Использование и охрана водных объектов программа

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Срок действия программы: 2018-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Заведующий кафедрой Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент

Водные ресурсы. Рациональное использование и охрана

1. Цели освоения дисциплины

1.1.
формирование у студентов современных представлений о направлениях и способах рационального и комплексного использования водных ресурсов, их защите от загрязнения и истощения

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

3.1. 3.1.1. 3.2. 3.2.1. 3.3. 3.3.1.
ОПК-4: владением базовыми общепрофессиональными (общеэкологическими) представлениями о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды
ПК-15: владением знаниями о теоретических основах биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Знать:
— основы общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды;
— принципы планирования в использовании и охране водных ресурсов;
— теоретические основы комплексной оценки возможности использования водных ресурсов с целью достижения наибольшего экономического эффекта с учетом необходимости охраны окружающей среды;
— принципы управления количеством и качеством водных ресурсов, требования к оценке влияния водохозяйственного комплекса на окружающую среду.
Уметь:
— ориентироваться в круге экологических и геоэкологических проблем;
— выявлять источники антропогенного воздействия на водные объекты;
— работать с научно-технической информацией и применять её, а также отечественный и зарубежный опыт в области экологии и охраны водных ресурсов для оценки качества, организации и ведения мониторинга природных вод; обоснования водоохранных мероприятий;
— обосновывать организационно-технические мероприятия в природно- техногенных комплексах с учетом экологических и биогеографических аспектов.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
— способностью формулировать цели и задачи в экологических исследованиях;
— владеет навыками решения задач по оценке и повышению качества воды;
— навыками получения необходимой исходной информации из разных источников, способами отбора, анализа и интерпретации полученной информации для решения поставленных задач в области комплексного использования и охраны водных ресурсов;
— навыками формирования экологически оптимальной структуры водохозяйственного комплекса, оценки соответствия деятельности нормативным требованиям и выводов о возможности комплексного использования и охраны водных ресурсов.

Закон в деталях эфир от 06 04 2019 (Охрана водных объектов)

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Водные ресурсы и водоохранные мероприятия
1.1. Водные ресурсы и государственный водный фонд России Лекции 4 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Мировые водные ресурсы Практические 4 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Водные ресурсы Российской Федерации Практические 4 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Формирование и оценка качества природных вод Лекции 4 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Оценка качества состояния водных ресурсов Практические 4 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Экологические, санитарные и социальные аспекты решения водохозяйственных проблем Лекции 4 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Гигиенические требования к охране подземных вод. Особо охраняемые водные объекты Практические 4 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Водные ресурсы и водоохранные мероприятия Сам. работа 4 16 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Водохозяйственный комплекс
2.1. Водохозяйственный комплекс (ВКХ) и его системы Лекции 4 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Промышленность как основной участник ВХК Практические 4 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Управление водохозяйственным комплексом Лекции 4 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Основные направления федеральной политики в области водного хозяйства Практические 4 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Водохозяйственный баланс Лекции 4 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Методы составления водохозяйственного баланса водохозяйственного комплекса Практические 4 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Водохозяйственный комплекс Сам. работа 4 16 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Охрана водных ресурсов
3.1. Водоохранные мероприятия и методы рационального использования водных ресурсов Лекции 4 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Мероприятия по предотвращению загрязнения и истощения вод, охране и восстановлению малых рек Практические 4 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Основные водохозяйственные проблемы Лекции 4 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Схема комплексного использования и охраны водных ресурсов Алтайского края Практические 4 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.5. Охрана водных ресурсов Сам. работа 4 12 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Читайте также:
Как работать с программой руфус

5. Фонд оценочных средств

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк Основы природопользования: учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2018. https://biblio-online.ru/book/osnovy-prirodopolzovaniya-413859
Л1.2 Волков, А. М. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 https://www.biblio-online.ru/book/pravovye-osnovy-prirodopolzovaniya-i-ohrany-okruzhayuschey-sredy-436464
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк Основы природопользования: учебник для академического бакалавриата: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/61CB9472-A473-4090-8390-504E4255CA01
Л2.2 Водные ресурсы России: интерактивное наглядное пособие (CD-ROM) Москва: Дрофа,, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Комплексное использование и охрана водных ресурсов» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3233
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная).
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Экологические проблемы:http://ecologyproblems.ru/
Глобальные проблемы // http://rio10.cis.lead.org/ref_global.htm#1
http://biodat.ru – BioDat.
Каталог информационных ресурсов BioDat и Internet, который поможет сориентироваться во множестве различных баз данных, справочников, информационных и аналитических материалов по экологии.
http://www.zelife.ru — «Зелёная жизнь» — экологический портал.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. Используйте материалы системы MOODLE по данной дисциплине.
2. Лекция.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Презентационный материал лекции расположен в системе MOODLE по данной дисциплине.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинарскому (практическому) занятию необходимо взять задание в системе MOODLE.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому (практическому) занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), а также ресурс, размещенный в системе MOODLE по данной дисциплине
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам.
 Важной является работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов в системе MOODLE по данной дисциплине.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.
Читайте также:
Как поменять кодировку программы

Источник: www.asu.ru

Экология СПРАВОЧНИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ — сфера гос. управления в области использования и охраны водных объектов; составляются и утверждаются в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную окружающую среду, поддержания качества вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям.[ . ]

Федеральные государственные программы по использованию, восстановлению и охране водных объектов разрабатываются и реализуются специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда с участием органов исполнительной власти субъектов РФ и с учетом предложений специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды, других государственных органов управления использованием и охраной природных ресурсов, общественных объединений в порядке, установленном законодательством России. Территориальные программы разрабатываются и утверждаются органами государственной власти субъектов РФ. Финансирование государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов осуществляется в соответствии с законодательством РФ.[ . ]

К полномочиям РФ относятся: определение государственной политики в области использования и охраны водных объектов, управление водным фондом, разработка федеральных законов и государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, проведение единой научно-технической политики, разработка нормативно-методической базы, проведение мониторинга и т.д. Для оценки наличия и степени использования водных ресурсов используются водохозяйственные балансы, которые представляют собой расчетные материалы, сопоставляющие потребность в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами.[ . ]

Для планирования и осуществления рационального использования, восстановления и охраны водных объектов на основе водохозяйственных балансов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, данных государственного водного кадастра разрабатываются федеральные государственные, в том числе бассейновые и территориальные государственные программы. Например, федеральная целевая Программа “Обеспечение населения России питьевой водой” (1994 г.). Констатируя существующее положение с водными ресурсами страны, Программа предлагает пути решения проблемы на федеральном и региональном (муниципальном) уровнях. Предлагаются первоочередные, среднесрочные и долгосрочные мероприятия, выполнение которых возможно за счет организационно-финансового и технического блоков.[ . ]

Каждое из отобранных угодий оценивалось сточки зрения Рамсарских критериев для выделения водно-болотных угодий международного значения. При описании ВБУ использованы принципы и методы формирования материалов, разработанные для водно-болотных угодий России (Вод-но-болотные угодья России, под общей редакцией д.б.н. В.Г. Кривенко, 1998) ). Необходимо отметить, что Россия достигла больших успехов в изучении, пропаганде и охране водных и водноболотных природных экосистем при поддержке государственных структур, представительств WWF, Wetlands International и других организаций, учреждений и фондов, работающих в области охраны природы. К настоящему времени в России утвержден список из 35 Рамсарских угодий общей площадью около 10 млн. га и поступили обоснованные предложения о 79 новых водноболотных объектах, заслуживающих придания им статуса угодий международного значения (Мищенко, 1999), разрабатываются и осуществляются программы охраны и устойчивого использования Рамсарских угодий.[ . ]

Как видим, речь идет не только о функциональной, но и о территориальной интеграции организационных структур в сфере водопользования. Судя по всему, процесс этот будет поддерживаться на местах. Одним из примеров является Кемеровская область. В Территориальной комплексной программе охраны окружающей среды Кемеровской области до 2005 года высказывается, в частности, идея интегрированного управления водным хозяйством области [31]. Предлагается управление водным хозяйством Кемеровской области сосредоточить в руках специализированного органа Кемеровского управления водных ресурсов Рос-комводхоза с функциями государственного управления в области использования, воспроизводства водных ресурсов и восстановления водных объектов.[ . ]

Читайте также:
Программа на Айфон для диагностики машины

Источник: ru-ecology.info

План водоохранных мероприятий и отчет о выполнении условий водопользования

Тем субъектам хозяйственной деятельности, которые непосредственно используют водные ресурсы, сливают в них стоки, нужно отчитаться перед государством. Для этого они готовят и подают план водохозяйственных мероприятий, а после его выполнения предоставляют соответствующий отчет.

Планирование использования водных ресурсов

План водоохранных мероприятий составляется на следующий календарный год, подается на утверждение не позднее 1 декабря текущего года. Исключение – документ составлен и утвержден заранее, его срок действия совпадает со сроком договора или решения на проведение каких-либо мероприятий, связанных с использованием водных ресурсов.

План предусматривает выполнение следующих мероприятий:

  1. Строительство очистных сооружений;
  2. Реконструкция очистных сооружений;
  3. Внедрение и реконструкция систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения;
  4. Внедрение локальной очистки;
  5. Внедрение прогрессивных водосберегающих технологий;
  6. Обустройство рыбозащитных сооружений;
  7. Установка водоизмерительной аппаратуры;
  8. Мероприятия по очистке водоохранных зон;
  9. Ведение мониторинга водных объектов;
  10. Прочие мероприятия.

Напротив каждого из них нужно проставить значения плановых затрат из расчета на каждый квартал календарного года. В последней графе указываются объекты финансирования с номером договора на водопользование.

Документ утверждается территориальным органом Департамента природных ресурсов. Его ответственные лица могут требовать внести изменения в документ, если указанные мероприятия недостаточны, их выполнение не соответствует проводимой в регионе экологической политике. Организации остается внести изменения или оспорить решение вышестоящему органу, а также в суде.

Для справки! Образец заполнения плана водоохранных мероприятий можно получить в территориальном органе Департамента или скачать с нашего сайта.

Если план утвержден, необходимо принять меры для реализации указанных в нем мероприятий. В частности, речь идет о выделении необходимого финансирования, контроле за их целевым использованием, а также о предупреждении их злоупотребления.

Отсутствие контроля станет причиной невыполнения утвержденного плана. Как следствие – проверки Департамента, выявление нарушений, в том числе и предусмотренных Уголовным Кодексом. К ответственности привлекаются не только виновные, но и руководящий состав, например, директор предприятия.

Отчетность о выполнении плана водоохранных мероприятий перед Департаментом

Отчетность о выполнении плана водоохранных мероприятий перед Департаментом

Вместо сумм, предусмотренных в каждом квартале на реализацию плана, указываются средства:

  1. Запланированные для выполнения предусмотренных мероприятий;
  2. Фактически потраченные на них.

Для справки! Все данные в запланированных и потраченных средствах приводится в млн.р.

Дополнительно может указываться строка о процентном соотношении между запланированными и выполненными мероприятиями. Это предусмотрено Приложением №2 к приказу Федерального агентства водных ресурсов от 16.01.09 №4.

К отчету прилагается пояснительная записка в следующих случаях:

  1. Запланированные мероприятия не выполнены;
  2. В отчете указаны иные мероприятия.

В записке разъясняются причины невыполнения мероприятий, например, почему не выделено запланированное финансирование. Также расписывается, какие действия, не указанные в плане и отчетном документе, были реализованы. При необходимости вписывается другая важная информация о выполнении условий водопользования.

Штраф за нарушение предоставления отчетности

Штраф за нарушение предоставления отчетности

Если отчет не представлен или в нем выявлена недостоверная информация, ответственные лица привлекаются к административной ответственности на основании:

  1. Статьи 13.19 Кодекса об административных правонарушениях РФ;
  2. Статьи 3 Закона об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности (от 13.05.92 № 2761-1).

При выявлении в действиях ответственных лиц других нарушений, они могут привлекаться к уголовной ответственности. Например, это возможно за подделку документов, превышение должностных полномочий, злоупотребление ими, дача взятки и т.п.

Планирование и отчетность по водоохранным мероприятиям направлена, в первую очередь, на комплексное улучшение состояния водоемов в России. Наибольшую опасность для них представляют нефть и нефтепродукты, все виды деятельности, которые связанные с ее добычей, хранением, транспортировкой и производством из нее каких-либо материалов.

Кроме того, ежегодно в стране фиксируются тысячи разливов нефти и нефтепродуктов. Не менее опасный загрязнитель – пестициды, которые накапливаются на дне водоемов, многократно превышая допустимые концентрации.

Предупредить и не допустить ухудшения состояния водных ресурсов – вот та задача, которая стоит перед государством. А планирование соответствующих мероприятий и отчетность за их выполнение – важный инструмент в реализации этой задачи.

Источник: vyvoz.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru