/ социокультурный опыт личности / структура содержания современного воспитания / инвариантные характеристики содержания воспитания / вариативные характеристики содержания воспитания / education contents / social and cultural experience of a person / structure of modern education contents / invariant characteristics of education contents / variant characteristics of education contents
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фаязова Альфия Фаритовна
В статье уточняется понятие «», рассматриваются структура, инвариантные и вариативные характеристики содержания воспитания . Структура современного воспитания представлена инвариантной и вариативной частями. Основанием для выделения инвариантных характеристик воспитания являются нормативно-правовые документы разных уровней. Вариативные характеристики основываются на личностно-ориентированном и творческом подходах к содержанию воспитания .
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фаязова Альфия Фаритовна
Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы
Методическая система формирования гражданской идентичности младших школьников
Рабочая программа воспитания. 2021
Информационная культура как инвариант социально-профессиональной компетентности обучающегося учреждения СПО
К вопросу о социальном воспитании сельских школьников в условиях дополнительного художественного образования
Развитие иноязычного профессионального самообразования студентов вуза в рамках УИРС
Теоретико-методологические основания отбора содержания обучения будущих инженеров ИТ-профиля
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры?
Вы всегда можете отключить рекламу.
Invariant and Variant Characteristics of the Education Contents
In the article the concept « education contents » is specified, structure, invariant and variant characteristics of the education contents are considered. The structure of modern education is presented by invariant and variant parts. The basis for allocation of invariant characteristics of education is normative-legal documents of different levels. Variant characteristics are based on personal-oriented and creative approaches to the education contents .
Текст научной работы на тему «Инвариантные и вариативные характеристики содержания воспитания»
УДК 37.018 ББК 74.200
Фаязова Альфия Фаритовна
соискатель г. Пермь Fayazova Alfiya Faritovna
Applicant for a Degree Perm
Инвариантные и вариативные характеристики содержания воспитания Invariant and Variant Characteristics of the Education Contents
In the article the concept «education contents» is specified, structure, invariant and variant characteristics of the education contents are considered. The structure of modern education is presented by invariant and variant parts. The basis for allocation of invariant characteristics of education is normative-legal documents of different levels. Variant characteristics are based on personal-oriented and creative approaches to the education contents.
Советник по воспитательной работе: должностные обязанности и основные инструменты работы
Key words: education contents, social and cultural experience of a person, structure of modern education contents, invariant characteristics of education contents, variant characteristics of education contents.
структуры и характеристике составляющих содержания воспитания в современных условиях.
Воспитание и обучение, как две органичные составляющие образования в целостном педагогическом процессе, различаются по направленности, содержанию и механизмам реализации. Воспитание преимущественно направлено на развитие эмоциональной (мотивационно-ценностной) и волевой (нравственно-практической) сфер человеческой психики на основе включения воспитанников в ситуации, которые воспринимаются, проживаются и переживаются ими как ситуации реальной жизни. Обучение преимущественно направлено на развитие рациональной (интеллектуально-практической) сферы психики на основе создания специальных учебных ситуаций, искусственность которых задана изначально и очевидна для учащихся [4, с. 9].
В свете идей гуманизации образования все активней используется лич-ностно-ориентированный подход к определению его сущности, что отражено в работах В. В. Краевского, В. С. Леднева, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина и других ученых. Содержание образования рассматривается авторами как социальный опыт личности, состоящий из разных элементов, представляющих особый вид содержания. В структуру социального опыта учеными включены: знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знаниями в навыках и умениях личности; опыт творческой деятельности, воплощенный в особых интеллектуальных процедурах, не поддающихся представлению в виде предварительной, т. е. до осуществления творческого акта, до решения проблем, регулируемой системы действий; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, ставшей объектом или средством деятельности, т. е. вошедшей в сферу объектов, с которыми человек в той или
иной форме вступает во взаимодействие (восприятие, воспроизведение, преобразование).
Традиционно основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа. Без их единства реализовать элементы содержания образования не представляется возможным. Содержание воспитания является компонентом их соединяющим, связующим звеном в педагогической системе.
Еще А. Дистервег понимал целостный педагогический процесс в его содержательном аспекте как процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание». Целостная педагогическая деятельность способствует реализации всех компонентов содержания образования.
В качестве основных видов социокультурного опыта ребенка, формирование которых имеет принципиальное значение для становления его нравственной гражданской позиции, позитивной социализации, согласно вышеизложенному документу следует рассматривать: опыт принятия самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора; опыт наблюдения позитивных образцов самореализации личности в социально и личностно значимой деятельности; опыт успешной самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности (познавательной, творческой, игровой); опыт реализации различных уровней социально-нравственной позиции в коллективной деятельности (позиций активного участника, организатора, консультанта и др.); опыт применения полученных в ходе учебного процесса знаний, умений и навыков
в социально значимой деятельности; опыт анализа, оценки поведения людей в различных жизненных ситуациях, отражающего их личностные качества и опыт самооценки, сверяемой с оценками взрослых и сверстников; опыт сотрудничества со сверстниками и взрослыми; эмоционально-чувственный опыт и опыт сопереживания, сочувствия в поступках, деятельности; опыт общения и ролевого взаимодействия; опыт самоорганизации, проектирования собственной деятельности, прогнозирования и последующего анализа ее результатов и ряд других, более частных видов личного опыта.
Содержание воспитания, представленное как виды социокультурного опыта личности, соответствует гуманистической парадигме воспитания, но при планировании и проектировании у педагогов-практиков возникают затруднения с формулировкой направлений деятельности и выделением приоритетов.
Итак, согласно концепциям содержания образования и нормативным документам, социокультурный опыт ребенка складывается из опыта познава-
тельной деятельности (результат освоенности — полученные знания); опыта осуществления известных способов человеческой деятельности (результат освоенности — умения действовать по образцу, воспроизводить известные способы); опыта творческой деятельности (результат освоенности — умения принимать нестандартные решения в разных жизненных ситуациях, творческая реализация социально и личностно значимой деятельности); опыта эмоционально-ценностных отношений (результат освоенности — наличие ценностных ориентаций личности; умения сопереживать, сочувствовать, содействовать). Таким образом, структура современного содержания воспитания может отражать конкретные направления развития личности, приоритетные направления воспитательной деятельности, включающие основные виды социокультурного опыта ребенка, приобретение которого состоится в результате целенаправленно организованного работниками образования взаимодействия личности с окружающим миром.
С. Д. Поляков при организации воспитательного процесса предлагает учитывать двухуровневость (двухаспектность) содержания воспитания: организационный и организационно-технологический; двухслойность: социокультурный и психологический. Организационный аспект — пространственно-временная структура целенаправленно организованного взаимодействия педагогом: место, время, структурирование этого времени, фрагменты, пространственно заданная возможность взаимодействия. Другой уровень — организационно- технологический — это те способы действий педагога (методы, технологии, техники, приемы) и задаваемые способы действий учеников, которые «оживляют» организационную пространственно-временную структуру [7, с. 91-92]. Социокультурный слой содержания воспитания представляет собой разнообразные виды человеческой деятельности, в ходе реализации которых дети осваивают социокультурный опыт, а слой психологический — это психические процессы, явления, которые закономерно возникают и воспринимаются педагогами как желательные, соответствующие процессу и ожидаемому результату воспитания детей.
На современном этапе обновления содержания воспитания требуется использование психологических законов и механизмов формирования личнос-
Инвариантные характеристики содержания воспитания обеспечивают его реализацию на нормативно-правовой основе. К ним относится соответствие приоритетных направлений воспитательной деятельности:
• решению стратегических задач развития системы образования (воспитания) на федеральном, краевом, муниципальном, учрежденческом уровнях;
• содержанию программных документов разных уровней и предложенным механизмам решения актуальных проблем воспитания;
• содержанию нормативно-правовых документов, регламентирующих профессиональную педагогическую деятельность работников образования (квалификационные требования работников образования, должностные инструкции и др.).
Вариативные характеристики содержания воспитания обеспечивают реализацию и развитие внутреннего потенциала субъектов воспитания, представляют собой примерные содержательные модули, которые наполняются воспитательной деятельностью, исходя из целевых установок, потенциальных возможностей субъектов и проблем конкретного коллектива. К ним относится возможность посредством разнообразных направлений и видов воспитательной деятельности:
• реализовать приоритет интересов личности ребенка перед интересами общества и государства (персонализированность);
• способствовать освоению культурных способов взаимодействия с духовным и материальным миром (культуросообразность);
• выбирать индивидуальную траекторию реализации и развития познавательных и творческих способностей (вариативность);
• способствовать освоению конструктивных способов решения проблем в разных жизненных ситуациях и т. п. (практико-ориентированность).
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Структура современного содержания воспитания
Инвариантная часть Вариативная часть
развития направления Примерные
личности воспитательной деятельности содержательные модули
I. Социально — • Гражданское • правовое воспитание;
нравственное воспитание • патриотическое воспитание; • интернациональное воспитание; • политическое воспитание; • трудовое воспитание; • общественно-значимая деятельность; • краеведческая работа;
• Организация • формирование «+Я-концепции»;
самоуправления и • профориентационная работа и профессиональное самоопределение;
самовоспитания • развитие (сплочение) коллективов; • развитие общественных форм управления класса, школой;
II. Общеинтеллек- • Учебно-познавательное • умственное воспитание • интеллектуальное развитие;
туальное • исследовательская деятельность; • экономическое воспитание; • интеграция основного и дополнительного образования;
III. Общекультурное • Культурологическое • этическая культура; • художественно-эстетическое воспитание; • культура межнационального общения; • национальное (этническое) воспитание; • экологическая культура; • валеологическая культура; • тендерная культура; • развитие дополнительного образования;
• Спортивно- • спортивное (физическое);
оздоровительное • лечебно-оздоровительное; • развитие дополнительного образования; • туристическая работа.
вовых документов разных уровней и деятельности, направленные на разностороннее развитие личности [1]. Приоритетными направлениями воспитательной деятельности определены гражданское воспитание, организация самоуправления и самовоспитания, учебно-познавательное, культурологическое, спортивно-оздоровительное. Инвариантная часть (как структура) является обязательной для всех педагогов и коллективов.
Логика современного воспитательного процесса не может быть детально регламентирована, всегда должно оставаться поле для педагогического и детского творчества.
Педагоги используют инвариантные и вариативные характеристики воспитания и содержательные направления при планировании деятельности для более четкой организации личностно-ориентированного воспитательного процесса, а также возможности отслеживать эффективность достижения поставленных целей и задач воспитания в современных условиях.
1. Буданова, Г. П., Буйлова, Л. В. Повышение уровня воспитательной работы в школах: Нормативно-правовые основания деятельности педагогических работников, выполняющих функции классных руководителей. Инф.-методическое пособие. — М.: Центр «Школьная книга», 2007. — 328 с.
2. Воспитательная деятельность педагога: Учеб.пособие для студ. высш. учеб.заведений / И. А. Колесникова, Н. М. Борытко, С. Д. Поляков, Н. Л. Селиванова; под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. — М.: Изд. центр «Академия», 2005. — 336 с.
3. Гамезо, М. В., Петрова, Е. А., Орлова, Л. М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособ. для студ.всех спец. пед. вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
4. Рожков, М. И., Байбородова, Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. — М.: Гуман. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. — 256 с.
5. Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности ОУ, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и направленности // Официальные документы в образовании. — 2003. — № 34. С. 25-45.
6. Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в ОУ общего образования. Приложение к письму Минобразования России от 15.12.2002 г. № 30-51-914/16 // Внешкольник. — 2003. — № 2. С. 5-8.
7. Поляков, С. Д. Реалистическое воспитание. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. — 176 с.
1. Budanova, G. P., Buylova, L. V. Increase of Educational Work Level at Schools: Normative-Legal Grounds of Pedagogical Workers Activity Carrying out Functions of Supervising Instructors. Information-Methodical Grant / G. P. Budanova, L. V. Buylova. — М.: «The School book» Center, 2007. — 328 p.
2. Educational Activity of the Teacher: Manual for Students of Higher Educational Institutions / I. A. Kolesnikov, N. M. Borytko, S. D. Polyakov, N. L. Se-livanova; Under the General Editorship of V. A. Slastenin and I. A. Kolesnikova.
— М.: «Academy» Publishing Centre, 2005. — 336 p.
3. Gamezo, M. V., Petrova, E. A., Orlova, L. M. Age and Pedagogical Psychology: Manual for Students of All Special Pedagogical Higher Schools. — М.: Pedagogical Society of Russia, 2003. — 512 p.
4. Rozhkov, M. I., Bayborodova, L. V. Organization of Educational Process at School / M. I. Rozhkov, L. V. Bayborodova. — М.: Humanitarian Publishing Center «Vlados», 2001. — 256 p.
5. Methodical Recommendations on Qualification Evaluation of Educational Activity in Educational Institutions, realizing general educational programs of a various level and an orientation // Official documents in formation. — 2003.
6. The Minimal Volume of Social Services on Education in General Educational Institutions. Appendix to the Letter of the Ministry of Education of Russia from 15.12. 2002 № 30-51-914/16 // Vneshkolnik. — 2003. — № 2. P. 5-8.
7. Polyakov, S. D. Realistic Education / S. D. Polyakov — M.: «Pedagogical Search» Center, 2004. — 176 p.
Источник: cyberleninka.ru
Рабочая программа воспитания в школе: задачи, структура, правила составления
Что это такое? Рабочая программа воспитания в школе – это обязательный документ образовательного учреждения. По задумке Министерства образования он поможет реформировать воспитательный процесс и снизить бюрократическую нагрузку на педагогов.
Как разработать? Чтобы школам было проще разрабатывать программу, была подготовлена методичка, в которой приводятся примерные разделы и модули. Тем не менее, педагогам стоит быть внимательными и не подходить к процессу формально.
Оглавление:
- Суть рабочей программы воспитания в школе
- Структура рабочей программы воспитания в школе
- Советы по разработке рабочей программы воспитания в школе
- 5 ошибок в разработке рабочей программы воспитания
Суть рабочей программы воспитания в школе
В 2021 году в Федеральный закон «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года были внесены изменения. Министерство просвещения поручило всем детским садам и школам разработать и утвердить рабочие программы воспитания. Сегодня они считаются неотъемлемой частью основной общеобразовательной программы.
Это было обусловлено необходимостью решить один из основных проблемных вопросов образования – отсутствие адекватной воспитательной деятельности. Тогда как воспитание и образование должны идти в связке. Особое внимание отныне будет уделяться патриотическому воспитанию молодежи.
Стоить отметить, что в школах и раньше разрабатывались воспитательные программы. В начальных классах это была программа духовно-нравственного развития и воспитания, а в средних и старших классах — программа воспитания и социализации.
Однако по сути они никак не реализовывались и существовали скорее формально. Фактически в рамках школьного образования воспитательный процесс налажен не был, он был перенесен на внеурочную деятельность.
Нельзя отрицать, что воспитание неотделимо от образования, поскольку львиную долю времени учащиеся проводят именно в школе. Там – на уроках, переменах, общешкольных и внешкольных мероприятиях, в столовой и библиотеке, во время коммуникации с учителями и одноклассниками – в значительной степени формируется их личность.
Соответственно, рабочая программа воспитания в школе касается не только деятельности на уроках, она имеет отношение ко внеурочной и факультативной активности учащихся.
В документе иначе определяется и само понятие «воспитание», которое отныне включает формирование патриотизма, уважение к Защитникам Отечества и Героям Родины, бережное отношение к культуре, традициям, природе, экологии.
Как стать репетитором
и получать дополнительный
доход до 100 000 рублей в месяц
Эксперт Ольга Анисимова, — успешный репетитор, победитель конкурса «Учитель года Астрахани 2020», советник директора по воспитанию.
Стать репетитором намного проще, чем вам кажется. Главное — правильно организовать учебный процесс. Инструкция поможет вам избежать 90% ошибок, с которыми сталкиваются педагоги, совершая свои первые шаги в сфере образования.
Как стать репетитором
Получить инструкцию бесплатно
Уже скачали 8673 человека
Эксперт Ольга Анисимова, — успешный репетитор, победитель конкурса «Учитель года Астрахани 2020», советник директора по воспитанию.
При разработке собственной программы школы берут за основу примерную программу, созданную и утвержденную специальной комиссией — ФУМО, а также руководствуются методическими рекомендациями, ФГОС и законом «Об образовании».
Рабочая программа воспитания в каждой школе своя, она создается с учетом особенностей учреждения. В документе прописывают мероприятия и виды деятельности, направленные на реализацию государственного плана воспитания молодежи.
ФГОС также дает рекомендации относительно составления отдельных программ для каждой ступени образования: НОО, ООО и СОО. Это связано с тем, что для каждого возраста должны существуют свои воспитательные мероприятия.
Структура рабочей программы воспитания в школе
Примерная программа не является перечнем обязательных мероприятий, она характеризуется гибкостью и вариативностью. В документе описываются возможные способы взаимодействия с учащимися в рамках воспитательной работы. Каждая школа берет из предлагаемого списка то, что кажется ей подходящим и актуальным, и составляет собственную программу.
Учитывая многообразие российских школ, методов работы в них, имеющейся материальной базы и кадровых ресурсов, создать единый документ для всей страны просто не представляется возможным.
При этом существуют обязательные разделы программы воспитания в школе.
- Особенности организуемого в школе воспитательного процесса
В этом разделе описывают особенности учебного заведения: расположение школы и связанное с этим ее социальное окружение, источники положительного или отрицательного влияния на детей, партнеры школы, контингент учащихся, традиции, принципы, уникальные воспитательные методы.
- Цель и задачи воспитания
Этот раздел посвящен целям и задачам учебного заведения в рамках его воспитательной деятельности. Главным образом они прописаны в примерной программе и могут использоваться при составлении индивидуальной школьной программы.
В начальной школе воспитательный процесс базируется на создании благоприятных условий для усвоения знаний основных норм и традиций общества. В средней школе необходимо делать упор на воспитание правильного отношения к семье, труду, отечеству, природе. В воспитании учащихся старших классов особое значение приобретает забота о семье, родном городе или селе, стране в целом, а также опыт участия в социально значимых делах.
В этом разделе перечисляются методы воспитательной деятельности, приводятся конкретные способы ее осуществления. В нем может быть несколько подразделов, причем эти модули рабочей программы воспитания в школе делятся на инвариантные (менять которые нельзя) и вариативные (могут меняться). В рамках каждого модуля реализуется конкретная воспитательная задача всей программы.
К инвариантным модулям относятся «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление» и «Профориентация». Вариативные модули это, к примеру, «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды».
- Основные направления самоанализа воспитательной работы
В четвертом разделе говорится о том, как осуществляется анализ рабочей программы воспитания в школе. Это происходит внутри учебного заведения силами самих педагогов. Им необходимо оценивать результаты собственной работы, чтобы иметь возможность вносить в нее коррективы. В этом разделе указываются направления анализа, прописываются его методы.
Объектами анализа могут быть воспитание, социализация и саморазвитие школьников, а также организация совместной деятельности учеников и педагогов. Очевидно, для того, чтобы анализ был возможен, в школе должна быть организована полноценная разноплановая воспитательная работа, дающая результаты.
Включение вариативных модулей в программу обусловлено ресурсами самого образовательного учреждения – кадровыми и материальными. При выборе модулей специалисты учитывают следующие условия:
- степень соответствия модуля текущей деятельности школьников и педагогов;
- степень его значимости для школьников и учителей;
- в модуле присутствует то, чего нет в обязательных модулях программы.
Советы по разработке рабочей программы воспитания в школе
Институтом стратегии развития образования РАО была разработана примерная программа воспитания и созданы методические рекомендации по разработке программ самими школами. Рассмотрим основные пункты этих рекомендаций.
- Необходимо создать команду, которая будет работать над программой. Ни один школьный специалист не сможет сделать это в одиночку. В группу должен входить заместитель директора учебного заведения по воспитательной работе, можно пригласить туда заинтересованных педагогов, а также глав родительского и ученического советов.
- Важно определить цели и задачи программы воспитания. Это та основа, на которой будет выстраиваться весь документ и работа с детьми в школе. В каждом учебном заведении они могут быть уникальными, несмотря на общую для всех школ генеральную линию. Ведь социально-экономические условия жизни отличаются от региона к региону. Структура программы может быть аналогична той, что представлена в примерной программе.
- Следует сформировать своего рода банк, в котором будут храниться идеи педагогов в отношении улучшения воспитательного процесса. Конечно, в примерном плане уже присутствуют разные варианты мероприятий, но очень важно, чтобы учителя включились в работу и придумали что-то свое, исходя из личного опыта общения с учащимися и понимания обстановки в школе. Все идеи собираются в копилке, из которой потом достаются и применяются.
- Программа должна быть рабочей и адекватной текущей ситуации. Нет смысла тратить время на написание документа, который невозможно воплотить в жизнь по каким-то причинам. Реализация рабочей программы воспитания в школе должна быть одной из приоритетных задач руководства.
5 ошибок в разработке рабочей программы воспитания
Составлять программу ради программы
Одна из проблем российского образования и не только – бюрократия, которая заставляет специалистов подходить к составлению документа исключительно с позиции одобрения ее вышестоящим руководством. Программу делают объемной, наполняют ее огромным количеством материалов, чтобы создавалось ощущение глобальной работы.
По большому счету смысл документа не в количестве страниц, а в содержании, которое нередко хромает. Задача составителей – создать план по-настоящему полезной и результативной воспитательной работы, а не просто сдать отчет.
Рабочая программа воспитания в школе в 2022 году – это не объемный талмуд для начальства, а краткая и полезная инструкция, руководство к действию. Она должна быть удобной для педагогов, которые занимаются организацией воспитательного процесса.
В открытом доступе до
Получите 3 актуальных чек-листа для учителя , которые помогут избежать грубых нарушений в 2023 году
Содержание архива:
Как пройти проверку в 2023 году (2,3 MB)
Родительское собрание без конфликтов (0,6 MB)
Новый формат открытого урока (1,7 MB)
Отправляя сообщение, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных
Спасибо за заявку!
Чтобы получить доступ к чек-листам
нажмите на кнопку ниже.
Забывать про логику документа
В рабочей программе воспитания должна прослеживаться логика и взаимосвязь разделов. Допустим, в школе много представителей разных национальностей и учебное заведение в своей программе ставит целью развитие толерантности среди учащихся.
При этом в рамках воспитательных мероприятий не проводятся дни культуры разных народностей, отсутствуют какие-то объединяющие события и праздники, не проводится работа по формированию новых школьных традиций и т.п. Получается, что цель, прописанная в документе, совершенно не реализуется на практике. Модули наполнены мероприятиями, которые решают совершенно другие задачи.
Нередко такая ситуация складывается, когда за составление разных разделов документа берутся разные люди, которые не коммуницируют между собой относительно общей концепции. Или же программа практически полностью копирует примерную.
Использовать формальный язык
Программа должна быть написана живым языком без формализмов и псевдонаучности. Ее основная задача – направить педагогов, помочь им в организации воспитательной деятельности. Важно, чтобы учитель, беря в руки документ, смог воспользоваться им как полезной инструкцией.
Чаще всего эта проблема встречается в описании инвариантных модулей «Классное руководство и наставничество», «Школьный урок», «Работа с родителями» и «Профориентация». Вероятно, что составители программы просто не желают включать творческое мышление, предпочитая использовать стандартные формулировки, которые присутствуют в образовательных документах испокон веков.
К сожалению, это оказывает негативное влияние на молодых специалистов, которые еще не выгорели и готовы работать с детьми нешаблонно.
Разделять воспитание на направления
Воспитание не может быть частичным: в какой-то области оно есть, а в другой отсутствует. Это целостный и всесторонний процесс развития и формирования личности, который осуществляется благодаря созданию благоприятных для этого условий. Соответственно, и разделять его по направлениям нельзя.
При этом до сих пор в программах можно встретить модули «Патриотическое воспитание», «Экологическое воспитание» и прочее. Возможно, не все педагоги осознают, что каждый модуль разрабатывается с единой целью – всестороннее развитие личности школьников.
К примеру, модуль «Волонтерство» нужен не только для того, чтобы пробудить в учениках чувства сострадания и ответственности. В зависимости от проводимых акций и мероприятий он может работать на развитие патриотизма (организация благотворительных концертов для ветеранов) и обеспечивать «экологическое воспитание» (субботники, посадка деревьев).
Включать в программу все вариативные модули
Многие учебные заведения включают в свои программы все модули, предложенные примерной программой, что не всегда разумно.
Чаще всего реальная воспитательная работа совершенно не соответствует тому, что прописано в плане. Например, если в программе присутствует модуль «Экскурсии, экспедиции, походы», в жизни в него может входить один-единственный выезд с учениками на природу в конце учебного года. Разумнее включить пикник в модуль «Классное руководство».
Кроме того, реализация слишком объемной программы требует от педагогического состава огромного количества усилий, что увеличивает и без того немалую нагрузку на учителей и в корне противоречит задумке Института стратегии развития образования РАО.
Итак, рабочая программа воспитания в школе является неотъемлемой частью организации современного учебного процесса. Задача педагогического состава – разработать действительно полезный документ, отражающий текущую ситуацию в школе.
Источник: solncesvet.ru
«Из опыта работы по разработке программы воспитания»
1 сентября вступят в силу поправки в Закон об образовании в части вопросов воспитания обучающихся. Соответствующий законопроект № 960545-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» был внесен в Госдуму Президентом РФ еще в середине мая.
Согласно документу, воспитательная работа станет одной из составных частей образовательных программ. Воспитание обучающихся будет осуществляться на основе включаемых в соответствующую образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.
Разработкой и утверждением последних займутся сами образовательные организации при участии советов обучающихся и советов родителей законных представителей несовершеннолетних школьников. Кроме того, будет скорректировано понятие «воспитание». Также закон содержит статью об общих требованиях к организации воспитания.
Поправки планируется ввести в действие с 1 сентября 2020 года, но при этом предусмотрен переходный период – до 1 сентября 2021 года, в течение которого образовательные программы будут приведены в соответствие с новыми нормами. С октября 2019 годы мы являемся опытно-экспериментальной площадкой ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» по теме «Апробация примерной программы воспитания». Ключевые слова программа воспитания, воспитание, модули программы воспитания. Тематическая рубрика начальная школа, средняя школа, основная школа.
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)
«Из опыта работы по разработке программы воспитания»
Ольга Андреевна Вебер, заместитель директора МАОУ СШ г. Липецка «Лингвист»
Татьяна Дмитриевна Тихонова, директор МАОУ СШ г. Липецка «Лингвист»
1 сентября вступят в силу поправки в Закон об образовании в части вопросов воспитания обучающихся. Соответствующий законопроект № 960545-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» был внесен в Госдуму Президентом РФ еще в середине мая.
Согласно документу, воспитательная работа станет одной из составных частей образовательных программ. Воспитание обучающихся будет осуществляться на основе включаемых в соответствующую образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. Разработкой и утверждением последних займутся сами образовательные организации при участии советов обучающихся и советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних школьников.
Кроме того, будет скорректировано понятие «воспитание».
Также закон содержит статью об общих требованиях к организации воспитания.
Поправки планируется ввести в действие с 1 сентября 2020 года, но при этом предусмотрен переходный период – до 1 сентября 2021 года, в течение которого образовательные программы будут приведены в соответствие с новыми нормами.
С октября 2019 годы мы являемся опытно-экспериментальной площадкой ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» по теме «Апробация примерной программы воспитания».
Ключевые слова: программа воспитания, воспитание, модули программы воспитания.
Тематическая рубрика: начальная школа, средняя школа, основная школа.
Модульный подход к разработке программы воспитания.
Из опыта работы школы.
Одним из результатов реализации программы воспитания станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Примерная программа воспитания – это не перечень обязательных для школы мероприятий, а описание системы возможных форм и способов работы с детьми.
Школа, разрабатывая собственную рабочую программу воспитания, вправе включать в неё те вариативные модули, которые помогут ей в наибольшей степени реализовать свой воспитательный потенциал с учетом имеющихся у нее кадровых и материальных ресурсов.
Исходя из опыта работы нашей школы, реализации процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, с учетом имеющихся кадров и ресурсов. Мы выбрали следующие модули:
-Модуль «Классное руководство и наставничество». В модуле описываем работу классного руководителя с классом, индивидуальную работу с учащимися, работу с предметниками и родителями. Этот модуль мы практически не меняли, потому что в Примерной программе он описан достаточно.
— Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»
Познавательная деятельность. «Юный лингвист», «Проектная деятельность», «Информатика в играх и задачах».
Художественное творчество. «Дебют», «Антигрусть», «Хореография», «Радуга детства».
Проблемно-ценностное общение. «Азбука общения», «Этика.
Туристско-краеведческая деятельность. «Наши истоки».
Спортивно-оздоровительная деятельность. «Баскетбол», «Волейбол», «Азбука футбола», «Футбол».
Городская акция «Досуг» по привлечению учащихся в кружки и секции.
Участие в муниципальном проекте «Доп. образование: доступное, привлекательное, эффективное».
— Модуль «Школьный урок». К Примерной программе мы добавили:
Общешкольную научно-практическую конференцию. Работа ведется по секциям, в каждой секции выбираются лучшие проекты, которые участвуют в городском конкурсе «Шаг в будущее», «Путь к успеху». Победители награждаются на ежегодном празднике «Школьный звездопад».
Участие в муниципальном проекте «Одарённые дети: поиск, поддержка, сопровождение».
— Модуль «Самоуправление». Структура самоуправления трёхуровневая: ученическое самоуправление в классных коллективах, школьное ученическое самоуправление – Совет Лидеров, Городской совет лидеров.
Через деятельность Совета лидеров, объединяющего лидеров классов, происходит распространение значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов, работа постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, акций, флешмобов и т.п.). Лидеры школы проводят ряд мероприятий, например «День Дублера», «Веселые старты», «День здоровья».
Рабочие комитеты Совета лидеров планируют и организовывают деятельность учащихся по конкретным направлениям, оценивают результаты соревнований учащихся в общественно-полезной и досуговой деятельности. Отвечает за организацию и проведение:
•«Учеба» — тематических мероприятий по предметам, проверку наличия и состояния дневников и учебников, сбор информации об учебном процессе;
•«Совет дела» – воспитательных мероприятий школы, досуга (тематические дискотеки, концерты, праздники фестивали, посещение выставок, театров, музеев и др.),
— участие в городских акциях, проектах;
— привлечение учащихся к участию в соревнованиях по различным видам спорта, ПДД и т.п.;
— сбор информации о спортивных достижениях учащихся школы;
•«Порядок и дисциплина» – дежурства по школе;
-ознакомление обучающихся школы с правилами безопасного поведения; — осуществление контроля за выполнением требований внутреннего распорядка; правил поведения обучающихся;
— организация трудовых дел (уборка, субботники, ремонтные дела, благоустройство территории школы); охраны порядка на школьных вечерах.
•«Пресс-центр» – подготовку художественного и музыкального оформления, реквизитов для проведения различных мероприятий;
— подготовку и выпуск объявлений, молний, мини-газет, обновление тематических блок-постов, выпуск школьной газеты;
-сбор информации о жизни школы, работу с корреспондентами классов;
-формирование имиджа школы;
-обмен информацией с другими организациями.
На уровне классов:
В Совете лидеров есть представители от каждого класса. В каждом классе есть свой лидер, представляющий интересы класса в общешкольных делах и призванный координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей. Так же он отвечает за различные направления работы класса для распределения среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
Через работу Совета лидеров каждый ученик оказывается вовлеченным в воспитательные мероприятия школы. Лидеры ОУ и класса выполняют организационную и контролирующую функцию в школе.
— Модуль «Профориентация»- Эта работа осуществляется через:
— Модуль «Работа с родителями»- работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
На индивидуальном уровне:
— Модуль «Школьная служба примирения» – ШСП это служба, осуществляющая работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри школы, ее можно назвать одной из форм подросткового самоуправления, позволяющей передать подросткам ответственность за собственные отношения и конфликты.
Ребята проходят обучение у профессионального тренера-медиатора. Помимо проведения программ примирения, участники службы организуют шефство над младшими школьниками: проводят игры на переменах, выходят в начальные классы на классные часы. Активно ведут правовую просветительскую деятельность среди учащихся. Организуют мероприятия по здоровому образу жизни.
Старшеклассники узнают о деятельности судьи, посещая судебные заседания, могут показать то, чему они научились на занятиях школьной службы примирения, когда они выступали в роли медиаторов. (Муниципальный проект «Профориентация школьников: увлечение-профессия-успех»).
Эта деятельность сближает ребят и учителей, которые начинают относиться к социальному пространству школы как к объекту своей заботы. Кроме того, участие школьников в разрешении их конфликтов является важным аспектом школьного самоуправления и проявления подростковой инициативы, гражданской ответственности, что чрезвычайно важно в современных условиях
Показатели эффективности деятельности ШСП – совершение преступлений и правонарушений в течении 7 лет -0.
— Модуль «Ключевые общешкольные дела»- школа богата на традиционные мероприятия: яркие и любимые «Олимп. Игры», «Ярмарка», «Папа может…!», «Леди совершенство», «Колокола памяти», «Дни дублера».
В этот же раздел мы включили мероприятия городской воспитательной акции.
— Модуль «СК «ОЛИМПИЯ» — является системообразующим компонентом спортивно-оздоровительной работы ОУ.
Основными направлениями деятельности школьного спортивного клуба являются:
1. Проведение внутришкольных спортивных соревнований (товарищеских встреч между классами, спортивными командами школы);
2. Обеспечение систематического посещения занятий физической культурой и спортом обучающихся 1-11-х классов школы;
3. Организация спортивно-массовой работы с детьми младшего школьного возраста;
4. Проведение конкурсов на лучшую постановку массовой культурно-оздоровительной и спортивной работы среди классов;
5. Выявление лучших спортсменов класса, школы;
6. Награждение грамотами, дипломами, значками лучших спортсменов, команд – победителей в школьных соревнованиях по видам спорта;
7. Поощрение лучших спортсменов и активистов клуба;
8. Пропаганда физической культуры и спорта в школе;
9. Участие обучающихся в школьных этапах спортивных соревнований муниципального/областного уровня для обучающихся городской спартакиаде школьников, в «Кроссе Наций», «Лыжня России», военно-патриотической игре «Вперед, мальчишки!»;в спортивных мероприятиях: эстафеты «В здоровом теле – здоровый дух», «Веселые старты» (1-4 классы), «Олимпийские игры», военно-патриотическая игра «Зарничка» и др.
10. Проведение дней здоровья в школе под девизом: «Лет до ста расти нам без старости!».
Показатели эффективности работы спортивного клуба:
— ОУ ежегодный победитель или призер городской Спартакиады школьников;
— рост показателей спортивных достижений учащихся на соревнованиях всех уровней;
— увеличение занятости учащихся в спортивных секциях ОУ а последний 4 года.
— Модуль «Волонтерство» ДО «ДОБРОТВОРЕЦ»- С 2019 года в школе действует волонтерская организация «ДоброТворец». Инициаторами создания организации стали лидеры УС. Работа ведется через сайт «Добровольцыроссии.рф», что позволяет волонтерам наполнять свою книжку волонтера. Основные направления деятельности волонтерского движения формируются в соответствии с целями и задачами, определенными школой и планом работы, утверждаемым ежегодно.
— Модуль «Детские общ. объединения»- модель воспитательной системы «Планета Детства» На время учебного года школа становится маленькой планетой.
Содержание общешкольной игры — путешествия «Планета Детства» объединяется и единым тематическим направлением карты путешествий жителей планеты: сентябрь – Переулок Школьный, октябрь – Переулок Творчества, ноябрь – Проспект Здоровья, декабрь – Переулок Радости и т.д.
Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:
•утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;
•организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
•договор, заключаемый между ребенком и детским общественным объединением, традиционной формой которого является Торжественное обещание (клятва) при вступлении в объединение.
•клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе и микрорайоне, совместного пения, празднования знаменательных для членов объединения событий;
•мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него для новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
•поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях.
В 2017 году была создана первичная ячейка общественно-государственной детско-юношеской организации — Российского Движения Школьников (Личностное развитие, Гражданская активность и Военно- патриотическое направления).
В ОУ реализуется три направления:
Личностное развитие: целенаправленная работа по организации предпрофильного и профильного обучения, а также профориентационной работы:
•встречи с интересными людьми разных профессий;
•театральные студии «Дебют», «Антигрусть»;
•спортивные секции «Футбол», «Баскетбол», «Волейбол» и т.д.;
•экскурсии на предприятия города и ЛО;
•практики («День дублера», летняя социально-значимая деятельность);
•фестиваль по сдаче норм ГТО;
Гражданская активность: основным механизмом формирования гражданской активности учащихся в школе является социально-проектная деятельность, инициированная ребенком. Школьникам предлагается участвовать в социальной деятельности – различных видах добровольчества (фестивали, конкурсы, акции и флешмобы, детские проекты, волонтерская организация «ДоброТворец»):
участие в мероприятиях по избирательному праву;
•дежурство на Посту № 1, работа в отряде «Милосердие»;
•помощь Липецкой общественной организации инвалидов;
•помощь приюту бездомных животных;
•экологические акции «Чистый город», «Спаси ёжика», «Сдай бумагу-спаси дерево».
Военно-патриотическое направление (военно-патриотические игры, развитие движения «Юнармия» и «Пост №1», Уроки мужества, конкурсы, викторины, спортивные соревнования и состязания);
•военно-спортивная игра «Зарница», «Вперед, мальчишки!»;
•почетный караул «Пост №1»;
•мероприятия к Дню Победы: Всероссийские акции «Бессмертный полк», «Свеча памяти», «Колокола памяти».
— Модуль «Предметно-эстетическая среда» — окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта. Это осуществляется через такие формы работы как:
Т.е. при описании модулей Программы воспитания мы проанализировали свой опыт, потенциал и ресурсы. Какие –то модули отсутствовали в Примерной программе воспитания, например «Спортивный клуб», «ШСП», а какие-то мы бы и хотели, чтобы у нас реализовывались, потому как есть запрос и интерес у учащихся, но у нас нет на это ресурсов и кадров, например «Медиа».
Рабочая программа воспитания, которую образовательная организация разрабатывает на основе Примерной программы, должна быть короткой и ясной, содержащей конкретное описание предстоящей работы с детьми, а не общие рассуждения о воспитании.
Постарайтесь систематизировать всю имеющуюся в вашей школе практику воспитания, выделив в ней смысловые блоки, сгруппировав различные формы работы с детьми, упорядочив их относительно цели и задач вашей школы.
Источник: edu-time.ru