Интерактивные методы обучения программа

Современное общество нуждается в активной творческой личности, способной делать выбор, ставить и реализовывать цели, осознано оценивать свою деятельность. Как воспитать ученика – не потребителя, а искателя, способного мыслить критически, и умеющего обосновано выражать свое мнение. А так же, способного прислушиваться к мнению окружающих? На мой взгляд, именно интерактивное обучение способно ответить на эти вопросы.

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» (« inter» — «взаимный», «act» — «действовать»). Интерактивное обучение– это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего,таки одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы нацелены на:

— стимулирование учебно-познавательной мотивации;

— развитие самостоятельности и активности;

— воспитание аналитического и критического мышления;

— формирование коммуникативных навыков

В интерактивном обучении учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность. Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем и сверстником ученик чувствует себя комфортнее.

Технологии интерактивного обучения

В середине ХХ в. Курт Левин выдвинул предположение, что легче изменить индивидов, собранных в группу, чем изменить любого из них по отдельности. В этом и заключается важнейшая особенность интерактивного обучения: процесс научения происходит в групповой совместной деятельности.

Групповая форма обучения, по мнению специалистов, позволяет одновременно три основные задачи:

— конкретно-познавательную задачу, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;

-коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;

— социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

Интерактивные методы обучения. Часть 1. Начало урока

В группе интерактивного обучения должны осуществлятся две основные функции, необходимые для успешной деятельности: — решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.);

— оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

Факторы оптимизации групповой деятельности

Инициатор, разработчик, координатор, контроллер, оценщик, интерпретатор

Этапы построения интерактивного обучения

1. Объединение учащихся в группу. При организации групповой работы эффективность обучения во многом зависит от благоприятного эмоционального климата микрогруппы. И. А. Зимняя называет это психологическим контактом, или общностью психического состояния, вызванной и вызывающей взаимопонимание в совместной деятельности, связанной с обоюдной заинтересованностью и доверием друг к другу сторон взаимодействия. Формирование групповой общности начинается уже на этом этапе. Объединять в группы можно:

— с учетом личностных склонностей;

— по иному критерию.

2. Организация учебной деятельности учащихся в группе. Данный этап включает: усвоение учебной задачи, стоящей перед группой; процесс поиска (обсуждения) лучшего решения; суммирование мнений и подведение итогов групповой работы; презентацию группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом.

Для определения общего мнения группы необходимо, чтобы задача, которая определяет ход групповой работы, была правильно воспринята всеми членами группы.

В процессе поиска решения задачи при интерактивном обучении происходит столкновение различных точек зрения учащихся. Одно из самых трудных правил поведения для школьников заключается в том, что следует различать личность одноклассника и ту роль, которую он исполняет в процессе групповой работы.

Специалисты выделяют следующие нормы поведения в процессе интерактивного обучения:

— в совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все — участники:

— каждый член микрогруппы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;

— следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации;

— если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание» (например, «Правильно ли я понял? .. »); только после этого делаются выводы;

— критикуются идеи, а не личности;

— цель совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо одной точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме и т.д.

3. Презентации групповых решений (Подведение итогов) Процесс подведения итогов показывает, насколько удалось группе выполнить поставленную задачу. Существуют некоторые «подводные камни», к которым должен был готов учитель.

Читайте также:
Как записывается заголовок программы на паскале кратко

Например, на представлении решения группы вдруг выясняется, что «рупор группы» («спикер», «ритор», «говорун» и пр.) высказывает свое мнение, а не мнение группы. Или, наоборот, в процессе защиты оказывается, что далеко не каждый член группы в состоянии объяснить и доказать решение. Следовательно, функция группового сплочения не была реализована в достаточной мере. Для того чтобы преодолеть децентрацию учебных и коммуникативных задач, зарубежные педагоги на этапе постановки задачи особо оговаривают, что мнение группы должно действительно выражать совокупное мнение всех членов. Это значит, что в процессе обсуждения нужно учить слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, уступать или, напротив, находить такие аргументы, которые, не обижая, доказывают правильность позиции, мнения и т.д.

4. Рефлексия. Учебное взаимодействие должно выполняться не только функцию решения учебной задачи, но и оказания поддержки членами группы. Если первая функция осуществляется в силу самой учебной ситуации, то реализация второй оценивается именно на рефлексивном этапе. Сложность его заключается не столько в нежелании учащихся разобраться в своих чувствах, сколько в неумении выразить свои ощущения.

Поэтому педагогу стоит заранее подобрать вопросы, помогающие школьникам понять и адекватным образом выразить отношение к происходящему. Например: Легко ли работать в группе? Кто ощущал себя не комфортно и почему? Всегда ли прав тот, кто берет на себя руководящую роль в группе?

Какие чувства испытывает спикер, представляющий мнение группы, но не твердо уверенный в правильности решения? К какому результату приводит позиция тех, кто предпочитает отмалчиваться? Что испытывает человек, которому не дают высказаться? Что помогает и что мешает общей работе? Какова должна быть помощь учителя?

Что нового приобретаешь в совместной работе? Как можно улучшить работу группы?

Эффективность рефлексивного этапа зависит также от готовности учащихся к самоанализу. Важно, чтобы рефлексия присутствовала на каждом занятии, чтобы в нее на первых порах включались все без исключения учащиеся (позже можно остановиться на заслушивании реплик нескольких человек). С первого же занятия необходимо принять правило «трех «нельзя»: нельзя говорить о том, что уже было сказано; нельзя отказываться от сообщения своего мнения группе (под каким бы то ни было предлогом); нельзя прятать за высказыванием свое дурное настроение. В процессе высказывания мнений не должно быть повторов, поэтому необходимо настроить школьников на то, что чувства, испытываемые ими, могут быть сходными, но не одинаковыми. Найти и показать особенность личного переживания (по поводу всего занятия, отдельного эпизода, конкретного человека и пр.) — в этом и заключается момент осмысления.

Отличие основ интерактивного обучения от традиционного требует пересмотра привычной системы оценки деятельности учащихся, что является характерным для всех подходов, ориентированных на субъект-субъектное обучение.

Чрезвычайно важно, что в новой системе обучения изменяются подходы к допущенным учащимися ошибкам. Фокус внимания преподавателя смещается от получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен.

Ошибки учащихся преподаватель использует как часть учебного процесса, вместе с ними анализирует логику мышления, приведшую к просчетам, и тем самым совершенствует мыслительный процесс. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку (например, неверно составленную схему), а ход взаимодействия. При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.

Интерактивные методы обучения

Данная методика обучения построена на диалоговом общении между учителем и учеником или между учениками в зависимости от характера используемого метода. Существуют различные интерактивные методы обучения, которые можно использовать в зависимости от типа урока и на разных этапах урока (организационный, информационный, смысловой, демонстрационно-дискуссионный, итоговый).

Применение интерактивных методов обучения возможно независимо от уровня подготовленности учащихся, а также используя различные формы работы (таблица 2).

Таблица 2

Источник: steb.jimdofree.com

Интерактивные методы обучения

Интерактивный метод обучения – это метод, предполагающий взаимодействие между педагогом и учащимся в режиме диалога или беседы.

Суть интерактивных методов обучения состоит в том, что они ориентированы не только на широкое взаимодействие между педагогом и учащимися, но и на взаимодействие между самими учащимися. Особенность данных методов обучении заключается в том, что они предусматривают активное доминирование учащихся в процессе обучения, роль педагога сводится к направлению их деятельности на достижение поставленных целей занятия. Помимо этого педагог занимается разработкой плана занятия, чаще всего это интерактивные задания и упражнения, в процессе выполнения которых учащиеся изучают учебный материал.

Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!

Таким образом, можно сказать, что интерактивные методы обучения – это своего рода специальная форма организации познавательной деятельности, которая подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели обучения.

Читайте также:
Веб мисс программа для медработников пошаговая инструкция по применению

Замечание 1

Цель интерактивных методов обучения – создание максимально комфортных условий, при которых учащийся будет чувствовать свою успешность и интеллектуальную состоятельность.

Созданные условия, средствами интерактивных методов обучения, положительно сказываются на продуктивности образовательного процесса, позволяют учащимся получать знания, умения и навыки в комфортных психологических условиях, а также создают базу для дальнейшего решения проблем по устройству после обучения.

Схема интерактивных методов обучения строится на схемах взаимодействия «педагог – учащиеся» и «учащийся – учащийся». Данные схемы подразумевают, что к процессу обучения привлекает не только педагог, но и сами учащиеся посредством взаимодействия друг на друга. Взаимодействие «учащийся – учащийся» способствует повышению учебной мотивации, проявлению инициативности в процессе обучения.

«Интерактивные методы обучения»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Основными задачами интерактивных методов обучения являются:

  1. Побуждение и повышение интереса учащихся к обучению.
  2. Повышение эффективности усвоения учебного материала.
  3. Предоставление учащимся возможности самостоятельного поиска учебной информации, путей и вариантов решения поставленной учебной и научной задачи. При постановке учебной задачи педагог может предусмотреть два варианта нахождения пути решения: первое – выбор из готовых ответов, второе – самостоятельное и обоснованное решение задачи.
  4. Установление взаимодействия между учащимися во время образовательного процесса, формирование навыков работы в коллективе (команде, группе и т.п.), уважения и терпимости к иной точке зрения, соблюдения права на свободу слова и уважение достоинства других участников образовательного процесса.
  5. Формирование у учащихся умения высказывать и отстаивать собственное мнение, аргументировать его.
  6. Формирование и развитие необходимых жизненных и профессиональных навыков.
  7. Формирование осознанной компетенции учащихся.

Использование интерактивных форм обучения значительно меняет роль педагога в образовательном процессе, он перестает быть центральной фигурой, а становится регулятором процесса. Задача педагога состоит в подготовке эффективных интерактивных учебных заданий, формулировании вопросов и тем для обсуждения с учащимися и между учащимися, осуществление консультаций, осуществление контроля по выполнению намеченного плана.

В процессе обучения педагог и учащиеся вступают в коммуникацию между собой, совместно осуществляют решение учебных задач и вопросов, преодолевают конфликты, находят общие точку соприкосновения, идут на компромиссы. Все это подразумевают интерактивные формы обучения.

Виды методов интерактивного обучения

Интерактивное обучение представлено следующими методами и приемами работы:

  • Мозговой штурм – представлен потоком вопросов и ответов на них, либо предложений по конкретной теме. Анализ правильности или неправильности предложений и ответов осуществляется после проведения штурма. В анализе участвуют в основном учащиеся, педагог лишь корректирует и направляет.
  • Сравнительные диаграммы, кластеры и пазлы. Суть данного метода заключается в том, что учащиеся занимаются поиском решения ключевых проблем по поставленной педагогом мини – теме.
  • Интерактивное занятие с использованием ИКТ (аудио- и видеоматериалы). Педагогом подбираются, либо самостоятельно составляются тестовые задания в онлайн-режиме, осуществляется работа с электронными учебными программами, сайтами и т.д.
  • Круглый стол, проводимый в форме дебатов или дискуссии – групповой вид метода, предполагающий коллективное обсуждение и поиск решения поставленной проблемы. Осуществляется путем высказывания идей, мнений, предположений и т.п.
  • Деловые игры (имитационные, луночные, ролевые и т.п.). Один из наиболее популярных методов интерактивного обучения. Доступен для применения даже в начальных классах. В процессе игры учащиеся играют определенные роли, согласно поставленной ситуации.
  • Аквариум – является одной из разновидностей деловой игры. По своему содержанию и проведению напоминает реалити-шоу. Суть состоит в том, что педагог задает определенную проблемную ситуацию, 2-3 участника ее обыгрывают, остальные наблюдают и анализируют. Анализу подвергаются не только действия, но и те варианты, которые были предложены для решения проблемы.
  • Метод проектов. Данный метод предполагает самостоятельную подготовку проекта, по определенной теме, и его последующая защита перед другими учащимися.
  • BarCamp, или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.

К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, ПОПС-формулу, дерево решений.

Замечание 2

Все интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься в готовом виде. Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.

Источник: spravochnick.ru

Интерактивное обучение — интерактивные средства и методы обучения в школах, ДОУ и вузах.

интерактивное обучение, интерактивные методы обучения, интерактивные технологии обучения, интерактивные формы обучения, интерактивное обучение в школе, интерактивное обучение в доу, интерактивное обучение в вузе, интерактивное обучение детейИнтерактивное обучение, интерактивные средства и методы обучения в школах, ДОУ и вузах

Мир стремительно развивается, вместе с ним развиваются новые поколения детей, в результате образовательные учреждения нуждаются в новых методиках, которые позволят предоставлять знания всем группам учеников в понятой и интересной манере.

Идеальным вариантом становится интерактивное обучение . Термин произошел от английского « inter » — «взаимное» и « act » — «действие», что обозначает двустороннюю связь учеников с учителем, другими студентами, информационной средой или обучающей техникой. Согласно статистике, с применением интерактивных материалов удается усваивать до 90% знаний, предоставленных на уроке.

Читайте также:
Что читают во 2 классе по литературе по программе

Интерактивные технологии обучения

Ранее для наглядного объяснения информации ученикам использовались такие интерактивные средства, как бумажные карты, рисунки и чертежи, глобусы, плакаты с материалом, уменьшенные модели, макеты и т.п. Несмотря на доступность и ясность, сегодня данные методики не приносят должного эффекта, так как у детей пропадает интерес к статичным и однообразным примерам.

Вместо этого внимание уделяется ярким и динамичным элементам, интересным программам и играм, которые используются преподавателями в ведущих учебных заведениях. Для обеспечения проведения увлекательного урока, современные интерактивные системы обучения комбинируют в себе последние технологические новинки:

интерактивное обучение, интерактивные методы обучения, интерактивные технологии обучения, интерактивные формы обучения, интерактивное обучение в школе, интерактивное обучение в доу, интерактивное обучение в вузе, интерактивное обучение детей

  1. Интерактивные доски. В отличие от стандартной школьной модели, интерактивная доска не нуждается в постоянной чистке и использовании мела – на нее проектируется картинка с обучающими материалами. Пропадает необходимость в схематическом рисовании или написании длинных примеров – достаточно вывести нужную часть текста на экран, уменьшать и увеличивать картинку. Взаимодействовать с доской легко при помощи стилуса или рук – сенсоры делают процесс обучения детям более интересным и современным.
  2. Интерактивные проекторы. Данные устройства необходимы одними из первых, чтобы организовать интерактивный процесс обучения . Посредством проектирования передается изображение записи, презентации или обучающего ролика на доску.
  3. Ноутбук. Гаджеты нужны для формирования и хранения данных об уроке, а также для взаимодействия с проектором. Именно на устройстве запускается необходимая программа или файлы. Для кооперации подойдет и обычный компьютер, однако ноутбуки и планшеты более мобильные, то есть легкие в транспортировке, это важный факт, если преподавателю приходится перемещаться по кабинетам или корпусам.
  4. Плазменные панели. В некоторых случаях, панели могут заменить доски, особенно если их габариты достаточно велики.
  5. Виртуальные модели. Интерактивные методы обучения так же нуждаются в моделях и примерах, как и обычные, но в них вместо реальных тяжелых и увесистых моделей можно применять макеты, спроектированные в специальных программах. У учителей появляется возможность демонстрировать не только одну сторону предмета, но также создавать его трехмерную картинку, делить на части и легко переключаться между проекциями.
  6. Компьютерные тренажеры. Для каждого курса и направления уже разработаны свои обучающие программы, которые можно пройти вместе с преподавателем в классе, в группе студентов или вдвоем с устройством. Тренажеры бывают от математических задачников до симуляторов управления машиной.
  7. BYOD . Новое направление в современных образовательных и офисных учреждениях, дословно переводящееся как «принести свой собственный девайс». Это означает, что ученики могут взаимодействовать с учебной программой через свои телефоны, планшеты или ноутбуки, взятые в школу или ВУЗ.

технологий везде одинаковый, но сами интерактивные формы обучения различаются в зависимости от типа образовательного заведения и его направленности.

Внедрение интерактивного обучения в ДОУ

Особенности ввода интерактивных методов в дошкольные образовательные учреждения заключаются в том, что детям тяжело воспринимать нагромождение одинаковой информации, они быстро теряют интерес и сосредоточенность. Современные технологии позволяют дольше удерживать внимание ребенка, так как предоставляют возможности для создания и воспроизведения ярких картинок, видео, игр.

Интерактивное обучение в ДОУ акцентируется в основном на обучающих играх, в которых присутствует движение изображений, звуковое сопровождение, красочная мультипликация. Дети не только перенимают знания из программ, но и овладевают работой за компьютером.

Можно подобрать программы как для индивидуального занятия ребенка, так и для кооперирования с другими детьми и воспитателем.

Особенности использование интерактивных методов в школе

Система школьного образование предполагает разнообразие методик, варьирующихся в зависимости от возраста учащихся и предмета. Для школьников начальных классов подойдут имитационные и сюжетные игры, мультипликационная подача информации посредством проектирования видео на доску.

Для старших классов интерактивное обучение в школе предполагает тренажеры для развития мыслительного процесса, интереса, способностей анализа и диагностики. При помощи проекторов ученикам легко показывать индивидуальные проекты и презентации, демонстрировать карты и графики, а ПО даст возможность проводить автоматические контроли знаний и опросы.

Интерактивное обучение в ВУЗе

Для тех кафедр, преподавание на которых подразумевает большой объем письменной, графической и демонстрационной работы со стороны учителя, интерактивные технологии необходимее всего.

С включением проекторов и панелей в лекционный процесс, у преподавателей отпадет надобность в диктовке материала и схематичном изображении данных на досках — их заменят чертежи и слайды презентаций.

интерактивное обучение, интерактивные методы обучения, интерактивные технологии обучения, интерактивные формы обучения, интерактивное обучение в школе, интерактивное обучение в доу, интерактивное обучение в вузе, интерактивное обучение детей

Виртуальные тренажеры дадут больше подобных знаний о нюансах профессии, чем словесные описания и изображения в учебниках.

Студенты при помощи интерактивных методов смогут наглядно проводить выступления на конференциях, показывать разработку проектов и защищать дипломные работы. Станут ненужными

бумажные распечатки, схемы и макеты – их заменят электронные аналоги.

Эффективное интерактивное обучение детей строится на грамотном сочетании педагогических методик с умелым внедрением в них технологическую составляющую. Сегодня интерактивная компонента считается основой для формирования будущих обучающих методик.

Источник: www.avplustv.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru