Иные характеристики содержания программы

б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;

в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.

В содержательном разделе Программы должны быть представлены:

а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

б) способы и направления поддержки детской инициативы;

в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

Реализация основных адаптированных образовательных программ в соответствии с ФГОС ДО

— специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

— выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

— сложившиеся традиции Организации или Группы.

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Рабочая программа старшей группы
рабочая программа (старшая группа) на тему

Согласно Федеральному закону от 29.12.12 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон №273-Ф3) педагогический работник (в данном случае воспитатель) – это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или)организации образовательной деятельности.

На основании ст.48 Закона №273-Ф3 педагогические работники обязаны осуществлять свою педагогическую деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.

Законом №273-Ф3 устанавливается значение рабочей программы в системе образования, которая входит в понятие образовательная программа как составная часть комплекса основных характеристик образования, а также в понятие «примерная основная образовательная программа» как структурная единица учебно-методической документации. Таким образом, очевидна необходимость разработки педагогом дошкольного образовательного учреждения (далее ДОО) данного документа.

Характеристика и разработка содержания структурных компонентов программы летнего отдыха детей

Рабочая программа старшей группы обеспечивает стабильное функционирование дошкольного учреждения, разработана в соответствии с современными требованиями основных нормативных документов:

1. Конституция РФ, ст. 43, 72.

2. Конвенция о правах ребенка (1989 г.).

3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4. Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»(Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

7. Устава муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Подгоренский детский сад №2» Подгоренского муниципального района Воронежской области.

Данная рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой, образовательной программы ДОУ — в соответствии с требованиями к ее структуре, предъявляемыми федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО).

В Программе отражена обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.

Читайте также:
Brc программа для диагностики и настройки

Актуальность

Разработанный ФГОС ДО поставил перед педагогами новые задачи, такие как: обеспечение доступности и вариативности образовательных услуг, расширение содержания образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех участников педагогического взаимодействия, и в первую очередь, детей старшего возроста и их родителей, как основы для повышения социального качества дошкольного образования

Данные ориентиры и требования ФГОС ДО позволяют рассматривать процессдошкольного образования не только как средство развития и воспитания ребенка, но также как условие повышения общего функционального ресурса родителей, многие их которых не отличаются достаточным уровнем знаний в области воспитания и развития ребенка.

1.1.1 Цели Программы:

Цель Программы – создание условий и организация образовательного процесса, которые позволят:

• воспитать основы базовой культуры личности дошкольников,

• сохранить и укрепить их природное здоровье,

• обеспечить всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,

• сформировать предпосылки успешной адаптации на новой ступени образования и жизни в целом.

1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития детей в возрасте от 1,5 до 7 лет независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания Программы и программ начального общего образования;

4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) формирование образовательной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей, с максимальным привлечением к сетевому взаимодействию объектов социокультурного окружения и их ресурсов;

8) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.1.2 Принципы и подходы к реализации программы:

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающихцелей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходереализации которых формируются такие качества, которые являютсяключевыми в развитии дошкольников;

• строится с учетом принципа интеграции образовательных областейв соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей,спецификой и возможностями образовательных областей;

• основывается на комплексно-тематическом принципе построенияобразовательного процесса;

• предусматривает решение программных образовательных задач всовместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• предполагает построение образовательного процесса на адекватныхвозрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

• допускает варьирование образовательного процесса в зависимостиот региональных особенностей;

• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

1.1.3 Значимые характеристики, в том числе характеристики возрастных и индивидуальных особенностей контингента воспитанников и сведения о квалификации педагогических кадров

Основными участниками образовательных отношений при реализации программы являются: дети старшего возраста, родители (законные представители), педагогические работники.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до началаигры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, иинтонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношениядетей, отличается от ролевой речи.

Читайте также:
Примерный перечень дошкольных программ

Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видахдеятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдаетсяорганизация игрового пространства, в котором выделяются смысловой«центр» и «периферия».

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать додвух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, ииллюстрации к фильмам и книгам.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия,в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называютразличные детали деревянного конструктора.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз(два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образноемышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, нои совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватныепричинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят запределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорныезвуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневнойжизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используютпрактически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать покартинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролейв игровой деятельности; структурированием игрового пространства;дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейсявысокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способовизображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложныхформ объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексныепредставления, представления о цикличности изменений); развиваютсяумение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольноевнимание, речь, образ Я.

Контингент воспитанников

Особенности контингента

количество

Процентное отношение

Общее количество детей

Источник: nsportal.ru

Иные характеристики содержания Программы

Обучение и воспитание в ДОУ ведется на русском языке. ДОУ создает условия для изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации (в соответствии с Уставом учреждения). Кроме этого детский сад посещают дети-билингвы татарской национальности. В связи с этим в рамках регионального компонента изучается татарская культура.

ДОУ организует режим работы в соответствии с климатическими условиями района, приравненного к районам крайнего Севера. Учреждение осуществляет свою деятельность в условиях малого сибирского города, расположенного на берегу большой реки Енисей, имеющего богатую историю и свои традиции.

Климатические условия

При реализации образовательной программы учитываются климатические условия региона: резкоконтенентальный климат, короткий световой день, длительная и морозная зима с низкими температурами, нестабильные погодные условия в межсезонные периоды. В связи с тем, что в холодное время года дети не могут осуществлять прогулки с учётом требований санитарных правил, программа предусматривает включение в двигательный режим (во время, отведённое для прогулок) спортивных, хороводных, подвижных игр. В целом образовательный процесс составляется в соответствии с двумя периодами:

холодный период: сентябрь — май

теплый период: июнь — август

Социально-демографические условия.

Анализ социально-демографического портрета семей воспитанников выявил, что 36% родителей не заняты ни на каком производстве и могут полностью посвятить себя воспитанию ребенка; 35% — многодетные семьи, 7% семей – с одним ребенком.

Выяснение потребностей родителей осуществляется на основе анализа результатов изучения контингента родителей, анкетирования родителей воспитанников, посещающих детский сад. Результаты исследования запроса родителей:

• развитие коммуникативных навыков

• подготовка детей к школе

Данные сведения позволили нам определить приоритетное направление деятельности МБДОУ-

социально-личностное развитие дошкольников.

2.7 Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Организация образовательного процесса по приоритетному социально-личностному направлению

Читайте также:
Как обрезать фотографию в программе paint

Основным приоритетным направлением в деятельности МБДОУ «Детский сад №40 «Калинка» является осуществление деятельности по социально-личностному развитию детей.

Дошкольный возраст – это период формирования внутренней жизни ребёнка и его личности, и именно в этот период складывается образное мышление и воображение, возникает стремление «быть как взрослый» и подражать ему, в этот период складываются первые моральные и этические представления ребёнка о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Понимая, что это возраст активного взросления ребёнка и его социально – личностного развития, педагоги детского сада уделяет много внимания данному направлению.

В детском саду созданы условия для реализации интересов детей в разных творческих играх, педагоги ДОУ развивают умения детей широко использовать игровую роль для развертывания разнообразных сюжетов, поощряют детскую инициативу в использовании нормативных способов разрешения конфликтов. Дети вместе с воспитателями осваивают множество социальных ролей, значимых для успешной адаптации в обществе, приобщаются к ценностям, традициям нашего общества.

В каждой возрастной группе детского сада созданы игровые уголки для сюжетно – ролевых игр, которые оснащены соответствующей атрибутикой. Именно в этой деятельности у детей формируется воображение, произвольность, самосознание.

В детском саду ведется работа по знакомству детей с обычаями и традициями русского народа. Такие мероприятия, как «Масленица», «Праздник Осени», «Зимние забавы», «Встреча весны» стали в дошкольном учреждении традиционными. Но в последнее время в рамках работы по интеркультурному воспитанию дошкольников, коллектив детского сада, не нарушая прав ребенка на имя, семью и национальность проводит работу по ознакомлению детей с культурами других народов. Данная работа обеспечивает воспитание у ребенка гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, Родине, уважение к людям разных национальностей, государственной символике.

Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка, поэтому в нашем детском саду пристальное внимание уделяется правовому воспитанию. Педагоги в игровой форме знакомят детей с правами, прописанными в Конвенции о правах ребёнка. Наша задача воспитать граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Личность, уважающая себя, обладает гораздо больше потенциальной активностью, чем, лишенная достоинства. Поэтому дошкольному учреждению принадлежит особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны.

В рамках приоритетного направления педагоги знакомят детей с элементарной экономикой, которая является средством формирования социально-адаптированной личности ребёнка дошкольника. Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Детям старшего дошкольного возраста необходимы знания о новых профессиях; необходимо познакомиться с понятиями из области финансовых категорий (цена, деньги, стоимость и всё что связано с этими понятиями: покупать – продавать, дороже-дешевле, больше-меньше, выгодно- невыгодно, сбербанк, касса и др.); необходимо формировать знания о человеке бережливом, экономном, хорошем хозяине; учить правилам честной игры, умению проигрывать, не обижаясь на партнёра.

Работа воспитателей и всех специалистов детского сада строится на индивидуальном подходе к каждому ребенку, уважении его как личности. Большое внимание уделяется воспитанию у детей навыков культурного поведения, уважения к взрослым, ответственному отношению к выполнению поручений, умению дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и действия других детей.

Особенности организации образовательного процесса по социально-личностному направлению.

Система работы ДОУ по приоритетному направлению –

социально-личностному развитию дошкольников

Работа с детьми Работа с педагогами Работа с родителями
Организованная образовательная деятельность Семинары, консультации Консультации
Социальные тематические акции Игровые тренинги Анкетирование
Реализация тематических проектов Просмотр режимных моментов Игровые тренинги
Праздники в ДОУ (Масленица, День победы, день защитника отечества и др.) Тематические проверки Участие в реализации мини-проектов
Педагогическая диагностика, основанная на методе наблюдения, усвоения социальных норм и правил дошкольниками Педсовет Родительские конференции
Участие в тематических акциях
Участие в детских праздниках

Основные направления работы ДОУ

Ребёнок и сверстники Отношение ребёнка к самому себе

Ребёнок и взрослые

Вариативность социально-личностных мероприятий

Связь работы по социально-личностному развитию

дошкольников с социальными партнёрами:

Источник: cyberpedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru