Компьютерно-интерактивное и индивидуально-групповое обучение предметов путём создания автоматизированной компьютерной программы
Юнусова, Г. Н. Компьютерно-интерактивное и индивидуально-групповое обучение предметов путём создания автоматизированной компьютерной программы / Г. Н. Юнусова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 88-91. — URL: https://moluch.ru/archive/59/8386/ (дата обращения: 18.12.2022).
Реформы и новообразования целиком затронули процесс образования.
В период обучения, 14–15 лет, исходя из своих умственных способностей и интересов, молодёжь задумывается над своим правом выбора профессии. Именно в это время у детей происходят различные психологические и физиологические, умственные изменения и развитие. В этот период у молодёжи много свободного времени, так как они должны выбрать свой жизненный путь.
Они могут поступить в академические лицеи и колледжи, за три года обучения получить специальность или необходимые знания для последующего обучения в вузах страны. Каждому выпускнику лицеев и колледжей даётся право выбора поступления в вуз или идти работать [1, c. 2,3]. Начались большие перемены и в информационной среде, большой поток информации, наплыв информационных технологий, новых видов компьютеров, интернета с большой скоростью приводит к применению компьютеров и информационной технологии, как во всех отраслях жизни, так и в сфере образования. В процессе образования стали применяться новые технические средства: видеопроектор, компьютерные обучающие программы. Традиционные уроки изменились и пришли к форме «Учитель+компьютер+ученик» или «Учитель+компьютер+студент».
Интерактивная обучающая система ФИШКИ
Компьютер в процессе образования стал вспомогательным средством для доставки материала, который невозможно было предоставить традиционными методами обучения с помощью традиционных средств обучения. Компьютер внёс в процесс обучения электронную интерактивность.
С помощью компьютера можно наглядно увидеть учебный материал, анимационное представление процессов физики, биологии, химии близко к их происхождению в природе. Компьютер играет роль доставки добавочного необходимого материала для понимания сути.
Компьютер входит в жизнь каждой личности как «Самоучитель» необходимого материала, к примеру, можно обучиться темам по предметам, изучать иностранные языки, прослушать уроки английского языка и. т.д. Стало немыслимым представить ту или иную сферу образования или производства без современных информационных технологий. Большую значимость в формировании знаний и умений личности играет интернет. Решение различных кроссвордов, загадок из интернета, получение новых материалов по тем или различным темам полностью изменили существование социума, его потребности [2, c.3,4].
Перед учителем любого времени стоит проблема законченности сути материала урока, взаимосвязанности, непрерывности учебного материала из одного занятия на другое. Для формирования непрерывного образования, требуется устранение различных неполадок в обучении, связанных с появлением «дискретности» в образовании.
Интерактивная обучающая программа — Русский 1 класс
Непрерывность в образовании можно добиться путём использования компьютерных программ, путём вовлечения вспомогательных средств, дополняющих и преподносящих суть учебного материала. Каждый учитель имеет своё мировоззрение и «тезаурус» слов, имеет свой дар речи, ораторские способности. Обучаемый имеет своё мировоззрение и умственные способности, подходящие его возрасту, психологическим и возрастным способностям. И если он имеет некоторые «дискретные» моменты в своём интеллекте, полученные из-за его недостаточной усидчивой учёбы, из-за пропуска тех или иных занятий, из-за болезни и т. д., тогда он обязательно запомнит очень малое количество излагаемого учителем материала [3, c.3].
Даже очень способный обучаемый теряет некоторый объём информации, запоминая суть содержания и поняв смысл излагаемого материала. Необходимо повторение материала, работа над собой, над учебником, использование материалов из интернета, пополнение знаний, используя добавочные каналы получения информации по сути учебного материала.
И здесь, конечно, необходимы информационные технологии, использование специальных программ в обучении тех или иных предметов. И примерно такими вопросами и занимались долгое время педагоги. И это время длилось до тех пор пока не появилась современная электронная доска.
И теперь процесс обучения можно представить как активное вовлечение трёх необходимых компонентов образования, и роль учителя здесь уже на видном первом месте. Процесс обучения состоит из следующих четырёх компонентов: «Учитель+компьютер+электронная доска+обучаемый».
В этом периоде уже и учитель и ученик вовлечены в процесс обучения, на электронной доске учитель может показать примеры по своей теме, а так же вовлечь самих студентов попробовать выполнить задания совместно наглядно на доске. В этот период внимание всех обучаемых сосредотачивается на доске. Здесь учитель, его личность как обучающего стоит на первом плане. Обучение предметов словесными, интерактивными методами, с использованием компьютерных программ, используя электронную доску, вовлечение самой личности обучаемого в процесс обучения сути материала и выполнения его наглядно на доске приводит к высоким результатам в сфере запоминания материала и его усвоения [4, c.2].
Никому не секрет, что сегодня в процесс образования вошло и дистанционное образование. Словесный метод обучения сути материала с использованием компьютера если можно применить для всей аудитории, то работа с электронным учебником приводит к формированию индивидуального обучения студента. Применение интерактивных методов обучения: методов больших групп или применение методов малых групп, использование мозгового штурма, метода чтения и письма при проведении лекции и т. д. привело нас к идее создания программы, которая будет обучать методом малых групп некоторых тем по окончании глав или разделов предметов. Т. е. мы выдвинули идею создания программы интерактивного обучения, в частности, обучения методом групп, причём обучение можно проводить как средствами локальной сети, так и средствами интернета. Здесь преобладает дистанционное и интерактивное обучение, используются индивидуально-групповые и компьютерно-интерактивные методы обучения. Сначала дадим обзор созданной нами программы:
Заранее учитель должен определить, сколько будет обучаемых, он должен подготовить материал, используя компьютерную программу. В специальной аудитории, к примеру, на 50 человек, состоящую из 10 столов, у каждого стола по 5 компьютеров, вокруг них по 5 стульев для обучаемых. На каждом столе по 5 компьютеров. Компьютеров должно быть столько сколько обучаемых за каждым столом.
Обучаемые каждого стола считаются обучаемыми одной группы. Все компьютеры соединены в одну локальную сеть. Урок начинается с входом учителя в аудиторию. С головного компьютера-сервера от учителя идёт сообщение, учитель приветствует аудиторию. Каждый обучаемый вводит своё ответное приветствие.
Так организуется вступительная часть урока. Далее задаётся вопрос учителем по теме пройденного урока. Все отвечают учителю. Ответы появляются на экране компьютера следующим образом:
1. Яковлева Света-тема пройденного урока: «Закон Ньютона»
2. Пак Альбина -тема пройденного урока: «Закон Ньютона»
3. Каримов Пётр-тема пройденного урока: «Закон Ньютона»
4. Селивестрова Татьяна-тема пройденного урока: «Закон Ньютона»
5. Юнусова Гулшана- тема пройденного урока: «Закон Ньютона»
1. Кофтун Ирина-тема пройденного урока: «Закон Ньютона»
2. Петрова Антонина -тема пройденного урока: «Закон Ньютона»
3. Каримов Руслан-тема пройденного урока: «Закон Ньютон»
4. Иванов Константин-тема пройденного урока: «Закон Ньютона»
5. Филипов Антон-тема пройденного урока: «Закон Ньютона»
и т. д., таким образом, поступает информация со всех групп на компьютер учителя. В нашем примере групп всего пять [4, c.3–5].
Далее с компьютера учителя на компьютер обучаемых всех групп задаются вопросы по пройденной теме, к примеру по 3 вопроса на каждую группу. Вопросы задаются в виде тестов. Причём вопросы ко всем группам задаются только по теме пройденного материала и вопросы эти разные.
Каждый обучаемый из группы самостоятельно отвечает на вопрос учителя, ему не даётся доступ на просмотр ответа своих соседей из своей группы. Причём на компьютере учителя высвечиваются ответы группы. Только после его собственного ответа на вопрос, через некоторое время, даётся доступ входа в ответы соседей только из своей группы.
После того любой обучаемый одной группы имеет право пообщаться на компьютере со своими соседями с одной группы и просмотреть их ответы, затем прийти к одному правильному ответу по вопросам и послать ответ группы учителю. Т. е. при послании ответа члены группы, приходят к ответу сообща. Здесь идёт индивидуальный опрос группы и так же групповой опрос по пройденному материалу. Таким образом, использование этой программы создаёт индивидуально-групповое обучение и повторение пройденного материала.
После проведения этого этапа, обучаемые групп, могут войти в данные компьютеров других групп и получить вопросы по пройденной теме, заданные им учителем, причём это делается по порядковому номеру групп. Каждый член группы вначале индивидуально отвечает на вопрос, затем получает доступ входа в ответы группы, как в начальные ответы, так и в правильные ответы команды.
Далее организуется самая основная часть нетрадиционного урока. Содержание и суть новой темы даётся на все компьютеры одновременно, причём текст лекции наглядно показывается на компьютере и идёт чтение текста голосом самого учителя, заранее это должно быть подготовлено, учитель сидит за компьютером и наблюдает. После чтения каждого абзаца голосом учителя, делается пауза для конспектирования материала обучаемыми. Здесь программой должно быть определено время обучения новой темы.
Учитель должен заранее обдумать и запланировать этот момент обучения. После проведения такого урока для одной специализации, можно точно определить регламент времени, начала урока, проведения новой темы и. т.д. Таким образом, излагается новая тема. После объяснения и конспектирования новой темы, идёт следующая ступень проведения урока: закрепление новой темы.
Этот процесс урока так же проводится с использованием выше указанного процесса, т. е. как при повторении пройденной темы. Значит и в этом случае всем группам задаются по три вопроса и обучаемые отвечают на вопросы самостоятельно, а затем, общаясь в группе, дают правильный ответ группы. Каждый вначале отвечает индивидуально, а затем идёт групповой ответ.
После завершения этого процесса ответы групп поочередно наглядно показываются на электронной доске или на компьютере для проведения презентаций, после чего звучат «Аплодисменты». Так проводится презентация одной группы. Далее члены других групп могут задавать вопросы членам той группы, которая провела и показала свою презентацию.
Члены группы отвечают на вопросы и отстаивают свою точку зрения. После чего так же звучат «Аплодисменты». В такой очередности проводится презентация всех групп, они так же отстаивают точку зрения своей команды. В нашем примере было 5 групп. Так проводится презентация 5 групп, все они отстаивают свои точки зрения, отвечают на вопросы по пройденной теме и только по тем вопросам, которые им были заданы учителем [4, c.4,5].
После проведения этого этапа, обучаемые групп, могут войти в данные компьютеров других групп и получить вопросы по новой теме. Каждый член группы вначале индивидуально отвечает на вопрос, затем получает доступ входа в ответы группы, как в начальные ответы, так и в правильные ответы команды. Так проводится следующий этап компьютерно — интерактивного обучения.
Он помогает среднему обучаемому расширить свой кругозор знаний и учит работать над собой, над учебным материалом, так как во время индивидуального ответа на вопросы по пройденной теме ученикам или студентам разрешается вход в интернет для получения необходимого материала, использование лекций, учебника и. т.д. После организации процесса ответа на вопросы и просмотра других ответов начинается следующая часть нетрадиционного урока по предмету.
Задаётся домашнее задание, причём домашнее задание может задаваться всем одинаково или группам в отдельности. Далее идёт следующая часть урока: идёт завершение урока и учитель и обучаемые прощаются. Урок заканчивается. Контроль и оценки знаний обучаемых так же фиксируются на компьютере учителя, так как вопросы задаются в виде теста и по правильным ответам, можно параллельно провести оценивание знаний обучаемых групп.
Таким образом, мы хотим создать компьютерно-интерактивное и индивидуально-групповое обучение предметов в среде компьютерной программы, работающей в среде дистанционного обучения. Этот процесс может быть рассмотрен как отдельная проблема компьютерно-интерактивного и индивидуально-группового образования.
Итак, мы выдвинули идею создания такой программы, которая организует нетрадиционные уроки по всем предметам. Причём эту программу можно использовать как в локальной, так и в глобальной сети. И членами групп могут быть студенты или ученики двух или нескольких учебных заведений. Программа может быть использована и внедрена в обучение на общеобразовательной ступени и обязательной ступеней образования [4, c.5].
2. Т. Г. Калашникова. Применение дистанционных технологий в образовании// Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы, № 1 (21), 2005, http://pitis.tsure.ru/
3. Г. Н. Юнусова, Информатика, информационные технологии, автоматизированная компьютерная программа, г. Пенза, XII научно-практическая конференция «Технические науки», 2013 г.б –С. 34–39.
4. Г. Н. Юнусова, Компьютерно-интерактивное и индивидуально-групповое обучение посредством автоматизированной системы, Наманган, НамПИ, материалы научно-практической конференции 2012 г.б –С. 70–74.
Основные термины (генерируются автоматически): пройденный урок, группа, учитель, процесс обучения, компьютер, процесс образования, программа, пройденная тема, учебный материал, интерактивное обучение.
Источник: moluch.ru
Интерактивные средства обучения
Интерактивность – определенный вид взаимодействия в Интернете. Это взаимодействие может реализовываться через электронные ресурсы Интернета или с другим человеком посредством служб интернета (ICQ, Skype, электронная почта и т.д.).
Степень интерактивности – показатель, характеризующий степень подготовки пользователя, то, насколько быстро и правильно он может достичь поставленной цели. Элементы интерактивности – все функции сайта, или программные модули, используя которые человек может взаимодействовать с другим человеком или сайтом посредством этих инструментов.
Замечание 1
На современном этапе образования интерактивность реализуется на двух уровнях: постоянное взаимодействие в учебном процессе преподавателя с обучаемым и обучаемых между собой с помощью интернет-технологий; взаимодействие учащихся с применением средств мультимедиа.
Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас
Благодаря интерактивности пользователь получает необходимую информацию на свои запросы. В определенных пределах интерактивность позволяет управлять предоставлением информации посредством изменения пользователем настроек, анализом и оценкой результатов, ответами на запросы программы о предпочтениях пользователя по тому или иному вопросу. Пользователи самостоятельно могут устанавливать количество повторений, скорость подачи информации, которые удовлетворяли бы их индивидуальные образовательные потребности.
Модели электронного обучения:
- Модель e-learning (электронное обучение). Обучение осуществляется с помощью мультимедиа и Интернета. Средства обучения: электронная почта, Интернет-сообщества. Интернет-форумы, видеоконференции, видео-лекции, онлайн-тестирование, case-study, экспертные системы, онлайн-консультирование и т.д. E-learning представляет собой процесс получения знаний и определенных навыков с использованием образовательной среды, в основе которой лежит использование информационных технологий, предоставляющих учебную информацию и обеспечивающих ее обмен на расстоянии, осуществляющих необходимое сопровождение и администрирование обучения.
- Модель b- learning. Представляет собой смешанное обучение, взаимосвязь виртуального и очного общения с преподавателем. В образовательном процессе присутствует электронная компонента (компьютер) образования, информационные технологии и Интернет, классическое непосредственное взаимодействие преподавателя и обучающегося.
Подобрали для написания работы по теме «Интерактивные средства обучения»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы
Формы и возможности интерактивного обучения
Выделяют следующие формы интерактивности: действенная интерактивность, при которой обучающиеся управляют программой (применение гипертекстовой разметки, структура электронных энциклопедий, справочников, баз данных), эффективна при дистанционном обучении; реактивная интерактивность заключается в обучении тому, что предоставляет программа первоначальное знакомство или демонстрация изучаемого материала; взаимная интерактивность – взаимное приспособление обучаемого и программы друг к другу (тренажеры, игры-приключения, обучающие программы, практикумы и т.д.).
Интерактивность раскрывает степень и характер взаимодействия между объектами, это принцип организации образовательной системы, позволяющий достичь поставленной цели взаимодействием элементов системы посредством информационного обмена. Использование интерактивных средств обучения на занятиях – это использование специальных обучающих программ, которые помогают каждому ученику в доступном для него темпе проходить учебный материал, осваивать его и сдавать контрольное тестирование.
Интерактивные средства обладают широкими возможностями:
- управление на экране объектами;
- линейная навигация с помощью вертикальной прокрутки;
- диалоговая функция справки;
- использование гиперссылок и иерархическая навигация;
- обратная связь, позволяющая оценить качество действий пользователя;
- конструктивное взаимодействие, обеспечение возможностей для построения целей непосредственно на экране;
- взаимодействие в виде рефлексии.
Современные интерактивные средства обучения
В настоящее время существует большое разнообразие интерактивных средств обучения. В системе образования широко используются такие интерактивные средства обучения, как:
- ПервоРоботы Lego NXT Mindstorm;
- Беспроводные планшеты;
- Интерактивные приставки;
- Мультимедийные проекторы;
- Документ-камера;
- Классические интерактивные доски;
- Система интерактивного голосования;
- Цифровые лаборатории;
- Компьютеры и оргтехника;
- Цифровые лаборатории «Архимед»;
- Мультисенсорный регистратор данных LabDisk.
Интерактивные приставки – это устройства, крепящиеся к поверхности, на которую падает изображение с проектора или непосредственно на проектор. Они позволяют сделать презентацию интерактивной, дают возможность управлять ее элементами. Многие интерактивные приставки могут работать в режиме копирования, то есть сохранять информацию, написанную специальными маркерами на доске, без использования компьютера или проектора.
Мультимедийные проекторы являются эффективным средством в создании интерактивного материала. Современные проекторы могут распознавать два стилуса и до шести касаний пальцами одновременно. Использование интерактивных досок значительно сокращает в системе количество устройств. Они содержат минимум программного обеспечения.
Для использования в более сложных вариантах можно подключить компьютер и расширить функционал проектора. Мультимедийные проекторы можно использовать для создания интерактивных столов.
Использование в образовательном процессе интерактивной доски помогает развивать у обучающихся память, внимание, речь, словесное и логическое мышление, мелкую моторику, слуховое и зрительное восприятие и др. Работа с интерактивной доской может включать: коммуникативные игры и дидактические игры и упражнения; овладение моделями, символами, мнемотехникой; проблемные ситуации; совместную деятельность детей; творческие задания и др.
Использование интерактивной доски в самостоятельной и совместной деятельности преподавателя и ученика является эффективным способом индивидуализации и мотивации обучающегося, создания благоприятного эмоционального фона и развития творческих способностей.
Использование в процессе обучения интерактивной доски позволяет осуществить переход от объяснительно-иллюстрированного обучения к деятельностному, во время которого ребенок становится активным субъектом педагогического воздействия.
Источник: spravochnick.ru
5 интерактивных форм работы
в онлайн-курсе
Переходя из офлайна в онлайн, создатели курсов часто ограничиваются записью видео и подбором упражнений к ним. Но велика вероятность, что ученики будут слушать видео фоном и делать задания «на отвяжись». Когда-то «говорящей головы» было достаточно, но сейчас для высокого KPI образовательного проекта приходится тщательно выбирать инструменты вовлечения.
Мы проанализировали все способы сделать учеников активными участниками, а не слушателями или зрителями курса. Ниже — самые эффективные форматы.
1. Интерактивный вебинар
В чём отличие от обычного? В приёмах, которые использует ведущий.
Например:
-
Вместо того, чтобы ставить «плюсики в чат», попросите закидать вас смайлами, отражающими настроение участников вебинара.
Сотрудники Lenovo активно используют возможности платформы: во время вебинаров проводят тесты и голосования, устраивают сессии вопросов и ответов, организуют розыгрыши.
Для каждого из приёмов есть отдельные сервисы, но гораздо удобнее, когда все эти действия можно реализовать в рамках той же площадки, на которой идет вебинар.
Платформа Webinar.ru включает все эти возможности.
На видео можно посмотреть, как за несколько кликов запустить тест или голосование внутри вебинара.
2. Коллективная онлайн-доска
Для платформы We.study мы выбрали MIRO — бесконечную онлайн-доску, которая позволяет:
- загружать изображения и документы,
- создавать рисунки и записи,
- клеить стикеры,
- строить таймлайны,
- составлять майндмэпы,
- собирать облако тэгов,
- проводить мозговые штурмы.
По завершении вебинара предложите участникам создать доску стикеров с инсайтами.
3. Образовательная игра
Формат игры не только отвечает популярному направлению геймификации, но и подходит для проверки знаний. Варианты:
- Игра через чат-бот в популярной у вашей аудитории соцсети.
- Пазлы, задания на поиск отличий, квизы и другие brain-игры через LearningApps, Flippity или Kahoot.
- Готовые игры-упражнения можно скачать в формате SCORM и добавить среди прочих элементов в систему дистанционного обучения.
Drag-and-drop-игра для мерчендайзеров, где они убирают лишние товары с полок и собирают в отдельную корзину. Если задание выполнено точно по инструкции, ученик получает максимальное количество баллов.
4. Диалоговый тренажёр
В специальном конструкторе Branchtrack можно создавать персонажей, варианты реплик и ветки сценария разговора.
Этот формат уместен для курсов, развивающих коммуникативные навыки. Но можно создать и детективную канву обучения, где для поиска знаний ученику приходится опрашивать разных героев. Или сделать персонажа похожим на преподавателя курса и задавать ученикам вопросы через этот аватар.
Диалоговый тренажёр для менеджеров по продажам, включающий отработку этапов взаимодействия с клиентом: от самопрезентации до совершения продажи. Встроенные элементы геймификации позволяют рассчитать зарплату сотрудника в зависимости от его успехов.
Пример построения диалогового тренажёра в Branchtrack
5. Интерактивное видео
Интерактивные видео отвечают еще одному тренду современного онлайн-образования: нелинейность контента. В нужный момент рядом со спикером появляется картинка, видео или ссылка — и он может подобно ютуб-блогеру указывать руками в сторону со словами: «Жмите сюда, чтобы узнать подробнее». Так у ученика появляется возможность углубиться в интересующий его аспект темы.
Для таких видео удобен, например, сервис ThingLink: он позволяет делать ссылки с информацией, которая открывается не после перехода, а сразу в кадре.
В обучающий ролик добавьте теги, по которым ученики смогут узнавать дополнительную информацию по теме в виде коротких сводок и ссылок на внешние источники.
На видео вырезка из видео, созданного с помощью ThingLink.
В обучающий ролик по физике об эффекте синхронизации добавлены теги: определение понятия «метроном» из Википедии и информация об эффекте Гюйгенса в журнале «Популярная механика».
Источник видео доступен по ссылке.
Как из интерактивных элементов
собрать систему обучения
Итак, у вас готова программа вебинара, ссылки на интерактивные видео, тесты, опросы, SCORM-файлы. Что делать дальше? Отправлять все это ученикам вложениями по почте или через мессенджеры — не лучшая идея. Эффективнее открыть им доступ к платформе, где все будет собрано в единую систему.
В We.study мы предусмотрели возможность простого добавления всех видов интерактивного обучающего контента:
Источник: we.study
Преимущества интерактивного обучения персонала
Китайскому мыслителю Конфуцию приписывают фразу, которая хорошо описывает процесс обучения: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму». В этом примере интерактивное обучение относится к «сделать». Это самый комфортный и быстрый путь к пониманию изучаемого материала.
Специалисты выделяют три основных метода в обучении взрослых людей: пассивный, активный и интерактивный. К пассивному методу относятся лекции, вебинары и другие форматы, где ведущая роль отводится лектору. Ведущий курса решает, каким будет занятие, а обучающиеся слушают и стараются запомнить информацию. Во время активного обучения тренер и обучающиеся сотрудники взаимодействуют друг с другом. Каждый может влиять на ход занятия.
Интерактивное дистанционное обучение — это разновидность активного метода. Однако если при активном обучении сотрудник сам решает, участвовать ему в уроке или молча слушать, здесь участвовать должны все. Процесс выстроен так, чтобы обучающийся не смог не принять участие в коллективной работе. Интерактивная технология обучения — это возможность сделать так, чтобы ученики действовали, а не просто слушали лектора.
Конфуций был первым, кто рассказал о преимуществах интерактивного обучения
Что такое интерактивное обучение?
Суть интерактивного обучения в том, что слушатели остаются вовлечёнными на протяжении всего занятия. Обычно концентрация внимания начинает снижаться практически с первых минут лекции. Спустя полчаса уровень вовлечённости достигает своего минимума, после чего немного увеличивается. Специалисты по обучению называют эти колебания «кривой внимания».
Так выглядит кривая внимания
При онлайн-обучении концентрация снижается уже спустя 4-7 минут после начала занятия. У человека появляется соблазн параллельно посмотреть ленту новостей, проверить соцсети или пообщаться в мессенджере.
Есть два способа удержать внимание учеников:
- микролёнинг, при котором информация делится на блоки по 3-5 минут;
- интерактивное обучение, о котором мы говорим в этой статье.
Рассмотрим принципы интерактивного обучения. К ним относятся: активности, которые вовлекают ученика в процесс обучения, возможность общаться на равных и творческий подход. И ведущий курса, и ученики вносят свой вклад в процессе занятия, обмениваются знаниями и идеями. Для этого важно, чтобы атмосфера была доброжелательной и открытой.
Параллельно сотрудники могут улучшить свои навыки работы в команде — умение выслушать другого человека и донести свою точку зрения. Также электронное интерактивное обучение тренирует навыки взаимодействия в онлайн. Это будет полезно для тех компаний, сотрудники которых работают удалённо.
Интерактивные методы и формы обучения
Рассмотрим интерактивные методы обучения, которые подходят для корпоративных курсов. Их можно условно поделить на имитационные, среди которых есть игровые и неигровые, и неимитационные.
- К игровым методам относятся деловые игры, ролевые тренинги и т.д. Это самые вовлекающие занятия, во время которых обучающиеся полностью погружаются в процесс.
- Неигровые методы обучения могут включать работу в парах или в малых группах, моделирование рабочих ситуаций.
- А к неимитационным занятиям можно отнести мозговой штурм или дискуссию.
После выбора метода обучения нужно решить, в какой форме будут проходить занятия. Интерактивные формы обучения — это то, в каком виде организовано обучение. Форматов довольно много, но в корпоративном онлайн-образовании чаще всего применяют несколько самых популярных вариантов:
- Мастер-классы, во время которых происходит передача опыта от учителя к ученикам.
- Интерактивные вебинары — формат, при котором классическую лекцию дополняют дискуссией или обсуждением.
- Голосование и опросы как часть обучения, например, для поиска правильного решения. Обучающиеся делятся своими мыслями и аргументируют свою точку зрения.
- Проектная работа над поставленной задачей.
- Дебаты, во время которых слушатели учатся приводить правильные аргументы и выслушивать противоположные точки зрения.
- Деловые игры с обыгрыванием ситуаций, приближенных к реальным.
От выбора формы обучения зависит то, какие интерактивные средства подойдут для обучения. Средства обучения — это способ донести информацию до слушателей. Они могут быть устными и письменными, наглядными и практическими. Чаще всего преподаватель использует сразу несколько средств. Например, показывает слайды, рассказывает теорию, проводит онлайн-голосование и тестирование с помощью LMS-платформы.
Интерактивное обучение может состоять из чтения, просмотра видео и участия в дискуссиях
Плюсы интерактивного обучения
Самый главный плюс интерактивного обучения — высокая вовлечённость слушателей. Сотрудники не смогут параллельно заниматься другими делами, ведь им постоянно нужно отвечать на вопросы, делиться своим мнением, применять новые инструменты на практике и так далее. Максимальное погружение происходит, когда интерактивное обучение проходит в виде игры или имитации реальной ситуации.
Важно, что при интерактивном обучении меняется схема отношений между ведущим и участниками. Сотрудники и тренер общаются не по модели ученик — учитель , а на равных. Вместо того, чтобы получать готовые решения и ответы, участники находят их в процессе занятий. Такой формат больше подходит для обучения взрослых людей, чем традиционные схемы.
Вот ещё несколько плюсов интерактивного обучения сотрудников:
- слушатели занимают активную позицию, благодаря этому они лучше концентрируются на занятиях;
- знания усваиваются лучше, так как в процессе ученики отвечают на вопросы. выполняют задания, обсуждают полученную информацию и так далее;
- одновременно с профессиональным обучением слушатели развивают навыки общения и работы в команде.
А если организовать интерактивное обучение онлайн, к перечисленным плюсам прибавится ещё и возможность автоматизировать процессы. Такой формат удобен и для руководителей, и для сотрудников, которые могут заниматься в удобном месте и в удобное время. Поэтому развитие интерактивного обучения тесно связано с развитием онлайн-образования.
Минусы интерактивного обучения
Интерактивный подход в обучении имеет гораздо больше плюсов, чем минусов. Однако мы не можем упомянуть и недостатках этого вида образования. Прежде всего, организация такого обучения требует больше времени и сил. Недостаточно просто отобрать нужную информацию и поделиться ей в виде лекции. Нужно продумать сценарии взаимодействия, вопросы для обучающихся, способы мотивации и так далее.
В офлайн интерактивная программа обучения имеет лимиты по количеству учеников. Чтобы все могли ответить на вопросы, принять участие в игре или в обсуждении, число участников должно быть ограничено. Если для обучения используется интерактивный онлайн-курс, количество обучающихся сотрудников может быть любым.
Также, возможно, интерактивные приёмы обучения подходят не всем. Некоторые сотрудники могут чувствовать себя неуверенно во время деловой игры или при ответе на вопросы теста. Как правило, это люди, которые недавно работают в компании.
Организация интерактивного обучения с помощью платформы Эквио
Чтобы в полной мере оценить плюсы интерактивной системы обучения, важно, чтобы у учителя и учеников были хорошие условия для взаимодействия. В идеале это должна быть обучающая платформа, где в одном месте собраны инструменты для удалённого общения, тестирования и мотивации. Именно такие возможности даёт своим клиентам интерактивная платформа для обучения Эквио.
В Эквио можно хранить и создавать обучающий контент в разных форматах. Тесты и задания можно вставлять в обучающие курсы. Сотрудники смогут продолжать обучение только после того, как правильно ответят на контрольные вопросы.
На платформе Эквио можно устраивать викторины в формате опросов, давать задания, для которых нужно снять фото и видеоролики с правильным выполнением. Общаться в режиме реального времени в Эквио можно через встроенный Zoom. А для мотивации сотрудников есть прозрачная система баллов и магазин подарков, в который руководитель может поместить любые бонусы. С Эквио организация интерактивного обучения превращается в простой и быстрый процесс, так как часть задач можно автоматизировать. Например, проверка тестов происходит автоматически.
Интерактивное обучение превращает слушателей в активных участников процесса. Сотрудники получают не только знания, но и возможность поделиться своим мнением, научиться командной работе и стать более самостоятельными.
Список литературы:
- М. Асамбаева «Интерактивные методы обучения», Каракольский центр обучения взрослых. Каракол, 2012 г.
- Н.Суворова «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.
- Л. Иванова «Интерактивные формы обучения»., М., 2007 г.
Источник: e-queo.com