Интерактивная программа это что значит

Содержание

В чем преимущество? Интерактивный урок – это одна из разновидностей активного обучения, которая помогает разнообразить процесс усвоения нового материала. Разумеется, такие занятия очень нравятся детям, поскольку они максимально вовлечены.

Какие существуют? Уникальность такого формата в том, что его можно применять в любых дисциплинах: от географии, где на первое место выходит визуальная составляющая, до математики. Что же помогает сделать интерактивный урок не только увлекательным, но и полезным?

Оглавление:

  1. Особенности интерактивного метода обучения
  2. Структура и методика интерактивного урока
  3. 20 идей, которые помогут сделать лучший интерактивный урок

Простите, что прерываем ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение.
Это займет всего 15 секунд.

Дополнительно вы получите полный бесплатный доступ

Интерактивная программа «Большому городу – чистая вода!»


к следующим материалам:

Более 100 вебинаров
самых квалифицированных
преподаватели

Более 2000 бесплатных
олимпиад для учителей
и учеников

Возможность участия
в творческих конкурсах

Портал “Солнечный свет”

Особенности интерактивного метода обучения

Преподаватели, работая с учениками, используют различные активные и пассивные методы обучения. К пассивным относятся прослушивание лекций, зрительское участие в лабораторных опытах. Активными считаются формы работы, когда учитель и ученик вступают в диалог или взаимодействуют каким-либо подобным образом. Уже не является новым, но остаётся популярным и неизменно результативным ещё один метод — интерактивный урок.

Корнями такое обучение уходит в активные формы работы. Однако в этом случае активность понимается намного шире: имеется в виду взаимодействие на уроке и между учащимися, и между отдельными их группами. Иначе это диалоговое обучение.

Интерактивный урок

Доказано статистикой, что такие формы работы увлекательны для всех участников процесса, мотивируют на активность, достижение результатов, учат сотрудничеству в коллективе.

Назовём главные аспекты интерактивности на уроке:

  • равное участие в групповой работе, общение с единомышленниками;
  • побуждение к активности, выстраивание взаимосвязей, вовлечённость в процесс поиска решений;
  • творчество и эксперименты.

Для того чтобы создать интерактивный урок хорошего качества, надо помнить: наглядность очень важна. Хорошему педагогу известно: до 80 % информации дети воспринимают визуально.

Интерактивная панель – что это?

Средства наглядного обучения:

  • беспроводные планшеты и подобная оргтехника;
  • интерактивные столы и доски, компьютеры;
  • конструкторы LEGO и робототехника;
  • интерактивные приставки, проекторы, дисплеи;
  • документ-камера (прибор, проецирующий на монитор или доску страницы учебника/пособия;
  • интерактивная песочница с песком, проектором и ПО, обеспечивающим дополнительную реальность;
  • мобильный планетарий (купол с проектором для потолка).

Всё более привычным становится и электронное обучение с вебинарами, конференциями, интерактивными онлайн-уроками.

Интерактивный урок

Есть разные пути для педагогов, желающих добиться активного участия учеников в интерактивном уроке. Примеры:

  • вопросно-ответное взаимодействие преподавателя и ученика;
  • решение поставленных задач в группах;
  • демонстрационные опыты и практические задания;
  • использование аудио и видео.

Купите со скидкой 40%
Пройдите курс повышения квалификации «Методы интерактивного обучения» всего за 990 рублей
Удостоверение установленного образца
Старт учебы в день оплаты
Уже скачали 8673 человека

Что получает учитель, внедряя интерактивные элементы и виды заданий? Вырабатываются активность учащихся, самостоятельность, развиваются командный дух и заинтересованность в результате, растут сила и свобода самовыражения, улучшаются и закрепляются знания.

Структура и методика интерактивного урока

Применение во время урока интерактивных технологий определяет их структуру. Самыми нужными считают 5 элементов:

Мотивация

Этот этап позволяет сконцентрироваться на проблеме урока, почувствовать к ней интерес. Также это некая психологическая пауза, чтобы обучающиеся поняли: сейчас перед ними новый учитель с новым заданием по другому предмету.

Субъект обучения настраивается на эффективный процесс познания, а для этого надо осознавать, что и зачем сейчас он будет делать.

Мотивация напрямую связана с темой урока, позволяет воспринимать её как рабочую задачу.

Структура и методика интерактивного урока

Представление темы и ожидаемых учебных результатов

Цель – добиться, чтобы ученики понимали, что и зачем делают, чего от них ждёт учитель. Для успешности обучения следует соблюдать такие требования:

  • чётко определиться с тем, что именно новое или активизированное старое смогут делать учащиеся по окончании урока;
  • отобразить уровень их учебных достижений по результатам урока.

Поставить дидактическую цель очень важно в интерактивной модели обучения. И привлечены к её достижению должны быть обязательно все учащиеся.

В этой части интерактивного урока нужно объединить коллектив следующими действиями:

  • огласить тему урока, или пусть её прочтёт один из учеников;
  • обсудить новые или непонятные слова из формулировки темы, разъяснить проблемный вопрос, если он поставлен;
  • попросить детей задуматься об ожидаемых результатах, назвать их;
  • напомнить учащимся, что в конце урока им нужно будет оценить, насколько точно они этих результатов достигли, а также что вы их достижения оцените в баллах.

Пройдите on-line курс по теме со скидкой от 40%

Предоставление всей информации по теме

Это необходимо для дальнейшего выполнения практических заданий, причём учитель делает это максимально быстро и сжато. Позже педагог сможет ещё раз обратить на теорию внимание, а пока время экономится для практики и самопознания.

Интерактивное упражнение

Интерактивное упражнение – «экватор» урока

Целью всегда является усвоение учебной темы, выполнение обозначенных в первые минуты задач.

Как сделать интерактивный урок эффективным? Обязательно соблюдайте последовательность и регламент запланированных упражнений.

  • сначала зачитывается инструкция: объявляются цель упражнения, правило для работы, последовательность действий, время на выполнение, а также выясняется, все ли понятно (на это должно уйти 2-3 минуты);
  • затем дети объединяются в группы (сами или по спискам учителя), и распределяются все роли (1-2 минуты);
  • во время выполнения задания учитель выступает как помощник, ведущий, стараясь одновременно давать поддержку и самостоятельность, поощряя сотрудничество в группах (5-15 минут);
  • далее группы презентуют результаты (3-15 минут);
  • рефлексия, например, путем коллективного обсуждения (5-15 минут).

Рефлексия в современном образовании является самым важным компонентом для обучения на интерактивном уроке, как и на любом другом. Благодаря ей учащиеся:

  • осознают, что чему-то научились;
  • ещё раз вспоминают подробности нового опыта;
  • оценивают собственный уровень понимания и усвоения темы и учатся планировать дальнейшие реальные шаги;
  • получают возможность сравнить свое восприятие с мыслями, взглядами, чувствами остальных учеников, какие-то позиции скорректировать;
  • приучаются рефлексировать вообще, осознавая последствия любых своих действий и планируя следующие шаги;
Читайте также:
Что за программа staruml

В то же время преподаватель тоже оценит реакцию детей и сможет скорректировать план следующего урока.

Этап рефлексии можно сделать забавным или запоминающимся – поищите в приложениях для разработки интерактивных уроков. Применяйте её после самых важных упражнений, в конце урока, а также в конце определённого этапа обучения.

Финал учебного занятия

Финал учебного занятия

Итог является очень важной частью интерактивного урока для детей. Педагог и учащиеся вместе выясняют, что успели, что усвоили, как новое связано с уже изученным, как оно же пригодится в будущем.

Итак, зачем нужен итоговый этап урока:

  • обсудить, что сделано;
  • вспомнить ожидаемые результаты, сравнить их с реальными;
  • проанализировать, почему получилось, возможно, не всё, в чём ошибки;
  • сделать выводы на будущее с учётом моментов успеха и неуспеха;
  • ещё раз закрепить изученное;
  • обозначить, что будем делать на следующих уроках;
  • связать в итоговой беседе усвоенные темы с предстоящими;
  • озвучить план дальнейших действий.

Болонская система образования и ее особенности

Назовём и стадии заключительного этапа урока:

  • установление фактов (что получилось);
  • анализ причин (почему получилось именно так);
  • планирование (что делать на следующих занятиях?).

20 идей, которые помогут сделать лучший интерактивный урок

Условно все идеи, игры и педагогические инструменты, делающие урок интерактивным и улучшающие его качество, можно разделить на такие категории:

лучший интерактивный урок

Создание на интерактивном уроке учебных стратегий для активизации общения и получения обратной связи

Есть три эффективных способа «разговорить» детей:

  • Работа в парах. Цель – обсудить и поделиться

Ставьте проблему перед учениками и предложите разбиться по парам. Такая пара ищет решение задачи и потом защищает его вслух. Это позволяет вовлечь всех учеников, к тому же они запомнят по теме больше, чем после обычного урока.

Это интерактивное упражнение эффективно в группах. В коллективе дети успешнее генерируют творческие мысли и идеи, учатся друг у друга, начинают прислушиваться к чужому мнению ради общей цели. Процесс, несомненно, полезен, так как им в голову зачастую приходят удивительные решения задач.

Чтобы структурировать возникающие во время работы идеи детей, удобно использовать при разработке интерактивного урока сервисы по созданию интеллект-карт.

Группы участников сосредотачиваются на одной теме, делятся своими мыслями и идеями. Преподаватель для начала может дать им несколько ключевых слов или понятий. Подобное сотрудничество поощряется, ведь дети учатся на опыте друг друга.

Работа классного руководителя в школе: направления, режим, советы

Индивидуальные мероприятия

  • Проведение опроса

Лучше всего этот метод подходит для конца урока. В течение минуты дети должны записать ответ на один вопрос, к примеру: «Что самое полезное и важное я сегодня узнал?». На следующем занятии с их ответов и начнётся разговор. Интересно будет также спросить, помнят ли ученики ещё то, что записали на листочках в прошлый раз.

Скачайте бесплатно
8 практических рекомендаций по работе со сложными детьми
Получите инструкцию по сохранению
здоровой атмосферы в классе

pdf

Как учителю работать со сложными детьми

Отправляя сообщение, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку
Уже скачали 8673 человека

  • Проверка неверных представлений

Их важно выявить в ближайшее после урока время. Предлагайте детям список из ложных и правдивых фактов и смотрите, могут ли они определить неправду. Это побуждает глубоко и быстро думать, закрепляет знания.

  • Поиск пробелов в знаниях по результатам самоанализа

Для такой работы учитель составляет чек-лист или список конкретных вопросов по теме, а учащиеся должны не спеша обвести те из них, на которые не смогли бы ответить.

Подготавливая программу для интерактивного урока, нужно будет создать задания по тем вопросам, которые обвели дети. Набор заданий будет индивидуальным, ведь у всех выявятся свои пробелы. Пусть дети ещё раз проработают трудности.

Индивидуальные мероприятия

Действуем следующим образом: все выполняют задание молча, офлайн или во время видеоурока. Когда ответы получены, попросите тех, кто справился, поднять руки или отозваться в чате. Затем все ученики должны пообщаться с теми, кто дал верный ответ, и каждый пусть выяснит принцип решения задачи сам, в диалоге с отличником. Такое общение позволит быстрее схватить суть и в будущем не допускать ошибок.

Парная работа

  • Найди себе пару

Учащиеся самостоятельно определяются, с кем бы хотели работать. Обмениваются опытом, обсуждают пути решений, делятся с напарником выводами, которые пришли им в голову ранее.

  • Пара, в которой один – учитель, другой – ученик

Предложите детям записать основные моменты урока. После этого, разделив их на пары и назначив «учителей» и «учеников», объясните задачу. «Учитель» называет основные моменты, а «ученик» сверяет их со своим списком и потом дополняет ещё двумя-тремя пропущенными пунктами от себя.

В открытом доступе до
Как избежать штрафа до 30 000₽ и пройти проверку Роспотребнадзоре в 2023 году
Скачайте бесплатно 3 актуальные инструкции для учителей
Содержание архива:

20 шагов к успешному прохождению проверки Роспотребнадзора

Что делать учителю, если не прошел аттестацию

21 одно правило идеального открытого урока

Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку

  • Похвали напарника

Этот приём возможен после индивидуального задания. Дети делятся результатами, разбившись на пары. Потом добровольцы, которым понравилась работа напарника, хвалят её публично за интересность или образцовость. Замечено, что ученики склонны скорее найти плюсы в работе приятеля, чем в своей. Плюс ко всему дети приобретают навык совместного обсуждения успешных результатов.

Учащиеся получают задание подискутировать в парах. Особенность в том, что придётся защищать точку зрения, отличную от своей. Эта задача поможет отойти на время от собственных взглядов и убеждений и увидеть ситуацию под новым углом. Согласитесь, время от времени это полезно.

Хорошая идея для открытого интерактивного урока: одна часть группы защищает одну позицию, другая – противоположную. Каждому даётся строгое количество минут и одно выступление, чтобы все смогли высказаться по поводу обсуждаемых вопросов.

В парах дети обсуждают противоположные эмоциональные стороны собственных тематических исследований или отдельных утверждений. Изучение каждого случая они должны словно «прожить», настолько углублённо рассмотреть, чтобы было чем делиться на уроке. Во время занятия учитель откроет для себя немало интересных детских идей, ученики же точно приобретут важные социальные навыки.

Хороший способ работы с письменными заданиями: после окончания работы нужно обменяться черновиками. Что делают дети с чужим черновиком? Внимательно изучив, пишут оценивающий текст из трёх абзацев по плану: плюсы работы соседа по парте, минусы и замечания, затем – абзац о том, как именно бы эксперт доработал чужой текст, если бы он принадлежал его перу. Такое, по сути, соавторство многому научит обоих партнёров по заданию.

Читайте также:
Game pack что это за программа

Работа в группах более двух человек

Работа в группах более двух человек

  • Движение от доски к доске

Приготовьте несколько досок (флипчартов или интерактивных) с заданиями или вопросами по теме. Класс делим на несколько подгрупп, и каждая работает на отдельной доске. Принцип: один вопрос – одна доска. Каждая подгруппа, ответив на свой вопрос, перемещается к соседней доске (онлайн или офлайн) и пишет свой ответ под уже данным ответом предыдущих участников. Надо, чтобы на каждой из досок оказались прописаны все ответы всех участвующих подгрупп.

  • Определи лучшее решение

Раздайте задачи, и пусть подгруппы поработают над единой проблемой. Дети должны расписать решение или стратегию на бумаге или в цифровом варианте. Затем подгруппы меняются решениями, чтобы оценить степень успешности соседей. Так делать, пока все не оценят друг друга. После ученики объединяются, чтобы выбрать лучший ответ из той пары, которая названа самой успешной.

Так определяется победное решение.

Для такой работы очень хорошо подойдут исторические, географические фильмы, любой байопик. Концепцию или события фильма, который подходит к теме занятия, дети обсуждают и пытаются найти, что создатели фильма сделали или показали неправильно, а что получилось хорошо. Задача – назвать хотя бы по одному пункту.

Источник: solncesvet.ru

Интерактивное обучение – современные методики получения знаний

Интерактивное обучение – современные методики получения знаний

Стандартная или пассивная модель обучения использовалась в учебных заведениях с давних пор. Самый простор пример данной методики – лекция. И хотя такой способ преподавания был и остается одним из самых распространенных, интерактивное обучение постепенно становится все актуальнее.

Что такое интерактивное обучение?

Методики образования в дошкольных учреждениях, школах, вузах делятся на две большие группы – пассивные и активные. Пассивная модель предусматривает передачу знаний от преподавателя ученику посредством лекции и изучения материала в учебнике. Проверка знаний осуществляется с помощью опроса, тестирования, контрольных и других проверочных работ. Главные недостатки пассивного метода:

  • слабая обратная связь от учеников;
  • низкая степень персонализации – ученики воспринимаются не отдельными личностями, а группой;
  • отсутствие творческих заданий, требующих более сложной оценки.

Активные методы обучения стимулируют познавательную деятельность и творческие способности учащихся. Ученик в таком случае является активным участником процесса обучения, однако взаимодействует он в основном только с учителем. Актуальны активные методы для развития самостоятельности, самовоспитания, но они практически не учат работать в группе.

Интерактивное обучение – это одна из разновидностей активного метода обучения. Взаимодействие при интерактивном обучении осуществляется не только между педагогом и учеником, в данном случае все обучаемые контактируют и работают сообща (или в группах). Интерактивные методы обучения – это всегда взаимодействие, сотрудничество, поиск, диалог, игра между людьми или человеком и информационной средой. Используя активные и интерактивные методы обучения на уроках, педагог повышает объем усвоенного учениками материала до 90 процентов.

Интерактивные средства обучения

Использование интерактивных методов обучения начиналось с обычных наглядных пособий, плакатов, карт, моделей и т.д. Сегодня современные технологии интерактивного обучения включают новейшее оборудование:

  • интерактивные доски;
  • планшеты;
  • компьютерные тренажеры;
  • виртуальные модели;
  • плазменные панели;
  • проекторы;
  • ноутбуки и т.д.

Интерактивность в обучении помогает решить следующие задачи:

  • уход от презентационной подачи материала к интерактивному взаимодействию с включением моторики;
  • экономия времени за счет отсутствия необходимости рисовать на доске схемы, формулы и диаграммы;
  • повышение эффективности подачи изучаемого материала, т.к. интерактивные средства обучения задействуют различные сенсорные системы учащегося;
  • легкость организации групповой работы или игр, полное вовлечение аудитории;
  • установление более глубокого контакта между учениками и преподавателем, улучшение климата внутри коллектива.

Интерактивные приемы обучения

интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения – игры, дискуссии, инсценировки, тренинги, тренировки и т.д. – требуют от педагога применения особых приемов. Этих приемов существует множество, и на различных стадиях занятия зачастую используются разные методики:

  • для включения в процесс используют «мозговой штурм», обсуждения, обыгрывания ситуации;
  • во время основной части занятия используют кластеры, метод активного чтения, дискуссии, продвинутые лекции, деловые игры;
  • для получения обратной связи необходимы такие приемы как «незаконченное предложение», эссе, сказка, мини-сочинение.

Психолого-педагогические условия интерактивного обучения

Задача образовательного учреждения для успешного обучения – предоставить условия для достижения индивидом максимального успеха. Психолого-педагогические условия для реализации интерактивного обучения включают:

  • готовность обучаемых к данному виду обучения, наличие у них необходимых знаний и навыков;
  • благоприятный психологический климат на занятиях, стремление помогать друг другу;
  • поощрение инициативы;
  • индивидуальный подход к каждому ученику;
  • наличие всех необходимых средств обучения.

Классификация интерактивных методов обучения

Интерактивные технологии обучения делятся на индивидуальные и групповые. К индивидуальным относят тренировки и выполнения практических заданий. Групповые интерактивные методы делятся на 3 подгруппы:

  • дискуссионные – обсуждения, дебаты, «мозговой штурм», «кейсы», анализ ситуаций, разработка проекта;
  • игровые – деловые, сюжетно-ролевые, дидактические и другие игры, интервью, проигрывания ситуаций, инсценировка;
  • тренинг-методы – психотехнические игры, все виды тренингов.

Интерактивные формы и методы обучения

Подбирая интерактивные формы обучения для проведения занятий, педагогу необходимо учесть соответствие метода:

  • теме, целям и задачам обучения;
  • особенностям группы, возрастным и интеллектуальным возможностям слушателей;
  • временным рамкам занятия;
  • опыту преподавателя;
  • логике учебного процесса.

Интерактивное обучение в детском саду

Интерактивные технологии и методы обучения в дошкольном учреждении используются в основном игровые. Игра для дошкольника – основной вид деятельности и через нее ребенка можно научить всему, что необходимо в его возрасте. Лучше всего для детского сада подходят сюжетно-ролевые игры, во время которых дети активно взаимодействуют и эффективно учатся, т.к. пережитые впечатления запоминаются более ярко.

Интерактивные методы обучения в школе

В школе интерактивное обучение позволяет использовать практически весь спектр методик. Интерактивные методы обучения в начальной школе – это:

  • сюжетно-ролевые и имитационные игры;
  • инсценировки;
  • игра в ассоциации и т.д.

Например, для учеников начальных классов хорошо подходит игра, смысл которой в том, чтобы научить чему-либо соседа по парте. Обучая одноклассника, ребенок учится использовать наглядные пособия и объяснять, а также сам гораздо глубже усваивает материал.

В средней и старшей школе к интерактивным методам обучения относятся технологии, направленные на развитие мышления и интеллекта (проектная деятельность, «мозговой штурм», дебаты), взаимодействие с социумом (инсценировки, проигрывания ситуаций). К примеру, со старшеклассниками уже вполне можно сыграть в ролевую игру «Аквариум», суть которой в том, что часть группы разыгрывает сложную ситуацию, а остальные – анализируют ее со стороны. Цель игры – совместно рассмотреть ситуацию со всех точек зрения, разработать алгоритмы ее решения и выбрать лучший.

Для каждого человека важно профессиональное самоопределение, поскольку от этого будет зависеть их рабочая деятельность и успешность. У такого понятия есть определенные этапы, проблемы, а также критерии, указывающие на готовность сделать выбор.

Подготовка к школе – важный жизненный этап как для ребенка, так и для его родителей. Важно заранее разобраться, какими навыками должен владеть малыш и что ему положено знать. Также следует купить все необходимые вещи для первоклассника.

Читайте также:
Алкохол программа для чего

Дети-модели – не только гордость родителей, но и повышенная ответственность. Быть мамой или папой восходящей звезды подиумов, модных журналов, сериалов и кино сложно, помогут правильная организация времени и разумный подход к освоению этой профессии.

Рюкзак для первоклассника – важнейший аксессуар, покупка которого венчает процесс подготовки ребенка к школе. Правильный выбор ранца очень важен для физического здоровья малыша, немаловажную роль в подборе играет и удобство этой школьной принадлежности.

Источник: womanadvice.ru

Интерактивная программа это что значит

Интерактивность – понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Введение интерактивных форм обучения определено одним из направлений совершенствования подготовки студентов в современном ВУЗе. Это отмечено, в частности, в Федеральных государственных стандартах высшего профессионального образования в качестве требования к организации учебного процесса в ВУЗе: «широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий для формирования необходимых профессиональных и общекультурных компетенций» (п. 7.3 ФГОС ВПО).

При этом термин «интерактивное обучение» понимается по-разному. Понятие «интерактивный» происходитот английского«interact» («Inter» – этовзаимный, «act» – действовать). Интерактивный означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Следовательно, интерактивное обучение – прежде всего обучение в сотрудничестве. Все участники образовательного процесса (преподаватель, студенты) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знаний, но и развивает саму познавательную деятельность.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели:

− повышение эффективности образовательного процесса, достижение высоких результатов;

− усиление мотивации к изучению дисциплины;

− формирование и развитие профессиональных умений и навыков обучающихся;

− формирование коммуникативных навыков;

− развитие навыков анализа и рефлексивных проявлений;

− развитие навыков владения современными техническими средствами и технологиями восприятия и обработки информации;

− формирование и развитие умения самостоятельно находить информацию и определять ее достоверность;

− сокращение доли аудиторной работы и увеличение объема самостоятельной работы студентов.

Интерактивные формы применяются при проведении аудиторных занятий, при организации самостоятельной работы студентов и других видов учебной деятельности на всех уровнях подготовки, а также при повышении квалификации.

Интерактивные технологии изменяют характер образования, делают работу преподавателей творческой и увлекательной, увеличивают эффективность обучения студентов. Основным методом интерактивной технологии является интерактивный диалог, который представляет собой взаимодействие субъектов образования с возможностью задавать вопросы в произвольной форме, выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы. Интерактивное взаимодействие в обучении предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Сегодня рынок информационных технологий предлагает достаточно много интересных решений для сферы образования, а электронные образовательные ресурсы (ЭОР) являются неоспоримыми лидерами для ведения интерактивного обучения.

Многообразие ЭОР, их творческий характер, психолого-педагогические особенности организации образовательного процесса предъявляют определенные требования к их качеству и реализации. Ведущие педагоги и методисты выделяют следующие группы требований:

1) традиционные дидактические требования – обеспечение научности обучения, корректность и достоверность изложения содержания учебного материала с учетом последних научных достижений; проблемность обучения, самостоятельность и активизация деятельности обучаемого, наглядность обучения, требование обеспечения систематичности и последовательности обучения;

2) специфические дидактические требования: требование адаптивности ЭОР к индивидуальным возможностям студентов; требование развитияи нтеллектуального потенциала обучаемого, требование системности и структурно-функциональной связанности представления учебного материала в образовательных электронных изданиях и ресурсах; требование обеспечения полноты (целостности) и непрерывности дидактического цикла обучения с использованием ЭОР;

3) эргономические требования, которые строятся с учетом возрастных особенностей обучаемых и определяющие гуманное отношение к обучаемому: организация дружественного интерфейса; обеспечение возможности использования обучаемым необходимых справок, подсказок и методических указаний; обеспечение возможности выбора последовательности и темпа работы;

4) с эргономическими тесно связаны эстетические требования, которые устанавливают соответствие эстетического оформления функциональному назначению электронных образовательных ресурсов, упорядоченность и выразительность графических и изобразительных элементов учебной среды, соответствие цветового колорита назначению средства ИКТ и др.

5) требования здоровьесберегающего характера определяют соответствие ЭОР гигиеническим требованиям, санитарнымнормамиправиламработыскомпьютерной техникой.

К этим группам требований, на наш взгляд, обязательно необходимо добавить требование интерактивности ЭОР, означающее, что в процессе обучения должно иметь место двустороннее взаимодействие учащегося с самим ресурсом, с преподавателем или между собой. С этой точки зрения требование интерактивности современных ЭОР направлено на:

− всесторонний анализ конкретных практических примеров профессиональной и управленческой и деятельности, в котором обучаемые выполняют различные ролевые функции;

− поддержание всеми обучаемыми непрерывноговизуальногоконтактамежду собой;

− активное использование мультимедийных технических и учебных средств, в том числе слайдов, фильмов, роликов, видеоклипов, интерактивной доски, с помощью которых иллюстрируется учебный материал;

− постоянное поддержание преподавателем активного внутригруппового взаимодействия,

− оперативное вмешательство преподавателя в ход дискуссии в случае возникновения непредвиденных трудностей, а также в целях пояснения новых для слушателей положений учебной программы;

− обучение принятию решений в условиях жесткого регламента и наличия элемента неопределенности информации.

Охарактеризуем возможности средств ИКТ, позволяющие реализовать требование интерактивности в современных электронныхобразовательных ресурсах.

1) настройка внутренних и внешних ссылок в ЭОР, что обеспечивает их нелинейность, возможность быстрого переключения между отдельными содержательными блоками, взаимосвязи различных ЭОР между собой;

2) настройка гиперссылок на внешние ресурсы (текстовые документы, графические материалы (иллюстрации, карты, атласы), контрольно-измерительные материалы, Internet-ресурсы;

3) настройка триггеров (переключателей), определяющих возможность самопроверки и организации диалога в тестовом режиме;

4) анимационные эффекты, позволяющие создавать динамические модели схем, таблиц и др., т.е. конструировать их в режиме диалога со студентами;

5) возможности интерактивной доски, позволяющие работать с практически любым программным обеспечением и одновременно реализовывать различные приемы индивидуальной, коллективной, публичной («ответ у доски») работы студентов, сочетать компьютерные и традиционные методы организации учебной деятельности, специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудиоивидеоматериалами, Интернетресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию.

Таким образом, современные образовательные ресурсы должны носить интерактивный характер, что необходимо для использования интерактивных методов и мультимедийных технологий обучения. Это позволяет представить учебный материал не только в традиционном, но и в более доступном восприятии для студентов визуально-вербальном виде. При комплексном применении интерактивных ЭОР в сочетании с традиционными видами учебной работы достигается более высокая эффективность в профессиональной подготовке специалистов.

Источник: expeducation.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru