Интерактивность – определенный вид взаимодействия в Интернете. Это взаимодействие может реализовываться через электронные ресурсы Интернета или с другим человеком посредством служб интернета (ICQ, Skype, электронная почта и т.д.).
Степень интерактивности – показатель, характеризующий степень подготовки пользователя, то, насколько быстро и правильно он может достичь поставленной цели. Элементы интерактивности – все функции сайта, или программные модули, используя которые человек может взаимодействовать с другим человеком или сайтом посредством этих инструментов.
Замечание 1
На современном этапе образования интерактивность реализуется на двух уровнях: постоянное взаимодействие в учебном процессе преподавателя с обучаемым и обучаемых между собой с помощью интернет-технологий; взаимодействие учащихся с применением средств мультимедиа.
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Благодаря интерактивности пользователь получает необходимую информацию на свои запросы. В определенных пределах интерактивность позволяет управлять предоставлением информации посредством изменения пользователем настроек, анализом и оценкой результатов, ответами на запросы программы о предпочтениях пользователя по тому или иному вопросу. Пользователи самостоятельно могут устанавливать количество повторений, скорость подачи информации, которые удовлетворяли бы их индивидуальные образовательные потребности.
Развивающее видео для детей 2-3 лет. Развитие мышления. Головоломки для малышей обучающие
- Модель e-learning (электронное обучение). Обучение осуществляется с помощью мультимедиа и Интернета. Средства обучения: электронная почта, Интернет-сообщества. Интернет-форумы, видеоконференции, видео-лекции, онлайн-тестирование, case-study, экспертные системы, онлайн-консультирование и т.д. E-learning представляет собой процесс получения знаний и определенных навыков с использованием образовательной среды, в основе которой лежит использование информационных технологий, предоставляющих учебную информацию и обеспечивающих ее обмен на расстоянии, осуществляющих необходимое сопровождение и администрирование обучения.
- Модель b- learning. Представляет собой смешанное обучение, взаимосвязь виртуального и очного общения с преподавателем. В образовательном процессе присутствует электронная компонента (компьютер) образования, информационные технологии и Интернет, классическое непосредственное взаимодействие преподавателя и обучающегося.
«Интерактивные средства обучения»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Формы и возможности интерактивного обучения
Выделяют следующие формы интерактивности: действенная интерактивность, при которой обучающиеся управляют программой (применение гипертекстовой разметки, структура электронных энциклопедий, справочников, баз данных), эффективна при дистанционном обучении; реактивная интерактивность заключается в обучении тому, что предоставляет программа первоначальное знакомство или демонстрация изучаемого материала; взаимная интерактивность – взаимное приспособление обучаемого и программы друг к другу (тренажеры, игры-приключения, обучающие программы, практикумы и т.д.).
УГАДАЕШЬ? Викторина ПРАВДА или ЛОЖЬ
Интерактивность раскрывает степень и характер взаимодействия между объектами, это принцип организации образовательной системы, позволяющий достичь поставленной цели взаимодействием элементов системы посредством информационного обмена. Использование интерактивных средств обучения на занятиях – это использование специальных обучающих программ, которые помогают каждому ученику в доступном для него темпе проходить учебный материал, осваивать его и сдавать контрольное тестирование.
Интерактивные средства обладают широкими возможностями:
- управление на экране объектами;
- линейная навигация с помощью вертикальной прокрутки;
- диалоговая функция справки;
- использование гиперссылок и иерархическая навигация;
- обратная связь, позволяющая оценить качество действий пользователя;
- конструктивное взаимодействие, обеспечение возможностей для построения целей непосредственно на экране;
- взаимодействие в виде рефлексии.
Современные интерактивные средства обучения
В настоящее время существует большое разнообразие интерактивных средств обучения. В системе образования широко используются такие интерактивные средства обучения, как:
- ПервоРоботы Lego NXT Mindstorm;
- Беспроводные планшеты;
- Интерактивные приставки;
- Мультимедийные проекторы;
- Документ-камера;
- Классические интерактивные доски;
- Система интерактивного голосования;
- Цифровые лаборатории;
- Компьютеры и оргтехника;
- Цифровые лаборатории «Архимед»;
- Мультисенсорный регистратор данных LabDisk.
Интерактивные приставки – это устройства, крепящиеся к поверхности, на которую падает изображение с проектора или непосредственно на проектор. Они позволяют сделать презентацию интерактивной, дают возможность управлять ее элементами. Многие интерактивные приставки могут работать в режиме копирования, то есть сохранять информацию, написанную специальными маркерами на доске, без использования компьютера или проектора.
Мультимедийные проекторы являются эффективным средством в создании интерактивного материала. Современные проекторы могут распознавать два стилуса и до шести касаний пальцами одновременно. Использование интерактивных досок значительно сокращает в системе количество устройств. Они содержат минимум программного обеспечения.
Для использования в более сложных вариантах можно подключить компьютер и расширить функционал проектора. Мультимедийные проекторы можно использовать для создания интерактивных столов.
Использование в образовательном процессе интерактивной доски помогает развивать у обучающихся память, внимание, речь, словесное и логическое мышление, мелкую моторику, слуховое и зрительное восприятие и др. Работа с интерактивной доской может включать: коммуникативные игры и дидактические игры и упражнения; овладение моделями, символами, мнемотехникой; проблемные ситуации; совместную деятельность детей; творческие задания и др.
Использование интерактивной доски в самостоятельной и совместной деятельности преподавателя и ученика является эффективным способом индивидуализации и мотивации обучающегося, создания благоприятного эмоционального фона и развития творческих способностей.
Использование в процессе обучения интерактивной доски позволяет осуществить переход от объяснительно-иллюстрированного обучения к деятельностному, во время которого ребенок становится активным субъектом педагогического воздействия.
Источник: spravochnick.ru
Преимущества интерактивного обучения персонала
Китайскому мыслителю Конфуцию приписывают фразу, которая хорошо описывает процесс обучения: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму». В этом примере интерактивное обучение относится к «сделать». Это самый комфортный и быстрый путь к пониманию изучаемого материала.
Специалисты выделяют три основных метода в обучении взрослых людей: пассивный, активный и интерактивный. К пассивному методу относятся лекции, вебинары и другие форматы, где ведущая роль отводится лектору. Ведущий курса решает, каким будет занятие, а обучающиеся слушают и стараются запомнить информацию. Во время активного обучения тренер и обучающиеся сотрудники взаимодействуют друг с другом. Каждый может влиять на ход занятия.
Интерактивное дистанционное обучение — это разновидность активного метода. Однако если при активном обучении сотрудник сам решает, участвовать ему в уроке или молча слушать, здесь участвовать должны все. Процесс выстроен так, чтобы обучающийся не смог не принять участие в коллективной работе. Интерактивная технология обучения — это возможность сделать так, чтобы ученики действовали, а не просто слушали лектора.
Конфуций был первым, кто рассказал о преимуществах интерактивного обучения
Что такое интерактивное обучение?
Суть интерактивного обучения в том, что слушатели остаются вовлечёнными на протяжении всего занятия. Обычно концентрация внимания начинает снижаться практически с первых минут лекции. Спустя полчаса уровень вовлечённости достигает своего минимума, после чего немного увеличивается. Специалисты по обучению называют эти колебания «кривой внимания».
Так выглядит кривая внимания
При онлайн-обучении концентрация снижается уже спустя 4-7 минут после начала занятия. У человека появляется соблазн параллельно посмотреть ленту новостей, проверить соцсети или пообщаться в мессенджере.
Есть два способа удержать внимание учеников:
- микролёнинг, при котором информация делится на блоки по 3-5 минут;
- интерактивное обучение, о котором мы говорим в этой статье.
Рассмотрим принципы интерактивного обучения. К ним относятся: активности, которые вовлекают ученика в процесс обучения, возможность общаться на равных и творческий подход. И ведущий курса, и ученики вносят свой вклад в процессе занятия, обмениваются знаниями и идеями. Для этого важно, чтобы атмосфера была доброжелательной и открытой.
Параллельно сотрудники могут улучшить свои навыки работы в команде — умение выслушать другого человека и донести свою точку зрения. Также электронное интерактивное обучение тренирует навыки взаимодействия в онлайн. Это будет полезно для тех компаний, сотрудники которых работают удалённо.
Интерактивные методы и формы обучения
Рассмотрим интерактивные методы обучения, которые подходят для корпоративных курсов. Их можно условно поделить на имитационные, среди которых есть игровые и неигровые, и неимитационные.
- К игровым методам относятся деловые игры, ролевые тренинги и т.д. Это самые вовлекающие занятия, во время которых обучающиеся полностью погружаются в процесс.
- Неигровые методы обучения могут включать работу в парах или в малых группах, моделирование рабочих ситуаций.
- А к неимитационным занятиям можно отнести мозговой штурм или дискуссию.
После выбора метода обучения нужно решить, в какой форме будут проходить занятия. Интерактивные формы обучения — это то, в каком виде организовано обучение. Форматов довольно много, но в корпоративном онлайн-образовании чаще всего применяют несколько самых популярных вариантов:
- Мастер-классы, во время которых происходит передача опыта от учителя к ученикам.
- Интерактивные вебинары — формат, при котором классическую лекцию дополняют дискуссией или обсуждением.
- Голосование и опросы как часть обучения, например, для поиска правильного решения. Обучающиеся делятся своими мыслями и аргументируют свою точку зрения.
- Проектная работа над поставленной задачей.
- Дебаты, во время которых слушатели учатся приводить правильные аргументы и выслушивать противоположные точки зрения.
- Деловые игры с обыгрыванием ситуаций, приближенных к реальным.
От выбора формы обучения зависит то, какие интерактивные средства подойдут для обучения. Средства обучения — это способ донести информацию до слушателей. Они могут быть устными и письменными, наглядными и практическими. Чаще всего преподаватель использует сразу несколько средств. Например, показывает слайды, рассказывает теорию, проводит онлайн-голосование и тестирование с помощью LMS-платформы.
Интерактивное обучение может состоять из чтения, просмотра видео и участия в дискуссиях
Плюсы интерактивного обучения
Самый главный плюс интерактивного обучения — высокая вовлечённость слушателей. Сотрудники не смогут параллельно заниматься другими делами, ведь им постоянно нужно отвечать на вопросы, делиться своим мнением, применять новые инструменты на практике и так далее. Максимальное погружение происходит, когда интерактивное обучение проходит в виде игры или имитации реальной ситуации.
Важно, что при интерактивном обучении меняется схема отношений между ведущим и участниками. Сотрудники и тренер общаются не по модели ученик — учитель , а на равных. Вместо того, чтобы получать готовые решения и ответы, участники находят их в процессе занятий. Такой формат больше подходит для обучения взрослых людей, чем традиционные схемы.
Вот ещё несколько плюсов интерактивного обучения сотрудников:
- слушатели занимают активную позицию, благодаря этому они лучше концентрируются на занятиях;
- знания усваиваются лучше, так как в процессе ученики отвечают на вопросы. выполняют задания, обсуждают полученную информацию и так далее;
- одновременно с профессиональным обучением слушатели развивают навыки общения и работы в команде.
А если организовать интерактивное обучение онлайн, к перечисленным плюсам прибавится ещё и возможность автоматизировать процессы. Такой формат удобен и для руководителей, и для сотрудников, которые могут заниматься в удобном месте и в удобное время. Поэтому развитие интерактивного обучения тесно связано с развитием онлайн-образования.
Минусы интерактивного обучения
Интерактивный подход в обучении имеет гораздо больше плюсов, чем минусов. Однако мы не можем упомянуть и недостатках этого вида образования. Прежде всего, организация такого обучения требует больше времени и сил. Недостаточно просто отобрать нужную информацию и поделиться ей в виде лекции. Нужно продумать сценарии взаимодействия, вопросы для обучающихся, способы мотивации и так далее.
В офлайн интерактивная программа обучения имеет лимиты по количеству учеников. Чтобы все могли ответить на вопросы, принять участие в игре или в обсуждении, число участников должно быть ограничено. Если для обучения используется интерактивный онлайн-курс, количество обучающихся сотрудников может быть любым.
Также, возможно, интерактивные приёмы обучения подходят не всем. Некоторые сотрудники могут чувствовать себя неуверенно во время деловой игры или при ответе на вопросы теста. Как правило, это люди, которые недавно работают в компании.
Организация интерактивного обучения с помощью платформы Эквио
Чтобы в полной мере оценить плюсы интерактивной системы обучения, важно, чтобы у учителя и учеников были хорошие условия для взаимодействия. В идеале это должна быть обучающая платформа, где в одном месте собраны инструменты для удалённого общения, тестирования и мотивации. Именно такие возможности даёт своим клиентам интерактивная платформа для обучения Эквио.
В Эквио можно хранить и создавать обучающий контент в разных форматах. Тесты и задания можно вставлять в обучающие курсы. Сотрудники смогут продолжать обучение только после того, как правильно ответят на контрольные вопросы.
На платформе Эквио можно устраивать викторины в формате опросов, давать задания, для которых нужно снять фото и видеоролики с правильным выполнением. Общаться в режиме реального времени в Эквио можно через встроенный Zoom. А для мотивации сотрудников есть прозрачная система баллов и магазин подарков, в который руководитель может поместить любые бонусы. С Эквио организация интерактивного обучения превращается в простой и быстрый процесс, так как часть задач можно автоматизировать. Например, проверка тестов происходит автоматически.
Интерактивное обучение превращает слушателей в активных участников процесса. Сотрудники получают не только знания, но и возможность поделиться своим мнением, научиться командной работе и стать более самостоятельными.
Список литературы:
- М. Асамбаева «Интерактивные методы обучения», Каракольский центр обучения взрослых. Каракол, 2012 г.
- Н.Суворова «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.
- Л. Иванова «Интерактивные формы обучения»., М., 2007 г.
Источник: e-queo.com
Как создать интерактивный онлайн-курс. Теория и практика
Цель этого руководства — помочь вам стать экспертами в области интерактивного обучения. Вы узнаете, зачем нужен интерактив в онлайн-курсах, что такое поток и кривая интереса и научитесь четырем способам создания интерактивных курсов при помощи iSpring Suite. Не будем терять времени и перейдем сразу к делу: впереди нас ждет много интересной теории и увлекательной практики.
Что такое интерактив в онлайн-обучении?
Термин «интерактив» часто используют в связке с теорией активного обучения. Ключевая мысль теории: люди запоминают больше, когда применяют новые знания на практике, а не просто слушают и конспектируют лекции. Другими словами, лучше делать, чем смотреть. Простейший пример интерактива — список вопросов в конце параграфа школьного учебника. Цель та же самая: помочь ребятам усвоить информацию и тут же применить в решении учебных задач.
При просмотре фильма, вы пассивный наблюдатель (поедание попкорна не в счет), но если вы играете в видеоигру, вы участвуете в происходящем
У электронных курсов есть одна важная особенность: их изучают асинхронно. Люди проходят материал не одновременно, а каждый в собственном ритме. Поэтому интерактивные заходы традиционного обучения, когда лектор обращается к аудитории: «Поднимите руку, если…» — в случае электронного обучения не работают.
Курс не видит реакцию учеников, не отвечает на дополнительные вопросы и не шутит, если видит, что они заскучали. К счастью, по мере развития технологий появились подходы и инструменты, которые помогают работать с учащимися даже в асинхронном формате. К этому мы еще вернемся, но сначала давайте поясним, почему вообще интерактив так важен для онлайн-курсов.
Польза интерактива в онлайн-обучении
Представьте, что вы уже два часа едете по шоссе. Знакомая дорога, заурядный пейзаж, взгляду не за что зацепиться. Такая ситуация таит опасность: монотонная езда снижает концентрацию водителя. Это приводит к серьезным последствиям. В фильмах ужасов, например, на дорогу неожиданно выскакивает олень. С курсами также, хотя и не столь фатально.
Монотонное перелистывание слайдов означает бесполезную трату ресурсов, повторение одних и тех же ошибок, а то и вовсе провал программы обучения. Хорошая новость в том, что для вовлечения учеников продуманный интерактив работает одинаково эффективно.
И неважно, с каким типом обучения вы имеете дело: традиционным, дистанционным или смешанным. «Продуманный интерактив» не означает, что нужно нашпиговать каждый слайд курса всевозможными прибамбасами. Интерактив — это не эффекты анимации. Его цель — не визуальный взрыв. Он должен вовлекать, увлекать и задавать ритм прохождению курса.
Монотонный пейзаж вызывает сонливость. То же самое касается обучения
Учитываем поток
Теорию потока изобрел Михаем Чиксентмихайи, американо-венгерский психолог. Поток — это особое эмоциональное состояние человека во время работы. Когда мы «в потоке», концентрация максимальна. Мы настолько увлечены делом, что не замечаем ничего вокруг. Вообразите результаты, которых мы могли бы достичь, если бы так учились.
При чем тут интерактив?
Чтобы учащиеся вошли в поток, нужно нащупать баланс между их способностями и сложностью обучения. Если задача слишком сложная, это вызовет разочарование, а если слишком легкая — скуку. Но когда задание удерживает на верхней границе способностей, обучение становится по-настоящему увлекательным.
Модель потока
Подстроить обучение под каждого учащегося в рамках электронного курса практически нереально, но продуманный интерактив в этом помогает. Он поддерживает высокий уровень вовлеченности и к тому же оставляет положительные впечатления от обучения.
Самый простой пример того, как отыскать баланс между сложностью задания и навыками — создать несколько вариантов сценария курса (начальный, средний, высокий уровень сложности) и предложить учащимся самим выбрать подходящий или провести предварительное тестирование. По такому принципу устроено изучение иностранных языков. Человека, владеющим английским на уровне upper-intermediate, бессмысленно помещать в группу, где у всех только elementary. При помощи грамотно настроенного интерактивного сценария можно сделать так, чтобы учащийся автоматически направлялся на более сложный уровень, если покажет высокие знания, и наоборот. Об этом будет чуть дальше.
Кривая интереса
Другая сложная задача, с которой интерактив помогает справиться, — снижающаяся продолжительность концентрации внимания человека. Согласно исследованиям, за пятнадцать лет она сократилась на 3,75 секунды и к 2015 году составила 8,25 секунд. Именно поэтому важно не просто случайным образом вставлять интерактивные элементы в курс (чтоб было), а делать это с умом.
Чтобы удержать внимание пользователей, в индустрии видеоигр используют концепцию кривой интереса. Кривая интереса — это график, на котором зафиксированы ключевые моменты игры. По графику можно с высокой точностью предсказать, когда игра начнет надоедать, и добавить на проблемный участок что-нибудь захватывающее. Об этом подробно рассказывает Джесси Шелл в книге «Искусство геймдизайна: книга линз».
Как это использовать для обучения?
Хотя Шелл использовал кривую интереса для разработки игр, концепция подходит и для обучения.
Пример кривой интереса из книги «Искусство геймдизайна: книга линз»
- Изначальный интерес (А). Для обучения гораздо эффективнее, когда ученики сами в нем заинтересованы. Проводите внутренние пиар-кампании, мотивируйте руководителей и лидеров из числа сотрудников рекомендовать курсы, чтобы сформировать позитивные ожидания от обучения.
- Крючок (B). Пробудить интерес до старта обучения — только половина работы, сложнее его сохранить в ходе обучения. Для этого уже в самом начале курса нужно зацепить крутым интерактивом, к примеру, 3D-фотографиями или мини-игрой. Тогда у учащихся будет хороший запас интереса, который поможет удержать внимание во время менее увлекательных частей.
- Долина (D, F). Давайте учащимся передохнуть. Не располагайте интерактивные элементы непосредственно друг за другом — это смажет вау-эффект.
- Кульминация (G). Самый классный интерактив, который вы только можете разработать, чтобы учащимся захотелось пройти подобное обучение в будущем.
Используя кривую интереса в качестве схемы для использования интерактива, вы можете быть уверены, что онлайн-курс удержит внимание учащихся от начала до конца. Такой подход требует больше усилий по планированию, но и результат намного лучше.