Использование компьютерных программ дает качественные результаты по развитию самостоятельной работы. При этом происходит интеграция таких курсов, как информатика, педагогика, психология, история и культура стран изучаемого языка, использование словаря. Использование компьютерных программ сокращает время на преодоление языкового барьера: тематически закладывается лексика и клише типовых конструкций. Нельзя забывать и о занимательности при использовании компьютерных программ на занятиях: абстрактные образы, погружение в социальную среду изучаемого языка, музыкальный фон — все это создает психологическую атмосферу положительного эмоционального настроя обучающегося, которая облегчает процесс запоминания иноязычной речи. Отсюда исходит мотивация успеха в изучении иностранного языка [21].
Компьютерные программы имеют свои преимущества, как вспомогательные средства обучения иностранному языку. Они позволяют осуществлять индивидуальный подход к обучающимся. Особое внимание уделяется «отстающим» в обучении. Мультимедийные технологии позволяют учителю корректировать учебные планы исходя из интересов и возможностей отдельных обучающихся.
Методы преподавания иностранных языков
Формы работы с обучающими программами иностранного языка могут быть разнообразными. Например, изучение лексики [6].
При обучении лексике:
- · формирование рецептивных грамматических навыков чтения и аудирования;
- · формирование продуктивных лексических навыков преимущественно письменной речи;
- · контроль уровня сформированности лексических навыков на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности;
- · расширение пассивного и потенциального словарей обучаемых;
- · оказание справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов).
Многие компьютерные программы позволяют работать с микрофоном. Такие программы можно использовать в виде фонетической зарядки различных типов сложности, разучивая пословицы, поговорки, рифмовки.
При обучении аудированию осуществляется [23]:
- · формирование фонетических навыков аудирования;
- · контроль правильности понимания прослушанного текста.
При обучении грамматике:
- · формирование рецептивных грамматических навыков чтения и аудирования;
- · формирование продуктивных грамматических навыков преимущественно письменной речи;
При обучении чтению:
- · формирование навыков установления звукобуквенных соответствий;
- · обучение технике чтения вслух;
- · обучение различным видам анализа текста;
- · формирование умения самостоятельного преодоления языковых трудностей;
- · совершенствование навыков техники чтения за счет применения таких приемов, как варьирование поля восприятия и темпа предъявления, изменение расположения текста и т.д.
При обучении говорению:
- · формирование фонетических навыков говорения;
- · организация общения в парах и небольших группах с использованием ролевых игр на базе симулятивно — моделирующих программ.
При обучении переводу [20]:
Использование современных технологий на уроках английского языка в рамках дистанционного обучения.
- · формирование лексических и грамматических навыков перевода;
- · контроль правильности перевода;
- · овладение умением редактирования текстов, переводов с использованием текстовых редакторов и систем машинного перевода.
Существует множество компьютерных программ, помогающих учителю и обучающимся при овладении иностранным языком.
Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащегося [9].
Проанализируем некоторые из них [21].
Ш Изучение лексики.
При введении и отработке тематической лексики, например покупки, продукты питания, одежда и т.д., можно использовать компьютерные программы «Triple play plus in English», «English on holiday», «English Gold» и другие. Этапы работы с компьютерными программами следующие: демонстрация, закрепление, контроль.
На примере компьютерной программы «English on holidays» рассмотрим эти этапы.
На первом этапе — введение лексики, например, по теме «Weather». Используя демонстрационный компьютер, учитель выбирает автоматический режим: на экране появляются картинки, изображающие природные явления: снег-snow, ливень-shower, гроза-thunderstorm, пасмурно-humidity, изморозь-drizzle, ясно-clear, солнечно-sunny, холодно-cold, облачно-cloudy, град-hail и другие. Затем следуют фразы:
- · What a beautiful day! — Какой прекрасный день!
- · What awful weather! — Какая ужасная погода!
- · Is it usually as hot as this? — Здесь всегда так жарко?
- · What’s the forecast for tomorrow? — Какой прогноз погоды на завтра?
- · It’s windy! — Дует сильный ветер!
- · It’s raining — идёт дождь
Учащиеся смотрят и слушают. Время работы — примерно 1 минута.
На втором этапе идет работа по отработке произношения и закрепление лексики. Учитель или обучающийся переключает программу с автоматического режима в обычный, щёлкает мышкой наведя стрелку на нужное слово или фразу. Обучающиеся повторяют за диктором хором. При наличии нескольких компьютеров, обучающиеся работают индивидуально или парами, используя наушники и микрофон. Время работы — примерно 5 — 10 минут, оно зависит от количества слов изучаемой темы.
На третьем этапе проводится контроль изученной лексики. Обучающиеся выбирают задание, содержащее разное количество вопросов по теме: 10, 20, 30. По окончании сдачи экзамена на экране появляется таблица результатов в процентах.
При наличии только одного компьютера, он используется как демонстрационный при введении и фронтальном закреплении лексики. Контроль тематической лексики можно осуществлять индивидуально используя раздаточный материал — карточки. Задания на карточках могут быть аналогичны заданиям компьютерной программы, например [8]:
Укажите правильный вариант перевода
снег — tennis, shower, snow, umbrella, thunderstorm, boxing, basketball
· Какое из написанных слов является лишним по смыслу
winter, February, cool, December, November, January и т.п.
Компьютерная программа «English on holidays» охватывает лексический материал по теме «Город» и позволяет контролировать лексику сразу по всем разделам темы. В этом случае предлагается большее количество вопросов: 60, 90, 120.
Ш Отработка произношения.
Многие обучающие программы предусматривают режим работы с микрофоном. После прослушивания слова или фразы обучающийся повторяет за диктором и на экране появляется графическое изображение звука диктора и учащегося, при сравнении которых видны все неточности. Обучающийся стремится добиться графического изображения произнесённого звука максимально приближённого к образцу [2].
Ш Обучение диалогической речи.
Пример работы с диалогами компьютерной программы «Triple play plus in English». Из предложенных 12 диалогов, выбирается один, например «В кафе». На экране появляются несколько картинок-сцен данного диалога.
I — этап — знакомство с диалогом.
- · Good morning!
- · Good morning!
- · What would you like?
- · I’d like some coffee, please.
- · Do you want milk in your coffee?
- · Yes, please.
- · Hey, this coffee is too cold.
- · I’m sorry.
- · Here is some hot coffee.
- · Thank you.
- · How is it now?
- · It’s just right.
- · Would you like some more coffee?
- · No, thanks.
- · How much is it?
- · Ninety — five cents, please.
- · Thank you. Have a nice day.
- · Good bye.
II — этап — разучивание диалога.
При наличии нескольких компьютеров обучающиеся работают парами или группами по 3 человека. Они повторяют за диктором фразы, здесь же может быть использован режим работы с микрофоном. Те, кто находится на первой ступени обучения иностранному языку, могут выполнять упражнения на составление данных предложений из группы слов, например: like, lyke, what, you, wood, your, yu, would.
Обучающийся наводит стрелку на нужное слово, щёлкает мышкой, чтобы составить предложение «What would you like?» и т.д. Количество верных предложений отражается на экране. Таким образом, в игровой форме осваивается правописание и разучивается диалог.
III — этап — инсценирование диалога.
Обучающиеся воспроизводят диалог сначала с опорой на картинки, затем инсценируют его самостоятельно.
Следующий этап — это контроль диалогической речи после изучения всех 12-ти диалогов. Обучающиеся выбирают карточку с заданием (учитель сам готовит карточки с описанием ситуации) и составляют свой диалог, используя лексику данной программы и проявляя свою фантазию [6].
Ш Обучение письму.
Этот вид работы решает сразу две задачи: правильное написание английских слов и освоение клавиатуры. Компьютерная обучающая программа «Bridge to English» помогает решить эти задачи. Почти каждое задание предусматривает печать на клавиатуре английских слов и предложений.
Ш Отработка грамматических явлений.
Все обучающие компьютерные программы, так или иначе, предусматривают отработку определённых грамматических структур. В программе «Bridge to English» 20 уроков, и в каждом уроке отрабатываются свои грамматические явления: утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения, степени сравнения прилагательных, причастие, страдательный залог, местоимения somе, any, структуры there is / there are, предлоги и т.д. Все виды работы одного урока направлены на отработку определённого грамматического явления.
В разделе «Грамматика» программы «Профессор Хиггинс» имеется два раздела: теоретический и практический. Проверяя знания обучающегося, программа отмечает его успехи, при необходимости подсказывает [5].
Программа «English Gold» («Deutsch Gold») содержит 144 микродиалога, каждый из которых отрабатывает определённую грамматическую структуру: Present Continuous используется во многих диалогах, например, разговор родителей о своих детях, которые играют в саду. После прослушивания диалога, обучающиеся воспроизводят его с опорой на картинку, затем самостоятельно [16].
Составление тестов по грамматике, используя компьютер, помогает обучающимся лучше освоить грамматический материал. Обучающиеся, находящиеся на более продвинутой ступени обучения ИЯ, разрабатывают свои компьютерные программы на проверку лексических и грамматических знаний обучающихся.
Источник: studwood.net
V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Папкова Н.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
На сегодняшний день в преподавании иностранного языка складываются тенденции, соответствующие нынешнему уровню технического прогресса. Тема использования компьютерных технологий в сфере обучения иностранному языку стала объектом всестороннего исследования специалистов сравнительно недавно, но эффективность их применения на занятиях уже не подлежит сомнению. Все более разнообразные ресурсы сети Интернет, а также появляющиеся в большом количестве учебные материалы на CD-дисках ставят задачу проведения комплексного изучения возможностей и особенностей их применения в учебном процессе [1, с.19].
Использование компьютера на уроке иностранного языка.
Цель обучения иностранному языку — это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи учителя — активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности.
Использование современных средств таких, как компьютерные программы и Интернет-технологии, а также обучение в сотрудничестве и проектная методика позволяют решать эти задачи.
Компьютеризация и информатизация создали новые возможности в сфере образования. Использование компьютеров расширяет возможности активных форм занятий в учебных аудиториях, позволяет имитировать изучаемые процессы, создавать ситуации, близкие к реальности. Использование сети Интернет, мультимедиа-технологий радикально расширяют возможности в обучении иностранному языку.
В современных условиях иностранный язык, наряду с обучением общению и повышением уровня культуры имеет еще и воспитательное значение, т.е. готовность содействовать налаживанию межкультурных связей, относиться с уважением к духовным ценностям других культур.
Выделяют следующие компоненты социокультурной компетенции, развитие которых посредством обучения иностранным языкам может и должно быть эффективным:
— лингвострановедческий (лексические единицы с национально-культурной семантикой и умение их применять в ситуациях межкультурного общения);
— социолингвистический (языковые особенности социальных слоев, представителей разных поколений, общественных групп, диалектов);
— социально – психологический (способность поведения в данной культуре);
-культурологический (социокультурный, историко-культурный, этнокультурный фон). (Воробьев Г.А. Поиск эффективных путей// Иностранные языки в школе. – 2003. -№2.-с.31)
На уроках иностранного языка можно использовать обучающие программы, позволяющие самостоятельно конструировать собственные знания. Можно выделить следующие типы программных продуктов:
— готовые мультимедийные курсы обучения иностранным языкам
В рамках учебной деятельности как во время уроков так и и во внеурочное время мною применяются различные виды работы с учащимися по трем следующим направлениям:
- проектная деятельность учащихся;
- использование Интернет-технологий.
- проведение тестов
- уроки — слайдовые презентации
Опыт проектной деятельности на уроках немецкого языка с помощью компьютера у учащихся нашей школы небольшой , но на наш взгляд удачный. Учащимся было предложено разработать мультимедийный проект на немецком языке по одной из трех тем:
- школьное мероприятие
- охрана окружающей среды.
- рекламный ролик о стране.
Следует отметить, что при использовании компьютера на уроках немецкого языка ученик вовлекается в учебный процесс в качестве активного его участника. Это особенно важно подчеркнуть при сравнении с традиционными формами и методами обучения в школе, при которых учащийся более пассивен.
(Слайдовая презентация «Добро пожаловать в Швейцарию!» ).
На основании небольшого опыта можно сказать, что наиболее эффективной формой обучения является такая форма, при которой процесс обучения как таковой тесно связан с активной деятельностью. Использование компьютера на уроках иностранного языка — один из видов такой организации учебного процесса. Наиболее же эффективным является сочетание обычных и игровых форм обучения с использованием новейших технологий.
Использование Интернет-технологий является самой молодой и при этом наиболее перспективной формой коммуникации вообще и обучения иностранным языкам в частности. Наши учащиеся, используют Интернет-технологии для подготовки докладов, рефератов, домашних заданий по практике немецкого языка и страноведению (по истории и культуре Германии).
(Проекты: « Великие люди Германии», « Традиционные праздники Германии»)
На основе полученных мною компьютерных знаний были составлены тестовые задания по грамматике и страноведению.
(Демонстрация теста по грамматике «Склонение прилагательных» 7 кл.)
Созданные упражнения-тесты обеспечивают закрепление лексики по рассматриваемой теме, овладение орфографией немецких слов, правильное определение временных форм глагола, правильное употребление глаголов с предложным управлением, чтение и понимание диалогов.
При работе на компьютере достигается значительное повышение мотивации обучения немецкому языку путем использования в упражнениях рисунков, кроссвордов, непосредственной работы на компьютере.
На основе компьютерной программы с упражнениями-тестами составлены и проводятся уроки немецкого языка в компьютерном классе, которые позволяют быстро и качественно проверить знания учащихся по пройденной теме.
С помощью компьютерной техники и Интернет успешно решаются проблемы повышения мотивации и мыслительной речевой деятельности учащихся при изучении немецкого языка.
Предыдущие материалы
- выпускной 2015г. Михайлова М.И.
- Технологическая карта по организации с-р игры
- Презентация «Подводный мир»
- НОД «9 мая- День Победы»
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий
Источник: a2b2.ru