Правительство утвердило инвестпрограмму РЖД и финплан холдинга на три года
МОСКВА, 28 ноября. /ТАСС/. Правительство РФ утвердило инвестиционную программу «Российских железных дорог» (РЖД) и финансовый план холдинга на 2020-2022 годы, сообщил журналистам министр транспорта РФ Евгений Дитрих.
«Инвестпрограмму РЖД и финплан на три года сейчас утвердили на правительстве», — сказал он.
На заседании правительства в четверг премьер-министр РФ Дмитрий Медведев предложил рассмотреть финансовый план и инвестиционную программу РЖД на ближайшие три года, проекты которых уже были рассмотрены предварительно.
Планируемый объем инвестпрограммы на 2020-2022 годы, по словам Медведева, составляет 2,5 трлн рублей, более 820 млрд рублей предусмотрено на 2020 год. Большая часть средств должна пойти на развитие инфраструктуры, обновление локомотивного парка и на реализацию крупных проектов — таких как модернизация БАМа и Транссиба.
Инвестиционная программа компании на 2019 год составляет 690 млрд рублей.
Инвестпрограмма РЖД
Источник: tass.ru
Поезд идет на Восток: кабмин одобрил инвестпрограмму РЖД

Железнодорожная монополия определила приоритеты потенциальных вложений, выделив ключевые направления: развитие инфраструктуры (Восточный полигон) и обновление локомотивно-вагонного парка. По мнению экспертов, некоторые важные аспекты все же остались за кадром
Иллюстрация: Эксперт Online
Уставной капитал РЖД вырастет почти на 61 миллиард рублей
Правительство одобрило инвестпрограмму РЖД на 2023 год. Точнее, «добро» получили основные параметры финансового плана и программы. На заседании кабмина их представил министр транспорта Виталий Савельев.
Что касается плана, то, по словам главы Минтранса, составлен он на основе прогноза социально-экономического развития и как таковых задач по развитию инфраструктуры. Как говорится, «от каждого по способности, каждому – по потребности».
«Способности» на следующий год таковы, что предполагается незначительное, как сказано, снижение погрузки – минус 1,2% по сравнению с текущим годом. Тарифы же повысятся. Но максимум – на 8%.
«При этом на 2023 год дополнительно учтена сырьевая надбавка по капитальному ремонту инфраструктуры в объёме 2% и сохранение ранее принятого решения по тарифам на экспортные перевозки угля, и будет обеспечен опережающий темп роста доходов над расходами РЖД. Расходы компании составят в 2023 году 2,15 трлн рублей. ФАС России на основании проведённого анализа в рамках компетенции подтверждает обоснованность указанных затрат», – сообщил Савельев.
Результат от мероприятий по повышению эффективности оценивается в 47 млрд рублей. EBITDA ожидается на уровне 637 млрд рублей – на 27% выше, чем в 2022 году.
Совещание о параметрах финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД»
«Эти параметры позволят сформировать источники финансирования инвестиционной программы в полном объеме – на уровне 1 трлн 74 млрд рублей в 2023 году, что выше объема 2022 года практически на треть», – вывел разговор о способностях на потребности министр транспорта.
Только на самое нужное
Озвученные цифры говорят о том, что хотя в сравнении с текущим годом показатель и вырастет, по факту в планах пришлось прилично ужаться, сконцентрировавшись на самом необходимом.
«РЖД планирует снизить расходы на инвестпрограмму на 2023 год на 13% по сравнению с ранее утвержденными планами. Около 40% программы должны быть направлены на развитие магистральной инфраструктуры», – комментирует принятые решения доцент экономического факультета РУДН Оксана Карпенко.
Она отмечает, что один из ключевых приоритетов по этому направлению – модернизация и обновление инфраструктуры Восточного полигона.
По словам Виталия Савельева, из 440 млрд рублей, заложенных на проекты Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, на развитие второго этапа Восточного полигона будет выделено 250 млрд рублей. «Целевой показатель 2023 года по провозной способности в размере 173 млн т будет выполнен в полном объеме», – сообщил глава Минтранса. Важность этого направления подчеркнул и премьер-министр Михаил Мишустин: «Нужно особое внимание обратить на реализацию проектов, которые направлены на формирование транспортных коридоров, прежде всего на завершение всех намеченных планов по развитию Восточного полигона и строительство железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна».
Акцент на Восточном полигоне вполне логичен в свете кардинального разворота грузовых потоков России с запада на восток, отмечает аналитик ИКСИ Наталья Чуркина. Однако, по ее мнению, проблема заключается в том, что текущие планы по развитию Восточного полигона не удовлетворят спрос на дефицитную железнодорожную инфраструктуру в восточном направлении в полной мере. «Только за январь-сентябрь этого года Минвостокразвития оценивает объем не вывезенных по железной дороге грузов в восточном направлении в 80 млн тонн, а объем потерянной выручки — в 1,5 трлн рублей. При этом провозную способность Транссиба и БАМа планируется увеличить лишь на 24 млн тонн за ближайшие два года – со 158 млн тонн в 2022 году до 182 млн тонн в 2024 году. А это значит, что сегодня необходимо существенное расширение программы строительства дополнительных главных путей в рамках модернизации Транссиба и БАМа», – рассуждает Чуркина. Она добавляет, что одновременно нужно развивать и международный коридор «Север-Юг». «Важно обеспечить ускоренный проезд контейнерным поездам до портов ключевых партнеров страны в новых условиях: Китая, Вьетнама, Ирана, Индии, Пакистана», – добавляет аналитик.
Деньги, вагоны, люди
Еще одно из направлений инвестпрограммы – поддержка предприятий транспортного машиностроения, занимающихся изготовлением локомотивов и вагонов, отмечает Оксана Карпенко. По словам Виталия Савельева, объем средств, предназначенных для закупки подвижного состава, нарастили в 1,5 раза по сравнению с ранее утвержденными параметрами – до 202 млрд рублей. На эти деньги будет поставлено более 600 локомотивов и 330 вагонов электропоездов. Статья по теме:
«Еще 15 млрд рублей – это взнос в уставный капитал Федеральной пассажирской компании на приобретение 225 пассажирских вагонов, почти 9 млрд рублей – на проекты социального развития», – добавил глава Минтранса, сделав акцент на том, что именно инвестпрограмма обеспечит заказами смежные отрасли, которые дают работу 170 тысячам человек. В сумме же социально-экономический эффект от инвестпрограммы оценивается в 6,7 трлн рублей.
Из них дополнительными налоговыми поступлениями в госказну придет порядка 1,2 трлн рублей. Правительство такие перспективы, судя по одобрению проекта, вполне устраивают. Однако его решение – не конечное. Последнее слово по финансовому плану и инвестпрограмме остается все же за советом директоров РЖД.
По словам Натальи Чуркиной, любое принимаемое в текущих реалиях решение тоже не обязательно будет финальным. «Сумма инвестпрограммы может быть пересмотрена в сторону увеличения в случае стабилизации политической ситуации и увеличения количества железнодорожных перевозок со странами Азии», – считает она. – Снижение финансирования возможно в случае ухудшения политической обстановки и увеличения темпов инфляции». При этом Чуркина напоминает, что реальной альтернативы грузовым железнодорожным перевозкам сегодня не существует, так что чем более щедрым будет финансирование, тем энергичнее будет вестись модернизация инфраструктуры и развитие транспортных коридоров.
И тем выше будет отдача. Впрочем, деньги в наше турбулентное время – понятие нестабильное. Сегодня планировали одно, завтра получилось несколько иное. Возможно поэтому, комментируя озвученные Виталием Савельевым планы, Михаил Мишустин подчеркнул важность программы для развития транспортных коридоров, загрузки смежных предприятий, повышения комфортности железнодорожных путешествий для россиян.
Источник: expert.ru
Правительство одобрило инвестпрограмму РЖД на 2023 год в размере 1,074 трлн рублей
Правительство одобрило инвестпрограмму РЖД на 2023 г. объемом 1,074 трлн руб., что практически на треть выше параметров 2022 г. Это следует из стенограммы заседания правительства РФ от 10 ноября. В пресс-службе кабинета министров уточнили, что аппарат правительства одобрил основные параметры финплана и инвестпрограммы монополии, а примет их уже совет директоров (СД) компании.
По словам источника «Ведомостей», близкого к РЖД, этот вопрос будет вынесен на СД «в ближайшее время».
РЖД планирует снизить инвестпрограмму на 2023 год до 1,075 трлн рублей
Это на 13%, или на 155 млрд рублей, меньше по сравнению с сентябрьскими планами монополии
Инвестпрограмма была предварительно согласована на том же уровне со всеми ключевыми ведомствами и федеральными органами власти еще в октябре («Ведомости» рассказали об этом 11 октября).
По словам министра транспорта Виталия Савельева, которые приводятся в стенограмме, 440 млрд руб., или более 40% инвестпрограммы, предусмотрено на реализацию проектов комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Из них на развитие второго этапа Восточного полигона (БАМ и Транссиб) будет выделено 250 млрд руб.
На проекты обновления железнодорожной инфраструктуры в 2023 г. полагается 350 млрд руб., из которых 160 млрд руб. будет направлено на ремонт более 4800 км путей. Средства на закупку подвижного состава увеличены в 1,5 раза относительно ранее утвержденных параметров и составят более 202 млрд руб.
Еще 15 млрд руб. – взнос в уставный капитал Федеральной пассажирской компании («дочка» РЖД, занимающаяся поездами дальнего следования) на приобретение 225 пассажирских вагонов, почти 9 млрд руб. – на проекты социального развития.
Представитель РЖД сказал «Ведомостям», что, помимо особого внимания к Восточному полигону, инвестпрограммой на будущий год предусмотрена реализация мероприятий по транспортной безопасности, обновлению пассажирской инфраструктуры и подвижного состава, организации новых сервисов для маломобильных пассажиров, содержанию инфраструктуры в нормативном состоянии, развитию квантовых коммуникаций.
Он добавил, что инвестпрограмма включает и поддержку предприятий транспортного машиностроения в виде заказа более 600 локомотивов и 555 вагонов различных категорий. «Представленные правительству основные показатели финансового плана и инвестиционной программы отражают баланс интересов государства и бизнеса в текущей ситуации», – подытожил представитель монополии.
К 2026 году у РЖД может появиться новая тарифная система для грузоперевозок
Прейскурант № 10-01, который действует сейчас, нужно менять постепенно для избежания убытков, считают эксперты
Предельное повышение грузового тарифа РЖД в 2023 г., по словам Савельева, составит 8% с дополнительной сырьевой надбавкой на капремонт инфраструктуры в 2%. Это также соответствует данным, которые приводили источники «Ведомостей» в октябре. В будущем году также не будет понижающих коэффициентов для перевозки угля на экспорт.
Расходы госмонополии в 2023 г. составят 2,15 трлн руб., также сообщил министр. Показатель EBITDA в будущем году должен составить 637 млрд руб. (+ 27% в годовом выражении). Также, по словам Савельева, принято решение о докапитализации РЖД на 217 млрд руб. из Фонда национального благосостояния (ФНБ) для снижения долговой нагрузки компании. «Все мероприятия для получения данных средств важно провести до конца этого года», – подчеркнул он.
Министр напомнил, что в 2022 г. за счет средств ФНБ докапитализация компании для финансирования инвестпрограммы составила 250 млрд руб., а уставный капитал для развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла увеличен на 18,3 млрд руб.
Источник, близкий к РЖД, уточнил, что по будущей докапитализации решения периодически принимаются правительством как единственным акционером, а реализуются они через проведение дополнительной эмиссии акций. «Соответственно, после утверждения инвестпрограммы на 2023 г. правительство может инициировать вопрос увеличения уставного капитала РЖД. Для этого потребуется принятие ряда решений на уровне аппарата правительства и СД компании», – пояснил он.
Минвостокразвития оценило в 80 млн т объем не вывезенных на Восток грузов по железной дороге
Но альтернативы этому виду транспорта у большинства грузоотправителей пока нет
Согласование инвестпрограммы РЖД на 2023 г. позволит в первую очередь нарастить провозные мощности в сторону азиатских стран за счет развития Восточного полигона до запланированных 173 млн т в год, говорит управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. «Поскольку значительный объем средств уделяется задачам модернизации путей, это должно увеличить в том числе скорость перемещения грузов и повысить эффективность железной дороги», — полагает он.
Аналитик считает, что к рассмотрению планов РЖД на 2024 и 2025 гг. правительство вернется по результатам первого полугодия 2023 г., когда отдельные направления можно будет скорректировать.
Ключевой вызов для РЖД, по мнению гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, – необходимость удвоить количество строителей на Восточном полигоне (с 13 000–15 000 до 30 000 человек). «Если удастся это сделать, то есть шансы, что впервые за всю историю реализации проектов по расширению БАМа и Транссиба будут выполнены планы по освоению средств и вводу объектов в полном объеме», – полагает эксперт.
В целом, по словам Бурмистрова, эффективная реализация инвестпрограммы и расшивка узких мест на Восточном полигоне поможет ответить на вопрос, который сейчас задают практически все грузоотправители, – «почему так быстро растет железнодорожный тариф?».
Подписаться на уведомления
Отвлекает реклама? Подпишитесь, чтобы скрыть её
Обратная связь
Наши проекты
Контакты
127018, г. Москва, ул. Полковая, д. 3, стр. 1
Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту
Я хочу подписаться
Ведомости в Twitter
Ведомости в Telegram
Ведомости в Flipboard
Ведомости в Tenchat
Мобильное приложение
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Источник: www.vedomosti.ru
Инвестпрограмма РЖД на 2024–2025 годы вырастет на 50%
Для сравнения в 2023 году капвложения составят 1,074 трлн рублей.
14 декабря 2022 года, NEDRADV. Инвестпрограмма РЖД в 2024-2025 годы вырастет на 50% к уровню 2023 года, ожидает Минтранс РФ. Об этом в ходе круглого стола в Совете Федерации заявил замминистра транспорта Валентин Иванов.
По словам замминистра, рост капвложений не должен происходить только за счет роста тарифов, но и с помощью привлечения внебюджетных источников финансирования. Отметим, что инвестпрограмма РЖД на 2023 год утверждена в объеме 1,074 трлн рублей. Таким образом, в 2024-2025 годы объемы вложений могут превысить 1,6 трлн рублей.
Напомним, ранее стало известно о планах по созданию концессионных соглашений для строительства четырех объектах на БАМе: Северомуйского, Кузнецовского, Кодарского тоннелей и моста через Амур. Первую концессионную инициативу на участие в расширении Восточного полигона подал консорциум «Бамтоннельстрой-Мост» Руслана Байсарова и Газпромбанка.
Проект модернизации Восточного полигона предполагает строительство или реконструкцию Северомуйского, Кодарского и Кузнецовского тоннелей, а также моста через Амур. Это позволит нарастить пропускную способность БАМа и Транссиба до 280 млн тонн грузов к 2035 году, что превосходит параметры, которые заложены АО «РЖД» в третий этап развития Восточного полигона. Актуальность проекта обусловлена переориентацией российского экспорта и необходимостью формирования нового центра мирового развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Реализация проекта позволит нарастить экспорт в страны АТР на 8,3 трлн рублей и увеличить добычу полезных ископаемых к 2025 году на 220 млн тонн. При этом прирост выручки добывающей отрасли составит 550 млрд рублей.
Источник: nedradv.ru