Егорова, Д. А. Направления государственной финансовой поддержки инвестиционной деятельности организаций теплоснабжения / Д. А. Егорова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 163-165. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/134/8270/ (дата обращения: 26.06.2023).
В статье рассмотрены государственные инициативы, направленные на совершенствование финансовой поддержки инвестиционной деятельности в жилищно-коммунальном хозяйстве на примере отрасли теплоснабжения. Автором рассмотрены достоинства и недостатки предлагаемых государством методов финансирования модернизации теплоснабжения, а также предложены меры по их совершенствованию.
Ключевые слова:жилищно-коммунальное хозяйство, теплоснабжение, инвестиции, инвестиционная деятельность, государственное регулирование, государственное финансирование, коммунальная инфраструктура, модернизация.
Вопрос восстановления и модернизации изношенных основных фондов жилищно-коммунального хозяйства (далее ЖКХ) остается актуальным не первое десятилетие. Успешные примеры зарубежной практики финансирования инвестиционной деятельности организаций, функционирующих в отраслях, входящих в состав ЖКХ, основой которым послужило сотрудничество государства и бизнеса в формах государственно-частного партнерства (далее ГЧП), заставляют современных авторов все больше склоняться к мысли о том, что использование форм ГЧП является единственно возможным путем восстановления и развития ЖКХ.
Теплосбыт-автоматизация: Управление подключениями к теплосети — обзор программы
Однако данный подход к решению рассматриваемой проблемы представляет собой решение вопроса о привлечении частных инвестиций в ЖКХ на местном уровне.
Говоря о федеральном уровне государственного регулирования и финансовой поддержки инвестиционной деятельности организаций ЖКХ, помимо законодательной деятельности, тарифного и финансово-бюджетного регулирования, а также лицензирования деятельности, стоит отметить недавние инициативы государства в области финансирования ЖКХ, в том числе в отрасли теплоснабжения:
— Формирование Института рефинансирования инфраструктурных кредитов в ЖКХ;
— Формирование «Нового рынка тепла» с назначением единой теплоснабжающей организации (далее — ЕТО).
Рассмотрим основные достоинства и недостатки реализации предлагаемых государственных инициатив на практике, а также сформулируем основные рекомендации по их совершенствованию.
Впервые идея создания Института рефинансирования инфраструктурных кредитов ЖКХ официально была озвучена Президентом РФ В. В. Путиным на заседании Государственного совета, посвященного вопросам ЖКХ в июле 2013 г. [1]. Официальной статистики об успешной реализации проектов в соответствии с данной государственной инициативой нет.
Реализация данной схемы финансирования инвестиционной деятельности организации ЖКХ подразумевает ввод в процесс финансирования официального государственного оператора (Фонд содействия реформированию ЖКХ — далее Фонд). Фонд поддерживается из средств федерального бюджета на 30–50 %, которые обеспечивают необходимую для функционирования доходность. Инвестиционные ресурсы от кредитных организаций и институциональных инвесторов (в их роли могут выступать пенсионные фонды) аккумулируются на счетах Фонда и составляют оставшуюся часть его средств (до 70 %). Организация ЖКХ (теплоснабжающая организация), коммерческий банк, Фонд и муниципальное образование заключают инвестиционное соглашение, согласно которому теплоснабжающая организация получает кредит на осуществление инвестиционной деятельности, местная власть предоставляет гарантии рефинансирования данного кредита, а Фонд осуществляет непосредственно рефинансирование 70–90 % полученных кредитных средств.
«Разработка схем теплоснабжения городов и поселений. Как и зачем это делается?», Пузаков Вячеслав
Со своей стороны региональные власти обязуются обеспечить организации теплоснабжения долгосрочные тарифы на предоставление коммунальных услуг (отопление), с целью стабильного источника для дальнейшего погашения оставшейся части кредита и возможности прогнозирования своих доходов и расходов на период до 5 лет. В целях формирования долгосрочных тарифов может использоваться так называемое RAB-регулирование (от англ. Regulatory asset base — регулируемая база задействованного капитала). Основной принцип RAB-регулирования заключается в том, что капитал, инвестированный в организацию естественной монополии, должен приносить как минимум отдачу, достаточную для привлечения новых инвестиций и развития организации, а также соответствовать уровню риска инвестирования в него.
Таким образом, создание Института рефинансирования инфраструктурных кредитов ЖКХ должно обеспечить доступность получения кредита для тех организаций, действующих на рынке теплоснабжения, которые в обычных условиях функционирования не имеют достаточной кредитоспособности.
В целом, модель работы Института рефинансирования инфраструктурных кредитов в ЖКХ можно назвать крайне оптимистичной, однако, положительный результат работы данного инвестиционного механизма напрямую зависит от реакции участников рынка предоставления коммунальных услуг и, что важнее, потенциальных инвесторов на данную правительственную инициативу. Инвестиционные проекты организаций теплоснабжения, даже будучи объединенными в единую инвестиционную программу теплоснабжающей организации, не представляют большого интереса для крупных институциональных инвесторов и кредиторов, которые так или иначе должны обеспечить не менее 30 % капитала Фонда для обеспечения функционирования Института рефинансирования. Также среди проблем внедрения Института рефинансирования инфраструктурных кредитов в ЖКХ в российскую практику можно назвать недоверие потенциальных инвесторов к стабильности предоставляемых государственных гарантий.
В качестве пути преодоления возникающих при реализации схемы финансирования инвестиционной деятельности организаций ЖКХ проблем автор может предложить следующие меры:
— «Разношерстность» инвестиционных проектов, вызывающая сложность при анализе и классификации проектов потенциальным инвестором, может быть смягчена путем требования соответствия единым стандартам Фонда в контексте правил тарифного регулирования, условия договоров, расценок на строительство. Также это позволит объединить отдельные проекты, которые могут не интересовать инвестора в силу их малого размера в сочетании со сложным и длительным анализом, в «пулы» схожих проектов с идентичными условиями возврата инвестиций.
— Формирование долгосрочной политики государства в области финансирования ЖКХ (наряду с долгосрочной тарифной политикой) на законодательной основе позволит потенциальным инвесторам чувствовать себя более уверено.
Второй из рассматриваемых автором государственных инициатив является построение так называемого «Нового рынка тепла» с назначением единой теплоснабжающей организации (далее ЕТО).
Проект «Новой модели рынка тепла» был представлен Министерством энергетики РФ 31.12.2013. Нормативно-правовой базой предлагаемой инициативы выступили изменения, вносимые в федеральный закон «О теплоснабжении» [5].
Единая теплоснабжающая организация — это организация, которая обязана обслуживать любых обратившихся к ней потребителей тепловой энергии на территории своей зоны ответственности и решать все возникающие при этом проблемы.
ЕТО может не производить энергию сама, а только владеть сетями и выступать единым заказчиком на теплоэнергию у разных теплогенерирующих компаний. Тогда у ЕТО должна быть единая теплосеть, к которой подключены источники тепловой энергии, в том числе и принадлежащие другим собственникам.
В этом случае ЕТО сама определяет, у какого из источников тепловой энергии купить энергию, а затем подает её потребителям на безальтернативной основе. При этом цена закупки тепловой энергии ЕТО у производителей не регулируется государством. Регулируется только та цена, которую ЕТО выставляет конечным потребителям. В данном случае, ЕТО выступает как гарантирующий поставщик.
Утверждение цены альтернативной котельной, по которой тепловая энергия будет отпускаться конечным потребителям, основывается на расчете тарифа «альтернативной котельной». Тариф «альтернативной котельной» является естественным пределом цены для конечных потребителей, создающим конкурентную среду в отрасли: он определяет уровень отказа от централизованного теплоснабжения там, где оно неконкурентоспособно.
Положительными результатами применения схемы финансирования инвестиционной деятельности в теплоснабжении через назначение единой теплоснабжающей организации должны стать:
1. Повышение прозрачности деятельности теплоснабжающих организаций и, как следствие, повышение привлекательности подотрасли для потенциальных инвесторов;
2. Формирование долгосрочной тарифной политики и установления сниженного тарифа для потребителей («тариф альтернативной котельной»), что обеспечивает фиксированный государством доход на капитал, а также стабильную тарифную выручку за счет повышения платежной дисциплины со стороны конечных потребителей тепловой энергии. Мобилизованные средства, в свою очередь, могут быть использованы организациями теплоснабжения как в целях финансирования инвестиций за счет собственных источников, также и на погашения полученных кредитов.
3. Повышение энергоэффективности за счет оптимального распределение тепловых нагрузок в системах теплоснабжения.
4. Особый статус единой теплоснабжающей организации является дополнительной гарантией и защитой для инвесторов при решении вопроса о финансировании инвестиционной деятельности в теплоснабжении.
Несмотря на теоретическую перспективность предлагаемой государственной инициативы, реализация рассматриваемой модели рынка тепла на практике сопряжена со следующими проблемами:
1. Назначение в качестве ЕТО крупного игрока рынка теплоснабжения по факту превращает его в монополиста, следовательно, выбор организации на рыке тепла, способной эффективно осуществлять свои функции и при этом способствовать развитию отрасли теплоснабжения, является одним из важнейших вопросов. Муниципалитет при решении данного вопроса должен исходить из следующих предпосылок:
— Организации, осуществляющие функцию передачи и распределения тепла, как правило, вне зависимости от своей организационно-правовой формы, находятся в муниципальной собственности. Они оказываются не заинтересованными в повышении эффективности своей работы. Снижение расходов и, как следствие, повышение прибыли подобных организаций может привести к вынужденному снижению тарифов и государственных дотаций. При этом именно на участках теплосетей, осуществляющих передачу и распределение тепла, происходит основная часть потерь ресурсов, а также аварийные ситуации.
— Организации, генерирующие тепловую энергию, поставляя ее впоследствии теплоснабжающим организациям, получив возможность инвестирования дополнительного объема привлекаемых средств, предпочтут вложить эти средства в развитие генерации. Таким образом, основная проблема теплоснабжения — высокая степень износа тепловых распределительных сетей, и, как результат, высокие показателей потери тепла при передаче остается не решенной.
2. Методика расчета и утверждения прозрачного тарифа «альтернативной котельной» при более подробном рассмотрении становится нереалистичной. Авторы инициативы предлагают включать в состав тарифа «транспортную составляющую» — затраты на передачу тепла по распределительным сетям, исходя из затрат, связанных с процессом передачи ресурса. Однако, на практике расчет данной составляющей тарифа становиться невозможным, а иногда и просто не целесообразным. Затраты на передачу тепла по современному городскому массиву и по застройке середины прошлого века могут разниться в несколько раз. Иногда значение данной составляющей может достигать отметки в 50 % от всей суммы тарифа.
Исходя из вышеописанных проблем реализации предлагаемой государством «Новой модели рынка тепла» на практике, автор считает обоснованным предложить следующие рекомендации по совершенствованию данной государственной инициативы:
— Объединение функций генерации, передачи и распределения тепла.
Решением поставленной задачи может стать создание в рамках рынка тепла в муниципальном образовании аналога холдинговой структуры, в которой в качестве материнской организации выступает генерирующая компания, назначенная ЕТО, а дочерними организациями — теплосети, функционирующие в форме акционерных обществ и находящиеся в муниципальной собственности.
Становясь держателем контрольного пакета акций теплосети, ЕТО начинает принимать активное участие в оптимизации всего процесса производства, передачи и распределения тепловой энергии.
Для акционерных обществ, осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения, единственным акционером которых до сих пор является муниципалитет, переход на функционирование в соответствии с вырабатываемой ЕТО финансовой и производственной стратегией является возможностью не только формально, но и фактически перейти на принципы рыночных отношений.
— Исключение из состава тарифа «альтернативной котельной» транспортной составляющей.
Формирование долгосрочных тарифов на основе RAB-методики в сочетании с прозрачностью ценообразования на фоне снижения затрат позволит обеспечить стабильный денежный поток без повышения платежного бремени потребителей.
Таким образом, содействие государства развитию инвестиционной деятельности организаций ЖКХ, в том числе теплоснабжения, не должно ограничиваться государственно-частным партнерством на микроуровне, а также нормотворческой деятельностью, тарифным регулированием и осуществлением контроля на макроуровне.
Предложенные автором идеи по совершенствованию направлений государственной финансовой поддержки позволят повысить эффективность предлагаемых к реализации государственных инициатив.
1. Выступление В. В. Путина на заседании Государственного совета Российской Федерации «О мерах по повышению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг» 13.05.2013 http://www.kremlin.ru/news/18232
2. Выступление президента РФ Д. Медведева на заседании президиума Госсовета РФ от 23.11.2010//
3. Каменева Е. А. Специфика жилищно-коммунальных услуг как объекта финансовых отношений в ЖКХ // Финансы и кредит, 2010, № 22(406) — С. 7–14
4. Федеральный закон N 190-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О теплоснабжении» // СПС «Консультант+»
Основные термины (генерируются автоматически): тепловая энергия, единая теплоснабжающая организация, инвестиционная деятельность, ЖКХ, инвестор, кредит, потребитель, распределение тепла, теплоснабжающая организация, государственная инициатива.
Ключевые слова
Похожие статьи
Реформа тарифного регулирования: разработка единого закона
Одним из главных направлений решения проблемы инвестиционной привлекательности теплоснабжающей отрасли могло бы стать
Теплоснабжающие организации получили бы серьезный стимул для инвестирования в повышение своей эффективности, потребители.
Управление предприятиями электроэнергетики на основе.
Это связано с необходимостью поддержания необходимого уровня тепла в жилых домах
В настоящее время в Свердловской области создается единая теплоснабжающая компания
По замыслу инициаторов проекта, организация теплоснабжающей компании будет.
Учёт и анализ рисков на стадии проектирования новых источников.
Эффективность указанных компаний имеет высокую социальную значимость, обусловленную спецификой их деятельности — снабжение тепловой энергией жилых микрорайонов. Процесс управления рисками для теплоснабжающей компании может состоять из нескольких этапов.
Анализ оптимизации энергоэффективных систем теплоснабжения.
Кроме выработки электроэнергии, предусматривается установка системы теплофикации с годовым отпуском тепла 330 тыс.Гкал. Совместно с Японской организацией по развитию новых технологий NEDO идет внедрение когенерационной газотурбинной технологии на.
Анализ систем теплоснабжения малых городов Оренбуржья
Особенно высок этот риск в инвестиционные проекты в системах теплоснабжения малых городов
— капитальные вложения в обратный трубопровод, Приведенные затраты на потери тепла.
[2] Структура потребления тепловой энергии по видам затрат,% кобщему расходу.
Производство теплоизоляции из пенополиуретана.
Направления государственной финансовой поддержки. Проект «Новой модели рынка тепла» был представлен Министерством энергетики РФ 31.12.2013. 1. Повышение прозрачности деятельности теплоснабжающих организаций и, как следствие.
Инвестиционный климат и его влияние на экономическую.
Ключевые слова: иностранные инвестиции, иностранный инвестор, инвестиционный потенциал, социально-экономическое развитие.
Направления государственной финансовой поддержки инвестиционной деятельности организаций теплоснабжения.
Основы нормативно-правового обеспечения в сфере.
— обеспечения доступности ВиВ для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций
Коммунальные предприятия водоснабжения и водоотведения, энерго-, тепло- и. Анализ современного состояния ЖКХ в России | Статья в журнале.
Лизинг, как инновационный вариант привлечения инвестиций.
Обследования жилищно-коммунального хозяйства показали, что основными причинами снижения экономичности являются: ветхие пути доставки тепловой энергии
стабилизации и подъему ЖКХ важнейшим направлением является организация инвестиционных проектов.
- Как издать спецвыпуск?
- Правила оформления статей
- Оплата и скидки
Источник: moluch.ru
II. Содержание инвестиционной программы
6. В инвестиционную программу подлежат включению мероприятия, целесообразность реализации которых обоснована в схемах теплоснабжения соответствующих поселений, городских округов.
7. Инвестиционная программа разрабатывается по форме, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
8. Инвестиционная программа включает в себя:
а) паспорт инвестиционной программы, содержащий следующую информацию:
наименование регулируемой организации, в отношении которой разрабатывается инвестиционная программа, ее местонахождение и контакты ответственных лиц;
наименование уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, утвердившего инвестиционную программу, его местонахождение и контакты ответственных лиц;
наименование органа местного самоуправления, согласовавшего инвестиционную программу, его местонахождение и контакты ответственных лиц;
плановые и фактические значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов системы централизованного теплоснабжения регулируемой организации, установленные уполномоченным органом, отдельно на каждый год в течение срока реализации инвестиционной программы.
В случае если создание системы централизованного теплоснабжения (отдельных объектов такой системы) либо реконструкция такой системы (таких объектов) предусмотрены концессионным соглашением, в инвестиционной программе должны определяться плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов системы централизованного теплоснабжения, обеспечивающие достижение установленных концессионным соглашением плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности в установленные им сроки;
б) перечень мероприятий по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения, а также краткое описание мероприятий инвестиционной программы, в том числе обоснование их необходимости, расходы на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию каждого из объектов системы централизованного теплоснабжения в прогнозных ценах соответствующего года, оцененных с использованием прогнозных индексов цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, описание и место расположения строящихся, реконструируемых и модернизируемых объектов системы централизованного теплоснабжения, обеспечивающие однозначную идентификацию таких объектов, основные технические характеристики таких объектов до и после реализации мероприятия.
9. Все мероприятия инвестиционной программы должны распределяться по следующим группам:
а) строительство, реконструкция или модернизация объектов системы централизованного теплоснабжения в целях подключения потребителей (с указанием объектов системы централизованного теплоснабжения, строительство которых финансируется за счет платы за подключение, точек подключения (технологического присоединения), количества и нагрузки новых подключенных (технологически присоединенных) объектов капитального строительства потребителей), в том числе:
строительство новых тепловых сетей в целях подключения потребителей (с указанием строящихся участков тепловых сетей, их диаметра и протяженности, иных технических характеристик);
строительство иных объектов системы централизованного теплоснабжения, за исключением тепловых сетей, в целях подключения потребителей (с указанием отдельных объектов, их технических характеристик, в том числе величин тепловой мощности объектов, видов основного и резервного топлива);
увеличение пропускной способности существующих тепловых сетей в целях подключения потребителей (с указанием участков тепловых сетей, их протяженности, пропускной способности, иных технических характеристик до и после проведения мероприятий);
увеличение мощности и производительности существующих объектов системы централизованного теплоснабжения, за исключением тепловых сетей, в целях подключения потребителей (с указанием технических характеристик объектов системы централизованного теплоснабжения, в том числе величин тепловой мощности объектов, видов основного и резервного топлива до и после проведения мероприятий, с выделением мероприятий по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и теплой энергии);
б) строительство новых объектов системы централизованного теплоснабжения, не связанных с подключением (технологическим присоединением) новых потребителей, в том числе строительство новых тепловых сетей (с указанием участков тепловых сетей, их протяженности, пропускной способности), строительство иных объектов, за исключением тепловых сетей (с указанием их технических характеристик, в том числе величин тепловой мощности объектов, видов основного и резервного топлива);
в) реконструкция или модернизация существующих объектов системы централизованного теплоснабжения в целях снижения уровня износа существующих объектов системы централизованного теплоснабжения и (или) поставки энергии от разных источников, в том числе:
реконструкция или модернизация существующих тепловых сетей (с указанием участков тепловых сетей, их протяженности, пропускной способности, иных технических характеристик до и после проведения мероприятий);
реконструкция или модернизация существующих объектов системы централизованного теплоснабжения, за исключением тепловых сетей (с указанием технических характеристик объектов системы централизованного теплоснабжения, в том числе величин тепловой мощности объектов, видов основного и резервного топлива до и после проведения мероприятий, с выделением мероприятий по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и теплой энергии);
г) мероприятия, направленные на повышение экологической эффективности, достижение плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов системы централизованного теплоснабжения, повышение эффективности работы систем централизованного теплоснабжения;
д) вывод из эксплуатации, консервация и демонтаж объектов системы централизованного теплоснабжения, в том числе:
вывод из эксплуатации, консервация и демонтаж тепловых сетей (с указанием участков тепловых сетей, их протяженности, пропускной способности, иных технических характеристик);
вывод из эксплуатации, консервация и демонтаж иных объектов системы централизованного теплоснабжения, за исключением тепловых сетей (с указанием отдельных объектов, их технических характеристик, в том числе величин тепловой мощности объектов, видов основного и резервного топлива).
10. Инвестиционная программа содержит плановые значения следующих показателей, достижение которых предусмотрено в результате реализации соответствующих мероприятий инвестиционной программы (в зависимости от состава мероприятий, включаемых в инвестиционную программу):
а) удельный расход электрической энергии на транспортировку теплоносителя (кВт·ч/м3);
б) удельный расход условного топлива на выработку единицы тепловой энергии и (или) теплоносителя (т.у.т./Гкал и (или) т.у.т./м3);
в) объем присоединяемой тепловой нагрузки новых потребителей (Гкал/ч);
г) процент износа объектов системы теплоснабжения с выделением процента износа объектов, существующих на начало реализации инвестиционной программы (процентов);
д) потери тепловой энергии при передаче тепловой энергии по тепловым сетям (Гкал в год и процентов от полезного отпуска тепловой энергии);
е) потери теплоносителя при передаче тепловой энергии по тепловым сетям (тонн в год для воды и куб. м в год для пара);
ж) показатели экологической эффективности систем централизованного теплоснабжения, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды;
з) показатели надежности объектов системы централизованного теплоснабжения, определяемые в соответствии с правилами определения плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов системы централизованного теплоснабжения, правилами расчета их фактических значений, а также правилами определения достижения организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, указанных плановых значений, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
11. В инвестиционной программе устанавливаются текущие значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов системы централизованного теплоснабжения до начала реализации инвестиционной программы, а также плановые значения таких показателей в результате реализации инвестиционной программы по годам реализации.
12. Инвестиционная программа содержит график выполнения мероприятий инвестиционной программы по годам с указанием отдельных объектов, планируемых сроков и объемов выполнения работ по строительству, реконструкции, модернизации, выводу из эксплуатации, консервации или демонтажу отдельных объектов системы централизованного теплоснабжения, объемов финансирования мероприятий, а также график ввода отдельных объектов системы централизованного теплоснабжения в эксплуатацию по годам.
13. Инвестиционная программа содержит финансовый план регулируемой организации, составленный на период реализации инвестиционной программы с разделением по видам деятельности, по годам в ценах соответствующего года с использованием прогнозных индексов цен и по источникам финансирования, включая:
а) собственные средства, в том числе:
прибыль, направленную на инвестиции;
средства, полученные за счет платы за подключение (технологическое присоединение);
прочие собственные средства, в том числе средства от эмиссии ценных бумаг;
б) привлеченные средства, в том числе:
в) бюджетное финансирование;
г) прочие источники финансирования, в том числе лизинг.
14. В инвестиционной программе регулируемой организации, осуществляющей свою деятельность по концессионному соглашению, объектом которого являются системы централизованного теплоснабжения, дополнительно содержатся сведения об объеме расходов, финансируемых за счет средств концедента, на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, расходов на использование (эксплуатацию) указанного объекта, по предоставлению концессионеру государственных или муниципальных гарантий, размер принимаемых концедентом на себя расходов, размер платы концедента по концессионному соглашению на каждый год срока действия концессионного соглашения.
15. Объем средств, необходимых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, устанавливается с учетом укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, и включает в себя все расходы, связанные с проведением мероприятий инвестиционной программы, в том числе расходы на:
а) приобретение материалов и оборудования;
б) осуществление строительно-монтажных работ, пусконаладочных работ;
в) осуществление работ по замене оборудования с улучшением технико-экономических характеристик;
г) подготовку проектной документации;
д) проведение регистрации объектов;
е) создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером.
16. В инвестиционную программу включается программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (для организаций, для которых составление такой программы является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации).
17. Инвестиционная программа содержит отчет об исполнении инвестиционной программы за предыдущий и текущий годы (в случае наличия утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ), в котором указываются:
а) плановые и фактические значения показателей надежности и энергоэффективности объектов системы централизованного теплоснабжения по годам;
б) перечень планируемых и фактически осуществленных мероприятий;
в) плановая и фактическая стоимость мероприятий, предусмотренных отдельными инвестиционными проектами;
г) плановые и фактические показатели финансового состояния регулируемой организации;
д) плановые и фактические сроки реализации мероприятий инвестиционной программы.
18. Инвестиционная программа регулируемой организации, осуществляющей свою деятельность по концессионному соглашению, объектом которого являются системы централизованного теплоснабжения (отдельные объекты таких систем), содержит основные мероприятия, включенные в концессионное соглашение в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
19. Инвестиционная программа в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации о приватизации, включает в себя перечень инвестиционных обязательств, установленных в отношении систем централизованного теплоснабжения (отдельных объектов таких систем), и условия их выполнения.
Источник: xn--80almfnfiqx.xn--p1ai
Инвестиции в теплоснабжение: проблема планирования
Теплоэнергетика Татьяна ШИЛЯЕВА, ОАО «Объединение ВНИПИэнергопром» 2577
Анализируя историю строительства и реконструкции тепловых сетей в крупных городах, можно отметить следующие важные факты. Во‑первых, основные объемы строительства тепловых сетей пришлись на период 70‑х и 80‑х годов прошлого века, что означает объективную необходимость перекладки большого объема тепловых сетей в связи с исчерпанием ресурса в ближайшие 3‑5 лет. Во‑вторых, явно просматривается тенденция снижения объема реконструкции и перекладок тепловых сетей в последнее десятилетие.
Все это требует привлечения в короткие сроки огромных финансовых ресурсов на поддержание систем теплоснабжения городов на должном уровне и для обеспечения доступности подключения к системе новых потребителей в условиях роста городов. Недостаточное финансирование систем теплоснабжения приведет к существенному снижению доступности присоединения к тепловым сетям для застройщиков, а это, в свою очередь, – к снижению темпов ввода жилья.
Неравенство возможностей
Для решения проблемы разработан ряд федеральных нормативных актов, которые, в числе прочего, закрепляют обязательность взимания ресурсо-снабжающими организациями платы за подключение объектов недвижимости к системам коммунальной инфраструктуры. Так, в соответствии с постановлением правительства РФ от 9 июня 2007 года № 360 размер платы за подключение определяется либо на основании утвержденной инвестиционной программы организации коммунального комплекса, либо, при отсутствии такой программы, на основании фактических затрат на создание (реконструкцию) сетей.
Сегодня в большинстве случаев у теплоснабжающих организаций отсутствуют утвержденные инвестиционные программы, и в результате плата за подключение объектов недвижимости к системе теплоснабжения, которую оплачивает застройщик, рассчитывается исходя из фактических затрат. Проблема отсутствия равных условий для застройщиков при подключении к системе теплоснабжения складывается в результате действия ряда факторов, один из которых – неравные возможности обеспечения теплоснабжения в разных частях города. В зависимости от состояния тепловых сетей в какой‑либо точке города и от удаленности объекта затраты на создание (реконструкцию) тепловых сетей могут различаться на порядок. Кроме того, часто возникает ситуация, при которой большую часть расходов по развитию (реконструкции) тепловых сетей финансируют первые застройщики, попадающие в зону дефицита пропускной способности тепловых сетей. Последующие застройщики несут расходы только по подключению объекта недвижимости к сети, уже построенной за счет первых застройщиков.
Описанные проблемы характерны и для Москвы – тепловые сети в городе значительно изношены, отсутствуют равные условия для застройщиков при подключении. Так, в настоящее время износ тепловых сетей ОАО «Московская теплосетевая компания» (ОАО «МТК») составляет более 65 процентов, в связи с чем средств, получаемых из тарифа на транспорт тепловой энергии, недостаточно даже для проведения в полном объеме капитальных ремонтов изношенных тепловых сетей, не говоря уже о развитии системы теплоснабжения. Инвестиционные затраты на реконструкцию теплосетевого хозяйства в целях повышения пропускной способности и на новое строительство тепловых сетей для присоединения потребителей включаются в необходимую валовую выручку при установлении тарифа в минимальном объеме, не обеспечивающем существующие потребности. В последующие периоды тарифного регулирования ожидается ухудшение ситуации, поскольку, как уже отмечалось выше, необходимо будет перекладывать все большее количество тепловых сетей в связи с исчерпанием ресурса. Поэтому весь объем средств на строительство и перекладку тепловых сетей, включаемых в тариф на транспортировку тепловой энергии, будет и в дальнейшем в основном расходоваться на капитальный ремонт изношенных сетей.
Необходим тариф
В сегодняшних условиях единственным путем решения проблемы развития инфраструктуры, а также проблемы неравных условий для застройщиков является усреднение платы за подключение между застройщиками. В соответствии с действующим законодательством усреднение платы за подключение возможно только путем утверждения тарифа на подключение, рассчитанного на основании инвестиционной программы организации коммунального комплекса.
Понимая необходимость решения этих проблем, ОАО «МТК» обратилось к ОАО «ВНИПИэнергопром» с предложением разработать инвестиционную программу ОАО «МТК», направленную на обеспечение подключения новых потребителей.
ОАО «ВНИПИэнергопром» сформировало такую программу на 2008‑2010 годы и рассчитало тариф на подключение.
При разработке инвестиционной программы решались следующие задачи:
• обеспечение необходимой пропускной способности и надежности тепловых сетей с учетом прогнозируемого роста нагрузок;
• обеспечение строительства новых тепловых сетей с учетом прироста нагрузок.
По результатам прогнозирования роста тепловых нагрузок с учетом перераспределения зон действия энергоисточников и расчета гидравлических режимов было предложено:
• реконструировать теплопроводы с недостаточной пропускной способностью;
• реконструировать резервные перемычки тепловых сетей;
• построить новые участки магистральных теплопроводов;
• построить резервные перемычки.
В результате инвестиционная программа ОАО «МТК» состоит из следующих разделов:
• прогноз приростов тепловых нагрузок за период 2008‑2010 годы;
• план строительства и реконструкции тепловых сетей;
• расчет финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы;
• расчет тарифа на подключение к системе теплоснабжения.
В заключение
Кроме решения проблемы выравнивания условий для застройщиков, введение тарифа на подключение нужно и для обеспечения надежности теплоснабжения. В настоящее время требования по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей I категории в большинстве случаев не выполняются. Необходимо строить резервные магистрали, перемычки, связки.
Кроме того, разработка инвестиционных программ теплоснабжающих организаций и установление тарифа на подключение позволят обеспечить комплексный подход к развитию инфраструктуры теплоснабжения. В настоящее время комплексный подход к развитию городской инфраструктуры практически отсутствует, так как теплоснабжающие компании не имеют полной информации о планах развития города и не могут планировать строительство и ввод объектов инфраструктуры. В то же время в Москве при наличии свободных тепловых мощностей (если рассматривать город в целом) отсутствует возможность перераспределения тепловых нагрузок из зон дефицита в зоны действия источников, имеющих резервы. Комплексный подход к развитию системы теплоснабжения позволит эффективно использовать имеющиеся мощности путем перераспределения нагрузок без строительства новых тепловых мощностей. Комплексный подход к развитию системы теплоснабжения позволит также обеспечить равномерное устранение имеющихся «узких» мест при подключении потребителей.
Источник: www.eprussia.ru