С 1 сентября 2020 года российские педагоги, осуществляющие классное руководство, к ранее существовавшим выплатам за классное руководство дополнительно стали получать вознаграждение в размере 5000 рублей из федерального бюджета.
В некоторых школах это стало поводом для увеличения нагрузок на педагогических работников, осуществляющих классное руководство (далее – классный руководитель). Как пишут в своих комментариях посетители нашего блога, классных руководителей обязали дольше быть в школе, измерять температуру у детей на входе в школу, проводить мероприятия по указанию муниципальных органов власти, готовить отчеты в различные организации и т.д.
А между тем Министерство просвещения России ещё в мае 2020 года направило региональным органам управления образованием Методические рекомендации по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях (далее – Методические рекомендации), в том числе в целях реализации и защиты академических прав и свобод педагогических работников, осуществляющих классное руководство, и устранения избыточной отчетности в их деятельности.
Вебинар «Новый закон 2021: что должен включать календарь воспитательной работы в школе»
Как сказано в Методических рекомендациях, педагогический работник, осуществляя классное руководство, выполняет широкий спектр обязанностей, относящихся непосредственно к педагогической, а не к управленческой деятельности, а действия, относящиеся к анализу, планированию, организации, контролю процесса воспитания и социализации, координирующие действия, являются вспомогательными для достижения педагогических целей и результатов, а не смыслом и главными функциями, связанными с классным руководством.
До 2020/21 учебного года деятельность классного руководителя осуществлялась в соответствии с методическими рекомендациями, утверждёнными приказом Минобрнауки РФ от 3 февраля 2006 г. N 21. Новые Методические рекомендации «направлены на уточнение и конкретизацию нормативного правового поля реализации воспитательной деятельности, выработку единых подходов к пониманию целей и задач классного руководства, принципов и видов деятельности по осуществлению педагогическими работниками классного руководства, критериев оценки эффективности этой деятельности». При этом предусматриваются вариативные компоненты, обусловленные особенностями субъектов РФ и общеобразовательных организаций.
В деятельности, связанной с классным руководством, в Методических рекомендациях выделены инвариантная и вариативная части.
В инвариантной части рекомендованы следующие блоки:
— личностно ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе;
— деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой;
— осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся;
— осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом;
Воспитательная деятельность педагога. Модуль «Классное руководство»
— осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами;
— ведение и составление педагогическими работниками, осуществляющими классное руководство, документации.
Вариативная часть формируется в зависимости от конкретных условий общеобразовательной организации. К примеру, она может отражать наличие особых целей и задач связанных с особенностями национальной культуры, сохранением родного языка, работы с обучающимися с ОВЗ и т. д.
Рекомендованы уже известные классным руководителям, формы и технологии работы с обучающимися и их родителями (законными представителями):
— индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
— групповые (творческие группы, сетевые сообщества, органы самоуправления, проекты, ролевые игры, дебаты и др.);
— коллективные (классные часы, конкурсы, спектакли, концерты, походы, образовательный туризм, слеты, соревнования, квесты и игры, родительские собрания и др.).
Формы и технологии классный руководитель определяет самостоятельно.
Имеющиеся локальные нормативные акты придётся привести в соответствие с новыми Методическими рекомендациями.
К сведению. В журнале «Справочник заместителя директора школы» в разделе «Локальные нормативные акты» опубликована статья «Положение, чтобы организовать классное руководство по новым требованиям Минпросвещения».
Письмо Минпросвещения России от 12.05.2020 №ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях» можно найти по ссылке:
По вопросам выплат за классное руководство можно обратиться на «горячую линию» Минпросвещения России по телефону: 8-800-200-91-85.
Также в блоге:
Источник: eduinspector.ru
Классное руководство как инвариантный модуль программы воспитания
статья
В статье рассмотрены особенности вопроса о классном руководстве как инвариантном модуле программы воспитания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Классное руководство как инвариантный модуль программы воспитания
В настоящее время одним из направлений деятельности отечественной школы признано совершенствование воспитания как неотъемлемой самоценной части целостного педагогического процесса.
Для реализации отобранных концептуальных положений воспитания необходим специальный механизм. Таким механизмом может выступить воспитательный план работы. Он является документом, представляющим содержательный аспект педагогических средств, с помощью которых обучающийся может достичь определенного уровня воспитания, а также иметь перспективы для его дальнейшего развития.
Воспитание — зона ответственности не только семьи, но и школы, ведь ребенок проводит в ней большую часть дня. Новый закон расставляет акценты и усиливает его роль в образовании. В воспитательном плане указаны девять обязательных направлений.
Это формирование у учеников:
3.Уважения к памяти защитников Отечества и к подвигам героев Отечества.
4.Уважения к закону и правопорядку.
5.Уважения к человеку труда.
6.Уважения к старшему поколению.
8.Бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации.
9.Бережного отношения к природе и окружающей среде.
. Продумываем структуру воспитательного плана . Поскольку это план педагогической деятельности, постольку и логика его построения должна быть именно деятельностной. То есть в ней должны найтись ответы на такие вопросы как:
— зачем мы планируем что-то делать (другими словами, каковы цели и задачи вашей деятельности),
— на чем именно мы планируем сосредоточить свои усилия (другими словами, каковы направления деятельности, по которым будет строиться воспитательная работа),
— как вы собираетесь анализировать ход и результаты своей работы.
Воспитательный план должен включать 4 раздела.
Раздел 1. «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса», в котором может быть размещена информация о специфике школы и класса, особенностях социального окружения, источниках положительного или отрицательного влияния на детей, особенностях контингента учащихся.
Раздел 2. «Цель и задачи воспитания» , в котором на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые предстоит решать для достижения цели.
состоять из нескольких инвариантных и вариативных модулей. Каждый модуль должен быть ориентирован на решение одной из поставленных школой задач воспитания и соответствовать одному из направлений осуществления воспитательной работы школы.
Воспитательная работа в старших классах проходит по 8 модулям: школьный урок, курсы внеурочной деятельности, классное руководство, работа с родителями, профориентация, самоуправление, ключевые общешкольные дела, детские общественные организации. Профориентационный модуль является одним из отличительных модулей старшего звена обучения.
Работа в рамках этого модуля строится в разной форме. Это анкетирование по профориентации, лекции по профориентации совместно с представителями ВУЗов и ССУЗов города, участие в проекте «Большая перемена», тематические классные часы, участие в программах, направленных на реализацию национальных проектов:«ПроеКТОриЯ», WorldSkils, «Билет в будущее». Проект «Билет в будущее» предполагает участие обучающихся в мастер-классах по разным профессиям, в ходе которых каждый ученик может испробовать свои способности в том или ином роде деятельности. Учащиеся 9-10 классов нашего лицея участвуют в этом проекте.
Также для старшеклассников предусмотрен модуль самоуправления. Сюда мы можем отнести организацию работы Совета обучающихся, отчёты членов Совета обучающихся о проделанной работе на заседаниях, Участие в профильных заездах, сборах, слётах по ученическому самоуправлению и др.
Хочется также остановиться на модули «Классное руководство». Здесь предполагаются разделы: работа с классом, индивидуальная работа с
учащимися, работа с учителями, преподающими в классе, работа с родителями. Рассмотрим реализацию модуля «Классное руководство» на примере темы «ЗОЖ». В старшем звене проводится работа с целью профилактики вредных привычек, формирования личной ответственности за состояние здоровья.
Работа с классом реализуется по средству уроков здоровья, участия в социальных акциях, участие в военно-спортивных праздниках. Индивидуальная работа с учащимися в этой модели организуется с целью распространения позитивных моделей участия в массовых общественно-спортивных мероприятиях.
Средствами реализации являются занятия в рамках спортивно-оздоровительных акций, различных диагностик, работы горячей линии, индивидуальных бесед. Работа с учителями-предметниками проводится с целью формирования у учащихся чувства значимости сохранения, укрепления здоровья. Проводится работа с помощью интегрированных уроков, работы Совета старшеклассников, реализации совместных проектов. Работа с родителями в данной модели на тему «ЗОЖ» планируется с целью создания здоровьесберегающей, психологически комфортной среды в семье, пропаганды здорового образа жизни. Средства реализации: анкетирование родителей, родительские собрания, онлайн-дискуссии.
Раздел 4. «Основные направления самоанализа воспитательной работы ». Самоанализ воспитательной работы осуществляется по выбранным направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания и последующего их решения.
Основными направлениями анализа воспитательного процесса являются р езультаты воспитания, социализации и саморазвития школьников, состояние организуемой в классе совместной деятельности детей и взрослых
Разрабатывая собственную программу воспитания, мы вправе включать в нее только те вариативные модули, которые помогут нам в наибольшей степени реализовать воспитательный потенциал школы. Заканчивая свое выступление, хочу пожелать нам всем плодотворной работы, здоровья, новых сил и возможностей. С наступающим Новым годом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специаль
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины, раздела МДК.КОС включают контрольные.
Модуль «Классное руководство» в программе воспитания
Реализация модуля «Классное руководство» на примере темы «ЗОЖ» в программе воспитания.
Планирование воспитательной работы классного руководителя на основе Рабочей Программы Воспитания
Планирование воспитательной работы классного руководителя на основе Рабочей Программы Воспитания.
Модель проведения мастер-класса «Восстановительные технологии в работе классного руководителя при реализации модуля рабочей программы воспитания «Классное руководство»
В ходе мастер-класса будет продемонстрирован метод восстановительной технологии, прием работы в рамках модуля «Классное руководство» .
Диплом победителя регионального конкурса модулей рабочей программы воспитания «Эврика» номинация «Лучший авторский модуль программы воспитания»
Номинация «Лучший авторский модуль программы воспитания » (Длительная образовательная игра «Дети капитана Гранта» 7класс).
Мастер класс «Вариантивный модуль программы воспитания детское общественное объединение «Россияне» Спортивно-оздоровительное мероприятие
Мастер класс «Вариантивный модуль программы воспитания детское общественное объединение «Россияне»Спортивно-оздоровительное мероприятие.
Инвариантные и вариативные модули программы воспитания МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» как залог успешности реализации воспитательного потенциала школьников, развивающихся на фоне умственной отсталости
Доклад на заседании ШМО специалистов сопровождения.
Источник: nsportal.ru
Государственная политика в сфере воспитания. Закон 273 Об образовании в Российской Федерации определяет термин воспитание как
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 23.09 Kb.
Тема 1. «Государственная политика в сфере воспитания»
1. Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» определяет термин «воспитание» как:
деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;
2. Воспитательные задачи в общеобразовательных организациях реализуются следующими специалистами:
классными руководителями; учителями-предметниками; администрацией школы;
3. Родители (законные представители) обучающихся имеют право принимать участие в управлении образовательной организацией. Форма такого участия определяется:
уставом образовательной организации;
4. Кому, согласно федеральному закону «Об образовании в РФ», принадлежит преимущественное право перед всеми другими лицами в воспитании детей:
родителям (законным представителям) обучающихся;
5. Какие результаты освоения основной образовательной программы являются основанием для анализа воспитательной работы в образовательной организации и принятии управленческих решений:
6. Выделите ключевые направления деятельности советника директора по воспитанию для организации воспитательной работы в образовательной организации:
организация взаимодействия с участниками образовательных отношений с целью создания команды единомышленников;
организация взаимодействия с участниками образовательных отношений с целью создания команды единомышленников; организация сотрудничества образовательной организации с социальными партнерами по вопросам воспитания обучающихся;
7. Штаб воспитательной работы в школе это:
коллегиальный орган управления воспитательной работой;
8. Задачами работы советника по воспитанию и по взаимодействию с общественными объединениями являются:
9.Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ» направлен на:
на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
10. Для выполнения трудовой функции «Содействие в обеспечении воспитательной деятельности» советнику необходимо овладеть знаниями в области:
11. Для выполнения трудовой функции «Организация взаимодействия с детскими общественными объединениями» советнику по воспитанию и взаимодействию с общественными объединениями необходимо владеть следующими умениями:
обеспечивать сотрудничество образовательной организации с общероссийскими детско-юношескими организациями; обеспечивать взаимодействие образовательной организации с другими образовательными организациями, в том числе в рамках сетевого взаимодействия;
12. В ФГОС для основного общего образования задача формирования гражданской идентичности обучающихся относится:
к личностным результатам;
Тема 2. «Основы психологии управления в образовании»
1. Чем характеризуются «неформальные отношения» в организации:
2. Что следует понимать под «групповой сплоченностью»:
эффективность работы группы;
3. Что следует понимать под «конфликтом»:
столкновение противоположных целей и интересов;
4. Назовите основные психологические причины, ведущие к конфликтным ситуациям в организации:
особенности личности руководителя и подчиненных; борьба за власть;
5. Что является основным средством разрешения конфликта:
6. Любые организационные изменения необходимо начинать:
7. Эффективными способами мотивации педагогов к осуществлению воспитательной деятельности являются:
создание благоприятных условий для осуществления деятельности; публичное признание заслуг педагога;
8. Успешность публичного выступления обусловлена:
уверенным поведением докладчика; знанием вопроса обсуждения, подготовкой к выступлению;
9. Основными признаками эмоционального выгорания педагога являются:
длительный стресс; потеря интереса к работе;
10. Роль невербальные средства коммуникации во время общения состоит в том, что они:
обеспечивают лучшее понимание между собеседниками;
придают эмоциональную окраску общения;
Тема 3. «Современные вызовы воспитания»
1. Укажите наиболее важные изменения в биопсихологической организации подростков, обуславливающие тенденцию к дезадаптивным формам поведения:
2. К каким психическим явлениям относится эмоциональный интеллект?
3. К составляющим эмоционального интеллекта НЕ относят:
Переживание эмоциональных состояний.
4. Когнитивное развитие подростков характеризуется следующими особенностями:
Развитие способности к абстрактному мышлению.
5. Метод психолого-педагогической диагностики, позволяющий установить прямой контакт с ребенком, получить информацию о его внутреннем мире, о мотивах его деятельности и поведения – это:
6. Базовой основой возникновения детского самоуправления в организации можно считать:
Наличие общей для коллектива социально-значимой цели.
7. Ученическое самоуправление НЕ предполагает:
Индивидуальное подведение итогов.
8. К информации, запрещенной для распространения среди детей, НЕ относится информация:
Имеющая познавательный характер.
9. В случае, если ребенок начал общение через сеть Интернет со злоумышленником, ему необходимо:
Сделать скриншоты переписки.
10. Выберете задачу, которая не входит в психолого-педагогическую работу с педагогами, взаимодействующими с «немотивированными» группами:
Обучение педагогов приемов способствованию самораскрытия учащихся.
11. Социальный проект – это:
Конкретное социально значимое дело, задуманное и реализованное до конца.
12. К действиям, защищающим детей от негативного воздействия в сети интернет, относятся:
Составить и обсудить свод правил использования гаджетов и сети Интернет.
Тема 4. «Разработка и проектирование рабочей программы воспитания»
1. Требование разработки и реализации рабочей программы воспитания в образовательных организациях регламентируется в следующем документе:
Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»;
инвариантные и вариативные;
4. При включении вариативных модулей в рабочую программу воспитания школы необходимо руководствоваться следующими принципами:
модуль должен отражать реальную деятельность обучающихся и педагогов; модуль должен отражать значимую для решения задач воспитания деятельность обучающихся; деятельность, представленная в вариативном модуле, не может быть описана ни в одном из инвариантных модулей.;
5. Инвариантный модуль программы «Классное руководство» включает следующие направления:
работа с коллективом класса и индивидуальную работу с обучающимися; работу с учителями-предметниками; работу с родителями (законными представителями) обучающихся;
6. Инвариантный модуль «Работа с родителями» реализуется на двух уровнях:
групповой и индивидуальный;
7. Одна страна – одна цель воспитания во всех школах страны. Именно такой принцип положен в основу раздела примерной программы «Цель и задачи воспитания». Общая цель воспитания для всех образовательных организаций – это личностное развитие школьников, проявляющееся:
в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний); в развитии их позитивных отношений к общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений); в приобретении соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т. е. в приобретении опыта осуществления социально значимых дел);
8. Какие из перечисленных модулей не являются инвариантными для уровня начального общего образования:
9. Рабочая программа воспитания школы это:
часть содержательного раздела основной образовательной программы школы;
10. Примерная программа воспитания предназначена:
для создания и реализации в образовательных организациях собственных рабочих программ воспитания;
для определения единства целей воспитания в образовательных организациях, сформулированных на основе базовых ценностей, объединяющих наше общество;
11. Календарный план работы образовательной организации должен включать:
государственные праздники и памятные даты;
народные праздники; традиционные мероприятия образовательной организации;
12. К направлениям воспитательной работы НЕ относятся:
социальное развитие; профилактика отклоняющегося поведения обучающихся;
Тема 5. «Организация воспитательной работы в школе на основе деятельности РДШ»
1. Результатом воспитания является:
ценности, ценностные основания;
3. Гражданское направление проектов РДШ соотносится со следующими направлениями внеурочной деятельности:
4. Согласно Федеральному закону от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается:
добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения;
5. Кто не может стать инициатором создания первичного отделения детско-юношеской организации:
администрация школы; органы управления образованием;
на воспитание высоконравственных, социально-успешных граждан; на саморазвитие, самоопределение обучающихся;
7. В содержании каких программ работы педагогов могут использоваться мероприятия детско-юношеских и молодежных общественных объединений?
рабочих программах воспитания образовательной организации; рабочих программах внеурочной деятельности, программах воспитательной работы класса, дополнительных общеразвивающих программах;
8. В этой технологии воспитательной деятельности предусмотрен коллективный способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творческого дела:
9. Определите роль деятельности детских общественных организаций в профилактике девиантного поведения детей и подростков:
создание позитивного, социально-активного коллектива школьников; включении детей и подростков в социально-значимую деятельность;
10. Соотнесите способы достижения и уровни результатов воспитательной работы:
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде.
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
11. Для формирования социальной активности младших школьников необходимо учесть следующие психолого-педагогические условия:
включение обучающихся в социально-значимую деятельность; игровой характер заданий;
работа обучающихся в команде (группе);
12. К приемам эмоционального стимулирования обучающихся в воспитательной деятельности относятся:
Источник: topuch.com