В настоящее время интерактивным оборудованием (приставками, проекторами, досками, панелями, столами) оснащены практически все образовательные организации, включая дошкольные, и педагоги эффективно используют его при подготовке и проведении уроков. К сожалению, существующая контрактная система в сфере закупок по известным причинам не гарантирует педагогу, что он в итоге будет использовать именно понравившееся ему оборудование. А зачастую учителям возможность выбора вовсе не предоставляется… Но следует отметить: в том, что на сегодняшний день предлагают поставщики и производители, большинство педагогов плохо ориентируются. Именно для них наша сегодняшняя статья, посвященная не самому оборудованию, или, как говорят, «железу», а программному обеспечению (ПО), которое поставляется с интерактивными досками и панелями.
Немного истории
Первые электронные и интерактивные доски были созданы в начале 1990-х годов и предназначались, прежде всего из-за их достаточно высокой стоимости, для корпоративного сектора.
Галилео. Интерактивные поверхности
Интерактивные доски специально для образования первой стала выпускать компания SMART Technologies. Новый тип образовательного оборудования SMART Board® приглянулся школьным учителям и преподавателям вузов, и на сегодняшний день название марки фактически стало именем нарицательным: для многих «смарт-доска» – синоним интерактивной доски.
По примеру SMART Technologies многие известные бренды также начали создавать интерактивные доски, а теперь и панели специально для нужд образования.
Почему мы говорим именно о программном обеспечении
Потому что пользователю (педагогу, преподавателю, воспитателю) в целом безразлично, какая технология используется в устройстве для реализации функции интерактивности. Важны прежде всего потребительские свойства. А это как раз программное обеспечение, поставляемое с интерактивным оборудованием: инструментарий для создания образовательного контента, содержащего текст, математические формулы, изображения, чертежи, диаграммы, аудио- и видеофайлы, его представления и сохранения, а также обмена информацией и проведения контроля и мониторинга качества знаний учеников.
Программное обеспечение для интерактивного оборудования можно разделить на группы:
- Специально разработанное ПО для интерактивного оборудования конкретного бренда: SMART Notebook (SMART Technologies); ActivInspire (Promethean), Interwrite Workspace (Turning Technologies).
- Программное обеспечение, разработанное для интерактивных досок компаниями, специализирующимися на производстве данного продукта: RM Easiteach Next Generation (RM Education); Qwizdom WizTeach и Qwizdom Oktopus (Qwizdom Inc.) – используется с интерактивными досками PolyVision.
Некоторые бренды для своих устройств используют 2–3 программных обеспечения:
- Triumph Board® – TB Comenius, RM Easiteach Next Generation и MyScript Stylus;
- Panasonic Panaboard® – Elite Panaboard и RM Easiteach Next Generation.
Практически все программные продукты для интерактивных досок имеют широкий спектр различных инструментов, приложений для создания уроков и презентаций: ввода, редактирования, распознавания рукописного текста или геометрических фигур, диаграмм, математических формул, выделения областей на доске с помощью «прожектора» или «шторки» и т. п. Поэтому начинающему пользователю очень сложно определиться с выбором оборудования.
5. Какие бывают компьютерные программы?
Каждому – по потребностям
Прежде всего при выборе интерактивного оборудования (доски/панели), а значит, и программного обеспечения, поставляемого с ним, следует постараться оценить свои потребности и возможности. Вот далеко не полный перечень вопросов, на которые рекомендуем ответить перед тем, как окончательно определитесь с выбором:
- Планируете ли вы: одновременную работу нескольких пользователей; использовать ввод информации только стилусом (электронным пером), пальцами или другими предметами; одновременно писать стилусом, пальцем и стирать информацию ладонью?
- Насколько интуитивен интерфейс ПО? Предусмотрена ли в ПО возможность перемещения панели инструментов в любую область экранного пространства для удобства его использования? Ответы на эти вопросы можно поискать в сети Интернет: к счастью, пользователи часто оставляют подробные отзывы.
- Какова лицензионная политика компании – поставщика интерактивного оборудования: можно ли использовать ПО как с интерактивным устройством, так и без него, на персональном компьютере?
- Есть ли в наличии готовые уроки, библиотеки различных изображений, видеофайлов, электронных ресурсов, программ и приложений, которые можно было бы использовать на уроках различных предметных областей?
- Предлагает ли поставщик/производитель бесплатное обучение использованию оборудования в образовательном процессе?
- Существуют ли профессиональные сообщества пользователей данного оборудования и ПО?
- Каково соотношение цены и всех тех потребительских свойств, которыми обладает данный продукт?
Рассмотрим варианты
Для облегчения выбора остановимся более подробно на нескольких самых популярных программных продуктах.
Начнем с пионера среди производителей интерактивного оборудования для образования − SMART Technologies – и поставляемого им программного обеспечения.
SMART Notebook
На сегодняшний день SMART – самый известный производитель интерактивных решений для учебных классов во всем мире. Компания занимает уверенное первое место на рынках России, США, Канады, Украины и других стран. Среди сотрудников SMART Technologies очень много преподавателей с опытом, который они используют при создании или доработке существующих продуктов. Это также означает, что SMART предоставляет огромную базу материалов (презентаций, видео, курсов, вебинаров), которые помогут любому пользователю быстро разобраться и начать пользоваться всеми возможностями ПО и оборудования.
Важно, что каждый, кто приобрел интерактивный дисплей или доску SMART, получает возможность бесплатно изучать в течение двух дней по 8 часов (локально или удаленно) все возможности ПО SMART Notebook. На территории России на данный момент 14 авторизованных учебных центров SMART в разных городах.
Программное обеспечение SMART Notebook – это лишь составляющая большой системы SMART Learning Suite, которая позволяет учителю получить доступ к своему материалу из любой точки планеты и на любой панели SMART.
Так как устройства этой марки начали поставляться для образования раньше других и продолжают пользоваться наибольшей популярностью, они чаще других встречаются в образовательных организациях. Создано и активно функционирует профессиональное сообщество педагогов – пользователей SMART.
SMART предоставляет, пожалуй, самое большое количество материала для учителей и учеников, а также имеет огромную базу уроков, где педагоги со всего мира обмениваются опытом.
Программное обеспечение для интерактивных уроков SMART Notebook® (базовая версия), ПО для заметок SMART Ink®, интерактивный контент SMART Exchange® находятся в свободном доступе и бесплатны для пользователя. Есть подробное руководство для работы с программным обеспечением на русском языке.
Базовую версию SMART Notebook можно установить на компьютер, что позволяет учителям создавать и редактировать интерактивные уроки дома.
Вот некоторые возможности, которые предоставляет программное обеспечение совместно с устройствами SMART:
- одновременная работа нескольких пользователей с разными инструментами;
- независимый от других пользователей ввод информации;
- работа с удаленными пользователями до 250 человек;
- скриншаринг четырех мобильных устройств одновременно;
- вставка в «белую доску» изображений и видео без браузера и т. д.
ActivInspire (Promethean®)
АctivInspire – специально разработанная программа для создания и проведения уроков.
Поставляется бесплатно со всеми интерактивными панелями и досками Promethean. Ее также можно установить на компьютер и использовать дома для подготовки к проведению уроков. Это можно сделать на сайте поддержки Promethean.
ПО не требует никаких дополнительных затрат на обновления и подписки. Единовременно предоставляется 5 бессрочных лицензий (обновления бесплатны). ActivInspire работает с интерактивными досками и компьютерами на всех основных платформах (Windows, MAC OS, Linux).
Есть две версии ActivInspire – персональная и профессиональная. Персональная бесплатна для всех, профессиональная активируется с помощью ключа, который можно найти на вашем оборудовании Promethean (интерактивной доске или панели). Первые 60 дней после скачивания программа будет работать в профессиональном режиме, далее, если ее не активировать, функционал автоматически сократится (примерно на 30%) до персональной версии, которой можно будет по-прежнему пользоваться.
Если учитель делится файлами урока АctivInspire с учениками, то как раз с помощью персональной версии они смогут просмотреть урок в индивидуальном режиме. И всегда есть возможность экспорта файла в формат PDF.
По отзывам учителей, АctivInspire – это программа для тех, кто подходит к работе творчески: она предоставляет простые, но многофункциональные инструменты для создания авторских интерактивных уроков.
АctivInspire – это прежде всего электронный флипчарт, в котором можно писать цифровыми чернилами, добавлять на страницу объекты из предустановленной библиотеки, придавать этим объектам необходимые свойства и действия, создавая интерактивный урок. Есть возможность переключиться на специальный интерфейс для детей дошкольного возраста – яркие крупные кнопки, расположенные в нижней части экрана.
В программе, помимо библиотеки ресурсов, предустановлен конструктор заданий, с помощью которого можно создавать кроссворды, диаграммы, задания на сортировку, поиск соответствий и пр.
Пользователи отмечают, что из программы ActivInspire удобно запускать внешние приложения без лишних переключений, отвлекающих внимание и отнимающих время.
В программном обеспечении АctivInspire много возможностей и инструментов, с помощью которых учитель легко может настроить свой плейлист ресурсов и гибко адаптировать его в разных классах и учебных ситуациях. Инструменты АctivInspire позволяют создавать анимацию и записывать последовательность действий учителей и учеников, что помогает как создавать банк видеоресурсов, так и настраивать индивидуальный подход.
Чтобы быстрее разобраться с ПО АctivInspire, на портале Edcommunity можно пройти онлайн-обучение. Кроме того, 3000 готовых уроков АctivInspire с комментариями и пояснительными записками или готовые уроки можно найти в международной библиотеке ресурсов myPromethean.
RM Easiteach Next Generation (Triumph Board®)
Как было отмечено выше, интерактивное оборудование, поставляемое под товарным знаком Triumph Board®, использует несколько программных продуктов: TB Comenius, RM Easiteach Next Generation и MyScript Stylus.
RM Easiteach Next Generation – современное программное обеспечение для разработки и проведения интерактивных уроков в школах, детских садах. Может использоваться с любым интерактивным оборудованием различных производителей. Создатель этого ПО – компания RM Education (Великобритания), имеющая более чем 30-летний опыт разработки программных продуктов для образования. Лицензия на программное обеспечение бессрочная.
RM Easiteach Next Generation имеет множество инструментов, мультимедийных виджетов, коллекцию тематических материалов для уроков, шаблонов для создания дидактических пособий, библиотеку учебных материалов. Позволяет использовать и создавать на страницах урока различные элементы – анимацию, видео, звук, текст, флеш-файлы. Каждый учитель-предметник найдет много полезных инструментов в Easiteach.
- учитель музыки сможет на уроке аккомпанировать себе и ученикам на электронном клавишном инструменте, выбирая нужное звучание (фортепиано, орган) и его разновидности. Добавив звуки ударных инструментов и включив запись, можно создать коллекцию собственных музыкальных композиций и использовать их на разных уроках;
- для учителей математики в ПО множество полезных интерактивных инструментов: транспортир, циркуль, линейка, измерительная линия, графики, преобразователи единиц, распознавание рукописного начертания фигур, составитель диаграмм, судоку, генератор случайных задач, математические игры, составитель уравнений;
- учителя языков и литературы получают интересные возможности для работы с текстом: преобразование текста в речь, распознавание рукописного текста и перевод его в печатный формат, инструмент «Читай со мной», копилка слов, поиск слов, инструмент «Писательский конкурс»;
- учителя химии смогут работать с интерактивной периодической таблицей, например, при изучении атомов; использовать виджет «Составитель научных вопросов» для проверки знаний учеников.
В программном обеспечении Easiteach Next Generation огромное количество инструментов, которые обязательно будут востребованы на уроках физики, биологии, географии, черчения и других. Это система опроса, виджет «Рентген», эффекты и анимации для объектов; встроенные мини-приложения или игры (48 штук), в которых можно использовать как уже имеющиеся вопросы и задания, так и собственные.
Есть также интерактивные и лингвистические раскраски, коллекции изображений (более 2000 по различным тематикам), фото, интерактивные объекты, банк мультимедиа-файлов с возможностью импорта собственных файлов (более 2000 единиц), поиска по ключевому слову, фильтром по темам в выпадающем меню и многое другое.
Программа легко взаимодействует с интернет-ресурсами, видео- и аудиоматериалами (можно создавать самим и вставлять в урок либо использовать готовые композиции).
Несомненным достоинством программного обеспечения Easiteach Next Generation является наличие постоянно пополняющейся коллекции готовых интерактивных уроков (портал для учителей с библиотекой, в которой содержится более 75 000 уроков); коллекции видеоуроков, обучающих работе в данном программном обеспечении; интернет-сообщества и форумов учителей, использующих Easiteach в учебном процессе и обменивающихся результатами.
Педагог всегда сможет воспользоваться опытом своих коллег, получить консультацию и научиться создавать в Easiteach Next Generation интересные интерактивные уроки, благодаря которым все ученики без исключения будут вовлечены в учебный процесс. Оборудование с Easiteach может стать неотъемлемой составляющей образовательного процесса как в школе, так и в детском саду.
Выбор за пользователем!
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .
Источник: dzen.ru
Статья «Интерактивные обучающие системы в образовании»
статья
Современные требования к учебному процессу тесно связаны с развитием науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования (ФГОС СПО) необходимо использовать в учебном процессе активные и интерактивные формы проведения занятий с целью формирования развития профессиональных навыков обучающихся.
Скачать:
![]() |
91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ
Частное учреждение — профессиональная образовательная организация
«Краснодарский техникум управления, информатизации и сервиса»
Современные требования к учебному процессу тесно связаны с развитием науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования (ФГОС СПО) необходимо использовать в учебном процессе активные и интерактивные формы проведения занятий с целью формирования развития профессиональных навыков обучающихся.
В настоящее время интерактивные технологии развиваются быстрыми темпами. Преимущества их очевидны: использование в учебной деятельности интерактивных технических средств стимулирует коллективную работу обучающихся, делает более значительным взаимодействие с преподавателем; работа с ними проста и интересна, есть возможность использовать мультимедийные объекты, текст, аудиофайлы, графику, видео, построение таблиц, диаграмм в одном приложении.
Программные средства для данной аппаратуры являются универсальными, что позволяет использовать их совместно с популярными операционными системами (Microsoft Windows, Linux, Mac OS).
Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый преподаватель может самостоятельно придумать новые формы работы с аудиторией.
Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи.
Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Процесс обучения сегодня немыслим без разнообразного и широкого применения технических средств обучения. Такие средства обучения обладают большой информативностью, достоверностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых явлений и процессов, повышают наглядность обучения, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, усиливают эмоциональность восприятия учебного материала. Поэтому применение интерактивных средств обучения способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению эффективности педагогического труда, улучшению качества знаний, умений, навыков обучающихся.
В качестве технических средств обучения используют интерактивную приставку, интерактивные проекторы, интерактивные планшеты, интерактивные панели, интерактивную пленку, белую доску, интерактивные доски.
Интерактивная приставка не имеет специальной рабочей поверхности, но превращает обычную аудиторную маркерную доску белого цвета в интерактивную. Это является серьёзным преимуществом системы, поскольку обеспечивается мобильность (однако увеличивается риск утраты аппаратуры).
Прибор поставляется в виде небольшого складного устройства, закрепляемого с помощью вакуумных присосок к обычной аудиторной доске произвольного размера. Устройство представляет собой акустическую антенну, воспринимающую ультразвуковые сигналы, возникающие при движении маркера по доске. Дополнительно используется также инфракрасное сканирование. В результате обеспечивается исключительно точное определение позиции маркера или стилуса [6].
Все интерактивные приставки делятся на три типа:
- работа в режиме копи-доски;
- работа в режиме интерактивной доски;
- работа в обоих перечисленных режимах.
Режим копи-доски не предназначен для работы с проектором. Такая интерактивная приставка сохранит только то изображение, которое нанесено с помощью обычных маркеров. Данный режим будет полезен там, где используют только рукописный текст.
Режим интерактивной доски предназначен для работы с проектором. Он позволяет сохранять пометки, нанесенные поверх проецируемого проектором изображения. Данный режим пригодится там, где используется работа с графиками и другими изображениями, но есть необходимость делать заметки поверх проецируемого изображения.
Полноценная интерактивная приставка, по своим функциям полностью повторяет интерактивную доску. Она позволяет делать все вышеперечисленные действия, т.е. работать в режиме интерактивной доски и в режиме копи-доски. Это ставит приставку примерно на один уровень с интерактивной доской, при этом делая ее более доступной по цене. Кроме того, обладая возможностями схожими с теми, что предлагает интерактивная доска.
Интерактивные проекторы , в первую очередь, позволяют полностью отказаться от различных дополнительных устройств, которые по идее должны обеспечивать ту самую интерактивность, позволяющую участвовать в процессе работы с выводимым изображением. Теперь не нужна интерактивная доска, которая раньше брала на себя эти обязанности. Теперь не нужна интерактивная приставка, которая раньше заменяла интерактивную доску. Все свелось к тому, что из первоначальных трех устройств для работы (компьютер – проектор – интерактивная доска) сначала заменилось одно устройство, а с появлением интерактивного проектора третье устройство и вовсе исчезло за ненадобностью. Проектор взял на себя функции не только в выдаче изображения, но и в обработке сигналов, поступающих от поверхности, на которую проецируется картинка.
Интерактивные проекторы в своей работе используют специальное интерактивное перо или маркер, которым можно рисовать, выделять и перемещать изображение. Причем интерактивное перо необязательно использовать, находясь в непосредственной близости от изображения, — его можно использовать удаленно – оно работает как лазерная указка. Это даст полную свободу для работы с проецируемым изображением.
Интерактивный планшет — современное устройство ввода информации, подключаемое к компьютеру. Интерактивные планшеты , так же как и интерактивные доски предназначены для использования в учебном процессе, презентаций, докладов и т.п. в условиях образовательных учреждений, залах для конференций, актовых залах, переговорных, в коммерческих, общественных и государственных учреждениях.
В качестве плюсов можно отметить, что он дешевле интерактивной доски и в некоторых случаях с помощью интерактивного планшета и обычного настенного экрана удается воспользоваться привычным функционалом интерактивной доски. Также планшет позволяет учителю (докладчику) управлять компьютером, делать рукописные записи (как на меловой или маркерной доске), аннотации и комментарии поверх запускаемых на компьютере программ. И все это — из любой точки аудитории, свободно передвигаясь по ней. Изображение выводиться на экран или интерактивную доску с помощью мультимедийного проектора, подключаемого к компьютеру, а управление производиться с поверхности планшета[8].
Интерактивная панель — современное устройство отображения и ввода информации, подключаемое к компьютеру, сочетает в себе жидкокристаллический монитор и «интерактивную доску». Учитель (докладчик) может одновременно получать информацию на монитор и управлять компьютером, делать рукописные записи (как на меловой или маркерной доске), аннотации и комментарии поверх запускаемых на компьютере программ прямо с поверхности монитора.
Интерактивные панели, так же как и интерактивные доски (планшеты) предназначены для использования в учебном процессе, презентаций, докладов и т.п. в условиях образовательных учреждений, залах для конференций, актовых залах, переговорных, в коммерческих, общественных и государственных учреждениях[9].
Интерактивная пленка имеет второе название touch screen. Она представлена в виде пленки с сенсорными датчиками, реагирует на любое прикосновение. При наличии специального программного обеспечения, интерактивная touch screen пленка управляет системой аналогично компьютерной мыши. Таким образом, с помощью данной пленки можно найти необходимую информацию, сделать записи, исправления, пометки, рисунки, добавить то, что вам нужно, т.е. управлять контентом, всего лишь касаясь экрана пальцем, как в перчатках, так и при их отсутствии.
Пленка создана для многократного применения. Ее возможно использовать в любом удобном месте. Она наносится и снимается без особых затруднений, не оставляя следов от клеящей поверхности.
Интерактивные пленки делятся на два вида:
- интерактивная пленка обратной проекции. Она крепится на светоусиливающий экран. Скорость реакции при касании зависит от толщины стекла. Подключается через USB-порт;
- интерактивная пленка на монитор. Подходит для любых видов мониторов, превращая его в сенсорный экран. Сверху устанавливается светоусиливающий экран, и защитное стекло. Подключается через USB-порт.[10]
Технология интересная, но, совершенно непригодна для обучения. Для этой интерактивной системы необходим монитор, на который будет крепиться плёнка, а так как размеры плёнки довольно большие (диагональ — 30« — 80«), необходим экран с такой же диагональю, который стоит недёшево .
Белая доска — Whiteboarding (дословно — рисование на белой доске) — размещение совместно используемых файлов на экранной «совместной записной книжке» или «белой доске». Программное обеспечение для видеоконференций и дата-конференций часто включает средства, позволяющие пользователю делать отметки на электронной доске примерно так, как он сделал бы это на обычной настенной доске.
Главное свойство данного типа приложений — позволять более чем одному человеку одновременно работать над изображением, с синхронизацией двух версий друг с другом почти в реальном масштабе времени [4].
Аналоговым вариантом белой доски является обычный офисный флипчарт — магнитно-маркерная доска с креплением для листа или блока бумаги, переворачиваемой по принципу блокнота.
Интерактивные доски — интерактивные технологии доказали свою состоятельность в учебных процессах, в организации производства, а также в некоторых специализированных учреждениях и организациях. Современному человеку требуется непосредственное участие во всех этих процессах, но, в то же время он не желает тратить на это много усилий. Кроме того, к этим устройствам предъявляется ряд дополнительных требований: они должны быть компактными и недорогими. Такое решение есть — это интерактивные доски , которые появились в России в 1991 г[5].
Полностью функционирующие интерактивные доски обычно включают 4 компонента:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- соответствующее программное обеспечение;
- и саму интерактивную доску, которая также может комплектоваться встроенным принтером.
Изображение с монитора компьютера передается через проектор на интерактивную доску, а прикосновения к ее поверхности поступают обратно на компьютер с помощью кабеля или через беспроводные интерфейсы связи и обрабатываются специальным программным обеспечением.
К компьютеру и к интерактивной доске могут быть подключены микроскоп, камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображенными материалами можно продуктивно работать прямо во время занятия. Для учителя запас изобразительного и видеоматериала при подготовке к уроку с помощью этого технического средства безграничен, так как существует множество обучающих ресурсов по любой теме, а в различных онлайн библиотеках можно найти конкретные наглядные материалы и использовать их многократно.
Преподаватель, работающий с интерактивной доской, может повысить уровень восприятия материала за счет комбинации различных форм передачи информации – визуальной, звуковой и тактильной. В ходе лекции он может использовать яркие, многоцветные схемы и графики, анимацию в сопровождении звука, интерактивные элементы, которые откликаются на действия преподавателя или студента. При необходимости можно одним движением руки просто увеличить тот или иной элемент, нарисованный на поверхности доски. Грамотная работа с интерактивной доской позволяет также добиться оптимизации учебного процесса.
Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. Кроме того, интерактивное обучение формирует у обучающихся способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.
При интерактивном обучении преподаватель выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации; центральное место в его деятельности должен занимать не отдельный обучающийся как индивид, а группа взаимодействующих обучающихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.
В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность преподавателя, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных технологий, становится важной составляющей его профессионализма.
- Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2014.
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования
- Сайков Б.П. Информационная среда школы //Информатика, 2014.-№20, С.14-37.
- Белая доска URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Whiteboarding
- Интерактивная доска URL: http://venture-biz.ru/tekhnologii-innovatsii/138-interaktivnoe-obuchenie.
- Интерактивная приставкаURL: ttp://vdex.ru/articles/interaktivnie_pristavki:_zamena_interaktivnoy/.
- Интерактивный проектор URL: http://vdex.ru/articles/interaktivnie_proektori._plyusi_i_minusi.
- Интерактивный планшет URL: http://www.intelin.ru/catalog/planshet.php
- Интерактивная панель URL: http://www.intelin.ru/catalog/paneli.php .
- Интерактивная плёнка URL: http://www.inter-systems.ru/index.php?route=product/categoryhttps://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2019/04/07/statya-interaktivnye-obuchayushchie-sistemy-v-obrazovanii» target=»_blank»]nsportal.ru[/mask_link]
Организация процесса обучения с помощью интерактивных систем (по системе ФГОС)
Развитие информационных технологий предоставляет новые возможности для обучения детей и подростков, делая сам процесс более понятным и доступным. Открытый доступ в интернет, наличие множества специальных приложений и устройств – это не единственные преимущества, которые предоставляют современные компьютерные системы. Важно лишь разработать корректную программу, которая сможет максимально эффективно обучить ребенка необходимым знаниям в простой форме.
Особенности современного образования
В образовательном процессе сегодня стоит задача не просто предоставить фундаментальные знания, но и адаптировать ученика к активной социальной жизни, развить у него любовь к саморазвитию. Уже давно прошла эпоха, когда целью образования было создание человека по устоявшимся шаблонам, который должен знать все на свете. Современные программы стараются прежде всего использовать индивидуальные черты характера, учить подростка именно тем знаниям, которые ему больше всего нравятся.
Образовательная система сегодня имеет следующие характеристики:
- сжатые сроки обучающей программы;
- постепенное развитие технологий и науки заставляет школьников учить большой объем материалов, часть из которых быстро устаревает;
- существование серьезных требований к уровню знаний при сдаче тестов и экзаменов.
Поэтому преподаватели ставят перед собой задачу сделать сам процесс более живым и интересным, чтобы даже с учетом большого объема информации можно было его эффективно растолковать подрастающему поколению. Для этих целей начали использоваться интерактивные технологии в различных их проявлениях.
Использование интерактивных технологий в образовательном процессе
Интерактивность позволяет моделировать разные ситуации при любых действиях пользователя. Сегодня информационные технологии допускают создать огромное количество обучающих программ, которые разрешают моделировать различные процессы, рассчитывать формулы. При этом вся информация подается в более игровой форме, чем ранее. Все это делается для максимального вовлечения молодежи в сам процесс обучения.
Инновации позволяют существенно облегчить восприятие учебных материалов, так как интерактивные инструменты дают возможность существенно повысить их наглядность. Современный класс – это комната с большим количеством интерактивных элементов. Каждый из них делает само обучение более увлекательным и необычным. Такая альтернатива может стать эффективной заменой зазубривания книжек, особенно если само печатное издание успело устареть.
Виды интерактивных методов обучения
Стараясь отойти от старых шаблонов, где учитель выступает в роли рассказчика, лишь иногда переспрашивая учеников, проверяя усвоение материала, современный педагог должен знать, как целиком вовлечь ребенка в процесс обучения. Для этих целей используются следующие методы преподавания:
- мозговые штурмы;
- дебаты и дискуссионные клубы;
- анализ различных ситуаций, связанных с определенным предметом;
- ролевые или деловые игры;
- проведение мастер-классов.
Такие способы донести информацию позволяют в простой форме объяснить каждому ученику материал. Более того, интерактивность делает возможным обсуждение внутри класса различных вопросов, а также вызывает большую заинтересованность у ребенка, чем простое слушание монотонного рассказа, особенно в младших классах.
Основные преимущества интерактивного образования
К плюсам использования интерактивного оборудования в современной системе образования можно отнести:
- индивидуальный подход к каждому ученику с возможностью больше узнать о личности, интересах и навыках отдельного ребенка, изучить его потребности и предрасположенность к конкретным предметам;
- возможность преподнести максимум информации в доступной форме при сжатых сроках;
- визуальное восприятие полученных материалов намного эффективнее запоминается учеником или студентом;
- помимо теоретических знаний, дети способны разрабатывать практические навыки, которые имеют большую ценность.
К минусам разве что можно отнести стоимость оборудования и его отсутствие в большинстве школ. Однако развитие технологий снижает цену с каждым годом, так инновационные новинки становятся более доступными для обычного человека.
Виды интерактивного оборудования
Сегодня существует огромный выбор среди интерактивных устройств, которые позволяют охватить всю школьную программу, делая ее более интересной и увлекательной. Среди них можно выделить интерактивные доски, панели и столы.
Интерактивная доска
В основе интерактивной доски лежит сенсорный экран с подключением к отдельному проектору, что передает изображение на саму доску. Управлять устройством можно простыми прикосновениями к плоскости с картинкой. Такой девайс способен полностью преобразить урок, сделав его более живым. Тем более что на экране можно не только писать буквы, но и воспроизводить различные мультимедийные материалы, демонстрируя обучающие видеоролики, интересные презентации.
Делятся доски на два типа: с прямой или обратной проекцией. Разница лишь в том, что в первом случае проектор устанавливается отдельно от доски, проецируя изображение на поверхность полотна, во втором – изображение появляется с обратной стороны экрана, делая использование доски более практичным. Именно данный аппарат в первую очередь устанавливается в современных классах, так как он имеет многофункциональное применение. Можно писать, рисовать, оставлять заметки и даже сохранять все данные на подключенный накопитель.
Преимущества работы с интерактивной доской:
- эффективная визуальная демонстрация обучающих материалов;
- возможность для большего взаимодействия учителя с учениками;
- занятия можно разбавить различными видеороликами, презентациями, визуальными эффектами, которые помогут быстрее усвоить предмет;
- увеличение мотивации к обучению.
На рынке имеются разные приспособления, различающиеся по принципу работы, размерам, цене, возможностям. Но даже самые недорогие модели имеют все необходимые функции для преподавания.
Интерактивные панели
Электронные интерактивные панели отлично подойдут для индивидуального обучения творческих личностей. Их особенность – это возможность рисовать прямо на экране при помощи специальной ручки или мыши. В основном устройство используется в презентациях или для научных конференций. По сути, прибор является промежуточным этапом между информативной доской и компактным планшетом. От первого взяты средние размеры, позволяющие демонстрировать изображение большой аудитории, от второго – сенсорный экран без использования проекторов.
Такие устройства обладают хорошим разрешением – 1024х768, но возможны и другие варианты. Этого достаточно, чтобы демонстрировать видеоролики в хорошем качестве, а также использовать различные учебные материалы, видимость которых будет гарантирована даже для задних парт. Кроме того, есть возможность подключения нескольких панелей в одну сеть посредством локального соединения или интернета. Это позволит синхронизировать изображение, демонстрируя картинку сразу с нескольких источников для удобств учащихся.
Интерактивный стол
Современные интерактивные столы могут легко заменить парты и стать многофункциональным устройством для ученика, позволяя не только самостоятельно взаимодействовать с элементами на сенсорном экране, но и рисовать, писать текст и так далее. Сенсорная система способна распознавать одновременно несколько нажатий, поэтому некоторые модели могут быть использованы для взаимодействия с группой детей.
В зависимости от комплектации и производителя, интерактивная поверхность может иметь следующие характеристики:
- расположение экрана – горизонтальное или под углом;
- размер дисплея – от 42 до 55 дюймов;
- наличие дополнительных модулей – Wi-Fi, веб-камера;
- некоторые приспособления могут поддерживать до 12 касаний одновременно, что позволяет использовать один стол большой группой учеников.
Применять такой аппарат можно в любом классе. В отличие от доски или панели, столы используются не только учителем, но и самими учениками, что вовлекает их в процесс обучения еще больше. При этом рабочая поверхность создается с запасом прочности, чтобы выдерживать чрезмерное давление нескольких человек. Также интерактивное устройство пригодно для использования не только в школах, но также в музеях и других общественных местах.
Где взять интерактивное оборудование?
У нас на сайте можно найти большой выбор интерактивных товаров, которые подойдут не только для учеников и студентов, но и малышей, что только познают мир и могут эффективнее его изучать при помощи различных технологичных приспособлений. Также в наличии имеются развивающие игры, робототехника и многое другое, что определенно понравится каждому ребенку.
Хотите оборудовать интерактивный класс? Звоните!
☎ +7 (495) 925-14-59
☎ +7 (926) 728-80-92Источник: chichiko.ru