Интерактивные программы в музеях что это

Содержание

В каких музеях проводят интерактивные экскурсии для детей?

Интерактивная музейная экскурсия для детей – альтернатива премудрой сказки с обучающими элементами. Список самых популярных российских галерей.

Обычно в музее нельзя бегать и шуметь, нельзя ничего трогать руками, а поиграть с экспонатами тем более никто не разрешит. Но все меняется, когда вы приводите ребенка на интерактивную экскурсию!

Нынешних детей удивить трудно. Кибер-игры, сверхинтеллектуальные игрушки и круглосуточный доступ в виртуальное пространство окружают ребенка едва ли не с рождения. Их не особенно интересуют библиотеки с книгами — зачем, если есть веб-порталы, где собраны тысячи текстов? Их не уговоришь пойти в музей – какой смысл, если историю Египта можно посмотреть в сети? Музеи учли эту особенность и сделали ответный ход.

Почему мумии так долго сохраняются?

Музеи сделали ставку на главную черту ребенка (которой он выгодно отличается от большинства взрослых) — любознательность и стремление все испытать и потрогать. Даже в результатах исследований мозга младенцев прослеживается тенденция: ребенок остается ярко выраженным визуалом только первые 7-25 дней жизни.

Интерактивные экскурсии и музейные занятия в Геологическом музее

Как только дитя осознает, что у него есть руки и рот, ему сразу хочется познавать мир не только глазами. Эта особенность сохраняется у человека и до 12, и до 18, а у некоторых счастливчиков и до 85! Хочется все щупать, мять, пробовать на вкус, а еще ломать, взрывать, разрезать на кусочки. Именно этого тактильного опыта, как правило, недостает на классической экскурсии: «Посмотрите налево, посмотрите направо!» Визуализировать информацию мало: подрастающему поколению хочется знать, как устроено боевое орудие времен Первой мировой («А еще было бы здорово пострелять из него. «), почему мумии фараонов так долго сохраняются («И как это — бальзамировать? Маминым бальзамом, что ли, поливать. «), как рисовать натюрморты и почему эта скучная девочка с самыми обычными персиками такая знаменитая?

Вершители музейного бизнеса призадумались над тысячами вопросов своих юных посетителей и предложили целую серию экскурсий, где все ответы можно будет получить самостоятельно, безбоязненно и безнаказанно экспериментируя с экспонатами. Новое приключение назвали по-современному заманчиво — интерактивная экскурсия.

Интерактивная экскурсия в музейных стенах больше похожа на сказку или веселое приключение, но в то же время дети получают знания!

Руками. трогать!

По правде говоря, феномен музейного интерактива — не новость. Первые «живые», «одушевленные» экскурсии начал проводить Государственный Политехнический музей практически с момента своего открытия в 1872 году. Уже в начале прошлого века юные кадеты и гимназистки на лекциях и семинарах профессоров Сеченова и Зелинского, Чаплыгина и Тимирязева могли прикоснуться к науке и поучаствовать в опытах. Сто с лишним лет спустя здесь царит та же удивительная атмосфера. Правда, интерактивных экскурсий стало на порядок больше, а примеру Политехнического музея последовали десятки других по всей России.

Интерактивные решения для Брянского музея истории партизанского движения | Vinchi Interactive

Современная интерактивная экскурсия в музейных стенах больше похожа на волшебную сказку или веселое приключение. Ребятам сообщают, что они попали в удивительную страну, где царствует сказочная фея или владычествует страшный дракон.

Разумеется, с главным героем приключилось нечто ужасное и помочь ему могут только самые умные и любознательные юные экскурсанты, которые тотчас же с рвением и явным удовольствием принимаются за разгадывание необычной загадки. Им предстоит склеивать, рисовать, складывать мозаики, лепить из глины — и все это на фоне увлекательного рассказа гида, который совершенно не похож на обычную экскурсионную программу. Конечно, через полтора-два часа этой игры (именно столько обычно длится интерактивная экскурсия; программы для дошкольников занимают 30-45 минут) ваш ребенок не перевоплотится в Менделеева или Шопенгауэра. Но новые знания о природе вещей все же получит и наверняка запомнит их лучше, чем если бы прослушал цикл школьных лекций по той же самой теме. К тому же на память о музейном приключении обязательно останется маленький сувенир, сделанный своими руками, — музеи знают о любви крох к подаркам и с удовольствием делают их.

Крутой маршрут

Пару лет назад на рынке туристических услуг начал резко расти сектор детского туризма и, в частности, набрали обороты интерактивные экскурсии для школьников и подростков. От музейных игр-сказок эти интерактивные путешествия отличаются, пожалуй, чуть большим размахом: турфирмы предлагают за день изучить историю Москвы, прокатиться от Кремля до самых до окраин, представляя себя то боярином, то камер-юнкером, то действительным статским советником.

Обычно интерактивная экскурсия, устроенная турфирмой, продолжается более 3 часов (поэтому подходит для детей старше 5-6 лет, которые могут выдержать подобную нагрузку). Как правило, в программу входит не только пешая прогулка в исторических костюмах или инсценированное представление в образах из мифов или сказок, но и посещение музеев. В маршрут попадают любые музеи, даже если в них не предусмотрена интерактивная программа, — за ее «одушевление» берется персонал самих турфирм. Так, в Музее декоративно-прикладного искусства они помогут провести мастер-класс по росписи матрешек, а в Музей боевой славы пригласят актеров, которые вместе с детьми проиграют настоящие батальные сцены.

Родителям не стоит переживать: игровой сценарий отнюдь не перечеркивает образовательный эффект от посещения музея. Даже если ребенку трижды заученным текстом не напомнят, что Пушкин написал «Евгения Онегина» в 20-х года XIX века, а только раз обронят фразу: «На дворе 1823 год, вот к нам идет Александр Сергеевич», он скорее запомнит нужную дату и исторические факты. Ведь любая информация, пусть даже обрывочная, преподнесенная во время интересной игры, запоминается гораздо лучше, закладываясь ближе к подсознанию. А яркие образы только помогут закрепить пройденное!

Вот так, полушутя-полусерьезно, добрые волшебники с высшим образованием в области музейного дела готовы рассказывать детям о том, как устроено мироздание, и передавать им самый ценный и важный опыт: шанс потрогать, из чего соткан белый свет, и ощутить мир всеми органами чувств. Ребенку нравится эта игра.

Вот если бы учебники пиcали так же увлекательно и интерактивно, как эти экскурсии! Тогда, пожалуй, можно было бы каждую неделю, даже каждый день радовать родителей хорошими отметками. А пока таких пособий не написано, школьник готов изучать законы природы и разгадывать секреты вселенной в музее на экскурсии. Разумеется, на интерактивной!

Полезные адреса

Политехнический музей

Закон сохранения импульса, фигуры Лиссажу, квантовая природа света. Звучит немного пугающе и напоминает о том, что по физике в школе была твердая тройка! Но что мешает изучать сложные явления в веселой игровой форме?

Здесь можно изучать химию вместе с доктором Гаспаром (особенно рекомендуем опыты «Химическое мороженое», «Вулкан на столе» и «Тайна собачьей пещеры»), отличать фальшивое золото от настоящего с царем Героном, а явления люминесценции и ультрафиолет постигать вместе с красавицей-волшебницей да еще и переодевшись в красочные маскарадные костюмы! В музее можно соткать оберег, поработать инструментами настоящего подземного гнома или перевоплотиться в эколога и проверить качество питьевой воды. И, пожалуй, самое приятное: здесь можно отпраздновать день рождения ребенка!
Москва, Новая пл, 3/4, тел.: 923-42-87

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Ученый Кот встречает своих гостей у входа в музей. Зачем он позвал вас сюда? Что тревожит пушистое создание? Чем дети могут помочь ему? Разгадка проста: любители и знатоки сказок справятся со всеми заданиями Кота и помогут ему добраться до домика, где он обитает. А здесь гостей ждет целая экспозиция с ларцами и сундуками, спрятанными в темноте куклами и прочим чудесным реквизитом.

Читайте также:
Amazing это что за программа

Эта игра, разумеется, завершится полной победой добра над злом, а ребенок получит массу знаний по истории, литературе, искусству. И эта программа — лишь одна из многих, которые предлагает своим посетителям Музей им. Пушкина.
Москва, Волхонка, 12, тел.: 203-95-78

Государственный Биологический музей им. К.А. Тимирязева

Зубы мамонта и челюсти акулы, шкура слона и панцирь слоновой черепахи. Все разрешается щупать, примерять на себя и пугать девчонок из класса! А в черном ящике для самых отважных и любопытных спрятано сокровище, распознать которое нужно на ощупь. Если смелости на это не хватит, можно заняться более спокойными играми: рассмотреть крыло бабочки под оптической лупой, определить, действительно ли в клубнях картофеля содержится крахмал, приготовить волшебное зелье из водного растения под загадочным названием элодея.
Москва, М. Грузинская ул, 15, тел.: 252-07-49, 252-36-81

Государственная Третьяковская галерея (студия на Крымском валу)

В залах, посвященных искусству XX века, не так просто разобраться: весь этот авангард, кубизм и прочие малопонятные глазу техники соседствуют с вполне знакомыми работами художников, наших современников. Чтобы понять, как были созданы те или иные полотна, музей предлагает две интерактивные программы: «Взбунтовавшиеся краски» — о том, как пишут масляными красками (с обязательными самостоятельными экспериментами) и «Черное и белое» — мастер-класс по рисованию простой черной краской на листе белой бумаги.
Москва, Крымский вал, 10, тел.: 230-03-13

Музейно-выставочный центр «Тульские древности»

Как жили простые русские крестьяне? Конечно, вы представляете себе избу с печкой, нарисованную в книге сказок или учебнике. Интерактивная экскурсия по музею-избе предлагает прикоснуться ко всему, что написано в книгах по истории Руси. В ходе экскурсии можно попробовать себя в роли кузнеца и отчеканить монетку с гербом Тулы, поиграть в гончара или игрушечных дел мастера и расписать глиняную свистульку. А все сувениры, изготовленные руками юных экскурсантов, остаются им на память.
Тула, пр. Ленина,47, тел.: (4872) 36-16-63

Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская слобода» —>

Знаете, как на Руси проходило сватовство? А как отмечали именины? И вообще, как было принято наносить визиты друзьям? Здесь можно перенять хорошие манеры у наших предков, провести смотрины приданого, заглянуть в салон к модистке и примерить платья позапрошлого века и даже получить приглашение на малый прием к царю-батюшке Ивану Грозному, перенестись в 1575 год.
Владимирская область, г. Александров, Музейный проезд, 20, тел.: (8-09244) 2-03-97

Центр Исторического моделирования «Древний мир»

Сюда приезжают, чтобы научиться стрелять из лука, представив себя многоопытной амазонкой или смелым Робином Гудом. Со стрельбищ плавно перемещаются в жилище шамана, чтобы принять участие в настоящем обряде и получить на память талисман-оберег. А еще здесь можно приобщиться к народным промыслам.
Самарская обл., Красноармейский р-н, тел.: (846) 271-58-93, 8-927-652-90-86

Источник: www.7ya.ru

Нужны ли в музее интерактивные технологии?

Применение интерактивных технологий в сфере культуры — тема спорная. Одни утверждают, что это тренд последнего десятилетия, другие напротив, говорят о том, что нарушать элитарную культуру современными технологиями — табу!

В этой статье мы попробуем разобраться в следующих вопросах. Нужны ли в музее интерактивные технологии? На сколько они востребованы?

В жизнь российских любителей искусства стремительно ворвались мультимедиа технологии. Это замечательная возможность объединять в компьютерной системе текст, звук, анимацию и видео, сулит перспективы в культурной сфере. Использование мультимедиа средств в деятельности современных музеев является одной из наиболее перспективных тенденций развития музейного пространства. Разнообразие технологических решений в контексте музейных экспозиций характерно не только для столиц, но и для российской провинции.

Мультимедиа технологии — это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.

В чем основная “фишка” интерактивных технологий?

Так или иначе, особенности интерактивных технологий кроются в их вездесущности и широте применения. Мы выделили три наиболее значимые черты мультимедиа:

Черты мультимедиа

· Обработка и хранение данных происходит в цифровой форме;

· Данные мультикомпонентные, могут содержать: текст, звук, графику, видео и анимацию;

· Интерактивность — активное взаимодействие между программой и человеком.

Какие задачи решают интерактивы?

Анализируя место и значение интерактивных технологий в «традиционном» музее, и основания для их использования, можно выделить задачи, стоящие перед ними:

Задачи мультимедиа

· Дать дополнительную информацию об экспозиции;

· Расширить границы восприятия за счёт создания эмоциональных и визуальных образов;

· Показать те предметы, которые вживую показать невозможно;

· Донести разную информацию для разной аудитории.

Какие возможности есть у интерактивных технологий?

Применение мультимедиа привело к появлению новых источников информации — интерактивных карт, книг памяти, музейных и туристических медиагидов, обучающих, консультирующих, диагностических систем, промо-роликов и др.

Оцифровка коллекции дает музею ряд неоспоримых возможностей:

· Обеспечение сохранности музейного собрания;

· Широкий доступ для проведения научных исследований;

· Информационная поддержка основной экспозиции, получение дополнительной и более расширенной информации о предметах экспонирования;

· Популяризация коллекции музея с целью привлечения посетителей и знакомство с коллекцией тех, кто физически не может посетить музей (например, живет в отдалении);

· Предоставление доступа к музейной коллекции людей с ограниченными возможностями здоровья.

Техническое оснащение экспозиций

Кроме того, использование данных технологий в экспозиционном пространстве музея позволяет реализовывать как образовательную, так и коммуникативную функции. Можно выделить две модели взаимодействия экспозиции и цифровых технологий с посетителями: первая – вспомогательная роль при интерпретации экспозиции (информационные киоски, столы, экраны), вторая – цифровая технология сама выступает в качестве музейного предмета (интерактивные экспонаты, видеоряд).

Кто сегодня ходит в музеи?

Исследователь музейного дела Джон Фальк предложил следующую классификацию посетителей, которая представлена в инфографике. Чтобы понять, кто ходит в музеи, достаточно узнать, как и что люди говорят о причинах посещения музея:

Классификация аудитории

Гибкая типизация аудитории, описание ожиданий и запросов потребителя позволит создавать музейные проекты, направленные на конкретные и детально описанные группы интересов. Каждый проект будет обращаться к своей аудитории — с максимально четкой информацией.

На сегодняшний день аудитория музеев претерпевает значительные изменения. Среди посетителей возросла доля молодого населения, это и дошкольники, и учащиеся различных учебных заведений, которые в свою очередь, становясь старше продолжают посещать музеи. Многочисленные исследования говорят о том, что посетители, приходя в музей, хотят получить эмоциональную разрядку, интерактивность, своими силами добыть интересующую их информацию. Поэтому применение интерактивных технологий так востребовано в ведущих музеях.

Тенденция омоложения аудитории музеев

Интерактивные технологии в действии

Мы выделили перечень мультимедиа технологий, который встречается в музеях нашей страны и пользуется большой популярностью у посетителей: информационные киоски, touch-панели разных диагоналей, сенсорные столы, проекции, медиа-аудиогиды, видео-стены, 3D маппинг, VR/AR технологии.

Виды интерактивов

Привлекайте посетителей, удерживайте их внимание и интерес интерактивными технологиями, сохраняя при этом богатство содержания и глубину идеи экспозиции.

Преобразовывайте свои музейные пространства вместе с VINCHI INTERACTIVE!

Посмотрите портфолио наших работ на странице наших кейсов.

Источник: vinchi-interactive.ru

Технологии в сочетании с интуитивной простотой: интерактивные решения для развития частных и государственных музеев

Технологии в сочетании с интуитивной простотой: интерактивные решения для развития частных и государственных музеев

Если еще недавно музеи и выставки были в глазах многих не самым интересным времяпровождением, то в 2022 году ситуация уже совсем другая. Сегодня их посещают 43% россиян. И одна из причин в том, что музеи меняются — идет огромная перестройка архитектурных проектов: расширяется ГМИИ им.

Пушкина, для коллекции Оружейной палаты строят отдельное здание, а в Политехническом музее планируют ядром коллекции сделать мультимедийные объекты и проекции. Музеи и выставки становятся «живыми» — это главный культурный тренд, позволяющий посетителям стать не зрителями, а участниками и изнутри прочувствовать каждую экспозицию. Кроме визуальной части, добавляются воздействия на разные органы чувств. А также в тренде смешение стилей и понятий, поэтому становятся популярны иммерсивные выставки. О востребованных сегодня интерактивных решениях для музеев и особенностях реализации этих технологий рассказал Владимир Розин, генеральный директор IT-группы «Открытие», которая занимается интерактивными проектами и мультимедиа — специально для Daily Moscow.

Интерактивные экспонаты

Различные инсталляции, вроде игровых сенсорных столов, интерактивных карт подходят технологическим и научным музеям, а также музейно-информационным центрам.

Большинство таких экспонатов — это специальные проекторы с системой распознавания жестов и экраны или даже стены, которые становятся сенсорными.

Владимир Розин
Генеральный директор IT-группы «Открытие»

А для игровых инсталляций используются touch-столы. Например, в краеведческом музее можно разместить игровой экран, где посетителям будет предложено собрать динозавра из разрозненных частей или в динамике увидеть, как проходила Курская битва, а потом пройти игру-викторину на ту же тему — такая инсталляция появилась в Курском музее. В Сургутском краеведческом музее с помощью интерактивной инсталляции посетители знакомятся с историей Ханты-Мансийского АО.

Читайте также:
Что за программа winthruster отзывы

AR и VR для полного погружения в экспозицию

Виртуальная (VR) или дополненная (AR) реальность позволяет добиться эффекта реального присутствия и нырнуть в картину или почувствовать себя участником событий прошлых столетий — например, увидеть и ощутить последний день Помпеи или переодеться в виртуальный костюм викинга.

Также VR и AR могут использоваться в музеях для проведения экскурсий. Такие решения будут особенно интересны детям.

Технологии реализуются с помощью VR/AR-гарнитур, они не бюджетные и пока не очень распространены. В петербургском Музее железных дорог России благодаря виртуальной реальности посетители могут увидеть, как паровоз заправляют водой, как выглядело и работало старое депо.

А в центре современного искусства «М’АРС» запущен иммерсивный проект DEEP INSIDE/GHT — это смесь живописи, саунд-дизайна, видео-арта, VR, AR и аромакомпозиций. Все это создает чувственный и эмоциональный опыт для посетителя. Другой пример — мультимедийный музей во Дворце художественной гимнастики в Лужниках, где использованы технологии AR и VR. Посетители скачивают на смартфон приложение, наводят экран на QR-код, и перед ними возникают 3D-модели чемпионок, исполняющих программы разных лет на расстоянии вытянутой руки.

Сенсоры, реагирующие на движение

Еще более глубокое погружение в экспозицию и взаимодействие с объектами музея обеспечивают сенсорные элементы, которые реагируют на движение посетителей. Например, в зависимости от прикосновений человека или его перемещений, меняются свет и звук. Или в условном музее космоса планеты двигаются вслед за посетителем и выстраиваются вокруг него в разных положениях.

Подобные решения подходят в первую очередь музейно-выставочным комплексам, где технологии легко интегрируются с объектами экспозиции.

Такие решения мы использовали при создании сенсорной комнаты в Центре социокультурной реабилитации Дианы Гурцкой. Внутри помещения — огромный экран и направленные на него сшитые проекторы, а также несколько небольших объектов с сенсорами. Двигаясь и взаимодействуя с ними, посетитель создает звуки, играет со светом и так далее.

Интерактивная навигация

Чем крупнее музей, чем больше в нем залов — особенно с разноплановыми экспозициями — тем выше вероятность, что посетитель осмотрит не все интересные ему зоны, потому что где-то потеряется, куда-то не свернет по незнанию. Или, возможно, в музее есть определенная схема знакомства с экспозициями, которая позволяет выстроить в сознании правильную, целостную картину, только если соблюдать все этапы в конкретном порядке. В таких случаях помогает интерактивная навигация: мобильный гид с картой, который ведет посетителя через экспозиции по определенному маршруту или просто подсказывает, куда заглянуть и зачем. При необходимости посетитель может искать кратчайший путь к нужному экспонату.

Интерактивную навигацию можно дополнять уведомлениями о том, какие объекты находятся рядом и почему с ними стоит познакомиться.

Такое решение реализовано в Оружейной палате Московского Кремля: посетители могут скачать на планшет или смартфон мобильное приложение, предлагающее навигацию с указанием ближайших витрин и их содержимого, а также предоставляющее информацию о залах и объектах экспозиций, аудиогид и квесты.

Интерактивные информационные зоны

Отдельно обустроенные участки с экранами, на которых указана вся информация об экспозиции в целом и отдельных ее объектах, ценны в исторических музеях. Например, они могли бы дополнять залы Московского Кремля или Эрмитажа, рассказывая подробно о Патриарших палатах или ризалитах (угловых выступах с жилыми покоями) Зимнего дворца. Подобное решение реализовано в выставочном центре «Эрмитаж-Выборг».

Это приложение и сенсорный киоск, благодаря которым посетители узнают об истории музейного комплекса и его достопримечательностей, изучают архивные фотографии.

Также интерактивные информационные зоны актуальны для художественных музеев, где в центре внимания — картины, не требующие дополнительных вовлекающих элементов, но порой нуждающиеся в пояснениях. Например, об истории написания, авторе, задумке и так далее. Новые архитектурные проекты и тренд на смешение классического искусства и технологий будут способствовать активному проникновению интерактивных решений в выставочные центры и музеи. Благодаря этому экспозиции станут ярче, живее и порой даже понятнее неподготовленному посетителю.

Возможные ошибки при соединении мультимедиа и искусства

Первая ошибка — внедрять технологии ради технологий. Когда музей хочет привлечь как можно больше новой аудитории, преимущественно молодежи, он пытается охватить все инновации, но это не всегда хорошо. Интерактивное решение должно органично вписываться в экспозицию, дополнять и раскрывать ее. Поэтому очень важно с ними не переборщить.

Например, классическому музею вроде Эрмитажа в Санкт-Петербурге будет достаточно интерактивной навигации и информационных зон, потому что в фокусе сами объекты экспозиции: предметы быта, сохранившиеся или восстановленные интерьеры и так далее. В художественных галереях можно добавлять AR-технологии, а в краеведческих — интерактивные экспонаты. В то время как в современных арт-музеях вроде МАММ можно использовать намного больше мультимедиа-решений.

Вторая ошибка — не смотреть на проект с точки зрения гостя. Все технологии, которые появляются в музее, должны быть интуитивно понятны.

Посетитель не должен полчаса ходить по сенсорной комнате и пытаться понять, что ему надо сделать для взаимодействия с объектом и каким будет результат. Или долго искать, где и как включается интерактивная карта и как разобраться в ее подсказках. Какими бы технологичными ни были решения, их использование для гостя должно быть простым.

Третья ошибка — перегруженность интерактивных зон.

Эта проблема возникает в основном в современных мультимедиа-музеях, в пространствах, где используются и AR/VR, и интерактивные экспонаты, и сенсоры, и многое другое. Посетитель не понимает, на что смотреть, с чем взаимодействовать, куда подойти сначала, куда позже, у него рассеивается внимание. Кроме этого, порой сами музеи или компании-подрядчики создают визуальную дисгармонию между мультимедийными и музейными объектами, плохо продумывают содержательную часть интерактивных решений. Также встречаются ошибки в технической части, когда нет единой системы управления, что затрудняет работу с объектами, неправильно выстроено и настроено оборудование. Поэтому внедрение интерактивных решений в музеи требует очень тщательного, продуманного подхода. Фото на обложке: studio le_m

  • – Выставку коллекции братьев Морозовых в Москве посетили почти 200 тысяч человек
  • – Афиша мероприятий на июль: чем заняться в Москве летом, если уехать из города не получается
  • – Музей истории ГУЛАГа примет участие в книжном фестивале «Красная площадь»

Источник: dailymoscow.ru

Глущенко Л. И. Интерактив на музейных площадках

Процессы, происходящие в обществе, сложны и неоднозначны: переход от постиндустриального общества к информационному, глобализация, экономическая нестабильность, кризисы, изменение ценностных и нравственных ориентиров и т. д. — все это имеет влияние на все сферы жизни человека, в том, числе и на образование и культуру.

Музей как центр знаний и альтернативный источник образования — это ценный ресурс информационного общества XXI века. Вопрос о том, «как должен измениться характер музейной коммуникации в связи с переменами в обществе» волнует и зарубежных, и российских музейных работников.

В начале века музейщики столкнулись с понятием, которое у нас сейчас стало едва ли не основным требованием к работе с сообществом — интерактивность. По правде говоря, феномен музейного интерактива — не новость. Первые « живые», «одушевленные» экскурсии начал проводить государственный Политехнический музей практически с момента своего открытия в 1872 году 1 .

Анализируя современный опыт коллег из Западной Европы и США, можно сказать, что они несколько опережают российские музеи в использовании инновационных технологий. Это объясняется целым рядом причин, которые можно свести к одной — главной — к проблеме отчуждения человека в современном обществе в целом и в городской культуре в частности.

К тому же с развитием информационных технологий оказалось, что с машиной можно общаться, и это нередко оказывается гораздо проще, чем общение с человеком. Таким образом, компьютеризация общества создала условия для еще большего роста разобщенности. Поэтому многие музеи стали пробовать использовать свои музейные площадки для неформального общения социума.

Например, Ирина Лейфер ( Нидерланды), рассказывая о своем опыте на форуме « Детские дни в Петербурге» 2011 г., отметила, что важно сотрудничество музея с другими организациями: культурными и образовательными, библиотеками; стали популярны « тотальные» проекты, которые объединяют выставки, веб-сайты , событийный ряд и образовательные ресурсы в целостную информационную среду; об использовании шокирующих выставок, эдьютейнмента ( «развлекая — научай, научая — развлекай»). Марк Миллер из Великобритании поведал о своем сотрудничестве с подростками и молодыми людьми, которые в галерее Тейт ( Лондон), создают и разрабатывают самостоятельно и в сотрудничестве с современными художниками программы для своих ровесников, затем их же и проводят, привлекая своих сверстников. При проведении таких мероприятий наряду с музейными сотрудниками работают профессиональные психологи, социологи и другие специалисты, которые не только отслеживают и анализируют происходящее, но и вовремя оказывают поддержку и помощь.

Соответственно появляются и новые подходы к музейным « продуктам»:

Читайте также:
Программа призвания что это

— «правды» нет, есть мнения и дискуссия;

— научные факты — не ответ на вопрос, а материал для обсуждения;

— журналистский/публицистический подход вместо академического;

— широкое использование новых технологий и новых медиа;

— сообщество и со-творчество;

— связь с актуальностью.

В России проблема разобщенности тоже существует; еще одной проблемой является то, что очень часто музеи, особенно провинциальные, должны решить, как выжить в очень непростых на сегодняшний день экономических условиях. С одной стороны, нам постоянно рекомендуют, опираясь на опыт западных музеев, использовать интерактив.

Куратор форума Д. Агапова говорила: «Музею как проводнику культуры участия отводится возрастающая роль ( музей с участием посетителя). Принципиально новым оказывается идеологическое основание, на которое опирается эта работа. Если раньше музей мог выступить с позиции ментора и «вещал» с объективных высот, то теперь оказывается, что посетители не готовы делегировать музею роль безусловного эксперта и хотят, чтобы их собственная позиция и интересы были представлены на равных. Поэтому именно вовлечение аудитории зачастую становится сегодня целью культурного проекта, а, следовательно, сам процесс выстраивания коммуникации может рассматриваться как результат проекта».

С другой стороны, надо любыми способами привлечь в музей посетителя, чтобы выполнить госзадание. Поскольку традиционная экскурсия уже не вызывает интереса у современного человека, избалованного зрелищными программами и виртуальными развлечениями, то приходится придумывать разные интерактивные программы.

Что же такое интерактив? Четкого и однозначного определения этого понятия ни в литературе, ни в музейном сообществе нет. Словари его трактуют следующим образом: интерактивность ( от англ. interaction — «взаимодействие») — 1) понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами; 2) принцип организации системы, при которой цель достигается информационным обменом элементов этой системы; 3) это поочередное взаимодействие сторон, где как стороны выступают учитель, ученик и используемый цифровой образовательный ресурс.

В питерских музеях, таких, как « Русский музей», «Эрмитаж», Реставрационно-хранительский центр « Старая деревня», Государственный музей истории Санкт-Петербурга , музей С. М. Кирова и др., разработаны образовательные программы и существуют интерактивные экспозиции, которые сделаны, прежде всего, для детей. В этих экспозициях, поскольку они в большинстве своем являются новодельными, предметы можно потрогать руками, т. е. получить не только знания, но и визуальный, и тактильный опыт, а также поучаствовать « в раскопках», взяв на себя роль археолога или купца, совершив увлекательное путешествие « Из варяг в греки», познакомиться с поэтапным строительством своего города. Эти образовательные пространства специалисты называют интерактивными или игровыми. Здесь главным инструментом познания является сам ребенок, его действия с предметами, его физические движения, его собственный эксперимент. Такое свободное пространство способствует раскрытию уникальности каждого ребенка, его индивидуальных способностей.

В одних музеях делается акцент на погружение ребенка в стихию игры и приключений, помогающих незаметно для себя приобрести знания и сделать открытия ( американская модель), в других большое значение придается не только образовательной, но и музейной ценности экспоната. Не так последовательно интерактивность проявляется в экспозициях, где не все экспонаты можно трогать руками; одной из основных задач является погружение ребенка в определенную историческую реальность, в культурный контекст ( европейская модель) 2 . Такие проекты, как правило, очень дорого стоят, и далеко не каждый музей может себе позволить их сделать.

Есть и другое понимание интерактива как театрализации, которая проводится и вне экспозиций, и в залах музея. Перед посетителями разыгрываются различные сцены в костюмах той или иной эпохи, где бывает задействовано от трех до пяти и более сотрудников. Например, Самарский литературно-мемориальный музей им.

М. Горького ( Усадьба А. Н. Толстого) предлагает семейную образовательную программу, где детей встречает Мальвина, обучает их правилам хорошего тона, по ходу действия ребята с родителями перемещаются по усадьбе, попадая с одного мастер-класса на другой, где их встречают разные персонажи из сказки « Золотой ключик»; при этом экспозиции музея уходят на задний план. В ФГУК « Государственном музее Л. Н. Толстого» разработан целый ряд интерактивных мероприятий для ребят разных возрастных групп и по литературе, и по истории, где также задействованы сотрудники музея, но у них есть специальный штат — 8 человек, которые разрабатывают эти программы, готовят костюмы, сами же являются актерами.

Данные мероприятия совершенно не привязаны к экспозициям музея. Есть и такой вариант, когда музей для проведения интерактивной экскурсии приглашает артистов: музыкантов, танцоров, флористов. Со всеми ними проводятся неоднократные репетиции. В результате идет экскурсия по музею, звучит « живая» музыка, выступают танцоры, что-то говорит экскурсовод, а интерактив заключается в том, что в конце экскурсии посетители сами разучивают несложный танец. Вероятно, такая экскурсия красива, интересна, но насколько экономически выгодна музею?

Интерактивом считается и введение таких приемов в экскурсию, как отгадывание загадок, ребусов, шарад, а также использование в экспозициях мультимедийных средств, которыми могут пользоваться посетители. Наиболее интересной в этом плане является образовательная мультимедийная программа по народному искусству Карелии музея изобразительных искусств Республики Карелия ( Петрозаводск) «Мультиполотенце».

Вся программа строится в постоянной экспозиции музея. В зале установлены светонепроницаемые рулонные шторы, что дает возможность видоизменять экспозицию в интерьер « космического корабля» и проводить занятия в полной темноте, предлагая ребятам для рассматривания персональные фонарики. При проведении экскурсии с детьми идет анализ экспонатов ( вышитых полотенец).

Для того, чтобы визуальное восприятие было более запоминающимся, экскурсовод обращается к жизненному опыту детей, спрашивает, могут ли они в природе найти схожие картинки. Они высказывают свое мнение, и сразу же к работе подключается компьютерная программа — медиа-показ . На экране происходит трансформация вышивки в настоящий пейзаж и наоборот. Заканчивается экскурсия предложением посетителям выполнить свой дизайнерский проект создания эскиза для вышивки нарядного ­полотенца.

Однако традиционный музей, который ориентирован на сохранение, изучение и презентацию своих коллекций, по вполне понятным причинам не всегда может предложить публике интерактивный продукт, если это не детский музей или детский образовательный центр при музее. Под термином « интерактивность» в музеях подразумевают и вовлечение посетителя ( главным образом « экскурсанта», пришедшего в музей с организованной группой) в диалог с музейным педагогом ( ответы на поставленные экскурсоводом вопросы, отгадывание загадок), и ролевую игру, и использование элементов театрализации ( когда опять же экскурсовод или даже музейные смотрители одеты в исторические костюмы), и музейные праздники. По существу смешиваются два разных понятия — коммуникативные методики работы с посетителями и интерактивные экспозиции. Между тем, интерактивность предполагает режиссуру особой ситуации, которую можно назвать « наедине с экспозицией». ( Наедине, но не в одиночестве и не в состоянии подавленности под грузом впечатлений, которые трудно воспринять и переварить.) Ключевыми для нее являются слова « я сам»: действую, думаю, принимаю решения. Проектируя такую среду, музейный педагог с самого начала продумывает, что будет делать посетитель в данном пространстве: в чем участвовать, какие действия совершать, каким образом проявлять свою сообразительность и целый ряд других качеств. Сам музейный педагог в этой ситуации « уходит в тень», оставаясь не руководителем-интерпретатором , а лишь помощником 3 .

С такой трактовкой понятия перекликается и определение интерактивности в образовании: интерактивность как способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с кем-либо ( человеком) или чем-либо ( например, компьютером).

Его суть заключается в том, что при взаимодействии каждый участник вносит свой вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности; организуется парная и групповая работа, используются ролевые и имитационные игры, дискуссии. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания. Если учесть, что школа является обязательным образовательным учреждением для ребенка, который будет испытывать постоянное влияние интерактивных методов обучения, то, вероятно, можно проследить и результаты использования инновационных технологий. В музей же посетитель приходит не так часто, поэтому очень проблематично провести мониторинг воздействия интерактива на посетителей.

Подводя итог, можно выделить следующие проблемы, возникающие с использованием интерактива:

1) как сделать привязку к экспозиции, экспонатам, исходя из специфики музейной работы;

2) где в провинциальном городе найти высокопрофессиональных специалистов и меценатов, которые бы помогли музею;

3) насколько и какие интерактивные программы экономически выгодны музею;

4) нужно ли нам сформировать некое околомузейное сообщество или проводить разовые мероприятия.

И главный вопрос: нужен ли интерактив в нашем музее и какой?

1 Интерактивная экскурсия. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: // http: www.7ya.ru/article/Ineraktivnaya-jekskursiya/.

2 Гильмутдинова Г. М. Детский музей как фактор формирования исторического мышления детей в контексте современных проблем музейной педагогики. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: //htt://www.tataroved.ru/institut/center/publ/7/.

3 Львова Е. Н. Воспитание личности в российском музее: от экспериментов к систематике // Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. — 2005. — № 8. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: // museumpedagog.Livejournal.com/1465.html.

Источник: museum-murom.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru