Школа программирования и робототехники «Пиксель» познакомит вашего ребенка с миром ИТ. В школе есть онлайн- и офлайн-занятия для детей от 5 до 17 лет по направлениям: Scratch, Roblox, Unity3D, Java, Python, Minecraft и веб-дизайн. Подробнее — на сайте.
Содержание:
- Платформы для самых маленьких (до 7 лет)
- Компьютерные игры и Lego (7+)
- Знакомство с языками программирования (7+)
- Олимпиады (от 10 до 17 лет)
- Книги и комиксы
- Советы родителям
Платформы для самых маленьких (до 7 лет)
Первые шаги в программировании ребенок может сделать еще до того, как научится писать. Игры и тренажеры для самых маленьких напоминают скорее увлекательный конструктор, чем урок информатики.
Например, платформа «ПиктоМир», разработанная по заказу Российской академии наук, позволяет ребенку «собрать» из пиктограмм на экране компьютера несложную программу, управляющую виртуальным роботом.
А в обучающей игре Code Karts, созданной по системе Монтессори, дети знакомятся с основами программирования с помощью логических загадок, оформленных в виде гонки — ребенку нужно составить простой код, чтобы привести свою машину к финишу.
За какие игры не страшно усадить ребёнка?
Другой увлекательный «цифровой конструктор» — ScratchJr. Здесь дети учатся алгоритмам построения кода, перетаскивая разноцветные блоки и собирая свои первые небольшие игры и мультфильмы.
Научить детей мыслить логически и раскладывать сложные задачи на простые шаги можно в нашей игре «Приключения ровера Роба». Это яркий интерактивный комикс, где ребята следят за развитием сюжета с участием маленького робота-доставщика и его друзей и параллельно тренируются составлять первые алгоритмы.
Ресурс разработан для детей 7-11 лет, но отлично подойдет и дошкольникам — все реплики комикса сопровождаются аудио версиями, поэтому для погружения в сюжет и задания совсем не обязательно уметь читать.
Компьютерные игры и Lego (7+)
Ребятам постарше изучать программирование в нескучной форме помогают компьютерные игры с «открытой» вселенной, где есть возможность создавать своих героев, локации или целые миры.
Самые популярные среди подростков платформы — это Roblox и Minecraft . На первой собраны сотни игр (плейсов) от профессиональных разработчиков и любителей, которые разбиты на тематические разделы — от строительства до научной фантастики. Дети могут посещать авторские локации или создавать собственные, общаясь и взаимодействуя с другими игроками.
Читайте по теме:
В Minecraft все немного иначе — виртуальный мир, в котором оказывается участник, формируется по умолчанию после загрузки игры, и главная задача любого персонажа здесь — выжить. Он должен строить объекты и организовывать свою локацию так, чтобы защищать себя от опасностей.
Minecraft предполагает больше свободы — игроки могут предпринимать любые действия, передвигаться по тем местам, которые им хочется посетить, и конструировать без ограничений, а это, в свою очередь, дает широкие возможности для креатива.
5 Приложений для обучения детей программированию
К примеру, внутри этого виртуального мира уже строили подобие Королевской Гавани из «Игры Престолов», Титаника, Вавилонской башни и других реальных и вымышленных архитектурных сооружений. Отличаются две эти игры и языками программирования — Roblox знакомит детей с LUA, а Minecraft — с Python.
Еще одна платформа — Factorio — подойдет тем, кто уже освоил простые языки (к примеру, Python) и готов переключиться на С++.
В игре единый для всех пользователей сюжет — ребятам от лица космонавта, попавшего на неизвестную планету, предстоит добывать полезные ископаемые, строить заводы и фабрики для автоматизации процессов переработки, а также защищаться от существ, населяющих виртуальный мир.
Потренировать навыки программирования в игровой форме можно не только онлайн. Любителям конструкторов понравится серия Mindstorms от Lego. Это наборы деталей и электронных блоков для создания программируемых роботов с дистанционным управлением.
Серия Mindstorms подойдет детям от 10 лет, а для тех, кто помладше, есть похожая версия Lego Boost.
Знакомство с языками программирования (7+)
Уже с первого класса школьник может не только тренировать абстрактную логику и изучать общие принципы кодинга, но и прицельно знакомиться с языками программирования.
Для начала лучше выбрать один из простых визуальных вариантов, например, Blockly или Scratch. Для изучения первого подойдет сайт Blockly.Ru. Здесь собрана большая русскоязычная база теоретических материалов, практических упражнений и увлекательных игр для детей от 7 лет.
Познакомиться с языком программирования Scratch можно на сайте одноименного сообщества. Здесь дети 8-16 лет могут создавать интерактивные истории, игры и анимации и делиться ими с другими пользователями по всему миру.
На нашем курсе по информатике для 7-9 классов ребята учатся писать и тестировать программы для робота на Python, работать с Blockly, разрабатывать веб-страницы и многое другое.
Здесь упор сделан на практические знания: например, после освоения простых навыков программирования школьники узнают про облачные хранилища данных, безопасность в интернете и геоинформационные системы. Все это — в иллюстрированной форме с подсказками и без оценок. Учебная программа курса состоит из 68 уроков и отлично подойдет для подготовки к ОГЭ.
Познакомиться практически со всеми популярными языками программирования, развить умения их использовать, а также подготовиться к олимпиадам по информатике для средней и старшей школы, ОГЭ и ЕГЭ можно на сайте «Информатикс». Этот ресурс создан Центром педагогического мастерства.
Он объединяет обучающие курсы, которые разрабатывались преподавателями ведущих вузов и школьными учителями из разных регионов страны. Материалы подойдут ребятам любого уровня подготовки, даже если цели сдавать экзамены или участвовать в олимпиадах пока нет — на сайте представлены блоки с теорией по различным темам и тренажеры с автопроверкой даже для начинающих программистов.
Погрузиться в тему и отточить навыки в программировании роботов, мобильной, VR/AR-разработке и других областях, можно в «IT-кубах» — специализированных образовательных центрах, которые работают в разных регионах России.
«Куб» — это направление обучения, которое дети могут построить индивидуально под себя, выбрав понравившиеся курсы. Занятия проводятся для ребят от 7 до 18 лет. Начать посещать центры можно с любого возраста — в программе есть блок для начинающих, который подойдет и младшим школьникам, и ребятам постарше.
Те, кто хочет изучить основы промышленного программирования и разработать свои первые проекты уже во время учебы, могут попробовать освоить двухгодичную программу «Лицея Академии Яндекса». Это бесплатный проект для учеников 8-10 классов, который работает более чем в 160 городах России и Казахстана.
Чтобы поступить туда, не обязательно уметь программировать, достаточно базовых знаний математики и логики. За два года школьникам предстоит изучить основы Python и научиться создавать веб-приложения, чат-боты и с нуля разрабатывать программы с графическим интерфейсом. Этих навыков достаточно, чтобы устроиться на стажировку или стать junior-разработчиком.
Подростки, уже хорошо знакомые с графическими языками-надстройками, могут постепенно переходить на JavaScript. О нем подробно рассказывает на своем ютуб-канале блогер Владилен Минин. Ролики подойдут, скорее, старшеклассникам, а начать изучение можно с видео «Полный курс 2020 JavaScript за 6 часов».
Важно помнить, что любому начинающему программисту рано или поздно придется столкнуться с английским языком — на нем «кодит» весь мир. Чем раньше ребенок станет отрабатывать базовые навыки в англоязычной среде, тем проще и быстрее он адаптируется ко «взрослым» языкам в будущем. Маленькие кодеры могут начать с бродилки Box Island, квеста SpriteBox или приложения по управлению роботом Lightbot.
Еще один полезный англоязычный ресурс — сайт code.org, где собраны видео и тренажеры для погружения в программирование. Обучение подойдет детям разных возрастов — от 4 до 18 лет. Некоторые материалы доступны на русском языке или с русскими субтитрами.
Олимпиады (от 10 до 17 лет)
Когда ребенок познакомился с основами и втянулся «в процесс», можно добавить в обучение соревновательный элемент. Например, принять участие в нашей олимпиаде по информатике. Задания здесь адаптированы для школьников 6-11 классов и подойдут ребенку, даже если у него нет hard skills в программировании — все необходимые знания участники получают по мере прохождения заданий.
В первом туре дети учатся решать задачи на логическое мышление, программировать ровер (робот-доставщик) и писать код на Python. Второй тур проходит в формате онлайн-хакатона. Школьники в командах разрабатывают новые навыки для голосового помощника Алисы.
В процессе они знакомятся с тем, как работают голосовые интерфейсы, а также пробуют себя в роли разных IT-специалистов: сценаристов, тестировщиков и разработчиков.
Если школьник подумывает о профильном вузе, полезно будет попробовать себя во Всероссийской олимпиаде по информатике. В первом туре принимают участие ученики средней и старшей школы. На муниципальный этап проходят школьники 7-11 классов, а на региональный и заключительный — только старшеклассники.
Приятный бонус от участия: победители и призеры заключительного этапа получают льготы при поступлении в вузы на профильные специальности.
Альтернатива Всероссийской Олимпиады — Открытая олимпиада по программированию для 7-11 классов. Она ничуть не уступает по сложности заданий, но отличается тем, что отборочный тур в ней проходит дистанционно.
Некоторые соревнования рассчитаны на командную работу. В их числе — олимпиада по программированию «Высшая проба» от ВШЭ (7-11 классы) и Национальная технологическая олимпиада (5-11 классы).
Книги и комиксы
Знакомство с программированием можно начать и с книг: от увлекательных историй для самых маленьких до практических гайдов для подростков, которыми зачитаются даже родители. Вот лишь несколько примеров:
- «Путешествие в страну Алгоритмию с котенком Скретчем», Елена Зорина (0+) — красочная книга о языке программирования Scratch с интересными заданиями и сюжетом.
- Комиксы из серии «Тайные кодеры», Джин Люэнь Янг (6+) — девочке по имени Кузнечик и ее друзьям предстоит разгадать тайны Академии, где они учатся. Здесь в увлекательной форме изложены основы программирования на языке Лого.
- «Scratch для юных программистов», Денис Голиков (7+) — книга помогает детям самостоятельно изучить Scratch, написать первую программу, мультфильм и игру. Попутно ребенок знакомится с базовыми математическими понятиями.
- «Python для юных программистов», Денис Голиков, Сергей Жучков (7+) — книга рассчитана на детей, у которых сформированы базовые навыки работы с компьютером (создание текстовых файлов, презентаций, самостоятельный поиск информации в интернете и прочее). В процессе игрового обучения они узнают о типах данных, операторах, циклах, списках, функциях и других элементах языка Python.
- «Python для детей и родителей. Играй и программируй», Брайсон Пэйн (12+) — популярный самоучитель, подробно описывающий работу с языком Python. Книга научит шифровать тайные послания с помощью программ, создавать компьютерные игры и графику, а также собственные приложения.
- «Программируем с детьми. Создайте 50 крутых игр на Python», Адриана Таке (12+) — простая и наглядная книга для обучения с нуля. С ее помощью ребенок научится писать код на Python и сможет создавать игры самостоятельно.
- «Программируй в Minecraft. Строй выше, выращивай быстрее, копай глубже и автоматизируй всю скучную работу!», Эл Свейгарт (12+) — книга заинтересует всех любителей игры Minecraft. Благодаря ей ребенок познакомится с основами программирования и получит ценные навыки, которые сможет использовать в игре.
Советы родителям
Важно помнить о некоторых общих правилах, которые помогут сделать процесс обучения легче и интереснее.
- Создайте комфортную среду для обучения. Ребенок не должен бояться совершать ошибки. Дайте ему понять, что он всегда может полагаться на ваши советы и поддержку.
- Покажите, как личные интересы сына или дочери связаны с цифровыми технологиями. Ведь сам по себе кодинг может быть не так увлекателен, особенно если ребенок планирует выбрать профессию, на первый взгляд не связанную с IT. Например, увлеченному футболисту можно предложить сделать скрипт, который позволит следить за расписанием игр его любимой команды. Благодаря понятной цели он будет активнее вовлечен в образовательный процесс.
- Не давите. Велик соблазн решить за ребенка, в какой области ему развиваться. Не заставляйте детей заниматься теми предметами, которые им не нравятся — так вы убиваете их мотивацию и перекрываете кислород естественным желаниям и потребностям.
Фото на обложке: Shutterstock / Volodymyr TVERDOKHLIB
Источник: rb.ru
15 сайтов и игр, которые научат детей программированию
Хотим мы этого или нет, но обучение все больше становится похожим на игру. Особенно если речь идет о детях младшего школьного или дошкольного возраста. Преподаватель Британской высшей школы дизайна Дмитрий Карпов составил список полезных ресурсов для обучения информатике с раннего возраста.
Сегодня дети оказались в совершенно уникальной информационной среде доступности различных мультимедийных впечатлений. Поэтому рекомендую собрать игры в несколько групп.
Эта подборка приложений посвящена знакомству с основами программирования. Можно отдельно собрать подборку с головоломками, лабиринтами и простыми играми на развитие мышления и внимания, например. Вторая группа — рисовалки, музыкальные приложения, простые видеоредакторы для развития интереса к цифровому творчеству. Третья группа приложений — интерактивные книги, сказки, аудиокниги, развивающие вербальную и аудиальную культуру. Они расширяют словарный запас и гармонично формируют личность, которая интересуется текстом.
Новую область знания — computer science (науку прикладного программирования и проектирования) — стоит начинать изучать в раннем возрасте, с 4-6 лет
Когда у ребенка уже формируются представления о мире вокруг. Игра всегда служила обучению. И сегодня главным учебным инструментом становится гаджет (планшет или компьютер) — личный проводник в мир цифровых знаний ребенка.
Code.org — приятный интерфейс и масса простых игр о базовых принципах работы языков программирования. Очень нужный некоммерческий образовательный проект для детей.
Crayon Physics Deluxe — игра просто шедевр, развивает у ребенка инженерное мышление, готовит к пониманию программирования в условиях различных систем и физических движков. Даже не столько про программирование, сколько про логику решения задач через итеративный процесс, что является важнейшей воспитательной дисциплиной.
Lightbot — игра на старике Flash, но с приятной графикой и простым обучающим материалом по построению алгоритмов движения робота. Развивает у школьника внимание к сценарию и понимание пошагового поведения персонажа.
CodeCombat — ветеран на рынке, занимается игровым обучением кодам Python, JavaScript, Lua и экзотическому CoffeScript.
CodeMonkey — изучение принципов синтаксиса через игру с обезьянкой.
Ceebot — управление персонажами, используя команды C++.
Cargo-Bot — простое приложение для дошкольников и их айпэдов.
Tomorrow Corporation — игрок решает задачки, которые выдает «игровой» начальник для каждого уровня. К примеру, благодаря пазлам можно научиться создавать модульные функции и их комбинации на основе простейших команд.
Scratch — классика развития мышления будущего программиста.
Kodu Game Lab — большой учебный проект от команды Microsoft Research. Версия для PC бесплатная, а за версию на Xbox придется отдать около $5. Прелесть в притягательности для ребенка мира проектирования игры, его модульности, мышления категориями создания виртуальных миров. Возможно, менее полезна для кодинга и программирования, но лучше помогает изучать основы дизайна игровых приложений.
Hopscotch — обязательное приложение на iPad. Приятный дизайн и базовое изучение основных понятий кодинга.
ПиктоМир — стоит отметить этот российский проект, разработанный по техзаданию РАН, но мне не нравится дизайн. В достоинствах приложения — русский язык. Но это весьма спорное достоинство в изучении основ программирования, так как знание английского языка ускоряет процесс обучения.
RoboZZle — приложение для составления алгоритма движения стрелки. Обучает ребенка пониманию теории алгоритмов на практике.
Kodable — подойдет для малышей. В процессе игры они смогут составить простые сценарии поведения милых шарообразных персонажей.
Для совсем маленьких (от 4-х лет) есть хорошие мини-приложения для iPad:
Естественно, это лишь малая часть всего. Но именно с этих приложений можно знакомство с миром программирования.
Источник: mel.fm
Программирование для детей: 10 обучающих приложений
Чтобы научить ребёнка основам программирования, ему должно быть не просто понятно, но и интересно. Мы собрали 10 увлекательных приложений-игр, которые подойдут для детей всех возрастов.
- Программирование для дошкольников
- Программирование для школьников
Программирование для дошкольников
Box Island
Максимально понятная мобильная игра, в которой нужно бродить по острову, преодолевать препятствия и собирать звёзды. Обучение детей основам программирования через последовательности и циклы — это отличное начало. Box Island развивает логическое мышление, распознавание образов и память.
Поддерживается русский язык.
ScratchJr
Скретч известен как лучший вводный язык программирования, а ScratchJr — это адаптированный вариант для детей от 5 лет. С ним можно оживлять персонажей, создавать свои игры и сценарии. Развивает не только алгоритмическое, но и творческое мышление.
Почти всё приложение состоит из картинок, поэтому язык интерфейса значения не имеет.
Ну а если вы переросли Scratch, но тоже хотели бы обучаться программированию в увлекательной форме, держите 20 бесплатных онлайн-игр для программистов.
Lightbot
Ещё одно мобильное приложение, в котором ребёнку предстоит управлять роботом, направлять его и включать свет в нужных точках. Каждый новый этап игры сложнее предыдущего, повторяющихся команд всё больше, вследствие чего появляются своеобразные циклы.
Можно выбрать русский язык.
ПиктоМир
Но обучение детей программированию не ограничивается иностранными приложениями. ПиктоМир от российских разработчиков очень похож на Lightbot, только вместо включения света нужно закрашивать пройденные роботом квадратики.
По умолчанию на русском языке, но также можно переключиться на английский.
SpriteBox
Игра чем-то напоминает старого доброго Марио, но с более яркой картинкой и квестами-головоломками, которые знакомят детей с последовательностями, циклами и базовыми программными операциями.
Все задания на английском языке.
Программирование для школьников
Scratch
Также есть визуальный язык программирования Scratch — для детей от 10 лет и старше. От ScratchJr программа отличается более продвинутым графическим редактором и редактором проектов. Так, Скретч обучает детей не только написанию программ, но и основам дизайна.
Поддерживается русский язык интерфейса.
Minecraft
Программирование с Майнкрафт — лучшее решение для современных детей. Мало того, что ребёнок уже может интересоваться столь популярной игрой, так в ней ещё можно реализовывать задачи в рамках 3D-мира. Кроме наличия головоломок, Minecraft также развивает воображение и позволяет выстраивать причинно-следственные связи.
Примечание В Майнкрафте можно создавать для ребёнка уникальные сценарии и задачи.
В настройках можно выбрать русский язык.
Kodu Game Lab
Программирование для детей, которые интересуются геймдевом, должно начинаться с этого приложения. Kodu — игра от Microsoft для визуального программирования. С ней ребёнок не просто научится программированию и дизайну, но также создаст настоящую 3D-игру, в которую можно поиграть на ПК или Xbox.
Только на английском языке.
Tynker
Это не игра, а целая платформа с обучающими приложениями для разных языков. Наиболее популярны игры для детей по изучению JavaScript, Python, HTML и CSS. Всего Tynker насчитывает около 2000 игр, включая темы по дополненной реальности и робототехнике.
Codecombat
Ещё одна платформа для детей по изучению программирования. Собранные здесь курсы и игры разрабатывались при поддержке педагогов. Платформа позволяет осваивать синтаксис и писать код с соблюдением лучших практик. Поддерживаются следующие языки программирования: JavaScript, Python, Java, CoffeeScript и Lua.
Есть поддержка русского языка.
Источник: tproger.ru