Иранская ядерная программа что это

Содержание

Иранская ядерная программа что это

Несомненно, что иранская ядерная проблема носит политизированный характер. В этих условиях достаточно сложно понять реальное состояние соответствующей программы, а тем более оценить ее перспективы. По-видимому, только объективная оценка данных, полученных Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), позволяет, конечно в некотором приближении, получить желаемый результат. Потребность в таком анализе обусловлена имеющимися у США и Израиля планами боевого применения авиационных и ракетных средств с целью уничтожения иранских ядерных объектов.

В Исламской Республике Иран (ИРИ) реализуются как урановая, так и плутониевая программа. Наибольшую опасность для международного сообщества представляет иранская урановая программа, которая может позволить в некоторой перспективе выйти на производство ядерного оружия. На конец января 2010 года в ИРИ было накоплено 2065 кг низкообогащенного урана (НОУ, степень обогащения по изотопу уран-235, в основном, 3,5%). При дообогащения этого материала до 80%, что достаточно для уверенного подрыва ядерного боезаряда, может быть изготовлено две-три атомные бомбы. При сохранении нынешних темпов производства НОУ к концу 2010 года накопленные запасы могут составить 3273 кг, что достаточно для производства четырех-пяти ядерных боезарядов.

КОГДА У ИРАНА ПОЯВИТСЯ ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ?

С весны 2004 года в Исфахане действует производство по переводу окиси-закиси урана в гексафторид (завод по конверсии урана, этот процесс необходим для газодиффузионного обогащения урана). Планируемые объемы ежегодного производства: 280 тонн гексафторида урана. Там же будут выпускаться некоторые побочные продукты, включая металлический уран.

Промышленное обогащение урана осуществляется только на газовых центрифугах первого поколения малой мощности (Р-1, иранское название – IR-1). Одновременно в опытной эксплуатации находятся более мощные газовые центрифуги: IR-2 и IR-4. Крайне настораживает, что на предприятии в Натанзе количество газовых центрифуг не только не увеличивается, а даже уменьшается.

Так, в период со 2 ноября 2009 года до 29 января 2010 года количество центрифуг уменьшилось на 82. Это может свидетельствовать как о качестве производимых центрифуг, так и их складировании вне рассматриваемого предприятия. Еще более беспокоит тот факт, что из смонтированных в Натанзе 8610 газовых центрифуг используются только 3772.

Вполне возможно, что в случае необходимости эти неиспользуемые центрифуги будут демонтированы и перевезены на другой ядерный объект. В целом созданная в Иране инфраструктура, по-видимому, позволяет, при наличии соответствующих материалов, ежегодно производить порядка 3 тыс. газовых центрифуг, что достаточно для оснащения такого ядерного объекта, который был выявлен вблизи города Кум. Вполне возможно, что сейчас идет процесс скрытого накапливания газовых центрифуг.

Ранее предполагалось, что в Натанзе за 4-6 месяцев НОУ в виде гексафторида (газ) может быть дообогащен до 80%. Затем приблизительно такое же время потребуется для перевода материала в металлическую форму и изготовления полусфер. Исходя из этого Тегеран в течение одного года мог выйти на ядерное испытание устройства на основе высокообогащенного урана.

Как Иран развивал ядерную программу. Хронология

Но инспекции МАГАТЭ выявили неготовность ИРИ к дальнейшему дообогащению НОУ в промышленных масштабах. В частности, для такого процесса на экспериментальном предприятии в Натанзе используется один каскад газовых центрифуг, то есть 164 центрифуги. Это свидетельствует об экспериментальном характере выполняемых работ.

Более того, международное сообщество располагает лишь предоставленными со стороны Ирана результатами масс-спектрометрии, согласно которым 9-11 февраля 2010 года на указанном экспериментальном предприятии был достигнут уровень обогащения 19,8% по изотопу урана-235. В этой связи можно обсуждать только принципиальную возможность такого обогащения, не подтвержденную со стороны инспекторов МАГАТЭ. Скорее всего, переданные МАГАТЭ данные были сфальсифицированы, о чем, в частности, могут свидетельствовать многочисленные временные неточности и нежелание допускать к этому процессу инспекторов МАГАТЭ (масс-спектрометрия проводилась при отсутствии представителей Агентства), а также демонстративная перевозка 1950 кг НОУ на приемный пункт экспериментального предприятия.

По имеющимся данным, иранские специалисты пока не могут обеспечить промышленное производство гексафторида нужного качества и необходимые скорости вращения газовых центрифуг. Это будет крайне затруднять дальнейшее дообогащение урана, поэтому необходимо ждать подтверждения факта дообогащения до 19,8% со стороны МАГАТЭ. Но даже факт экспериментального дообогащения еще не будет говорить о технической возможности реализации такого процесса в промышленных масштабах, то есть на уровне килограммов.

С другой стороны, иранские специалисты уже значительно продвинулись по пути обогащения урана, поэтому было бы опрометчиво преувеличивать имеющиеся у них технические проблемы. Конечно, срок в один год до ядерного испытания, который нужно отсчитывать с момента прекращения взаимоотношений ИРИ с МАГАТЭ (косвенный признак принятия Тегераном решения о создании ядерного оружия), по-видимому, недостижим. Но срок в два года может быть вполне достаточен для выхода на ядерное испытание после принятия соответствующего политического решения. Причем, по мере наращивания ядерной инфраструктуры этот срок будет все более сокращаться.

Следует отметить, что помимо двух предприятий в Натанзе (предприятие по обогащению урана, где нарабатывается НОУ, и экспериментальное предприятие по обогащению урана, на котором осуществляется тестирование новых типов газовых центрифуг) с 2006 года в Фордо, вблизи города Кум, создается еще одно предприятие по обогащению урана. Это предприятие расположено на территории иранской военной базы и хорошо защищено от воздушного удара. По данным на 16 февраля 2010 года на предприятии отсутствуют газовые центрифуги, но подведены все необходимые коммуникации. Вполне возможно, что ядерный объект в Фордо предназначен для рассредоточения некоторой части газовых центрифуг из Натанза.

Определенное беспокойство вызывает реализация иранской плутониевой программы. В Араке с сентября 2004 года строится исследовательский тяжеловодный реактор IR-40 мощностью 40 МВт, который сможет нарабатывать ежегодно порядка 9 кг плутония. 17 августа 2009 года Иран после неоднократных запросов МАГАТЭ предоставил Агентству доступ к этому реактору.

Острая потребность в проведении инспекции состояла в том, что после завершения строительства соответствующих сооружений проводить необходимый мониторинг по спутниковым данным стало затруднительно. В ходе инспекции было выявлено отсутствие корпуса ядерного реактора. Его установка планируется на 2011 год. Ввиду отказа в продаже специального оборудования, в том числе манипуляторов для горячих камер, Иран рассматривает вопрос об его изготовлении внутри страны. По иранским оценкам, строительные работы по этому объекту выполнены на 95%, а работы по монтажу оборудования осуществлены на 63%.

Строящийся ядерный реактор уже обеспечен как ядерным топливом, так и тяжелой водой. Для этого, в 2006 году в Араке был запущен завод по производству тяжелой воды, а к февралю 2009 года – завершена установка технологической линии по производству соответствующих таблеток из природного урана и сборке из них топливных стержней. В тоже время Иран до сих пор не обладает производственными мощностями для регенерации отработанного ядерного топлива и выделения плутония в промышленных масштабах. Помимо этого у инспекторов МАГАТЭ имеются сомнения в иранском происхождении имеющихся запасов тяжелой воды. Эти сомнения усилились после того, как им запретили взять соответствующие пробы для последующего анализа.

Созданная ИРИ ядерная инфраструктура не внушала бы такого беспокойства, если бы не следующие обстоятельства.

Во-первых, реализуемая Ираном программа по обогащению урана экономически плохо обоснована, так как единственный в стране энергетический реактор полностью обеспечивается российским ядерным топливом. Осуществление же планов по созданию других энергетических мощностей или продаже за рубеж производимого ядерного топлива не подтверждается практическими действиями, а также не обеспечивается собственными запасами природного урана. В этих условиях международное сообщество имеет право критично рассматривать исключительно мирную направленность иранской ядерной программы, особенно с учетом продолжающейся тайной деятельностью в этой сфере.

Во-вторых, параллельно с ядерной достаточно быстрыми темпами реализуется иранская ракетная программа. В ИРИ на боевом дежурстве находятся мобильные жидкостные одноступенчатые ракеты «Шехаб-3», при разработке которых активно использовались конструкторские решения северокорейских баллистических ракет типа «Нодон». Принципиально возможно оснащение этих ракет ядерным боезарядом на основе оружейного (высокообогащенного) урана. В этом случае дальность их стрельбы составит 1,3-1,5 тыс. км.

Читайте также:
Хай что это за программа

В-третьих, государственной идеологией нынешнего иранского руководства является ортодоксальный «хомейнизм», проявлениями которого является крайне провокационная антизападная и антиизраильская внешняя политика и активная поддержка радикальных исламистских группировок. На фоне нерешенности региональных проблем, это существенно усугубляет ситуацию в сфере международной безопасности вблизи от стратегически важных для РФ регионов Кавказа и Центральной Азии.

Таким образом, иранская ядерная программа пока не находится на завершающей стадии. До получения подтверждающих со стороны МАГАТЭ данных говорить о технической готовности иранских специалистов к промышленному дообогащению НОУ было бы преждевременным, а без этого невозможно наработать на иранской территории расщепляющиеся материалы оружейного качества. Следовательно, нынешнюю ситуацию не надо драматизировать, что позволяет использовать дипломатические и экономические пути решения иранской ядерной проблемы.

Источник: www.iimes.ru

Ядерная программа Ирана: соглашение и последствия

Вопрос ядерной проблемы Ирана рассматривается уже очень продолжительный период времени, но, несмотря на достигнутое соглашение, противоречия снова продолжают нарастать. Все это мы рассмотрим далее в статье.

Попытка интеграции в капиталистическую систему

В 60-80 гг. прошлого века иранский шах, который установил в стране авторитарный режим в 1941-1979 годах, предпринял ряд противоречивых (как выяснилось позже) реформ, целью которых было преодоление пережитков прошлого и интеграция Ирана в капиталистическую систему. Эти действия позже стали именоваться белой революцией. Реформы получили народное одобрение, но позже именно они стали одной из причин революции 1979 года.

иран ядерная программа

Становление ядерной энергетики Ирана при шахе

Ядерная программа Ирана также начала развиваться еще при шахе Мохаммеде Резе Пехлеви. В середине пятидесятых годов был основан Атомный центр университета, разработана стратегия создания специальной инфраструктуры, необходимой для полноценного ведения деятельности, т. е. соответствующие звенья атомного цикла.

Главным образом стратегия была направлена на достижение самообеспеченности энергией на значительном уровне и овладение передовыми технологиями, что создавало предпосылки появления в Иране ядерного оружия.

Сотрудничество с США, ФРГ и Францией

В середине прошлого века Ирану оказало поддержку правительство Дуайта Эйзенхауэра в рамках программы «Атом ради мира», которая была направлена на мирное применение атомной энергетики.

С Соединенными Штатами также было подписано соглашение, в рамках которого Вашингтон обязался должным образом подготовить иранских специалистов, поставить в Тегеран ядерное оборудование. Так, в 1959 году Тегеранскому университету предоставили реактор малой мощности.

Сотрудничество по ядерным вопросам велось и с другими развитыми странами, например, ФРГ и Францией.

соглашение по ядерной программе ирана

Привлекательность для западных компаний

Противоречивые отношения Ирана и Соединенных Штатов в рамках развития программы, конечно, налаживались не просто так. Крупные нефтяные залежи, обнаруженные на территории Исламской Республики в начале XX века, сделали страну очень привлекательной для многих западных бизнесменов.

Вступление в МАГАТЭ и подписание соглашений

В краткосрочной перспективе перевести страну на западные рельсы удалось. Одним из итогов «белой революции» стало подписание очередного Соглашения о сотрудничестве с США, в рамках которого, как говорилось ранее, в Иран поставлялось оборудование.

Когда в 1957 году было создано агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ), Иран практически сразу же стал его членом. В 1963 г. Исламское государство Иран присоединилось к Договору о запрещении испытаний ядерного оружия, подписанному также СССР, США и Великобританией. Представители страны также подписали Договор о запрещении ядерных испытаний, но документ не был ратифицирован. Кроме того, в рамках ядерной программы Иран подписал Договор о нераспространении ядерного оружия в 1968 году.

Программа и Организация по атомной энергии

В 1974 г. Мохаммед Реза Пехлеви обнародовал подготовленный план действий в области атомной энергетики. Ядерная программа Ирана (США, кстати, в тот период поддерживало государство в реализации намеченных целей) предполагала создание замкнутого топливного цикла и постройку 23-х атомных электростанций в течение следующих двадцати лет.

ядерная программа ирана и сша

Реализацией плана было поручено заниматься только что созданной Организации по атомной энергии Ирана. Это государственное монопольное предприятие, основными функциями которого стали:

  • обеспечение потребностей страны в энергии за счет использования объектов энергетики;
  • приобретение методик и технологий, которые необходимы для самостоятельного строительства ядерного реактора;
  • использование технологий атомной энергетики в сельском хозяйстве, промышленности, а также в медицинских целях;
  • приобретение методик и технологий, необходимых для реализации замкнутого топливного цикла;
  • защита населения и окружающей среды от возможного неблагоприятного воздействия радиации.

В 1974 году Организация приобрела у США пакет акций завода, обогащающего уран. Так, исламская страна получила возможность выкупать продукцию предприятия и готовить своих сотрудников совместно с французскими, а также получила доступ к необходимым технологиям. В том же году началось строительство второго в стране исследовательского центра.

Мирное использование атомной энергии

В то время активно велось международное сотрудничество не только с США и Францией, но также с Великобританией, Бельгией, Италией и ФРГ. Помимо уже упомянутых контрактов на поставку оборудования и обучение специалистов, были подписаны соглашения на совместное строительство двух АЭС. В Иране также была создана большая база для подготовки высококвалифицированных кадров.

трамп ядерная программа ирана

То, что Иран использует атомную энергетику исключительно в мирных целях, в те годы подтверждалось не только партнерами, но и проверками международных инспекторов. Полную реализацию ядерной программы Ирана тогда планировалось закончить к 1994 г.

Исламская революция и аннулирование всех соглашений

Но часть планов не была реализована вовсе, а часть осталась замороженной в результате исламской революции, которая произошла в конце 70-х годов. Ядерная программа Ирана остановилась, а все соглашения, которые за предыдущие годы были достигнуты с иностранными партнерами, были аннулированы.

Начался отток высококвалифицированных кадров. Страну покинули не только иностранные специалисты, но и множество иранцев, которые участвовали в ядерном проекте, когда духовный лидер революции заморозил строительство Бушерской АЭС (работы были завершены уже на 80%). Все сделки по ядерной программе Ирана с США, Великобританией, Францией, ФРГ, Италией и другими странами были сорваны, а уже подписанные соглашения – аннулированы.

Долгое время новое правительство не проявляло никакого интереса к области атомной энергетики вплоть до второй половины восьмидесятых годов. Когда при помощи КНР был создан исследовательский центр, иранские физики посещали институт в Амстердаме и ядерный центр в Нидерландах, велись переговоры с ФРГ и Швейцарией по поводу закупки технологий. Ядерная программа возобновилась.

договор с ираном по ядерной программе

В 1992 году Россия подписала с Ираном Соглашение по ядерной программе, в рамках которого предусматривалось только мирное использование энергии, и в 1995 г. российские специалисты продолжили строительство Бушерской АЭС. В ответ США ввели экономические санкции против Ирана, а Россия заморозила подписание соглашения о поставке в Иран военной техники.

По поводу строительства Дарохвинской АЭС Иран планировал сотрудничать с Китаем. Однако в 1997 г. КНР отказались от партнерства.

Обострение отношений между Ираном и США

В 2003 г. Соединенные Штаты обвинили Тегеран в том, что страна тайно ведет разработку атомного оружия. Джордж Буш не раз упоминал о том, что Иран, вероятно, входит в «ось зла» — этот термин политик использовал для описания режимов, которые, по мнению администрации США, спонсируют терроризм или разрабатывают оружие массового поражения. Также в «ось зла» по Бушу входили Ирак (режим Саддама Хусейна прекратил свое существование в ходе американского вторжения в 2003 г.) и КНДР.

США тогда попытались добиться изоляции Ирана, но натолкнулись на противодействие со стороны Великобритании, Франции, России и Германии, которые были связаны с ним контрактами на строительство АЭС. Тегеран же согласился на подписание дополнительного соглашения, которое позволяло бы международным инспекторам проверять любой иранский объект, который вызвал подозрения. Однако впоследствии это соглашение не было ратифицировано парламентом Ирана, так что страна только частично выполняла требования МАГАТЭ о проверках.

Инспекторам все же удалось обнаружить на территории Ирана следы разработки оружия массового поражения.

Приостановка работ по обогащению урана

В августе 2004 г. посол Ирана в России заявил, что его государство согласно возвращать в РФ ядерное топливо с АЭС. Спустя несколько месяцев под давлением международного сообщества Тегеран и вовсе заявил о приостановке работ по обогащению урана.

ядерная программа ирана и оон

А Соединенные Штаты совместно с МАГАТЭ все это время продолжали искать (и находили) очередные доказательства того, что Иран только прикрывается программой «Мирный атом», а на самом деле ведет разработку оружия массового поражения. Доклад ООН по ядерной программе Ирана включал информацию и о секретных полигонах для разработки оружия, и об исследовательском центре, где велась разработка мер по борьбе с последствиями ядерных ударов потенциальных врагов по иранской территории.

В то же время Франция, Германия и Великобритания тоже начали заявлять, что эта страна тайно вела разработку ядерного оружия в течение последних 12 лет.

Читайте также:
Ярга что это за программа

Доклад МАГТЭ по иранской ядерной программе

В начале 2006 г. Иран снова начал исследования. Государство наращивало ядерные амбиции, а давление мирового сообщества все продолжало усиливаться. От Ирана потребовали обеспечить полную прозрачность ядерной программы и доказать исключительно мирную направленность исследований.

По положениям ядерной программы Ирана и в ООН подготовили несколько резолюций, часть из которых вводила санкции. Все это привело к тому, что страна фактически оказалась отрезанной от мировой финансовой системы. Значительно затруднился и экспорт нефти из страны.

Ситуация обострялась. Ядерная программа Ирана («Регнум», «Ассошиэйтед пресс», «Франс-Пресс», РБК, «Интерфакт» и другие информационно-новостные агентства мира тогда освещали каждый шаг политиков) продолжалась. Страна утверждала, что разработки ведутся исключительно в мирных целях.

доклад оон по ядерной программе ирана

Переговоры по совместному плану действий

В 2012 г. начались переговоры между Ираном и Соединенными Штатами по урегулированию конфликта. Значительных продвижений, правда, не удавалось достигнуть до тех пор, пока в стране не сменился президент. Новый политический лидер – Хасан Рухани – сделал решение ядерного вопроса основным приоритетом внешней политики.

Промежуточное соглашение было подготовлено к концу ноября 2013 г. Предусматривалось смягчение санкций взамен на ограничение ядерной программы. Чтобы согласовать все детали, потребовалось еще 20 месяцев. Причиной тому стали несогласие некоторых представителей Ирана и политиков на международной арене с отдельными пунктами договора.

Основные пункты «Иранского соглашения»

Четырнадцатого июля 2015 г. Россия, Китай, США, Германия, Франция, Великобритания, Европейский Союз и Иран договорились о Совместном плане действий. Документ должен был положить конец многолетнему противостоянию вокруг иранской ядерной проблемы.

Согласно договору с Ираном по ядерной программе, страна обязана открыто сотрудничать с МАГАТЭ, а международное сотрудничество в атомной сфере в течение последующих 15 лет может осуществляться только после одобрения со стороны специальной комиссии. Также значительно сократился ядерный комплекс страны, программа его дальнейшего развития и запасы материалов.

Дональд Трамп о соглашении по иранской ядерной программе

После смены правительства в США, конечно, несколько изменилось и отношение к ядерной проблеме. Президент США Дональд Трамп о ядерной программе Ирана и решении вопроса высказался в негативном ключе. Он заявил, что возможно Вашингтон выйдет из Соглашения, достигнутого в 2015 году. Напряженность в отношениях Ирана и Соединенных Штатов снова начала нарастать.

Источник: www.syl.ru

Международный аспект иранской ядерной программы

Иранская ядерная программа – это программа функционирования двух урановых рудников трех заводов, обогащающих уран, исследовательского ядерного реактора и нескольких институтов, осуществляющих исследования в области ядерной физики.

Ядерная программа Ирана последовательно развивается еще со времен правления последнего шаха. В стране создается ядерная инфраструктура, то есть выстраиваются все звенья ядерного цикла. Этот подход направлен на самообеспечение собственных потребностей в атомной энергии. Изначально разработки в ядерной сфере проводились при поддержке Запада.

Последний шах сблизился с западными странами и пытался модернизировать страну. Иран подписал с США соглашение о сотрудничестве в рамках мирного изучения атома. В 1958 году страна стала членом Международного агентства по атомной энергии.

Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас

Пятью годами позже Иран присоединился к Договору о запрещении испытаний ядерного оружия, а Договор о всеобъемлющем запрещении Иран подписал, но не ратифицировал. США способствовали иранским разработкам, выступали инвесторами.

Реализация программы по освоению энергии атома в Иране направлена на удовлетворение энергетических потребностей страны, покупку технологий, которые позволят самостоятельно строить реакторы, создавать замкнутый ядерный цикл. Также энергию атома в Иране применяют для сельского хозяйства, медицинских целей, проводятся мероприятия по защите людей и окружающей среды от воздействия радиации.

Международный аспект иранской ядерной программы

Когда в Иране сменилась власть, и страной стало управлять духовенство, отношение западных стран к Ирану сильно изменилось. Иран был объявлен исламской угрозой, и против него было введено множество санкций.

Возобновление Ираном ядерной программы началось после операции США «Буря в пустыне». Иранское правительство расценило ее как своеобразное предупреждение. Власть задумалась о необходимости создать безопасные условия в регионе. Еще одной причиной стала необходимость снизить зависимость от импорта энергоресурсов.

Подобрали для написания работы по теме «Международный аспект иранской ядерной программы»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы

Идея создания ядерного оружия родилась, как следствие необходимости повысить собственную безопасность. Оружие могло дать исламской республике определенный статус, привилегии и защитить от нападок западных стран.

Со своей стороны, крупные мировые державы уже не первое десятилетие обсуждают иранскую угрозу, но сформировать единую позицию относительно Ирана мировое сообщество не смогло. Сегодня для ограничения ядерного потенциала против стран, не придерживающихся договоров о запрете распространения ядерного оружия используются невоенные средства:

  1. Санкции мирового сообщества.
  2. Санкции отдельных государств.
  3. Договоры.
  4. Соглашения.
  5. Инспекции МАГАТЭ.

Не все страны согласны, что эти средства являются эффективными. Больше всего с Ираном конфликтуют США. Это противостояние началось еще с момента смены шахского режима, в результате чего страна обрела суверенитет, а Америка потеряла влияние в регионе. Долгое время Иран обвинялся в исламизации. Иранское правительство шло навстречу США, чтобы снизить напряженность в отношениях с США, но это не помогло.

Между странами сохраняется противостояние, так как Америке невыгодно вступать в затяжной конфликт с Ираном, в котором их не поддержат Россия и Китай. Кроме того, нападение может подтолкнуть Иран к созданию ядерного оружия.

Положение Ирана на Ближнем Востоке

Угроза со стороны Ирана особенно широко обсуждается в Израиле. Причем Израиль больше беспокоится об Иране, нежели о Палестине. Баланс сил в регионе изменился. Ирак перестал представлять собой существенную силу, поэтому Иран получил возможность проводить собственную политику в Персидском заливе.

Глава Израиля довольно часто выступает с заявлениями о том, что необходимо срочно урегулировать иранскую проблему. Но Израилю тоже невыгодно вступать в военный конфликт с ИРИ. Если страна вступит в конфликт, то поднимется вопрос о религиозном противостоянии. Война потребует милитаризации экономики. Палестинские организации Израиля тут же окажут сопротивление.

Иран сам часто говорит о том, что необходимо ввести режим нераспространения ядерного оружия. Религиозные разногласия с соседями также вряд ли приведут к открытому противостоянию. У США в большинстве стран Аравийского полуострова расположены военные базы. То есть военное разрешение проблемы является невозможным.

Распространение ядерного оружия остается одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день. Его сложно контролировать и несмотря на все ограничения его продолжают производить и продавать.

Отношения между США и Ираном остаются ключевым направлением Америки. Ближневосточная стратегия американского правительства направлена на обеспечение безопасности в регионе и профилактику угрозы со стороны Ирана, как исламского государства. Руководство США использует односторонние и многосторонние санкции, чтобы повлиять на ИРИ. Воинственное отношение одной администрации сменяется еще более радикальным отношением новых администраций президента США.

МАГАТЭ стремится договориться с Ираном мирным путем. В обмен на приостановку работ по обогащению урана Ирану предложили долгосрочную программу, которая сделала бы возможным сотрудничество на основе взаимного уважения и доверия. ООН неоднократно вводили санкции против Ирана, требуя выполнения обязательств по ядерной программе со стороны Ирана.

Замечание 1

Таким образом, открытый военный конфликт в регионе не выгоден никому. Поэтому противостояние с Ираном остается на уровне экономических санкций и других ограничений, которые не дают стране нормально развиваться.

Источник: spravochnick.ru

Иран: еще один ядерный монстр

Иран: еще один ядерный монстр

Загрузка рекламы Загрузка рекламы Загрузка рекламы Загрузка рекламы

В начале февраля 2010 года президент Ирана Махмуд Ахмадинежад объявил о том, что в стране произведена первая партия обогащенного до 20% урана, и, таким образом, Иран стал ядерной державой. Это заявление встревожило мировое сообщество. Чего ожидать от этого события? Что дальше?

Капитал страны в Яндекс Дзен Капитал страны в Яндекс Новости

1. Иран официально стал ядерной державой. В начале февраля 2010 года, в дни празднования годовщины исламской революции президент Ирана Махмуд Ахмадинежад объявил о том, что в стране произведена первая партия обогащенного до 20% урана, и, таким образом, Иран стал ядерной державой. Это заявление встревожило мировое сообщество, поскольку нынешний глава Ирана известен своей непримиримой позицией, в частности, по отношению к Израилю. В свое время Ахмадинежад прямо заявил, что государство Израиль должно быть «стерто с карты мира».

Теперь Ирану остается один шаг до производства ядерного оружия. Как известно, для этого необходимо наладить процесс обогащения урана до 93%. Специалисты отмечают, что после достижения определенного уровня, дальнейший процесс обогащения урана требует намного меньше времени и ресурсов.

Читайте также:
Программа леопард что это

2. Ядерный потенциал Ирана – это общая «заслуга» многих стран. Удивительно, что иранская ядерная программа начала вызывать тревогу лишь в начале этого десятилетия. При этом у истоков ее стояли США – именно они в 1967 году передали шаху Ирана Мухаммеду Реза Пехлеви атомный реактор мощностью 5 МВт.

Затем технологическую помощь в строительстве реакторов оказывали Германия, Франция и Великобритания. Иран вел переговоры о закупке технологий обогащения урана и производства тяжелой воды с компаниями Швейцарии и ФРГ. Иранские физики посещали Национальный институт ядерной физики и физики высоких энергий Ядерный центр Петтен в Нидерландах. Последовательно сотрудничали с Ираном в области атомной энергетики Аргентина и Россия.

Между тем, намерения Ирана с самого начала были довольно прозрачны. «Иран будет обладать ядерным оружием, без сомнения, раньше, чем некоторые полагают», — заявил Мохаммед Реза Пехлеви еще в 1974 году.

3. Иран не нуждается в ядерном оружии? Правда, теперь иранские лидеры дипломатично заявляют, что производство ядерного оружия не входит пока в их планы. «У нас нет проблем с обогащением. Мы можем обогащать уран до 100%. У нас есть такая возможность.

Но у нас не было и нет намерений делать это, если только нас не вынудят это сделать», — сказал в интервью агентству Рейтер руководитель Организации по атомной энергии Ирана Али Акбар Салехи.

«Мы сумеем защитить себя и без атомного оружия. Для обороны страны нам не нужно атомное оружие, – заявил президент Ирана Махмуд Ахмадинежад в интервью российскому изданию «VIP-Premier». – Сегодня изменилась вся система международных отношений, в которой уже не осталось возможности для применения ядерного оружия», – пояснил он. По его мнению, сила Ирана – не в обладании ядерным оружием, а в идеологической и культурной сплоченности. Именно она позволяет Ирану противостоять влиянию США.

4. Ракеты наготове. Однако факты заставляют усомниться в искренности заявлений иранских лидеров. В последнее десятилетие развитие ядерной программы Ирана особенно ускорилось. При этом Иран так и не ратифицировал дополнительный протокол к Договору о нераспространении ядерного оружия, который позволяет инспекторам МАГАТЭ проверять любой иранский объект.

Поэтому МАГАТЭ не имеет полного представления о ядерных объектах этой страны, однако ряд иранских документов, попавших в руки международных экспертов, говорят о далеко не мирном характере иранской ядерной программы. «В докладе МАГАТЭ под названием «Возможные военные измерения иранской ядерной программы» говорится, что в Иране реализуется комплексная программа под эгидой Министерства обороны. Ее целью является разработка атомных боезарядов для ракет Shahab, способных достичь территории других стран Ближнего Востока, а также некоторых стран Европы. По данным МАГАТЭ, Иран работает над данной программой уже с начала 2002 года».

Международные эксперты не сомневаются, что «Иран прячет значительное количество ядерных объектов в сети тоннелей и бункеров, расположенных по всей стране. При этом даже в МАГАТЭ никто не знает, какая доля иранской атомной программы скрыта под землей. Эксперты уверены в существовании разветвленной сети бункеров и тоннелей даже вокруг первого ядерного завода в Исфахане, который посещали представители МАГАТЭ», – отмечает азербайджанский политический аналитик Рауф Раджабов.

«Иран уже разработал ядерные боеголовки и испытал их без цепной реакции, без расщепления ядра, протестировал пусковое устройство, возможно, глубоко под землей», – уверена бывший аналитик ЦРУ, профессор Центра исследований по контрразведке и безопасности Клэр Лопес.

Ядерная угроза со стороны Ирана вызывает тем большие опасения, что еще три года назад эта страна заявила об успешном запуске ракет дальностью в 1800 и 2000 километров. Иранские лидеры не скрывают своих намерений и дальше наращивать ядерную программу и демонстрируют нежелание считаться с какими бы ни было ограничениями в этой области. Бывший глава Корпуса стражей исламской революции Хоссейн Салами считает, что в качестве средства давления на Европу Иран должен использовать поставки нефти. Кроме того, не ограничиваясь экономическими угрозами, Салами на встрече с ветеранами ирано-иракской войны напомнил и о военном могуществе Ирана. «Наши ракеты теперь способны поразить любое место, где собираются наши враги, и страна делает успехи во всех отраслях», — заявил он.

5. Военное вмешательство Израиля может стать катастрофой. Наибольшую тревогу иранская ядерная программа вызывает у Израиля. В свое время он уже объявлял о готовности нанести превентивный удар, если Иран вплотную подойдет к созданию ядерного оружия. Несколько лет назад Израиль закупил управляемые бомбы для поражения подземных объектов, а также истребители-бомбардировщики, снабженные дополнительными топливными баками, которые позволяют самолётам долететь до Ирана и вернуться обратно.

Однако военное решение иранской проблемы может стать трагедией для всего Ближнего Востока. Такое мнение высказал, в частности, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган в интервью испанской газете El Pais. Превентивный удар по Ирану, скорее всего, не принесет ничего кроме жертв, разрушений и осложнения международной обстановки. Иран наверняка позаботился о том, чтобы его ядерные объекты были надежно укрыты глубоко под землей, так что израильский ракетный удар вряд ли нанесет им серьезный урон. Зато он точно поможет сплотить иранцев против общего врага и станет прекрасным поводом для нанесения ответного ракетного удара по Израилю со стороны Ирана.

Возможно именно для того, чтобы спровоцировать Израиль, Иран в конце февраля доставил на поверхность одновременно все свои запасы низкообогащенного урана из подземных хранилищ – для 20-процентного обогащения. Скорее всего, он попросту обманул инспекторов МАГАТЭ, показав им полупустые контейнеры.

6. Сдерживающие санкции: за и против. Франция и США настаивают на ужесточении санкций против Ирана. В таком случае Ирану станет сложнее получить иностранные кредиты, высокопоставленным иранским политикам будет запрещен въезд в некоторые страны, а их счета в иностранных банках будут заморожены.

Однако Россия и Китай считают, что санкции стоит применять лишь в крайнем случае, когда все дипломатические методы уже исчерпаны. Такая позиция обусловлена их экономическими интересами. Для Китая Иран является третьим по значимости поставщиком сырой нефти. Только в 2009 году китайские энергетические концерты инвестировали в Иран 20 миллиардов долларов.

Запланировано также строительство трубопровода из Ирана в Китай. «Кто нанесет удар по Ирану, тот затронет и Китай», подчеркивает эксперт по Ирану из голландского исследовательского центра Institute of International Relations Виллем Ван Кеменаде (Willem van Kemenade), который уже давно проживает в Пекине. Помимо этого Иран является важным ипортером китайских товаров – в сфере иранского импорта они занимают 13%. Китай поставляет в Иран станки, кухонные приборы, а также необработанную сталь. Фирма Cherry занимается с 2004 года сборкой автомобилей в Иране, а китайская компания China Metallurgical Group хочет построить в этой стране сталелитейное предприятие.

Для России же Иран является одним из важнейших партнеров в оборонно-промышленной сфере. Этот сектор в сфере российского экспорта занимает второе место после торговли газом и нефтью. «Помимо танков, истребителей и ракет российские предприятия экспортируют в Иран также компоненты для ядерных реакторов. Компания «Атомстройэкспорт» – дочернее предприятия российского государственного холдинга «Росатом» – также поставляет комплектующие для атомного реактора в Бушере. Эти торговые отношения, хотя и являются отчасти сомнительными в политическом смысле, в экономическом отношении исключительно привлекательны». Поэтому Москва вряд ли согласится с санкциями, которые будут предусматривать ограничение военно-технического сотрудничества, а также совместной работы в области мирного использования ядерной энергии, считает член Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов.

Тем не менее, позиция Китая и России постепенно сближается с западной, так что решение о санкциях все же может быть принято в конце марта – начале апреля, прогнозируют представители США.

Впрочем, вряд ли санкции способны теперь остановить вооружающийся Иран, считают многие эксперты. «Иранцы привыкли жить в условиях санкций еще со времен исламской революции 1979 года», — напоминает завсектором Ирана Института востоковедения РАН Нина Мамедова, отмечая, что, несмотря на санкции, в последние годы страна демонстрирует устойчивый рост экономики. Аналитики отмечают, что санкции, скорее всего, окажут влияние не на ядерную программу Ирана, а на проведение более жесткой и агрессивной внешней политики и преследование оппозиции внутри страны.

«Единственной возможностью помешать Ирану добиться обладания ядерным оружием в ближайшем будущем является уничтожение известных объектов по обогащению урана или смена самого режима», — уверена бывший аналитик ЦРУ Клэр Лопес. Однако оппозиция властям в Иране жестко подавляется, а внешняя атака со стороны США или международного сообщества маловероятна.

Источник: kapital-rus.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru