтобы более глубоко изучать вопросы развития культуры для обогащения музыкально-исторических знаний подростков необходимо по возможности использовать мультимедийные учебные пособия по МХК в которых также содержатся звуковые фрагменты разных эпох. Эти компьютерные программы в виде интерактивных экскурсий позволяют предоставлять музыкально-исторические знания в интересной и увлекающей форме, поскольку применение мультимедиа-компонентов (текста, звука, видео, анимации) фокусирует зрительное, слуховое и эмоциональное восприятие подростков, делая усвоение знаний более качественным.
Тематические программы, как одна из групп, содержат в себе трёхмерную графику, анимацию. Эти программы призваны раскрыть художественные образы таких произведений, как «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского, «Щелкунчик» П.И. Чайковского, «Карнавал животных» К. Сен-Санса и других. Образовательно-игровые программы такие как «Учись, рисуя», «Музыкальный класс» являются подразделом тематических программ и созданы для обучения младших школьников с применением многочисленных игр.
Рассматривая только часть возможностей компьютера и программ, можно понять, насколько они велики. Компьютер позволяет содержать в себе фонотеку с музыкальными произведениями и фонограммы песен разучиваемых учащимися. Программа Finale создана для написания нотного текста. Используется она для сочинения музыки, аранжировки, инструментовки музыкального произведения.
Существуют программы музыкальный конструктор, позволяющие создавать полноценные музыкальные произведения на основе готовых шаблонов. Здесь не требуется никаких музыкальных навыков сочинения музыки, так как пользователь структурирует свою музыкальную композицию, подобно собиранию конструктора, где в роли «кубиков» выступают готовые аудио шаблоны.
Одна из распространённых таких программ — Magix Music Maker. С их помощью можно создать свою собственную композицию. Используя графический редактор «Paint» можно, например, наглядно изобразить длительности нот, пауз, фактически заменяя бумагу.
Соединение с Интернетом в контексте содержания урока позволяет получить образную ассоциацию по теме урока и тем самым закрепить полученные знания. Фильмы-презентации можно использовать на уроках-лекциях. Они позволяют заинтересовать детей, закрепить новые понятия, удерживая внимание. Роль компьютера для музыкальных теоретических дисциплин отмечалась Г.Р.
Тараевой в первой книге серии «Компьютер и инновации» где были выделены такие возможности как: обеспечение наглядности в представлении учебных материалов, поддержка контроля знаний и навыков, организация различных форм креативной деятельности. Сюда можно отнести курс «Теория музыки», который позволяет подросткам получить основные знания по музыкальной грамоте. Об отрицательных особенностях использования компьютерных программ в общеобразовательной школе хорошо отмечено учителем музыки МОУ «СОШ № 24» г. Сыктывкар Пакшиной Еленой Пантелеймоновной, которая пишет что «малое количество «обучающих» программ связано со школьной программой, с последовательностью изложения материала, терминологией, предметным наполнением, предписываемыми логикой курса и образовательным стандартом. Большинство CD представляют собой электронные книги, т.е. содержат текст и иллюстрации, которые очень трудно включить непосредственно в ткань урока». В связи с наличием вредного влияния на зрение монитора даже при его весьма высоких технических характеристиках, более быстрого появления утомляемости, неблагоприятного воздействия на нервную систему, рациональное использование компьютерных технологий как технических средств обучения является в настоящее время основной задачей образования.
Источник: vuzlit.com
Специфика применения музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в школе
Сомов, Д. С. Специфика применения музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в школе / Д. С. Сомов, В. О. Голубков. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 153-154. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11483/ (дата обращения: 09.06.2023).
В статье рассматриваются особенности использования музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки. Сделана попытка проанализировать результаты исследований с целью выявить основные проблемы интеграции цифровых технологий в различные области музыкального образования и творчества. Приводятся формы и методы применения музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, музыкальное образование школьников, урок, МКТ, музыка
Современный российский социум характеризуется внедрением новейших компьютерно-коммуникационных технологий во все сферы деятельности. Глобальные изменения в способе обработки и передачи информации привели к интенсивному проникновению цифровых технологий в различные области музыкального образования и творчества. Достижения последних двух десятилетий в развитии технологий создания музыки в сочетании с актуальными возможностями средств массовой информации окрыли ранее недоступные области для создания и распространения музыки. В связи с этим к учителю музыки теперь предъявляться новые требования [4]. Современный учитель музыки обязан не только знать музыкально-компьютерные технологии (далее — МКТ), но и быть профессиональным специалистом, умеющим правильно их использовать в своей работе.
Современные исследования позволили констатировать, что музыкальные педагоги в настоящие время не используют широкий спектр возможностей МКТ в своей работе, при том что для их внедрения имеются объективная необходимость. В первую очередь это связанно с тем что традиционное музыкальное образование не дает таких знаний, которые требуются на современном этапе развития технологий.
Различные аспекты проблемы использования и применения МКТ в музыкальном образовании школьников исследовали Т. А. Затямина, Г. С. Машошина, Д. А. Семенова, Ж. Б. Кармазина, А. О. Бороздин, Э. В. Зауторова, О. Тарачева и др. на основании их исследований нами определенны противоречия между: требованиями которые предъявляются музыкальной педагогикой к МКТ, объективными возможностями использования данной техники на уроках музыки; подготовкой низкого качества учителей музыки в данной области; отсутствие финансовых возможностей, а также нежелание администрации учебных заведений, внедрять информационные технологии для повышения качества образования школьников.
Практически все работы упомянутых исследователей в основном посвящены специфике обучения игре на синтезаторе в специализированных детских музыкальных школах и детских школах искусств. Однако проблемы использования МКТ наблюдается и в общеобразовательных школах на традиционных уроках музыки. К одной из ключевых проблем также можно отнести состояние учебно-методической базы, отсутствие оформленных и оснащенных кабинетов музыки. Важно отметить что исследователь И. М. Красильникова, несколько иначе смотрит на эту проблему, считая, что компьютерный класс в общеобразовательной школе можно легко превратить в специализированную студию компьютерной музыки [3]. Существенной проблемой считается и то что, что современные учителя музыки как правило, имеют крайне слабое представление о дидактическом потенциале МКТ, педагоги, которые все же применяют МКТ в своей практике, используют их потенциал не эффективно.
В современной отечественной музыкально-педагогической школе ключевой является проблематика подготовки специалистов нового типа. Специалистов задачей которых становится не только передача знаний, умений и навыков, но развитие музыкальных способностей учащихся, привитие учащимся творческого желания, необходимых для дальнейшего самообразования и самореализации в условиях современного общества.
Психологами и педагогами доказано, что творческий потенциал заложен в каждом ребенке. Но развитие творчества происходит исключительно в творческой деятельности. Именно благодаря ей учащийся развивается, приобретает опыт, раскрывает свои природные задатки и развивает способности [5; 2]. Поэтому учителю музыки необходимо создать максимально благоприятные условия на уроках музыки для полноценного творческого развития, что невозможно без внедрения МКТ в педагогический процесс. Для внедрения компьютерных технологий в процесс школьного музыкального образования учителю музыки необходимы следующие технические средства: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальный инструмент (синтезатор, цифровое пианино и др.) программное обеспечение (обучающие программы, справочные материал и др.).
Синтезатору отводиться особое место по мнению П. Л. Живакина, у инструмента большое будущее «В последние годы компьютерные и коммуникативные технологии все больше затрагивают сферу культуры и особенно музыки. В свое время фортепиано произвело революцию в музыкальном образовании. Возможно, наступит время, когда схожую роль сыграет и синтезатор» [1]. Мы не хотим утверждать, что синтезатор однозначно призван искоренить фортепиано из процесса обучения музыке, на данный момент можно говорить лишь доступности выбора из традиционных или более функциональных цифровых инструментов.
Положительным примером использования МКТ может служить аккомпанирование на синтезаторе. Использовав функцию «минусовки» песни (фонограмму без главной мелодии), учитель музыки сможет сосредоточиться исключительно на работе с детским хором. Появление обучающих компьютерных программ, игр, игровых вопросов и ответов, мультимедийных кроссвордов позволяет более эффективно изучать нотную грамоту и получать элементарные знания о музыке существует необходимость в установлении мультимедийного проектора либо интерактивной доски данная технология позволяют обогатить яркими и интересными событиями урок музыки благодаря демонстрации музыкального материала информация будет усваиваться учащимся глубже. Заметим, что предлагаемые нами решения могут служить естественным дополнением к программам «Музыка» для общеобразовательных школ, созданных под руководством Л. Л. Куприяновой, Г. П. Сергеевой, Н. А. Терентьевой, Д. Б. Кабалевского, Ю. Б. Алиева, Л. М. Кашаповой, Н. Г. Ямалетдиновой, Р. Х. Хусаиновой и др.
Таким образом, мы установили, что поиск новых форм и методов применения музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе должен идти постоянно и обязательно опираться на исторически-сложившиеся и традиционные методы и формы обучения музыке. Важно собрать и обобщить имеющийся отечественный и зарубежный опыт внедрения музыкально-компьютерных технологий в музыкальное образование, наработать научно-теоретическую базу, которая в дальнейшем позволит всем учителям музыки использовать их в своей работе [6].
- Живакин П. Л. Синтезатор — это основной элемент общего музыкального образования в будущем // Музыка в школе. 2005. № 1. С. 4
- Захарюта Нина Васильевна Инновационный подход к развитию творческого потенциала личности детей // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 3 С.225–232.
- Красильников И. М., Глаголева Н. Электронное музыкальное творчество в общеобразовательной школе. М., 2004. 65 с.
- Камерис Андреас. Пути реализации концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта: диссертация. кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Камерис Андреас; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2007.- 282 с.: ил. РГБ ОД, 61 08–13/660
- Полозов С. П. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. 208 с.
- Юланова Дилара Марсовна Использование музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 98. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-muzykalno-kompyuternyh-tehnologiy-na-urokah-muzyki-v-obscheobrazovatelnoy-shkole (дата обращения: 22.11.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): урок музыки, учитель музыки, музыкальное образование, общеобразовательная школа, музыка, музыкальное образование школьников, мультимедийный проектор, работа, синтезатор, современный учитель музыки.
Источник: moluch.ru