Использование компьютерных обучающих программ на уроках

Юнусова, Г. Н. Компьютерно-интерактивное и индивидуально-групповое обучение предметов путём создания автоматизированной компьютерной программы / Г. Н. Юнусова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 88-91. — URL: https://moluch.ru/archive/59/8386/ (дата обращения: 09.06.2023).

Реформы и новообразования целиком затронули процесс образования.

В период обучения, 14–15 лет, исходя из своих умственных способностей и интересов, молодёжь задумывается над своим правом выбора профессии. Именно в это время у детей происходят различные психологические и физиологические, умственные изменения и развитие. В этот период у молодёжи много свободного времени, так как они должны выбрать свой жизненный путь.

Они могут поступить в академические лицеи и колледжи, за три года обучения получить специальность или необходимые знания для последующего обучения в вузах страны. Каждому выпускнику лицеев и колледжей даётся право выбора поступления в вуз или идти работать [1, c. 2,3]. Начались большие перемены и в информационной среде, большой поток информации, наплыв информационных технологий, новых видов компьютеров, интернета с большой скоростью приводит к применению компьютеров и информационной технологии, как во всех отраслях жизни, так и в сфере образования. В процессе образования стали применяться новые технические средства: видеопроектор, компьютерные обучающие программы. Традиционные уроки изменились и пришли к форме «Учитель+компьютер+ученик» или «Учитель+компьютер+студент».

Алехин пожертвовал пешку и разорвал Леепина по слабым белым полям! Шахматы

Компьютер в процессе образования стал вспомогательным средством для доставки материала, который невозможно было предоставить традиционными методами обучения с помощью традиционных средств обучения. Компьютер внёс в процесс обучения электронную интерактивность.

С помощью компьютера можно наглядно увидеть учебный материал, анимационное представление процессов физики, биологии, химии близко к их происхождению в природе. Компьютер играет роль доставки добавочного необходимого материала для понимания сути.

Компьютер входит в жизнь каждой личности как «Самоучитель» необходимого материала, к примеру, можно обучиться темам по предметам, изучать иностранные языки, прослушать уроки английского языка и. т.д. Стало немыслимым представить ту или иную сферу образования или производства без современных информационных технологий. Большую значимость в формировании знаний и умений личности играет интернет. Решение различных кроссвордов, загадок из интернета, получение новых материалов по тем или различным темам полностью изменили существование социума, его потребности [2, c.3,4].

Перед учителем любого времени стоит проблема законченности сути материала урока, взаимосвязанности, непрерывности учебного материала из одного занятия на другое. Для формирования непрерывного образования, требуется устранение различных неполадок в обучении, связанных с появлением «дискретности» в образовании.

Непрерывность в образовании можно добиться путём использования компьютерных программ, путём вовлечения вспомогательных средств, дополняющих и преподносящих суть учебного материала. Каждый учитель имеет своё мировоззрение и «тезаурус» слов, имеет свой дар речи, ораторские способности. Обучаемый имеет своё мировоззрение и умственные способности, подходящие его возрасту, психологическим и возрастным способностям. И если он имеет некоторые «дискретные» моменты в своём интеллекте, полученные из-за его недостаточной усидчивой учёбы, из-за пропуска тех или иных занятий, из-за болезни и т. д., тогда он обязательно запомнит очень малое количество излагаемого учителем материала [3, c.3].

ТОП 10 ПРИЛОЖЕНИЙ И СЕРВИСОВ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ (ссылки в описании)

Даже очень способный обучаемый теряет некоторый объём информации, запоминая суть содержания и поняв смысл излагаемого материала. Необходимо повторение материала, работа над собой, над учебником, использование материалов из интернета, пополнение знаний, используя добавочные каналы получения информации по сути учебного материала.

И здесь, конечно, необходимы информационные технологии, использование специальных программ в обучении тех или иных предметов. И примерно такими вопросами и занимались долгое время педагоги. И это время длилось до тех пор пока не появилась современная электронная доска.

И теперь процесс обучения можно представить как активное вовлечение трёх необходимых компонентов образования, и роль учителя здесь уже на видном первом месте. Процесс обучения состоит из следующих четырёх компонентов: «Учитель+компьютер+электронная доска+обучаемый».

В этом периоде уже и учитель и ученик вовлечены в процесс обучения, на электронной доске учитель может показать примеры по своей теме, а так же вовлечь самих студентов попробовать выполнить задания совместно наглядно на доске. В этот период внимание всех обучаемых сосредотачивается на доске. Здесь учитель, его личность как обучающего стоит на первом плане. Обучение предметов словесными, интерактивными методами, с использованием компьютерных программ, используя электронную доску, вовлечение самой личности обучаемого в процесс обучения сути материала и выполнения его наглядно на доске приводит к высоким результатам в сфере запоминания материала и его усвоения [4, c.2].

Никому не секрет, что сегодня в процесс образования вошло и дистанционное образование. Словесный метод обучения сути материала с использованием компьютера если можно применить для всей аудитории, то работа с электронным учебником приводит к формированию индивидуального обучения студента. Применение интерактивных методов обучения: методов больших групп или применение методов малых групп, использование мозгового штурма, метода чтения и письма при проведении лекции и т. д. привело нас к идее создания программы, которая будет обучать методом малых групп некоторых тем по окончании глав или разделов предметов. Т. е. мы выдвинули идею создания программы интерактивного обучения, в частности, обучения методом групп, причём обучение можно проводить как средствами локальной сети, так и средствами интернета. Здесь преобладает дистанционное и интерактивное обучение, используются индивидуально-групповые и компьютерно-интерактивные методы обучения. Сначала дадим обзор созданной нами программы:

Заранее учитель должен определить, сколько будет обучаемых, он должен подготовить материал, используя компьютерную программу. В специальной аудитории, к примеру, на 50 человек, состоящую из 10 столов, у каждого стола по 5 компьютеров, вокруг них по 5 стульев для обучаемых. На каждом столе по 5 компьютеров. Компьютеров должно быть столько сколько обучаемых за каждым столом.

Обучаемые каждого стола считаются обучаемыми одной группы. Все компьютеры соединены в одну локальную сеть. Урок начинается с входом учителя в аудиторию. С головного компьютера-сервера от учителя идёт сообщение, учитель приветствует аудиторию. Каждый обучаемый вводит своё ответное приветствие.

Так организуется вступительная часть урока. Далее задаётся вопрос учителем по теме пройденного урока. Все отвечают учителю. Ответы появляются на экране компьютера следующим образом:

1. Яковлева Света-тема пройденного урока: «Закон Ньютона»

2. Пак Альбина -тема пройденного урока: «Закон Ньютона»

3. Каримов Пётр-тема пройденного урока: «Закон Ньютона»

4. Селивестрова Татьяна-тема пройденного урока: «Закон Ньютона»

5. Юнусова Гулшана- тема пройденного урока: «Закон Ньютона»

1. Кофтун Ирина-тема пройденного урока: «Закон Ньютона»

2. Петрова Антонина -тема пройденного урока: «Закон Ньютона»

3. Каримов Руслан-тема пройденного урока: «Закон Ньютон»

4. Иванов Константин-тема пройденного урока: «Закон Ньютона»

5. Филипов Антон-тема пройденного урока: «Закон Ньютона»

и т. д., таким образом, поступает информация со всех групп на компьютер учителя. В нашем примере групп всего пять [4, c.3–5].

Далее с компьютера учителя на компьютер обучаемых всех групп задаются вопросы по пройденной теме, к примеру по 3 вопроса на каждую группу. Вопросы задаются в виде тестов. Причём вопросы ко всем группам задаются только по теме пройденного материала и вопросы эти разные.

Каждый обучаемый из группы самостоятельно отвечает на вопрос учителя, ему не даётся доступ на просмотр ответа своих соседей из своей группы. Причём на компьютере учителя высвечиваются ответы группы. Только после его собственного ответа на вопрос, через некоторое время, даётся доступ входа в ответы соседей только из своей группы.

После того любой обучаемый одной группы имеет право пообщаться на компьютере со своими соседями с одной группы и просмотреть их ответы, затем прийти к одному правильному ответу по вопросам и послать ответ группы учителю. Т. е. при послании ответа члены группы, приходят к ответу сообща. Здесь идёт индивидуальный опрос группы и так же групповой опрос по пройденному материалу. Таким образом, использование этой программы создаёт индивидуально-групповое обучение и повторение пройденного материала.

Читайте также:
Первыми носителями информации которые использовали для хранения программ

После проведения этого этапа, обучаемые групп, могут войти в данные компьютеров других групп и получить вопросы по пройденной теме, заданные им учителем, причём это делается по порядковому номеру групп. Каждый член группы вначале индивидуально отвечает на вопрос, затем получает доступ входа в ответы группы, как в начальные ответы, так и в правильные ответы команды.

Далее организуется самая основная часть нетрадиционного урока. Содержание и суть новой темы даётся на все компьютеры одновременно, причём текст лекции наглядно показывается на компьютере и идёт чтение текста голосом самого учителя, заранее это должно быть подготовлено, учитель сидит за компьютером и наблюдает. После чтения каждого абзаца голосом учителя, делается пауза для конспектирования материала обучаемыми. Здесь программой должно быть определено время обучения новой темы.

Учитель должен заранее обдумать и запланировать этот момент обучения. После проведения такого урока для одной специализации, можно точно определить регламент времени, начала урока, проведения новой темы и. т.д. Таким образом, излагается новая тема. После объяснения и конспектирования новой темы, идёт следующая ступень проведения урока: закрепление новой темы.

Этот процесс урока так же проводится с использованием выше указанного процесса, т. е. как при повторении пройденной темы. Значит и в этом случае всем группам задаются по три вопроса и обучаемые отвечают на вопросы самостоятельно, а затем, общаясь в группе, дают правильный ответ группы. Каждый вначале отвечает индивидуально, а затем идёт групповой ответ.

После завершения этого процесса ответы групп поочередно наглядно показываются на электронной доске или на компьютере для проведения презентаций, после чего звучат «Аплодисменты». Так проводится презентация одной группы. Далее члены других групп могут задавать вопросы членам той группы, которая провела и показала свою презентацию.

Члены группы отвечают на вопросы и отстаивают свою точку зрения. После чего так же звучат «Аплодисменты». В такой очередности проводится презентация всех групп, они так же отстаивают точку зрения своей команды. В нашем примере было 5 групп. Так проводится презентация 5 групп, все они отстаивают свои точки зрения, отвечают на вопросы по пройденной теме и только по тем вопросам, которые им были заданы учителем [4, c.4,5].

После проведения этого этапа, обучаемые групп, могут войти в данные компьютеров других групп и получить вопросы по новой теме. Каждый член группы вначале индивидуально отвечает на вопрос, затем получает доступ входа в ответы группы, как в начальные ответы, так и в правильные ответы команды. Так проводится следующий этап компьютерно — интерактивного обучения.

Он помогает среднему обучаемому расширить свой кругозор знаний и учит работать над собой, над учебным материалом, так как во время индивидуального ответа на вопросы по пройденной теме ученикам или студентам разрешается вход в интернет для получения необходимого материала, использование лекций, учебника и. т.д. После организации процесса ответа на вопросы и просмотра других ответов начинается следующая часть нетрадиционного урока по предмету.

Задаётся домашнее задание, причём домашнее задание может задаваться всем одинаково или группам в отдельности. Далее идёт следующая часть урока: идёт завершение урока и учитель и обучаемые прощаются. Урок заканчивается. Контроль и оценки знаний обучаемых так же фиксируются на компьютере учителя, так как вопросы задаются в виде теста и по правильным ответам, можно параллельно провести оценивание знаний обучаемых групп.

Таким образом, мы хотим создать компьютерно-интерактивное и индивидуально-групповое обучение предметов в среде компьютерной программы, работающей в среде дистанционного обучения. Этот процесс может быть рассмотрен как отдельная проблема компьютерно-интерактивного и индивидуально-группового образования.

Итак, мы выдвинули идею создания такой программы, которая организует нетрадиционные уроки по всем предметам. Причём эту программу можно использовать как в локальной, так и в глобальной сети. И членами групп могут быть студенты или ученики двух или нескольких учебных заведений. Программа может быть использована и внедрена в обучение на общеобразовательной ступени и обязательной ступеней образования [4, c.5].

2. Т. Г. Калашникова. Применение дистанционных технологий в образовании// Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы, № 1 (21), 2005, http://pitis.tsure.ru/

3. Г. Н. Юнусова, Информатика, информационные технологии, автоматизированная компьютерная программа, г. Пенза, XII научно-практическая конференция «Технические науки», 2013 г.б –С. 34–39.

4. Г. Н. Юнусова, Компьютерно-интерактивное и индивидуально-групповое обучение посредством автоматизированной системы, Наманган, НамПИ, материалы научно-практической конференции 2012 г.б –С. 70–74.

Основные термины (генерируются автоматически): пройденный урок, группа, учитель, процесс обучения, компьютер, процесс образования, программа, пройденная тема, учебный материал, интерактивное обучение.

Источник: moluch.ru

Использование компьютерных обучающих программ

Компьютерные обучающие программы (КОП) используются в учебном процессе преимущественно с целью тренировки и контроля, реализуя тренировочно-репетиторскую и контролирующее-коррегирующую функции преподавателя.

Существует три основных системы программирования учебного материала: линейная, разветвленная и смешанная (комбинированная). В линейной программе материал разбивается на маленькие порции (дозы), которые последовательно (линейно) предъявляются для изучения. Сделав задание, ученик получает ключ для самоконтроля и самокоррекции и вне зависимости от результатов выполнения упражнения переходит к работе над следующей порцией материала [20; c. 48].

В разветвленную программу вводятся дополнительные разъяснения в тех случаях, когда учащиеся ошибаются или затрудняются с ответом, т.е. последовательность сообщения нового материала меняется в зависимости от результата выполнения предыдущего задания. Если задание выполнено верно, то ученику разрешается приступить к изучению новой порции материала, в противном случае он получает дополнительные, как правило, облегченные упражнения. Правильно сделав эти упражнения, ученик должен вернуться к исходной позиции, и только после ее успешного выполнения ему разрешается переходить к усвоению новой порции учебного материала. Эти программы нередко сочетаются, образуя новый вид, получивший название комбинированной программы [32; c. 152].

Компьютерные программы обычно классифицируют по следующим характеристикам:

по функциональному назначению:

  • 1) обучающие;
  • 2) игровые;
  • 3) информационные;
  • 4) контролирующие;
  • 5) комбинированные

по способу программирования:

  • 1) линейные;
  • 2) разветвленные;
  • 3) комбинированные

по способу адаптации к уровню знаний учеников:

  • 1) адаптивные;
  • 2) частично адаптивные;
  • 3) неадаптивные [20, c. 47].

Адаптивная программа — разветвленная программа, наиболее полно учитывающая уровень знаний, умений и навыков учащихся. Частично адаптивная — комбинированная (линейная и разветвленная) программа. Неадаптивная — это линейная программа.

Данная классификация программ по функциональным признакам носит условный характер, так как в реальном учебном процессе они обычно выступают в виде обучающих программ, целью которых является формирование у обучаемых определенных знаний, умений и навыков.

Обучающие компьютерные программы включают в себя наряду с тестовыми и тренировочными упражнениями модули презентации новой информации и предполагают индивидуальный ритм прохождения программы, но принципиально мало отличаются от тренировочных.

Широкое распространение КОП в практике компьютерного обучения гуманитарным предметам обусловлено тем, что эти программы:

  • * могут создаваться самими преподавателями без помощи программистов на базе генеративных программ и программ открытого типа;
  • * позволяют осуществлять закрепление материала в тренировочных упражнениях в режиме индивидуальной самостоятельной работы учащихся, увеличивая ее эффективность и повышая ее роль в учебном процессе;
  • * повышают степень объективности контроля:
  • * обеспечивают значительное сокращение затрат времени преподавателя.

Обычно КОП невелики по объему и рассчитаны на сеансы работы, не превышающие 10-20 минут в соответствии с психофизиологическими требованиями к работе обучаемых за компьютером. Эффективность обучения с использованием таких программ зависит, прежде всего, от качества заданий, от методической и психологической обоснованности их последовательности, а также от систематичности применения компьютера.

Читайте также:
Дублирование школьной программы что означает

Эти программы незаменимы при овладении орфографическими, грамматическими и лексическими навыками и могут использоваться с некоторыми ограничениями для формирования умений чтения и письменной речи.

Сеанс работы с КОП типа строится, как правило, следующим образом:

  • 1) на экране монитора предъявляется порция учебной информации;
  • 2) после ознакомления с информационным кадром обучаемому предлагается задание, выполняемое в режиме «вопрос-ответ»;
  • 3) обучаемый дает ответ, используя различные варианты его ввода в зависимости от типа задания (буквенный или цифровой ввод ответа с помощью клавиатуры, выделение одного из предлагаемых вариантов ответа курсором с использованием клавиатуры или «мышки»);
  • 4) программа оценивает правильность ответа путем сравнения его с эталоном, заложенным в базу данных КОП, и сообщает результат проверки обучаемому:
  • * если ответ правильный, он регистрируется, и затем обучаемому предлагается следующее задание;
  • * в случае неправильного ответа предусматривается сообщение обучаемому об ошибочности его ответа и возврат к информационному кадру либо переход к кадру комментария ошибки (обычно довольно общего характера);

В соответствии с ограниченностью возможностей анализа ответа обучаемого (преимущественно на основе автоматического сравнения с эталоном) в КОП наиболее распространены задания подстановочного типа (подстановка элементов слов и фраз, подстановка целых слов в лакунарных текстах) и упражнения, предусматривающие альтернативный ответ или технику множественного выбора ответа.

При обучении чтению с целью формирования умений извлечения из текста смысловой информации и контроля понимания прочитанного сеанс работы с программой может выглядеть следующим образом:

  • 1) на дисплее предъявляется текст или его фрагмент;
  • 2) обучаемому предлагается выполнить ряд заданий либо ответить на вопросы по содержанию текста:
  • 3) обучаемый дает ответ, используя различные способы его ввода в зависимости от типа задания:
  • * указание ответа курсором в тексте;
  • * выделение или подчеркивание ответа в тексте;
  • * альтернативный выбор из двух предложенных вариантов ответа (например, выбор утверждения, соответствующего содержанию текста);
  • * ответ по технике множественного выбора путем обозначения курсором либо ввода с клавиатуры номера, соответствующего одному из предлагаемых вариантов ответа;
  • * заполнение специальной информационной таблицы;
  • * запись ответа с использованием клавиатуры;

Рассмотрим типы упражнений, которые применяются в обучающих программах.

Упражнения в аудировании. К компьютеру подключается магнитофон, что позволяет синхронизировать фонограмму с визуальным изображением на экране дисплея. Так появляется хорошая возможность создать зрительные опоры для аудирования иностранного текста.

Зрительные опоры могут быть в виде предтекстовых упражнений, которые направлены на снятие трудностей при прослушивании текста. Опоры предъявляются до прослушивания текста и в случае необходимости могут находиться на экране при прослушивании. Затем появляются тестовые задания, которые необходимо выполнить после прослушивания текста. Такое использование зрительных опор и послетекстовых заданий дает хороший эффект при обучении аудированию иноязычного текста [25, c. 233].

Упражнения в совершенствовании навыков чтения.

На экране дисплея появляется иноязычный текст, который с заданной скоростью проходит снизу вверх и исчезает за верхней рамкой экрана. Скорость прохождения текста по экрану регулируется в зависимости от уровня обученности учащихся. За время прохождения текста по экрану учащиеся должны извлечь из него заданную информацию и при контроле (самоконтроле) указать то, что требуется в заданиях для контроля. Это могут быть ответы на поставленные вопросы, это могут быть неправильные положения, но наилучшим вариантом для контроля, с нашей точки зрения, является «Тест на понимание».

В этом тесте можно предложить следующие задания:

  • 1) все утверждения, предлагаемые тестом правильны, но одно из них наиболее полно выражает ответ на вопрос;
  • 2) лишь одно из предлагаемых утверждений правильно;
  • 3) лишь одно из предлагаемых утверждений неправильно;
  • 4) одного из предлагаемых утверждений вообще нет в тексте;
  • 5) дано начало предложения, необходимо из предлагаемых вариантов выбрать то, которое соответствует содержанию текста;
  • 6) дано окончание предложения, необходимо из предлагаемых вариантов выбрать то, которое может быть началом данного предложения;
  • 7) дано утверждение, предлагается выбрать из следующих вопросов тот, на который данное утверждение является ответом;
  • 8) необходимо выбрать основную идею текста из предлагаемых вариантов.

Также можно использовать компьютер для обучения скоростному чтению.

Выполнение подобных упражнений позволяет не только давать учащимся задания, но и корректировать их работу шаг за шагом, давая оценку каждому выполненному упражнению. Тем самым отпадает необходимость в проверке каждой работы учащихся в классе хотя бы в разборе сделанных ошибок. Все это выполнит компьютер.

Лексико-грамматические упражнения. Они могут включать в себя все основные лексические, грамматические и лексико-грамматические темы курса. Каждая тема представляется упражнениями различной степени сложности. В подобных упражнениях могут быть представлены следующие типы заданий:

  • 1) выбрать наиболее правильное утверждение;
  • 2) выбрать правильный ответ на вопрос;
  • 3) выбрать логически правильное предложение незаконченного утверждения;
  • 4) найти соответствующий вариант перевода предложения (словосочетания);
  • 5) заполнить пропуск подходящим по смыслу словом из предлагаемого списка;
  • 6) найти требующуюся языковую форму в предлагаемом ряду;
  • 7) вставить необходимую грамматическую форму из предлагаемого ряда [33; c. 76].

Выполнение программированных упражнений способствует овладению грамматическими явлениями, конструкциями и оборотами, специфическими для иностранного языка, прочному усвоению словарного минимума и т.д.

Источник: studwood.net

Применение компьютера в обучении

Использование компьютера и информационных технологий в преподавании учебных предметов позволяет достигать следующих целей:

1) формировать у учащихся целостное мировоззрение, характеризующееся осознанием мира (природы и общества) как единой системы энергоинформационных процессов; осознанием интеллекта в роли решающего факта глобального исторического процесса, а самого этого процесса — как частного в эволюционном| процессе земли;

2) формировать умение решать комплексные задачи;

3) разбираться в глобальных проблемах современности;

4) развивать навыки диалектического мышления и научного познания;

5) прививать навыки сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем и в профессиональной деятельности.

Задачи применения компьютера в обучении:

1) обеспечение обратной связи в процессе обучения;

2) обеспечение индивидуализации учебного процесса;

3) повышение наглядности учебного процесса;

4) поиск информации из самых широких источников;

5) моделирование изучаемых процессов или явлений;

6) организация коллективной и групповой работы.

Любая обучающая система на базе ЭВМ и программное обеспечение к ней должны базироваться на основополагающих принципах, именуемых в специальной литературе «три «и»»: инициатива, индивидуализация, интерактивность.

Под инициативой предполагается предоставление обучаемому возможности прерывать и возобновлять курс в любом месте, задавать вопросы, просить о помощи, возвращаться назад для повторения, не ограничивать инициативу при составлении ответов и т.д.

Индивидуализация означает создание учебно-программного обеспечения, ориентированного на индивидуальные особенности и стиль учебной деятельности конкретного обучаемого (или категорию обучаемых).

Интерактивность подразумевает взаимный обмен информацией в режиме диалога как между обучаемым и системой в целом, так между отдельными частями системы.

В образовании только компьютер решает такие проблемы, как:

Адаптивность учебного материала (в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся);

Многотерминальность (одновременная работа группы пользователей);

Интерактивность (взаимодействие ТСО и учащегося, имитирующее в известной степени естественное общение);

Подконтрольность индивидуальной работы учащихся во внеаудиторное время.

Это обусловлено спецификой компьютера как нового вида ТСО, которая состоит в следующем:

1. Значительный объем памяти современных компьютеров. Это позволяет хранить и оперативно использовать большие массивы учебной информации (формулировки заданий, тексты, упражнения, примеры и образцы, справочную — корректирующую и консультирующую — информацию, разнообразные ремарки — реакции на те или иные действия учащегося).

2. Высокое быстродействие компьютера (сотни тысяч операций 13 секунду). Это позволяет значительно повысить реактивность данного вида ТСО. В среднем скорость реакции ЭВМ на запрос или ответ учащегося составляет 1 — 3 секунды.

3. Способность анализировать ответы и запросы учащихся. Это порождает ряд исключительно важных особенностей компьютера, используемого в качестве средства обучения.

4. Диалоговый режим связи учебного материала (компьютерной программы) с обучаемым, который ведется, имитируя некоторые (|)ункции преподавателя. Только компьютер способен осуществить столь разнообразную по форме и содержанию связь с обучаемым: информативную, справочную, консультирующую, результативную, вербальную, невербальную (графика, цвет, звуковая сигнализация).

Читайте также:
Какая программа состоялась 1 января 1968

5. Наличие обратной связи, возможность осуществления коррекции самим обучаемым с опорой на консультирующую информацию. Консультирующая информация выбирается из памяти компьютера либо самим учащимся, либо на основе автоматической диагностики ошибок, допускаемых учащимся в ходе работы. Способ предъявления подобного рода информации зависит от типа учебной компьютерной программы.

6. Адаптивность. Компьютеризованный урок проходит с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Проработка (изучение, тренировка, повторение и контроль) одного и того же материала может осуществляться: с различной степенью глубины и полноты, в индивидуальном темпе, в индивидуальной (часто выбираемой самим учащимся) последовательности.

7. Возможность в автоматическом режиме проводить многофакторный сбор и анализ статистической информации о работе класса, получаемой в процессе компьютеризованного занятия, без нарушения естественности протекания урока.

8. Высокие графические возможности.

9. Возможность копирования и размножения обучающих программ, различных материалов.

При этом компьютер способен фиксировать достаточно большое количество параметров:

— время, затраченное учащимися на работу со всей программой, группой заданий или с каким-либо конкретным заданием или упражнением;

— количество верных/неверных ответов и их систематизация;

— количество обращений к справочной информации, а также характер наиболее часто запрашиваемой помощи теми или иными группами обучаемых;

— количество попыток при выполнении заданий.

Эти данные помогают учащемуся внести коррективы в свою учебную деятельность, а преподавателю выработать индивидуальный подход как к отдельному обучаемому, так и к группе в целом.

Несколько слов о формах организации уроков с использованием компьютерных учебных программ. В зависимости от поставленных целей и задач обучения возможны различные формы организации учебной деятельности обучающихся с использованием информационных технологий. Классификация форм организации занятий может быть произведена по следующим основаниям (И.В.Городинский, Э.Г.Скибицкий):

— количество обучающихся, участвующих в учебном процессе и взаимодействии;

— наличие в аудитории преподавателя;

— количество компьютеров, предоставляемых обучающимся для учебной деятельности, и их адекватность поставленным целям и задачам обучения;

— организация учебно-воспитательного процесса и основные функции, выполняемые значимыми элементами педагогической системы.

При классификации по этим основаниям выделяется несколько групп форм.

По количеству обучавшихся во время проведения занятий с применением УКТ:

— один ученик с Достаточным уровнем подготовки и мотивации деятельности;

— группа учеников с различным уровнем подготовки и мотивация деятельности;

— группа учеников одного уровня подготовки и мотивации деятельности;

— группа учеников в присутствии сильного учащегося консультанта;

— группа учеников, интегрированных по интересам.

По наличию педагога в аудитории и его включенности в совместную деятельность с учащимися:

— педагог исключен из учебного процесса (при этом в аудитории могут присутствовать, взаимодействовать или индивидуально заниматься подготовкой к занятиям и самообразованием один учащийся или группа учащихся);

— педагог активно участвует в учебном процессе.

По обеспеченности учебного процесса адекватными его целям и задачам программно-техническими средствами:

— соответствующим периферийным оборудованием (принтерами, графопостроителями, сканерами, сетью и т.д.);

— программным обеспечением (базами данных, интегрированными системами, инструментальными средствами, средствами управления сетью и т.д.).

По организации и функциональной направленности занятий с компьютерной поддержкой:

— связанных с учебной деятельностью;

— имеющих социальное значение.

Информационные технологии обучения с использованием компьютера:

Компьютерное программированное обучение -~ это технология, обеспечивающая реализацию механизма программированного обу¬чения с помощью соответствующих компьютерных программ.

Изучение с помощью компьютера предполагает самостоятельную работу обучаемого по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера. Харак-тер учебной деятельности здесь не регламентируется, изучение может осуществляться и при поддержке наборов инструкций, что и составляет суть метода программированного обучения, лежаще¬го в основе технологии CAI.

Изучение на базе компьютера отличает от предыдущей техноло¬гии то, что если там возможно использование самых разнообраз¬ных технологических средств (в том числе и традиционных — учеб¬ников, аудио- и видеозаписей и т.п.), то здесь предполагается ис¬пользование преимущественно программных средств, обес¬печивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых.

Обучение на базе компьютера подразумевает всевозможные формы передачи знаний обучаемому (с участием педагога и без) и, по существу, пересекается с вышеназванными.

Оценивание с помощью компьютера может представлять собой и самостоятельную технологию обучения, однако на практике оно входит составным элементом в другие, поскольку к технологиям передачи знаний в качестве обязательного предъявляется и требование о наличии у них специальной системы оценки каче¬ства усвоения знаний. Такая система не может быть независимой от содержания изучаемой дисциплины и методов, использующихся педагогом в традиционном обучении или реализованных в обуча¬ющей программе.

Компьютерные коммуникации, обеспечивая и процесс передачи знаний, и обратную связь, очевидно, являются неотъемлемой составляющей всех вышеперечисленных технологий, когда речь идет об использовании локальных, региональных и других компьютерных сетей. Компьютерные коммуникации определяют возможности информационной образовательной среды отдельного учеб¬ного заведения, города, региона, страны. Поскольку реализация побой ИТО происходит именно в рамках информационной обра-юнательной среды, то и средства, обеспечивающие аппаратную и программную поддержку этой образовательной технологии, не юлжны ограничиваться только лишь отдельным компьютером с становленной на нем программой.

При разработке обучающих компьютерных программ целесообразно опираться на следующие принципы:

— разнообразные видео и другие средства используются целенаправленно и систематизированно;

— цвет вводится в изображение на экране с учетом имеющихся психологических и эргономических рекомендаций, поскольку он может как усиливать, так и умалять эффективность учебных сообщений;

— качество изображения, реалистичность и детализированность направлены на обеспечение эмоционального влияния информации на обучаемого;

— излишняя детализированность мешает усвоению основной информации.

По целям и задачам обучающие компьютерные программы делятся на иллюстрирующие, консультирующие, программы-тренажеры, программы обучающего контроля, операционные среды.

Таким образом, компьютер в учебном процессе выполняет несколько функций: служит средством общения, создания проблемных ситуаций, партнером, инструментом, источником информации, контролирует действия ученика и предоставляет ему новые познавательные возможности.

Способы использования компьютера в качестве средства обучения различны: это и работа всем классом и группами, и индивидуальная работа. Перечисленные способы обусловлены не только наличием или нехваткой достаточного количества аппаратных средств, но и дидактическими целями. Так, если в классе имеется только компьютер учителя или если учитель ставит перед собой задачу организации коллективной работы по поиску решения задач, постановки проблемы и т.д., он организует работу класса на основе учительского компьютера. Такой подход в ряде случаев оказывается даже более продуктивным, чем индивидуальная работа учащихся с компьютером.

В педагогическом процессе выбор способа использования компьютера стоит в прямой зависимости от дидактической задачи.

Основные аспекты, которыми надо руководствоваться при анализе обучающей компьютерной программы и ее применении:

психологический — как повлияет данная программа на мотивацию учения, на отношение к предмету, повысит или снизит интерес к нему, не возникнет ли у учащихся неверие в свои силы из-за трудных, непонятно сформулированных или нетрадиционных требований, предъявляемых машиной;

педагогический — насколько программа отвечает общей направленности школьного курса и способствует выработке у учащихся правильных представлений об окружающем мире;

методический — способствует ли программа лучшему усвоению материала, оправдан ли выбор предлагаемых ученику заданий, правильно ли методически подается материал;

организационный — рационально ли спланированы уроки с применением компьютера и новых информационных технологий, достаточно ли ученикам предоставляется машинного времени для выполнения самостоятельных работ.

Компонентами учебной деятельности при компьютерном обучении являются: а) учебная задача; б) система учебных действий; в) моделирование содержания объеьстов усвоения; г) преобразование модели; д) действия самооценки и контроля.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru