Краеведческие музеи городов России постепенно стряхивают с себя пыль. Если раньше в них можно было увидеть только облезлые чучела местных животных и бюсты Ленина, то теперь они создают собственные цифровые проекты. Свои мультфильмы, мини-сериалы, виртуальные коллекции и многое другое. Хочу рассказать о 4 интересных краеведческих проектах:
1. Истории довоенного Северодвинска
Cеверодвинск — относительно молодой город. Ему всего 83 года. Еще живы люди, которые помнят, как он строился, многие семьи хранят рассказы о том, как все начиналось. Местный краеведческий музей запустил проект о довоенной истории города. Назвали его «Город тот дорог» .
«Город тот дорог» переносит нас в Северодвинск конца 30-х. Здесь можно побродить по старому городу с помощью интерактивной карты (причем местность разбита на участки и под каждый участок подготовлен свой текст). Можно почитать архивные номера газеты «Сталинец». Посмотреть коллекции фотоархивов, от панорам города до живых кадров детей в школах.
Краеведческий музей придумал много интересных программ на ближайшие месяцы
«Истории» – самый интересный раздел сайта. Это тексты воспоминаний жителей о своей жизни в Северодвинске. «Память о папе», «Город моего детства», «Мне было тогда шестнадцать» — это все заголовки историй. Взяты они, в основном, из газет, журналов и книг. . Есть на сайте и возможность добавить свою историю.
2. Идеальный посетитель для музея Новосибирска
Новосибирский краеведческий музей решил покорять Youtube и запустил свой мини-сериал.
Проект назвали «Идеальный посетитель». В нем девять серий по 4-5 минут. В каждой серии один главный герой – работник музея. Например, начальник службы безопасности, экскурсовод, специалист по кадрам и т.д.
Каждый герой смотрит на записи с камер наблюдения и выбирает, на свой взгляд, идеального посетителя музея. Для кого-то это может быть молодая пара на свидании, для кого-то бабуля с внучкой, а для кого-то — одинокие посетители, долго бродящие по залам и внимательно читающие подписи к экспонатам. Выбранный посетитель обязательно получает приз.
3. Красочный Соликамск
Соликамский краеведческий музей решил сделать увлекательный контент для детей. Взяв за основу тему народного творчества, они запустили проект «Прикамье на красках». Это яркий каталог образцов народной росписи, маленький мультфильм о красильщике Кузме, интерактивная карта Пермского края с местами бытования и развития народного промысла.
Для юных пользователей подготовлены специальные загадки, а также можно попробовать самостоятельно освоить ремесло и поделиться успехами в социальных сетях.
Проект сделан вместе с другими краеведческими музеями Пермского края. «Прикамье на красках» даже стал победителем конкурса музейного мультимедиа.
4. Старожилы Царицына
Наконец, проект не краеведческого музея, но краеведческий по сути. Московский музей-заповедник «Царицыно» решил собрать истории людей, которые жили в этом районе почти всю свою жизнь. Для этого сотрудники музея нашли этих людей, поговорили с ними, записали их монологи на видео, часть — оформили в текст.
Получился большой спецпроект «Старожилы. Частная история Царицына» . Сейчас в нем 22 главы, каждая называется по имени героя («Борис Александрович Антюхин», «Тамара Герасимовна Суханова»). Про каждого человека идет отдельный рассказ: как провел детство, где учился, кем работал. Много личных архивных фотографий и (обязательно!) указание места, где жил этот герой. Вплоть до номера дома.
Интересно, что это продолжающийся проект. Сбор историй о старожилах Царицына начался в 2017 году, но истории все еще собирают и публикуют. Последнее обновление было в конце ноября 2019 года.
Источник: dzen.ru
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Предлагаем вам познакомиться с музейной программой «Мир вокруг нас».
Проблемы культуры являются важнейшими в деле образования и воспитания подрастающего поколения. Особую значимость они приобрели в последнее время, когда наше общество переживает сложный и драматический период, связанный с глубокими изменениями не только в экономической и социальной жизни, но и в духовной сфере. Чтобы овладеть знаниями по истории и культуре своего народа, недостаточно беспорядочного чтения, необходима чёткая система, направленная на расширение общекультурного уровня школьников.
На своих занятиях мы предлагаем ребятам пройти увлекательный путь, изучая жизнь людей, живших в прежние времена, их быт, нравы и обычаи, познакомиться с традициями и культурой родного края.
Давайте вместе «сеять разумное, доброе, вечное».
Музейно-экскурсионная программа «Мир вокруг нас».
Мир — это книга, страницы которой
открываются нам с каждым шагом.
Задачи программы — повышение общего культурного уровня младших школьников и подготовка детей к восприятию таких учебных дисциплин как, история, литература, география. Формирование личности человека, ориентирующейся на дальнейшие самостоятельные контакты с культурой.
Цели программы:
- Образовательная — способствовать расширению словарного запаса учащихся и умению выражать свои мысли. Знакомить детей со словами, вышедшими из употребления, обучить правильному их использованию, повысить грамотность у детей. Знакомить детей с историей и культурой их «малой» родины, с обычаями, обрядами, праздниками, легендами, со всем укладом жизни ушедших поколений. Обучать школьников пользоваться музеем как источником пополнения своих знаний.
- Развивающая — начать изучение общей истории на примере родного города.
- Воспитательная — формировать культурного человека, патриота и гражданина России.
Задача музея — найти своё место в системе непрерывного образования учащихся.
Структура программы состоит из 6-и разделов, связанных между собой. В каждый из разделов включены темы, которые знакомят ребёнка с определёнными сторонами окружающего мира и различными аспектами историко-культурного наследия.
ТЕМАТИКА
1. Знакомьтесь, музей.
1-е занятие. Ознакомительное занятие. История названия города. Городская символика.
2-е занятие. Улицы нашего города. Раскрашивание карты города.
3-е занятие. Как произошли музеи. Музей — хранитель памяти об образе ушедших поколений.
4-е занятие. Понятие памятников, их разнообразие. Закрепление понятия «музей». Музейные профессии.
5-е занятие. Экскурсия (обзорная). Историко-краеведческий музей города Балашихи.
6-е занятие. Топонимы.
Экскурсия в залах музея
2. Путешествие в мир рукотворных предметов.
1-е занятие. Язык вещей. Материалы и способы изготовления.
2-е занятие. Рассказ о чудесных свойствах глины. Гончарное искусство, керамика. Производство кирпичей. Головоломка.
3-е занятие. Гончарное искусство, керамика.
Головоломка.
4-е занятие. Народные промыслы. Дымковская, каргопольская и филимоновская глиняная игрушка.
5-е занятие. Народные промыслы.
Жостово, Городец, хохлома.
6-е занятие. Тайны огня и металла. Рассказ об истоках кузнечного ремесла. Головоломка.
7-е занятие. Легенда о Гефесте. Кроссворд, головоломка.
Закрепление пройденного материала.
8-е занятие.
Деревянные изделия. Профессии, связанные
с обработкой дерева. Кроссворд.
9-е занятие. Одежда древних славян. Головоломка.
10-е занятие. Скатерти.
Вышивка. Полотенца. Разработка орнамента для полотенца.
Фрагмент городецкой росписи
Крынка. Хохломская роспись
3. Природа, которая нас окружает.
1-е занятие. Рассказ о живой и неживой природе. Головоломки.
2-е занятие. Леса и их обитатели. Головоломки.
3-е занятие. Экскурсия в музее. Зал природы.
4-е занятие. Рассказ о животном мире Подмосковья. Раскрашивание.
Ночные бабочки (сверху — вниз): бражник винный средний, бражник тополевый, шелкопряд березовый
Бородатая неясыть
4. Быт, традиции и верования древних славян. Христианство на Руси.
1-е занятие. Древние славяне на Балашихинской земле.
2-е занятие. Мифы древних славян. Головоломки.
3-е занятие. Верования и праздники древних славян.
Кроссворд.
4-е занятие. Христианские праздники на Руси. Пасха.
Вятичские височные кольца. XI век
Витые и плетеные браслеты. XI—XII века
5. Городской и дворянский быт.
1-е занятие. Урок в гимназии. Кроссворд.
2-е занятие. Усадьбы Балашихинского района.
Головоломка.
Экспозиция дворянского быта в МУК «Историко-краеведческий музей». Конец XIX века
6. Великая Отечественная война.
1-е занятие. Великая Отечественная война в названиях улиц нашего города.
2-е занятие. Балашихинцы — участники Великой Отечественной войны.
Евгения Максимовна Руднева — Герой Советского Союза
Иван Андреевич Флеров — Герой Российской Федерации
Курс включает 28 занятий. Возрастная категория — учащиеся младших классов. Время проведения занятия — 35 минут. Занятия проводит музейный педагог непосредственно в музее.
Образец урока.
Приглашение к путешествию.
Программа школьного краеведческого музея
рабочая программа по теме
Данная программа разработана для школьного краеведческого музея, возрастная категория — 1-11 классы.
Скачать:
![]() |
45.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Вознесенская средняя общеобразовательная школа
работы школьного краеведческого музея
Руководитель музея: Белавская М.В.
с. Вознесенка, 2013г
Одним из компонентов воспитательной системы школьного образования является работа краеведческого музея, ведущего реальную патриотическую, историко-культурную, нравственную и другую воспитательную деятельность.
Роль и значение школьных музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодёжи.
Краеведческий музей Вознесенской средней общеобразовательной школы имеет небольшую историю, но уже со сложившимися традициями. Основная деятельность требует планомерного характера.
Запланированная деятельность несет в себе не только экскурсии по музею, но и достаточно широкий спектр воспитательной, общественной, хозяйственной и другой деятельности.
Работа совета музея представляет собой ядро патриотического самоуправления в школе.
В ближайших планах музея обмен опытом с другими школьными музеями района и области.
Главной целью создания музея было оказание помощи учителям и классным руководителям в проведении уроков и классных часов.
Исходя из конкретной педагогической ситуации, можно на основе историко-краеведческого материала создать благоприятные условия для гармоничного развития личности ребенка, обеспечивая ему возможность самопознания, самоопределения и самореализации в таких сферах школьной деятельности как познавательная, здоровьесберегающая, культурная и досуговая. Знакомство с музейными коллекциями стимулирует сопереживание, эмоционально обогащает духовный мир детей и подростков, учит пониманию прекрасного, способствует гуманизации образования.
Историко-краеведческий музей школы является центром воспитательной деятельности по историко-краеведческому воспитанию. Школьный музей это творческое сотрудничество учителей и учеников, он является хранителем и продолжателем лучших традиций школы в историко-краеведческом направлении. Музей воспитывает у учащихся уважение к прошлому своей Родины, своего района, села.
Учащиеся стремятся к сохранению исторического наследия, желанию видеть свою «малую Родину» богатой и неповторимой. Связывая в ходе поисковой работы разные поколения, музей пробуждает в подростках чувство милосердия к старшим, ветеранам труда. Музей формирует в юном гражданине чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире, стремление принять посильное участие в важных событиях, происходящих в России.
В школе создано особое пространство, где учителя реализуют образовательные и культуротворческие программы, экскурсионно-выставочную работу, апробируют музейно-педагогические технологии. Программа деятельности историко-краеведческого музея реализуется в рамках организационной структуры общеобразовательной школы, решает задачи гуманизации и гуманитаризации образования, ориентируясь на общие целевые установки :
- формирование духовных потребностей ребенка;
- развитие эмоционально-чувственной сферы личности ребенка;
- развитие творческих способностей, созидательных качеств личности;
- воспитание человека гуманитарной культуры;
- превращение школы из преимущественно просветительского учреждения в центр духовной, нравственной, эстетической культуры.
- создание оптимальных условий для учителей и учащихся в использовании краеведческого материала при обучении и воспитании;
- формирование у учащихся исследовательских навыков, научного мышления;
- развитее умения собирать краеведческий материал, анализировать и выделять главное;
- развитие навыков работать в группе, выступать на публике, оценивать результаты своей работы.
Музейно-образовательная программа в школе опирается на следующие методологические положения музейной педагогики :
- актуализация и интерпретация историко-культурного наследия этноса;
- непрерывное образование культурой (1 – 11 кл.);
- освоение историко-культурного наследия как личного достояния ребенка (путь от культуры полезности к культуре достоинства);
- реализация творческих потенций, индивидуальных запросов и потребностей ученика;
- интеграция (межпредметные связи, частичная и блоковая интеграция, интегративные курсы);
- использование эффективных технологий обучения (опора на деятельностный, культуротворческий и личностно-ориентированный подходы).
Школьный музей соединяет разные формы внеклассной работы, которые позволяют выделить общую тенденцию: стремление к системности в работе, к массовому приобщению учащихся к истории, искусству, к углубленному изучению предметов, интеграции и творческому развитию отдельной личности.
Школьный историко-краеведческий музей выполняет следующие функции :
- Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися;
- Методическая работа с педагогическим коллективом;
- Координаторская работа с общественными организациями;
- Организация общешкольных мероприятий, объединяющих усилия учащихся, учителей и родителей.
Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися выражается в поисковых заданиях для классов как разовых, так и перспективных в виде направления поиска на несколько лет, в организации походов и экскурсий, в обобщении историко-краеведческого материала в фондах школьного музея.
Методическая функция музея тесно связана с поисковой и исследовательской и объединяет педколлектив и учащихся в едином деле.
На семинарах методического объединения классных руководителей, педсоветах, под руководством заместителя директора по воспитательной работе, руководителя музея, руководителя краеведческого кружка обсуждается план работы школы в историко-краеведческом направлении, заслушивают классных руководителей о работе класса в этом направлении.
Посредством музея создается обратная связь между учеником и учителем, классом и классным руководителем, музей помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разрабатывает тематические экскурсии по стендам и экспозициям музея. Кроме того, в музее есть прекрасный материал, необходимый для уроков краеведения, истории, географии, экологии, факультатива «Моя малая Родина». Преподаватели этих предметов используют музей не только при подготовке к урокам, но и могут провести урок в помещении школьного музея.
Музей также координирует связь с общественными организациями района или другого уровня, организуя участие детей в различных конкурсах и смотрах, что обеспечивает полную реализацию способностей учащихся.
Итоги историко-краеведческой работы воплощаются в традиционных общешкольных мероприятиях. Совет музея организует встречи с ветеранами труда, тружениками тыла, заседания краеведческого кружка, экскурсии и беседы в музее.
Музей состоит из экспозиций: освоение Сибири Ермаком, русская изба, Ветераны Wow, история села, история школы. По каждой экспозиции музея разработана инструкция для экскурсовода. Материалы экспозиций меняются и дополняются постоянно. В 2014 году планируется открытие экспозиций: «Природа нашего края», «Умельцы и замечательные люди села».
В музее заведена инвентарная книга в соответствии с требованиями, которая имеет следующие графы: Инвентарный номер, дата записи, время, источник и номер акта поступления, наименование и краткое описание предмета, количество, материал и техника, размер или вес, сохранность, место хранения, приложения
Наименование музея : краеведческий
Профиль музея : комплексный
Наименование образовательного учреждения, в котором действует музей: Муниципальное общеобразовательное учреждение Вознесенская средняя общеобразовательная школа
Почтовый адрес: 632244 Новосибирская область, Венгеровский район, село Вознесенка, улица Советская, 89.
Руководитель музея: Белавская Марина Владимировна
- — походы по селу Вознесенка;
- -участие в конкурсах, проектах;
- — поиск новых экспонатов и исторических фактов;
- — переписка с интересными людьми;
- — работа с библиотечно-архивными фондами.
Источник: nsportal.ru