Иоп что это за программа

Иоп что это за программа

1. Боровкова Т.И. Индивидуализация как базовая ценность образования в современной социокультурной ситуации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://gisap.eu/ru/node/4252 (дата обращения 31.10.2015)

2. Гуремина Н.В. Тьюторское сопровождение студентов экономических специальностей в процессе подготовки к сдаче государственного экзамена и защите выпускной квалификационной работы//Успехи современного естествознания. 2014. –№10.– C. 84-86.

3. Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – М.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 146 с.

4. Степанова О.А. Специфика реализации принципа индивидуализации образования в современных условиях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://viperson.ru/articles/stepanova-o-a-spetsifika-realizatsiya-printsipa-individualizatsii-obrazovaniya-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения 01.11.2015).

5. Опросник Айзенка EPQ и ключ к нему [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.gurutestov.ru/test/124/ (дата обращения 01.11.2015).

Топ 3 приложений для монтажа видео!!!

Сегодня в «царстве ценностей» российского университетского образования главной ценностью становится индивидуализация, которая способна привести профессиональную подготовку в соответствие с новыми социальными реалиями и международными стандартами, сделать студента реальным субъектом своего образования [1]. Принцип индивидуализации современного образования занимает важное место среди ведущих методологических принципов, на которых должно строиться российское образование XXI века, что предполагает переориентацию его на личность, неповторимую индивидуальность учащегося, свободу выбора форм обучения и образовательных учреждений. При этом каждому студенту предоставляются права и возможности формирования собственных образовательных целей и задач, своей образовательной траектории [4]. Путем привнесения личных смыслов и видения своих учебных и образовательных перспектив формируются профессиональные компетенции, происходит осмысление учебного действия за счёт возможности выбора [2].

Индивидуальная образовательная программа (ИОП) представляет собой индивидуальный образовательный маршрут студента, который проектируется с учетом его особенностей, склонностей, потребностей, индивидуальных возможностей и представляет собой организационно-управленческий проект, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение и создание условий, способствующих достижению учащимися установленного стандарта образования.

Для студента вуза актуальной становится необходимость самостоятельного осознанного движения в получении своего образования, т.е. выстраивания индивидуальной образовательной деятельности. Также сюда органично вписывается идея тьюторского сопровождения, в рамках которой учащиеся должны научиться осознавать свое назначение в жизни, меру своих способностей, принимать самообразование как образ жизни, как культурную модель построения своего будущего. Индивидуальная образовательная программа предполагает принятие учеником ответственности за собственное образование, осознание его цели, планирование конкретных действий по организации учебной деятельности и ее рефлексию. Рефлексивная опосредованность взаимодействия субъектов образовательного процесса обеспечивает коммуникацию ценностей (передачу опыта культуры), их создание и усвоение (формирование собственного опыта культуры). Социально значимые ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности студента в форме личностных ценностей [1].

Авторегеры ВК: что за программа, на чем пишут | ТОП авторегеров Вконтакте

Для студента образовательная деятельность является активным и рефлексивным процессом. Необходимо, чтобы он сам научился фиксировать потребность в приобретении знаний и умений для решения актуальных образовательных задач, в своем изменении, продвижении и самосовершенствовании. Вариант такой программы составлен и используется в практике.

Составление индивидуальной образовательной программы необходимо учащимся для осмысления своего образовательного маршрута и прохождения его в течение нескольких лет. В процессе освоения учебных дисциплин можно составлять образовательный или учебный план для определенных учебных дисциплин на семестр или учебный год.

Этапы разработки индивидуальной образовательной программы включают в себя:

1. Диагностика интересов, возможностей, склонностей, личных и профессиональных планов.

2. Анализ материалов диагностики, выявление психологических особенностей

3. Организация работы по составлению ИОП.

На первом этапе проводится анализ социальных и профессиональных проб для обнаружения и проверки познавательных и профессиональных интересов. В качестве эксперимента полезно провести оценку переключения внимания с помощью методики Шульте-Платонова [3]. По результатам данного эксперимента на основании количественных показателей можно описать характер переключения внимания с учетом особенности концентрации и предложить рекомендации по его развитию. При этом можно тренировать переключаемость, изменяя виды деятельности и по-разному чередуя самоподготовку по учебным дисциплинам. Адекватными данному тесту будут упражнения переключения внимания с одного объекта наблюдения на другие, попеременное выполнение отличающихся действий.

На первом этапе диагностики личности также целесообразно провести исследование особенностей личности студента с помощью опросника Айзенка EPQ [5]. Опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстраверсии, интроверсии и психотизма.

Если студент имеет высокие показатели по шкале экстраверсия-интроверсия, соответствующие экстравертированному типу, то его можно ориентировать на организационную работу в группе. Экстраверты общительны, обладают лидерскими качествами, имеют широкий круг социальных контактов, из них получаются хорошие руководители и организаторы, в то время как интроверты не доверяют внезапным побуждениям и серьезно относятся к принятию решений, а также они более склонны к увлечению академической наукой.

Нейротизм характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость. Эмоционально устойчивый человек характеризуется хорошей адаптацией, отсутствием напряженности, склонностью к лидерству, общительности. Такие студенты легко справляются с большим объемом информации, способны долго и продуктивно работать, проявляют активное участие в работе семинаров, форумов, студенческих конференций. У эмоциональное неустойчивых студентов, наоборот, наблюдается выраженная эмоциональность, импульсивность, зачастую им трудно выслушивать лекционный материал, отмечаются иногда большие колебания в успеваемости (например, высокий средний балл за весенний семестр и низкий за осенний и т.д.)

Шкала психотизма говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, неконтактности, эгоцентричности, эгоистичности, равнодушию. Высокие показатели по экстраверсии и нейротизму, согласно Г.Айзенку, соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму – состоянию тревоги или реактивной депрессии.

На всех этапах разработки и реализации ИОП студентам предоставляется информация об уровне обученности и обучаемости, психолого-педагогических особенностей, даются соответствующие рекомендации.

На третьем этапе происходит обсуждение вариантов схем и методик составления индивидуальной образовательной программы, которая будет понятна, доступна и реальна для студента. Рекомендуется предложить несколько вариантов реализации ИОП по заранее разработанным учебным модулям (например, модуль №1 имеет самый высокий уровень сложности и трудоемкости, модуль №2 – средний уровень, модуль №3 – легкий уровень и т.д.). По окончании изучения учебного курса происходит отслеживание результатов выполнения индивидуальных образовательных программ и планов учащимися, проводится оценка и самооценка выполнения программы и планов.

Источник: expeducation.ru

Индивидуальная образовательная программа как ресурс реализации требований ФГОС к образовательным результатам

Гейнце, Л. А. Индивидуальная образовательная программа как ресурс реализации требований ФГОС к образовательным результатам / Л. А. Гейнце. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 145-147. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48736/ (дата обращения: 23.12.2022).

Реализация и достижение планируемых образовательных результатов, сформулированных Федеральным государственным образовательным стандартом, в ходе учебного процесса не происходят автоматически, напротив, требуется серьезная и трудоемкая работа учителя по организации и выстраиванию учебного процесса, отвечающего общей идеологии и конкретным требованиям стандарта.

Сегодня меняется роль педагога, который становится для учеников не только носителем знания, а скорее посредником для овладения различными умениями и навыками, которые им понадобятся в будущем, чтобы стать активными членом общества, способными самостоятельно ставить себе цели, планировать пути их достижения, работать в команде, уметь отстоять свою позицию и тд. При такой роли педагогу необходимо овладеть технологией, которая на практике обеспечивает своевременную диагностику склонностей и потребностей ребенка, точно объяснять цели и задачи, результат деятельности всем субъектам образовательного процесса, вовлекать в деятельность всех детей, обучая их выражать собственное мнение, развивать самооценку.

Читайте также:
Firefox что это за программа и нужна ли она отзывы

Решить эти задачи и выполнить требования ФГОС позволяет технология работы с индивидуальными образовательными программами для каждого ученика. Данное понятие исследователи применяют, преимущественно, в контексте выстраивания системы работы с отдельными категориями учащихся (учащимися с ВОЗ или с одаренными учащимися на общешкольном уровне).

Наш опыт показывает, что индивидуальная образовательная программа — это средство индивидуализации и дифференциации обучения, когда, учитывая психолого-физиологические особенности, возможности и потребности ученика, учитель средствами своего предмета создает для него ситуации успеха и развития, а также предоставляет различные ресурсы для его обучения.

Индивидуальная образовательная программа представляет собой организационно-управленческий инструмент, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащихся с разными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования. 3]

Общая логика составления программы такова. На основе диагностики качества учебной деятельности определяются актуальные качества обучающегося — уровень его знаний, умений и навыков; опыт деятельности в разнообразных учебных ситуациях, включая взаимоотношения с другими обучающимися; индивидуальные особенности субъекта, влияющие на качество его познавательной деятельности. Затем выясняются его образовательные дефициты, которые потом переоформляются на язык образовательных задач, составляющих основу индивидуальной образовательной программы.

Алгоритм деятельности учителя по планированию и реализации индивидуальных образовательных программ ученика средствами учебного предмета:

Диагностико-мотивационный этап: учитель организует проведение контрольно-методических срезов (КМС) для определения актуального уровня обученности, уровня обучаемости на материале своего предмета, целенаправленно проводить педагогическую диагностику уровня развития внутренних ресурсов учебного успеха этих учеников (внимания, памяти, универсальных учебных действий, мотивации), при необходимости организует встречи со школьным психологом, проводит анкетирование учащихся по изучению их личных планов, интересов, увлечений;

Проектировочный этап: по результатам анализа КМС, анкетирования, бесед и собственных наблюдений, учитель разрабатывает индивидуальную образовательную программу, в котором составляет матрицу учебного успеха ученика с указанием точек роста, над которыми планирует совместно с учеником работать на протяжении определенного периода времени (например, первого полугодия).

Реализационный этап: заполненная матрица учебного успеха ученика является основой для выбора форм и видов заданий, комфортных для ученика (для этапов уяснения и окончательной диагностики предметных знаний) и развивающих форм заданий (для этапа отработки и обобщения знаний, умений и навыков);

Аналитический этап: в феврале-марте учитель снова проводит контрольно-методические срезы на определение уровня обучаемости, уровня сформированности универсальных учебных действий, оценивает динамику изменений результатов, используя эти данные и данные предметных КМС. 2]

В октябре 2016 года была составлена приведенная ниже характеристика.

Александр — мотивированный на учебу мальчик, в течение первого месяца ему было достаточно сложно приспособиться к новым требованиям, организовать себя на работу. Но к концу первого триместра он стал более спокойны, уверенным в себе, стал соблюдать все правила работы на уроке.

Он ответственно относится к своей учебе, выполняет регулярно домашние задания, качественно выполняет все учебные проекты, не упуская возможности творчески себя реализовать. Даже пропуская занятия по уважительной причине, в основном по болезни, Саша всегда работает дома (хоть и под пристальным контролем со стороны мамы). По характеру он очень активен, общителен, ему хочется всегда быть в центре внимания, он много времени проводит со своими одноклассниками. У Саши есть небольшой дефект речи, которого он стесняется, и именно это было причиной его первоначальной нервозности и медлительности. Но, когда он понял, что на наших уроках, это не будет проблемой для него и всех остальных, он успокоился и показал себя на самом высоком уровне.

После наблюдения за поведением и работой Саши, были определены следующие аспекты, которым стоит уделять пристальное внимание: Саша самостоятельный мальчик, творчески подходит к выполнению всех учебных проектов, умеет пользоваться словарем и онлайн переводчиком, все, что касается письменной подготовленной речи, — хорошо, но что касается неподготовленной речи — то уровень достаточно низкий: ему не хватает лексического запаса, чтобы адекватно выразить свою мысль по любому вопросу, также нет единой системы грамматики. У него очень сильный языковой барьер — ему страшно разговаривать на английском языке спонтанно, боится совершить ошибку и не умением перефразировать свою мысль другими, более легкими словами; умение «языковой догадки» также не развито на должном уровне, не умеет сократить, перефразировать информацию, чтобы изложить ее в виде схемы (ментальной карты) и потом пересказать.

Были составлены памятки для Александра, к которых были перечислены и описаны формы и виды деятельности ученика на уроке и формы домашнего задания.

По итогам диагностических работ, наблюдения, анкетирования (февраль 2017) Александр демонстрирует высокий уровень мотивации к изучению английского языка, прилагает огромные усилия, чтобы качественно и регулярно выполнять все задания, активно принимает участие во всех учебных проектах, получает высокие баллы. Прогресс по развитию предметных УУД также налицо. Медленно, но верно использует изученные средства языка для ведения диалогов, для составления монологических высказываний, для написания логически выстроенных абзацев, отзывов и историй. Ему просто нужно больше времени, чтобы довести до автоматизма то или иное умение

Что касается развития метапредметных навыков, то и здесь прослеживается прогресс: поднялся уровень развития навыка логического мышления, запоминание активной лексики также происходит легче после постоянной практики в разных формах, Саша грамотно умеет построить ментальную карту по любому тексту и представить ее в устной или письменной форме. Благодаря работе в learningapps, nearpod и google docs, уровень владения ИКТ значительно вырос, также Саша стал более уверенным в своих силах и возможностях, возросла скорость и качество выполнения всех заданий. 4]

На рисунке 1 показана матрица индивидуальной программы развития ученика Александра и динамика изменений в его внутренних ресурсах за один учебный год. В начале учебного года были проведены диагностические работы, зафиксированы результаты сформированности различных параметров и УУД, а в феврале-марте текущего года, учитель проводит те же диагностические работы и сравнивает поученные результаты с первоначальными измерениями.

Рис.1. Матрица динамики роста внутренних ресурсов ученика Александра за 2016–2017 учебный год (формат матрицы разработан Галеевой Н. Л. для реализации авторской технологии ИСУД).

Таким образом, учитель получает полную картину достижений и пробелов ученика и грамотно выстраивает учебный процесс по достижению всех образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Проектирование и применение индивидуальных образовательных программ способствует достижению необходимого и достаточного уровня индивидуализации учебного процесса. Главный ресурс индивидуализации образовательного процесса — умение учителя «увидеть» ученика, его проблемы, научиться профессионально управлять той образовательной средой, в которой можно заметить и поддержать каждый успех ребёнка и настроить его на развитие.

Помимо этих возможностей работа с индивидуальной образовательной программой позволяет учителю совершенствовать свой профессионализм и соответствовать требованиям нового стандарта педагога:

1) в психолого-педагогической компетентности (знать возможности своих учеников, определять, насколько каждый из них способен использовать свои внутренние ресурсы успеха);

2) в предметно-методологической компетентности (осознавать дидактический потенциал каждой формы учебной деятельности ученика, каждого задания). Дидактическим потенциалом задания Н. Л. Галеева называет «совокупность знаний и умений, которые должен задействовать ученик, чтобы выполнить данное задание». И для учителя важно понять этот потенциал и эффективно его использовать для каждого ученика;

Читайте также:
Оригин что за программа

3) в управленческой компетентности (сопоставлять учебную деятельность ученика с формами учебной работы средствами учебного предмета для целенаправленного управления ростом уровня внутренних учебно-познавательных ресурсов ученика).

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. // URL [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (последнее обращение 30.01.2018);
  2. Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения. // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Mеждунар. науч.конф. Санкт-Петербург: Реноме, 2014. С.74–77;
  3. Галеева Н. Л. Оценивание качества образовательных достижений школьников в соответствии с требованиями ФГОС//Методическая работа в школе. — № 1, 2015. — С. 25–33
  4. Гейнце Л. А., Галеева Н. Л. 100 способов формирования учебного успеха ученика на уроках английского языка. Методическое пособие по реализации требований ФГОС к образовательным результатам на уроках английского языка. — М.: ООО «Книга по требованию», 2017. — 98с.

Основные термины (генерируются автоматически): индивидуальная образовательная программа, учебный процесс, образовательный процесс, ученик, английский язык, ментальная карта, уровень обучаемости, учебная деятельность ученика, учебный предмет, учебный успех ученика.

Источник: moluch.ru

Индивидуальная образовательная программа педагога

В требованиях, предъявляемых к квалификационным характеристикам педагога, учтена необходимость непрерывного профессионального развития педагога. Получив образование в ВУЗах, учитель не должен останавливаться и ограничиваться полученными знаниями.

На протяжении всей своей профессиональной деятельности учитель должен поддерживать способность к творчеству и постоянному профессиональному саморазвитию. Каждый учитель должен постоянно работать над собой, самосовершенствоваться, делать все, чтобы его деятельность носила творческий, исследовательский характер.

Одной из форм непрерывного профессионального образования служит индивидуальная образовательная программа (ИОП) педагога. Индивидуальная образовательная программа педагога может стать весьма действенным средством и фактором адаптации к введению Профстандарта.

Современная система образования нуждается в высококвалифицированных специалистах, способных к профессиональному росту в условиях информатизации общества. В процессе моей педагогической деятельности были выявлены следующие проблемы: низкий уровень учебной мотивации учащихся и ограниченная творческая активность, недостаточное владение мною теоретическим материалом и практическими способами повышения уровня учебной мотивации учащихся, недостаточное владение знаниями о системе голосования и опроса.

Исходя из выше сказанного, мной выбрана тема программы «Применение информационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы и мотивации учащихся с целью повышения качества обучения». Целью данной программы является повышение эффективности обучения математике через использование в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий. На пути преодоления низкой мотивации учащихся учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Наиболее эффективно эти проблемы решаются путем организации целостного учебного процесса с использованием в процессе обучения современных педагогических технологий.

Инновационный поиск новых средств обучения привел меня к пониманию того, что на уроках необходимо применять информационные технологии, а также групповые, игровые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие методы обучения. Кроме этого, для повышения уровня учебной мотивации необходимо создавать благоприятную общую обстановку и приятное эмоциональное сопровождение (похвала, поощрение), создавать условия, которые способствуют возникновению интереса к предмету, а также приучать учеников к самостоятельной работе.

Данная программа составлена на основе запросов работодателя и на основе профессиональных затруднений, с которыми мне пришлось столкнуться. Для разработки данной ИОП были определены направления и мероприятия работы, сроки реализации, а также прописаны ожидаемые результаты.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Образование высшее, ИГПИ 1996г.

Квалификация учитель математики

  • низкий уровень учебной мотивации учащихся и ограниченная творческая активность;
  • недостаточное владение мною теоретическим материалом и практическими способами повышения уровня учебной мотивации учащихся;
  • недостаточное владение знаниями о системе голосования и опроса.
  • к внутреннему зачету для решения вопроса о заключении трудовых договоров в условиях профстандарта;
  • к исполнению всех трудовых действий и функций по соответствующей должности профстандарта;
  • освоить новое техническое средство TRIUMPH BOARD TB Vote V5.
  1. Изучить новые средства информационно-коммуникационных технологий, в частности, систему голосования и опроса TRIUMPH BOARD TB Vote V5.
  2. Изучить ПО и разработать тесты в среде TRIUMPH BOARD TB Vote V5.
  3. Изучить основы организации деятельности учащихся на уроках математики с использованием ИКТ.
  4. Изучить и проанализировать основные теоретические подходы к проблеме формирования учебной мотивации учащихся.
  5. Изучить опыт коллег по данной проблеме.

1.8. Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ)

1.9. Формирование мотивации к обучению

2.5. Владеть ИКТ-компетентностями:

Комплект сценариев уроков с применением информационных технологий, копилка методических материалов.

Индивидуальная образовательная программа педагога

  • ← Рабочая программа по математике для 5 класса по учебнику Никольского С.М.
  • сюжетно-ролевая игра: “Спасатели” →

Источник: xn--d1abbusdciv.xn--p1ai

Иоп что это за программа

Определяются роль и место индивидуальных образовательных программ в достижении учащимися об-щеобразовательной школы личностных, метапредметных и предметных результатов. Исходя из анализа современных концепций индивидуализации, раскрыт психолого-педагогический механизм проектирования индивидуальной образовательной программы.

Индивидуальная образовательная программа рассматривается как результат конкретизации образовательной программы на основании потребностей и индивидуальных особенностей учащихся. Предполагается возможность составления таких программ, как для отдельных учащихся, так и для нескольких человек, имеющих сходственные склонности и близкий уровень развития.

Проектирование индивидуальных образовательных программ предлагается осуществлять на основе модульного подхода. В соответствии с этим изложены основные положения и принципы модульного подхода, показаны возможности модульного обучения в обеспечении индивидуализации учебной деятельности. Показаны способы построения индивидуальной образовательной программы в виде самостоятельных учебных моделей, ориентированных на достижение конкретных универсальных учебных действий у учащихся. Проинтерпретированы особенности взаимодействия учителя и учащихся в выборе учебных модулей и определении содержания самостоятельной работы.

синтез учебных модулей
принципы модульного обучения
образовательный результат
модульный подход
проектирование
индивидуальная образовательная программа
общеобразовательная школа

1. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разра-ботки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: Автореф. дис. . д-ра пед. наук: 13.00.01. – Тюмень, 2006. – 42 с.

2. Вишневская Л. Л. Исследовательская деятельность учащихся гимназии как средство реа-лизации их индивидуальных образовательных траекторий: Автореф. дис. . канд. пед. наук. – Ярославль, 2008. – 18 с.

3. Ильясов Д. Ф. Разработка индивидуальных учебно-самообразовательных программ: мето-дическое пособие. – Челябинск: изд-во ЧИПКРО, 1996. – 58 с.

4. Рыжухина И. Ю. Использование субъектного опыта учащихся при проектировании инди-видуальных образовательных программ: Дис. . канд. психолог. наук: 19.00.07. – М., 2000. – 129 с.

5. Семенко И. Е. Проектирование личностно ориентированной образовательной программы начальной профессиональной подготовки кадров: Автореф. дис. … канд. пед. – Екатерин-бург: изд-во УГППУ, 1998. – 18 с.

6. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методическое посо-бие. – М.: Народное образование, 1996. – 160 с.

7. Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения. – Каунас: Швиеса, 1989. – 214 с.

8. Prokopenko J., Whint J., Bittel L., Eckles R. Modular Programmer for Supervisory Development. Switzerland, Geneva: Introduction and Trainers Guide, 1981. – 244 p.

9. Russell G. D. Modular Instruction // A Guide to the Design Selection, Utilization and Evaluation of Modular Material. Minneapolis: Burgess Publishing Company, 1974. – 196 p.

Современные педагогические концепции позволяют рассматривать проблему проектирования индивидуальных образовательных программ для учащихся общеобразовательных школ с учетом новых достижений науки. Исследование существующих публикаций показывает, что происходят не только динамичное количественное накопление опытно-экспериментального материала и теоретических обобщений в данной области, но и качественные сдвиги в разработке психолого-педагогических аспектов концепции индивидуализации обучения учащихся.

Читайте также:
Conference uri dialer что это за программа

Например, доказано положение, постулирующее необходимость адаптации образовательного процесса в школе к конкретному учащемуся. Однако это практически неосуществимо при традиционных подходах к обучению и воспитанию, сложившихся в общеобразовательной школе. Данные обстоятельства указывают на актуальность создания и реализации в практике средней школы адаптивных систем индивидуализированного обучения учащихся. Полагаем, что речь может идти о поиске психолого-педагогических механизмов проектирования индивидуальных образовательных программ для учащихся.

В научной литературе существует большое количество определений образовательных программ, которые, так или иначе, касаются индивидуализации образовательного процесса в школе. Ряд авторов используют термин «индивидуальная учебно-самообразовательная программа» [3 и др.], другие пользуются термином «личностно-ориентированная образовательная программа» [5 и др.] или «индивидуальная образовательная траектория» («индивидуальный образовательный маршрут») [1; 2 и др.], гораздо чаще используется термин «индивидуальная образовательная программа» [4 и др.].

Заметим, что многообразие точек зрения в определении индивидуальных программ вряд ли способствует построению соответствующей педагогической теории, не говоря уже о вопросах проектирования таких средств. Этим можно объяснить наше стремление к обобщению существующих подходов к определению программного обеспечения индивидуализации содержания образования учащихся. Имеет смысл ограничиться более общим термином — «индивидуальная образовательная программа». В этом случае данный термин можно рассматривать как основное понятие, а такие понятия как «индивидуальная учебно-самообразовательная программа», «личностно-ориентированная образовательная программа» и т.п. — в качестве вспомогательных (или определяемых понятий).

В соответствии с этим индивидуальную образовательную программу определим как образовательную программу, разрабатываемую на основании выраженных потребностей и индивидуальных особенностей учащихся и уточняемую в соответствии с характером развития у соответствующих учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов. Обратим внимание на то, что термин «индивидуальная» не отождествляется со словом «персональная», что позволяет говорить о возможности проектирования индивидуальной образовательной программы для группы учащихся, имеющих сходственные склонности, близких по уровню развития, интересам и т.п. При всем при этом индивидуальные образовательные программы допускают существование различных персонифицированных вариантов.

Современные научные разработки обосновывают возможность использования модульного подхода для целей проектирования индивидуальных образовательных программ. Например, в зарубежной литературе [8; 9 и др.] встречается термин «модульное обучение», который трактуется как обучение, основанное на модулях полностью или частично. В отечественной литературе [6] под обучением с использованием программ, построение которых предполагает модульный подход, понимается такой вид обучения, когда каждый учащийся относительно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему комплексной учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, информационный банк и методическое руководство для достижения поставленной педагогической цели. Наиболее полно основы модульного подхода в обучении разработаны П. А. Юцявичене и изложены в монографии «Теория и практика модульного обучения» [7].

Большинство авторов считает, что основой такого обучения является программа, составленная с помощью модулей. Понятие «модуль» используется во многих отраслях: архитектуре и строительстве (условная величина, принимаемая для выражения кратных соотношений размеров частей здания или сооружения с целью их координации, придания сооружению или его частям соизмеримости); радиоэлектронике (унифицированный функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры, выполненный в виде самостоятельного изделия); технике (унифицированный узел (или часть сложной системы), оформленный конструктивно как самостоятельное изделие и выполняющий определенную функцию в различных технических устройствах); информатике (функционально законченный узел, являющийся частью определенной системы, оформленный как самостоятельное изделие и обладающий свойством заменяемости). Одно из основных назначений этого термина — это функциональный узел. В педагогической литературе под модулем понимается определенная искусственная образовательная система, в которой «отражаются содержательные, процессуально-действенные и организационно-управленческие аспекты педагогических средств, с помощью которых учащимся присваивается определенный уровень образованности» [3, с. 56-57]. Обязательным признаком модуля является его ориентированность на учащихся (их склонности, выраженные потребности), на образовательную цель в условиях социальной защиты учащихся (состояние психического и физического здоровья, желание учащихся, их реальные возможности, природные способности, предрасположенность к различным видам деятельности) [3].

Основное средство модульного обучения — модульная программа, состоящая из отдельных модулей. П. А. Юцявичене разработаны принципы построения модульных программ: целевого назначения информационного материала; сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей; полноты учебного материала в модуле; 4) относительной самостоятельности элементов модуля; реализации обратной связи; 6) оптимальной передачи информационного и методического материала [7].

Имеются основания утверждать, что при такой организации учебного процесса учащиеся включаются в активную и эффективную образовательную деятельность, работая с индивидуализированными по содержанию программами. Здесь идет индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования. Важно, что учащиеся имеют возможность самореализовываться и это способствует мотивации учения.

Практика показывает, что разработка учебных модулей представляет собой достаточно трудоемкую процедуру. При ее осуществлении важно помнить, что в учебном модуле: а) излагаются основные узловые элементы содержательной единицы, ее суть и даются пояснения к изучению и выполнению учебного материала; б) указываются возможности дополнительного углубления материала или его расширенного изучения, рекомендуются конкретные литературные источники; в) представляются практические задачи (задания) и пояснения к их решению (выполнению); г) предлагаются теоретические и практические задания и приводятся ответы на них (или комментарии).

Затем процесс освоения содержательной единицы должен быть контролируемым и управляемым. Поэтому при разработке содержательной единицы необходимо принимать во внимание следующие установки: необходимо обеспечить модуль средствами констатирующего контроля, показывающего уровень готовности учащегося к освоению данного содержания образования; следует применять текущий, промежуточный и итоговый контроли; текущий и промежуточный контроли могут осуществляться в виде самоконтроля; их задача — способствовать своевременному выявлению пробелов в усвоении информации, четко показывая части учебного материала, которые необходимо повторить или усвоить глубже; итоговый контроль должен показывать уровень освоения студентами содержания образования, включенного в соответствующий модуль.

Наконец, требуется представлять материалы модуля в такой форме, чтобы обеспечивалось их наиболее эффективное освоение в конкретных условиях. При этом форма представления информации в модуле определяется видами информации.

В дальнейшем по итогам реализации первого элемента индивидуальной образовательной программы, а также информации об изменившихся индивидуальных особенностях конкретных учащихся принимается решение о целесообразности внесения уточнения (уточнений) в следующий элемент индивидуальной программы. Таким образом, осуществляется корректировка и состыковка содержательных единиц, образующих морфологию индивидуальных образовательных программ. По существу, речь и идет о синтезе индивидуальных образовательных программ. В конечном счете, после завершения конкретного временного интервала образуется цепочка модулей, представляющая собой индивидуальную программу, освоенную вполне конкретным учащимся.

Такой подход позволяет вовремя вносить уточнения (коррективы), осуществляемые на основе информации о реализации образовательного процесса, повышает роль учащихся как субъектов образовательной деятельности. При этом можно говорить о том, что синтез индивидуальных образовательных программ является инструментом, способствующим самореализации личности в пределах тех ее возможностей, которые даны ей природой. Следовательно, можно говорить о рациональной организации образовательного процесса, при котором осуществляется развитие личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

Таким образом, проектирование индивидуальных образовательных программ для учащихся общеобразовательной школы осуществляется на основании модульного подхода. В результате образовательный процесс строится с использованием специальных педагогических средств, ведущими основаниями построения которых являются наиболее важные характеристики учащихся: уровень развития личностных, метапредметных и предметных результатов, образовательные потребности, которые всесторонне характеризуют учащегося, а уровень их сформированности является оценкой эффективности учебной деятельности.

Рецензенты:

Ильясов Д. Ф., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск.

Резанович И. В., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой управления персоналом Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск.

Источник: science-education.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru