Интересные программы для начальной школы

В сборнике собран интересный, полезный материал для использования учителями начальной школы как на уроках, так и во внеурочной деятельности, родителями, студентами. В игре для ребёнка появляется возможность добывать знания самостоятельно; он ощущает радость успеха и уверенность в своих силах. Игра повышает эмоциональный тонус школьника, а без положительных эмоций не может быть плодотворной учебной деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 4»

Сборник развивающих игр

для детей младшего школьного возраста

учитель начальных классов

1. Введение__________________________________________________ 3

2. Глава 1. Игры на уроках

2. 1. Игры на уроках обучения грамоте__________________________ 6

2. 2. Игры на уроках русского языка____________________________ 11

2. 3. Игры на уроках математики_______________________________ 14

19 крутых экспериментов в домашних условиях

2. 4. Игры на уроках литературного чтения______________________ 18

2. 5. Игры на уроках окружающего мира________________________ 21

2. 6. Игры на уроках изобразительного искусства_________________ 29

3. Глава 2. Игры для развития психических процессов.

3. 1. Игры на развитие мышления ______________________________ 31

3. 2. Игры на развитие внимания________________________________ 34

3. 3. Игры на развитие памяти __________________________________ 36

3. 4. Игры на развитие воображения _____________________________ 38

4. Литература _________________________________________________ 40

Игра – это жизненная лаборатория детства,

дающая тот аромат, ту атмосферу молодой

жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке

жизненного материала, есть самое здоровое ядро

разумной школы детства.

Проходит время, ребенок подрастает, и вот ему уже пора идти в первый класс. В школе ему придется столкнуться с множеством трудностей, получить огромное количество новых впечатлений, приобрести принципиально иной, чем в семье опыт общения. Все это требует немало усилий как умственных, так и эмоциональных. Процесс овладения новыми знаниями и навыками будет протекать для ребенка легче и эффективнее, если педагоги смогут внести в него определенную долю игры. Эта форма умственной деятельности является для ребенка привычной, а потому помогает ему справиться с трудностями, ожидающими его в первые годы обучения.

Игра является основным видом деятельности ребенка, начиная практически от рождения. Вообще термин «игра» включает в себя разнообразные виды деятельности. Именно она играет большую роль в формировании и развитии умственных, эмоциональных, физических и творческих способностей ребенка. Игра помогает развивать память, мышление, воображение, внимание.

Одиночная игра развивает индивидуальные качества ребенка, знакомит его с характеристиками и свойствами тех или иных предметов. Игра в группе приучает ребенка к общественной жизни, социальным ролям и отношениям между людьми. Ролевые игры помогают ученику осваивать нормы и стереотипы поведения в современном обществе. Таким образом, можно дать игре четкое определение. Игра представляет собой вид деятельности, в которой человек добровольно принимает участие и получает удовольствие и возможность исследовательского поведения.

ТОП 10 ПРИЛОЖЕНИЙ И СЕРВИСОВ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ (ссылки в описании)

Игра — самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовиться к роли жены и матери, мальчики — в машинки, чтобы стать главным автолюбителем в семье.

Рассматривая игру как всеобщую, спонтанно возникающую форму воспитания, известный психолог Д. Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля». Л.С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую «зону ближайшего развития», в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его реальностью…

Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет , классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.

Игре свойственны определенный темп, ритм; в процессе ее недопустимы пространные объяснения; правила должны излагаться кратко, доступно, лаконично. Снижает интерес обилие замечаний дисциплинарного характера, пассивное ожидание ребенка своего участия в игре.

Читайте также:
Критерии эффективности психолого педагогических программ

Учитель должен сам показать живой интерес к игре, увлечь учащихся. В некоторых играх он создает ситуацию ожидания, загадочности. Успех игры зависит от того, как учитель ее проводит. Вялость, безразличие улавливается детьми и интерес к игре быстро угасает.

Форма проведения игры может быть разной:

  • Коллективной;
  • Групповой;
  • Индивидуальной.

Дидактические игры представляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требует не только умственных, но и волевых усилий — организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.

Дидактические, развивающие игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других – только отдельные элементы: действие или правило, или то и другое.

Поэтому по структуре игры делятся на: сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. При подборе игр важно учитывать наглядно-действенный характер мышления младшего школьника. Необходимо также помнить и о том, что игры должны соответствовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослым, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помогать ребенку овладевать умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать.

В этом сборнике собран интересный и полезный материал, который можно учителю начальной школы включить в ход уроков: разнообразить его, дать возможность ученикам восстановиться физически и эмоционально. Развивающие игры разделены в соответствии с основными уроками начальной школы: русский язык, математика, обучение грамоте, окружающий мир, изобразительное искусство. Отдельной главой идут игры следующих направлений: по развитию познавательных процессов: мышления, внимания, памяти, воображения младших школьников. Предлагаемые игры помогут учащимся, с одной стороны, лучше усвоить изучаемый материал, а с другой – снимут напряжение и усталость. Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом этапе его — от проверки домашнего задания до выполнения проверочной работы и обобщения.

В основе предлагаемых материалов лежит идея использования в обучении младших школьников игр. В игре для ребенка появляется возможность добывать знания самостоятельно; он ощущает радость успеха и уверенность в своих силах. Каждый педагог может найти несколько минут в учебном дне для того, чтобы окунуться с младшими школьниками в игровую деятельность. Игры повышают эмоциональный тонус школьника, а без положительных эмоций не может быть плодотворной учебной деятельности. Использование игровых технологий несомненно даст заметный эффект в развитии детей, а также, улучшит эмоциональное состояние детей, поддержит у младших школьников интерес к учебной деятельности, минуя неблагоприятные тенденции школьного обучения.

ИГРЫ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

«Сколько звуков в слове?»

Цель: развивать фонематический слух

Учитель читает стихи С.Я. Маршака:

Источник: nsportal.ru

Сценарии мероприятий и праздников для 1, 2, 3, 4 классов

Любовь к детям — определяющее качество учителя начальных классов. Очень сложно не только любить детей, но и уметь творить, фантазировать для того, чтобы научить читать, считать, писать, дружить, жить по общечеловеческим правилам. Дети младшего школьного возраста очень любознательны: им мало знаний, которые они получают на уроках, хочется узнать еще и еще, да, к тому же, и не всегда понятно (или не успел понять) о чем идет речь. Урок — это жёсткие временные рамки, это — двадцать с лишним учеников, и каждому хочется попробовать ответить, проявить себя, показать, какой он «самый» замечательный, «самый» умный. Поэтому важно как можно чаще проводить внеурочные мероприятия, праздники, которые ненавязчиво, но в то же время увлекательно продолжают (или завершают) задуманное на уроках, дают возможность для самовыражения.

В этом разделе представлен опыт работы учителей по организации и проведению подобных мероприятий в начальной школе, который, надеемся, поможет расширить кругозор учащихся, вызвать интерес к учебе.

Сценарии праздников в начальной школе. Праздники и мероприятия для младших школьников

Сценарии осенних, зимних, весенних и летних праздников для учащихся начальных классов

Внеклассные мероприятия для учащихся 1-4 классов

Внеклассное мероприятие на осеннюю тему для младших классов. Конкурсная программа КВН «Золотая осень»

— воспитывать у детей любовь к природе, бережное отношение к ней;

— развивать смекалку, находчивость, чувство юмора, стремление больше знать.

Игра по сказкам Пушкина во 2 классе совместно с родителями

Здравствуйте, дорогие семьи 2а класса! Сегодня у нас необычное собрание.

Оно будет проходить в виде игры-путешествия, где каждая семья со своим ребенком — это мини-команда. У каждой команды свой маршрутный лист для ответов на вопросы. По викторинам каждой из станций вы набираете баллы своей семьи — за каждый правильный ответ команда получает 2 балла, за неправильный ответ — 0 баллов, за неполный ответ — 1 балл.

Читайте также:
Как увеличить шрифт в меню программы

Сценарий развлечения для детей «Мультяшки приходят в гости»

— изображения мультипликационных героев: Шрека, Дюймовочки, кота Леопольда, Тома и Джерри, Винни-Пуха,

— листочки с именами мультяшных персонажей,

Зимний праздник для детей начальной школы. Сценарий «Праздник зимних забав»

Звучат фанфары, позывные к началу праздника.

Спешите скорее на площадь главную!

Цели: познакомить детей с профессией врача; развивать познавательный интерес, формировать основы здорового образа жизни; воспитывать уважение к труду.

I. Иллюстративный рассказ.

Звучит песня «Люди в белых халатах» (слова Л. Ошанина, музыка Э. Колмановского).

Сценарий праздника именинников для младших школьников «День рождения в классе»

Сценарий дня рождения для проведения праздника в классной комнате. Класс празднично украшен.

Все дети (кроме именинников), родители — в классе, они ждут, когда в класс войдут «виновники» торжества.

Звучит музыка «Песенка крокодила Гены», и именинники входят в класс, занимают специально приготовленные для них места. Музыка стихает. Все присутствующие встают и исполняют для именинников песню на мотив «Happy Birthday»:

Сценарий мероприятия для младших школьников «Сокровища зеленого сундучка» в рамках проведения «Книжкиной недели»

Ведущий. Дорогие ребята! Сегодня мы пригласили вас на встречу в фольклорно-краеведческий клуб «Родничок», где мы познакомимся с русской стариной, с жизнью, бытом и культурой предков.

Разработка классного часа для младших школьников 4 класса

Цели: познакомить учеников с понятием «культура мира» и раскрыть его составляющие; продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся; способствовать процессам самораскрытия, самоанализа, самовыражения личности учащихся; получить информацию об индивидуальных особенностях членов классного коллектива; вовлечь учеников в атмосферу доброжелательного общения и творчества.

Психологический классный час для младших школьников 4 класса

Цели: способствовать процессам самораскрытия, самоанализа, самовыражения личности учеников; помочь учащимся понять, что люди неоднозначны, и это в порядке вещей; получить информацию об индивидуальных особенностях членов классного коллектива.

Конспект внеклассного мероприятия по литературному чтению для младших школьников

Цель: продолжить знакомство ребят с творчеством А. Гайдара, В. Г. Распутина, Ю. Яковлева, Т. Каленовой.

Задачи: на примере главных героев показать детям, что верность дружбе, отвага, взаимовыручка, доброта, честность во все времена являются положительными чертами характера, учить ребят самостоятельно работать в группах, выполняя общее задание.

Конспект занятия: Как я делаю уборку дома и в школе. Начальная школа

Цель: формировать у детей умения в поддерживании порядка, чистоты.

1) КТД «SOS — мусор!»;

2) игра-путешествие в страну «Грязнулию».

3анятие для младших школьников «Главное чудо света»

Цели: формировать мотивацию здорового образа жизни; помочь учащимся осознать личностную ценность здоровья.

Итоговое занятие в первом классе можно провести в форме урока-спектакля. Данное занятие, как и предыдущие, направлено на формирование мотивации здорового образа жизни, осознание учащимися личностной ценности здоровья.

Внеурочное занятие по экологическому воспитанию для младших школьников 4 класса

Цели: познакомить с заповедниками нашей страны, как со способом охраны природы; развивать логическое мышление; воспитывать желание беречь и охранять природу.

Оборудование: иллюстрации с изображением редких растений и животных, Красная книга, физическая карта России, значки с изображением заповедников, кроссворд «Растения и животные из Красной книги», ребус.

Внеклассное мероприятие по экологическому воспитанию в 4 классе на тему «В царстве Берендея»

Цели: обобщить знания учащихся об охране природы; повторить приметы ясной и пасмурной погоды; закрепить знания о растительности и животном мире леса; развивать любознательность, находчивость, мышление, внимание; воспитывать бережное отношение к окружающему миру, любовь к природе.

Оборудование: карточки с вопросами, карточки с рисунками, маршрутные листы, грамоты и призы.

Внеклассное мероприятие по экологическому воспитанию в 3 классе на тему «Красавица народная Волга-матушка»

Цели: познакомить с географическим положением Волги; показать значение реки; повторить экологические правила поведения человека на берегу водоема; развивать мышление, речь учащихся; воспитывать бережное отношение к водоемам, любовь к природе.

Оборудование: физическая карта России; фотографии истока, берегов Волги; экологические знаки; запись песни «Волга- Волга», запись музыки со звуками журчащей воды.

Источник: kladraz.ru

Сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе

В разделе собраны сценарии, которые вы сможете использовать при организации различных мероприятий: познавательно-игровых программ, школьных праздников, концертов, шоу-программ и торжественных церемоний. Они пригодятся вам и на выпускных вечерах, и на новогодних вечеринках, и на праздниках, посвященных Wow, Дню защиты детей, Дню знаний и т. д.

Материалы будут полезны как преподавательскому составу, так и учащимся

Внеклассные мероприятия в начальной школе. Сценарии

Внеклассное мероприятие о Правилах дорожного движения в форме игры — соревнования для младших школьниковЦель: повторить и закрепить знания учащихся по ПДД. Задачи: — отработать умение выбирать верный маршрут по улицам города; — повторить дорожные знаки; — воспитывать внимание, навыки осознанного использования знания ПДД в повседневной жизни. Форма проведения: эстафета «Красный, жёлтый, зелёный». Оборудование: плакаты по ПДД, дорожные знаки, карточки с заданиями для конкурсов. Ход игры.

Читайте также:
Какие из ниже представленных фрагментов программ позволяют после своего выполнения поменять местами

Внеклассное мероприятие на осеннюю тему для младших школьниковЦель: Обобщить знания детей об осенних явлениях в природе. Задачи: • Развивать художественные способности, творческую активность детей, кругозор. • Воспитывать любознательность, доброжелательность, сплоченность. • Формировать чувство командной взаимовыручки. Оформление: • Репродукции картин на осеннюю тему; • Листья растений; • Жетоны; • Карточки для конкурсов; Ход мероприятияВедущий: Ребята, отгадайте загадку и тогда в.

Конспект развивающего занятия по теме «Воображение» для детей начальной школы (7-9 лет)Цель: учиться фантазировать, создавать модели различных ситуаций и искать пути решения проблем. Этапы занятия 1. Организационный момент. 2. Выполнение заданий. 1. Необитаемый остров. Предлагаю поиграть в путешественников, попавших на необитаемый остров.

Роли главных героев могут исполнять любимые персонажи. Высадите героев на остров и начинайте планировать: что нужно путешественникам для того, чтобы по.

Внеклассное занятие по математике для обучающихся 3 – 5 классов. Путешествие по стране Математике

Самоанализ внеклассного занятия по математике для 3 – 5 классов «Путешествие по стране Математике»Познакомиться со сценарием внеклассного занятия можно здесь Цель: развитие и активизация интереса к изучению математики через внеурочную деятельность. Задачи. Познавательные УУД: расширение математического кругозора, развитие логического мышления, познавательного интереса, приобщение к творческой деятельности обучающихся. Регулятивные УУД: развитие умения самостоятельно принимать решения в про.

Сценарий к 23 февраля — «Дню защитника Отечества». «А ну – ка, парни!» для 1-9 классовКоманды входят под музыку Ведущий 1: 23 февраля наша страна отмечает День защитника Отечества! Мы хорошо знаем, что мирное небо над головой, покой граждан страны, ее честь и достоинство защищают воины Российской Армии: солдаты, летчики и танкисты, пограничники и матросы. Ведущий 2: Мы собрались здесь, чтобы поздравить наших мальчиков, мужчин с Днем защитника Отечества, пожелать им здоровья, успехов в .

Праздник ко Дню Матери «Мама – первое слово…». Начальная школаЦель: — вовлечь воспитанников в мысленную и познавательную активность в подготовке и проведении праздника; — помочь увидеть роль женщины в жизни каждого человека; — формировать познавательный интерес к культурному наследию, к изучению поэзии; — развивать умение подбирать нужный материал, четко формулировать и излагать свои мысли; — развивать творческие способности; — привитие чувства любви, почитания матери, женщины; О.

Конспект интеллектуальной игра для начальной школыЦель: Развивать познавательные способности учащихся, развития зрительного восприятия, внимания, интерес к познанию окружающего мира. Задачи: 1. Создать каждому ученику условия для проявления своих способностей, интеллектуальных умений. 2. Развивать такие качества, как умение слушать другого человека, работать в группе. З. Дать возможность учащимся реализовать творческие способности. Ход игрыВедущий: Добрый день ребята, гости и все присутс.

Сценарий музыкального фестиваля военных песен, посвященный Дню Победы. Начальная школаВ последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Самая большая опасность, которая подстерегает наше общество сегодня — разрушение личности человека. В данный момент материальные ценности всё больше доминируют над духовными.

Поэтому у обучающихся искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. Общество остро ощущает «дефицит нравственности». Характер.

Авторский кукольный спектакль «День рождение Марьяны»

Конспект внеурочного занятия для детей начальной школы на тему «Праздник Сороки»Цель: приобщение детей к русской народной культуре. Задачи: — познакомить обучающихся с историей народного праздника «Сороки», с его обычаями и традициями; — способствовать духовно – нравственному воспитанию дошкольников; — воспитывать интерес к народному фольклорному творчеству, истории русского народа. Ход занятияУчитель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы познакомимся с одним народным праздником с интересным на.

Конспект внеклассного мероприятия по литературному чтению для младших школьников 3 классаВнеклассное мероприятие «Литературный урок» в 3 классеОписание работы: этой работой могут воспользоваться учитель, воспитатель, родитель — для расширения кругозора ребенка, творческих способностей, саморазвития личности. Материал полезен для 3 класса. Цель: способствовать повышению интереса учащихся к чтению. Задачи: — расширение читательского кругозора; — активизировать мыслительную деятельность, речь;.

Совсем скоро народный праздник птиц «Сороки». В этот день, 22 марта, пекут из теста «жаворонков», маленьких птичек, с которыми потом дети выбегают на улицу, на лужайку, поют звонкие песни-заклички, играют в народные игры. Всем хочется, чтобы зима быстрее уступила место весне, с тёплым солнышком, зелёной травкой и, конечно, с пением птичек. Как мы ждём возвращения перелётных птичек — соловушек, жаворонков, ласточек и других, чтобы снова услышать их радостное щебетанье. * * * Вот опять пришла.

Пьеса-сказка «Рождественская Звезда» для детей школьного возраста. СценарийДанный материал предназначен для любого возраста, начиная с 6 лет. Участники и роли: Поросенок Кузя, Конь Сивка, Хряк Хрюндель, Корова Муму, Петух Коко, Козочка Козетта, Болонка Мисочка, Рождественская Звезда, Барашки-братья Бяшка и Бешка. Сценарий:Эпизод первый: Раннее утро.

Скотный двор ещё спит, но вот из курятника, зевая и потягиваясь, выбредает Петух Коко. Идёт еле-еле, словно встал, но не проснулся. С.

Сценарная разработка познавательной программы

Источник: ped-kopilka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru