разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 998)
составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии
Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Срок действия программы: 2018-2023 уч. г.
Заведующий кафедрой
Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии
Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Заведующий кафедрой Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент
Водные ресурсы. Рациональное использование и охрана
1. Цели освоения дисциплины
формирование у студентов современных представлений о направлениях и способах рационального и комплексного использования водных ресурсов, их защите от загрязнения и истощения |
2. Место дисциплины в структуре ООП
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.1 |
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
ОПК-4: владением базовыми общепрофессиональными (общеэкологическими) представлениями о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды | |
ПК-15: владением знаниями о теоретических основах биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов | |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
Знать: | |
— основы общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды; — принципы планирования в использовании и охране водных ресурсов; — теоретические основы комплексной оценки возможности использования водных ресурсов с целью достижения наибольшего экономического эффекта с учетом необходимости охраны окружающей среды; — принципы управления количеством и качеством водных ресурсов, требования к оценке влияния водохозяйственного комплекса на окружающую среду. |
|
Уметь: | |
— ориентироваться в круге экологических и геоэкологических проблем; — выявлять источники антропогенного воздействия на водные объекты; — работать с научно-технической информацией и применять её, а также отечественный и зарубежный опыт в области экологии и охраны водных ресурсов для оценки качества, организации и ведения мониторинга природных вод; обоснования водоохранных мероприятий; — обосновывать организационно-технические мероприятия в природно- техногенных комплексах с учетом экологических и биогеографических аспектов. |
|
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): | |
— способностью формулировать цели и задачи в экологических исследованиях; — владеет навыками решения задач по оценке и повышению качества воды; — навыками получения необходимой исходной информации из разных источников, способами отбора, анализа и интерпретации полученной информации для решения поставленных задач в области комплексного использования и охраны водных ресурсов; — навыками формирования экологически оптимальной структуры водохозяйственного комплекса, оценки соответствия деятельности нормативным требованиям и выводов о возможности комплексного использования и охраны водных ресурсов. |
Закон в деталях эфир от 06 04 2019 (Охрана водных объектов)
Раздел 1. Водные ресурсы и водоохранные мероприятия | ||||||
1.1. | Водные ресурсы и государственный водный фонд России | Лекции | 4 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.2. | Мировые водные ресурсы | Практические | 4 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.3. | Водные ресурсы Российской Федерации | Практические | 4 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.4. | Формирование и оценка качества природных вод | Лекции | 4 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.5. | Оценка качества состояния водных ресурсов | Практические | 4 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.6. | Экологические, санитарные и социальные аспекты решения водохозяйственных проблем | Лекции | 4 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.7. | Гигиенические требования к охране подземных вод. Особо охраняемые водные объекты | Практические | 4 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.8. | Водные ресурсы и водоохранные мероприятия | Сам. работа | 4 | 16 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 2. Водохозяйственный комплекс | ||||||
2.1. | Водохозяйственный комплекс (ВКХ) и его системы | Лекции | 4 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.2. | Промышленность как основной участник ВХК | Практические | 4 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.3. | Управление водохозяйственным комплексом | Лекции | 4 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.4. | Основные направления федеральной политики в области водного хозяйства | Практические | 4 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.5. | Водохозяйственный баланс | Лекции | 4 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.6. | Методы составления водохозяйственного баланса водохозяйственного комплекса | Практические | 4 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.7. | Водохозяйственный комплекс | Сам. работа | 4 | 16 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 3. Охрана водных ресурсов | ||||||
3.1. | Водоохранные мероприятия и методы рационального использования водных ресурсов | Лекции | 4 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
3.2. | Мероприятия по предотвращению загрязнения и истощения вод, охране и восстановлению малых рек | Практические | 4 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
3.3. | Основные водохозяйственные проблемы | Лекции | 4 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
3.4. | Схема комплексного использования и охраны водных ресурсов Алтайского края | Практические | 4 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
3.5. | Охрана водных ресурсов | Сам. работа | 4 | 12 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5. Фонд оценочных средств
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк | Основы природопользования: учебник для академического бакалавриата | Юрайт, 2018. | https://biblio-online.ru/book/osnovy-prirodopolzovaniya-413859 |
Л1.2 | Волков, А. М. | Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды : учебник и практикум для академического бакалавриата | Юрайт, 2018 | https://www.biblio-online.ru/book/pravovye-osnovy-prirodopolzovaniya-i-ohrany-okruzhayuschey-sredy-436464 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк | Основы природопользования: учебник для академического бакалавриата: учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | https://biblio-online.ru/book/61CB9472-A473-4090-8390-504E4255CA01 |
Л2.2 | Водные ресурсы России: интерактивное наглядное пособие (CD-ROM) | Москва: Дрофа,, 2006 | ||
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle «Комплексное использование и охрана водных ресурсов» | https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3233 | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная). 7-Zip AcrobatReader |
||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) Экологические проблемы:http://ecologyproblems.ru/ Глобальные проблемы // http://rio10.cis.lead.org/ref_global.htm#1 http://biodat.ru – BioDat. Каталог информационных ресурсов BioDat и Internet, который поможет сориентироваться во множестве различных баз данных, справочников, информационных и аналитических материалов по экологии. http://www.zelife.ru — «Зелёная жизнь» — экологический портал. |
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. Используйте материалы системы MOODLE по данной дисциплине. 2. Лекция. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Презентационный материал лекции расположен в системе MOODLE по данной дисциплине. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинарскому (практическому) занятию необходимо взять задание в системе MOODLE. Самостоятельную подготовку к семинарскому (практическому) занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), а также ресурс, размещенный в системе MOODLE по данной дисциплине Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. Важной является работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов в системе MOODLE по данной дисциплине. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |
Источник: www.asu.ru
Экология СПРАВОЧНИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ — сфера гос. управления в области использования и охраны водных объектов; составляются и утверждаются в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную окружающую среду, поддержания качества вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям.[ . ]
Федеральные государственные программы по использованию, восстановлению и охране водных объектов разрабатываются и реализуются специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда с участием органов исполнительной власти субъектов РФ и с учетом предложений специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды, других государственных органов управления использованием и охраной природных ресурсов, общественных объединений в порядке, установленном законодательством России. Территориальные программы разрабатываются и утверждаются органами государственной власти субъектов РФ. Финансирование государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов осуществляется в соответствии с законодательством РФ.[ . ]
К полномочиям РФ относятся: определение государственной политики в области использования и охраны водных объектов, управление водным фондом, разработка федеральных законов и государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, проведение единой научно-технической политики, разработка нормативно-методической базы, проведение мониторинга и т.д. Для оценки наличия и степени использования водных ресурсов используются водохозяйственные балансы, которые представляют собой расчетные материалы, сопоставляющие потребность в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами.[ . ]
Для планирования и осуществления рационального использования, восстановления и охраны водных объектов на основе водохозяйственных балансов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, данных государственного водного кадастра разрабатываются федеральные государственные, в том числе бассейновые и территориальные государственные программы. Например, федеральная целевая Программа “Обеспечение населения России питьевой водой” (1994 г.). Констатируя существующее положение с водными ресурсами страны, Программа предлагает пути решения проблемы на федеральном и региональном (муниципальном) уровнях. Предлагаются первоочередные, среднесрочные и долгосрочные мероприятия, выполнение которых возможно за счет организационно-финансового и технического блоков.[ . ]
Каждое из отобранных угодий оценивалось сточки зрения Рамсарских критериев для выделения водно-болотных угодий международного значения. При описании ВБУ использованы принципы и методы формирования материалов, разработанные для водно-болотных угодий России (Вод-но-болотные угодья России, под общей редакцией д.б.н. В.Г. Кривенко, 1998) ). Необходимо отметить, что Россия достигла больших успехов в изучении, пропаганде и охране водных и водноболотных природных экосистем при поддержке государственных структур, представительств WWF, Wetlands International и других организаций, учреждений и фондов, работающих в области охраны природы. К настоящему времени в России утвержден список из 35 Рамсарских угодий общей площадью около 10 млн. га и поступили обоснованные предложения о 79 новых водноболотных объектах, заслуживающих придания им статуса угодий международного значения (Мищенко, 1999), разрабатываются и осуществляются программы охраны и устойчивого использования Рамсарских угодий.[ . ]
Как видим, речь идет не только о функциональной, но и о территориальной интеграции организационных структур в сфере водопользования. Судя по всему, процесс этот будет поддерживаться на местах. Одним из примеров является Кемеровская область. В Территориальной комплексной программе охраны окружающей среды Кемеровской области до 2005 года высказывается, в частности, идея интегрированного управления водным хозяйством области [31]. Предлагается управление водным хозяйством Кемеровской области сосредоточить в руках специализированного органа Кемеровского управления водных ресурсов Рос-комводхоза с функциями государственного управления в области использования, воспроизводства водных ресурсов и восстановления водных объектов.[ . ]
Источник: ru-ecology.info
План водоохранных мероприятий и отчет о выполнении условий водопользования
Тем субъектам хозяйственной деятельности, которые непосредственно используют водные ресурсы, сливают в них стоки, нужно отчитаться перед государством. Для этого они готовят и подают план водохозяйственных мероприятий, а после его выполнения предоставляют соответствующий отчет.
Планирование использования водных ресурсов
План водоохранных мероприятий составляется на следующий календарный год, подается на утверждение не позднее 1 декабря текущего года. Исключение – документ составлен и утвержден заранее, его срок действия совпадает со сроком договора или решения на проведение каких-либо мероприятий, связанных с использованием водных ресурсов.
План предусматривает выполнение следующих мероприятий:
- Строительство очистных сооружений;
- Реконструкция очистных сооружений;
- Внедрение и реконструкция систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения;
- Внедрение локальной очистки;
- Внедрение прогрессивных водосберегающих технологий;
- Обустройство рыбозащитных сооружений;
- Установка водоизмерительной аппаратуры;
- Мероприятия по очистке водоохранных зон;
- Ведение мониторинга водных объектов;
- Прочие мероприятия.
Напротив каждого из них нужно проставить значения плановых затрат из расчета на каждый квартал календарного года. В последней графе указываются объекты финансирования с номером договора на водопользование.
Документ утверждается территориальным органом Департамента природных ресурсов. Его ответственные лица могут требовать внести изменения в документ, если указанные мероприятия недостаточны, их выполнение не соответствует проводимой в регионе экологической политике. Организации остается внести изменения или оспорить решение вышестоящему органу, а также в суде.
Для справки! Образец заполнения плана водоохранных мероприятий можно получить в территориальном органе Департамента или скачать с нашего сайта.
Если план утвержден, необходимо принять меры для реализации указанных в нем мероприятий. В частности, речь идет о выделении необходимого финансирования, контроле за их целевым использованием, а также о предупреждении их злоупотребления.
Отсутствие контроля станет причиной невыполнения утвержденного плана. Как следствие – проверки Департамента, выявление нарушений, в том числе и предусмотренных Уголовным Кодексом. К ответственности привлекаются не только виновные, но и руководящий состав, например, директор предприятия.
Отчетность о выполнении плана водоохранных мероприятий перед Департаментом
Вместо сумм, предусмотренных в каждом квартале на реализацию плана, указываются средства:
- Запланированные для выполнения предусмотренных мероприятий;
- Фактически потраченные на них.
Для справки! Все данные в запланированных и потраченных средствах приводится в млн.р.
Дополнительно может указываться строка о процентном соотношении между запланированными и выполненными мероприятиями. Это предусмотрено Приложением №2 к приказу Федерального агентства водных ресурсов от 16.01.09 №4.
К отчету прилагается пояснительная записка в следующих случаях:
- Запланированные мероприятия не выполнены;
- В отчете указаны иные мероприятия.
В записке разъясняются причины невыполнения мероприятий, например, почему не выделено запланированное финансирование. Также расписывается, какие действия, не указанные в плане и отчетном документе, были реализованы. При необходимости вписывается другая важная информация о выполнении условий водопользования.
Штраф за нарушение предоставления отчетности
Если отчет не представлен или в нем выявлена недостоверная информация, ответственные лица привлекаются к административной ответственности на основании:
- Статьи 13.19 Кодекса об административных правонарушениях РФ;
- Статьи 3 Закона об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности (от 13.05.92 № 2761-1).
При выявлении в действиях ответственных лиц других нарушений, они могут привлекаться к уголовной ответственности. Например, это возможно за подделку документов, превышение должностных полномочий, злоупотребление ими, дача взятки и т.п.
Планирование и отчетность по водоохранным мероприятиям направлена, в первую очередь, на комплексное улучшение состояния водоемов в России. Наибольшую опасность для них представляют нефть и нефтепродукты, все виды деятельности, которые связанные с ее добычей, хранением, транспортировкой и производством из нее каких-либо материалов.
Кроме того, ежегодно в стране фиксируются тысячи разливов нефти и нефтепродуктов. Не менее опасный загрязнитель – пестициды, которые накапливаются на дне водоемов, многократно превышая допустимые концентрации.
Предупредить и не допустить ухудшения состояния водных ресурсов – вот та задача, которая стоит перед государством. А планирование соответствующих мероприятий и отчетность за их выполнение – важный инструмент в реализации этой задачи.
Источник: vyvoz.org