Разработка содержания программ профессиональных модулей вариативной части
Последовательность формирования элементов структуры программы профессионального модуля:
- 1. Паспорт программы профессионального модуля содержит:
- 1.1. Область применения программы профессионального модуля.
- 1.2. Цели и задачи профессионального модуля.
- 1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение профессионального модуля.
Область применения программы профессионального модуля содержит наименование профессии (профессий)/специальности (специальностей), укрупненной группы (групп) профессий/специальностей или направления (направлений) подготовки в зависимости от широты использования программы профессионального модуля, а также указываются возможности использования программы в дополнительном профессиональном образовании (направленность программ повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке (направленность программ профессиональной подготовки). Указывается вид профессиональной деятельности и профессиональные компетенции (выявленные в результате АПУ (анализа профессиональных умений), освоение которых является целью освоения профессионального модуля, уровень образования (основное общее, среднее (полное) общее, профессиональное образование и др.), а также опыт работы (тип предприятия, должности, стаж и др.), требуемые для освоения данного модуля.
Видео лекция Инвариантные модули рабочей программы воспитания Часть 2
Цели и задачи профессионального модуля (1.2) содержат требования к результатам освоения содержания профессионального модуля, то есть конкретизированные требования к практическому опыту, умениям и знаниям.
При разработке программ профессиональных модулей вариативной части основной профессиональной образовательной программы ФГОС СПО практический опыт, умения и знания, определяются на основе требований региональных работодателей.
Количество часов на освоение профессионального модуля содержит сведения о максимальной учебной нагрузке обучающегося, в том числе об обязательной аудиторной учебной нагрузке, о нагрузке по самостоятельной работе и нагрузке по учебной и производственной практике.
2. Результаты освоения профессионального модуля содержат сведения о виде профессиональной деятельности с перечислением наименований общих и профессиональных компетенций, формируемых в рамках освоения модуля, и оформляются в виде таблицы (таблица 9.12).
При разработке примерной программы наименование результатов обучения (общие и профессиональные компетенций) приводится в соответствии с текстом ФГОС СПО, а при разработке программы модуля вариативнои части используются компетенции определенные на основе анализа профессиональных умений.
Результаты освоения профессионального модуля_
Наименование результата обучения
Тематический план профессионального модуля для СПО имеет различную структуру и формируется в соответствии с обозначенными ниже требованиями.
Тематический план профессионального модуля СПО (таблица 9.13) имеет дополнительные колонки, связанные с объемом времени, отводимым на выполнение курсовых работ (проектов) при освоении профессиональных модулей основной профессиональной образовательной программы.
Видео лекция Инвариантные модули рабочей программы воспитания Часть 1
Тематический план профессионального модуля (вариант для СПО)
Всего часов (макс, учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена)
В т. ч. лабораторные работы и практические занятия
Производственная практика (по профилю специальности), часов
В предложенной таблице содержится раздел профессионального модуля — это часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.
Ячейки в столбцах 3, 4, 7, 9, 10 заполняются жирным шрифтом, в 5, 6, 8 — обычным. Если какой-либо вид учебной работы не предусмотрен, необходимо в соответствующей ячейке поставить прочерк. Количество часов, указанное в ячейках столбца 3, должно быть равно сумме чисел в соответствующих ячейках столбцов 4, 7, 9, 10 (жирный шрифт) по горизонтали.
Количество часов, указанное в ячейках строки «Всего», должно быть равно сумме чисел соответствующих столбцов 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 по вертикали. Количество часов, указанное в ячейке столбца 3 строки «Всего», должно соответствовать количеству часов на освоение программы профессионального модуля в пункте 1.3 паспорта программы. Количество часов на самостоятельную работу обучающегося должно соответствовать указанному в пункте 1.3 паспорта программы. Сумма количества часов на учебную и производственную практику (в строке «Всего» в столбцах 9 и 10) должна соответствовать указанному в пункте 1.3 паспорта программы.
4. Содержание обучения по профессиональному модулю заполняется в виде таблицы (таблица 9.14).
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Номер и наименование раздела
Номер и наименование МДК
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
(указывается перечень дидактических единиц)
Номер и наименова- ние темы
(при наличии, указываются темы)
(при наличии, указываются темы)
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1. (при наличии, указываются задания)
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Учебная практика Виды работ
Производственная практика (для СПО — (по профилю специальности)
Каждая тема МДК должна заканчиваться лабораторной и/или практической работой.
- 4 Условия реализации профессионального модуля содержат:
- 4.1 .Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
- 4.2.Требования к информационному обеспечению обучения.
- 4.3.Общие требования к организации образовательного процесса.
- 4.4.Требования к кадровому обеспечению образовательного процесса.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению содержат сведения о наименовании учебных кабинетов, мастерских, лабораторий, об их оснащении оборудованием и необходимыми техническими средствами, а так же сведения об оборудовании рабочих мест практики по профессиональному модулю. Приводится перечень средств обучения, включая тренажеры, модели, макеты, оборудование, технические средства, в т.ч. аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные и т.п. Количество единиц оборудования не указывается.
Информационное обеспечение обучения содержит сведения о номенклатуре рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы, необходимых для освоения профессионального модуля. После каждого наименования печатного издания обязательно указываются издательство и год издания (в соответствии с ГОСТ). При составлении учитывается наличие результатов экспертизы учебных изданий в соответствии с порядком, установленным Минобрнауки России.
Общие требования к организации образовательного процесса содержат сведения об условиях проведения занятий, организации учебной и производственной практики, консультационной помощи обучающимся в ходе освоения модуля. А так же перечисляются учебные дисциплины и профессиональные модули, изучение которых должно предшествовать освоению данного профессионального модуля, то есть задаются входные параметры для освоения конкретного профессионального модуля.
Кадровое обеспечение образовательного процесса) включает требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному(ым) курсу(ам), а так же кадров, осуществляющих руководство практикой (инженернопедагогического состава, мастеров).
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) оформляется в виде двух таблиц, одна из которых содержит сведения о показателях оценки, формах и методах контроля сформированности профессиональных компетенций (таблица 9.15), а вторая — сведения о показателях оценки, формах и методах контроля развития общих компетенций (таблица 9.16). Это связано с тем что, формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их знаний и умений.
Показатели оценки, формы и методы контроля результатов освоения _ профессиональных компетенций_
Результаты (освоенные профессиональные компетенции)
Формы и методы контроля и оценки
Показатели оценки, формы и методы контроля результатов освоения
Источник: bstudy.net
Современные подходы к преподаванию технологии в условиях введения и реализации ФГОС
С 1 сентября 2022 года в силу вступают обновленные ФГОС по всем учебным дисциплинам. Переход на новые образовательные стандарты обязателен только для 1 и 5 классов. Их главное отличие от документов старого образца в том, что в новых ФГОС максимально четко сформулированы требования ко всем предметам школьной программы, окончательным знаниям учеников, а также сделан упор на практическое применение этих навыков. В новых ФГОС также прописаны конкретные требования к условиям обучения для того, чтобы обеспечить равные возможности получения качественного образования всеми ученикам, независимо от места жительства и доходов семьи.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Одной из важнейших задач технологического образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
На уроках технологии широко применяется проектный метод. Овладение ИКТ является наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети лучше узнают друг друга, обмениваются информацией. Учителя должны всячески стимулировать обучающихся к этой работе.
Интегрированный подход к обучению технологии предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке технологии при выполнении различных проектов необходимы знания, полученные на уроках биологии, физики, геометрии, истории, ИЗО и др. В результате такой деятельности приобретается опыт, необходимый и полезный в повседневной жизни.
Четких инструкций по поводу уроков технологии в обновленных ФГОС нет, однако прописаны навыки, которые должны усвоить ученики на каждом этапе обучения. Среди них: изучение современных высокотехнологичных систем, способность ориентироваться в текущей повестке научной сферы. Разработка ФГОС производилась с учетом научно-технологического развития России. Как и для всех других общеобразовательных программ, у технологии
появилась модульность программы. ФГОС представили следующие модули:
Модуль «Производство и технология»
Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»
Модуль «3D-моделирование, макетирование»
Модуль «Компьютерная графика. Черчение»
Модуль «Автоматизированные системы»
Модули «Животноводство» и «Растениеводство»
Примерная рабочая программа ООО «Технология», одобренная решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию,
протокол 3/21 от 27.09.2021 г. [1], констатирует, что модули, входящие в
инвариантный блок, осваиваются в обязательном порядке. Инвариантные модули выбираются исходя из возможностей образовательной организации. Хотя программа предусматривает принцип «двойного вхождения» — когда вопросы, выделенные в отдельный вариативный модуль, фрагментарно присутствуют и в инвариантных модулях.
Так же программа предусматривает несколько содержательных линий:
Линия «Профессиональная ориентация».
Приведённые содержательные линии в рамках модульного курса могут быть раскрыты с различной полнотой и направленностью, в зависимости от состояния материально-технической базы общеобразовательной организации. Освоение учебного предмета «Технология» может осуществляться как в образовательных организациях, так и в организациях-партнёрах, в том числе на базе учебнопроизводственных комбинатов и технопарков.
На начальном этапе внедрения модульного курса технологии, когда школы не имеют возможностей реализовать ту или иную вариативную составляющую, предполагается возможным использование инвариантных модулей, содержащих только модули «Производство и технология», «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов», без включения вариативных модулей. Что фактически соответствует традиционному курсу технологии с добавлением нового содержания.
В стандарте большое внимание уделяется развитию цифровых компетенций у обучающихся и использовании цифровых ресурсов в образовательном процессе.
В то же время, каких-либо новых учебников для преподавания дисциплины
«Технология» не предусмотрено, поэтому могут быть использованы любые учебнометодические комплекты, включенные в федеральный перечень учебников [3].
1.Примерная рабочая программа ООО «Технология» [Электронный ресурс] /
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». – Режим доступа:https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Tehnologiya_proekt_.htm
2. ФГОС ООО [Электронный ресурс] / Институт стратегии развития
образования Российской Академии образования. – Режим доступа:
3.Письмо Минпросвещения России от 11.11.2021 № 03–1899
«Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)
обучающихся в 2022/23 учебном году. [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс.–
Источник: mcoip.ru
Инвариантные модули программы это что такое
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: проектирование основной образовательной программы
(инвариантный модуль 1, 2 — 36 часов)
Авторы: Крылова Ольга Николаевна, д.п.н.,
Пивчук Елена Аркадьевна, к.п.н.
При изучении инвариантного модуля 1 слушатели познакомятся с основными направлениями и тенденциями развития системы образования в условиях введения образовательных стандартов нового поколения, концепцией стандартов, основными инновациями, предлагаемыми в стандартах.
Цель: обеспечение системы готовности руководителей, педагогов и специалистов в реализации ФГОС основного общего образования.
В ходе обучения слушатели получат необходимые знания:
• в области основных требований государственной политики в направлении реализации стандартов общего образования;
• в области основных инноваций ФГОС, включая технологиитьюторского сопровождения индивидуализации образования на ступенях основной школы;
• в области проектирования воспитательных систем в соответствии с требованиями стандартов и в области основных закономерностей формирования культуры здорового образа жизни;
• в области теории и практики метапредметного подхода в образовании.
В ходе практической работы будет сформирован опыт:
• проектирования учебных программ в соответствии с требованиями ФГОС,
• технологиями достижения планируемых результатов образования;
• проектирования урока в соответствии с требованиями ФГОС.
В ходе проектировочной деятельности они овладеют навыками:
• проектирования индивидуальных образовательных маршрутов учащихся;
• организации эффективной деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности;
• использования тестовых, кейсовых, интерактивных и иных технологий;
создания собственной модели организации урочной и внеурочной деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования.
При изучении инвариантного модуля 2 слушатели познакомятся с основными направлениями и тенденциями развития системы образования в условиях введения образовательных стандартов нового поколения, концепцией стандартов, основными инновациями, предлагаемыми в стандартах.
Цель: обеспечение системы готовности руководителей, педагогов и специалистов в реализации ФГОС среднего общего образования, повышение квалификации педагогических и руководящих кадров в области проектирования основной образовательной программы в контексте Федерального государственного стандарта нового поколения.
В ходе обучения слушатели получат необходимые знания:
• в области основных требований государственной политики в направлении реализации стандартов общего образования;
• в области проектирования основной образовательной программы старшей школы;
• в области технологий тьюторского сопровождения индивидуализации образования на ступени старшей школы;
• в области проектирования воспитательных систем в соответствии с требованиями стандартов;
• в области теории и практики метапредметного подхода в образовании;
• в области системы оценивания образовательных результатов ФГОС.
В ходе практической работы будет сформирован опыт:
• проектирования учебных программ в соответствии с требованиями ФГОС, технологиями достижения планируемых результатов образования;
• проектирования стратегии индивидуализации и вариативности образования.
В ходе проектировочной деятельности они овладеют навыками:
• проектирования индивидуальных образовательных маршрутов учащихся;
• организации эффективной деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности;
• использования современных образовательных технологий;
создания собственной модели организации урочной и внеурочной деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС старшей школы.
Источник: www.sites.google.com
Что такое инвариантные модули программы воспитания
Интеграция одного модуля программы использование икт в преподавании и обучении в серию последователь ных уроков. Данная программа представляет собой своеобразный конструктор для создания школьных программ воспитания. Примерная программа воспитания представляет собой некий ориентир, по которому каждая школа может выстроить собственную программу воспитания.
Базисный учебный план образовательной организации включает инвариантную и вариативную части. В статье вы узнаете, что такое инвариантная часть базисного учебного плана значение в формировании образовательного процесса. Является учебная программа нормативный документ, в котором представлены. Примерная (типовая) учебная программа (далее — примернаяпрограмма) документ, который детально раскрывает обязательные.
Кроме того, классные руководители при составлении программ воспитания и социализации учащихся включают темы однкнр в классные часы, беседы и др. Мероприятия с обязательной пометкой однкнр и выделяют данные темы курсивом. При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) в основу положены. Рабочая программа дисциплины (модуля) одобрена на заседании кафедры.
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности и. К осуществлению музыкального развития, обучения и воспитания детей в системе дополнительного. Способствовать осознанному выбору и последующему освоению образовательных программ.
Популярные запросы
- Что такое инвариантные модули программы воспитания
- Что такое инвариантные модули программы воспитания в доу
- Что такое инвариантные модули программы воспитания-
- Что такое инвариантные модули программы воспитания-2
- Что такое инвариантные модули программы воспитания-это
Источник: redactor-online.ru