20 июля 2020г. Примерная программа воспитания: апробация и внедрение
Сотрудниками Института стратегии развития образования РАО разработана Примерная программа воспитания в рамках выполнения государственного задания «Апробация и внедрение Примерной программы воспитания в общеобразовательных организациях Российской Федерации».
Данная программа была утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 2 июня 2020 года. Разработку и внедрение программы осуществляет научно-исследовательский коллектив под руководством Наталии Леонидовны Селивановой, члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора, главного научного сотрудника лаборатории стратегии и теории воспитания личности ИСРО РАО.
Разработанная программа призвана помочь педагогам России выявить и реализовать воспитательный потенциал образовательного процесса в целях решения задач Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г.
В данном интервью Наталия Леонидовна рассказала о специфике программы.
Республиканский семинар «Особенности разработки инвариантных и вариативных модулей рабочей программы
− В чем заключалась необходимость создания данной программы?
− Это не первая программа воспитания в нашей школе, но, как показала массовая практика, предыдущие программы в общем-то не работали. Поскольку постоянно меняется и социальная ситуация, и сами дети, возникла необходимость, создать такую программу воспитания, которая позволила бы избежать прошлых ошибок.
В настоящее время в школе воспитание, к сожалению, нередко имитируется, заменяется массовыми мероприятиями, в которых дети зачастую не занимают активную позицию. Кроме того, воспитание сопровождается работой с огромным количеством бумаг и документов, что создает дополнительную нагрузку для педагога. Мы хотели, чтобы эта программа была таким документом, который было бы достаточно просто создавать. Но мы прекрасно понимаем, что программа — это всего лишь документ, который не воспитывает, воспитывают те отношения, которые складываются в результате совместной деятельности педагогов и школьников, действующих на основе данной программы.
− Чем отличается данная программа от других программ воспитательной направленности?
− Принципиальное отличие разработанной программы заключается в том, что она носит модульный характер: модули отражают основные направления деятельности по воспитанию в образовательной организации. Эти модули возникли не случайно, мы долгое время тщательно изучали массовую практику, анализировали предыдущие программы воспитания, собственный опыт работы в школе – все это позволило разработать модули инвариантные, которые встречаются фактически в каждой школе, и вариативные, которые школа может выбирать и дополнять.
Модульный характер дает некую свободу для образовательных учреждений, поскольку они не действуют по заранее проложенному пути, но могут добавлять и свои модули. Кроме того, они не носят привычные названия по направлениям: патриотическое воспитание, эстетическое воспитание и проч.
Мы отказались от традиционных направлений, что является ещё одной особенностью программы, т.к. мы считаем, что каждый модуль может реализовывать разные воспитательные направления, при этом определенные приоритеты для конкретного модуля остаются. Это было принципиально важно для нас.
Ведь хорошо известно, что на практике, если ребенок идет в поход — это не только, например, экологическое воспитание, присутствует и патриотическое, и нравственное воспитание.
Также программа написана не канцелярским, а доступным, простым языком — это ещё одно существенное отличие. Программа очень инструментальна, в ней понятно изложено то, что может делать педагог. Фокус этой программы – отношения, которые складываются в результате совместной деятельности педагогов, школьников и родителей, т.е. всех участников воспитательного процесса. Школа в процессе конструирования программы может копировать те разделы Примерной программы воспитания, которые подходят для определенного образовательного учреждения, что избавляет от лишней бумажной работы.
Советник по воспитательной работе: должностные обязанности и основные инструменты работы
− Какие модули относятся к инвариантным, а какие — к вариативным?
− Инвариантные модули характерны фактически для всех школ: школьный урок, мы уверены, что он имеет воспитательный потенциал; классный руководитель, взаимодействие с семьей и др.
Что касается вариативных модулей, то здесь разнообразие значительно больше: ключевые общешкольные дела, экскурсии, детские общественные объединения, профориентация и т.д.
В модулях представлена конкретика (что в нем можно делать, чтобы реализовать программу): педагогические ситуации, как работает классный руководитель, что ему надо учитывать, какие у него направления работы, как происходит организация экскурсий, походов, какие формы профориентации можно выбрать и проч.
− Какие воспитательные задачи стоят сегодня перед системой образования и как эти задачи решать? Как подготовить к этому педагога?
− Это довольно широкий вопрос. Воспитательные задачи всегда уточняются социальной ситуацией, для нас центральной задачей остается личностный рост и развитие каждого ребенка. Воспитание всегда носит ценностный характер, и в программе эти ценности прописаны, педагог может на них ориентироваться.
Цель воспитания формулируется в программе на основе таких базовых для нашего общества ценностей, как человек, семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье.
Насчет того, как эти задачи решать, как раз в модулях и прописано — с помощью разных средств и инструментов: например, механизм самоуправления (как деятельность детей по организации собственной жизнедеятельности), участие в общешкольных ключевых делах, походы, экскурсии, организация педагогических ситуаций и т.п. Но мы должны помнить, что школа не единственный субъект воспитания, есть ещё различные субъекты: детские, юношеские общественные организации, церковь, культурные сообщества и субкультурные общности.
В программе нет ответа на вопрос «как делать?». Для этого небольшая по объему программа сопровождается созданными для педагога методическими рекомендациями двух типов: о том, как разрабатывать программу для школы, и о том, как реализовывать эту программу.
− Как и когда планируется внедрение программы?
− Внедрение по сегодняшним документам планируется не позднее сентября 2021 года, но возможно начало и в 2020 году. Дело в том, что у нас есть разного типа школы: такие, которые уже прошли апробацию, пытались писать программы, работали с экспертами и разработчиками, конечно, они более готовы к внедрению, а есть школы условно «новой волны», которые проявили инициативу участвовать в разработке и внедрении программы, они находятся на первом этапе, им ещё предстоит разрабатывать программу. Сейчас с Министерством Просвещения мы координируем работу по организации внедрения программы в школы, в чем нам помогают более 60 региональных экспертов.
− Какие изменения ожидаются в результате внедрения данной программы воспитания с систему общего образования?
− Мы должны понимать, что это не сиюминутный результат. Надеемся, что нам удастся уйти от имитации воспитания, в школе будет организована воспитательная деятельность, а также максимально избавиться от бюрократизации, связанной с большим объемом бумажной работы. Что касается непосредственно работы в школе, то для нас основным критерием является организация в образовательных учреждениях совместной деятельности школьников, педагогов, родителей, которая не только даст возможность развиваться личности ребенка, но и позволит создать такую школьную жизнь и комфорт для каждого учащегося, в результате которой он будет воспринимать школьную жизнь как некий образец позитивной жизни. Критерии и показатели нами ещё дорабатываются.
− Какое продолжение данной работы планируется для других уровней образования?
− Сейчас на стадии обсуждения находится вопрос о создании программы воспитания для всех уровней образования, в частности для организаций среднего профессионального образования и высшего образования.
Источник: instrao.ru
Инвариативные и вариативные модули воспитательной программы что это
С 1 сентября 2021 года во всех школах должны действовать программы воспитания : Министерство просвещения считает, что воспитательный процесс нужно сделать более современным и менее бюрократическим. Разбираемся, что такое программа воспитания, как ее разработать и как по ней работать.
Что такое программа воспитания и зачем она нужна
В образовательных организациях детей должны не только обучать, но и воспитывать. Это давно прописано в законе «Об образовании», но теперь появилось уточнение: в каждой образовательной организации должен быть документ, который регламентирует воспитательный процесс. И это не существующие календарные планы воспитательной работы. Планы останутся, но теперь они будут подчинены программе.
В чем разница? Планируется, что программа воспитания будет помогать школам и другим образовательным организациям воспитывать учеников. Для этого в ней есть четыре раздела:
Особенности воспитательного процесса. В этом разделе описываются ученики, которые посещают образовательную организацию, значимые социальные партнеры, обстановка в районе, важные воспитательные традиции в школе. Например, школа № 100 находится в спальном районе, треть семей, посещающих школу, относятся к группе риска, но при этом школа несколько лет подряд проводит вместе с волонтерскими организациями ежеквартальные сборы для учеников. На этих сборах волонтеры занимаются с детьми, учат их работать в команде, мотивируют на учебу и этого заряда хватает на целую четверть.
Цели и задачи воспитания. В этом разделе указываются, к чему стремится школа, организуя воспитательный процесс. При этом цели и задачи воспитания должны отличаться для детей разного возраста. Младшеклассникам помогают в усвоении основных норм и традиций общества, подростков ориентируют на развитие жизненных ценностей, старшеклассникам — на участие в социально значимых делах школы, района и города.
В модуле могут быть объединены мероприятия разного уровня, например, классный руководитель может работать со всем классом, отдельными учениками, родителями и учителями, преподающими в классе. Ключевые общешкольные дела также проводятся на разных уровнях: классы готовят свои выступления ко Дню Победы, школа проводит все мероприятие целиком, а лучшие номера показывают на внешкольном уровне.
Самоанализ воспитательной работы. В этом разделе нужно кто будет анализировать эффективность воспитательной работы и чему будет посвящен анализ. Например, классные руководители раз в четверть собираются с заместителем по воспитательной работе и обсуждают, какие мероприятия собрали больше всего школьников, что понравилось ученикам, что и как на них повлияло.
Также к программе должен прилагаться календарный план воспитательной работы с названиями мероприятий, сроками проведения и ответственными.
Как разработать программу воспитания
В институте стратегии развития образования РАО разработали примерную программу воспитания и методические рекомендации по разработке конкретных программ. В примерной программе как раз указано как заполнять каждый раздел программы. В методических рекомендациях сказано примерно следующее:
Сначала нужно собрать команду. Заместитель по воспитательной работе вряд ли составит программу сам, ему нужна помощь. Можно взять в команду коллег из администрации или самых толковых классных руководителей, можно подключить глав родительского и ученического совета.
Сосредоточиться на целях и задачах. Со структурой программы разобраться не сложно, проще брать ту, что есть в примерной программе. А вот и цели и задачи нужно пропустить через себя: решить, какие ценности важны для детей, обучающихся в вашей школе, как школа может участвовать в их формировании. Если вы хотите воспитывать в детях любовь к родному городу, для этого недостаточно выставки рисунков, важно проводить мероприятия регулярно, проводить после них рефлексию.
Формировать банк педагогических идей. База для него дана в методических рекомендациях. Но его нужно расширять — будет здорово, если каждый классный руководитель придумает 5-10 мероприятий на год. Это не значит, что вы должны проводить все и сразу— у вас будет запас, который поможет в трудную минуту.
Использовать примерную программу как конструктор. В примерной программе даны модули, которые можно спокойно использовать, как инвариантные, так и вариативные. Разработчики предполагают, что на основе этих модулей, каждая сделает свою уникальную программу. Уникальной она станет, в том числе, из-за конкретных мероприятий и тех модулей, что придумает сама школа.
Делать программу применимой. Важно, чтобы в программе были отражены те мероприятия, которые школа проводит сейчас. Плохо, если в документе будет одно, а на практике другое. Не так важно, что у вас будет плохо и некрасиво называться модуль, важно, чтобы он был полезным и значимым для учеников. Программа это документ, только карта для преобразований — все основное будет реализовано в жизни.
Когда они должны появиться в образовательных организациях
С 1 сентября 2021 года программы воспитания должны быть внедрены в каждую школу. Сейчас идет этап разработки и внедрения, но те организации, которые должны быть лицензированы в 2021 году, уже должны предоставить программы. Обратного пути точно не будет — программы были апробированы в 700 школах по всей России, фразы о программе воспитания, необходимой в каждой школе, включены в закон «Об образовании».
Поделитесь со всеми, кто учит детей
Источник: eduregion.ru
Новости
О примерных программах воспитания как ориентире современного педагогического процесса
Цикл статей в преддверии Всероссийского педагогического форума РДШ
В соответствии с Приказом министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся» и с принятием Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» в каждой образовательной организации должны быть разработаны и реализовываться рабочие программы воспитания.
Рабочая программа воспитания является обязательной составляющей основных образовательных программ каждого уровня образования, поэтому воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ должно осуществляться на основе включаемых в основную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.
Рабочая программа воспитания должна соответствовать Федеральному государственному образовательному стандарту начального, общего, основного общего и среднего общего образования и быть направленной на личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира.
Назначение примерной программы воспитания (далее — Программа воспитания) — помочь образовательным организациям, реализующим образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования (далее — школы) создать и реализовать собственные работающие программы воспитания, направленные на решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
Институт стратегии развития образования Российской академии образования разработал и предлагает примерные программы воспитания для всех уровней общего образования, что обеспечивает их преемственность в достижении результатов воспитательной работы, целостное построение воспитательного процесса.
Примерная программа воспитания разработана в 2019 году сотрудниками Института стратегии развития образования РАО в рамках государственного задания. В 2019 году зарегистрирована в Единой государственной информационной системе учёта научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (№ гос.регистрации АААА-Г19-619070900024–2 от 15.08.2019). 02 июня 2020 года Программа воспитания утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию.
Одним из результатов реализации Программы воспитания является приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа воспитания призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у них основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Рабочая программа воспитания ориентирует на использование различных видов и форм работы с детьми и включает в себя четыре основных раздела.
В первом разделе рабочей программы воспитания «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса» отражены особенности расположения школы, контингента обучающихся, традиции и уклад школьной жизни, а также позитивные и негативные факторы, определяющие воспитательный процесс в конкретной школе.
Во втором разделе «Цель и задачи воспитания» формулируется цель воспитания на основе базовых национальных ценностей, задачи по ее достижению.
В четвертом разделе «Результаты самоанализа» должны быть представлены направления, по котором проводится самоанализ воспитательной работы школы, при этом сам самоанализ в этом документе не приводится.
Важно, чтобы рабочие программы воспитания не были перегружены излишней информацией, они должны быть короткими и понятными для педагогов, родителей, обучающихся, содержащие конкретное описание воспитательной работы.
Таким образом, Программы воспитания:
- являются ориентиром для разработки рабочих программ воспитания школ как обязательных составляющих основных образовательных программ;
- отражают ключевые цели и ориентиры воспитания на уровне РФ, обеспечивая единство в их достижении образовательными организациями;
- обеспечивают преемственность в воспитании между уровнями образования и преемственность сложившихся традиций образования с современными условиями организации воспитательного процесса;
- определяют приоритеты в видах, формах, содержании воспитательной работы, среди которых поддержка института классного руководства, взаимодействия педагогов с родителями обучающихся, работа с активом обучающихся, направленность курсов внеурочной деятельности на достижении личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ, направленность учебного процесса на воспитательную работу;
- обеспечивают баланс между нормативными требованиями к организации воспитательного процесса и своеобразными условиями, традициями, сложившимися в каждой конкретной школе.
Разрабатывая рабочую программу воспитания, важно понимать, что сама по себе Программа воспитания не является инструментом воспитания: обучающегося воспитывает не документ, а педагог — своими действиями, словами, отношением. Программа воспитания позволяет скоординировать и интегрировать усилия всех заинтересованных сторон в деле воспитания детей и подростков.
Предложи свою тему
Принимай участие в жизни и работе Российского движения школьников
Источник: rdsh.education
Воспитание в школе: как из модульного конструктора создать рабочую программу
1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». В рамках реализации данного закона Институтом стратегии развития образования РАО была разработана примерная программа воспитания в школах.
Данная программа представляет собой своеобразный конструктор для создания школьных программ воспитания. Каждая образовательная организация может создать свою собственную рабочую программу, опираясь на имеющийся текст примерной программы с учетом своей специфики и добавив к ней свой ежегодный план воспитательной работы.
О том, как конкретно это сделать, федеральному порталу «Российское образование» рассказала одна из главных разработчиков программы Наталия Селиванова – руководитель проекта по разработке и внедрению Примерной программы воспитания, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор.
Наталия Леонидовна, можете рассказать, что представляет собой примерная программа воспитания? Каковы ее цели? Зачем она нужна школам и школьникам?
Примерная программа воспитания на сегодняшний день – это официальный документ. Она была утверждена в июне на заседании Федерального учебно-методического объединения и вошла в реестр примерных образовательных программ. Примерная программа воспитания представляет собой некий ориентир, по которому каждая школа может выстроить собственную программу воспитания.
Когда эта программа создавалась, мы ставили перед собой много целей, но, в частности, мы хотели решить две проблемы – преодолеть бюрократизацию воспитания, которая сегодня, к сожалению, существует в наших образовательных организациях, и избежать имитации воспитания. Потому что очень часто в последнее время воспитание сводится к развлекательным мероприятиям, где педагог играет роль аниматора, а дети не занимают активной позиции.
Зачем она нужна школьникам? Конечно, эта программа рассчитана не столько на школьников, хотя, они, конечно, ее объекты и субъекты, сколько на педагогов, так как они прежде всего занимаются воспитанием, если мы говорим об образовательной организации. Но школьники в результате работы педагогов должны получить новые возможности для личностного роста.
Известно, что это не первая программа воспитания. Такие программы существовали, но очень часто они являются мертвым документом, то есть его пишут один раз в год, кладут в некий ящик, и в общем-то про эту программу не вспоминают. Нам хотелось от этого уйти, поэтому даже появилось название «рабочая программа», то есть на основании примерной программы воспитания каждая школа создает свою программу воспитания, которая называется рабочей программой воспитания.
Какая цель у программы воспитания?
У программы воспитания есть триединая цель. Она, с одной стороны, должна помочь педагогам увидеть воспитательный потенциал совместной деятельности с детьми и способы реализации этого воспитательного потенциала. Второе – создать собственные действенные программы воспитания, которые позволили бы учесть специфику каждой образовательной организации, каждой школы. Ну и, конечно, самое главное – решить проблемы личностного развития школьников, чтобы они могли гармонично входить в тот мир, который их окружает.
Развивает ли примерная программа творческий потенциал педагогов? Как школам и педагогам работать с этой программой?
Примерная программа воспитания служит не только для того, чтобы развить творческую деятельность педагогов. Если вы посмотрите на любую программу, то это всегда некие рамки. В этой программе заложены три ключевые характеристики.
Во-первых, программа – это конструктор, то есть педагоги могут внутри конструировать ту воспитательную деятельность, которую они считают необходимой для образовательной организации. Во-вторых, программа устроена по модульному принципу, то есть там присутствуют инвариантные модули, например, такие как «Школьный урок» или «Деятельность классного руководителя», и есть модули вариативные, в частности, к вариативным модулям относятся «Ключевые общешкольные дела», «Профориентация» и так далее. То есть каждая школа имеет право, помимо этих инвариантных модулей, выбрать свои вариативные модули. Допустим, в школе есть очень сильный музей или хорошо организована волонтерская деятельность, тогда в качестве инвариантного модуля могут быть добавлены модули, которые сейчас не представлены в примерной программе.
Конечно, как я уже сказала, любая программа задает примерную модель, но в рамках этих модулей может быть большое творческое разнообразие. То есть, понимаете, тут такое сочетание: с одной стороны, это рамка, а с другой – свобода для творчества, как вы и сказали.
Какова роль в этом родителей?
В программе есть инвариантный модуль, который отражает взаимодействие с родителями. Предполагается, что примерная программа, после того как она разрабатывается в педагогическом коллективе, обсуждается и с родителями. Может, не во всех деталях, но, во всяком случае, об основных моментах этой программы будет рассказываться родителям.
Кроме того, в школах есть и управляющий совет. Естественно, эту программу будут представлять и на управляющих советах. Если будет такая необходимость и родители захотят ознакомиться с программой, то эта информация будет им предоставлена в полном объеме. Тут никаких секретов нет.
Может ли примерная программа воспитания каким-либо образом ограничить уникальность конкретной школы?
Когда мы создавали примерную программу, мы понимали, что есть такой тип школ, который условно называется авторскими школами и которым тоже придется разрабатывать эту программу.
Но дело в том, что, я еще раз повторяю, программа дает возможность достаточно свободного действия с этими модулями. И поэтому особенность и уникальность какой-то конкретной школы учитывается. Обязательного в примерной программе очень мало. Собственно говоря, даже внутри этих инвариантных модулей можно проявить большую творчество и свободу.
А в вариативных модулях возможна полная свобода. Таким образом, если педагогический коллектив настроен на то, что из примерной программы можно извлечь пользу, то все будет в порядке.
Программа ни в коей мере не рассчитана на то, чтобы как-то ущемить уникальность конкретной школы. Тем более что разработчики программы в своей практике и на протяжении долгого времени имели дело с действительно уникальными школами. Поэтому мы на их опыт также ориентировались и представляли те вопросы и проблемы, которые могли возникнуть.
Были ли какие-то сложности при составлении программы?
Источник: www.informio.ru