Использование компьютерных обучающих программ на уроках иностранного языка

Использование компьютерных программ дает качественные результаты по развитию самостоятельной работы. При этом происходит интеграция таких курсов, как информатика, педагогика, психология, история и культура стран изучаемого языка, использование словаря. Использование компьютерных программ сокращает время на преодоление языкового барьера: тематически закладывается лексика и клише типовых конструкций. Нельзя забывать и о занимательности при использовании компьютерных программ на занятиях: абстрактные образы, погружение в социальную среду изучаемого языка, музыкальный фон — все это создает психологическую атмосферу положительного эмоционального настроя обучающегося, которая облегчает процесс запоминания иноязычной речи. Отсюда исходит мотивация успеха в изучении иностранного языка [21].

Компьютерные программы имеют свои преимущества, как вспомогательные средства обучения иностранному языку. Они позволяют осуществлять индивидуальный подход к обучающимся. Особое внимание уделяется «отстающим» в обучении. Мультимедийные технологии позволяют учителю корректировать учебные планы исходя из интересов и возможностей отдельных обучающихся.

Методы преподавания иностранных языков

Формы работы с обучающими программами иностранного языка могут быть разнообразными. Например, изучение лексики [6].

При обучении лексике:

  • · формирование рецептивных грамматических навыков чтения и аудирования;
  • · формирование продуктивных лексических навыков преимущественно письменной речи;
  • · контроль уровня сформированности лексических навыков на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности;
  • · расширение пассивного и потенциального словарей обучаемых;
  • · оказание справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов).

Многие компьютерные программы позволяют работать с микрофоном. Такие программы можно использовать в виде фонетической зарядки различных типов сложности, разучивая пословицы, поговорки, рифмовки.

При обучении аудированию осуществляется [23]:

  • · формирование фонетических навыков аудирования;
  • · контроль правильности понимания прослушанного текста.

При обучении грамматике:

  • · формирование рецептивных грамматических навыков чтения и аудирования;
  • · формирование продуктивных грамматических навыков преимущественно письменной речи;

При обучении чтению:

  • · формирование навыков установления звукобуквенных соответствий;
  • · обучение технике чтения вслух;
  • · обучение различным видам анализа текста;
  • · формирование умения самостоятельного преодоления языковых трудностей;
  • · совершенствование навыков техники чтения за счет применения таких приемов, как варьирование поля восприятия и темпа предъявления, изменение расположения текста и т.д.

При обучении говорению:

  • · формирование фонетических навыков говорения;
  • · организация общения в парах и небольших группах с использованием ролевых игр на базе симулятивно — моделирующих программ.

При обучении переводу [20]:

Использование современных технологий на уроках английского языка в рамках дистанционного обучения.

  • · формирование лексических и грамматических навыков перевода;
  • · контроль правильности перевода;
  • · овладение умением редактирования текстов, переводов с использованием текстовых редакторов и систем машинного перевода.

Существует множество компьютерных программ, помогающих учителю и обучающимся при овладении иностранным языком.

Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащегося [9].

Проанализируем некоторые из них [21].

Ш Изучение лексики.

При введении и отработке тематической лексики, например покупки, продукты питания, одежда и т.д., можно использовать компьютерные программы «Triple play plus in English», «English on holiday», «English Gold» и другие. Этапы работы с компьютерными программами следующие: демонстрация, закрепление, контроль.

На примере компьютерной программы «English on holidays» рассмотрим эти этапы.

Читайте также:
Программа проверить жесткий диск на русском

На первом этапе — введение лексики, например, по теме «Weather». Используя демонстрационный компьютер, учитель выбирает автоматический режим: на экране появляются картинки, изображающие природные явления: снег-snow, ливень-shower, гроза-thunderstorm, пасмурно-humidity, изморозь-drizzle, ясно-clear, солнечно-sunny, холодно-cold, облачно-cloudy, град-hail и другие. Затем следуют фразы:

  • · What a beautiful day! — Какой прекрасный день!
  • · What awful weather! — Какая ужасная погода!
  • · Is it usually as hot as this? — Здесь всегда так жарко?
  • · What’s the forecast for tomorrow? — Какой прогноз погоды на завтра?
  • · It’s windy! — Дует сильный ветер!
  • · It’s raining — идёт дождь

Учащиеся смотрят и слушают. Время работы — примерно 1 минута.

На втором этапе идет работа по отработке произношения и закрепление лексики. Учитель или обучающийся переключает программу с автоматического режима в обычный, щёлкает мышкой наведя стрелку на нужное слово или фразу. Обучающиеся повторяют за диктором хором. При наличии нескольких компьютеров, обучающиеся работают индивидуально или парами, используя наушники и микрофон. Время работы — примерно 5 — 10 минут, оно зависит от количества слов изучаемой темы.

На третьем этапе проводится контроль изученной лексики. Обучающиеся выбирают задание, содержащее разное количество вопросов по теме: 10, 20, 30. По окончании сдачи экзамена на экране появляется таблица результатов в процентах.

При наличии только одного компьютера, он используется как демонстрационный при введении и фронтальном закреплении лексики. Контроль тематической лексики можно осуществлять индивидуально используя раздаточный материал — карточки. Задания на карточках могут быть аналогичны заданиям компьютерной программы, например [8]:

Укажите правильный вариант перевода

снег — tennis, shower, snow, umbrella, thunderstorm, boxing, basketball

· Какое из написанных слов является лишним по смыслу

winter, February, cool, December, November, January и т.п.

Компьютерная программа «English on holidays» охватывает лексический материал по теме «Город» и позволяет контролировать лексику сразу по всем разделам темы. В этом случае предлагается большее количество вопросов: 60, 90, 120.

Ш Отработка произношения.

Многие обучающие программы предусматривают режим работы с микрофоном. После прослушивания слова или фразы обучающийся повторяет за диктором и на экране появляется графическое изображение звука диктора и учащегося, при сравнении которых видны все неточности. Обучающийся стремится добиться графического изображения произнесённого звука максимально приближённого к образцу [2].

Ш Обучение диалогической речи.

Пример работы с диалогами компьютерной программы «Triple play plus in English». Из предложенных 12 диалогов, выбирается один, например «В кафе». На экране появляются несколько картинок-сцен данного диалога.

I — этап — знакомство с диалогом.

  • · Good morning!
  • · Good morning!
  • · What would you like?
  • · I’d like some coffee, please.
  • · Do you want milk in your coffee?
  • · Yes, please.
  • · Hey, this coffee is too cold.
  • · I’m sorry.
  • · Here is some hot coffee.
  • · Thank you.
  • · How is it now?
  • · It’s just right.
  • · Would you like some more coffee?
  • · No, thanks.
  • · How much is it?
  • · Ninety — five cents, please.
  • · Thank you. Have a nice day.
  • · Good bye.

II — этап — разучивание диалога.

При наличии нескольких компьютеров обучающиеся работают парами или группами по 3 человека. Они повторяют за диктором фразы, здесь же может быть использован режим работы с микрофоном. Те, кто находится на первой ступени обучения иностранному языку, могут выполнять упражнения на составление данных предложений из группы слов, например: like, lyke, what, you, wood, your, yu, would.

Читайте также:
Программа для создания схем для вышивальной машины

Обучающийся наводит стрелку на нужное слово, щёлкает мышкой, чтобы составить предложение «What would you like?» и т.д. Количество верных предложений отражается на экране. Таким образом, в игровой форме осваивается правописание и разучивается диалог.

III — этап — инсценирование диалога.

Обучающиеся воспроизводят диалог сначала с опорой на картинки, затем инсценируют его самостоятельно.

Следующий этап — это контроль диалогической речи после изучения всех 12-ти диалогов. Обучающиеся выбирают карточку с заданием (учитель сам готовит карточки с описанием ситуации) и составляют свой диалог, используя лексику данной программы и проявляя свою фантазию [6].

Ш Обучение письму.

Этот вид работы решает сразу две задачи: правильное написание английских слов и освоение клавиатуры. Компьютерная обучающая программа «Bridge to English» помогает решить эти задачи. Почти каждое задание предусматривает печать на клавиатуре английских слов и предложений.

Ш Отработка грамматических явлений.

Все обучающие компьютерные программы, так или иначе, предусматривают отработку определённых грамматических структур. В программе «Bridge to English» 20 уроков, и в каждом уроке отрабатываются свои грамматические явления: утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения, степени сравнения прилагательных, причастие, страдательный залог, местоимения somе, any, структуры there is / there are, предлоги и т.д. Все виды работы одного урока направлены на отработку определённого грамматического явления.

В разделе «Грамматика» программы «Профессор Хиггинс» имеется два раздела: теоретический и практический. Проверяя знания обучающегося, программа отмечает его успехи, при необходимости подсказывает [5].

Программа «English Gold» («Deutsch Gold») содержит 144 микродиалога, каждый из которых отрабатывает определённую грамматическую структуру: Present Continuous используется во многих диалогах, например, разговор родителей о своих детях, которые играют в саду. После прослушивания диалога, обучающиеся воспроизводят его с опорой на картинку, затем самостоятельно [16].

Составление тестов по грамматике, используя компьютер, помогает обучающимся лучше освоить грамматический материал. Обучающиеся, находящиеся на более продвинутой ступени обучения ИЯ, разрабатывают свои компьютерные программы на проверку лексических и грамматических знаний обучающихся.

Источник: studwood.net

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Папкова Н.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»
Работа в формате PDF

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

На сегодняшний день в преподавании иностранного языка складываются тенденции, соответствующие нынешнему уровню технического прогресса. Тема использования компьютерных технологий в сфере обучения иностранному языку стала объектом всестороннего исследования специалистов сравнительно недавно, но эффективность их применения на занятиях уже не подлежит сомнению. Все более разнообразные ресурсы сети Интернет, а также появляющиеся в большом количестве учебные материалы на CD-дисках ставят задачу проведения комплексного изучения возможностей и особенностей их применения в учебном процессе [1, с.19].

Использование компьютера на уроке иностранного языка.

Цель обучения иностранному языку — это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи учителя — активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности.
Использование современных средств таких, как компьютерные программы и Интернет-технологии, а также обучение в сотрудничестве и проектная методика позволяют решать эти задачи.

Компьютеризация и информатизация создали новые возможности в сфере образования. Использование компьютеров расширяет возможности активных форм занятий в учебных аудиториях, позволяет имитировать изучаемые процессы, создавать ситуации, близкие к реальности. Использование сети Интернет, мультимедиа-технологий радикально расширяют возможности в обучении иностранному языку.

Читайте также:
Как настроить программы на телевизоре вестел

В современных условиях иностранный язык, наряду с обучением общению и повышением уровня культуры имеет еще и воспитательное значение, т.е. готовность содействовать налаживанию межкультурных связей, относиться с уважением к духовным ценностям других культур.

Выделяют следующие компоненты социокультурной компетенции, развитие которых посредством обучения иностранным языкам может и должно быть эффективным:

— лингвострановедческий (лексические единицы с национально-культурной семантикой и умение их применять в ситуациях межкультурного общения);

— социолингвистический (языковые особенности социальных слоев, представителей разных поколений, общественных групп, диалектов);

— социально – психологический (способность поведения в данной культуре);

-культурологический (социокультурный, историко-культурный, этнокультурный фон). (Воробьев Г.А. Поиск эффективных путей// Иностранные языки в школе. – 2003. -№2.-с.31)

На уроках иностранного языка можно использовать обучающие программы, позволяющие самостоятельно конструировать собственные знания. Можно выделить следующие типы программных продуктов:

— готовые мультимедийные курсы обучения иностранным языкам

В рамках учебной деятельности как во время уроков так и и во внеурочное время мною применяются различные виды работы с учащимися по трем следующим направлениям:

  • проектная деятельность учащихся;
  • использование Интернет-технологий.
  • проведение тестов
  • уроки — слайдовые презентации

Опыт проектной деятельности на уроках немецкого языка с помощью компьютера у учащихся нашей школы небольшой , но на наш взгляд удачный. Учащимся было предложено разработать мультимедийный проект на немецком языке по одной из трех тем:

  1. школьное мероприятие
  2. охрана окружающей среды.
  3. рекламный ролик о стране.

Следует отметить, что при использовании компьютера на уроках немецкого языка ученик вовлекается в учебный процесс в качестве активного его участника. Это особенно важно подчеркнуть при сравнении с традиционными формами и методами обучения в школе, при которых учащийся более пассивен.

(Слайдовая презентация «Добро пожаловать в Швейцарию!» ).

На основании небольшого опыта можно сказать, что наиболее эффективной формой обучения является такая форма, при которой процесс обучения как таковой тесно связан с активной деятельностью. Использование компьютера на уроках иностранного языка — один из видов такой организации учебного процесса. Наиболее же эффективным является сочетание обычных и игровых форм обучения с использованием новейших технологий.

Использование Интернет-технологий является самой молодой и при этом наиболее перспективной формой коммуникации вообще и обучения иностранным языкам в частности. Наши учащиеся, используют Интернет-технологии для подготовки докладов, рефератов, домашних заданий по практике немецкого языка и страноведению (по истории и культуре Германии).

(Проекты: « Великие люди Германии», « Традиционные праздники Германии»)

На основе полученных мною компьютерных знаний были составлены тестовые задания по грамматике и страноведению.

(Демонстрация теста по грамматике «Склонение прилагательных» 7 кл.)

Созданные упражнения-тесты обеспечивают закрепление лексики по рассматриваемой теме, овладение орфографией немецких слов, правильное определение временных форм глагола, правильное употребление глаголов с предложным управлением, чтение и понимание диалогов.

При работе на компьютере достигается значительное повышение мотивации обучения немецкому языку путем использования в упражнениях рисунков, кроссвордов, непосредственной работы на компьютере.

На основе компьютерной программы с упражнениями-тестами составлены и проводятся уроки немецкого языка в компьютерном классе, которые позволяют быстро и качественно проверить знания учащихся по пройденной теме.

С помощью компьютерной техники и Интернет успешно решаются проблемы повышения мотивации и мыслительной речевой деятельности учащихся при изучении немецкого языка.

Предыдущие материалы

  • выпускной 2015г. Михайлова М.И.
  • Технологическая карта по организации с-р игры
  • Презентация «Подводный мир»
  • НОД «9 мая- День Победы»
  • Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий

Источник: a2b2.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru